Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России'

Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / COMPETENCES / FEATURES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин Алексей Александрович, Дронова Ольга Борисовна

Статья посвящена актуальной теме подготовки специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России. Особое внимание при подготовке экспертов-криминалистов и следователей уделяется такой системообразующей дисциплине, как криминалистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин Алексей Александрович, Дронова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching of discipline «Criminalistics» at training of specialists for expert and criminalistic divisions of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to actual theme of preparation of specialists for expert-criminalistic departments of the Ministry of the Interior of Russia. Attantion is making to preparation of expert-criminalists and investigators as a systemic discipline such as criminalistic.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России»

Курин Алексей Александрович

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистической техники учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности

Волгоградской академии МВД России (e-mail: AAKurin@mail.ru)

Дронова Ольга Борисовна

кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела Волгоградской академии МВД России (e-mail: nio-va@rambler.ru)

Особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» при подготовке специалистов

для экспертно-криминалистических подразделений МВД России

Статья посвящена актуальной теме подготовки специалистов для экспертно-криминалистиче-ских подразделений МВД России. Особое внимание при подготовке экспертов-криминалистов и следователей уделяется такой системообразующей дисциплине, как криминалистика.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетенции, особенности преподавания.

А.А. Kurin, Master of Technics, Assistant Professor, Head of a Chair of Criminalistic Technique of the Training and Scientific Complex of Expert Criminalistic Activities of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: AAKurin@mail.ru;

O.B. Dronova, Master of Law, Head of Research Department of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nio-va@rambler.ru

Features of teaching of discipline «Criminalistics» at training of specialists for expert and criminalistic divisions of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to actual theme of preparation of specialists for expert-criminalistic departments of the Ministry of the Interior of Russia. Attantion is making to preparation of expert-criminalists and investigators as a systemic discipline such as criminalistic.

Key words: higher education, competences, features of teaching.

Подготовка грамотных и компетентных специалистов является первоочередной задачей вузов системы МВД России. Подготовка специалистов для экспертно-криминалистических подразделений МВД России имеет свою особую специфику, которая обусловлена особенностью решаемых задач. В настоящее время требования, предъявляемые к молодым специалистам, возросли многократно. Выпускник должен обладать совокупностью уже сформированных компетенций, которые позволяют решать практические задачи сразу же после окончания вуза.

Системообразующей дисциплиной при подготовке экспертов-криминалистов и следовате-

лей является дисциплина «Криминалистика». В рамках дисциплины «Криминалистика» формируются базовые знания и навыки, необходимые для последующего изучения специальных дисциплин учебного плана. Именно она создает научно-теоретический и практический фундамент для дальнейшей подготовки эксперта. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования относит дисциплину «Криминалистика» к базовой части профессионального цикла подготовки по специальности «Судебная экспертиза». В настоящее время продолжается дискуссия о том, кто и как должен преподавать данную дисциплину: самостоятельные кафедры

319

криминалистики или специализированные кафедры с учетом особенностей специализации.

В период становления и развития криминалистика представляла собой практическую науку, рассчитанную на практических работников следствия и полиции [1, с. 435]. Работы большинства ученых в данной области носили сугубо практический характер, однако в них содержится бесценный опыт обобщения практических результатов работы полиции XIX - начала ХХ в. [2]. Как учебная дисциплина, криминалистика прошла тяжелый путь становления и развития. Она имела как сторонников, так и серьезных оппонентов ее преподавания в юридических вузах [1, с. 436]. Содержание дисциплины также трансформировалось по мере накопления практического опыта и теоретических знаний, сформированных на основе закономерностей развития преступности. Все эти особенности находили отражение в работах отечественных ученых-криминалистов, таких как Г.Ю. Маннс, Е.У. Зицер, А.И. Винберг, И.Н. Якимов, В.Я. Кол-дин, С.И. Митричев, В.П. Колмаков, Д.П. Рассей-кин, Д.Я. Мирский и др.

