Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ И ТРУДНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ'

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ И ТРУДНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Трудный темперамент. Опросник темперамента подростков М.К. Ротбарт. Подростковая форма методики Т. Ахенбаха. Интернализация. Тревожность/депрессия. Замкнутость. Соматические проблемы. Произвольный контроль. Негативный аффект.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобаскова М. М., Васин Г. М.

Проведено предварительное исследование связи темперамента и проблем интернализации подростков. Цель исследования заключается в определении структуры трудного темперамента подростков на основе психобиологического подхода М.К. Ротбарт. В исследовании приняли участие 336 российских подростков 5-9 классов. Обнаружена связь интернализации (методика Т. Ахенбаха) с низкими значениями Контроля торможения, Контроля внимания и высокими значениями Фрустрации, Страха, Застенчивости (Опросник темперамента подростков М.К. Ротбарт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобаскова М. М., Васин Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ И ТРУДНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ»

специализированных). «Нина Владимировна Тимофеева» и «Кировский театр», «Большой театр» за 1953 - 2014 гг.).

При этом стиль изложения, отбираемые факты, угол зрения и специфика представления информации отражают не только персональный стиль автора документа или публикации или специфику ведения документации той или иной организацией, но и то время, ту социокультурную и политическую ситуацию, в которое они были созданы. Так наибольшее количество изученных нами публикаций в периодической печати второй половины XX века связано с зарубежными гастролями балета, особенно, первыми гастролями Большого театра в 1956 году в Лондоне, имевшими большое культурное и политическое значение, в которых успешно участвовала Н.В.Тимофеева, а также имеющими большое значение для истории балетного искусства новыми и возобновляемыми постановками балетов Ю.Н.Григоровича («Спартак», «Легенда о любви», «Каменный цветок»), в которых Нина Владимировна исполняла ведущие партии.

Таким образом, документы образовательных и исполнительских организаций, отложившиеся в фондах государственных архивов, а также документы личных фондов исполнителей в тех же архивах и театральных музеях, а также тематические подборки вырезок публикаций из периодической печати, собираемые и бережно хранимые Театральной библиотекой, наряду с опубликованными воспоминаниями, являются ценными источниками для целостного психологического изучения личности, ее способностей и одаренности.

Искренний глубокий интерес и подлинная любовь к искусству, широкая эрудиция не мнее, чем опубликованные работы Б.М.Теплова, по свидетельству Б.Ф.Ломова, «непревзойденного мастера психологического анализа исторических документов, мемуаров, произведений художественной литературы» [1] являются ярким, вдохновляющим примером для современных исследователей психологии творческой личности.

Литература

1. Ломов Б.Ф. Вклад Б.М.Теплова в общую психологию / Психология и психофизиология индивидуальных различий, М., Педагогика, 1977.

2. Лурия А.Р. Вклад Б.М. Теплова в конкретную психологию, в сб. «Психология и психофизиология индивидуальных различий», М., Педагогика, 1977.

3. Теплов Б.М. На подступах к созданию музыкальной психологии, в сб. «Психология и психофизиология индивидуальных различий», М. -Воронеж, 2004.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий, М., 1961.

5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, М., 1947.

6. Теплов Б.М. Ум полководца, М., Педагогика, 1990.

7. Тимофеева Н.В. Мир балета, М., Терра, 1993.

8. Ярошевский М.Г. Личность ученого. / Психология и психофизиология индивидуальных различий, М., Педагогика, 1977.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ И ТРУДНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ПОДРОСТКОВ

Лобаскова М. М., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики, Психологический институт Российской академии образования, lobaskovamm@gmail.com

Васин Г. М., Москва (Россия), внештатный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики, Психологический институт Российской академии образования, georgy.vasin@gmail.com

DOI:

Проведено предварительное исследование связи темперамента и проблем интернализации подростков. Цель исследования заключается в определении структуры трудного темперамента подростков на основе психобиологического подхода М.К. Ротбарт. В исследовании приняли участие 336 российских подростков 5-9 классов. Обнаружена связь интернализации (методика Т. Ахенбаха) с низкими значениями Контроля торможения, Контроля внимания и высокими значениями Фрустрации, Страха, Застенчивости (Опросник темперамента подростков М.К. Ротбарт).

Ключевые слова. Трудный темперамент. Опросник темперамента подростков М.К. Ротбарт. Подростковая форма методики Т. Ахенбаха. Интернализация. Тревожность/депрессия. Замкнутость. Соматические проблемы. Произвольный контроль. Негативный аффект.

