Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
курсант / цифровизация образования / навык / механизм / образование / обучение / воспитание / развитие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медетова Раушан Мамадияровна, Хайдаров Зафар Абдихакимович

В статье раскрыта роль цифровых технологий при применении их в учебно-воспитательном процессе высшего военного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

"Raqamli didaktika va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, yechimlar"

Respublika ilmiy-amaliy anjumani 2024-yil 17-aprel

К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1Медетова Раушан Мамадияровна, 2Хайдаров Зафар Абдихакимович

1заведующая отделом УзНИИПН, д.п.н., старший научный сотрудник, 2начальник кафедры ПВО Сухопутных войск Чирчикского высшего танкового командно инженерного

училища, доцент, полковник https://doi.org/10.5281/zenodo.10980408

Аннотация. В статье раскрыта роль цифровых технологий при применении их в учебно-воспитательном процессе высшего военного образовательного учреждения.

Ключевые слова: курсант, цифровизация образования, навык, механизм, образование, обучение, воспитание, развитие.

Annotatsiya. Maqolada raqamli texnologiyalarni oliy harbiy ta'lim muassasasiningo'quv jarayonida qo'llashdagi roli ochib berilgan.

Kalit so'zlar: kursant, ta'limni raqamlashtirish, mahorat, mexanizm, ta'lim, ta'lim, tarbiya, rivojlanish.

Abstract. The article reveals the role of digital technologies when applying them in the educational process of a higher military educational institution.

Keywords: cadet, digitalization of education, skill, mechanism, education, training, upbringing, development.

Современное образование стало не только одной из важных областей, способствующих социально-экономическому развитию республики, но и потребовало нового взгляда на человеческий капитал и новую роль образования. Такой запрос к образованию требует не только теоретического подхода, но и внимательного изучения самой сферы образования, ее достижений и проблем для практического использования. Поскольку стратегия образования позволяет строить образование на основе видения будущего, ведь без определения места образования в целостности общественного развития нельзя говорить о тех образовательных траекториях, которые сегодня востребованы временем.

Цифровая экономика предполагает, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой цифровые технологии обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан.

Одно из центральных мест в становлении цифровой экономики занимает трансформация образования. Цифровая экономика требует, чтобы каждый курсант (а не только лучший среди них) овладел компетенциями XXI века, к которым относятся: критическое мышление, способность к самообучению, умение полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе и мог творчески применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде. Новый взгляд на человеческий капитал и новую роль образования поставили задачу формирования у каждого курсанта способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования должна решить эту задачу.

Цифровая трансформация образования - это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм

"Raqamli сМакНка va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, уесЫт1аг"

Ке8риЬИка 11ш1у-аша11у ащишаш 2024-уИ 17-арге1

учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого курсанта.

Исходя из этого, задача сегодня состоит в том, чтобы гармонизировать в едином образовательном процессе овладение курсантами заранее отобранного содержания учебных дисциплин; достижение курсантами внешне формируемых и самостоятельно отобранных целей; поддержку и развитие способности курсантов к учению, достижение их когнитивной самостоятельности, развитие их личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием учебного материала. Поскольку цифровые технологии создают условия для решения этой задачи за счет совершенствования средств планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной и результативной организации образовательного процесса.

Цифровая трансформация образования затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон: курсантов и преподавателей), включая родителей. Эту работу можно разделить на три большие связанные между собой группы: развитие цифровой инфраструктуры образования; развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание; разработка и распространение новых моделей организации учебной работы. Все это требует качественного обновления существующей практики обучения, превращения их в инструмент научно-методического обеспечения и поддержки процессов цифровой трансформации образования. Вот почему от курсантов требуется высокий уровень математической грамотности; основательная естественнонаучная и гуманитарная подготовка; способности, которые часто называют «компетенциями XXI века»; прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление, цифровая грамотность, алгоритмическое мышление, направленное мышление и критическое мышление).

По аналогии с другими сферами высшие военные образовательные организации в процессе цифровой трансформации должны: изменить свои цели и содержание учебно-воспитательной работы; перейти от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого курсанта, изменив организацию и методы учебно-воспитательной работы; пересмотреть и оптимизировать используемые наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов и инструментов; пересмотреть традиционные бизнес-процессы, включив в эту работу всех стейкхолдеров; использовать все возможности современных цифровых технологий для механизации и автоматизации всех видов работы с информацией.

Цифровые технологии являются хорошим инструментом именно для поддержки новых высокоэффективных методов учебной работы. Чтобы формирование компетенций XXI века у курсантов оказалось успешным, они должны использовать цифровые технологии для выполнения своей учебной работы и демонстрации ее результатов - для написания эссе, творческих разработок веб-сайтов, подготовки презентаций, технологических устройств.

Значит, в процессе цифровой трансформации образования происходит не только создание компьютерных классов и подключение их к Интернету, а формирование и распространение новых моделей работы высших военных образовательных учреждений. В

"Raqamli сМакНка va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, уесЫткг"

RespuЬ1ika i1шiy-aшa1iy ащишаш 2024-уП 17-арге1

их основе лежит синтез новых высоко результативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий; непрерывного профессионального развития педагогов; новых цифровых инструментов, информационных источников; организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений при освоении ими новых ролей и методов работы.

