Научная статья на тему 'Особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения'

Особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тлеугалиева Айман Таймановна

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивность применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПРИ ПОМОЩИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Тлеугалиева Айман Таймановна

Старший преподаватель Атырауский государственный университет имХДосмухамедова

Проспект Студенческий, 212, 060011 Атырау, Республика Казахстан

Аннотация. Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивность применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения.

Abstract. The purpose of using interactive methods and techniques in teaching foreign languages is the social interaction of students, interpersonal communication, the most important feature of which is the person's ability to "take on the role of another", to imagine how the communication partner perceives it, interpret the situation and design their own actions. Interactivity in relation to teaching a foreign language is understood as the speech interaction of two or more people in the process of communication.

Ключевые слова: интерактивность, процесс обучения, развития, иностранный язык, новые технологии.

Key words: interactivity, the process of learning, development, a foreign language, new technologies.

21 век - это век передовых технологий. Таким образом, эффективное использование новых технологий в системе образования является требованием времени. Это особенно выгодно при изучении иностранного языка. Потому что изучая язык, люди изучают культуру и потенциал всей нации. Преподавание с помощью интерактивных методов в различных областях человеческой деятельности, в том числе в образовании, сегодня очень актуально. В процессе обучения по обычному методу обучения необходимо перейти к новому подходу активного обучения, который повышает интерес учащихся к предмету. Эта задача может быть реализована в процессе обучения с использованием только новых технологий. Как отметил глава нашего государства, нынешний студент должен быть переведен на международный уровень, чтобы завтра выйти в мир свободного пространства. Поэтому в XXI веке существует большой спрос на учителей английского языка.

Обучение технологиям с помощью интерактивных методов обучения оказывает непосредственное влияние на повышение активности студентов в течение курса. Интерактивность применительно к обучению иностранному языку понимается как речевое взаимодействие двух или более людей в процессе общения.

Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В односторонним случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда преподаватель спрашивает / побуждает обучающегося к речевой деятельности - обучающийся отвечает. Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый обучающийся имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на занятии не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

Интерактивный метод («inter» -это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности, учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Занятия, проведенные в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому студенту посильное участие в решении проблем. В результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Если при традиционной системе обучения преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и

помощником, знания же студенты получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у них формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.

Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности. Это полностью определенный и предсказуемый тип обучения. Суть интерактивного обучения заключается в том, что все ученики в классе охвачены познавательным процессом, собственным знаниям и мышлением. Каждый ученик впитывал свою уникальную работу, знания, идею и то, как он вел себя непрерывно. Кроме того, этот процесс происходит в атмосфере взаимной поддержки. То есть он не только приобретает новые знания, но и развивает познавательный процесс, повышая его концентрацию и работоспособность.

Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых. Как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой призна/ется способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Обобщая передовой методический опыт и изучая литературу по выбранной проблеме я пришла к выводу, что в рамках занятия иностранного языка учителя / преподаватели используют следующие интерактивные методы и приемы: - работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; - метод карусели / «идейная» карусель; - аквариум; - мозговой штурм / мозговая атака; -«ажурная пила»; - Броуновское движение; - «дерево решений»; - прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; - конференции / дискуссии; - ролевые / деловые игры; - дебаты. Этот список можно пополнять, т.к. каждый преподаватель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия обучающихся на занятии иностранного языка. Существует множество классификаций интерактивных методов и приемов. Одни и те же приемы в разных источниках могут называться по-разному.

Раскрою сущность некоторых интерактивных методов, которые являются инновационным в практике преподавания иностранных языков.

Условием эффективного обучения иностранному языку в условиях научно-технического и информационного взрыва является, по нашему мнению, сочетание традиционных интенсивных методик обучения с разработкой и использованием в практике обучения ряда современных интерактивных методов, которые ориентированы на личность студента, более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности студентов в процессе обучения. Необходимо создать такие педагогические условия, которые способствовали бы оптимальному использованию резервных возможностей личности и приводили бы к эффективному ускоренному обучению.

Эффективное обучение иностранному языку возможно, если преподаватель, организующий обучение, владеет современной технологией преподавания. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что создано общественным прогрессом. Современная педагогика и методика предлагают большое разнообразие интерактивных технологий, которые целесообразно использовать при ускоренном обучении учащихся иностранным языкам. В основе интерактивных технологий лежит взаимодействие преподавателя и студентов, которое проявляется через диалоговое, полилоговое общение, реализуемое посредством интерактивных упражнений и заданий.

На занятиях по иностранному языку в учебном процессе применяются следующие интерактивные методы обучения:

- игровые технологии;

- Интернет-технологии и средства мультимедиа.

Как показала практика, только интерактивные формы обучения могут обеспечить высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию обучаемых, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, желание совершенствоваться. Использование интерактивных методов в период обучения иностранному языку соответствует современной концепции обучения, в основе которой лежит принцип активной деятельности обучающихся. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их сознательно овладевать языковым материалом в процессе коллективной деятельности и широкого использования ситуативного и коммуникативного подходов в обучении иностранному языку.

