Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В Е ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В Е ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / словесный / наглядный / практический метод обучения / local history / verbal / visual / practical teaching method

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.О. Клещева, Е.А. Кирьянова

В статье проанализировано особенности преподавания краеведения в Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского. Анализ регионального и православного аспектов в преподавании истории в Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского показал наличие тесной взаимосвязи краеведения с историей, географией, археологией и другими дисциплинами и в изучении истории города через его святыни, архитектуру (церковную и светскую), деятельность известных личностей (святых, князей, царей, императоров, губернаторов, меценатов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — М.О. Клещева, Е.А. Кирьянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PEDAGOGICAL METHODS IN TEACHING LOCAL HISTORY IN ORTHODOX GYMNASIUM IN THE NAME OF ST. VASILY OF RYAZAN

The article analyzes the features of teaching local history in the Orthodox gymnasium in the name of St. Vasily Ryazansky. Analysis of the regional and Orthodox aspects in teaching history at the Orthodox gymnasium in the name of St. Vasily Ryazansky showed the close relationship of local history with history, geography, archeology and other disciplines in the study of the history of the city through its shrines, architecture (church and secular), the activities of famous personalities (saints, princes, kings, emperors, governors, philanthropists).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В Е ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В Е ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ ВО ИМЯ СВТ. ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

М.О. Клещева, магистрант

Научный руководитель: Е.А. Кирьянова, д-р ист. наук, профессор Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Россия, г. Рязань)

001:10.24412/2500-1000-2024-1-1-124-127

Аннотация. В статье проанализировано особенности преподавания краеведения в Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского. Анализ регионального и православного аспектов в преподавании истории в Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского показал наличие тесной взаимосвязи краеведения с историей, географией, археологией и другими дисциплинами и в изучении истории города через его святыни, архитектуру (церковную и светскую), деятельность известных личностей (святых, князей, царей, императоров, губернаторов, меценатов).

Ключевые слова: краеведение, словесный, наглядный, практический метод обучения.

Краеведение - это история края, с изучением особенностей быта его жителей, его религиозных, культурных и географических особенностей. На протяжении истории значение понятия «краеведение» неоднократно менялось, в связи с исторической обстановкой и различными трактовками и подходами к этой дисциплине [2; 7].

Известный советский и российский филолог, культуролог, искусствовед и автор «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв [8] называл краеведение комплексной наукой, поскольку она включает в себя историю, географию и многие другие науки. Целесообразно добавить в этот список вспомогательных для краеведения наук и археологию, поскольку её важность при составлении облика края трудно переоценить (вспомнить хотя бы раскопки в Старой Рязани и недавние находки у Рязанского Кремля).

Название православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского было взято для моего исследования неслучайно. Рязанская Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского - первое в Рязанской области общеобразовательное учреждение, где возрождаются духовные традиции российского образования, и на его примере мною были рассмотрены особенности преподавания истории Рязани (рязанского краеведения) как в учрежде-

нии основного общего образования православного профиля [3].

Кроме того, в современных общеобразовательных школах уделяется недостаточно внимания истории родного края. Во многом это обусловлено загруженностью учебных программ.

История Рязанской Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского берёт своё начало с 1995 года. В связи с духовным возрождением общества, в соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О свободе вероисповеданий» и по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона 21 февраля 1995 года было принято решение об организации Православной гимназии в г. Рязани. В гимназии успешно реализуется государственный образовательный стандарт. В основе всех учебных программ - православная духовность, предметность и национальное воспитание. Ядром воспитательного процесса является духовный идеал и духовные ценности, определяющие нравственную опору жизни человека, формирующие качество личности патриота и гражданина России [6].

Образовательное учреждение реализует программы общеобразовательных, гимназических классов. Относительно краеведческого направления в гимназии создан архивно-краеведческий музей во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефо-

дия [4]. Основными направлениями работы являются пополнение тематических экспозиций, проведение выставок и использование экспонатов в качестве наглядных пособий касаемо изучения истории России и истории Рязанского края.

В православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского краеведение изучается не ежегодно, в частности, проводились занятия, посвящённые 925-летию города Рязани, уроки в 5-6-х классах, был заслушан доклад с презентацией, подготовленный учеником Капрановым Борисом по теме - Святитель Николай на Рязанской земле: утраченные святыни, также проведено занятие о Рязанской митрополии, о рязанских казаках, епархиальном музее в Рязани (Музей истории Рязанской епархии второй половины XX века), о храмах преподобного Сергия Радонежского: «Духовные сокровища преподобного Сергия на Рязанской земле», материалом подготовленным ученицей гимназии Анастасией Зенченко, и урок по истории церковной архитектуры в г. Рязани [8].

