Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СПОРТИВНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СПОРТИВНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА / КУРСЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нань Л., Сю Ч., Павлов Е. А., Гуань М.

Цель исследования - выявить особенности преподавания дисциплины «Спортивный и оздоровительный туризм» в сфере высшего физического образования КНР. Методика и организация исследования. Проведен анализ китайского туристического рынка, а также учебных программ направления подготовки «Спортивный туризм» колледжей Китая. Результаты исследования и выводы. Установлено, что в настоящее время в Китае существует 11 университетов, предлагающих специальность спортивного туризма. Академическая система рассчитана на четыре года, степень бакалавра, 21 базовый курс и 19 смежных курсов, охватывающих основные теории и методы физического воспитания, педагогики, туризма, менеджмента, экономики и других дисциплин. Содержание учебных курсов, предлагаемых китайской специализацией по спортивному туризму, в основном связано с изучением различных видов спорта и активных отдыха, которые могут быть включены в туристические программы. В рамках спортивного туризма также изучаются основы физической подготовки и безопасности, методы тренировок и планирования маршрутов для активных поездок, сервиса. Образовательные программы в Китае могут отличаться друг от друга и варьироваться в зависимости от учебного заведения, длительности обучения и уровня квалификации, которую студенты хотят получить в сфере спортивного туризма. В целом, специализация «Спортивный туризм» ориентирована на рынок, основана на комплексных туристических услугах и характеризуется досуговыми и спортивными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нань Л., Сю Ч., Павлов Е. А., Гуань М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "SPORTS AND HEALTH TOURISM" IN THE FIELD OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION IN CHINA

Objective of the study was to identify the features of teaching the discipline "Sports and health tourism" in the field of higher physical education in China. Methods and structure of the study. The analysis of the Chinese tourism market, as well as the curricula of the direction of training "Sports tourism" of colleges in China, was carried out. Results and conclusions. As a result of research and analysis, it has been found that there are currently 11 universities in China offering the specialty of sports tourism. The academic system is designed for 4 years, a bachelor's degree, 21 basic courses and 19 related courses covering the basic theories and methods of physical education, pedagogy, tourism, management, economics and other disciplines. The content of the training courses offered by the Chinese Sports Tourism Specialization is mainly related to the study of various sports and outdoor activities that can be included in tourism programs. Within the framework of sports tourism, the basics of physical fitness and safety, training methods and route planning for active trips and services are also studied. Educational programs in China can differ from each other and vary depending on the institution, the length of study and the level of qualification that students want to acquire in the field of sports tourism. In general, the Sports Tourism specialization is market-oriented, based on integrated tourism services and characterized by leisure and sports projects.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "СПОРТИВНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР

УДМ^С 796:378

Аспирант Нань Лунхань1 Аспирант Сю Чуньсюэ1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Павлов1 Аспирант Гуань Маосэнь2

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва 2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования - выявить особенности преподавания дисциплины «Спортивный и оздоровительный туризм» в сфере высшего физического образования КНР.

Методика и организация исследования. Проведен анализ китайского туристического рынка, а также учебных программ направления подготовки «Спортивный туризм» колледжей Китая.

Результаты исследования и выводы. Установлено, что в настоящее время в Китае существует 11 университетов, предлагающих специальность спортивного туризма. Академическая система рассчитана на четыре года, степень бакалавра, 21 базовый курс и 19 смежных курсов, охватывающих основные теории и методы физического воспитания, педагогики, туризма, менеджмента, экономики и других дисциплин. Содержание учебных курсов, предлагаемых китайской специализацией по спортивному туризму, в основном связано с изучением различных видов спорта и активных отдыха, которые могут быть включены в туристические программы. В рамках спортивного туризма также изучаются основы физической подготовки и безопасности, методы тренировок и планирования маршрутов для активных поездок, сервиса. Образовательные программы в Китае могут отличаться друг от друга и варьироваться в зависимости от учебного заведения, длительности обучения и уровня квалификации, которую студенты хотят получить в сфере спортивного туризма.

