Научная статья на тему 'Особенности представлений и ориентировки во времени у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью'

Особенности представлений и ориентировки во времени у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1081
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений и ориентировки во времени у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

О. В. Фомина

Особенности представлений и ориентировки во времени у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Формирование представлений и ориентировки во времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. От данного навыка зависит планирование деятельности как в длительном, так и в коротком временном отрезке, выбор правильного темпа деятельности, соотнесение характера деятельности с сезонными явлениями, распределение работы во времени суток, по дням недели, понимание и учет последовательности событий и действий. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни, а также в дальнейшей профессионально-трудовой деятельности.

Анализ литературы (М.Г. Аббасов, М.В. Воронина, С.Г. Ералиева, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Н. Перова, И.И. Финкельшнтейн, В.В. Эк и др.), касающейся проблемы изучения и формирования временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью показали, что эти представления у данной категории школьников формируются значительно позже, чем у сверстников из общеобразовательных школ и качественно отличаются от временных представлений детей с сохранным интеллектом.

М.Н. Перова отмечает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Представления старшеклассников о наполняемости различных единиц времени неточны и неправильны, так учащиеся считают, что «за секунду можно решить пять примеров, пропеть песенку; за минуту - сделать письменные уроки; за час - сделать ножки для табурета» и т. д. Исследователь приходит к выводу, что чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку ее конкретизировать [4].

Исследования М.Г. Аббасова показали, что изучение мер времени, его дробления, понимание последовательности временных отрезков представляют значительную трудность для школьников с интеллектуальной недостаточностью. Исследователь отмечает, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью затруднено восприятие времени и формирование представлений о мерах времени, заметна недостаточность понимания временных отношений и недоразвитие системы словесных обозначений этих отношений [1].

Ю. Пумпутис в своем исследовании отмечает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью классов лучше знают те единицы мер времени, которые чаще употребляются в будничной жизни (секунда, минута, час). Другие единицы им знакомы хуже. При исследовании чувства времени автор приходит к выводу, что учащиеся плохо определяют промежутки времени в 1, 2 и 5 минут. Колебания в оценке времени в V классе были от 3 с до 10 мин, в VI классе - от 8 с до 7 мин., что свидетельствует о том, что у учащихся есть склонность недооценивать затрату времени, ушедшего на выполнение задания [5].

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью также возникали трудности при определении наполняемости различных временных отрезков, т.е. того,

* Научный руководитель Т. В. Лисовская, кандидат педагогических наук, доцент.

199

что может реально сделать человек в определенный промежуток времени. Ответы учащихся были неконкретные, расплывчатые (почитать книгу, поспать, погулять и т.п.), что говорит о том, что конкретизация единиц времени представляет для учащихся большую трудность [5].

Данные, полученные И.И. Финкельштейном свидетельствуют о том, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (в возрасте от 9 до 17 лет) формирование временных представлений и ориентировки во времени проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у сверстников с сохранным интеллектом. Как показывает, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова даже ученики старших классов вспомогательной школы не имеют точных, правильных временных представлений, не знают соотношения между ними, не умеют определять время по часам, т.е. не обладают навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека [3, с. 63].

С.Г. Ералиева отмечает, что представления и понятия о мерах времени у учеников с интеллектуальной недостаточностью весьма приблизительны и несовершенны. Даже у учеников старших классов вспомогательной школы они остаются весьма примитивными. Подростки нередко не имеют точных, правильных временных представлений, не знают соотношения между ними, т. е. не обладают навыками, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека [3, с. 57].

Изучением представлений о времени у учащихся старших классов вспомогательной школы (У1-1Х классы) занималась М.В. Воронина. В своем исследовании она показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью лучше ориентируются в кратких мерах измерения времени (секунда, минута, час), с которыми чаще всего приходится иметь дело детям. А вот восприятие и ориентировка в более длительных мерах измерения времени (сутки, неделя, месяц, год) у учащихся значительно хуже. Так, школьники не могут определить количество часов в сутках, дней в месяце, году; у учащихся возникают трудности при определении продолжительности событий (урока, прогулки и т.д.). При сравнении временных отрезков, выраженных разными мерами, учащиеся не обращают внимание на меры времени, а сравнивают лишь отвлеченные числа [2].

У учащихся также возникают трудности при распределении времени. Результаты эксперимента М.В. Ворониной показали, что большинство учащихся распределяют время поровну между различными видами деятельности, не учитывая затраты, которые осуществляются в действительности на разную работу (посещение магазина, уборка, подготовка уроков). Это показывает, что планирование деятельности в определенном временном интервале доступно лишь незначительной части учащихся с интеллектуальной недостаточностью [2]. М.Г. Аббасов отмечает, что при формировании представлений о времени, детям легче дается ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка [1].

Таким образом, анализ существующей литературы по проблеме формирования представлений и ориентировки во времени позволяет определить некоторые наиболее существенные особенности данных представлений у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью:

- представления о времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются значительно позже чем у сверстников с сохранным интеллектом (М.Н. Перова, И.И. Финкельштейн);

- представления о времени расплывчатые, неточные, неполные (Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, С.Г. Ералиева, М.Г. Аббасов);

- освоение временных представлений и понятий труднее для учащихся, чем ориентировка во времени (М.Г. Аббасов);

- учащиеся лучше ориентируются в кратких единицах измерения времени (секунда, минута, час), чем в длительных (сутки, неделя, месяц, год) (М.Н. Перова, Ю. Пумпутис);

- распределение, планирование деятельности в определенном временном интервале осуществляется без учета реальных временных затрат (М.В. Воронина, Ю. Пумпутис);

- дети испытывают трудности соотношения различных единиц измерения времени, ориентировка, в первую очередь, на отвлеченные числа (С.Г. Ералиева, М.В. Воронина, М.Н. Перова).

Эти и другие особенности временных представлений у старших школьников вспомогательной школы представляют значительную трудность в освоении ориентировки и способов измерения времени, необходимых учащимся для успешного осуществления учебной и профессионально-трудовой деятельности и требуют проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 18-23.

2. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 28-30.

3. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 63-66.

4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Владос, 2001. - 408 с.

5. Пумпутис Ю. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V-VI классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1975. - № 1. - С. 36-41.

Н. Н. Хрущева

Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого

и раннего возраста с ОВЗ

Оказание помощи детям раннего возраста продолжает оставаться актуальной в связи с резким увеличением количества детей с различными формами отклонения от нормального развития. Именно в этот период развития ребенок сильно зависим от социальных условий жизни. Особенно важен для развития ребенка ранний возраст, по мнению Л.С. Выготский, он сензитивен для всех социальных влияний.

По статистике более 80 % детей раннего возраста находятся в зоне риска. Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, в том числе детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.