104
ИТО Марий Эл - 2009
тов». Учебник включает анимированные сказки, прибаутки, загадки и игры. Диски бесплатно планируется передать в городские школы, в которых студенты ФМФ проходят педпрактику по информатике.
4. В апреле-мае 2007 года в рамках курса «ИКТ в образовании» студенты 5 курса специальности «Математика и информатика» (65 человек) разработали электронный учебник «Изучаем Flash MX». Учебник предназначен для поддержки вышеназванного спецкурса. Учебник включает основные разделы изучения системы Macromedia Flash MX, каждый раздел состоит из презентации и flash-ролика, описывающего технологию работы в системе Macromedia Flash MX.
5. На курсах повышения квалификации учителей в декабре 2006 года был разработан электронный учебник-игра «Инфоландия». Учебник предназначен для использования на внеклассных мероприятиях по информатике и включает около 20 интерактивных заданий.
В заключение отметим, что считаем технологию разработки электронных учебников студенческими коллективами перспективным, но мало изученным процессом.
Литература
1. Аршинов В. Событие и смысл в синергетическом измерении // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / В. Аршинов. - М., 1999. - 279 с.
2. Данилов Ю.А. Что такое синергетика? / Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев // Нелинейные волны. Самоорганизация. - М.: Наука. -1983. - С. 5-17.
Особенности преподавания информационных технологий
для специальности «Менеджмент»
Н.В. Сочнева ([email protected])
Нижегородский коммерческий институт, г. Нижний Новгород
В настоящее время знание и уверенное владение ИТ-технологиями является необходимым условием успешного функционирования в условиях современного бизнеса.
Особенно это касается специальности «Менеджмент». Manage - управлять, уметь, справляться, удаваться. Как видно из перевода, менеджер - специалист, который должен уметь управлять, справляться. Высококвалифицированный менеджер - это человек, несущий ответственность. При современном состоянии информационных технологий менеджер, не владеющий ими всесторонне, просто не будет востребован на рынке труда.
Эти особенности были учтены нами при планировании курса «Информационные технологии управления». Так как этот курс следует после курса «Информатика» и является базовым при знакомстве с современным состоянием информационных технологий, то в него должны быть включены знания из различных областей: применение систем управления проектами, основы информационной безопасности, интернет-технологии и даже азы программирования на примере VBA.
Рассмотрим примерное содержание каждого из блоков, учитывая особенности специальности.
Системы управления проектов рассматриваются на примере Microsoft Project. Это современное средство, дающее возможность всестороннего планирования и анализа проекта. Мы считаем, что для менеджера такая компетенция как умение управления проектом является необходимым условием его конкурентоспособности на рынке трудоустройства в рамках современной экономики. Управление проектом включает в себя умение видеть проект в целом, умение выделять подзадачи, назначать оптимальные роли и сроки, распределять ресурсы как трудовые, так и материальные.
Знание основных положений по защите информации необходимо каждому человеку, кто, так или иначе, задействован в трудовой деятельности с использованием информационных технологий. Однако настоящая защита информации - это удел специалистов. Но элементарные представления о природе компьютерных вирусов, их разновидностях, способах проникновения и видах вредоносного воздействия просто необходимы для организации защиты домашнего компьютера, а также для того, чтобы не стать тем самым пользователем, из-за которого произошла потеря или утечка информации. Ведь, как известно, самый высокий процент потери информации приходится именно на неграмотные действия пользователя. Обязательным в этом разделе мы считаем знакомство с различными антивирусными программами, как платными, так и бесплатными. Есть масса ресурсов в Интернет, где размещена самая актуальная информация о тестировании подобных программ (например, http://www.antivirus.ru). Кроме того, будущим управленцам полезно ознакомиться с законодательной
Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 105
базой по защите информации: законом о защите информации, уголовным кодексом, гражданским кодексом и т.д. Это позволит в критических ситуациях чувствовать себя уверенней.
В разделе интернет-технологий рассматриваются ресурсы и возможности сети интернет, элементы сетевой экономики и основы ведения бизнеса в глобальной сети. В рамках модуля студенты знакомятся с основными принципами работы поисковых систем и с технологией организации поиска в сети Интернет. Особое внимание уделяется электронной коммерции: видам, способам оплаты (электронные деньги, платежные системы), способам защиты информации (электронно-цифровая подпись).
Элементы программирования в курсе «Информационные технологии управления» излагаются в разрезе автоматизации офисных приложений на примере VBA для MS Excel.
Все программные продукты пакета Microsoft Office снабжены достаточно удобным средством автоматизации - встроенным языком программирования Visual Basic for Application (VBA). Эта среда разработки позволяет записать последовательность часто выполняемых действий в виде макросов. Например, форматирование листа, построение диаграмм, добавление стандартных элементов и т.д.
Кроме этого Visual Basic for Application позволяет разрабатывать собственные функции и процедуры, реализующие нужды конечного пользователя.
Язык Visual Basic for Application представляет собой прогрессивный язык программирования, основанный на объектно-ориентированном подходе. В то же время создание программ осуществляется в визуальной среде, что позволяет не вникать глубоко в тонкости объектного программирования. Изучить VBA можно не только с помощью литературы, но и с помощью встроенного макрорекодера, который записывает последовательности действий, выполняемых пользователем, а затем дает возможность посмотреть программный код данных последовательностей. В дальнейшем этот код можно использовать для автоматизации операций.
VBA, несмотря на то, что является полноценным языком программирования, настолько прост, что для его освоения достаточно школьных знаний по алгоритмизации и небольшой практики программирования, например в рамках программы института. Любой менеджер, владеющий подобными умениями и навыками, может повысить свой рейтинг на рынке труда, так как способен автоматизировать свое рабочее место самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам и используя только среду Microsoft Office в качестве среды разработки. Подобная автоматизация, хотя и является незначительной, приводит к существенной экономии времени.
В завершении курса студенты знакомятся с современным рынком прикладных программных продуктов. В рамках этого модуля особое внимание уделяется изучению линейки продуктов «1С», Project Expert, «Инек-Аналитик». Кроме всего прочего проводится мониторинг рынка программных продуктов в соответствии со специализацией студентов. Так, например, для специализации «Менеджмент туристического и гостиничного бизнеса» рассматриваются базовые возможности пакетов «ТурМенеджер», «Само Софт», «Tour Online» и др.
В итоге следует отметить, что курс «Информационные технологии в управлении» построен таким образом, чтобы студенты получили всесторонние знания о возможностях автоматизации деятельности менеджера в различных сферах бизнеса.
Структура ЭУМК по основам программирования
и возможности его применения в дистанционном обучении
Л.Р. Шарафеева ([email protected])
Елабужский государственный педагогический университет, г. Елабуга
В информационном обществе научные знания и информационные технологии в любой сфере расширяются в своем объеме практически ежегодно. Именно поэтому от современных людей требуется непрерывное обучение, самообразование и умение работать с информацией. Это не говорит о том, что все люди должны заняться только обучением. Необходимо уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, обладать информационными технологиями, только тогда можно достигнуть успехов и получить чувство удов -летворения.
Интернет-технологии представляют возможность обучаться не выходя из дома, используя различные самоучители, дистанционные курсы. В нынешнее время одним из востребованных форм получения образования являются дистанционные образовательные технологии. Под дистанционными образовательными технологиями