Научная статья на тему 'Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования'

Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАТИК-ЭКОНОМИСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулина Ирина Анатольевна, Никитин Александр Петрович

В статье проведен анализ выпускных квалификационных работ по специальности «Прикладная информатика (в экономике)», выполненных во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. Обсуждаются области приложения профессиональных навыков и умений выпускников, наиболее часто встречающиеся практические задачи, качественное решение которых требует привлечения информатика-экономиста. Рассмотрены основные этапы подготовки дипломных работ. Проанализирована связь тематики ВКР с современными потребностями рынка в специалистах данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулина Ирина Анатольевна, Никитин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования»

Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования

Меркулина И.А.,

к.э.н., доцент Никитин А.П.,

к.т.н., доцент

Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

В статье проведен анализ выпускных квалификационных работ по специальности «Прикладная информатика (в экономике)», выполненных во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. Обсуждаются области приложения профессиональных навыков и умений выпускников, наиболее часто встречающиеся практические задачи, качественное решение которых требует привлечения информатика-экономиста. Рассмотрены основные этапы подготовки дипломных работ. Проанализирована связь тематики ВКР с современными потребностями рынка в специалистах данного профиля.

Развитие новых экономических отношений в нашей стране порождает целый комплекс многоплановых проблем и в сфере образования. Одна из них—это несформирован-ность рынка профессионально востребованных современным обществом специалистов, что приводит к несбалансированности «спроса» на специалистов определенной квалификации и «предложения» со стороны образовательных учреждений.

Принципиально важной является комплексная подготовка специалиста, сочетающего фундаментальные базовые знания и общий кругозор с умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить решения в сложных и слабо формализованных ситуациях, осваивать новые информационные технологии и т.д.

Именно поэтому среди основных направлений развития высшего и послевузовского профессионального образования в Федеральной программе развития образования отмечена необходимость создания «механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества». Важным элементом такого механизма является адекватный отклик на запросы экономики в новых перспективных специальностях, определяющих дальнейший социальный и научно-технический прогресс.

Проникновение информационных технологий фактически во все звенья деятельности фирм, предприятий, организаций сформировало «спрос» на специалистов, совмещающих знания и навыки в области информационных технологий (ИТ), менеджмента и экономического анализа. Эта объективная потребность современной рыночной экономики стала одной из побудительных причин развертывания подготовки студентов по специальности 080801 «Прикладная информатика «в экономике», в том числе, и во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации (ВГНА Минфина РФ).

Всего за период с 2004 по 2007 год студентами очной и очно-заочной форм обучения

ВГНА Минфина России было подготовлено и успешно защищено 140 ВКР по данной специальности. Таким образом, сформировалась достаточно представительная выборка, позволяющая количественно и качественно оценить содержательные итоги проделанной работы, в том числе и такие, что остаются за рамками официальной отчетности.

Направления дипломного проектирования.

Профессиональная деятельность информатика-экономиста непосредственно связана с умением формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных экономических информационных систем (ЭИС), т. е. занимает нишу между заказчиками программного продукта и программистами-исполнителями. Более того, информатик-экономист должен ориентироваться в прикладных задачах различной экономической специфики, что оправдывает и достаточную вариативность направлений ВКР.

При определении конкретной тематики дипломного проектирования отправной точкой служили реальные потребности организаций, предприятий, фирм в предлагаемой разработке, а также возможность внедрения фрагментов будущего проекта в их непосредственную деятельность.

При этом было полезно смоделировать тот круг служебных обязанностей, которые будут выполнять выпускники, пришедшие на работу по специальности в различные фирмы и организации [3]. Итак, среди их профессиональных задач будут присутствовать следующие:

ц анализ проблем и информационных потребностей организации;

ц построение моделей информационных потоков;

ц сбор и анализ замечаний от пользователей, обобщение их требований в единой концептуальной модели;

ц подготовка технических заданий для программистов;

ц организация тестирования реализуемых программных модулей;

ц координация обучения пользователей и

т.д.

Большая часть дипломников проходит преддипломную практику непосредственно в

Экономика, Статистика и Информатика 71 №4, 2007

1

тех организациях, в которые они планируют работать после окончания вуза.

