ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.2
С. Л. Смыслова, С. И. Черноморченко
Особенности преподавания литературы в советской школе в конце 30-х - начале 40-х гг. XX века
В статье рассматриваются особенности преподавания курса литературы в средних и старших классах школ Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. На основе анализа методических и краеведческих архивных документов, воспоминаний учителей военного времени и их учеников делается вывод о том, что в тяжелых условиях военного времени уроки литературы играли важную роль: они развивали мышление и речь учащихся, способствовали патриотическому воспитанию.
The article deals with the characteristic features of teaching literature in junior high and high school in Soviet schools during the Great Patriotic War. Having analyzed methodological and regional historical archival documents, the memories of the teachers and students of that time, the authors could conclude that literature classes played an important role in these arduous war time conditions. These classes helped the learners develop critical thinking skills and speech and facilitated patriotic education.
Ключевые слова: методическая теория, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, критерии оценки знаний, организация учебного процесса.
Key words: methodological theory, moral education, patriotic education, knowledge assessment criteria, school organization and management.
Одной из важнейших задач преподавания литературы в советской школе в 40-е г. XX в. было создание методической теории. В формировании методической мысли большую роль играли писатели, педагоги, общественники, такие как Н. К. Соколов, М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, Я. А. Роткович и другие. Несмотря на большие трудности, которые возникали при создании методики преподавания, на ошибки, за которые преследовали педагогов и методистов, была создана хорошая методическая база.
На XVIII съезде коммунистической партии в 1939 году руководство страны выдвинуло задачу «воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» [5, с. 60]. В свете этой основной задачи художественная литература, как отмечалось в отчетных докладах, «приобретает в школе, наравне с гражданской историей и Конституцией, значение ведущего учебного предмета. Поэтому решающим критерием в оценке итогов преподавания литературы является вопрос о том, в какой
© Смыслова С. Л. , Черноморченко С. И., 2014
76
степени художественная литература как учебный предмет выполняет задачи воспитания» [5, с. 66].
Документы Наркомпроса определяли цели, основные направления преподавания литературы, отмечали недостатки. Так, считалось, что «степень влияния художественной литературы на учащихся определяется, во-первых, уровнем их знаний и навыков в области литературы, во-вторых, соответствующим этому уровню интересом учащихся к литературе» [5, с. 68].
В связи с этим многие педагоги заявляли о двух характерных недостатках в преподавании литературы:
1) у большинства учеников нет привычки сопоставлять литературу с жизнью, нет непосредственно своего, личного отношения к персонажам;
2) во многих школах историко-литературный курс для старших классов представляет собою только своего рода повышенный курс литературного чтения; ученики добросовестно, со знанием материала, излагают содержание произведения, но не дают характеристики его стиля; передают поступки и слова героя, не характеризуя его по существу; не представляют себе - в пределах требования школьной программы -эволюции творчества писателя.
Степень выполнения задач преподавания литературы во многом определялась методической подготовленностью учителей.
Наиболее существенными недостатками в методике преподавания литературного чтения и литературы, снижающими воспитательные результаты преподавания, являлись, по мнению известных методистов:
- схематичность и бледность рассказа учителя о жизни писателя, особенно в 5-7 классах;
- неумение охарактеризовать художественную сторону произведения в единстве с его идейным содержанием;
- слабая постановка работы над устным и письменным изложениями учащихся 5-7 классов;
- трафаретность в разборе произведения в старших классах;
- неумение учащихся выразительно, эмоционально читать художественные тексты.
В августе 1939 г., исходя из фактического, все еще не удовлетворяющего высоким требованиям преподавания литературы в школе, Нар-компрос определил задачи и содержание работы секции словесников на августовских конференциях.
Преподаватели литературы обсуждали следующие вопросы:
1) программы и учебники по литературе на 1939/40 учебный год;
2) коммунистическое воспитание па уроках литературы;
3) планирование учебного материала и конкретная методика изучения первых тем из программы по литературному чтению и по литературе;
4) единые нормы оценки знаний и навыков учащихся, методика применения этих норм [3, с. 2-4].
