А.В. Мартынов
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРВИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ О СЛУЖЕБНЫХ ПОДЛОГАХ
В статье с учетом сложившейся правоприменительной практики рассмотрены и проанализированы поводы для возбуждения уголовного дела и способы обнаружения преступления. Предложены рекомендации по проведению проверочных действий на стадии возбуждения уголовного дела о служебном подлоге.
Ключевые слова: преступление, расследование преступлений, возбуждение уголовного дела, служебный подлог, особенности возбуждения уголовного дела по факту совершения служебного подлога.
A.V. Martynov
THE SPECIFICS OF PRELIMINARY VERIFICATION OF PRIMARY MATERIALS ON FORGERY
In this article the reasons for a criminal investigation and the crime detection methods reflecting the current legal practice are reviewed and analyzed. The author offers recommendations on carrying out the verification at the stage of the institution of criminal proceeding on the fact of forgery.
Keywords: crime, criminal investigation, institution of criminal proceeding, forgery, the specific institution of criminal proceeding on the fact of forgery.
В числе приоритетных направлений деятельности нашего государства на современном этапе названа борьба с коррупцией. Президент РФ в одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ провозгласил: «Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией»1. Согласно п. 2.1 Указания Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29 декабря 2008 г. № 7/224 «Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции» одним из преступлений коррупционной направленности является служебный подлог2.
Согласно сведениям Информационного центра ГУ МВД РФ по Саратовской области, в Саратовской области, несмотря на некоторый рост числа возбужденных уголовных дел по факту совершения служебного подлога, в период с 2008 г. по 2011 г. число направленных уголовных дел в суд является стабильным. Так, в 2008 г. сотрудниками правоохранительных органов было возбуждено 110 уголовных дел по факту совершения служебного подлога, в суд передано 74 уголовных дела, остальные прекращены и приостановлены по различным основаниям; в 2009 г. возбуждено 158 уголовных дел, в суд направлено 70; в 2010 г. возбуждено 154 уголовных дела, в суд передано 72; в 2011 г. возбуждено 82 уголовных дела, в суд поступило 67. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в практической деятельности правоохранительных органов возникает много проблем при расследовании уголовных дел о служебных подлогах, в т. ч. и при производстве предварительной проверки первичных материалов о фактах их совершения3.
© Мартынов Александр Владимирович, 2012
Аспирант кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
К сожалению, не все практические работники должным образом знают признаки совершения служебных подлогов, к которым относятся следующие: 1) информация, свидетельствующая о том, что уровень жизни субъекта не соответствует его легальному денежному содержанию; быстрое продвижение по «карьерной лестнице»; 2) информация, полученная от лиц, обладающих ею, об известных им или предполагаемых фактах противоправных деяний субъекта; 3) информация, полученная из различных документов: лицевых счетов вкладчика (могут свидетельствовать об открытии вкладов субъектом служебного подлога и его корыстной заинтересованности в совершении преступления; о снятии денег вкладчиком, осуществлении денежных переводов лицом, в интересах которого совершался служебный подлог); подложных официальных документов; личных записей субъектов служебного подлога; 4) предметы, вещества и иные материальные следы, свидетельствующие о совершении преступления: подложный документ; переданные предполагаемому субъекту преступления деньги и ценные предметы; чеки, подтверждающие покупку определенных предметов, переданных в счет оплаты совершения служебного подлога; следы пальцев рук субъекта служебного подлога, оставленные на подложном документе, и т. д. Очевидно, что указанные признаки должны оцениваться только в комплексе и подтверждаться совокупностью достаточных данных.
