Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ СТУДИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ СТУДИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ОБЩЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кондратьева Ольга Александровна, Эммерт Ольга Олеговна

В современном обществе проблема преодоления застенчивости у подростков не теряет актуальности на протяжении многих лет. В ходе ее решения сложились противоречия, связанные, с одной стороны, с изучением уровня проявления, а с другой стороны, с разработкой конкретных педагогических технологий, методик, программ, которые позволяли бы снизить негативные эффекты застенчивости. Цель - исследовать особенности превентивной работы с застенчивостью подростков в условиях студии музыкального воспитания и составить педагогические рекомендации по реализации этой деятельности. Методы и методики исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические - эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование (методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева); методы математической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Экспериментальная база исследования - студия музыкального воспитания «Росток» при Дворце творчества детей и молодежи г. Копейска. В исследовании участвуют подростки - воспитанники студии - в возрасте 12-14 лет (N = 30). Высокий уровень застенчивости был выявлен у 37% испытуемых, чрезвычайно высокий - у 10%. Это означает, что воспитанники музыкальной студии замкнуты, испытывают сложности в общении со сверстниками и с педагогом, не могут раскрыть свои способности и таланты, болезненно реагируют на замечания и критику. Проверка гипотезы с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала, что уровень застенчивости подростков связан с уровнем их самоценности, корреляционная связь между ними достоверна, направление корреляционной связи обратное: высокому уровню застенчивости соответствует низкий уровень самоценности. Поэтому не нужно ставить ребенка в ситуацию неизвестности или неопределенности. Педагог должен подключать подростка к общественным делам, которые ему под силу; хвалить, когда подросток проявляет самостоятельность; стимулировать его личную ответственность за какие-либо действия и не создавать ситуации напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кондратьева Ольга Александровна, Эммерт Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PREVENTIVE WORK WITH SHY TEENAGERS IN A MUSIC EDUCATION STUDIO

In modern society, the problem of overcoming shyness in adolescents has not lost its relevance for many years. In the course of its solution, contradictions arose connected, on the one hand, with the study of the level of manifestation, and on the other hand, with the development of specific pedagogical technologies, methods, programs that would reduce the negative effects of shyness. The goal is to study the specifics of preventive work with adolescent shyness within the framework of a music education studio and work out pedagogical recommendations for the implementation of this activity. Research methods and techniques: theoretical - analysis and generalization of psychological and pedagogical literature; empirical - experiment, ascertaining experiment, testing (method of diagnosing shyness by K. S. Chechulina, the "Ladder" technique by V. G. Shchur, the method of studying self-attitude by S. R. Panteleev); methods of mathematical data processing - Spearman's rank correlation coefficient. The experimental base of the research is the “Rostok” musical education studio at the Palace of Arts for Children and Youth in Kopeysk. The study involved adolescents - pupils of the studio - at the age of 12-14 years (N = 30). A high level of shyness was found in 37% of the subjects, an extremely high level in 10%. This means that the pupils of the music studio are closed, experience difficulties in communicating with their peers and with the teacher, cannot demonstrate their abilities and talents, and react painfully to comments and criticism. Testing the hypothesis using the Spearman rank correlation coefficient showed that the level of shyness of adolescents was associated with the level of their self-evaluation, the correlation between them is reliable, the direction of the correlation is the opposite: a high level of shyness corresponds to a low level of self-evaluation. Therefore, you must avoid the conditions when a child is in a situation of uncertainty or doubt. The teacher should involve the teenager in public affairs that he can participate in; praise him/her when the teenager shows independence; stimulate his/her personal responsibility for any actions and avoid tension situations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ СТУДИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221009 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11009 УДК 37.032

Особенности превентивной работы с застенчивыми подростками в условиях студии музыкального воспитания1

Specificity of preventive work with shy teenagers in a music education studio

Авторы статьи

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9059-5682 23a12@list.ru

Кондратьева Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия

ORCID: 0000-0002-9204-2827 kondratievaoa@cspu.ru

Эммерт Ольга Олеговна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9985-6885 emmertoo@cspu.ru

Authors of the article Valentina I. Dolgova,

Doctor of Psychology, Professor, Dean of the Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0001-9059-5682

23a12@list.ru Olga A. Kondratyeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-9204-2827 kondratievaoa@cspu.ru

Olga O. Emmert,

Student, Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0001-9985-6885 emmeroo@cspu.ru

Конфликт интересов

В. И. Долгова является членом редакционного совета журнала «Концепт».

Conflict of interest statement

V. I. Dolgova is a member of the editorial board of the "Concept" journal.

Поступила в редакцию Received 02.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.01.22

Принята к публикации Accepted for publication 31.01.22 Опубликована Published 28.02.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Долгова В. И., Кондратьева О. А., Эммерт О. О., 2022

1 Статья подготовлена в рамках Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на 2021-2024 годы «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций».

Для цитирования

For citation

L

Долгова В. И., Кондратьева О. А., Эммерт О. О. Особенности превентивной работы с застенчивыми подростками в условиях студии музыкального воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 02. С. 39-57. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/221009.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11009

Аннотация

V. I. Dolgova, O. A. Kondratyeva, O. O. Emmer, Specificity of preventive work with shy teenagers in a music education studio // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 02. P. 39-57. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211009.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11009

Abstract

В современном обществе проблема преодоления застенчивости у подростков не теряет актуальности на протяжении многих лет. В ходе ее решения сложились противоречия, связанные, с одной стороны, с изучением уровня проявления, а с другой стороны, с разработкой конкретных педагогических технологий, методик, программ, которые позволяли бы снизить негативные эффекты застенчивости. Цель - исследовать особенности превентивной работы с застенчивостью подростков в условиях студии музыкального воспитания и составить педагогические рекомендации по реализации этой деятельности. Методы и методики исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические - эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование (методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева); методы математической обработки данных -коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Экспериментальная база исследования - студия музыкального воспитания «Росток» при Дворце творчества детей и молодежи г. Копейска. В исследовании участвуют подростки - воспитанники студии - в возрасте 12-14 лет ^ = 30). Высокий уровень застенчивости был выявлен у 37% испытуемых, чрезвычайно высокий - у 10%. Это означает, что воспитанники музыкальной студии замкнуты, испытывают сложности в общении со сверстниками и с педагогом, не могут раскрыть свои способности и таланты, болезненно реагируют на замечания и критику. Проверка гипотезы с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала, что уровень застенчивости подростков связан с уровнем их самоценности, корреляционная связь между ними достоверна, направление корреляционной связи обратное: высокому уровню застенчивости соответствует низкий уровень самоценности. Поэтому не нужно ставить ребенка в ситуацию неизвестности или неопределенности. Педагог должен подключать подростка к общественным делам, которые ему под силу; хвалить, когда подросток проявляет самостоятельность; стимулировать его личную ответственность за какие-либо действия и не создавать ситуации напряжения.