Рассмотрение первого вопроса вызвано тем, что с 1939 / 40 учебного года Наркомпрос ввел новую программу литературного чтения и издавал новые хрестоматии для 5 и 6 классов.
Особенностями перехода в 1939 / 40 учебном году на новые программы было следующее:
1) в 6 классе изучались повторно некоторые произведения, изученные в предшествующем году в 5 классе (например, повесть «Дубровский»);
2) в 7 классе в 1939 / 40 учебном году работа велась по хрестоматиям «Современная литература» А. Я. Цинговатова и Я. А. Ротковича (ч. 2) и А. Н. Дубовикова и Е. Е. Северина;
3) в 8 классе в тему «Устная народная поэзия» введено изучение жанров «Песни» и «Сказки»; перестроен и сокращен раздел древней литературы, оставлены отрывки из «Летописи», а также «Слово о полку Игореве», «Повесть о Евпатии Коловрате» и две повести XVII в.: «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Ерше Ершовиче». Параллельно со «Словом о полку Игореве» учащиеся знакомились с поэмой Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и со средневековой французской поэмой «Песнь о Роланде». В состав изучаемых произведений М. Лермонтова дополнительно введена поэма «Демон»;
4) в 9 классе сделаны следующие изменения: введена новая тема -«Творчество Т. Г. Шевченко», снята как самостоятельная тема «Н. А. Добролюбов», в качестве основного произведения Л. Толстого для изучения предложен роман «Война и мир» вместо «Анны Карениной». Причины изменения объяснялись так: «Война и мир» - историческая эпопея о героизме русского народа, его патриотизме, единстве трудящихся масс перед лицом врага-интервента. Рекомендовалось увеличить тираж школьного издания романа. Журнал «Литература в школе» обязывался дать ряд статей о методике изучения этого произведения» [3, с. 3];
5) в 10 классе снята обзорная тема о литературе XX в. до Октября и дана небольшая тема о развитии пролетарской литературы до Октября, предваряющая изучение творчества Горького;
6) новым в программе для 7-10 классов являлось то, что в нее введены как факультативные новые темы по западноевропейской литературе (произведения Ф. Шиллера, О. Бальзака, Г. Гейне, Р. Роллана и важнейшие произведения антифашистской литературы).
Считалось, переработка обзорных тем и изменение расположения основных разделов делали программу курса литературы для 7-10 классов, введенную с 1939 / 40 учебного года, более стройной, отвечающей требованиям школьного историко-литературного курса.
Программа опиралась на новое издание хрестоматий для всех классов в соответствии с программой. Для 8 класса с начала 1938 / 39 учебного года вводился новый учебник по литературе, составленный Г. Н. Поспеловым и П. В. Шаблиовским и отредактированный редакционной комиссией во главе с профессором П. П. Бродским. По курсу теории литературы 7-10 классов с нового учебного года также вводилось учебное пособие, составленное профессором Г. Н. Поспеловым.
Основным принципом методики преподавания литературы в 30-40-е годы считался принцип историзма, который, как предполагалось, позволял верно оценивать литературные факты и развитие литературы.
Вопрос о нормах оценки знаний и навыков учащихся вызван тем, что кабинет литературы Государственного научно-исследовательского института школ разработал проект критериев оценки знаний и навыков учащихся по литературному чтению и по литературе (как устных ответов, так и письменных работ). Проект обсуждался в учительской среде: в него были внесены необходимые изменения. А с начала 1939 / 40 учебного года он по указанию Наркомпроса введен в школы для применения в практике преподавания.
Особое внимание к преподаванию литературы в предвоенные и военные годы обусловлено тем, что литература выполняла не только познавательную функцию, но и являлась идеологическим «оружием».
