Научная статья на тему 'Особенности преподавания информационного менеджмента в университете'

Особенности преподавания информационного менеджмента в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные системы / информационный менеджмент / преподавание / информационные потребности / управление персоналом / ментальные карты. / information systems / information management / teaching / information needs / human resource management / mind maps.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Сазанова

Работа посвящена особенностям преподавания учебной дисциплины «Информационный менеджмент» в российских вузах. Очерчен круг профессиональных задач соответствующей области знания. Отмечается достаточно широкое понимание трактовки информационного менеджмента среди специалистов-информатиков и преподавателей. Данная особенность порождает широкий спектр возможных тем при формировании рабочих программ преподавателями. Анализируются особенности изучения дисциплины «Информационный менеджмент» будущими бакалаврами информационных специальностей направлений «Прикладная информатика» и «Информатика и вычислительная техника». Предложены примеры тем и формулировки заданий для проведения соответствующих практических занятий. В частности, рассмотрена тема, связанная с особенностями информационных потребностей сотрудников разных областей профессиональной деятельности. Далее обсуждаются преимущества применения при изучении данной дисциплины ментальных карт. Следует отметить то обстоятельство, что информационный менеджмент является развивающейся и постоянно трансформирующейся отраслью знания, поэтому и одноименная учебная дисциплина будет претерпевать существенные изменения в ближайшем будущем в плане изучаемых тем и используемых программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. А. Сазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "INFORMATION MANAGEMENT" FOR UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the peculiarities of teaching the educational discipline "Information Management" in Russian universities. The author of the article notes a rather broad understanding of the interpretation of the concept of "information management" among informatics specialists and teachers. There is a fairly wide understanding of the interpretation of information management among computer scientists and teachers. This feature generates a wide range of possible topics in the formation of work programmes by teachers. The peculiarities of studying the "Information Management" discipline by future Bachelor of Information specialties of directions "Applied Informatics" and "Informatics and Computer Engineering" are analyzed. The examples of topics and formulations of tasks for conducting relevant practical exercises are offered. In particular, the topic related to the peculiarities of information needs of employees of different fields of professional activity was considered. Further, the advantages of applying mental maps when studying this discipline are discussed. In the author's opinion, it should be noted that information management is a developing and constantly transforming branch of knowledge. For this reason, also, the educational discipline "information management" will undergo significant changes in the near future in terms of the topics studied and the software tools used.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания информационного менеджмента в университете»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 378.147.88, 004.55

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Работа посвящена особенностям преподавания учебной дисциплины «Информационный менеджмент» в российских вузах. Очерчен круг профессиональных задач соответствующей области знания. Отмечается достаточно широкое понимание трактовки информационного менеджмента среди специалистов-информатиков и преподавателей. Данная особенность порождает широкий спектр возможных тем при формировании рабочих программ преподавателями. Анализируются особенности изучения дисциплины «Информационный менеджмент» будущими бакалаврами информационных специальностей направлений «Прикладная информатика» и «<Информатика и вычислительная техника».

Предложены примеры тем и формулировки заданий для проведения соответствующих практических занятий. В частности, рассмотрена тема, связанная с особенностями информационных потребностей сотрудников разных областей профессиональной деятельности. Далее обсуждаются преимущества применения при изучении данной дисциплины ментальных карт.

Следует отметить то обстоятельство, что информационный менеджмент является развивающейся и постоянно трансформирующейся отраслью знания, поэтому и одноименная учебная дисциплина будет претерпевать существенные изменения в ближайшем будущем в плане изучаемых тем и используемых программных средств.

Как цитировать статью: Сазанова Л. А.Особен-ности преподавания информационного менеджмента

в университете // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. .131-138.

Л. А. Сазанова

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информатики Уральскогогосударственного экономического университета, г. Екатеринбург E-mail: sazanovalarisa@ rambler.ru

Larisa A. Sazanova

PhD (Physical and Mathematical Sciences), Associate Professor, Department of Statistics, Econometrics and Informatics, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia E-mail: sazanovalarisa@ rambler.ru

Ключевые слова: информационные системы, информационный менеджмент, преподавание, информационные потребности, управление персоналом, ментальные карты.