INTERNALIZING AND DIFFICULT TEMPERAMENT OF ADOLESCENTS

Lobaskova M., Moscow (Russia), PhD, senior researcher of Developmental behavioral genetics laboratory, Psychological Institute Russian Academy of Education, lobaskovamm@gmail.com

Vasin G., Moscow (Russia), researcher of Developmental behavioral genetics laboratory, Psychological Institute Russian Academy of Education, georgy.vasin@gmail.com

We conducted a preliminary study of the relationship between temperament and internalizing problems of adolescents. The purpose of the study is to determine the structure of the difficult temperament of adolescents based on the psychobiological approach of M.K. Rothbart. The study involved 336 Russian adolescents of grades 5-9. We found the relationship between internalization (Youth Self Report (YSR), T. Achenbach) and low values of Inhibition control, Attention Control and high values of Frustration, Fear, Shyness (Early Adolescent Temperament Questionnaire, M.K. Rothbart).

Keywords. Difficult temperament. Early Adolescent Temperament Questionnaire, M.K. Rothbart. Youth Self Report (YSR), T. Achenbach. Internalization. Anxiety/depression. Withdrawn. Somatic problems. Effortful control. Negative affect.

Концепция «трудного темперамента» сформировалась во второй половине 20 века благодаря работам А. Томаса и С. Чесс. На основе свойств темперамента авторы выделили синдромы свойств, существенным образом определяющих адаптацию ребенка: «трудный темперамент», «легкий темперамент», «темперамент с длительным привыканием». Трудный темперамент изучался на группах детей с клиническими симптомами и без клинических симптомов. С помощью опросников на основе родительского наблюдения в ходе Нью-Йоркского лонгитюдного исследования (NYLS) из общей выборки были выбраны младенцы, которые демонстрировали трудности во время ухода за ними: во время купания, установления режима сна, приема пищи, контакта с другими людьми. У младенцев данной группы были

обнаружены такие черты темперамента как: нерегулярность биологических функций, преобладание негативных (уход) ответов на новые стимулы, сниженная адаптивность к изменениям среды, высокая частота проявления негативных эмоций и высокая интенсивность эмоций. Во второй линии исследований на выборке детей 6 лет было обнаружено, что для детей клинической группы было характерно более высокие значения иррегулятивности, неадаптивности, интенсивности негативных эмоций. В результате исследований был сделан вывод, что трудный темперамент, как темперамент в целом, представляет собой такую же актуальную характеристику индивидуальности как мотивация или когниции. Родительское отношение или другие средовые факторы могут уменьшать или усиливать трудный темперамент детей, также как детский темперамент может влиять на родительские установки и поведение [7].

Иное мнение сформулировала М.К. Ротбарт и ее коллеги. В психобиологической концепции темперамента М.К. Ротбарт проводились исследования с учетом развития темперамента во всех возрастных группах. Авторы не используют термин «трудный темперамент» по нескольким причинам: «трудность» темперамента в большей степени определяется восприятием родителей поведения ребенка; «трудность» в одной ситуации создает сложности адаптации, в другой же, напротив становится «сильной стороной» (человек, отрицательно реагирующий на перемены, будет осторожен, но когда требуется быстрое действие, такая особенность станет помехой); отнесение ребенка к категории детей с трудным темпераментом навешивает ярлык и требует вмешательств, которые могут быть преждевременными; наличие трудности в раннем возрасте не предопределяет ее наличие в старшем возрасте [5].

На сегодняшний момент термин «трудный темперамент» широко используется в поиске причин дезадаптации, эмоциональных и поведенческих проблем [3,6]. Однако вопрос о структуре трудного темперамента в рамках концепции М.К. Ротбарт остается недостаточно изученным, в том числе и потому, что авторы психобиологической концепции темперамента имеют мнение противоположное подходу А. Томаса и С. Чесс, в результате чего, многие ученые, заинтересованные в разработке представлений о «трудном темпераменте», берут в основу другие теоретические концепции темперамента. Также надо отметить, что большинство исследований трудного темперамента на нормативной выборке проводится в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах, старшие возраста изучены недостаточно. Концепция темперамента М.К. Ротбарт наиболее адекватна для возрастных исследований темперамента, так как для каждого возрастного периода авторами разработаны соответствующие опросники.

Мы провели предварительное исследование взаимосвязи свойств темперамента подростков с проблемами интернализации с целью выявления синдрома трудного темперамента. Для исследования темперамента использовался Опросник младшего подростка М.К. Ротбарт (EATQ), который дает возможность оценить следующие свойства темперамента: контроль активации, контроль внимания, контроль торможения, фрустрация, страх, перцептивная чувствительность, удовольствие от высокоинтенсивных стимулов, удовольствие от низкоинтенсивных стимулов, аффилиация, застенчивость, уровень активности. Для оценки проблем интернализации применялась подростковая форма методики Т. Ахенбаха. Синдром интернализации включает в себя шкалы замкнутости,

тревожности/депрессии, соматических проблем. В исследовании приняли участие 336 российских подростков 5-9 классов, 199 мальчиков и 137 девочек.