Ключевые слова

In modern society, the problem of overcoming shyness in adolescents has not lost its relevance for many years. In the course of its solution, contradictions arose connected, on the one hand, with the study of the level of manifestation, and on the other hand, with the development of specific pedagogical technologies, methods, programs that would reduce the negative effects of shyness. The goal is to study the specifics of preventive work with adolescent shyness within the framework of a music education studio and work out pedagogical recommendations for the implementation of this activity. Research methods and techniques: theoretical - analysis and generalization of psychological and pedagogical literature; empirical - experiment, ascertaining experiment, testing (method of diagnosing shyness by K. S. Chechulina, the "Ladder" technique by V. G. Shchur, the method of studying self-attitude by S. R. Panteleev); methods of mathematical data processing - Spearman's rank correlation coefficient. The experimental base of the research is the "Rostok" musical education studio at the Palace of Arts for Children and Youth in Kopeysk. The study involved adolescents - pupils of the studio - at the age of 12-14 years (N = 30). A high level of shyness was found in 37% of the subjects, an extremely high level in 10%. This means that the pupils of the music studio are closed, experience difficulties in communicating with their peers and with the teacher, cannot demonstrate their abilities and talents, and react painfully to comments and criticism. Testing the hypothesis using the Spearman rank correlation coefficient showed that the level of shyness of adolescents was associated with the level of their self-evaluation, the correlation between them is reliable, the direction of the correlation is the opposite: a high level of shyness corresponds to a low level of self-evaluation. Therefore, you must avoid the conditions when a child is in a situation of uncertainty or doubt. The teacher should involve the teenager in public affairs that he can participate in; praise him/her when the teenager shows independence; stimulate his/her personal responsibility for any actions and avoid tension situations.

Key words

подростки, застенчивость, самоотношение, музыкальное воспитание, общение

adolescents, shyness, self-attitude, musical education, communication

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность коллективу студии музыкального воспитания «Росток» во Дворце творчества детей и молодежи г. Копейска Челябинской области за помощь в проведении опытно-экспериментальной работы.

The authors express their gratitude to the staff of the studio of musical education "Rostock" in the Palace of Arts for Children and Youth in Kopeysk, Chelyabinsk region for their assistance in conducting experimental work.

Введение / Introduction

Для адаптации в социуме на современном этапе его развития становится все более необходимым достижение индивидуальных успехов, умение постоять за себя в конкурентной среде, проявить решительность и настойчивость [1]. Между тем люди, которые застенчивы, стараются не привлекать к себе внимания, не могут проявить инициативу, боятся ответственности и не чувствуют себя комфортно из-за различных комплексов [2].

Дети тоже зависимы от чужого мнения, в том числе мнения своих сверстников. Желание проявить себя, привлечь к себе внимание и самоутвердиться особенно свойственно подростковому возрасту [3]. Застенчивость может стать причиной изоляции для робких и застенчивых подростков, которых не научили конструктивной коммуникации и социальной адаптации.

Застенчивые подростки сосредоточиваются на том, как их воспринимают другие, и чувствительны к социальным сигналам. Застенчивость - это преграда, которая стоит на пути приобретения новых знаний и расширения коммуникативных связей. Для предупреждения застенчивости требуются не только большие затраты энергии и времени, но и эффективные целевые программы превентивной деятельности.

В музыкальной студии обучаются дети с определенными талантами и способностями, но застенчивость часто мешает воспитанникам раскрывать их и отрицательно влияет на процесс самореализации. Робкие и неуверенные в себе воспитанники студии одиноки, пассивны, имеют заниженную самооценку, менее толерантны к окружающим их ровесникам. Стеснительные подростки не могут четко выразить свои мысли словами, путаются в ходе разговора, из-за чего они чувствуют себя неуверенно.

Цель - исследовать особенности превентивной работы с застенчивостью подростков в условиях студии музыкального воспитания и составить педагогические рекомендации по реализации этой деятельности.

Обзор литературы / Literature review

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды многих отечественных и зарубежных авторов.

Так, Ф. Зимбардо высказал свои представления об особенностях застенчивости и причинах ее развития, полученные на основе результатов так называемого Стен-фордского эксперимента, в котором студенты играли роль заключенных и надзирателей и демонстрировали при этом соответствующие паттерны взаимодействия [4]. Р. Кеттелл раскрыл сущность застенчивости посредством факторных моделей личности. Его рассуждение о возможности изучения динамики психосоциального развития на основе изменения структуры личностных черт нашло продолжение в современной диспозиционной модели «Большая пятерка» [5]. K. Изард обогатил диагностику шкалой дифференциальных эмоций, которая была применена к студентам в каждом из четырех воображаемых состояний, вызывающих настроение (обозначенных как общая депрессия, любопытство, специфическая депрессия и тревога), и в реальном предэкзаменационном состоянии [6]. Школа В. Н. Куницыной дала определение социальным умениям личности в контексте повседневных взаимоотношений людей и обосновала подходы к изучению их сущности с точки зрения человечности [7]. М. Е. Бурно уточнил особенности клинико-психотерапевтического метода преодоления застенчивости «Терапия творческим самовыражением» в норме и патологии [8].

Э. Эриксон объяснил, что субъективно переживаемым чувствам непрерывного самоотождествления соответствует психосоциальная идентичность, которую формирует принятие себя целостным образом в интеграции многообразных социальных связей [9]. А. Басс говорил о внешнем производимом впечатлении и внутреннем самоанализе застенчивого человека, которые выступают как самоцель, опустошают, снижают энергию, приводят к бездействию [10].

Застенчивость, как правило, сочетается с совестливостью, робостью, нерешительностью, неуверенностью в своих силах, медлительностью, неловкостью, тревожностью, склонностью к страхам, сомнениям, мнительности, стеснительности, тоскливости. Все эти свойства характера, собранные воедино, составляют комплекс неполноценности, из-за которого человек прекращает бытовое или деловое общение с людьми и в то же время страдает от самолюбия, потому что многого в жизни не успевает.

Это связано, по мнению С. Чэнь, с тем, что застенчивость относится к тревожной реактивности в сложных социальных ситуациях [11]. В то время как считается, что застенчивость имеет биологические корни, индивидуальный опыт социализации играет определенную роль в ее развитии. Культурные убеждения и ценности, особенно те, которые связаны с целями социализации, отражаются в отношении взрослых и сверстников к застенчивому поведению детей, которые придают поведению смысл и в то же время регулируют его развитие. Культура также частично определяет функциональное значение застенчивости с точки зрения ее взаимосвязи с приспособлением.

Не только культура, но и тендер также является модератором застенчивости, пишут Г. Н. Каменева и М. Радоев [12]. Выявлены и разные представления о застенчивости подростков с разным типом гендерной идентичности. У детей школьного возраста застенчивость встречается чаще, чем у взрослых, преодолевших эту черту личности с возрастом. У девочек-подростков застенчивость наблюдается чаще, чем у мальчиков, из-за более ярко выраженного желания быть привлекательными. Но это соотношение, как утверждают И. К. Каширская, А. В. Заруцкая, может быть изменчивым [13] и не совсем корректным, поскольку родители девочек реже обращаются за помощью к специалистам (обычно тогда, когда это принимает крайние формы проявления или приводит к заиканию, нервным тикам и другим невротическим расстройствам). Кроме того, согласно сложившейся социальной традиции, считается, что девочки должны быть скромными и застенчивыми.

Психологический анализ феномена детской застенчивости, проведенный В. С. Архиповой и В. В. Долганиной [14], содержит выводы, которые совпадают с нашими в следующем: хотя разные интерпретации понятия детской застенчивости вообще и подростковой застенчивости в частности и всего, что с этим понятием связано, не исчерпывают многообразия всевозможных объяснений, тем не менее существуют моменты, приводящие к общему знаменателю в понимании природы застенчивости. Этим общим знаменателем является взаимосвязь застенчивости с самоуважением, самосознанием, самооценкой, самоотношением, а также трудностями, возникающими в процессе общения из-за эмоционального переживания застенчивости.

Также считаем справедливым мнение С. С. Петровой о том, что застенчивость - это особенность характера, которая проявляется в неуверенности, смущении, нерешительности, заниженной самооценке, тревожности, беспокойстве, робости, сложности в общении и вызвана мыслями о негативном отношении к себе и своей неполноценности [15].