Введение. Информационный менеджмент [4, с. 4] как отрасль знания появился относительно недавно, в связи с необходимостью принятия эффективных решений в сфере информатизации, и продолжает развиваться. Под этим термином понимается особый вид информационной деятельности либо научное направление, связанное с управлением в среде информационной системы (ИС) организации. Соответственно, круг задач информационного менеджмента достаточно обширен и включает [4, с. 9]:

1. формирование технологической среды ИС;

2. развитие ИС и обеспечение ее обслуживания;

3. планирование в среде ИС, оперативное и стратегическое;

4. формирование организационной структуры в области информатизации;

5. эксплуатацию ИС, определение показателей ее эффективности;

6. формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ (при разработке и/или внедрении ИС);

7. управление персоналом в сфере информатизации (как ИТ-работниками, так и остальными сотрудниками при использовании ИС);

8. управление капиталовложениями в сфере информатизации;

9. обеспечение комплексной (т.е. технической, технологической, правовой) защищенности информационных ресурсов.

В связи с обилием задач современный рынок труда нуждается в менеджерах, работающих на различных уровнях управления информационными ресурсами (аналитики-исследователи информационных и коммуникационных процессов, администраторы сервисов и баз данных, сотрудники службы информационной безопасности и т.д. [2, с. 17]). В настоящее время сохраняется достаточно «размытое» понимание роли менеджера по информации, что влечет как разнообразие профессиональных умений и навыков, которыми должны обладать представители информационной сферы, так и определенные проблемы в профессиональной подготовке ИТ-менеджеров в российских вузах [3].

Особенности подготовки информационных менеджеров

Первые программы по направлению «Менеджер информационных технологий» были организованы в США в 80-е годы прошлого века. В России дисциплина «Информационный менеджмент» преподается будущим бакалаврам направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Информатика и вычислительная техника» как обязательная или по выбору. Целью ее преподавания является ознакомление студентов с основными понятиями информационного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению [1, с. 75]. Аналогичные дисциплины существуют и в магистратуре. Одной из наиболее известных и динамично развивающихся программ в России является магистерская программа «Менеджмент информационных технологий» Высшей школы бизнеса МГУ имени М. В. Ломоносова [5].

При этом трактовки информационного менеджмента как области знания варьируются в сравнительно широком спектре: от организации коммуникации и управления информационными ресурсами компаний до сферы деятельности, решающей комплексные задачи в рамках общей теории управления [7, с. 181]. Такое неоднозначное представление порождает большое разнообразие изучаемых тем в содержимом рабочих программ учебной дисциплины, что влияет на используемые в процессе обучения программные средства. Здесь существуют определенные сложности как с установкой и освоением новейшего ПО в компьютерных классах, так и с подготовкой преподавателей. Учитывая ограниченное количество часов аудиторной нагрузки и квалификацию преподавателей, проблема выбора тем, форм проведения занятий и форм контроля остается актуальной.

Пример занятия по тематике учебной дисциплины. Для примера рассмотрим одну из задач информационного менеджмента — управление персоналом в среде информационной системы. Объектом управления являются как непосредственно сотрудники сферы обработки информации, так и весь персонал организации при использовании им ИС (в плане адаптации к новым версиям ПО, устранения ошибок пользователей и т.д.). От успешного решения этой задачи зависят как эффективность использования ее информационных и других ресурсов, так и качество управления организацией в целом. Корпоративные ИС помогают отслеживать исполнение заданий сотрудниками, проводить тестирования и тренинги, реализовывать программы повышения квалификации, осуществлять обратную связь с руководством организации.

Одновременно растет уровень требований к информационной грамотности претендентов на вакантные должности.

Была выбрана тема «Изучение особенностей информационных потребностей сотрудников». В ходе выполнения индивидуального задания студентам предлагается исследовать одну из профессиональных групп, например: программисты, системные администраторы, ИТ-менеджеры высшего звена, сотрудники службы безопасности, представители отдела кадров, складские работники, бухгалтеры, маркетологи, медицинские работники, педагоги, дизайнеры, секретари и т.д. Анализируя интернет-источники (описание вакансий, аналитические материалы, профессиональные форумы), по каждой выбранной категории обучающийся должен заполнить следующую таблицу (второй ее столбец):

Таблица 1. Характеристика группы сотрудников

Факторы, отражающие информационную деятельность категории работников Подсказки, наводящие вопросы

1. Роль в организации Руководитель, менеджер среднего звена, оперативный работник, уникальный специалист...