В целом, специализация «Спортивный туризм» ориентирована на рынок, основана на комплексных туристических услугах и характеризуется до-суговыми и спортивными проектами.

Ключевые слова: спортивный туризм, специальности спортивного туризма, курсы спортивного туризма.

FEATURES OF TEACHING THE DISCIPLINE "SPORTS AND HEALTH TOURISM" IN THE FIELD OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION IN CHINA

Postgraduate student Nan Longhan1

Postgraduate student Xiu Chunxue1

PhD, Associate Professor E.A Pavlov1

Postgraduate student Guan Maosen2

1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk

Abstract

Objective of the study was to identify the features of teaching the discipline "Sports and health tourism" in the field of higher physical education in China. Methods and structure of the study. The analysis of the Chinese tourism market, as well as the curricula of the direction of training "Sports tourism" of colleges in China, was carried out.

Results and conclusions. As a result of research and analysis, it has been found that there are currently 11 universities in China offering the specialty of sports tourism. The academic system is designed for 4 years, a bachelor's degree, 21 basic courses and 19 related courses covering the basic theories and methods of physical education, pedagogy, tourism, management, economics and other disciplines.

The content of the training courses offered by the Chinese Sports Tourism Specialization is mainly related to the study of various sports and outdoor activities that can be included in tourism programs. Within the framework of sports tourism, the basics of physical fitness and safety, training methods and route planning for active trips and services are also studied.

Educational programs in China can differ from each other and vary depending on the institution, the length of study and the level of qualification that students want to acquire in the field of sports tourism.

In general, the Sports Tourism specialization is market-oriented, based on integrated tourism services and characterized by leisure and sports projects. Keywords: Sports tourism, sports tourism specialties, sports tourism courses.

Введение. В последние годы отмечается возрастающий интерес населения к занятиям спортивным туризмом. В Китае данный вид двигательной активности претерпевает стремительное развитие, что обусловило открытие в колледжах новой специальности «Спортивный туризм».

Цель исследования — выявить особенности преподавания дисциплины «Спортивный и оздоровительный туризм» в сфере высшего физического образования КНР.

Методика и организация исследования. Проведен анализ китайского туристического рынка, а также учеб-

Таблица 2. Статистическая таблица курсов, предлагаемых китайскими специалистами по спортивному туризму

Таблица 1. Перечень обязательных курсов по направлению «Спортивный туризм»

Номер Название курса Номер Название курса

1 Спортивная тренировка 12 Планирование и развитие спортивного туризма

2 Анатомия 13 Общественный этикет в сфере туризма

3 Физиология человека 14 Управление направлениями спортивного туризма

4 Спортивная психология 15 Финансовый менеджмент

5 Социология спорта 16 Теория и практика проектов в области досуга и развлечений

6 Экономика спорта 17 Организация спортивных мероприятий

7 Спортивный менеджмент 18 Планирование и организация спортивных мероприятий

8 Введение в спортивный туризм 19 Деятельность спортивной индустрии

9 Введение в туризм 20 Физическая подготовка

10 Управление спортивным туризмом 21 Специальная техническая подготовка

11 Поведение потребителей в сфере туризма 22 Планирование и развитие спортивного туризма

Номер Название курса Номер Название курса

1 Маркетинг спортивных услуг 11 Теория и практика ледовых и снежных видов спорта

2 Спортивное спонсорство и реклама социальная 12 Экстремальный вид спорта

3 Управление социальным физическим воспитанием 13 Профессиональный английский для спортивного туризма

4 Методы исследования рынка 14 Руководитель тура и экскурсовод практикуют

5 Мультимедийные технологии и их применение 15 Национальное народное движение

6 Спортивные особенности 16 Спортивное ориентирование

7 Основы компьютерных приложений 17 Обучение за пределами страны

8 Экономическое право 18 Профилактика травм на открытом воздухе и первая медицинская помощь

9 География туризма 19 Руководство программой развлекательных видов спорта

10 Плавание

ных программ направления подготовки «Спортивный туризм» колледжей Китая.

