Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
903
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / АЛКОГОЛИЗАЦИЯ / КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фризен П. Д.

Изучаются вопросы, связанные с основными особенностями предупреждения преступлений против собственности. Исследование посвящено выработке и анализу профилактических мероприятий социальной и экономической направленности по предупреждению имущественных посягательств на современном этапе. Помимо непосредственно экономических и социальных, автор выделяет политические, правовые и духовные меры, которые также влияют на социально-экономическую сферу жизнедеятельности общества. Делается вывод, что выработка комплексных и научно обоснованных профилактических мероприятий позволит свести к минимуму социальные и экономические причины, условия и факторы, способствующие совершению имущественных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PREVENTION OF CRIMES AGAINST PROPERTY AT THE PRESENT STAGE

The paper examines the issues related to the primary features of the prevention of crimes against property. The study concerns development and analysis of preventive measures of social and economic character to prevent property encroachments at present. In addition to direct economic and social measures, the author identifies political, legal and non-material ones that also affect the socio-economic sphere of the society. It is concluded that the development of comprehensive and scientifically-based preventive measures will minimize the social and economic causes, conditions and factors that contribute to the commission of property crimes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 343.97 © П. Д. Фризен, 2022

DOI: 10.24412/1999-625X-2022-386-200-204

Особенности предупреждения преступлений против собственности на современном этапе

П. Д. Фризен, Барнаульский юридический институт МВД России И frizenpd@mail.ru

Изучаются вопросы, связанные с основными особенностями предупреждения преступлений против собственности. Исследование посвящено выработке и анализу профилактических мероприятий социальной и экономической направленности по предупреждению имущественных посягательств на современном этапе. Помимо непосредственно экономических и социальных, автор выделяет политические, правовые и духовные меры, которые также влияют на социально-экономическую сферу жизнедеятельности общества. Делается вывод, что выработка комплексных и научно обоснованных профилактических мероприятий позволит свести к минимуму социальные и экономические причины, условия и факторы, способствующие совершению имущественных преступлений.

Ключевые слова: собственность; преступность; профилактические мероприятия; детерминанты; алкоголизация;

криминогенная обстановка.

Features of the Prevention of Crimes against Property at the Present Stage

P. D. Friezen, the Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs

H frizenpd@mail.ru

The paper examines the issues related to the primary features of the prevention of crimes against property. The study concerns development and analysis of preventive measures of social and economic character to prevent property encroachments at present. In addition to direct economic and social measures, the author identifies political, legal and non-material ones that also affect the socio-economic sphere of the society. It is concluded that the development of comprehensive and scientifically-based preventive measures will minimize the social and economic causes, conditions and factors that contribute to the commission of property crimes.

Keywords: property; crime; preventive measures; determinants; alcoholisation; criminogenic environment.

Предупреждение преступности — сложно организованная деятельность, направленная на управление социальными процессами, детерминирующими преступность [1, с. 24]. С понятием «предупреждение преступности» тесно связно понятие «противодействие преступности». Последнее, помимо предупреждения преступности, включает выявление, расследование преступлений, предание обвиняемого суду и исполнение наказания.

Рассматривая вопрос предупреждения имущественной преступности в контексте меры, направленной на защиту собственности граждан, следует отметить, что это процесс многоплановый, включающий различные формы и методы. Эффективность предупреждения преступлений рассматриваемой категории видится прежде всего в устранении детерми-

нантов, среди которых в социально-экономической сфере можно выделить основные.

1. Общая тенденция роста потребности в материальных благах, характерная для современного общества, хотя и является вполне объективным признаком развития социума, неизбежно ведет к росту недовольства представителей его менее обеспеченных слоев.

Значительный рост цен в начале 2022 г. по многим группам товаров существенно увеличил расходы граждан, а также стимулировал общее недовольство и напряжение в обществе. Участились случаи дистанционных мошенничеств, краж запасных частей с припаркованных автомобилей, карманных краж и краж продуктов питания, хищений из хранилищ и помещений. В сфере предпринимательской дея-

тельности наблюдается сокращение рабочих мест, рост задолженностей, задержка поставки и дефицит некоторых групп товаров.

2. Общая алкоголизация и наркотизация населения.

Сложившаяся ситуация достаточно подробно освещается в новейших научных исследованиях и СМИ. Вместе с тем данный вопрос требует серьезного внимания, поскольку число лиц, зависимых от алкоголя или наркотиков, возрастает. Не секрет, что наркотики и алкоголь ослабляют самоконтроль и не позволяют адекватно оценивать действия, направленные на хищение чужого имущества, снимая моральные барьеры; упрощают отношение к совершаемым преступным деяниям и их последствиям.

