Научная статья на тему 'Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг'

Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4867
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛУГИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕРВИСНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / SERVICES / ENTREPRENEURSHIP / SERVICE ECONOMY / SERVICE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыки Марина Райфудиновна

В статье рассматривается роль и особенности предпринимательства в сфере услуг, изучается специфика сервисного предпринимательства в контексте разных организационно-правовых форм, предлагается классификация факторов, оказывающих влияние на формирование предпринимательской деятельности в сфере услуг. Особенность предпринимательской деятельности в сфере услуг характеризуется через призму используемой ресурсной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES BUSINESS IN THE SERVICE

This article discusses the role and characteristics of entrepreneurship in the service sector, study specifics of service entrepreneurship, in the context of various legal forms, and proposes classification of the factors that influence the formation of entrepreneurial activity in the services industry. Characteristic of entrepreneurial activity in the services sector is characterized through the prism of uses of the resource base.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательской деятельности в сфере услуг»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

САДЫКИ М.Р.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

В статье рассматривается роль и особенности предпринимательства в сфере услуг, изучается специфика сервисного предпринимательства в контексте разных организационно-правовых форм, предлагается классификация факторов, оказывающих влияние на формирование предпринимательской деятельности в сфере услуг. Особенность предпринимательской деятельности в сфере услуг характеризуется через призму используемой ресурсной базы.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, услуги, предпринимательская деятельность, сервисная экономика, сервисный предприниматель.

SADYKI МЛ.

FEATURES BUSINESS IN THE SERVICE

This article discusses the role and characteristics of entrepreneurship in the service sector, study specifics of service entrepreneurship, in the context of various legal forms, and proposes classification of the factors that influence the formation of entrepreneurial activity in the services industry. Characteristic of entrepreneurial activity in the services sector is characterized through the prism of uses of the resource base.

Keywords: small and medium businesses, services, entrepreneurship, service economy, service entrepreneurship.

Динамичное развитие сферы услуг является общемировой тенденцией, характерной для современных национальных экономик большинства стран мира. Этот процесс обусловлен превалирующей ролью сферы услуг в определении роли страны в глобальной экономике.

Современные реалии российской экономики определенным образом способствуют актуализации сферы услуг в целях стабильного роста экономического развития Российской Федерации. Эволюция общества массового потребления (переход к постиндустриальному обществу) закономерно привела к созданию сервисной экономики, в особенности к прогрессу информационного ее сектора. Постиндустриальное общество характеризуется качеством жизни, уровнем сервиса в области здравоохранения, науки, образования, туризма, культуры и иных социально значимых отраслей.

Динамизм развития сферы услуг обусловлен закономерным возрастанием интереса со стороны предпринимательского сообщества, что демонстрирует индекс предпринимательской активности Кауфманна (Kauffman Index of Entrepreneurial Activity). Индекс рассчитывается как процент предпринимателей (в возрасте от 20 до 64 лет), которые не владели бизнесом в первые месяцы исследования, но открыли свое дело с трудозанятостью пятнадцать и более часов в течение последующего месяца. Индекс Кауфманна отражает ситуацию в четырех видах деятельности: строительство, производство, торговли и услуги (включая другие формы деятельности). Индустрия услуг при этом является базисом применения активности субъектов предпринимательства. Сфера услуг становится приоритетным объектом приложения предпринимательского потенциала и в российской экономике, что позволяет говорить о появлении нового экономического агента — сервисного предпринимателя. Сервисный предприниматель, оперируя творческими способностями, особым мышлением и высоким профессионализмом, способен оказывать уникальные услуги, ориентируясь на конкретные целевые аудитории покупателей. При квалифицированном подходе разнообразный спектр предлагаемых решений означает эффективное и экономное использование ресурсов общества в целях удовлетворения его растущих потребностей. В целом, эффективное функционирование предприятий сферы услуг способствует повышению качества жизни, возникновению разнообразных форм собственности, формированию среднего класса.

Сфера услуг трактуется как совокупность множества существующих и потенциально возможных видов услуг социального, экономического, технического, маркетингового, информационного, юридического, комплексного и иного характера, учитывающая многообразие и динамику рыночных факторов и ситуаций, что позволяет своевременно вносить изменения в ее

Садыки М.Р.

_ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ_

развитие [1]. Предпринимательская активность в индустрии сервиса может принимать многочисленные формы, которые, как правило, включают в себя: создание предприятий новых форматов в контексте изменяющейся рыночной инфраструктуры, создание новой бизнес-модели, новых видов услуг или продуктов, предложение особенных форм обслуживания покупателей, определение стратегии развития рынка труда, разработка новых маркетинговых технологий и т. д. Сфера услуг охватывает широкие пласты и направления, количество которых возрастает, т. к. стремительно появляются и развиваются новые виды услуг, увеличивается численность субъектов предпринимательства, представленных всеми организационно-правовыми формами (индивидуальные частные предприятия, кооперативные предприятия бытового обслуживания, строительства, розничной торговли, общества с ограниченной ответственностью, в т. ч. акционерные общества закрытого типа, акционерные общества открытого типа, некоммерческие организации, государственные организации и учреждения образования и культуры) [3].

В то же время важно отметить, что предпринимательство в сфере услуг подразумевает под собой не только процесс оказания самих услуг, но и пути создания более конкурентоспособных преимуществ во всех операциях, связанных с обслуживанием потребителей. Поэтому фокус сервисного предпринимателя должен быть направлен на индустрию услуг в целом, не исключая поиск инноваций внутри определенных потребительских сфер.

Весьма специфичны для сферы услуг субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются ведением нехозяйственной некоммерческой деятельности, направленной на удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно полезных потребностей.

Наряду с осознанием в нашей стране важности сферы услуг, в ее развитии по-прежнему наблюдается ряд крайне негативных тенденций, среди которых: низкое качество и узкий спектр предоставляемых услуг, наличие внутриотраслевых несоразмерностей, приоритетная направленность сферы услуг, в первую очередь, на клиентов с высоким уровнем дохода, дисбаланс между объемом оказываемых услуг и растущими потребностями населения, недостаточное использование рыночных инструментов и механизмов, наличие межрегиональных диспропорций в уровне производства и потребления услуг и др. [5].

Особенность предпринимательства в сфере услуг заключается в том, что особую роль играет потребитель, на которого ориентировано все производство услуг сервисным предпринимателем, т. к. эффективность работы сервисных предприятий (в отличие от товарного производства) определяется, прежде всего, критериями внешней эффективности — требованиями удовлетворения конкретного потребителя в соответствующем месте, в соответствующее время и в необходимом объеме и наборе услуг на должном качественном уровне.

Предпринимательство в сфере услуг в плане необходимой ресурсной базы обладает следующими особенностями.

В первую очередь, сфера услуг менее зависима от сырья и основных материалов по сравнению с материальным производством. В то же время отдельные ее отрасли, для работы которых необходимы огромные производственные фонды (жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и санаторно-курортное лечение) ориентированы на широкое рекреационное природопользование и т. д.

Во вторую очередь, в связи с многообразием спектра услуг наблюдается массовая неоднородность, характеризующаяся, например, неодинаковой восприимчивостью к научно-техническому прогрессу (услуги парикмахера, официанта, массажиста наименее восприимчивы к техническому прогрессу и остаются неизменными на протяжении столетий).

В третью очередь, характер услуги зачастую носит личный контакт производителя и потребителя, что определяет важность и необходимость высокого качества трудовых ресурсов — собственно исполнителей трудового процесса. Во многих отраслях, оказывающих услуги, высокий образовательный и профессиональный, квалификационный уровень работников определяется творческим, интеллектуальным содержанием труда. Эта особенность определяет калькуляцию себестоимости, т. к. производство и оказание услуг осуществляется одновременно. Например, парикмахер не может «делать» стрижку, не оказывая одномоментно эту услугу клиенту. В этой связи увеличение производительности труда для небольшого предприятия, оказывающего услуги (например парикмахерская), означает привлечение дополнительного персонала, что, в свою очередь, увеличивает постоянные издержки. Компания может оптимизировать бизнес-процессы за счет вложения средств в более эффективное оборудование.