Для организации превентивной работы важными являются результаты анализа, осуществленного группой авторов (М. А. Здебик, М. Буавен, М. Батталья, Р. Э. Трем-

блей, Б. Фалиссар, С. М. Коте) [16]. В этом исследовании проверялась специфика ассоциаций между многообразными детскими проявлениями застенчивости, симптомами тревоги и депрессии и подростковой социальной фобией, генерализованным тревожным расстройством и депрессией, а также функциональными нарушениями. Оказалось, что более высокая детская застенчивость связана с подростковой социальной фобией; более высокая застенчивость у девочек является защитным фактором для генерализованного тревожного расстройства и депрессии, в то время как низкая застенчивость у мальчиков связана с более высоким риском генерализованного тревожного расстройства и депрессии. Педагогам необходимо иметь эти результаты в виду и не выходить за рамки своего профессионального поля.

А в профессиональном поле в процессе превентивной работы главной и важнейшей деятельностью является педагогическое сопровождение общения подростков со сверстниками. В этот период у подростка могут возникать психологические блоки в процессе социальной коммуникации. Китайскими учеными (С. Ли, С. Чэнь, Г. Ран, Ц. Чжан, Р. Ли) [17] было установлено, что застенчивость положительно связана с проблемами ин-тернализации. Программы вмешательства, то есть в нашей терминологии превентивные программы, должны быть направлены на то, чтобы помочь застенчивым подросткам снизить независимый межличностный стресс и меньше заниматься «самокопанием». Такое состояние - следствие неуверенности подростка, потому что в этом возрасте меняется мировоззрение, появляются новые этические нормы, новый уровень требовательности к окружающим и к себе. На вопрос, кто более застенчив - подростки или взрослые, отвечают в своем исследовании М. М. Квятковска и Р. Рогоза. С одной стороны, подростки проводят большую часть своего времени, функционируя как часть социальной группы (школьного класса), что способствует процессам социализации. Однако, с другой стороны, перед лицом нового опыта застенчивость может усилиться в результате развития неадаптивных реакций или чрезмерной адаптации к социальным условностям. Для проверки гипотез была введена Пересмотренная шкала застенчивости Щек и Бусса (RCBS). Сравнение латентных средних баллов свидетельствует о том, что взрослые более застенчивы, чем подростки, независимо от того, сравнивался ли общий балл или конкретные факторы [18]. Из таких застенчивых взрослых людей может состоять родительская семья, что играет большую роль в формировании межличностной коммуникации, определяя стратегии взаимодействия матери и отца, считают А. Баллок, Ц. Лиу, Ч. С. Л. Чиа, Р. Дж. Коплан, С. Чэнь, Д. Ли [19]. В подростковом возрасте из мира взрослых начинают интенсивно усваиваться морально-этические нормы, способы взаимодействия, моральные ценности, которые составляют новое содержание сознания подростка и, соответственно, превращаются в требования к поведению своему и сверстников, в критерии оценки и самоотношения. Гиперконцентрация внимания подростка на своей личности может привести к уверенности, что окружающие его люди думают исключительно только о нем, постоянно дают оценку его внешних данных и интеллектуальных способностей. Застенчивые дети уязвимы, легко подвергаются манипуляциям и давлению со стороны социума, всё принимают близко к сердцу.

У застенчивости, по утверждениям А. А. Литвинова, имеются свои последствия, более того, она выступает психологическим ресурсом личности [20]. Застенчивость становится преградой при знакомствах и встречах с новыми людьми; застенчивый подросток стесняется высказывать свое мнение и отстаивать свои права; сверстникам или преподавателям при общении с застенчивым подростком сложно оценить положительно его личные достоинства; такой подросток чрезмерно сосредоточен на себе

и своем поведении; застенчивый подросток испытывает трудности в общении, негативно переживает одиночество, депрессию, отрешенность, и у него чаще всего занижена самооценка. Но у застенчивости есть и свои положительные стороны. К примеру, застенчивые подростки, как правило, скромны, сдержанны, более разборчивы в личном взаимодействии с окружающими их людьми, наблюдательны, и застенчивость дает им шанс быть более осмотрительными в той или иной ситуации.

Застенчивые подростки испытывают неприятные ощущения на физиологическом уровне, предупреждают Д. Ан и Н. Д. Эггум-Уилкенс [21]: у них начинает сильнее биться сердце, холодеют руки, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Подобного рода реакции соответствуют любому сильному эмоциональному потрясению, но всё же внешним физическим симптомом застенчивости считается румянец на лице, красные пятна на шее, которые невозможно скрыть. Особо отметим тот факт, что застенчивые и робкие дети очень чувствительны к давлению со стороны, в свою очередь, они негативно относятся к себе же подобным - детям, которые испытывают определенные сложности в общении.

При разработке превентивных мер нужно учитывать, что застенчивость мешает подростку правильно организовать образовательный процесс и создает, по мнению Н. П. Кондратьевой и М. В. Терентьевой, своего рода преграды для проявления интеллектуальных и иных возможностей [22].

Таким образом, застенчивость проявляется у подростков в виде беспокойства, тревожности, недовольства собой, страха перед знакомствами, неуверенности в себе и своих возможностях, неумении проявить себя, заниженной самооценки, неспособности отстаивать свои права и высказывать точку зрения. Застенчивость в позитивном плане может быть обусловлена скромностью, сдержанностью, наблюдательностью и осмотрительностью подростков.

Материалы и методы исследования / Materials and research methods

Первый этап исследования - поисково-подготовительный: изучена проблема проявления застенчивости в поведении младших подростков, и подобран диагностический аппарат для определения уровня выраженности застенчивости у подростков в возрасте 12-14 лет.

Второй этап - опытно-экспериментальный: проведено тестирование, и осуществлена обработка полученных результатов.

Третий и заключительный этап - контрольно-обобщающий: проведен анализ полученных результатов и гипотезы.

Для проверки гипотезы в исследовании были использованы методы [23]:

1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;

2) эмпирические: эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование;

3) психодиагностические: методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеев (МИС);

4) методы математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Исследование проводилось в студии музыкального воспитания «Росток» города Копейска Челябинской области. Музыкальная студия включает классы эстрадного и академического вокала, обучения игры на фортепиано и музыкальной грамоте, хоровой класс,

класс сольфеджио и музыкальной литературы, вокальный ансамбль и ансамбль скрипачей. Дети учатся играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать, получают основы музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух. Воспитанники студии принимают участие в конкурсах, фестивалях и городских мероприятиях. Целью программы обучения является развитие личности ребенка посредством музыки и творчества.

Участниками исследования стали 30 подростков из хорового класса. Воспитанники студии наделены хорошими вокальными данными, владеют навыками акапель-ного вокала и многоголосия. Психологический климат в хоровом классе благополучный. Воспитанники настроены дружелюбно по отношению друг к другу, с уважением относятся к педагогу. В случае возникновения какой-либо проблемы все вопросы обсуждаются в большей степени конструктивно. Ребята с радостью принимают участие в городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях.

К застенчивым воспитанникам можно отнести большую часть хорового коллектива. Судя по внешним признакам, они испытывают неуверенность, робость, стараются не привлекать к себе внимания, испытывают сложности в общении, проявляют беспокойство при обращении к ним педагога. Следует отметить, что ребенок, зная наизусть свою партию, имея хорошие голосовые данные, тем не менее испытывает определенный страх перед выступлением при всем составе хора. В ходе эксперимента были отмечены воспитанники с признаками заниженной самооценки. Эти подростки легко поддаются манипуляции, позволяют другим людям решать за себя, в связи с чем их часто используют сверстники с целью извлечь выгоду для себя, они весьма самокритичны и слишком чувствительны к чужому мнению. Некоторым детям студии нужен более медленный темп деятельности: временами они не успевают за темпом других, более уверенных воспитанников, не всегда в срок могут выучить партию, фальшивят по тем или иным причинам. У них не полностью сформирован навык самостоятельной работы, поэтому необходимо вспомогательное побуждение и контроль со стороны взрослых.

