"Raqamli didaktika va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, yechimlar"
Respublika ilmiy-amaliy anjumani 2024-yil 17-aprel
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1Иргашова Марипат Абдиназаровна, 2Рузметова Хилола Абдушориповна
1старший преподаватель ТГПУ, 2к.п.н., доцент ТГПУ https://doi.org/10.5281/zenodo.10981312
Аннотация. В статье раскрыты особенности преподавания педагогических дисциплин в условиях цифровизации образования.
Ключевые слова: студент, цифровизация образования, педагогика, преподавание, условие, обучение, высшее образование.
Аннотация. Maqolada ta'limni raqamlashtirish sharoitida pedagogik fanlarni o'qitishning xususiyatlari ochib berilgan.
Kalit so'zlar: talaba, ta'limni raqamlashtirish, pedagogika, o'qitish, holat, kadrlar tayyorlash, oliy ta'lim.
Abstract. The article reveals the features of teaching pedagogical disciplines in the context of digitalization of education.
Keywords: student, digitalization of education, pedagogy, teaching, condition, training, higher education.
Целенаправленная и последовательная реализация задач, определённых руководством нашей республики прослеживается в выступлениях главы государства. К примеру, выступая 24 января 2020 года перед Олий Мажлисом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, поставил задачу: «перейти к кредитно-модульной системе в высшем образовании. С этого года для 6 направлений педагогического образования определен 3-летний срок обучения».
Кроме того, глава государства сказал, что последовательное продолжение и выведение на новый, современный уровень начатой нами работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики будет способствовать развитию науки и просвещения.
В Постановлении Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева от 27 февраля 2020 года «О мерах по дальнейшему развитию сферы педагогического образования» [2] сказано о создании пяти педагогических вузах в регионах.
В настоящее время количество педагогических высших образовательных учреждений стало намного больше и качеству преподавания в данных образовательных учреждениях сегодня уделяется особое внимание.
Цифровизация всех сфер жизни студента существенно изменяет образовательный процесс. Многие традиционные методы и формы работы сегодня дополнены информацией с Интернета, где представлена не только учебная литература, но и огромная база готовых эссе, презентаций, докладов и рефератов по педагогической проблематике.
Студенты научились блестяще владеть средствами коммуникации, социальными сетями. Поэтому традиционные задания в виде докладов, рефератов, эссе, презентаций можно дополнить новыми формами заданий. Например, огромным потенциалом обладает учебное видео.
В настоящий момент в сети Интернет есть большое количество видеозаписей занятий по любым учебным дисциплинам. Это видео доступно для просмотра. Выполняя
"Raqamli сМакНка va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, уесЫт1аг"
Ке8риЬИка 11ш1у-аша11у ащишаш 2024-уИ 17-арге1
упражнения по анализу видео, студенты многократно повторяют базовые категории понятийного аппарата педагогики, учатся их различать друг от друга, применять в практической деятельности. Это такие сложные понятия, как: содержание обучения, деятельность учителя, методы обучения, деятельность студентов, формы организации деятельности студентов, средства обучения, результаты обучения.
Опыт работы в вузе показал, что задания и критерии их оценки могут быть эффективно использованы для разработки заданий по дисциплине «Общая педагогика» и другим дисциплинам по подготовке будущих учителей.
Предлагаем примерную схему анализа урока:
1. Общая оценка урока: урок достиг цели, достиг частично, не достиг цели.
2. Оценка реализации принципов обучения (примеры).
3. Оценка технологий обучения (примеры).
4. Знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.
5. Оценка каждого этапа урока. Анализ выбора методов обучения и, прежде всего, определение соответствия метода обучения содержанию, планируемым результатам.
6. Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности:
1) Оценка эффективности использования учебного времени.
2) Оценка эффективности обратной связи на уроке.
3) Оценка соблюдения правил безопасности, требований охраны труда на уроке.
4) Логическое обобщение и ответ на вопрос, что способствовало достижению цели урока, оценка активности и проявления интереса обучающихся.
5) Оценка проявления личностных качеств учителя на уроке.
6) Выводы (в том числе и по выявлению затруднений в своей профессиональной деятельности).
7) План изменений в собственной профессиональной деятельности на основе проведённого анализа [1].
Конечно, это сложное задание для студента, только познакомившегося с категориальным аппаратом педагогики. Поэтому первый анализ урока выполняется ими на практическом занятии совместно с преподавателем.
Для закрепления и повторения материала студенты выполняют анализ урока самостоятельно, выбирая себе видео из предложенных педагогом или сами находят и предлагают понравившееся им видео. Творческим заданием может быть работа по созданию учебного видео.
Современные студенты владеют широким спектром таких программ, установленных в телефонах и на компьютерах, и легко справляются с поставленной задачей. Они выбирают любую тему и создают видео-лекцию на эту тему. Владение информационными технологиями помогает студентам легко справиться с заданием. Так как сокурсники являются очень значимыми друг для друга в юношеском возрасте, они с интересом просматривают работы друг друга и повторяют перед экзаменом материалы курса общей педагогики.
Применение информационных технологий как инструментов для упражнений и создания творческих работ помогает вовлечь студентов в педагогический процесс, моделировать ситуации, в которых они реально могут продемонстрировать свои профессиональные компетенции, находясь при этом в стенах учебного заведения.
"Raqamli didaktika va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, yechimlar"
Respublika ilmiy-amaliy anjiimani 2024-yil 17-aprel
REFERENCES
1. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года // Народное слово. - Т., 2020. - 25 января. - С. 1-2.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию сферы педагогического образования» // Учитель Узбекистана. - Т., 2020. - № 9 (2612). - С. 1, 3.