Преподаватель краеведения (рязаневе-дения) и истории в гимназии - Игорь Николаевич Попов. Ему принадлежит описанная ниже программа.

В 5 и 6 классе программа начинается введением в краеведение, до Рязанской губернии в XVIII веке темы схожи. Далее темы различаются. В 6 классе вводится тема «Рязанская губерния в период Отечественной войны 1812 г.», «Рязанская губерния в XX в.», уделяется внимание и теме «Рязанская область в годы ВОВ» и Рязанской области в XXI веке, а также природным условиям города. Завершается курс обобщением пройденного материала [6].

Кроме того, педагогом Игорем Николаевичем Поповым было проведено занятие, посвящённое схиархимандриту Серафиму (Блохину). За основу были взяты материалы из работ заслуженного работника культуры РФ, заместителя директора Рязанского церковного музея «Древлехранилище» в Рязанском кремле монахини Мелетии (Панковой). Благодаря собранной информации были собраны сведения из жизни схиархимандрита Серафима (Блохина).

Тема урока, посвящённая жизнеописанию схиархимандрита Серафима (Блохина), была выбрана неслучайно - известно, что отец Серафим служил в Рязанской епархии в 50-х годах XX века и был похоронен на Скорбященском кладбище г. Рязани.

Так, начинается занятие с краткого рассказа о селе Пичаево и представлено фото современного вида на Скорбященское кладбище города Рязани у северной части алтаря храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - место упокоения схиархимандрита Серафима (Блохина) [9].

При подготовке к уроку для гимназистов было изучено личное дело схиархи-мандрита Серафима (Блохина), где можно увидеть документы, свидетельствующие об отношении к нему пасомых: «Игумен Серафим пользуется большой любовью и уважением людей за его пламенную и ско-родоходчивую до Господа молитву... О. Серафим обладает высокой духовностью, а может быть (это известно только Господу), он обладает еще и дарами избранника Божиего: если страдания человека бесноватого исчезают при его приближении; если на его руках замолкает только что истошно кричавший на руках матери младенец ...» [5].

Для иллюстративности повествования приведены фотографии села Пичаево (месте рождения отца Серафима), Скор-бященского храма г. Рязани (храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость») и фото могилы схиархимандрита Серафима Игоря Суворова [1].

Стоит отметить и такую значимую для истории Рязани тему как Рязанская митрополия. Игорем Николаевичем были приведены краткие описания жизни митрополитов Рязанского и Михайловского Марка (Головкова), епископа Касимовского и Са-совского Василия (Данилова), епископа Скопинского и Шацкого Питирима (Тво-рогова) с изображением каждого из них для визуализации преподаваемого материала на занятии.

Немаловажно отметить, что преподаватель краеведения (рязановедения) Игорь Николаевич Попов не только даёт своим воспитанникам готовый материал, но и

предлагает подготовку докладов гимназистам. Так, учащиеся выполняют самостоятельную работу по выбору темы, поиску и отбору необходимого материала, и его грамотному представлению под руководством научного руководителя. Это значительно расширяет их знания в области краеведения и стимулирует к самостоятельному дополнительному изучению истории родного края [10].

Таким образом, стоит обратить внимание на работу учащегося 9-го класса Капранова Бориса «Святитель Николай на рязанской земле: утерянные святыни». Учащийся Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского изучил историю Николо-Бавыкинского мужского монастыря Сараевского района посёлка Заря Свободы Рязанской области, который до революции 1917 года был женским.

В своей работе, выполненной в виде презентации, Борис Капранов изучил святыни рязанской области, связанные с именем святителя Николая Чудотворца, показал историю Николо-Бавыкинского монастыря в фотографиях, уделив внимание современному состоянию монастыря, показав полуразрушенную колокольню (чудесном образом которую большевикам полностью уничтожить не удалось) и сохранившуюся часть Николо-Высоковской церкви (церковь Николы «Долгошея») [11]. Представил учащийся гимназии и дореволюционное фото церкви Николы «Долгошея» (такое название церковь получила в связи с тем, что над ней был сооружен восьмигранный шатровый купол выше колокольни) (XIX век) и ещё одну «Никольскую святыню» - Никольский храм города Рыбное. В настоящее время эта святыня возрождена. Игорь Николаевич дал подобное задание другому учащемуся 9-го класса гимназии - Анастасии Зенченко, касающейся схожей тематики -«Духовные сокровища Сергия Радонежского на рязанской земле» , в данной работе, как и у Бориса Капранова схожие задачи по поиску и отбору материала и его предоставлению. В теме работы девушки