Учебный процесс в основном основан на двух видах деятельности. Они передают знания и приобретают знания. В первом случае учитель отправляет информацию, а учащиеся получают ее. Инновационные методы также имеют дело с этим процессом, и их целью является оценка деятельности учителя и учеников с использованием новых способов и методов обучения, включая новые технические средства обучения. Как известно, методологический подход в преподавании иностранных языков можно разделить на три группы. Это пассивные методы, активные методы, а также интерактивные методы. Если мы говорим здесь в первую очередь о пассивных методах, следует отметить, что в пассивных методах учитель находится в центре обучения. Он играет активную роль, но ученики пассивны. Контроль может осуществляться с помощью вопросов, индивидуальной и контрольной работы, тестов и т. Д. Он может быть полезен, когда его использует опытный преподаватель. Во-вторых, в активных методах учащиеся также активны. Их роль и активность одинаковы в процессе взаимодействия. Учащиеся могут задавать вопросы; выразить свои идеи с учителем. Последний, но уже первый в настоящее время интерактивный метод или подход - это модернизированная форма активных методов. Большинство учителей обычно понимают или подразумевают совместные действия во время урока. Но и здесь внимание должно быть сосредоточено на внутреннем действии. Учащиеся должны иметь внутреннюю мотивацию, которая вовлекает их в активную работу или активное участие на уроке. В интерактивном методе роль учителя состоит в том, чтобы направить деятельность ученика на достижение цели урока, включающего интерактивные упражнения и задания.

Обсуждение. Этот тип интерактивного метода требует изучения учебного материала по теме перед началом обсуждения. Изучив лексико-грамматический материал по теме, учащиеся могут начать обсуждение. Этот метод помогает учащимся последовательно и логически выражать свои идеи, представляя основания для своих высказываний. Здесь ученики работают в небольших группах, и это улучшает их активность, потому что каждый член группы может выразить свои идеи и принять участие в обсуждении.

Ролевая игра. Ролевая игра также является одним из видов деятельности, используемых в обучении инновационным методам. Они сделаны для повышения эффективности обучения. Ролевая игра вовлекает учащихся в активную работу, положительно влияя на их внутреннюю деятельность. Это создает благоприятные условия для совместной работы. Такая атмосфера создает их мотивацию, личностный потенциал внутренней активности и помогает формировать практические навыки и привычки. В ходе ролевой игры формируются и совершенствуются такие навыки, как творчество, выход из сложных ситуаций, находчивость, самоуправление. Ролевая игра имеет не только образовательную цель, но и социальные цели, потому что здесь моделируются некоторые жизненные ситуации для обучения. Когда учитель использует метод ролевых игр при обучении иностранному языку, он / она должен следовать приведенным ниже инструкциям:

- Создание сердечной атмосферы среди учащихся, которые принимают участие в игре;

- Учащиеся должны чувствовать себя свободными, и это поможет им идеально играть свою роль;

- Создание благоприятных условий в учебном процессе и использование плюсов;

- Принимая во внимание личные особенности учащихся.

Мультимедийное обучение. Вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку становится все более актуальным. Совершенно очевидно, что использование компьютера и мультимедийных средств для интенсификации процесса обучения помогает не только осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, но и обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом уровня знаний учащихся.

Для достижения нового качества образования, действительно адекватного современности, преподаватель английского языка не только должен овладеть информационно-компьютерными технологиям, но и осознать, насколько изменяется подход к процессу обучения, когда традиционно руководящая и контролирующая функции постепенно замещаются ориентирующей и систематизирующей. Только при этих условиях может полноценно осуществляться целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников в информационно-образовательной среде (ИОС).

Если в традиционном обучении главной задачей являлись передача студентам определенной суммы знаний, формирование ряда умений, то цель обучения в ИОС - научить обучающихся ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

В последние годы наиболее универсальным техническим средством обучения стали электронные интерактивные доски. Интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, обеспечивающий мотивацию обучаемого на активную плодотворную деятельность. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, карты, тематические видеофрагменты позволяют эффективно подать материал, проводить занятие динамично, используя различные стили обучения, развивают творческую активность, увлечение предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективность усвоения иностранного языка.

Интерактивная доска позволяет осуществлять:

- активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

- набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания и его демонстрацию в режиме реального времени;

- сохранение результатов в отдельном файле;

- одновременную работу с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами;

- стимулирование развития мыслительной и творческой активности студентов и работу всей группы при значительной экономии времени.

Поскольку основная задача преподавателя в процессе обучения иностранному языку заключается в формировании языковых компетенций я успешно использую интерактивную доску как прием коммуникативной методики.

В настоящее время важность эффективного преподавания иностранного языка значительно возросла в мире, особенно в развивающихся странах. Преподаватели иностранных языков должны найти способы повысить уровень вовлеченности студентов в процесс обучения, чтобы повысить их мотивацию для изучения языков. Одним из способов достижения этих целей является использование интерактивных технологий на занятиях. Это помогает развить творческий потенциал, воображение студентов, повысить их познавательный интерес к изучению иностранных языков и улучшить их коммуникативные навыки. Термин «интерактивная технология обучения» обычно связан с компьютерным или мультимедийным обучением, поскольку подразумевает интерактивный диалог с реальными партнерами и прямой обмен сообщениями. Но это понятие шире и означает коллективную познавательную деятельность, в которой все участники взаимодействуют, обмениваются информацией, решают проблемы в атмосфере реального сотрудничества, оценивают свои действия.

В заключении необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между обучающимися и преподавателем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на занятии иностранного языка снимает нервное напряжение у обучающихся, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны обучающихся.

Использованная литература

1. Колесникова И.Л. «Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие». М.: Дрофа, 2011.

2. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пос. для студентов педагогических вузов». - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - С. 272.

3. Хильченко Т.В., Оларь Ю.В. «Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка», статья.

5. Карпова Т.А. «ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ», статья.

6. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001 г.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.