Результаты исследования / Research results

Результаты, полученные по методике диагностики застенчивости К. С. Чечулиной, представлены на рис. 1.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

23

I

Низкий Средний

Уровень застенчивости

37

30 ■

10

Высокий

Чрезвычайно высокий

Рис. 1. Результаты исследования уровня выраженности застенчивости у подростков по методике диагностики застенчивости К. С. Чечулиной

Из рис. 1 видно, что самое меньшее число детей (10%, 3 чел.) имеет чрезвычайно высокий уровень застенчивости. Такие подростки очень чувствительны к замечаниям и критике, предпочитают отмалчиваться и быть в стороне, не могут выразить свое мнение, стесняются петь сольные партии, проявляют агрессию, беспокойство, не могут объективно оценить какую-либо ситуацию, упрекают себя в любой мелочи, что может говорить о низкой самооценке.

Явно проявляется модальная величина (37%, 11 чел.), свидетельствующая о высоком уровне застенчивости (неуверенности, отрешенности от коллектива, зацикливании на себе, молчаливости, неумении проявить себя и раскрыть свои способности, замкнутости).

У меньшего числа наших воспитанников (30%, 9 чел.) выявлен средний уровень, то есть застенчивость проявляется ситуативно, обнаруживаясь в стеснительности, пониженной активности на занятиях, редком познавательном интересе и любознательности, сложностях общения с ровесниками.

Низкий уровень застенчивости (23%, 7 чел.) не мешает быть активным и обладать высоким познавательным интересом, обращаться с вопросами или просьбами к педагогу или к другим воспитанникам. Но внешние его признаки (румянец на щеках, внезапная молчаливость) подают сигнал педагогам о необходимости усиления психологической безопасности осуществляемой коммуникации.

Результаты, полученные по методике «Лесенка» В. Г. Щур, представлены на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

90

50

80

70

60

40

20

30

10

0

Низкая Заниженная Адекватная Завышенная

Самооценка

Рис. 2. Результаты исследования уровня самооценки у подростков по методике «Лесенка» В. Г. Щур

Модальную величину (40%, 12 чел.) представляют воспитанники с низкой самооценкой. Она проявляется при сравнении себя с другими подростками в большинстве случаев не в свою пользу, в боязни спеть и проявить себя в хоре. Такие подростки крайне болезненно реагируют на замечания и критику, ждут от педагога одобрения и похвалы, тратят много сил на попытки понравиться и угодить всем. Они не умеют отказывать и легко поддаются манипулированию со стороны сверстников.

Почти каждый третий (27%, 8 чел.) имеет заниженную самооценку. Эти подростки чаще отмалчиваются, самокритичны, упрекают себя в неспособности спеть свою партию, не проявляют любознательности, недооценивают свои музыкальные способности, чувствительны к мнению сверстников.

Каждый пятый участник эксперимента (20%, 6 чел.) имеет адекватную самооценку. Они довольно активны, любознательны, принимают себя и не критикуют, если у них не получается спеть свою хоровую партию, креативны, готовы признать свои ошибки и охотно исправляют их, без агрессии относятся к критике и замечаниям, не винят себя в своих недостатках.

Четыре человека (13%) имеют завышенный показатель самооценки. Эти воспитанники отвергают любое замечание и критику; убеждены, что только они всегда правы; протестуют, если им указывают на фальшивое пение, при этом не прислушиваются к замечаниям педагога, принимают только свою точку зрения, не способны извиниться.

Результаты, полученные с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева по шкалам «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отраженное самоотношение», показаны на рис. 3.

Рис. 3. Результаты, полученные по методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)

По шкале «Закрытость» высокие значения (8-10 стенов) были выявлены у каждого пятого участника (20%, 6 чел.), средние значения (4-7 стенов) - у большинства (63%, 19 чел.). Согласно интерпретации показателей, такие подростки преодолевают

некоторые психологические защиты при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Низкие значения (1-3 стена) зафиксированы у 5 подростков (17%), излишне критично относящихся к себе.

По шкале «Самоуверенность» высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 2 подростков (7%), проявляющих высокую смелость в общении. Средние значения (4-7 стенов) отмечены у 13 подростков (43%), которым свойственна уверенность в себе, но при неожиданном появлении трудностей эта уверенность снижается, нарастают тревога и беспокойство. Низкие значения (1-3 стена) выявлены у каждого второго (50%, 15 чел.). Следовательно, половина воспитанников нашей студии сомневается в своих способностях, избегает контактов с людьми, испытывает внутреннюю напряженность.

По шкале «Саморуководство» высокие значения (8-10 стенов) зафиксированы у 2 подростков (7%), которые постоянно контролируют свои эмоциональные реакции и переживают по поводу себя. Средние значения (4-7 стенов) отмечены у 18 воспитанников (60%). Они раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Низкие значения (1-3 стена) выявлены у 10 подростков (33%). У их носителей переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.

По шкале «Отраженное самоотношение» высокие значения (8-10 стенов) определены у 5 подростков (16%): эти дети общительны, эмоционально открыты для взаимодействия с окружающими. Средние значения (4-7 стенов) продемонстрировали 17 подростков (57%), отличающихся избирательным восприятием отношения окружающих к себе. Низкие значения (1-3 стена) отмечены у 8 человек (27%). Эти дети считают, что не могут вызвать уважение у окружающих, а лишь осуждение и порицание.

Результаты, полученные с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева по шкалам «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность», «Внутренняя конфликтность», представлены на рис. 4.

Рис. 4. Результаты исследования уровня самоотношения у подростков по методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)

По шкале «Самоценность» высокие значения (8-10 стенов) были выявлены у 5 человек (17%), таким подросткам уверенность в себе помогает рационально воспринимать критику в свой адрес. Средние значения (4-7 стенов) продемонстрировало втрое большее количество человек (53%, 16 чел.), которые склонны высоко оценивать одни свои качества, признавать их уникальность и в то же время недооценивать другие качества, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение личной несостоятельности. Низкие значения (1-3 стена) зафиксированы у 9 человек (30%), не уверенных в себе и очень чувствительных к замечаниям и критике, обидчивых и ранимых.

По шкале «Самопринятие» 4 воспитанников (13%) продемонстрировали высокие значения (8-10 стенов): общий фон восприятия у них положительный, эти подростки часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Средние значения (4-7 сте-нов) выявлены у 18 детей (60%), что является наибольшей величиной. Воспитанники склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. У 8 (27%) человек отмечены низкие значения (1-3 стена). Им свойственно воспринимать себя излишне критично, эпизодически и на низком уровне проявлять к себе симпатию, негативно оценивать себя в разных формах: от описания в комическом свете до самоуничижения.

По шкале «Самопривязанность» высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 5 подростков (17%), которые стремятся сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Средние значения (4-7 стенов) отмечены у 16 человек (53%), избирательно относящихся к своим личностным свойствам и стремящихся к изменению лишь некоторых из них при сохранении прочих других. Низкие значения (1-3 стена) показали 9 воспитанников (30%), которые готовы к изменению «Я-концепции», открыты новому опыту познания себя, легко изменяют представления о себе.