Особенно отчетливо такой подход к школьному курсу литературы проявился во время войны, потребовавшей перестройки методики преподавания. Рубежным в этой перестройке следует считать 1943 / 44 учебный год. К началу этого учебного года обстановка стабилизировалась: наведен порядок в учете детей, эвакуированных из прифронтовых районов, созданы школьные интернаты, отлажена постановка методической работы.
О характере такой перестройки преподавания писал профессор В. А. Десницкий в статье «О воспитании патриотизма на произведениях отечественной литературы». В. А. Десницкий подчеркивал, что в новых условиях в центр преподавания должно быть поставлено изучение патриотических традиций русской литературы, ее освободительных мотивов и героических образов. Уроки литературы должны пробуждать у школьников горячее чувство любви к Родине и готовность к ее защите [22].
Конкретные пути патриотического воспитания школьников на разных годах обучения рассматривал методист В. В. Голубков в статье «Преподавание русской литературы в средней школе в условиях Великой Отечественной войны» [1]. В статье давался последовательный комментарий ко многим произведениям учебной программы и рекомендовались к использованию в школе произведения о Великой Отечественной войне. Так, В. В. Голубков отметил актуальность драмы А. Корнейчука «Фронт» и рекомендовал ее для школьного изучения.
Учительница Куйбышевской школы И. Ф. Куторго писала в своих воспоминаниях: «Как только в газетах и журналах появлялись новые произведения, я читала их в классе. Читали стихи Суркова, Симонова и др. Некоторые ребята показывали мне вырезанные из газеты стихотворение "Жди меня", статьи И. Оренбурга, Л. Леонова. Особенно запомнилось мне чтение "Русского характера" А. Толстого» [4, с.14].
Подобные воспоминания находим и у тюменских учителей, на уроках русского языка и литературы пробуждавших интерес к русской культуре и истории народа. Учителя единодушно отмечали, что одним из любимейших произведений старших школьников в годы войны был роман Л. Н. Толстого «Война и мир», несмотря на большой объем текста, переплетение сюжетных линий и действующих лиц. В романе-эпопее русский народ сквозь тягостные испытания, горечь поражений приходит к победе над Наполеоном. Лучшие герои романа в огне Отечественной войны преображены волной народного героизма. Тема народа, вставшего на защиту своего отечества, оказалась в центре внимания школьников.
Следуя методической идее, что уроки литературы должны воспитывать чувство любви к Родине, учителя не только давали комментарии к произведениям А. Пушкина, Н. Некрасова, Л. Н. Толстого В. Маяковского, А. Блока, но и учили анализировать современные публицистические и художественные произведения. По непрограммным произведениям проводились читательские конференции, у участников которых формировалось умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, последовательно, точно и выразительно выражать мысль. Учителя-словесники пробуждали в учениках способность к созданию собственных произведений. Н. Ф. Докшина, отличник народного образования, издала вместе со своими учениками несколько выпусков поэтического альманаха «Наше творчество». Литературный альманах выпускался и в школе № 50 под руководством В. Д. Николаевской.
Изучение краеведческого материала, посвященного работе тюменских учителей в 1941-1945 гг., подтверждает, что преподаванию литературы, был придан патриотический характер. Это отражается в директивах Тюменского горкома, Тюменского обкома ВКПБ, в приказах гороно, в приказах отдельных школ. О том, что задачи воспитания и образования решаются в тяжелейших условиях, говорил на конференции обкома партии известный профессор Б. И. Збарский, командированный в Тюмень из Москвы (известно, что в годы войны в Тюмени находился саркофаг с телом В. И. Ленина, а профессор Б. И. Збарский преподавал физику в одной из тюменских школ). Он отмечал, что школы часто не отапливаются, работают в 3 смены, не хватает учебников, классы переполнены. Документы средних школ, хранящиеся в Государственном архиве Тюменской области наглядно демонстрируют тяжелые условия работы школ в глубоком тылу во время Великой Отечественной войны. Так, в ведомостях
школы № 10 в списках учеников различных классов до 42 фамилий. В приказах школы № 25 в 1941-1942 гг. обнаруживается 7 пятых классов, 9 шестых, 10 седьмых, и в каждом - около 40 учеников. Переполненность классов объясняется во-первых, тем, что в связи с передачей зданий школ госпиталям были объединены школы №№ 25 и 1, №№ 21 и 5, во-вторых, всё прибывали эвакуированные учащиеся из оккупированных районов. (Уменьшение контингента учащихся началось в 1944 г., тогда же началось отделение школ, возвращение их в свои здания.)