Более того, отсутсвие рабочих мест и источника дохода подталкивают людей на производство и продажу контрафактного алкоголя и торговлю наркотическими средствами и психотропными веществами, что стимулирует их распространение и потребление.

3. Существенные недостатки в деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений, посягающих на собственность граждан.

Начало специальной военной операции в Украине ознаменовалось и существенной нагрузкой на правоохранительные органы. Массовые митинги и несанкционированные демонстрации, распространение недостоверной информации о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также возросшая на этом фоне общеуголовная преступность заставляют работать все службы органов внутренних дел в усиленном режиме. У сотрудников полиции не остается времени на деятельность по профилактике имущественных преступлений.

4. Общее снижение уровня духовного развития и культуры населения.

Развитие социальных сетей, отсутствие организованного досуга приводят к погружению общества в информационное пространство, которое искажает сознание человека, приводит к утрате духовности и культурных ценностей. Ученые уже много лет обеспокоены данной тенденцией, однако ситуация только усугубляется.

Следует отметить, что это далеко не все детерминанты современной имущественной преступности (хотя и основные).

Представляется необходимым создание алгоритма устранения (минимизации) существующих причин, условий и факторов рассматриваемого вида преступности, т. е. разработка эффективных мер по предупреждению преступлений против собственности.

Помимо экономических мер, которые напрямую влияют на рост или снижение числа преступлений, посягающих на собственность, мы выделяем и другие, влияющие на все сферы жизнедеятельности общества, а также позволяющие в комплексе эффективно предупреждать преступления в сфере собственности.

Экономические меры. Для снижения уровня имущественной преступности государством должны осуществляться мероприятия, направленные на преодоление экономического кризиса, формирование среднего класса и сокращение разрывов в доходах «полярных» групп населения, понижение уровня инфляции и принятие мер к ее компенсации, обеспечение прожиточного минимума для населения. Многие ученые к числу приоритетных экономических мер относят обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (и, следовательно, более низкого уровня безработицы), устойчивость финансовой системы, иные меры по укреплению и развитию рынка, экономических отношений [1, с. 47].

Экономические потрясения, охватившие Россию, существенно сказываются на состоянии преступности. С. Ю. Бытко было проведено исследование, которое установило, что в настоящее время облик и динамика всей преступности определяются преступностью лиц, не имеющих работы. По его мнению, ликвидация безработицы позволит значительно снизить данный уровень [2, с. 41-45]. Следует отметить, что в Российской Федерации действует программа «Содействие занятости населения» *, принятая на период 2013-2024 гг. Главной целью данного государственного проекта является формирование условий гибкого, функционирующего рынка труда. Как уже отмечалось выше, между уровнем безработицы и состоянием преступности прослеживается коррелирующая связь. Таким образом, в случае успешной реализации целевой программы предполагается, что безработные, являющиеся потенциальными имущественными преступниками, откажутся от преступных намерений.

Вместе с тем особо актуальным направлением данной программы является предоставление гражданам, осужденным к лишению свободы, возможности получения профессионального обучения по различным специальностям, востребованным на общероссийском рынке труда. Следовательно, наличие у лица, имеющего судимость, знаний и навыков, необходимых для дальнейшего трудоустройства, выполняет не только ресоциализационную, но и превентивную функцию, поскольку существенно снижает вероятность наступления рецидива [3, с. 99-102].

* Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Тем не менее нельзя уверенно утверждать, что искоренение безработицы приведет к тотальному сокращению количества преступлений против собственности. Обеспечение безработных рабочими местами является недостаточно эффективным, поскольку размеры минимальной оплаты труда предполагают удовлетворение самых базовых потребностей человека [4, с. 87-91].

Как нам видится, эффективность экономических мер предупреждения преступлений против собственности возрастет только в том случае, если органами государственной власти будут реализованы следующие положения:

— обеспечение граждан рабочими местами, укрепление службы занятости населения, создание эффективной системы подготовки кадров, оказание содействия в трудоустройстве выпускников учебных заведений, лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

— гарантирование достойной оплаты труда, фактической реализации положений Трудового кодекса РФ (исключение «переработки», предоставление предусмотренных Кодексом гарантий и льгот и др.);

— недопущение превышения показателей уровня бедности за границы, максимально допустимые с позиции социально-политического положения в обществе;

— принятие мер к сокращению имущественной дифференциации населения.

Социальные меры. Рыночные отношения неизбежно приводят к имущественному неравенству и расслоению граждан. Для снижения имущественной дифференциации и улучшения социальных условий жизни государством выполняется комплекс мероприятий, направленных на улучшение социальной обстановки.