В последующие годы процесс построения содержательной части криминалистики как учебной дисциплины всегда был тесно связан со специализацией подготовки по направлениям будущей практической деятельности. Так, в середине 1990-х гг. в вузах системы МВД России были образованы, наряду с самостоятельными кафедрами криминалистики, специализированные кафедры криминалистического обеспечения деятельности ОВД [1, с. 439, 450]. Такая организация образовательного процесса позволила существенно повысить педагогический ресурс и создать потенциал в совершенствовании учебной дисциплины за счет интеграции знаний из смежных с криминалистикой наук.

Появление новых специальных отраслей криминалистической науки потребовало применения углубленных знаний в каждой из них. Сегодня предметом изучения криминалистики является уже готовое знание, произведенное криминалистической наукой, которая представляет собой логически организованную систему частных криминалистических теорий, а не их простую совокупность. В современных условиях подготовка специалистов проводится с позиции их теоретической грамотности, практической самостоятельности, наличия навыков эвристического решения сложных практических задач, а также навыков научной деятельности. Следовательно, образовательный процесс представляет многоаспектную работу по подготовке молодых специалистов, формирование компетенций у

которых является многоступенчатым непрерывным процессом. В этот процесс интегрированы элементы алгоритмизации криминалистической деятельности, использования современных технологий и рациональных средств достижения целей повышения эффективности раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В настоящее время вузами системы МВД России проводится подготовка специалистов для экспертно-криминалистических, следственных и оперативных подразделений, которые решают различные задачи в пределах своей компетенции. Для подготовки квалифицированных специалистов в различных отраслях юридических наук применяется отработанная годами методика, имеющая адаптивный алгоритм с учетом инноваций, создаваемых фундаментальной и прикладной наукой, а также с учетом развития техники и технологий.

Особенности подготовки специалистов различного профиля определены в содержании федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», которые четко разграничивают следственную и экспертную специализацию. Отличия охарактеризованы через совокупность компетенций, которые должны быть сформированы при подготовке специалистов.

Применительно к подготовке экспертов преподавание криминалистики должно создавать условия для приобретения необходимых практических навыков работы с материальными следами и объектами доказывания, а также формирования системы взглядов, убеждений и принципов, обеспечивающих сознательный, инициативный и творческий подход к решению практических задач. Среди компетенций, которыми должен обладать будущий эксперт, необходимо выделить сформированные навыки применения приемов, средств и методов работы с материальными следами при производстве процессуальных действий и ОРМ для получения розыскной и доказательственной информации. Специалист должен уметь осуществлять анализ и комплексную оценку следовой информации с целью установления алгоритма действий правонарушителя и сведений о его приметах, выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, планировать и осуществлять деятельность по профилактике преступлений и правонарушений.

Для формирования изложенных выше компетенций применяются подходы, направленные на будущую практическую деятельность спе-

320

циалиста. Ранее, при становлении и развитии программ обучения по дисциплине «Криминалистика», создавались криминалистические лаборатории, которые играли роль экспертных учреждений. Данный опыт целесообразно использовать при подготовке экспертов в современных условиях. Такая практика дает положительные результаты как в части профессиональной ориентации, так и в части формирования профессиональных и общекультурных компетенций. Взаимодействие с практическими экспертно-криминалистическими подразделениями создает условия для совместной работы обучаемых и профессорско-преподавательского состава при решении сложных практических задач. Такая лабораторная база сегодня реализована в виде лабораторий учебно-научных комплексов экспертно-криминалистической деятельности, а также узкоспециализированных лабораторий кафедр экспертного профиля. В таких лабораториях осуществляются как исследования в рамках научно-исследовательских работ курсантов и слушателей, так и совместные работы над инновационными продуктами. Работа на базе лабораторий позволяет пробудить интерес у обучаемых к будущей профессии, научить работе в составе малых групп и творческих коллективов, получить навыки постановки и решения научных проблем, оформлять результаты своей работы в виде заявок на изобретения, а также доводить результаты научных исследований до внедрения в экспертно-криминалистическую практику.