В ходе преддипломной практики решались вопросы дипломного проектирования, в том числе:

ц формулирование актуальности и места создаваемого информационного обеспечения, определение пути его внедрения в реальную информационную среду;

ц анализ научной, учебной, специальной литературы по выбранной теме, включая поиск информации в сети Интернет;

ц выбор способов оценки экономической, технической, социальной эффективности;

ц определение ресурсов, методов и средств, необходимых для подготовки ВКР;

ц сбор, систематизация и обработка достоверного и достаточного по объему материала к ВКР, в частности, формы входных и выходных документов.

Правила по оформлению пояснительной записки предполагают структуризацию материала в 4 раздела: аналитический, специальный, программный и раздел по безопасности жизнедеятельности.

Целью аналитического раздела является рассмотрение существующего состояния предметной области, изучение характеристик экономического объекта и системы управления им, обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, оптимизации бизнес-процессов, внедрению новых технологий и т.д.

В качестве предметной области могут выступать предприятия, фирмы, учреждения (для ВГНА Минфина России — это, прежде всего, учреждения налоговой сферы). В работах, посвященных разработке аналитических и вычислительных методик, имитационных и математических моделей, могут рассматриваться отдельные виды экономической деятельности, а также макроэкономические вопросы.

Приветствуется наличие в дипломе краткого обзора основных тенденций развития предприятия и отрасли в целом. Для коммерческого предприятия целесообразно изучить его положение на рынке: перечислить основных конкурентов, аналогичные предприятия, указать масштабы деятельности, сферу влияния, долю рынка.

Среди задач, для решения которых создаются ЭИС, можно перечислить следующие:

ц оптимизация общей информационной структуры компании;

ц автоматизация рутинных операций; ц контроль исполнения (соответствующие аналитики по бизнес-процессам);

ц повышение эффективности использования накопленной информации;

ц тактическое и стратегическое планирование, прогнозирование и многое другое.

Очевидно, что перечисленные задачи различаются и по доле известных связей между сущностями, и по возможности построить

адекватную детальную модель предметной области.

Далее требуется обосновать экономическую целесообразность и сформулировать цели разрабатываемого проекта для рассматриваемой задачи. Необходимо рассмотреть потребности субъекта управления в экономической и другой информации для принятия управленческих решений, а также имеющиеся проблемы информационного обеспечения. Отдельно анализируются источники первичной информации, способы ее хранения, передачи и обработки.

Понятно, что разработка ЭИС или ее совершенствование путем добавления новых функциональных возможностей являются актуальными только в случае, если имеющийся на предприятии вариант информационного обеспечения бизнес-процессов неэффективен или обладает существенными недостатками. Поэтому при обосновании цели дипломного проектирования студенту необходимо четко показать, какие именно позиции в модели «как есть» требуют решения, и что предполагается осуществить в проекте. Это могут быть:

ц несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;

ц высокая трудоемкость обработки информации;

ц недостаточная оперативность, снижающая качество управления;

ц несовершенство процесса выдачи результатов конечному пользователю и т.д.

Конечно, создание «с нуля» ЭИС сколько-нибудь крупного или даже среднего масштаба в современных условиях требует трудозатрат в объеме не менее нескольких человеко-лет. Поэтому при планировании ВКР целесообразно ориентироваться на разработку или прототипирование отдельных модулей, встраиваемых в общую структуру ЭИС предприятия, либо на автоматизацию отдельных бизнес-функций или бизнес-процессов.

В специальном разделе дипломникам рекомендуется представить общую характеристику современных технологий проектирования ЭИС, перечислить основные факторы и критерии выбора. Обоснование проектных решений по техническому, информационному, программному и технологическому обеспечению задачи является одной из ключевых составляющих ВКР. В частности, обоснование выбора обеспечивающих технологий включает определение программных и аппаратных средств, необходимых для реализации проектируемых компонентов ЭИС.

В частности, стандартными программными средствами разработки для ЭИС различного уровня можно считать Codegear Delphi (ранее Borland Delphi), Microsoft .Net Framework, Microsoft Visual Basic (включая Visual Basic for Application), различные средства разработки на языке C# и ряд других. Следует учитывать, что выбор нестандартных средств разработки и/или СУБД должен быть аргументирован

особенно тщательно и подробно. Использование заведомо устаревших информационных технологий (например, переставших поддерживаться их производителем) является серьезным недостатком работы.