необходимо было найти и описать святыни, относящиеся к преподобному Сергия, в чём и заключается память о нём, «след», среди которых Анастасия выделила Казанский Явленский женский монастырь (основан в XVIII веке), Скит преподобного Сергия Радонежского в Сапожковском районе Рязанской области (упоминаемый далее в материалах И.Н. Попова), Свято-Троицкий мужской монастырь г. Рязани (основан в XIV веке), особо чтимый список с Феодоровской иконы Божией Матери, пребывающий в левом приделе Сергиевского храма Свято-Троицкого мужского монастыря, Храм Божией Матери «Знамение-Корчемная» в Святых вратах Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани (откуда начинался путь к тропе преподобного Сергия Радонежского, на благоустройство которой собирались волонтёры

- примеч. моё), посох преподобного Александра Пересвета («Пересветова дубинка»)

- одна из святынь Свято-Димитриевского мужского монастыря, ныне пребывающая в Рязанском краеведческом музее,храм святого великомученика Димитрия Солун-ского Свято-Димитриевского мужского монастыря (с. Дмитриево, Скопинский район Рязанской области) и храм преподобного Сергия Радонежского Свято-Димитриевского мужского монастыря (с. Дмитриево, Скопинский район).

Как видно из результатов докладов, молодые люди провели кропотливую и трудоёмкую работу и достойно выполнили задание, в чём несомненно заслуга преподавателя истории и краеведения Игоря Николаевича Попова.

Таким образом, анализ регионального и православного аспектов в преподавании истории в Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского показал наличие тесной взаимосвязи краеведения с историей, географией, археологией и другими дисциплинами и в изучении истории города через его святыни, архитектуру (церковную и светскую), деятельность известных личностей (святых, князей, царей, императоров, губернаторов, меценатов).

Библиографический список

1. Большаков А.М. Краеведческое изучение деревни. - Ленинград; Москва, 1930. -С. 14.

2. Борисевич А.Р. Лекция 13. Методы обучения и их классификация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.yandex.m/docs/view?tm=1705597685&tld=m&lang=m&name=Борисевич.%20Ме тоды%20обучения.pdf (дата обращения: 30.10.2023).

3. Горбач Л.Д. Пособие по дисциплине «История культуры Рязанского края».

4. Гревс И.М. История в краеведении / И.М. Гревс // Краеведение. - 1926. - Т. 3, № 4. -С. 494-495.

5. Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. VI // Унив. тип. - Москва, 1858. -331 с.

6. История Рязанского края. 1778-2007: [монография] / Авдонин В.С. [и др.]; под редакцией П.В. Акульшина; Упр. культуры и массовых коммуникаций Рязанской обл. Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань: Рязанская обл. тип., 2007. - 447 с.

7. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 2. - Москва, 1957. - С.34, 81.

8. Лихачев Д.С. Избранные статьи: Краеведение как наука и как деятельность.

9. Потоцкий С.С. Итоги Третьей Всероссийской конференции по краеведению и организации школьно-краеведческой работы / С.С. Потоцкий // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1928. - № 1. - С. 54-55.

10. Ромина Т.Д. Эволюция краеведения в России в конце XIX-XX веках (на материале Москвы): автореф. диссертации доктора пед. наук. - Москва, 1999. - С. 3.

11. Шалимова Ж.Н. Педагогические исследования. - Краеведение: история и современность.

12. Яхонтов С.Д. Воспоминания: 1853-1917 / С.Д. Яхонтов; редкол.: П.В. Акульшин, Б.Г. Белоглазов, В.В. Коростылев [и др.]. Вступит. статья П.В. Акульшина, А.С. Соколова. - Москва: АИРО-XXI; Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова.

USE OF PEDAGOGICAL METHODS IN TEACHING LOCAL HISTORY IN ORTHODOX GYMNASIUM IN THE NAME OF ST. VASILY OF RYAZAN

M.O. Kleshcheva, Graduate Student

Supervisor: E.A. Kiryanova, Doctor of Historical Sciences, Professor Ryazan State University named after S.A. Yesenin (Russia, Ryazan)

Abstract. The article analyzes the features of teaching local history in the Orthodox gymnasium in the name of St. Vasily Ryazansky. Analysis of the regional and Orthodox aspects in teaching history at the Orthodox gymnasium in the name of St. Vasily Ryazansky showed the close relationship of local history with history, geography, archeology and other disciplines in the study of the history of the city through its shrines, architecture (church and secular), the activities of famous personalities (saints, princes, kings, emperors, governors, philanthropists).

Keywords: local history, verbal, visual, practical teaching method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.