К числу основных задач, которые способен решать специалист, прошедший подготовку по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», необходимо отнести способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основное внимание в подготовке следователя должно уделяться тактическим приемам производства следственных действий, формам организации и методике раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений. Безусловно, следователь должен иметь представление и обладать навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств. Однако в работе следователя отчетливо прослеживается организационная составляющая при производстве процессуаль-

ных действий и организации предварительного расследования в целом.

Выявленные в результате сравнительного анализа отличия учитываются при организации образовательного процесса подготовки специалистов соответствующего профиля. Подготовка специалистов производится с учетом специфических особенностей их будущей работы в рамках полноценных дисциплин, пусть одноименных, но построенных с учетом криминалистической специализации каждого из направлений. Важно отметить, что специализация «должна осуществляться не на последних курсах, а на протяжении всего срока обучения, начиная с момента отбора кандидатов на учебу» [1, с. 450]. В чем же проявляются особенности преподавания дисциплины «Криминалистика» для специальностей «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности»?

По нашему мнению, теоретическая подготовка как для экспертов, так и для следователей должна проводиться в объеме, достаточном для успешного развития и формирования практических навыков работы с доказательствами, а также умения ориентироваться в потоке научной и практической информации. В период обучения у курсантов складывается представление о системе криминалистики и ее элементах - частных криминалистических теориях, которые составляют научную основу криминалистики. Без четкого представления данных положений сложно прогнозировать перспективы развития криминалистики и всей системы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, что является важным для будущего специалиста. С другой стороны, преподавание криминалистики должно быть направлено на практическую составляющую обучения, привитие необходимых навыков и умений применения комплекса криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Только получив весь комплекс знаний и навыков, будущий специалист становится самостоятельным в постижении науки, проверке теоретических положений в практической деятельности.

Несомненно, однобокий практицизм не принесет должного результата без полноценной теоретической подготовки. Однако делать упор только на теоретический раздел также представляется не рациональным для специалистов экспертной направленности в силу необходимости углубленной технико-криминалистической подготовки. Поэтому необходимо сохранять баланс между привитием практических навыков,

321

знаний, компетенций и научно-теоретической подготовкой, которая должна стать элементом формирования мировоззрения специалиста в борьбе с преступностью. Теоретическая подготовка в курсе криминалистики представляется нам многоуровневой, при этом должна прослеживаться вариационность в зависимости от уровня подготовки юристов средней или высшей квалификации.

Практическая подготовка также должна отражать аспект специализации в рамках изучения каждой темы учебного курса с последующим закреплением полученных навыков в совокупности применительно к условиям, приближенным к реальным. Такие условия могут быть созданы за счет использования интерактивных форм проведения практических занятий, например в форме деловой игры или учений. В этой части преподавание дисциплины «Криминалистика» будет существенно отличаться как по объему, так и по содержанию для специальностей «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности». В настоящее время ФГОС-3 предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и специальных профессиональных компетенций.

Сотрудники практических органов характеризуют данную ситуацию следующим образом: поскольку подготовка проводится для практической деятельности, то и обучающие курсы необходимо строить с акцентом на решение практических задач. Необходимо обучать курсантов практическому следоведению, освоению криминалистических алгоритмов, технологий и средств достижения целей, рациональных форм реализации криминалистических достижений и возможностей. Необходимо исходить из решения задачи согласованности процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания в уголовном судопроизводстве. Практическая составляющая должна включать три компонента: освоение особенностей поисково-познавательной деятельности, тактику производства отдельных следственных действий и методику расследования отдельных видов преступлений. В подготовке экспертов приоритетными являются первые два компонента.