2. Информационные потребности В какой внутренней и внешней информации специалист нуждается, ее оперативность, объемы?

3. Источники информации, используемые работником Привести примеры.

4. Используемые форматы данных Текстовые документы, видео- и аудиоинформация, файлы баз данных, Мт!-документы...

5. Используемые программные средства Привести примеры.

6. Профессиональные контакты внутри организации В контактах с какими специалистами ИТ-сферы сотрудник наиболее заинтересован?

7. Влияние на ИС организации В чем может выражаться влияние, насколько сильна его степень?

8. Проблемы в сфере информационных технологий, решаемые при реализации профессиональных задач Привести примеры, описать ситуации, последствия.

9. Оценка эффективности ИС со стороны работника Показатели удовлетворенности пользователя, возможные критерии его оценки работы ИС.

10. Роль ИС в оценке эффективности труда работника со стороны организации

Привести примеры использования ИС для оценки квалификации и труда сотрудника (при приеме на работу, повышении квалификации, переобучении...).

Далее по исследуемой группе работников предложено сделать краткий вывод, например, дав ответы на следующие вопросы: В чем выражаются особенности информационных потребностей данной категории сотрудников? Какова роль внешних информационных ресурсов в осуществлении процесса удовлетворения их информационных потребностей? Каково влияние представителя выбранной профессиональной группы на ИС организации и существует ли обратное влияние? Выбранные обучающимися группы сравниваются между собой, обсуждается роль корпоративных систем в управлении кадрами, предлагаются методы усовершенствования ИС для повышения качества решений управленческих задач.

Ментальные карты и изучение информационного менеджмента.

Данная дисциплина является информационно насыщенной терминами, темами, моделями и проблемными ситуациями. С целью повышения интереса к изучаемым вопросам, раскрытия творческих и аналитических способностей, а также для знакомства с современными средствами визуализации информации в качестве одного из заданий студентам предлагается создать ментальную карту [6, с. 5] на одну из самостоятельно выбранных тем. Создание ментальных карт — эффективная техника, применяемая для анализа и структурирования информации и поиска решения в самых различных сферах деятельности. Самостоятельно составленные ментальные карты позволяют сделать эффективнее процесс работы с информацией, выделить наиболее интересные или, наоборот, проблемные фрагменты (темы) изучаемого курса, акцентировать внимание (свое и преподавателя) на темах, наиболее значимых, по мнению создателя карты. Ментальные карты помогают студентам быстро вспомнить и систематизировать пройденный материал, сконцентрировать внимание на главном, тем самым повысив эффективность обучения.

Карта может создаваться совместно преподавателем и студентами, например во время проведения занятия в интерактивной форме (кру-

глый стол или дискуссия), в ходе которого можно дополнять, уточнять и обновлять ключевые понятия и вопросы. Совместная работа над картой повышает интерес к рассматриваемой теме, способствует созданию нужного эмоционального настроя. Выделенные слушателями связи между отдельными элементами (так, как они их увидели) могут оказаться в чем-то находкой для преподавателя. Ниже в качестве примера представлена одна из ментальных карт, созданных студентами-четверокурсниками Уральского государственного экономического университета.

Приведенный пример относится к теме «Основы менеджмента», изучаемой в начале курса. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что в течение ряда лет дисциплина «Менеджмент» сту-дентам-информатикам в УрГЭУ не преподавалась отдельно, поэтому основы менеджмента, его разновидности, подходы и методы приходилось обсуждать на первых нескольких занятиях по информационному менеджменту.

Выбирая по желанию тему для карты, студенты имеют возможность самостоятельно выбирать также инструмент для ее исполнения, например понравившуюся онлайн-программу или рисование с помощью графического редактора. Целесообразно составлять карту уже после рассмотрения теоретической части курса, в конце его изучения, в качестве обобщающего мероприятия.