Если на рынке программных средств существуют готовые программные (программно-аппаратные) решения, то от дипломника ожидается их краткое описание и сравнительный анализ с указанием функциональных возможностей и основных характеристик (стоимость лицензии, затраты на обучение и сопровождение, удобство для пользователя, степень защиты информации, модифицируемость, мобильность, масштабируемость и т.д.).

Конечно, специальность «информатик-экономист» не подразумевает столь же глубоких и всесторонних знаний законодательства РФ, как, например, квалификация «юрист» или «бухгалтер». Тем не менее при разработке ЭИС вопросы правового и организационного обеспечения играют существенную роль. Хорошим подспорьем в их грамотном решении служат справочно-правовые системы, такие как Кон-сультантПлюс.

При выполнении ВКР принципиально важен вопрос оценки экономической эффективности, а именно, целесообразно ли вкладывать финансовые, материальные, трудовые и прочие виды ресурсов в данный проект. Одной из важнейших задач для оценки рентабельности проекта является расчет и анализ затрат. Эта задача решается современной теорией оценки совокупной стоимости владения информационной системой.

Основными источниками экономии от использования новой ЭИС являются:

ц оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности использования материальных ресурсов, уменьшение потерь;

ц снижение трудоемкости технологических процессов обработки информации; ц сокращение численности персонала; ц повышение надежности функционирования ЭИС;

ц повышение эффективности использования вычислительной техники и каналов передачи информации;

ц увеличение производительности труда программистов и лиц, занятых обслуживанием ЭИС;

ц снижение затрат на материалы и сокращение иных эксплуатационных и накладных расходов.

Попутно заметим, что при создании ЭИС вопрос о целесообразности того или иного решения возникает очень часто. Например, для фирм среднего масштаба актуальна следующая проблема: разрабатывать ЭИС силами собственного подразделения информационных технологий или ориентироваться на продукцию сторонних производителей. В подготовке такого решения безусловно необходимо участие специалиста по проектированию экономических информационных систем.

Очевидно, что будущему информатику-экономисту необходимо уметь корректно оценивать экономическую эффективность подобных решений, грамотно отслеживать возможные риски и издержки. Именно поэтому в специальном разделе дипломных проектов производится сравнение затрат на разработку собственных ЭИС с затратами на другие варианты решения стоящих задач.

Программный раздел базируется на результатах исследования, представленных в аналитической части. По сути, программный раздел является решением проблематики, изложенной в аналитической части, на языке информационных технологий.

Методика разработки информационной модели предполагает моделирование взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков (структурно-функциональная диаграмма или диаграмма потоков данных). В описании информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов.

Также проводится моделирование данных информационной базы: строятся диаграмма «сущность-связь» инфологической модели и диаграмма взаимосвязей файлов даталогичес-кой модели.

Особо рассматриваются наиболее важные для реализуемого проекта аспекты информационной безопасности.

Экономический анализ и информационный менеджмент.

Одна из ключевых методических задач высшего образования — это развитие профессиональной интуиции студентов через детальное рассмотрение правил и приемов решения конкретных практических проблем. Знание и понимание общности подходов к решению широкого класса задач позволит будущему специалисту быстрее сориентироваться и применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время практически любая экономическая деятельность сопровождается накоплением больших массивов информации. Развиваются концепции корпоративных баз данных и информационных хранилищ, используемых для поддержки процесса принятия управленческих решений. Ключевое значение приобретает оперативный содержательный анализ этих данных с целью получения новых, прагматически ценных знаний о потенциальных возможностях предприятия (фирмы) и перспективных направлениях его дальнейшего развития.

Одна из основных проблем, которые определяют цели разработки ЭИС, может быть сформулирована как потребность менеджмента компании в получении адекватной информации, необходимой для принятия решений в

сложных и быстро меняющихся экономических условиях. Здесь нужно исходить и из того, что для целей стратегического и тактического планирования полезен ретроспективный анализ деятельности. А при таком анализе могут потребоваться неочевидные заранее показатели.

Предполагается, что представления о возможностях использования современных информационных технологий должны сочетаться с базовыми приемами формализации и постановки задач анализа данных. Недаром в последние годы в экономических приложениях находят все большее применение разнообразные методы «интеллектуального анализа данных» (data mining) и «обнаружения знаний в базах данных» (knowledge discovery in databases) [5].

Стандартное определение термина Data Mining таково — это процесс обнаружения в исходных данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.