В четвертую очередь, зачастую сами потребители, являясь заказчиками услуг, представляют собой ресурсную базу, т. к. выступают непосредственными участниками процесса производства услуги. Например, при получении медицинской услуги потребитель должен предоставить нужную информацию, сформулировать проблему, в ряде случаев совместно со специалистами обсудить возможные варианты решений, наконец, обеспечить собствен-

316

www.rppe.ru

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013

но внедрение и получить результат.

Кроме того, управление ресурсным потенциалом сервисной организации с целью воздействия на предложение услуг и приспособления к изменяющемуся спросу для обеспечения качественного обслуживания предусматривает роль самих потребителей как дополнительного ресурса сервисного предприятия (введение самообслуживания).

В пятую очередь, отличительной особенностью ресурсной функции в сфере услуг является высокая скорость оборота предпринимательского капитала [4].

В целях определения направлений развития сферы услуг принципиально важно выявить и классифицировать группы факторов, оказывающих влияние на их качество на современном этапе, а именно: социальные, экономические, политические, экологические, информационно-технические и т. д. Данные факторы обуславливают трансформацию экономической среды и определяют направления и возможности приложения предпринимательской инициативы для развития предприятий, отрасли и экономики в целом. Сфера услуг как часть экономической системы (на ее долю приходится от 45 до 55% ВВП Российской Федерации) опирается на действие соответствующих законов. В связи с этим на ее развитие и расширение ключевое влияние оказывает ряд определенных факторов:

1. Технические и информационные факторы, обусловленные влиянием научно-технического прогресса и информатизации общества на развитие сферы услуг.

2. Экономические факторы: возникновение новых видов потребительских услуг и систем сервисного обслуживания; изменение мнения потребителей о тех или иных видах услуг; увеличение потребности в разнообразии досуговой деятельности; продолжающееся сегментирование рынка услуг.

3. Социальные факторы: усложнение демографической ситуации, ускорение процесса старения населения, потеря ценности «института» брака и семьи и др.

4. Политические и законодательные факторы, определяющие степень государственного воздействия на развитие сферы услуг.

5. Инфраструктурные факторы: банковская сфера, страхование, деятельность профессиональных участников рынка, предоставляющие консалтинговые, маркетинговые, юридические, информационные, рекламные, финансовые и другие услуги.

6. Экологические факторы: лимитированность отдельных видов ресурсов приводит к возникновению новых видов услуг, связанных с «щадящим» использованием ресурсов, восстановлением здоровья человека в единстве с окружающей средой и др. [3].

Проведенный анализ специфики развития предпринимательства в сфере услуг в нашей стране позволил выделить в качестве наиболее значимого для национальной экономики направления необходимость развития малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг. Развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг объясняется меньшей трудоемкостью в отличие от других отраслей экономики и сравнительно низкими капиталовложениями на первоначальных этапах. Им свойственно оперативное приспособление к изменяющимся условиям хозяйствования, гибкость в системе управления, реактивность при необходимости изменения вида деятельности как ответ на изменение рыночной конъюнктуры, лучшая информированность об уровне спроса на те или иных услуги на локальном рынке и др. Вместе с тем особое внимание следует уделять системе поддержки малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере услуг со стороны государства.

Литература

1. Багиев, Г. Л., Голованов, Л. С. Организация бизнеса в системе услуг. — СПб. : Университет экономики и финансов, 1998.

2. Бусыгин, А. В. Предпринимательство. — М. : ИНФРА-М, 2001.

3. Выборнова, В. В. Предпринимательство как социальное явление и форма экономического поведения. — М. : Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.

4. Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Федцов, В. Г., Федцов, В. В. Предпринимательство : сфера сервиса : учеб. пособие. — М. : Дашков и К°, 2002.

6. Хизрич, Р., Питерс, М. Предпринимательство. Вып. 1-5. — М. : Прогресс-Университет, 1998.

7. Entrepreneurial culture and innovation in the services sector : case study evidence from Greece / Anastasia Petrou and Irene Daskalopoulou. — Department of Economics, University of Peloponnese.

8. Entrepreneurship, innovation and business competitiveness in the service-producing sector : implementation to mainland Portugal / Orlando Petiz Pereira. Isabel m. Correia. Vol. 12-1 (2012).

9. Silverthorne, Sean. Putting Entrepreneurship in the social sector with Jane Wei-Skillern. — February 4, 2008.

www.rppe.ru

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.