Рисунок 1. Ментальная карта «Аспекты управления»

Заключение. Информационный менеджмент как отрасль знания — развивающееся направление, и таковым в ближайшем будущем останется. Соответственно и одноименная учебная дисциплина будет трансформироваться с учетом потребностей организаций, инноваций в ИТ-сфере, повышения общей информационной культуры общества. Тематика данного курса, особенно в практической его части (лабораторные и практические работы, самостоятельные исследования, экскурсии) может заметно варьироваться в разных вузах. Что касается форм проводимых занятий, естественным является смещение акцента от лекций в традиционном понимании к интерактивным формам обучения (деловые игры, дискуссии и т.д.). Целесообразным представляется также увеличение числа часов данной дисциплины, отведенных на практические занятия. Все эти обстоятельства следует учитывать при разработке соответствующих учебных программ.

Литература

1. Бритвина И. Б., Савчук Г. А., Новоселова О. В. Развитие новых профессий: управленческие аспекты вузовской подготовки / Университетское управление: практика и анализ. 201б. № 103 (3). С. 73-82.

2. Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс: учебно-практическое пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. 212 с.

3. Ильганаева В. А., Давыдова И. А. Управление информацией как предмет преподавания // Государственная публичная научно-техническая библиотека России: [сайт]. URL: http://www. gpntb.ru/ (дата обращения: 12.03.201S).

4. 4. Костров А. В. Основы информационного менеджмента: учебник. М.: Финансы и статистика, 200S. 341 с.

5. Магистерская программа «Менеджмент информационных технологий» // Высшая школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова [сайт]. URL: http://it.mgubs.ru (дата обращения: 7.03.2018).

6. Мюллер X. Составление ментальных карт: учебник. М.: Омега-Л, 2007. 12б с.

7. Сазанова Л. А. Особенности подготовки информационных менеджеров: сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире». М.: Перо», 201б. С. 180-183.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "INFORMATION MANAGEMENT" FOR UNIVERSITY STUDENTS

"tte article is devoted to the peculiarities of teaching the educational discipline "Information Management" in Russian universities. "tte author of the article notes a rather broad understanding of the interpretation of the concept of "information management" among informatics specialists and teachers. "ttere is a fairly wide understanding of the interpretation of information management among computer scientists and teachers. This feature generates a wide range of possible topics in the formation of work programmes by teachers. "tte peculiarities of studying the "Information Management" discipline by future Bachelor of Information specialties of directions "Applied Informatics" and "Informatics and Computer Engineering" are analyzed. "Лю examples of topics and formulations of tasks for conducting relevant practical exercises are offered. In particular, the topic related to the peculiarities of information needs of employees

of different fields of professional activity was considered. Further, the advantages of applying mental maps when studying this discipline are discussed.

In the author's opinion, it should be noted that information management is a developing and constantly transforming branch of knowledge. For this reason, also, the educational discipline "information management" will undergo significant changes in the near future in terms of the topics studied and the software tools used.

Keywords: information systems, information management, teaching, information needs, human resource management, mind maps.

References

• BritvinaI. B., Savchuk G. A., Novoselova O. V. Razvitie novyh professij: upravlencheskie aspekty vuzovs-koj podgotovki / Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016. № 103 (3). S. 73-82. [In Rus].

• Il'ganaeva V. A., Davydova I. A. Upravlenie informaciej kak predmet prepodavaniya // Gosudarstvennaya publichnaya nauchno-tekhnicheskaya biblioteka Rossii: [sajt]. URL: http://www.gpntb.ru/ (data ob-rashcheniya: 12.03.2015). [In Rus].

• Kostrov A. V. Osnovy informacionnogo menedzhmenta: uchebnik. M.: Finansy i statistika, 2005. 341 s. [In Rus].

• Magisterskaya programma «Menedzhment informacionnyh tekhnologij» // Vysshaya shkola biznesa MGU im. M. V. Lomonosova [sajt]. URL: http://it.mgubs.ru (data obrashcheniya: 7.03.2018). [In Rus].

• Muyller H. Sostavlenie mental'nyh kart: uchebnik. M.: Omega-L, 2007. 126 s. [In Rus].

• Sazanova L. A. Osobennosti podgotovki informacionnyh menedzherov: sbornik materialov XXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka v sovremennom mire». M.: Pero, 2016. S. 180-183. [In Rus].

• Vasyuhin O. V., Varzunov A. V. Informacionnyj menedzhment: kratkij kurs: uchebno-prakticheskoe posobie. SPb.: SPbGU ITMO, 2010. 212 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.