По шкале «Внутренняя конфликтность» высокие значения (8-10 стенов) продемонстрировали 5 человек (17%) с преобладающим негативным фоном отношения к себе и состоянием постоянного контроля над своим «Я». Средние значения (4-7 стенов) выявлены у 19 человек (63%) с положительным фоном отношения к себе, но существует опасность недооценки собственных успехов. Низкие значения (1-3 стена) - у 6 человек (20%): такие подростки в целом положительно относятся к себе, довольны собой, но при этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.

Результаты, полученные с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева по шкале «Самообвинение», представлены на рис. 5.

По шкале «Самообвинение» высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 6 подростков (20%). Это означает, что каждый пятый наш воспитанник замечает в себе прежде всего недостатки. Установка на самообвинение у таких людей сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Средние значения (4-7 стенов) зафиксированы у 19 подростков (63%), склонных обвинять себя за те или иные поступки и действия в сочетании с проявлением гнева. Низкие значения (1-3 стена) показали 5 человек (17%). У таких подростков имеется тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях, склонность переносить ответственность на окружающих. Более того, они ошу-щают удовлетворенность собой при порицании других, занимаются поисками в окружающих источников всех неприятностей и бед.

С целью проверки гипотезы исследования о том, что уровень застенчивости подростков связан с низкой самоценностью, мы применим коэффициент ранговой корреляции Спирмена, потому что он позволяет установить корреляционную связь между двумя признаками при п = 30.

100 90 80 70

63

^ 50 40 30 20 10 0

63

Низкие значения Средние значения Высокие значения

Самообвинение

Самообвинение

Рис. 5. Результаты исследования уровня самообвинения у подростков по методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)

Но: корреляция между уровнем застенчивости подростков и уровнем самоценности не отличается от нуля.

Н1: корреляция между уровнем застенчивости подростков и уровнем самоценности достоверно отличается от нуля.

Гб эмп = - 0,8; Гб кр для N = 30: 0,36 при р 0,05, 0,47 при р 0,01, эмп1 ^ Гб кр, принимаем Н1.

Корреляционная связь между уровнями застенчивости и самоценности подростков достоверна, направление корреляционной связи обратное: высокому уровню застенчивости соответствует низкий уровень самоценности.

Новизна проведенного исследования состоит в специфичности выборки подростков из студии музыкального воспитания «Росток» при Дворце творчества детей и молодежи. Сопоставимую выборку по возрасту, музыкальной деятельности, этническим особенностям в доступных источниках мы не нашли. Но общие выводы других исследователей согласуются с нашими. Так, застенчивость нередко проявляется у единственного ребенка в семье и в неполных семьях, где с самого детства круг общения ограничен, а также в семьях с авторитарным стилем воспитания. При авторитарном стиле воспитания в семье на ребенка возлагаются большие надежды и родители добиваются реализации своих завышенных амбиций. В связи с этим у ребенка развивается комплекс несоответствия, и, как следствие, он все больше убеждается в своей несостоятельности.

Застенчивость зависит от среды. В этом плане нам показались полезными два исследования влияния застенчивости на зависимость от мобильного телефона. В первом из них 699 китайских школьников прошли тесты на застенчивость, зависимость от мобильного телефона, основные психологические потребности и сплоченность семьи. Результаты показали, что базовые психологические потребности частично опосредуют связь между застенчивостью и зависимостью от мобильного телефона; более того, взаимосвязь между застенчивостью и базовыми психологическими потребностями, а также между базовыми психологическими потребностями и зависимостью от мобильного телефона смягчается сплоченностью семьи [24]. Во втором исследовании, включающем 1050 китайских подростков из средних школ, было показано, как и когда застенчивость приводит к проблемам с использованием мобильного телефона [25]. Мы разделяем обе эти точки зрения, поскольку застенчивые и робкие подростки зависят от мнения других людей и

нуждаются в общении со своими ровесниками. Несмотря на постоянное тревожное состояние, застенчивые подростки все же стараются наладить взаимодействие с другими людьми (в условиях пандемии - по телефону и через Интернет), но при этом они могут проявлять напористость, тем самым отпугивая от себя людей.

Согласно другому исследованию китайских ученых (п = 480), самооценка и социальная поддержка частично опосредуют связь между застенчивостью и одиночеством и опосредующий эффект социальной поддержки больше, чем у самооценки [26]. Этот вывод тоже подтверждает наше мнение и стремление составить методические рекомендации родителям и педагогам по работе с застенчивыми детьми.

Реализации таких рекомендаций в полной мере может способствовать квалифицированная деятельность педагогов-психологов. Ранее мы проводили исследование, какими профессионально значимыми качествами должен обладать педагог-психолог для решения профессиональных задач. Было выявлено, что необходимо интегрировать их компетенции в области своевременной психодиагностики личности воспитанников и разрабатывать индивидуальные маршруты совместной деятельности педагогов, родителей, детей [27].

Как и другие авторы [28], в процессе составления рекомендаций мы учитывали особенности творческого развития ребенка и возможности использования элементов арт-терапии в работе с застенчивыми детьми. Следование преобладающему виду деятельности (в нашей выборке это музыкальные занятия) закономерно содействует адаптации застенчивого школьника в группе ровесников [29]. Учет же особенностей детского коллектива ровесников и школьного разновозрастного коллектива в целом обеспечивает специфичность психолого-педагогической помощи застенчивым и тревожным детям [30]. Приведем далее лишь некоторые из рекомендаций, соблюдая формат научной статьи.

Нарушение личностного взаимодействия между ребенком и взрослым (родителем, педагогом) способствует выработке у ребенка психологической защиты, которая заключается в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, начинает вести себя незаметно и тихо. Поэтому при общении с застенчивым ребенком родителям следует проявлять осторожность, деликатность и терпение, чтобы преодолеть его нерешительность и зажатость. Необходимо сократить требования к ребенку и стремиться почаще его хвалить, использовать доброжелательный тон, не говорить в негативном ключе о поведении ребенка, стараться меньше критиковать, поддерживать в ребенке уверенность в себе и своих возможностях, стимулировать его к разностороннему общению, к увеличению круга знакомств (почаще приглашать друзей к себе домой и брать ребенка с собой в гости, к людям, которых семья уже знает). Необходимо побуждать застенчивого ребенка к более полезным (конструктивным) действиям, а не замыкаться в себе. Пробовать занять ребенка чем-то интересным для него, найти компенсирующее занятие, которое будет помогать росту уверенности в себе через успех.

Рекомендации педагогам по работе с застенчивыми подростками состоят в следующем: застенчивым детям, находящимся в подростковом возрасте, свойственны тревожные опасения, различного рода страхи, боязнь нового. Им важно, как они выглядят в глазах других, в стыдливых ситуациях могут испытывать стресс, который потом долго переживают. Поэтому не нужно ставить ребенка в ситуацию неизвестности или неопределенности. Педагог должен подключать подростка к общественным делам, которые ему под силу; хвалить, когда подросток проявляет самостоятельность; стимулировать его личную ответственность за какие-либо действия и не создавать ситуации напряжения.

Коллективное превентивное взаимодействие целесообразно осуществлять с помощью соответствующих форм и методов, наш опыт представлен в таблице.