Результаты исследования и их обсуждение. Специальность «Спортивный туризм» заявлен в «Каталоге специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях» Китая, опубликованном Министерством образования в 2020 г., профессиональный код: 040212Ж

В настоящее время в Китае 11 колледжей осуществляют подготовку по спортивному туризму: Шанхайский институт физического воспитания, Столичный институт физического воспитания, Сианьский институт физического воспитания, Шаньдунский молодежный институт политических наук, Сычуаньский институт туризма, Тайюань-ский технологический институт, колледж Чжанцзякоу, колледж Чанцзи, Гуйлиньский институт туризма, Педагогический университет Шаньси, Университет Яньтай и др.

В рамках учебного направления изучается 21 базовый курс (теория и методика физического воспитания, педагогика, туризм, менеджмент, экономика и др.) и 19 междисциплинарных курсов — маркетинг спортивного туризма, управление работой клубов и др.

Рассматривая историю развития спортивного туризма, можно обозначить дату, с которой начался процесс реформ и дальнейшего продвижения — в 1978 году на заседании Государственного совета КНР было предложено «активно развивать туризм». В «Решении Государственного совета об укреплении туризма» № 80 (1981 г.) было обозначено, что туризм является комплексным мероприятием, неотъемлемой частью нацио-

нальной экономики. Это заложило хорошую основу для развития туризма.

В период с действия «Седьмого пятилетнего плана» национальной экономики с 1986 по декабрь 1998 года Центральная рабочая конференция по экономике определила туризм как «новую точку роста национальной экономики».

В 1990-х годах китайские ученые начали проводить исследования в области спортивного туризма и выявили его большую востребованность среди населения.

Благодаря исследованиям в колледжах вводится специальность «Спортивный туризм», учебный план которой содержит обязательные курсы: физическое воспитание, педагогику, туризм, экономику, менеджмент и другие смежные базовые дисциплины, и курсы по выбору (табл. 1, 2).

Содержание учебных курсов, предлагаемых китайской специализацией по спортивному туризму, в основном связано с изучением различных видов спорта и активных отдыха, которые могут быть включены в туристические программы. В рамках спортивного туризма также изучаются основы физической подготовки и безопасности, методы тренировок и планирования маршрутов для активных поездок, сервиса.

Образовательные программы в Китае могут отличаться друг от друга и варьироваться в зависимости от учебного заведения, длительности обучения и уровня квалификации, которую студенты хотят получить в сфере спортивного туризма.

В целом специализация «Спортивный туризм» ориентирована на рынок, основана на комплексных туристических услугах и характеризуется досуговыми и спортивными проектами. В ней особое внимание уделяется развитию у студентов способностей к планированию проектов и маркетингу, культивируются знания в области теории и методов управления спортивным туризмом, маркетинга и технического руководства, при этом большое внимание уделяется формированию практических навыков в области управления отраслью, планирования проектов, маркетинга, работы клубов, использования спортивных технологий на открытом воздухе и т.д.

Вывод. В условиях расширения туристического рынка Китая индустрия спортивного туризма стремительно развивается. Чтобы удовлетворить потребности населения в спортивном туризме, необходимо совершенствовать подготовку специалистов в этой области: разрабатывать новые учебные программы в соответствии с запросами рынка и общества, расширять дидактическое и методическое обеспечение данного направления профессиональной подготовки. Необходимо отслеживать актуальные тенденции и изменения в сфере спортивного туризма для обновления программ обучения. Эффективная подготовка должна не только предоставлять студентам необходимые знания и навыки, но и помочь им адаптироваться и успешно работать в сфере спортивного туризма.

Литература

1. Тенчурина Л.З. Индустрия туризма и подготовка туристских кадров в КНР: прошлое, настоящее, будущее / Л.З. Тенчурина, С. Лю // Научный вестник МГИИТ. - 2019. - №. 2. -С. 114-125.

2. Биттер Н.В. Особенности подготовки кадров в регионах Большого Алтая для индустрии туризма и гостеприимства / Н.В. Биттер, А.Н. Дунец, Ч. Лхагвасурен // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2022. - Т. 41. - №. 2. - С. 256-267.