Суть цифровой трансформации образования - достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий.

Цифровые технологии помогают на деле использовать новые педагогические практики (новые модели, связанные с назревшими переменами организации и проведения учебной работы), которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных технологий коммуникации и работы с информацией.

Цифровая образовательная среда помогает эффективно организовать и контролировать учебную работу каждого курсанта, в том числе и им самим. Увеличивается круг его возможных действий, одновременно растет его ответственность за результативность.

По мнению Кегга, отличительные черты зарождающихся в настоящее время новых информационных инструментов связаны с гибкостью (возможностью использования их в любое время и в любом месте, где они необходимы); воспроизводимостью (неограниченной возможностью копирования и дублирования); цифровыми технологиями и новыми информационными инструментами (изменчивостью, возможностью быстрого обновления, уточнения); избирательностью (возможностью свободного поиска);

индивидуализированностью (возможностью для каждого пользователя работать с информацией индивидуально).

Цифровую трансформацию образования можно рассматривать как культуры использования информации на основе новых цифровых информационных инструментов по нескольким основным линиям: в содержании важным элементом становится проникновение новых цифровых инструментов в различные области человеческой деятельности; образовательные организации осваивают новые источники и механизмы обработки данных, которые повышают эффективность организации образовательного процесса и обеспечивают его процедуру; обучаемые осваивают новые культурные общие пользовательские цифровые инструменты и специализированные сервисы для повышения эффективности своей учебной работы, развивая в том числе соответствующие способности (например, алгоритмическое мышление), которые необходимы для их использования; педагоги осваивают новые культурные общие пользовательские цифровые инструменты для повышения эффективности своей учебной работы, трансформирующейся в связи с проникновением новых цифровых инструментов в различные области человеческой деятельности; содержание, методы и формы учебной работы, специализированные цифровые инструменты, которые повышают эффективность меняющейся организации образовательного процесса; курсанты осваивают новые культурные общие пользовательские цифровые инструменты, которые повышают эффективность их учебной работы, новые специализированные цифровые инструменты, которые повышают эффективность меняющейся организации образовательного процесса.

"Raqamli didaktika va madaniyat: zamonaviy tendensiyalar, yondashuvlar, yechimlar"

Respublika ilmiy-amaliy anjiimani 2024-yil 17-aprel

Новые инструменты находятся в стадии развития, которое невозможно без того, чтобы сами эти инструменты использовались, в том числе и в высших военных образовательных организациях. У преподавателей и курсантов должна формироваться способность самостоятельно оценивать и осваивать новые инструменты по мере их появления. Поскольку развитие и распространение цифровых технологий позволяет перенести внимание с доступности цифровых устройств и инструментов на их использование в образовательном процессе.

Kwang считает, что в современной системе образования мы должны продвигать развитие компетенций будущего, так называемых навыков XXI века, т.е. критическое мышление, совместную работу, креативность и навыки получения новых знаний. Необходимы именно эти коммуникативные навыки, в то время как чисто профессиональные навыки (например, запоминание фактов) в том или ином объеме в будущем возьмут на себя машины. Процесс традиционного контактного преподавания был создан главным образом на основе деятельности педагога в области его преподавания, в то время как в процессе цифрового образования отправной точкой является процесс обучения самого обучающегося.

Цель цифровой трансформации высших военных образовательных учреждений должна состоять в их возможности пробовать и широко применять цифровые решения для каждодневных учебно-воспитательных задач: поддержка талантливых курсантов, работа со слабыми курсантами, замещение рутинного интеллектуального труда, логистика обеспечивающих процессов (безопасность, информирование и т.п.), подготовка к учебным занятиям, подготовка презентаций, участие в выставках. Всё это технологии могут делать уже сегодня, кроме этого, цифровая трансформация дает возможность реализовать новые структуры и отношения в образовании.

Кроме того, цифровая трансформация открывает новые содержательные возможности при обучении игре, моделированию и симуляции сложных процессов, реализации распределенных проектов курсантов и педагогов, персонализированном обучении. При этом важно учесть, что цифровая трансформация не может заменить живую работу и решить все проблемы обучения курсантов в высших военных образовательных учреждениях. Одновременно с этим цифровые технологии могут расширить горизонты задач высшего военного образовательного учреждения, дать ему совершенно новые инструменты и возможности.

REFERENCES

1. https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra text.pdf

2. Medetova R.M., Anarboyev A.A. Hamkorlik pedagogikasi asosida bo'lajak zahiradagi ofitserlarning texnologik kompetentligini rivojlantirish // Ta'lim-tarbiya sifatini oshirishda hamkorlik pedagogikasi: xalqaro tajriba va zamonaviy yondashuvlar: Xalqaro ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallar to'plami. 2023-yil 13-noyabr. - T.: O'zPFITI, 2023. - B. 284-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.