Принципиальный момент—нетривиальность разыскиваемых знаний. Здесь акцентируется внимание на том, что цель такого интеллектуального анализа данных состоит в поиске неочевидных, неожиданных регуляр-ностей и закономерностей, составляющих так называемые скрытые знания (hidden knowledge). «Неочевидных» означает, что такие закономерности имеют мало шансов быть обнаруженными стандартными статистическими методами обработки и обобщения информации, а также экспертами, если эти закономерности не укладываются в их представления и не следуют напрямую из их опыта.

Практическая полезность обнаруженных знаний применительно к экономической сфере означает то, что они имеют конкретное бизнес-значение, т.е. могут быть использованы для повышения прибыльности бизнеса, для снижения издержек, для завоевания новых рыночных ниш, для предоставления клиентам новых видов услуг и типов продукции. Интеграция методов Data Mining с другими бизнес-приложениями представляет большую ценность как дополнительный фактор, позволяющий получить ощутимые преимущества в конкурентной борьбе.

В комплексе эти методы могут сформировать базис для решения таких задач как классификация, кластеризация, анализ тенденций и прогнозирование, выявление ассоциативных правил, обнаружение аномалий и отклонений и др.

Дополнительно при анализе любых многомерных и объемных баз данных, содержащих информацию как экономического, так и любого другого характера, перед аналитиком-исследователем встают задачи предварительной подготовки данных, имеющие во многом общий характер. Без их решения не прихо-

дится надеяться на получение достоверных и практически значимых знаний. Вопрос качества данных является в данном случае ключевым.

Однако выясняется, что часть данных пропущена, другая часть представлена в нестан-дартизированном виде, данные из разных источников по каким-то показателям противоречат друг другу. Часто такие исходные данные называются «грязными» (dirty data). Естественно, что и результаты анализа могут быть в той или иной, иногда существенной мере искажены. Следует отметить, что практически все реально получаемые микроэкономические данные являются «грязными». Эта проблема тесно связана с нашими профессиональными интересами и более подробно рассматривалась, например, в [4].

Профессионал-аналитик должен уметь пользоваться соответствующими программными средствами, которые могут позволить выявить существующие проблемы в данных. А далее, либо, используя специальные процедуры очистки и восстановления данных, исправить некорректные фрагменты и записи, либо грамотно оценить степень влияния выявленных особенностей на формируемые выводы и рекомендации.

Основный акцент в обучении делается на развитии алгоритмического мышления, способности систематизировать знания о предметной области в виде информационных моделей и реализовать их при разработке ЭИС с помощью объектно-ориентированных и структурных подходов.

Углубленное изучение специальных экономико-математических дисциплин («Теория рисков и моделирование рисковых ситуаций», «Дискретная математика», «Экономико-математические модели», «Теория массового обслуживания», «Теория случайных процессов») имеет большое значение для всей последующей деятельности специалиста, претендующего на позиции бизнес-аналитика или финансового аналитика.

Необходимо подчеркнуть, что сфера профессиональной деятельности менеджера по информационным технологиям — это обеспечение эффективного управления информационными ресурсами и системами на уровне организации, обеспечение эффективного использования информации как стратегического ресурса, организация систем управления в отрасли информационного бизнеса. Таким образом, специалист занимается рассмотрением влияния применяемых методов управления на функционирование различных экономических систем и протекание тех или иных экономических процессов. Им исследуются и анализируются принимаемые управленческие решения. Объектами моделирования в данном случае являются различные экономические системы и процессы, а инструментами их исследования—математические и вычислительные (компьютерные) модели.