Нельзя не согласиться с мнением В. И. Гладких, что государство должно оказывать более интенсивную помощь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении, например, инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т. д. [5, с. 71]. По неофициальным данным, уровень бедности населения неуклонно растет, в связи с чем количество социально уязвимых граждан увеличивается с каждым годом.

На сегодняшний день на поддержание малообеспеченных категорий населения, лиц, оставшихся без попечения родителей, инвалидов в рамках действующих целевых программ («Доступная среда», «Жилище» и др.) выделяются средства из федерального бюджета. Представляется, что подобные меры позволят нейтрализовать имущественное неравенство, сбалансировать «полярность».

Государственными органами, помимо решения проблем, связанных с расслоением общества по материальному признаку, должно уделяться особое внимание проблемам миграции. Как отмечает Ю. С. Сушков, подавляющее большинство внешних мигрантов, прибывающих в Россию — это представители стран ближнего зарубежья. Основное намерение мигрантов — временное трудоустройство в целях заработка [6, с. 103-108]. В связи с этим в качестве предупредительных мер совершения преступлений против собственности могут рассматриваться своевременная постановка на учет указанных лиц, предоставление рабочих мест, оказание материальной помощи лицам, имеющим статус беженцев, предоставление временного жилья.

Большое значение имеет профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди населения. Видится, что должны приниматься более серьезные меры по контролю за оборотом наркотических средств, медицинской продукции, ограниченной к обороту, введение ответственности за распространение продукции, вызывающей помутнение сознания («насвай», «снюс»). Для лиц, страдающих наркоманией, должны быть созданы медицинские учреждения, функционирующие на безвозмездной основе. Кроме того, целесообразно создание специальных функциональных подразделений, деятельность которых будет направлена на выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, и принудительное помещение последних в указанные центры.

В основу организации борьбы с пьянством и алкоголизмом должны быть положены принципы убеждения, формирования установки на здоровый образ жизни, преодоления алкогольных мифов, деятельность средств массовой информации и обществ трезвости и т. д.

Помимо указанных мероприятий, В. С. Аничкиным, Р. А. Семенюком предложены следующие меры борьбы с «пьяными» преступлениями: проблема алкоголизма должна рассматриваться не как общее явление, характерное для общества, а как конкретный фактор, выступающий основополагающей причиной большинства преступных деяний, в том числе против собственности. Пьянство, как и алкоголизм, являются резко отрицательными с точки зрения нормального общественного функционирования явлениями, которые укрепляют преступность и обеспечивают постоянный приток новых асоциальных элементов. Алкоголизм является универсальной детерминантой, мотивирует к совершению незаконных поступков агрессивного характера, основная цель которых — немедленное воплощение корыстных целей, что требует внимания на самом высоком законодательном и исполнительном уровнях [7, с. 24-27].

Актуальными социальными проблемами, влияющими на криминогенную обстановку в сфере собственности граждан и организаций, являются бродяжничество, попрошайничество и беспризорность. В настоящий момент государство не уделяет должного внимания данной проблеме, что оказывает негативное влияние на результативность борьбы с имущественной преступностью. Наиболее успешный опыт профилактики бродяжничества и беспризорности имел место в Советском Союзе. Согласно распоряжению Совета Министров № 930 в помещениях милиции были созданы приемники-распределители, в которые помещались лица, задержанные за бродяжничество, сроком до 10 дней. В этот срок принимались решения о направлении их в дома инвалидов, об установлении опеки (для несовершеннолетних), решались вопросы о принудительном трудоустройстве. Правоприменительная практика не только подтвердила оправданность принятых мер, но и обнаружила необходимость дальнейшего правового совершенствования работы в этом направлении [8, с. 139-143].

Политические меры. Главным направлением данной категории мер является обеспечение стабильности государственного управления в сфере экономической деятельности. Внутренняя политика государства неоспоримо имеет приоритет над внешней, в связи с чем руководством страны должно уделяться большее внимание объективно существующим проблемам российского общества.

Видится, что причинами преступности в сфере собственности оказываются недостатки политических воздействий на те или иные сферы социальной жизни, порождающие преступность. При таком подходе вполне очевидными становятся истоки криминала. Чтобы выявить их, достаточно уяснить, недоработки какого субъекта продуцируют преступность и кто ответственен за осуществление политики, обусловливающей неблагоприятное развитие той или иной сферы социальной жизни либо общества в целом.

Правовые меры. Правовые меры основываются на устранении противоречивости в законодательном регулировании собственности; реформировании уголовного законодательства, приведении в соответствие отрасли национального права, модернизации законодательного регулирования механизма компенсации жертвам корыстных преступных деяний [9, с. 33].