Программа подготовки экспертов-криминалистов предусматривает углубленное изучение криминалистической техники с учетом значительного объема инновационных разработок. Будущий эксперт должен знать не только возможности современных технологий, но и видеть перспективу их дальнейшего развития,

применения при решении как типовых, так и нестандартных задач. При подготовке специалистов экспертного профиля изучение дисциплины «Криминалистика» ориентировано на технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, формирование навыков обнаружения, фиксации и изъятия следов с применением технико-криминалистических методов и средств для получения криминалистически значимой информации. Углубленные знания по данному разделу криминалистики формируют основу для самостоятельного изучения и исследования документов, трасологии и баллистики, что формирует межпредметные и междисциплинарные связи.

Изучение таких разделов криминалистики, как криминалистическая тактика и криминалистическая методика, осуществляется через призму технико-криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Криминалистическая тактика для специалиста-криминалиста необходима в объеме, достаточном для освоения тактических приемов, обеспечивающих наиболее полное и эффективное применение технико-криминалистических средств для получения максимального возможного объема доказательной информации, обнаружения и изъятия различных следовых групп.

Криминалистическая методика изучается курсантами факультета экспертов-криминалистов с позиции комплексного подхода к использованию информации о событии преступления и ее обработке с применением технико-криминалистических средств и методов, это обеспечивает высокую эффективность расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, что кардинально отличается от методики подготовки следователей и оперативных работников.

Общая теоретическая подготовка следователей направлена на формирование представления о пределах возможностей криминалистической техники, потенциал которой непрерывно наращивается за счет достижений научно-технического прогресса. При этом у обучаемых (в соответствии с ФГОС-3) закладываются компетенции, которые связаны с выработкой навыков использования современных возможностей криминалистической техники в повседневной практике. Однако основное внимание при подготовке следователей сосредоточено на криминалистической тактике и криминалистической методике и на получении юридически значимой информации. Для следователей изучение криминалистической техники предусмотрено в небольших объемах в рамках организации

322

следственных действий и определения круга специалистов, которых необходимо привлечь.

Проведенный анализ показывает наличие существенных содержательных различий в программе подготовки будущих экспертов и следователей. Преподавание дисциплины без специализации приведет к шаблонности и обезличенности дисциплины, что позволит в лучшем случае сформировать общекультурные компетенции без освоения специфики будущей профессии.

Матрица компетенций, которая разрабатывается индивидуально для каждой специальности, предусматривает последовательность приобретения знаний и умений, их практического применения на основе поэтапного прохождения дисциплин, в рамках которых идет непрерывное формирование профессиональных компетенций. Процесс создания учебной программы заключается в ее проектировании, составлении логических связей в системе обучения, создании новых курсов, которые будут содержать современные подходы как в преподавании, так и при решении практических задач.

Выделение из этого процесса дисциплины «Криминалистика», преподаваемой самостоятельной кафедрой криминалистики, неизбежно приведет к утрате части необходимых знаний, которые впоследствии придется восполнять на последних курсах обучения в рамках дисциплины «Участие специалиста в процессуальных действиях», что противоречит общей концепции непрерывности формирования компетенций и профилизации обучения.

В 2011 г. на базе Волгоградской академии был создан учебно-научный комплекс экспертно-криминалистической деятельности, в который вошла и кафедра криминалистической техники. Целью создания комплекса является организация и координация учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы кафедр экспертного профиля в целях подготовки будущих специалистов на высоком теоретическом, методическом и научном уровне. В ходе реализации поставленных задач осуществляется тесное взаимодействие по разработке и корректировке учебных планов, определению оптимальной последовательности прохождения дисциплин и содержания учебных курсов. В частности, при обсуждении рабочей программы по рассматриваемой дисциплине руководство комплекса поддержало точку зрения кафедры криминалистической техники о приоритетных тематиках изучаемого курса.