Экономика, Статистика и Информатика 73 №4, 2007

1

Таблица 1

Распределение защищенных ВКР по области применения

Область применения Доля

Торговля 15,0%

Финансовая сфера 15,0%

Банковская сфера 12,9%

Производство 11,4%

Сфера услуг 10,0%

Налоговая сфера 7,9%

Сфера образования 7,1%

Макроэкономическая проблематика 7,1%

Телекоммуникации 6,4%

Медицина 2,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспорт 2,2%

Строительство 1,4%

Сельское хозяйство 0,7%

Таблица 2

Распределение ВКР по тематике

Тематика ВКР Доля

Прикладной экономический анализ 24,3%

Автоматизация (в том числе комплексная) малых предприятий 22,9%

Разработка модулей корпоративных ИС 18,7%

Анализ временных рядов, классификация, прогнозирование, моделирование 17,9%

Некоммерческая разработка 12,1%

Разработка Интернет-решений 7,9%

Изучение методов моделирования и возможностей их применения к исследованию экономических объектов или процессов играет весьма важную роль во всей образовательной программе информатика-экономиста. Реальные экономические процессы, как правило, имеют достаточно сложную структуру, что обуславливает недостаточность использования для их анализа вербальных описательных построений. Поэтому получение как базовых теоретических основ, так и практических навыков моделирования различных экономических ситуаций оказывается актуальной составляющей образования по специальности. Прежде всего, это предусматривается в рамках изучения дисциплины «Имитационное моделирование экономических процессов», входящей в государственный образовательный стандарт высшего образования. Свое развитие тематика моделирования получает в специальных дисциплинах («Компьютерное моделирование экономических задач» и «Математическое моделирование в экономике»).

Методика преподавания этих дисциплин учитывает то, что студенты станут в своей профессиональной деятельности не столько техническими специалистами по программному обеспечению или аппаратным средствам, а менеджерами в области информации, информационных процессов и технологий. Востребованность специалистов такого направления, помимо прочего, обусловлена активным развитием Интернет-технологий и технологий ведения электронного бизнеса.

Эти инновационные направления обучения находят отражение и в учебном процессе

в рамках специальных дисциплин «Сетевая экономика», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Маркетинг информационных технологий и систем», «Компьютерное делопроизводство и электронный документооборот», «Основы электронной коммерции и электронная система расчетов», «Управление информационной безопасностью бизнеса».

Распределение ВКР по области применения и тематике.

Планомерность подготовки ВКР обеспечивается взаимосвязями и определенной преемственностью с темами и направленностью курсовых работ, которая была представлена в [3]. Последовательность выполнения курсовых работ позволяет студентам накопить определенный объем знаний и практических навыков исследовательской работы для написания ВКР. В этой же публикации нами рассмотрены особенности подготовки в рамках существующих специализаций.

В табл. 1 приведено распределение защищенных ВКР по области применения.

В табл. 1 разделены ВКР, результатом которых стали решения, ориентированные на использование в банках и в прочих финансовых организациях, — в сумме они составляют более четверти всех работ. Промышленное производство вместе с сельским хозяйством и строительством является областью приложения только каждой седьмой работы. До известной степени, данная пропорция объясняется тем, что ВГНА Минфина России расположена в Москве, где концентрация банковских и финансовых организаций весьма высока. Отметим, что приведенные доли остаются

сравнительно стабильными (в пределах 1-2%) и в последний выпуск, сколько-нибудь значительно изменилась лишь доля ВКР, ориентированных на торговые предприятия (с 19% до 15%).

Распределение ВКР по тематике представлено в табл. 2.

Сумма в таблице незначительно превышает 100%, так как некоторые ВКР можно было отнести одновременно, например, к группе «Разработка модулей корпоративных ИС» и к группе «Прикладной экономический анализ».

Так как не во всех ВКР были приведены подробные экономические характеристики деятельности базового предприятия (в том числе и по соображениям соблюдения коммерческой тайны), то определяющими при отнесении к группе «Автоматизация малых предприятий» были выбраны такие признаки как отсутствие корпоративной информационной системы и отсутствие собственного подразделения информационных технологий / штатной группы разработки программного обеспечения. За последний год доля таких работ сократилась на 5%.

Под некоммерческими разработками объединены системы библиотечной автоматизации, ИС учета абитуриентов, а также работы по совершенствованию ИС в налоговых органах (инспекциях разного уровня, вычислительных центрах и т.д.).

Надстройки на базе решений компании 1С являлись предметом разработки в 7.9% ВКР.

Весьма популярны оказались задачи расчета кредитов, займов, анализа динамики курсов ценных бумаг, автоматизация факторинга, скоринга и т.п.

Итак, в качестве средства анализа экономических данных чаще всего использовался Excel, в нескольких работах потребовалось использование более развитого инструментария таких программных пакетов как MathCAD и Statistics. Конечно, самыми интересными были работы, в которых студенты демонстрировали самостоятельно разработанные аналитические процедуры и модули.

Среди использованных языков программирования лидирует Visual Basic (включая программирование на VBA — Visual Basic for Application)—44,3%. Среда разработки Delphi использовалась в 22,9% ВКР.