Задачи, формы, методы и ожидаемые результаты превентивной работы

с застенчивыми подростками

Задачи Формы и методы Результаты

1 Развитие у подростков: - понимания природы застенчивости; - умений по преодолению своей застенчивости; - владения технологиями преодоления своей застенчивости Анализ взаимодействия с родителями перед концертом. Анализ взаимодействия сверстников перед концертом. Анализ взаимодействия педагогов перед концертом. Групповая дискуссия о способах преодоления застенчивости Изменение представлений о причинах своей застенчивости пред выступлением

2 Встречи с профессиональными артистами Обсуждение опыта профессиональных артистов по преодолению застенчивости Моделирование ситуаций перед выступлением

3 Встречи с «новенькими» участниками хора Распространение опыта по преодолению застенчивости Моделирование ситуаций на репетиции

4 Ролевая игра «Я маэстро» Развитие конструктивного взаимодействия участников хоровой студии Моделирование способов конструктивного взаимодействия

5 Ролевая игра «Я новенький» Развитие способов взаимодействия участников хоровой студии с вновь поступившими в нее воспитанниками Моделирование способов обновления хорового коллектива

6 Проведение совместного досуга музыкальной студии и семей Развитие конструктивного взаимодействия участников хоровой студии, педагогов и родителей Моделирование единых подходов

Раскроем направления превентивной работы с застенчивыми подростками в процессе организации совместного досуга семьи и студии музыкального воспитания «Росток» при Дворце творчества детей и молодежи (пункт 6):

1. Изучение функций и целей организации совместного досуга с семьей.

2. Изучение уровня компетенций педагогов в организации совместного досуга.

3. Изучение уровней подготовленности педагогов к проведению совместных досугов.

4. Выявление проблем у педагогов с проведением совместных мероприятий.

5. Выявление рейтинга причин отказа родителей от совместных досугов.

6. Изучение семей по признаку «Возраст родителей».

7. Изучение семей по признаку «Полные и неполные семьи».

8. Изучение семей по признаку «Многодетность».

9. Изучение семей по признаку «Материальное положение семей».

10. Изучение семей по признаку «Социальное положение родителей».

11. Изучение потребности родителей в педагогическом просвещении.

12. Выявление предпочтительных досуговых интересов семей.

13. Выявление мнений родителей о работе с семьей.

14. Проведение самоанализа педагогами организации совместной досуговой деятельности с семьей.

15. Проведение экспертной оценки организации совместной досуговой деятельности с семьей.

Представим далее программу превентивной работы с застенчивыми детьми. Продолжительность реализации программы - 8 встреч по 40 минут каждая. Каждая встреча начиналась с постановки цели и заканчивалась анализом встречи (соответствующей задачи).

Встреча 1. Тема: Введение. Цели встречи: поделиться ожиданиями, узнать о понятии застенчивости, пройти первичное тестирование.

Задания:

2. Правила в группе подростков. Цели: определить цель занятий, установить правила работы в группе.

3. Ожидания и перспективы. Цель - обсудить ожидания подростков.

4. Церемония приветствия. Цели: создать положительный эмоциональный климат, сплотить группу, создать ощущение единства внутри группы подростков.

Встреча 2. Тема: Что такое застенчивость? Цели встречи: познакомить с терминологией, сплотить группу участников хора.

Задания:

2. Теоретические основы застенчивости. Цель - познакомить с теоретическими основами застенчивости.

3. Отрицательное в положительное. Цель - научить подростков видеть положительные стороны застенчивости.

4. Победите свою застенчивость. Цели: научить подростков видеть признаки своей застенчивости и преодолевать ее.

5. Гол - нет гола. Цель - научить подростков понимать природу личной застенчивости.

Встреча 3. Тема: Роль застенчивости в нашей жизни. Цели встречи: объяснить

необходимость преодоления застенчивости, развить мотивацию преодоления застенчивости перед выступлением.

Задания:

2. Сказка о застенчивости. Цели: улучшить эмоциональный климат, выбрать тему для обсуждения.

3. Хочу быть таким же... Цели: понять потребности подростков, визуализировать их задачи.

4. Профессиональные роли. Цели: развивать эмпатию, повышать внимательность к себе.

Встреча 4. Тема: Развитие доверия. Цель встречи - развитие навыков целеполага-ния, методов построения доверия, позитивного мышления.

Задания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Достижимая цель. Цель - научить подростков ставить цели взаимодействия с ровесниками в разных ситуациях.

3. Исправление ошибок. Цель - осмыслить положительные стороны негативных ситуаций во взаимоотношениях с родителями и педагогами.

4. Хвалите себя. Цель - улучшить самооценку и уверенность в стрессовых ситуациях.

5. Моя самооценка. Цель - улучшить уверенность во взаимоотношениях с педагогами.

Встреча 5. Тема: Какой я? Цель встречи - научить подростков самопрезентации

разрешения негативных ситуаций перед выступлением.

Задания:

2. Я сделал это! Цель - создать среду для самопрезентации разрешения негативных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими людьми и преодоления застенчивости перед выступлением.

3. Застенчивость. Цели: вовлечь воспитанников в групповые музыкальные задания, выявить мотивы каждого ученика и их готовность к сотрудничеству, выявить и поддержать самооценку, в понятной форме объяснить ее другим ученикам, дать им возможность сравнить свою самооценку и самооценку других учащихся.

Встреча 6. Тема: Самосовершенствование. Цель встречи - научить подростков выполнять сольные задания самостоятельно и уверенно.

Задания:

2. Ткани. Цель - создать позитивный климат.

3. Начните действовать прямо сейчас. Цель - помочь учащимся улучшить свои навыки самостоятельного сольного выступления.

4. Уверенные интонации. Цель - помочь воспитанникам выработать уверенные интонации.

5. Хромающая обезьяна. Цели: разогреть, снять напряжение.

Встреча 7. Тема: Истоки самоопределения. Цели встречи: помочь подросткам лучше понять свое призвание, скорректировать траекторию своего образования или улучшить ее.

Задания:

2. В детстве я хотел быть... Цели: дальнейшее формирование доверительных отношений внутри группы, закрепление устойчивого интереса к теме профессионального самоопределения.

3. Пять шагов. Цель - помочь подросткам развить готовность расставлять приоритеты при планировании личной жизни и профессиональных целей, а также готовность соотносить свои цели со своими реальными способностями.

4. Моя специализация. Цель - помочь подросткам улучшить понимание таких понятий, как специализация в рамках профессии и разнообразие профессиональной деятельности.

Встреча 8. Тема: Окончание реализации программы. Цели встречи: провести повторное тестирование и проанализировать полученные результаты.

Задания:

2. Психодиагностика. Цель - определить результаты.

3. Самоанализ. Цель - сравнить результат повторного тестирования с первичным тестированием.

По предварительным данным, у большинства подростков, участвующих в программе, отмечалось положительное развитие самооценки и уверенности.

Обобщенные рекомендации педагогам по работе с застенчивыми подростками состоят в следующем: застенчивым детям, находящимся в подростковом возрасте, свойственны тревожные опасения, различного рода страхи, боязнь нового. Им важно, как они выглядят в глазах других, в стыдливых ситуациях могут испытывать стресс, который потом долго переживают. Поэтому не нужно ставить ребенка в ситуацию неизвестности или неопределенности. Педагог должен подключать подростка к общественным делам, которые ему под силу; хвалить, когда подросток проявляет самостоятельность; стимулировать его личную ответственность за какие-либо действия и не создавать ситуации напряжения.

Заключение / Conclusion

Проведенный анализ показал, что застенчивость - биологически обусловленная черта личности, связанная с возбудимостью нервной системы. Застенчивость проявляется в боязни людей, которые по разным причинам негативно влияют на эмоции. Завышенный показатель застенчивости приводит к неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия, податливости личности. Застенчивость подает подростку неверные сигналы, в частности ложное представление, что о нем постоянно думают окружающие его люди. В результате подросток становится более чувствительным, у него могут развиться комплексы и снизиться самооценка, особенно если окружающие люди не принимают и недооценивают его.