Поводами к возбуждению изученных нами 100 уголовных дел, возбужденных по фактам совершения служебных подлогов, являлись следующие: заявления граждан (90 %), сведения, полученные в процессе оперативно-розыскных мероприятий (2 %); материалы инвентаризаций и документальных проверок, ревизий финансово-экономической деятельности организации, аудиторских, налоговых, ш прокурорских и иных проверок (0,9 %), а также сведения, полученные при рас- н следовании иных преступлений (6,1 %). С
При поступлении заявления о совершенном служебном подлоге направления, т
о
средства и способы его проверки определяются с учетом объема полученной к
о
информации и имеющихся у следователя знаний и практических навыков, а о' также степени осведомленности заявителя, его отношений с предполагаемым | преступником, психоэмоционального состояния, способности правильно и объ- в
ективно воспроизводить информацию. нн
о
Своеобразным источником информации о типичных способах совершения Ю служебных подлогов, типичной последовательности проверочных действий и могут также служить изучение, обобщение и анализ существующей правопри- с
к
менительной практики. Работа в этом направлении, несомненно, способствует а повышению квалификации практических работников. Л
При проверке поступивших заявлений и сообщений о служебных подлогах, | как правило, необходимо провести следующие проверочные действия: получить • объяснения от заявителя и иных лиц, которые могут быть осведомлены о совер- 68 шенном преступлении, личности заявителя и субъекта преступления; установить ^ и изучить личность предполагаемого преступника, выяснить род его деятель- 2 ности, объем служебных полномочий, круг знакомств и интересов; проверить версии о возможном оговоре невиновного лица; дать поручение органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление признаков преступления; осуществлять документальную проверку деятельности организации, где имел место подлог документов, результаты которой могут быть использованы для выяснения обстоятельств, подлежащих установлению. 145
Только после проведения всех проверочных действий субъектом расследования может быть принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Одним из первоначальных проверочных действий является опрос заявителя об обстоятельствах совершенного преступления. При этом в зависимости от особенностей механизма совершения служебного подлога формулируются и вопросы заявителю. В ходе предварительной проверки первичных материалов о служебных подлогах обязательно подлежат выяснению следующие вопросы: 1) является ли субъект совершенного преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом. Данные сведения должны быть подтверждены документально; 2) где, когда и кем были совершены действия по внесению в официальные документы заведомо ложных сведений или по внесению в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание; 3) где и как регистрировались официальные документы, в отношении которых был совершен подлог; каков порядок формирования данных документов, не был ли он нарушен, какими документами установлен; кто визировал документы и кто должен был их визировать; 4) мотив, цель и способ совершения данных действий с его конкретизацией. При совершении деяний из корыстной или иной личной заинтересованности обязательно выясняется, в чем состояла такая заинтересованность; кто способствовал ее реализации.
В процессе проверки заявлений и сообщений о служебных подлогах велика роль оперативно-розыскных мероприятий, особенно оперативного эксперимен-2 та. Так, Д. обратилась к К. для выдачи решения врачебно-консультационной ? комиссии о наличии беременности, договорившись с К. принести ему взятку в 8 один из следующих рабочих дней. Однако 9 июля 2009 г., понимая преступный | характер действий, Д. обратилась к руководителю СО по Заводскому району г.
1 Саратова СУ СК при прокуратуре РФ по Саратовской области с заявлением о | привлечении К. к уголовной ответственности. 10 июля 2009 г., участвуя в про-
го
| ведении оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент», Д.
§ получила от сотрудника милиции деньги в сумме 5000 руб., которые примерно
| в 15 ч 15 мин в служебном кабинет № 8 МУЗ «Городская поликлиника № 4»
2 передала К. в качестве взятки за выдачу ей решения врачебно-консультационной ° комиссии с внесенными в него заведомо ложными сведениями о наличии у нее « беременности сроком 7 недель. Вернув ей из этих денег 2000 руб., К. оставил себе | 3000 руб., после чего она вышла из кабинета, а К. был задержан сотрудниками е милиции4.
1 При проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативному сотруд-
0
° нику необходимо соблюдать все правовые нормы, закрепляющие порядок их
(Го
¿5 фиксации и оформления. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона
1 от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. | от 10 июля 2012 г.)5 в случае изъятия документов, предметов, материалов при
проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должност-146 ным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются
документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. К сожалению, при изъятии документов на практике зачастую нарушаются эти требования в части предоставления копий изъятых документов.
При решении вопроса о возбуждении уголовных дел данной категории особое значение имеют материалы служебных проверок и расследований, которые могут быть предоставлены как организацией, в которой произошло правонарушение, так и контролирующими данную организацию органами. В этих материалах, как правило, должны содержаться различные справки, документы, подтверждающие должностной статус лица, его полномочия, акты ревизий и иных проверок, объяснения работников и заключение комиссии, проводившей служебное расследование или проверку.
При производстве проверочных действий с целью решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту совершения служебного подлога следователю В необходимо учитывать, что ч. 1 ст. 447 УПК РФ установлены отдельные кате- н гории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства С
а
по уголовным делам. К ним относятся: 1) члены Совета Федерации и депутаты т
о
Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа к
ой
государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа мест- о' ного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправ- | ления; 2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей в юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи нн
о
конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного Ю заседателя в период осуществления им правосудия; 3) Председатель Счетной па- | латы РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; 4) Уполномоченный к по правам человека в Российской Федерации; 5) Президенты РФ, прекратившие а
исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты РФ; 6) про- Л
е
куроры; 6.1) Председатель Следственного комитета Российской Федерации; и 6.2) руководители следственных органов; 7) следователи; 8) адвокаты; 9) члены • избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 68 10) зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, заре- ^ гистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) § органа государственной власти субъекта РФ.
Данный перечень в соответствии с действующим законодательством является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако в нем, по нашему мнению, не учтены другие субъекты, в частности, Уполномоченный по правам человека в федеральных округах, в субъектах РФ; Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации, в Федеральном округе, субъекте РФ; 147