В настоящее время технологии разработки профессионального программного обеспечения подразумевают разделение обязанностей и взаимодействие различных специалистов. Поэтому и для информатика-экономиста навыки программирования насущно необходимы, необходимо понимание принципов организации современных интерфейсов, владение стандартами, базовой методологией проектирования и разработки ЭИС и т.п. Вместе с тем, детальное знание особенностей конкретных языков программирования является желательным, но отнюдь не критичным для подтверждения квалификационного уров-

ня. Это оправдано тем, что перечисленные выше обязанности информатика-экономиста существенно отличаются от профессиональной роли программиста-кодировщика. Именно поэтому преимущественное использование в ВКР именно Visual Basic, а не, скажем, С++, не следует рассматривать как недостаток.

В тех ВКР, в которых была использована какая-либо СУБД, она чаще всего относилась к линейке продуктов Microsoft Access. Иные СУБД использовались втрое реже.

В большинстве случаев ВКР четко практически ориентированы и могут быть использованы в информационном обеспечении банковской или налоговой сферы, на предприятиях малого бизнеса, для разработки Web-сайтов, в сопряжении с биллинговыми системами телекоммуникационных компаний, для финансово-экономического анализа предприятий, для прогнозирования на рынке ценных бумаг и др.

В некоторых работах был создан достаточный научный задел (включая, например, публикации в сборнике студенческих работ ВГНА Минфина России), который позволил этим выпускникам поступить в аспирантуры по экономическим и техническим специальностям.

Критический анализ дипломных работ, включая этапы их предзащиты и собственно защиты перед ГАК, позволяет сформулировать ряд выводов, отражающих не только достоинства, но и наиболее типичные недостатки представленных ВКР.

Никто не застрахован от ошибок, они могут проявиться в любой работе. Однако одно из проявлений профессионализма специалиста и заключается в том, чтобы не просто допускать меньше ошибок, а еще и уметь организовать проверку своей работы так, чтобы эффективно выявлять собственные недочеты.

1. Сказывается недостаточная практика публичных докладов перед аудиторией. Такие выступления нередко рассматриваются как атрибут скорее чисто гуманитарного образования. Однако в современных рыночных условиях работа и менеджером по информационным технологиям, и аналитиком, и программистом предполагает подготовку отчетов по проектам и выступление с ними перед руководством организации/компании.

2. Ощущается нехватка опыта аргументированной защиты реализованных информационных и программных решений, особенно в условиях интеллектуального прессинга и конкуренции с другими студентами. Сложность вызывают вопросы, требующие сопоставления использованных в работе методов и подходов с другими потенциальными решениями.

3. Первые варианты представленных пояснительных записок существенно превосходили рекомендованный объем. Причиной этого было психологически понятное желание

студентов продемонстрировать свою широкую образованность и использовать полученные за время учебы сведения в максимальном объеме. В результате в текст включались избыточные определения понятий и терминов; обзорные исторические справки о создании стандартов, языков программирования; подробно описывались методы и подходы, напрямую не использованные в работе. Существует и иное объяснение такого эффекта. В случаях, когда сам автор невысоко оценивает результаты своей работы, он пытается (может быть, и подсознательно) нарастить ее объем и представить таким образом более значимой.

4. Приходится констатировать существенные издержки, связанные с отсутствием своевременного и грамотного оформления ссылок на цитируемые источники. Ситуации, когда некритично копировались целые фрагменты текста из профильных учебных изданий или из Интернет-источников, являются скорее правилом, чем исключением. Как известно, эта проблема в последние годы стала крайне актуальной для всей системы высшего образования. Вместе с тем использование информационно-поисковых систем или специальных сайтов позволяет преподавателю (научному руководителю) выявить такое копирование за считанные минуты.

5. Доказала свою эффективность форма проведения предзащиты дипломных работ. Помимо уточнения технических вопросов и деталей оформления презентации, студенты увидели реакцию аудитории на произносимый доклад и это побудило, в необходимых случаях, откорректировать часть положений, выносимых на защиту, переставить акценты и уточнить последовательность выступления.

