ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
энергию непрерывного движения крови [2]. У женщин наибольшей энергией движения крови отличаются представительницы МаС-типа, меньшей - МиМеС-типа, аналогичные данные получила Е. Н. Комиссарова (2002), изучая детей первого детства. Наиболее ценными критериями энергопотенциала является состояние резервов сердечной-сосудистой системы (ССС). Важнейший показатель этого резерва - индекс Робинсона, он характеризует систолическую работу сердца, чем ниже он в покое, тем выше максимальные аэробные возможности человека. Полученные результаты свидетельствуют о том, что лучшими аэробными способностями обладают женщины МиМеС- и МеС-типа по сравнению с остальными обследованными (Р<0,05). По коэффициенту экономичности кровообращения установлено, что наибольшее утомление ССС имеют женщины МаС-типа (74 %), а показатели нормы отмечены у обследованных МеС- и МиМеС-типа соответственно (63,3 и 43 %). Показатели ИФС определили внутригрупповые различия адаптации ССС; так, удовлетворительную адаптацию имеют 35,7 % представительницы МиМеС-типа, более 50 % женщины МеС- и МаМеС-типа, женщины МаС-типа отличаются повышенным количеством лиц с неудовлетворительной адаптацией (55,5 %) и с напряжением механизмов адаптации (40,7 %). Факторный анализ, каноническая корреляция позволили установить особенности связей между морфологическими и функциональными критериями у женщин различными соматотипами. У женщин МаМеС-типа баллы соматотипа, ИК тесно сопряжены с гемодинамикой и энергопотенциалом гс=0,97 (Р<0,01),
а пропорции и ИК имеют среднюю корреляцию с коэффициентом выносливости ССС (г= 0,45 (Р<0,05)). Представительницы МаС-типа отличаются довольно высокой сопряженностью баллов соматотипа и ИК с КВ и индексом функционального состояния (гс= 0,94 (Р<0,05)), также с гемодинамикой и энергопотенциалом (г=0,97 (Р<0,01)). У женщин МеС- и МиМеС-типа первый канонический коэффициент довольно высокий (г = 0,99 (Р<0,01)), что свидетельствует о высокой взаимосвязи между баллами сома-тотипа, индексом Кердо с гемодинамикой и энергопотенциалом.
Таким образом, у женщин второго зрелого возраста телосложение тесно связано с функцией автономной нервной системы, что в совокупности оказывает влияние на гемодинамику, энергопотенциал и адаптацию сердечно-сосудистой системы. Данный факт должен учитываться при подборе средств и методов ЛФК, оздоровительных видов гимнастики в условиях стационара, поликлиники и санитарно-курортного лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохов, Р. Н. Новое в учении о конституции / Р. Н. Дорохов // Современная антропол. в мед. и спорт. практике. - Новосибирск, 1990. - С. 47-48.2. Дубровский, В. И. Спортивная медицина : учеб. для студ. вузов / В. И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 480 с. : ил.
3. Комиссарова, Е. Н. Комплексная оценка индивидуально-типологических особенностей у детей периода первого детства : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Е. Н. Комиссарова. - СПб., 2002. - 32 с.
© Коллектив авторов, 2011 г. УДК 572:378.12
Т. Л. Русских, А. И. Шведавченко, С. В. Чава, В. А. Кудряшова
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ СТУДЕНТАМ СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Кафедра анатомии человека Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
Исследование закономерностей, принципов и методов социальной работы с различными общественными группами населения ложится в основу путей и способов плодотворной деятельности социального работника. Объектом социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе и принимающими неодинаковое участие в его развитии. Практика социальной работы решает вопросы
регуляции межличностных и групповых отношений населения, коррекции девиантного поведения, психопрофилактики и предупреждения и локализации конфликтов [1].
Социальный работник должен уметь помогать клиенту реализовать его интересы в сфере социальных и биологических потребностей. Для выполнения поставленных перед социальным работником задач ему необходимо знать антропологию, которая представляет собой совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности, т. е. дает представление о человеке как о биосоциальном существе [2-4]. При этом значение антропологии в практике социальной работы понимается в узком и широком смыслах. В широком значении социальная работа направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле определяет защиту уязвимых слоев населения.