Необходимо уделять особое внимание нормативной базе, регулирующей отношения в сфере собственности. Следует устранять существующие коллизии в уголовно-правовом законодательстве, своевременно дополнять составы преступлений с учетом технического прогресса общества.

Духовные меры. В механизме предупреждения имущественной преступности большое значение имеет уровень духовного развития и культуры населения. Расизм, национализм, религиозная нетерпимость, биполярность нередко выступают ключевыми мотивами хищений, поскольку каждый преступник свои потребности ставит выше других.

Для повышения уровня духовности и культуры должна проводиться государственная политика по множеству направлений.

1. Создание досуговых центров, направленных на обеспечение социальной занятости подростков и молодежи (в том числе в сельской местности). Профилирующие спортивные школы, творческие и развивающее центры оказывают положительное влияние не только на подрастающее поколение, но и на все возрастные группы населения. Так называемое «хобби» является не только приятным способом времяпрепровождения, но и дополнительным источником заработка в условиях современных информационных технологий.

2. Укрепление института семьи. Семья представляет собой один из самых важных институтов, существующих в обществе. Она оказывает влияние на весь спектр общественных отношений, в том числе и преступность. При правильном подходе и должных взаимоотношениях между супругами и детьми вероятность возникновения преступных умыслов близится к нулю. Взаимопонимание, поддержка в трудных ситуациях способны оказывать колоссальное влияние на человека. Институт семьи не ограничивается воспитанием подрастающего поколения, он помогает в ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Возвращаясь к роли супруга, отца, сына, бывший заключенный берет на себя ответственность за членов семьи, тем самым отвлекается от мыслей о рецидиве.

В связи с утратой семейных ценностей представляется необходимым в старших классах школы, в учебных заведениях среднего профессионального образования и вузах наряду с общеобразовательными дисциплинами или внутри курса обществознания преподавать основы взаимоотношений в семье, воспитания детей. Курсы можно сформировать на основе подобных дисциплин педагогических вузов и иных методик образования по воспитанию детей [10, с. 22].

3. Повышение уровня культуры. Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. Именно культура определяет отношение к потребностям человека, к тем или иным ценностям, стандарты поведения людей. Для повышения уровня культуры населения государству необходимо расширить сферы влияния на криминальные и деструктивные векторы. Это может осуществляться в форме исключения элементов, развивающих со-

циальную патологию. Культура должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать социальной дезорганизации и деградации. Для этого следует ограничить распространение антикультурной пропаганды в средствах массовой информации, сети Интернет путем введения за совершение указанного деяния административной и уголовной ответственности.

Следует сделать вывод, что предупреждение преступности осуществляется посредством совокупности комплексных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах.

Деятельность государственных органов в области предупреждения преступлений против соб-

ственности должна выражаться в создании адекватных условий и широкого спектра возможностей материального обеспечения граждан. Целью государства должно являться формирование общественного неприятия противоправных действий, направленных на личностное материальное обогащение. Любой индивид должен иметь возможность реализовать себя в трудовой деятельности, получить достойный уровень образования и культуры, ощущать стабильность в правовой и политической сферах.

Таким образом, только выработка всесторонних, комплексных и научно обоснованных профилактических мероприятий позволит свести к минимуму причины, условия и факторы, способствующие совершению имущественных преступлений.

Список литературы

1. Криминология. Общая и Особенная части : курс лекций / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф., Засл. юриста Российской Федерации Р. М. Абызова. Барнаул, 2020.

2. Бытко С. Ю. Безработица — локомотив преступности в России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2.

3. Ботвин И. В., Репьева А. М. Некоторые проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Юридический вестник ДГУ. 2018. Т. 27. № 3.

4. Ботвин И. В. Характеристика преступности лиц без постоянного источника дохода (по материалам Алтайского края) // Алтайский юридический вестник. 2018. № 1.

5. Криминология : учебник / кол. авторов ; под общ. ред. В. И. Гладких. М., 2017.

6. Сушков Ю. С. Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 2.

7. Аничкин Е. С., Семенюк Р. А. К вопросу о предупреждении преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, на общесоциальном уровне // Известия АлтГУ. 2015. № 2.

8. Абызов Р. М., Фризен П. Д., Ботвин И. В. Проблемы комплексного анализа региональной преступности // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 4.

9. Особенности первоначальной квалификации и профилактики преступлений, рассматриваемых участковыми уполномоченными полиции : монография / И. В. Ботвин, О. В. Ермакова, Р. А. Семенюк, О. Н. Штаб и др. Барнаул, 2019.

10. Репьева А. М., Ботвин И. В., Ермакова О. В. Формирование института принудительных мер воспитательного воздействия: закон, теория, практика : монография. Барнаул, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.