Согласно полученным результатам, у 37% детей из нашей выборки высокий показатель уровня застенчивости, у 10% - чрезвычайно высокий. Это означает, что воспитанники музыкальной студии замкнуты, испытывают сложности в общении со сверстниками и с педагогами, не могут раскрыть свои способности и таланты, болезненно реагируют на замечания и критику.

Корреляционная связь между уровнями застенчивости и самоценности достоверна, направление корреляционной связи обратное: высокому уровню застенчивости соответствует низкий уровень самоценности. Следовательно, в системе превентивных мер непременно должна присутствовать диагностика и только на ее основании стоит осуществлять разработку целевых программ предупреждения застенчивости.

Ссылки на источники / References

1. Dudina M. N., Dolgova V. I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. - 2016. -96 (10). - P. 4043-4050.

2. Исакова В. В. Социальные факторы, влияющие на застенчивость // Аллея науки. - 2020. - № 2 (41). - С. 205208. - eLIBRARY ID: 42862063

3. Секина А. В. Застенчивость в школе // Директор школы. - 2021. - № 4 (257). - С. 106-111. - eLIBRARY ID: 46421440

4. Zimbardo P., Kolombe N. Man Disconnected: How technology has sabotaged what it means to be male and what can be done. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 343 с.

5. Славутская Е. В. Структурная теория личности как инструмент изучения динамики её развития (на примере опросников BIG FIVE INVENTORY И Р. Кеттелла) // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. по материалам X Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. И. П. Иванова, Т. А. Свешникова. - Чебоксары, 2021. - С. 96-100.

6. Cicchetti D. Reflections on Carroll Izard's Contributions: Influences on Diverse Scientific Disciplines and Personal Recollections // Emotion Review. - 2015. - 7 (2). - P. 104-109. - DOI: 10.1177/1754073914554781.

7. Куницына В. Н., Юмкина Е. А. Социальные умения личности: определения и подходы к изучению // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2018. - № 1 (35). - С. 46-49.

8. Бурно М. Е. Ещё раз к вопросу о существе терапии творческим самовыражением (ТТСБ): некоторые уточнения // Психотерапия. - 2019. - № 3 (195). - С. 41.

9. Аверин В. А. Психология развития человека: рождение и жизнь. - СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «СпецЛит», 2021. - 432 с.

10. Ильясов Ф. Н. О соотношении агрессии и страха // Социальные исследования. - 2017. - № 1. - С. 62-69 (А. Басс (агрессия, темперамент, застенчивость)).

11. Chen X. Culture and shyness in childhood and adolescence // New Ideas in Psychology. - 2019. - 53. - P. 58-66. -URL: https://doi.org/10.1016Zj.newideapsych.2018.04.007.

12. Каменева Г. Н., Радоев М. Культура и гендер как модераторы застенчивости // Психология образования в политкультурном пространстве. - 2017. - № 2 (38). - С. 29-38.

13. Каширская И. К., Заруцкая А. В. Представления о застенчивости подростков с разным типом гендерной идентичности // Профессиональные представления. - 2017. - № 1 (9). - С. 53-60.

14. Архипова В. С., Долганина В. В. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Студенческий форум. - 2020. - № 2-1 (95). - С. 22-24.

15. Петрова С. С. Феномен подростковой застенчивости в психолого-педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 214-217.

16. Zdebik M. A., Boivin M., Battaglia M. et al. Childhood multi-trajectories of shyness, anxiety and depression // Associations with adolescent intrnalizing problems: Journal of Applied Developmental Psychology. - 2019. - 64. -P. 101050. - URL: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2019.101050.

17. Li S., Chen X., Ran G. et al. Shyness and internalizing problems among Chinese adolescents: The roles of independent interpersonal stress and rumination // Children and Youth Services Review. - 2021. - 128. - P. 106151. - URL: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106151.

18. Kwiatkowska M. M., Rogoza R. A measurement invariance investigation of the differences in shyness between adolescents and adults // Personality and Individual Differences. - 2017. - 116. - P. 331-335. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.05.012.

19. Bullock A., Liu Ju., Cheah C. S. L. et al. The role of adolescents' perceived parental psychological control in the links between shyness and socio-emotional adjustment among youth // Journal of Adolescence. - 2018. - 68. - P. 117126. - URL: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.07.007.

20. Литвинова А. А. Застенчивость как психологический ресурс личности // Постулат. - 2017. - № 10-2 (24). - С. 15.

21. An D., Eggum-Wilkens N. D. Situation-specific shyness among Chinese adolescents: Measurement and associations with adjustment // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2021. - 74. - P. 101278. - URL: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101278.

22. Кондратьева Н. П., Терентьева М. В. Особенности застенчивости подростков с разной академической успеваемостью // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 209-213.

23. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования. -М.: ПЕРО, 2016. - 276 с.

24. Chen Y., Gao Y., Li H. et al. Shyness and mobile phone dependency among adolescents // A moderated mediation model of basic psychological needs and family cohesion. - 2021. - 130. - P. 106239. - URL: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106239.

25. Honga W., Liu R.-D., Oei T.-P. et al. The mediating and moderating roles of social anxiety and relatedness need satisfaction on the relationship between shyness and problematic mobile phone use among adolescents // Computers in Human Behavior. - 2019. - 93. - P. 301-308. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.chb.2018.12.020.

26. Zhao J., Song F., Chen Q. et al. Linking shyness to loneliness in Chinese adolescents: The mediating role of core self-evaluation and social support // Personality and Individual Differences. - 2018. - P. 140-144. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2018.01.007.

27. Dolgova V. I., Salamatov A. A., Potapova M. V. et al. The research of the personality qualities of future educational psychologists // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - 11 (17). - P. 10695-10700.

28. Долганина В. В. Теоретический анализ использования элементов арт-терапии в работе с застенчивыми детьми младшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. Научно-практический журнал. Серия Педагогика и психология. - 2017. - № 4 (40). - С. 55-63.

29. Вартанова Э. Г. Об опыте содействия адаптации застенчивого школьника в группе ровесников // Научный форум. Педагогика и психология. - 2018. - С. 111-118.

30. Кондратьева О. В., Краснова Е. И. Психолого-педагогическая помощь застенчивым и тревожным детям // Аллея науки. - 2020. - № 9 (48). - С. 479-481.

1. Dudina, M. N. & Dolgova, V. I. (2016). "New educational paradigm: existentialism is a humanism", Man in India, 96 (10), pp. 4043-4050 (in English).

2. Isakova, V. V. (2020). "Social'nye faktory, vliyayushchie na zastenchivost'" [Social factors affecting shyness], Alleya nauki, № 2 (41), pp. 205-208. eLIBRARY ID: 42862063 (in Russian).

3. Sekina, A. V. (2021). "Zastenchivost' v shkole" [Shyness at school], Direktorshkoly, № 4 (257), pp. 106-111. eLIBRARY ID: 46421440 (in Russian).

4. Zimbardo, P. & Kolombe, N. (2017). Man Disconnected: How technology has sabotaged what it means to be male and what can be done, Al'pina Pablisher, Moscow, 343 p. (in English).

5. Slavutskaya, E. V. (2021). "Strukturnaya teoriya lichnosti kak instrument izucheniya dinamiki eyo razvitiya (na primere oprosnikov BIG FIVE INVENTORY I R. Kettella)" [Structural theory of personality as a tool for studying the dynamics of its development (on the example of the BIG FIVE INVENTORY questionnaires by I. R. Cattell)], in Ivanova, I. P. & Sveshnikova, T. A. (eds.). Psihologiyaisocial'nayapedagogika: sovremennoesostoyanie iperspektivy razvitiya: sb. nauch. st. pomate-rialam X Vseros. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, pp. 96-100 (in Russian).