Фундаментальные исследования в области антропологии [2, 3] подразделяют эту науку на разделы, что должно быть отражено в лекционных курсах и семинарах, например, с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда. Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N02 • 2011
Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека. Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику «среднего человека». Морфология же сосредотачивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.
Один из разделов морфологии - соматология - помогает установлению стандартов - наиболее часто встречающихся комбинаций размеров человеческого тела - и разрабатывает соответствующие методы расчета. Антропология тем самым дает возможность организовать на научной основе массовое производство предметов медицинского и социального назначения для больниц, детских учреждений, домов инвалидов и престарелых и т. д.
На изучение предмета «Антропология человека» по специальности «Социальная работа» отводится 68 аудиторных часов, которые подразделяются на 34 лекционных часа и 34 часа семинарских занятий. Предусматривается 52 часа самостоятельной работы студентов.
В связи с изложенным и учитывая специфику специальности «Социальная работа», в курсе антропологии человека, наряду со всеми основными разделами, особое внимание уделяется вопросам морфологии, методам антропометрии, возрастной периодизации онтогенеза человека, особенностям строения тела человека в различные возрастные периоды, критериям биологического возраста, а также основным вариантам и аномалиям строения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. - М., 2006.
2. Никитюк, Б. А. Интегративная антропология : состояние, проблемы, перспективы / Б. А. Никитюк // Рос. морфолог. ведомости. - 1994. - № 3. - C. 118-122.
3. Никитюк, Б. А. Очерки теории интегративной антропологии / Б. А. Никитюк. - М. ; Майкоп : АГУ, 1995.
4. Хрисанфова, Е. Н. Антропология : учебник / Е. Н. Хрисан-фова, И. В. Перевозчиков. - 2-е изд. - М. : МГУ, 1999.
РЕЗЮМЕ
Т. Л. Русских, А. И. Шведавченко, С. В. Чава,
В. А. Кудряшова
Особенности преподавания антропологии студентам социального факультета
Представлены основные положения и принципы построения учебного курса антропологии для студентов социального факультета.
Ключевые слова: антропология, социальный работник, антропометрия.
SUMMARY
T. L. Russkyh, A. I. Shvedavchenko, S. V. Chava,
V. A. Kudryashova
Peculiarity of teaching anthropology to the social faculty students
The paper presents the main principles of drawing up of a curriculum in anthropology for the social faculty students.
Key words: anthropology, social worker, anthropometry.
© И. А. Рыбаков, 2011 г. УДК 378.180.6:616.092.12
И. А. Рыбаков
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Кафедра анатомии человека Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова
Качество жизни студентов высших учебных заведений является не только индикатором здоровья и социально-экономического благополучия государства, но и будущим интеллектуальным, социально- экономическим, творческим потенциалом страны. Вместе с тем эта группа населения относится к числу наименее социальнозащищен-ных и, в силу своих возрастных особенностей, находится в периоде формирования психологической и физиологической зрелости и подвержена высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Сегодня особенно актуальна
проблема здоровья студентов, так как сохранение здоровья данной категории, улучшение их репродуктивного здоровья будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья, улучшение качества жизни студенческой молодежи имеет большое медицинское и общественное значение и должно опираться на глубоко проработанную статистическую информацию.
Для содействия здоровому образу жизни, многосекторальных задач в отношении здоровья и развития кадровых ресурсов ВОЗ рекомендовала в качестве универсальных ориентиров достижения здоровья в рамках программы «Здоровье для всех в XXI столетии». Приоритетной задачей отечественного здравоохранения названо формирование культуры здоровья, укрепление здоровья здоровых и практически здоровых лиц, что отражено в «Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Данная «Концепция» является основой для разработки образовательных программ, направленных на создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья студентов в процессе обучения, реализации их потенциала здоровья для ведения активной, творческой, продуктивной, социальной и личной жизни.