6. При критической оценке обзоров специальной и научной литературы выделяются две полярные, но нередко встречающиеся ситуации. А именно, число позиций в списке использованных источников могло превышать несколько десятков, либо, наоборот, присутствовали лишь две-три ссылки на основные учебники [5—9]. Обе ситуации являются прямым следствием того, что основным источником при поиске сведений, относящихся к выполнению ВКР, стала для студентов сеть Интернет.

Можно услышать мнения, в целом отрицательно трактующие тот факт, что студент обращается за необходимыми сведениями не в библиотеку, а с запросом к поисковой системе. По нашему мнению, будущее — за онлайновыми версиями библиотек, такими как E-library, за такими источниками информации как Google Scholar. Более того, развитие форм дополнительного и дистанционного образования будет только ускорять этот объективный процесс переориентации на электронные носители информации.

К сожалению, в массивах информации, выдаваемой поисковыми системами, диплом-

ник часто не может точно идентифицировать, что имеет непосредственное отношение к его работе. Существенным фактором здесь является то, что информационные технологии продолжают оставаться быстро развивающейся, динамичной областью знаний. Часть источников устаревает, часть актуальных тем разработки информационных систем остается не до конца освещенной в доступной литературе. Большим подспорьем в этом деле являются учебно-методические издания, подготавливаемые преподавателями вуза. Однако для отражения в печатных пособиях новых стандартов, новых версий описываемых информационных систем потребовалось бы их регулярное и частое переиздание.

Инновационные способы представления учебного материала разрабатываются, прежде всего, на основе гипертекстовых и мультимедиа-технологий, которые обеспечивают рациональную организацию и структурирование представляемой информации. Одним из наиболее активно развиваемых способов является подготовка электронных учебных пособий. Такие пособия обладают неоспоримыми достоинствами, среди которых: максимальная доступность (по внутривузовской локальной сети), возможность копирования и свободного распространения, высокая степень наглядности и информативности. Их регулярно обновляемые версии позволят студенту лучше ориентироваться в имеющемся море специальной информации. Кроме них в учебном процессе несомненную пользу приносят сборники тестовых заданий, практикумы и др.

Интересным моментом является проникновение информационных технологий и в процесс непосредственного взаимодействия научного руководителя и студента. Так, эффективным инструментом обмена информацией стала электронная почта и общение с помощью интернет-пейджера ICQ. В результате, помимо еженедельных плановых встреч и консультаций, поддерживалась практически online-связь, что было особенно востребовано на завершающей стадии подготовки текстов дипломов и затем при подготовке докладов и презентаций.

Следует отметить, что такая практика дистанционного консультирования играет существенную роль и с точки зрения освоения профессорско-преподавательским коллективом современных технологий e-learning.

Очевидно, что сказанное предъявляет весьма существенные требования и к профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель должен не просто быть в курсе современных тенденций развития предметно-ориентированных информационных технологий, но и, так или иначе, должен быть непосредственно вовлечен в экономическую деятельность действующего предприятия или организации. Тогда практические знания и примеры принятия конкретных управленческих решений помогут ему подготовить учеб-

Экономика, Статистика и Информатика 75 №4, 2007

1

ный материал в наиболее эффективной для восприятия студентами форме. Такая содержательная интеграция образовательного процесса и современной рыночной экономики фактически оказывается ключевой при подготовке квалифицированных информатиков, экономистов, финансистов.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 351400 «Прикладная информатика (в экономике)».

2. Меркулина И.А., Каширская E.H., Никитин А.П. О некоторых итогах защиты выпускных квалификационных работ по специальности «Прикладная информатика в экономи-

ке» / Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА МФ РФ. 2005— вып. 4. — С.185—190.

3. Меркулина И.А., Никитин А.П., Каширская E.H. Дипломное проектирование и выпуск конкурентоспособных информатиков-экономистов // Прикладная Информатика. 2007.—№3.—С. 60—72.

4. Меркулина И.А., Никитин А.П. Алгоритмы предварительной обработки данных и маркетинговый анализ / Математическое моделирование и управление в сложных системах: Сб. научн. тр. Вып. 9 / Под общ. ред. А.П. Хныкина.—М.: МГУПИ, 2006.

5. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учеб. по-

собие для вузов. — М.: Синтег, 2002. — 316 с.

6. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Финансы и статистика, 2005. — 544 с.

7. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. — М: Финансы и статистика, 2001. — 300 с.

8. Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 416 с.

9. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. —М.: Финансы и статистика, 2005. — 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.