Особенности подготовки экспертов-криминалистов по курсу дисциплины с учетом крими-

налистической специализации и с акцентом на изучение раздела криминалистической техники оправдывают саму потребность их участия в расследовании преступлений в качестве специалистов и экспертов, что уже подразумевает узкую направленность, которая базируется на качественных преимуществах и в объеме знаний в области криминалистической техники. В противном случае участие такого субъекта в расследовании будет лишь соблюдением процессуальной формы, которая не допускает совмещения следователем его функций с функциями специалиста или эксперта. Помимо всего, следователь не в состоянии квалифицированно осуществлять деятельность по обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию доказательств. Именно это обстоятельство является одной из причин неполноты и несвоевременности предоставления криминалистически значимой, важной для раскрытия и расследования преступлений информации. Указанное обстоятельство является причиной низкой эффективности работы системы криминалистической регистрации.

Опыт преподавания дисциплины «Криминалистика» на специализированной кафедре криминалистической техники Волгоградской академии МВД России накапливался десятилетиями, а у истоков ее создания стояли Ю.И. Краснобаев, П.П. Ищенко и многие другие известные криминалисты. Как нам представляется, оценка результативности работы может быть дана только по результатам практической деятельности. Ежегодно руководством кафедры проводится анкетирование руководителей экспертно-кри-миналистических подразделений и выпускников академии на предмет удовлетворенности качеством подготовки. Результаты анкетирования подлежат систематизации и сравнительному анализу. Расхождение результатов анкетирования не превышает 5% по профессиональным компетенциям и 10% по общекультурным компетенциям, что говорит об их объективности. Согласно отзывам руководителей экспертных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и других субъектов Российской Федерации уровень подготовки оценивается как «выше среднего» и «высокий», что свидетельствует о правильности направлений подготовки молодых специалистов.

С учетом вышеизложенного подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов в современных условиях, на наш взгляд, должна строиться на следующих принципах: историческая и методическая преемственность; практическая направленность обучения;

323

формирование профессиональных компетенций, развитие навыков нестандартного эвристического мышления в сложных практических ситуациях;

опережающее образование с учетом требований, предъявляемых заказчиком;

проектная (научно-исследовательская) составляющая при решении практических задач.

Образовательная система, призванная сформировать новую личность с широкими способностями и эффективной поведенческой моделью, должна подготовить будущего профессионала, способного грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и рационально ее использовать для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Поэтому подходы, которые используются нами при подготовке будущих экспертов, направлены на модернизацию и адаптацию образовательной модели к современным условиям. Модернизация становится обязательным компонентом современной системы образования, а ее реализация возможна только при условии надлежащего ресурсного обеспечения. Основу ресурсного обеспечения составляют высококвалифицированные кадры, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства, ремесла, а также практическим опытом экспертной рабо-

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1997.

2. Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений / Издательство Народного комиссариата внутренних дел РСФСР М., 1930.

ты, достаточным объемом и глубиной знаний. Второй составляющей является надлежащее материально-техническое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя современные образцы криминалистической техники. Последняя составляющая очень важна именно при подготовке экспертов.

Таким образом, ставить знак равенства между методиками преподавания дисциплины «Криминалистика» для подготовки по специальностям «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности» преждевременно и некорректно, поскольку различными являются подходы к формированию профессионального мышления и профессиональных компетенций, несмотря на общие научные основы самой дисциплины.

Преподавание дисциплины самостоятельными кафедрами, по нашему убеждению, создает условия для монополизации и снижения потенциала в направлении творческого развития криминалистики как учебной дисциплины и как науки. Современный подход к преподаванию дисциплины с учетом специфики профессионального ориентирования является наиболее рациональным, поскольку создает условия для дальнейшего взаимного методического обогащения дисциплины, преподаваемой для специальностей «Судебная экспертиза» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».

1. Belkin R.S. Cours of criminalistic: in 3 vol. Vol. 3: Criminalistic meanings, methods and recommendations. M., 1997.

2. Gross G. Leadership to investigation of crimes / Edition of National comissariat of the internal affairs of RSFSR. M., 1930.

324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.