В результате статистической обработки данных с помощью дисперсионного анализа ANOVA обнаружены половые различия показателей интернализации. Девочки имеют более высокие значения замкнутости, соматических проблем, тревожности/депрессии и, соответственно, общего уровня проблем интернализации. Анализ различий оценок темперамента показал, что у девочек выше значения аффилиации, страха, удовольствия от низкоинтенсивных стимулов и ниже значения удовольствия от высокоинтенсивных стимулов.

Проведенный корреляционный анализ Спирмена позволил выявить значимые связи свойств темперамента с проблемами интернализации. Обнаружено, что ряд свойств темперамента связаны с проблемами интернализации подростков независимо от пола: контроль торможения, фрустрация, застенчивость. Внимание (контроль внимания) связан с замкнутостью, тревожностью/ депрессией в общей выборке подростков и с соматическими проблемами у мальчиков. Страх связан с тревожностью/ депрессией, соматическими проблемами в обеих группах подростков и с замкнутостью у девочек. Можно предположить, что совокупность определенных свойств темперамента, а именно низкого уровня контроля торможения, контроля внимания в сочетании с высоким уровнем застенчивости, фрустрации и страха, могут рассматриваться как синдром трудного темперамента в подростковом возрасте. Что касается роли темперамента в возникновении эмоциональных и поведенческих проблем, то возможно есть специфика, связанная с конкретной проблемой, с возрастом и полом ребенка. Так, например, в нашем исследовании тревожность/ депрессия мальчиков (методика Т. Ахенбаха), связана с высокими значениями контроля активации, перцептивной чувствительности, удовольствия от низкоинтенсивных стимулов и аффилиации (Опросник темперамента подростков М.К. Ротбарт). То есть, помимо связей свойств темперамента и тревожности/ депрессии для общих обеих групп, тревожность/депрессия мальчиков, как эмоциональная проблема, связана с дополнительными свойствами, в отличии от девочек, что определяет специфичность участия темперамента в возникновении данной проблемы. С другой стороны, контроль активации, как свойство темперамента, в ходе онтогенеза проявляется в подростковом возрасте. В нашем исследовании контроль активации только в группе мальчиков прямо пропорционально связан с интернальными проблемами -тревожностью/ депрессией и соматическими жалобами.

Предварительные данные позволяют сделать некоторые выводы и сформулировать дальнейшие задачи исследования. На сегодняшний момент критерии выделения «трудного темперамента» не однозначны. В рамках теории А. Томаса и С. Чесс трудность детского темперамента определяется трудностью ухода за маленьким ребенком. Исследования трудного темперамента в дошкольном и младшем школьном возрасте в большинстве своем опираются на теорию А. Томаса и С. Чесс, соответственно, внешний критерий трудности темперамента сохраняется, то есть «с ребенком трудно» окружающим взрослым [1]. Другая часть исследований трудного темперамента проводится на специфических группах детей, имеющих те или иные проблемы, или на клинических выборках [4]. В части исследований синдром трудного темперамента выделяется на основе математических методов, например, с помощью кластерного или факторного анализа, при этом синдром трудного темперамента может не коррелировать с отдельными проблемами [2]. Таким образом, остается открытым

вопрос об объективных критериях синдрома трудного темперамента. Критерии «трудности» темперамента могут определяться возрастом ребенка, скажем, уровнем развития, самоотношения, когниций, регулятивными способностями, то есть субъективно, самим ребенком. Оценка родителями «трудностей» ухода за ребенком или его воспитания также субъективны. Особенности родительского воспитания, стиля родительского отношения, могут усиливать или снижать выраженность «трудных» свойств. «Трудность» темперамента может определяться внешними показателями, например, повышенной конфликтностью, неорганизованностью, аутизацией, депрессивностью детей. В таком случае трудный темперамент, то есть определенное сочетание конкретных его свойств в определенных условиях будет создавать эмоциональные, поведенческие проблемы, трудности обучения, трудности социальной адаптации. В результате нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте в синдром трудного темперамента могут входить низкий уровень Контроля торможения, Контроля внимания, которые определяют регуляторные способности подростков и являются составляющей фактора «Произвольный контроль». К синдрому трудного темперамента можно отнести высокие значения Фрустрации и Страха, которые входят в фактор темперамента «Негативная эмоциональность». Высокий уровень Застенчивости, определяемой М.К. Ротбарт как медленное или затрудненное вхождение в социальные контакты, также можно включить в структуру трудного темперамента, однако Застенчивость может быть специфичным для интернализации «трудным» свойством темперамента и быть не связанным с другими проблемами, например, с экстернализацией, что требует дальнейшего изучения. Мы планируем расширить исследование и конкретизировать комплекс свойств, определяющих структуру трудного темперамента, на разных возрастных выборках.