3. Волкова М.А. Содержание образования по русскому языку как иностранному для студентов из КНР будущих экскурсоводов / М.А. Волкова, В. Сяоцзин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - Т. 6. - №. 2. - С. 119-124.

4. Кучинская Т.Н. Культурные бренды в социокультурном пространстве Китая: региональные практики Северо-Восточного региона / Т.Н. Кучинская // Россия и Китай: проблемы

стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. - 2011. - №. 10. - С. 119-126.

5. Ерилов Н.Щ. Организация физического воспитания в Китайской Народной Республике / Н.Щ. Ерилов, С.Н. Талызов // Челябинск. - 2015. - С. 45-51.

6. Турбан Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей 1-25 01 03 «Мировая экономика» и 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование» / Г.В. Турбан. - 2022.

7. Михайлова М.Н. О подготовке кадров для сферы туризма / М.Н. Михайлова // Псковский регионологический журнал. -2011. - №. 11. - С. 104-112.

References

1. Tenchurina L.Z., Liu S. Industriya turizma i podgotovka turist-skikh kadrov v KNR: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye [Tourism industry and training of tourist personnel in China: past, present, future]. Nauchnyy vestnik MGIIT. 2019. No. 2. pp. 114125.

2. Bitter N.V., Dunets A.N., Lkhagvasuren C. Osobennosti podgot-ovki kadrov v regionakh Bolshogo Altaya dlya industrii turizma i gostepriimstva [Peculiarities of personnel training in the regions of the Greater Altai for the tourism and hospitality industry]. Vo-prosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. 2022. Vol. 41. No. 2. pp. 256-267.

3. Volkova M.A., Xiaojing V. Soderzhaniye obrazovaniya po russ-komu yazyku kak inostrannomu dlya studentov iz KNR budush-chikh ekskursovodov [The content of education in Russian as a foreign language for students from China as future guides]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki. 2014. Vol. 6. No. 2. pp. 119-124.

4. Kuchinskaya T.N. Kulturnyye brendy v sotsiokulturnom pros-transtve Kitaya: regionalnyye praktiki Severo-Vostochnogo re-giona [Cultural Brands in the Socio-Cultural Space of China: Regional Practices of the North-Eastern Region]. Rossiya i Kitay: problemy strategicheskogo vzaimodeystviya: sbornik Vostoch-nogo tsentra. 2011. No. 10. pp. 119-126.

5. Erilov N.Shch., Talyzov S.N. Organizatsiya fizicheskogo vospi-taniya v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Organization of physical education in the People's Republic of China]. Chelyabinsk. 2015. pp. 45-51.

6. Turban G.V. Ekonomika i upravleniye vneshneekonomicheskoy deyatelnostyu [Economics and management of foreign economic activity]. Curriculum of a higher education institution in the academic discipline for the specialties "World Economy" and "Business Administration". 2022.

7. Mikhailova M.N. O podgotovke kadrov dlya sfery turizma [On the training of personnel for the tourism sector]. Pskovskiy regiono-logicheskiy zhurnal. 2011. No. 11. pp. 104-112.

И Информация для связи с автором: nanlonghan@gmail.com Поступила в редакцию 14.06.2023 г.

НОВЫЕ КНИГИ

СТРЕЛЕЦКАЯ Ю.В. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ «ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА»: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / Ю.В. СТРЕЛЕЦКАЯ, Т.В. КАЛИНИНА. -ВЕЛИКИЕ ЛУКИ: ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГСХА, 2023. - 80 С.

Учебно-методическое пособие разработано для обучающихся высших учебных заведений нефизкультурного профиля и профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры. В представленном пособии в доступной форме дана краткая характеристика направлений оздоровительной аэробики, которая пользуется большим спросом у занимающихся фитнес-клубов (центров), эффективность которых доказана в ходе многочисленных исследований. Предложены различные направления и содержание занятий оздоровительной аэробики, раскрыта структура урока. Разновидности базовых шагов, а также методы конструирования программ занятий позволят повысить уровень профессионально-педагогического мастерства спортивных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.