Организация учебного процесса осложнялась нехваткой школьно-письменных принадлежностей: карандашей, ручек, тетрадей, учебников. Так, в книгах приказов по 25-й школе и в справках тюменского гороно обнаружены документы, написанные на листах ученических тетрадей с текстами диктантов, решением задач). Порой ручки, карандаши и тетради были наградой за хорошую учебу, подарком к Новому году наряду с валенками и «штиблетами». Катастрофическим было положение с учебниками по всем предметам. Преподавание литературы затруднено нехваткой художественных текстов, поэтому многие произведения русских классиков старшеклассникам читали вслух. Начиная с весны 1942 г. школам было дано государственное задание по закупке учебников. Выполнение этого задания контролировалось городским отделом народного образования.
Однако и в таких условиях литература преподавалась живо, эмоционально, с яркой воспитательной устремленностью, с большой общественной отдачей. Учителя вели кружковую работу, считали, что филолог должен стремиться к углублению знаний и развитию личности учащихся. Популярными были кружки выразительного чтения, литературного творчества, драматический.
Большую помощь учительству оказали в эти годы статьи о патриотических традициях русской и советской литературы, о литературе Отечественной войны. В методическом сборнике, изданном в 1943 г., появились статьи на эту тему Н. А. Глаголева и Л. И. Тимофеева, в печати был опубликован ряд статей Д. Д. Благого о патриотических темах в произведениях русской классики. Широко были распространены литературные хрестоматии, заключавшие в себе высказывания русских писателей о Родине.
Патриотическая направленность осуществлялась и в методике проведения письменных работ. В статье «Отражение Отечественной войны в школьных сочинениях учащихся» педагог А. А. Озерова делилась своими наблюдениями над содержанием письменных работ школьников. С большой любовью, подчеркивала она, обращается молодежь к классической литературе, показывающей патриотические картины освободительной борьбы, величие души русского народа, благородство простого русского человека [4]. О воспитательном значении сочинений на патриотические темы писал в те годы методист С. А. Смирнов. Характерно, что,
подобно некоторым другим методистам этого времени, он, говоря о содержании и форме сочинений об Отечественной войне, обращался к трудам М. В. Ломоносова, к лучшим традициям старой риторической науки [4, с. 13].
Таким образом, изучение организации учебного процесса и преподавания гуманитарных дисциплин в советской школе в 30-40 гг. проде-монстировало не только высокий уровень профессиональной подготовки учителей, но и системную воспитательную работу. Думается, что современным педагогам необходимо изучать опыт учителей прошлого по формированию человека думающего, глубоко нравственного, испытывающего настоящую любовь и привязанность к своей Родине.
Список литературы
1. Голубков В. В. Преподавание русской литературы в средней школе в условиях Великой Отечественной войны // Литература в школе. - 1943. - № 3. - С. 4-7.
2. Десницкий В. А. О воспитании патриотизма на произведениях отечественной литературы // Литература в школе. - 1942. - № 2. - С. 11.
3. Накануне нового учебного года // Литература в школе. - 1939. - № 4. - С. 2-7.
4. Озерова А. А. Отражение Отечественной войны в школьных сочинениях учащихся // Литература в школе. - 1943. - № 5. - С. 12-15.
5. Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. - М.: Просвещение, 1976. - С. 66-71.