Литература

1. Корниенко, Д. С. Родительское отношение в связи с разными синдромами темперамента дошкольников. Фундаментальные исследования, 2013. Vol. 8-5, 1222-1226.

2. Ato, E., Galián, M., & Fernández-Vilar, M. Temperamento difícil y desajuste social en la niñez: El papel mediador del ambiente familiar. Anales de Psicología, 2020, 36(3), 492-502.

3. Guerin, D. W., Gottfried, A. W., & Thomas, C. W. Difficult Temperament and Behaviour Problems: A Longitudinal Study from 1.5 to 12 Years. International Journal of Behavioral Development. 1997. 21(1), 71-90. https://doi.org/10.1080/016502597384992

4. Pesonen, A.-K., Raikkonen, K., Keskivaara, P., & Keltikangas-Jarvinen, L. Difficult temperament in childhood and adulthood: continuity from maternal perceptions to self-ratings over 17 years. Personality and Individual Differences, 2003. 34(1), 19-31. doi:10.1016/s0191-8869(02)00021-1.

5. Rothbart, M. (1982). The Concept of Difficult Temperament: A Critical Analysis of Thomas, Chess, and Korn. Merrill-Palmer Quarterly, 28(1), 35-40. Retrieved August 5, 2020, from www.jstor.org/stable/23086283

6. Rudasill, K. M., Reio, T. G., Stipanovic, N., & Taylor, J. E. A longitudinal study of student-teacher relationship quality, difficult temperament, and risky behavior from childhood to early adolescence. Journal of School Psychology. 2010. 48 (5), 389412. doi:10.1016/j.jsp.2010.05.001

7. Thomas, A., Chess, S., & Korn, S. J. The Reality of Difficult Temperament. Merrill-Palmer Quarterly.1982. 28 (1), pp. 1-20. http://www.jstor.org/stable/23086280

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Локшина В. И., Ярославль (Россия), студент, магистратура Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, факультет психологии, vika.lokshina.98@mail.ru

DOI:

Представлены результаты, раскрывающие особенности рисования у детей 4-5 лет. В ходе исследования фиксировались интересные моменты и особенности. По результатам проводились беседы с детьми.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, продуктивные виды деятельности, дошкольный возраст.

STUDY OF THE FEATURES OF DRAWING IN CHILDREN 4-5 YEARS OLD

Lokshina V. I., Yaroslavl (Russia), Student (Master's degree) P. G. Demidov Yaroslavl State University, Faculty of Psychology, vika.lokshina.98@mail.ru

Annotation. The results are presented, revealing the features of drawing in children 4-5 years old. During the research, interesting points and features were recorded. According to the results, interviews were conducted with children.

Keywords: visual activity, productive activities, preschool age.

На сегодняшний день в психолого-педагогической практике продуктивным видам деятельности уделяется большое внимание (Доронова Т.Н., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Лыкова И.А., Павлова О.В., Погодина С.В. и др.). Это связано с неоспоримым признанием их роли в психическом развитии дошкольников (недаром они еще называются «специфически дошкольными видами деятельности») [1-3]. В дошкольном возрасте они являются не только формой времяпровождения и работы с ребенком, но и средством развития. С другой стороны, многие педагоги говорят о том, что в жизни современных дошкольников продуктивным видам деятельности отводится все меньше места, что не может не беспокоить. Это связано с разными факторами, с одной стороны, перегруженность детей другими занятиями, зачастую не отвечающим их возрастным потребностям (изучение языков, различные развивающие занятия и др.), с другой стороны, доступность современным детям всевозможных гаджетов, которые, привлекая внимание ребенка красочностью, доступностью, легкостью получения эффекта, лишают возможности заниматься другими видами деятельности [4].

Среди исследований продуктивных видов деятельности наибольшее внимание уделено изобразительной деятельности. Ее значение для развития ребенка сложно переоценить - от развития моторики и восприятия до развития символической функции, воображения, способности выражать свое эмоционально-смысловое отношение к действительности, развитие интереса к изобразительному искусству и др. Детское рисование привлекает внимание педагогов и психологов очень давно. Первым психологическим исследованием детского рисунка принято считать книгу итальянского искусствоведа К. Риччи «Дети -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.