6. Cicchetti, D. (2015). "Reflections on Carroll Izard's Contributions: Influences on Diverse Scientific Disciplines and Personal Recollections", Emotion Review, 7 (2), pp. 104-109. DOI: 10.1177/1754073914554781 (in English).

7. Kunicyna, V. N. & Yumkina, E. A. (2018). "Social'nye umeniya lichnosti: opredeleniya i podhody k izucheniyu" [Social skills of the individual: definitions and approaches to the study], Chelovecheskijfaktor:social'nyjpsiholog, № 1 (35), pp. 46-49 (in Russian).

8. Burno, M. E. (2019). "Eshchyo raz k voprosu o sushchestve terapii tvorcheskim samovyrazheniem (TTSB): nekotorye utochneniya" [Once again to the question of the essence of creative self-expression therapy: some clarifications], Psi-hoterapiya, № 3 (195), p. 41 (in Russian).

9. Averin, V. A. (2021). Psihologiya razvitiya cheloveka: rozhdenie i zhizn' [Psychology of human development: birth and life], Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "SpecLit", St. Petersburg, 432 p. (in Russian).

10. Il'yasov, F. N. (2017). "O sootnoshenii agressii i straha" [On the relationship between aggression and fear], Social'nye issledovaniya, № 1, pp. 62-69 (A. Bass (agressiya, temperament, zastenchivost')) (in English).

11. Chen, X. (2019). "Culture and shyness in childhood and adolescence", New Ideas in Psychology, 53, pp. 58-66. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.newideapsych.2018.04.007 (in Russian).

12. Kameneva, G. N. & Radoev, M. (2017). "Kul'tura i gender kak moderatory zastenchivosti" [Culture and gender as moderators of shyness], Psihologiya obrazovaniya vpolitkul'turnom prostranstve, № 2 (38), pp. 29-38 (in Russian).

13. Kashirskaya, I. K. & Zaruckaya, A. V. (2017). "Predstavleniya o zastenchivosti podrostkov s raznym tipom gendernoj iden-tichnosti" [Ideas about the shyness of adolescents with different types of gender identity], Professional'nye predstavleniya, № 1 (9), pp. 53-60 (in Russian).

14. Arhipova, V. S. & Dolganina, V. V. (2020). "Psihologicheskij analiz fenomena detskoj zastenchivosti" [Psychological analysis of the phenomenon of child shyness], Studencheskijforum, № 2-1 (95), pp. 22-24 (in Russian).

15. Petrova, S. S. (2018). "Fenomen podrostkovoj zastenchivosti v psihologo-pedagogicheskoj nauke" [The phenomenon of adolescent shyness in psychological and pedagogical science], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya, № 58-4, pp. 214-217 (in Russian).

16. Zdebik, M. A., Boivin, M., Battaglia, M. et al. Childhood multi-trajectories of shyness, anxiety and depression , Associations with adolescent intrnalizing problems: Journal of Applied Developmental Psychology, 2019, 64, p. 101050. Available at: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2019.101050 (in English).

17. Li, S., Chen, X., Ran, G. et al. (2021). "Shyness and internalizing problems among Chinese adolescents: The roles of inde-pend-ent interpersonal stress and rumination", Children and Youth Services Review, 128, p. 106151. Available at: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106151 (in English).

18. Kwiatkowska, M. M. & Rogoza, R. (2017). "A measurement invariance investigation of the differences in shyness between ado-lescents and adults", Personality and Individual Differences, 116, pp. 331-335. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.05.012 (in English).

19. Bullock, A., Liu, Ju., Cheah, C. S. L. et al. (2018). "The role of adolescents' perceived parental psychological control in the links between shyness and socio-emotional adjustment among youth", Journal of Adolescence, 68, pp. 117-126. Available at: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.07.007 (in English).

20. Litvinova, A. A. (2017). "Zastenchivost' kak psihologicheskij resurs lichnosti" [Shyness as a psychological resource of a person], Postulat, № 10-2 (24), p. 15 (in Russian).

21. An, D. & Eggum-Wilkens, N. D. Situation-specific shyness among Chinese adolescents: Measurement and associations with adjustment , Journal of Applied Developmental Psychology, 2021, 74, p. 101278. Available at: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101278 (in English).

22. Kondrat'eva, N. P. & Terent'eva, M. V. (2019). "Osobennosti zastenchivosti podrostkov s raznoj akademicheskoj uspevae-most'yu" [Manifestations of shyness in adolescents with different academic performance], Aktual'nye problemy i per-spektivy razvitiya sovremennoj psihologii, № 1, pp. 209-213 (in Russian).

23. Dolgova, V. I. & Rokickaya, Yu. A. (2016). Diagnostiko-analiticheskaya deyatel'nost'psihologa vsfere obrazovaniya [Diagnostic and analytical activity of a psychologist in the field of education], PERO, Moscow, 276 p. (in Russian).

24. Chen, Y., Gao, Y., Li, H. et al. (2021). "Shyness and mobile phone dependency among adolescents", A moderated mediation model of basic psychological needs and family cohesion, 130, p. 106239. Available at: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106239 (in English).

25. Honga, W., Liu, R.-D., Oei, T.-P. et al. (2019). "The mediating and moderating roles of social anxiety and relatedness need satisfaction on the relationship between shyness and problematic mobile phone use among adolescents", Computers in Human Behavior, 93, pp. 301-308. Available at: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.12.020 (in English).

26. Zhao, J., Song, F., Chen, Q. et al. (2018). "Linking shyness to loneliness in Chinese adolescents: The mediating role of core self-evaluation and social support", Personality and Individual Differences, pp. 140-144. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.01.007 (in English).

27. Dolgova, V. I., Salamatov, A. A., Potapova, M. V. et al. (2016). "The research of the personality qualities of future educational psychologists", International Journal of Environmental and Science Education, 11 (17), pp. 10695-10700 (in English).

28. Dolganina, V. V. (2017). "Teoreticheskij analiz ispol'zovaniya elementov art-terapii v rabote s zastenchivymi det'mi mlad-shego shkol'nogo vozrasta" [Theoretical analysis of the use of art therapy elements in working with shy children of primary school age], Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Nauchno-prakticheskijzhurnal. Seriya Ped-agogika i psihologiya, № 4 (40), pp. 55-63 (in Russian).

29. Vartanova, E. G. (2018). "Ob opyte sodejstviya adaptacii zastenchivogo shkol'nika v gruppe rovesnikov" [On the experience of promoting the adaptation of a shy student in a peer group], Nauchnyj forum. Pedagogika ipsihologiya, pp. 111-118 (in Russian).

30. Kondrat'eva, O. V. & Krasnova, E. I. (2020). "Psihologo-pedagogicheskaya pomoshch' zastenchivym i trevozhnym detyam" [Psychological and pedagogical assistance to shy and anxious children], Alleya nauki, № 9 (48), pp. 479-481 (in Russian).

Вклад авторов Contribution of the authors

В. И. Долгова - определение методологии, подбор зарубежных источников, написание статьи.

О. А. Кондратьева - научное руководство экспериментальным исследованием.

О. О. Эммерт - проведение экспериментального исследования.

V. I. Dolgova - selection of methodology, foreign sources, writing an article.

O. A. Kondratieva - scientific supervision of experimental study.

O. O. Emmert - conducting the experimental study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.