Научная статья на тему 'Методический инструментарий оценки конкурентного потенциала сервисного предпринимательства'

Методический инструментарий оценки конкурентного потенциала сервисного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SERVICE ENTREPRENEURSHIP / СФЕРА УСЛУГ / SPHERE OF SERVICES / СЕРВИСНЫЕ КОМПАНИИ / SERVICE COMPANIES / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / COMPETITIVE POTENTIAL ESTIMATION / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА / KEY FACTORS OF SUCCESS / ЛОКАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / LOCAL AND FUNCTIONAL POTENTIALS / КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС / COMPETITIVE STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова Ирина Радиковна

Развитие сферы услуг является характерной чертой экономики России. В условиях неблагоприятной экономической среды и усиливающейся конкуренции ключевой целью сервисных компаний становится повышение конкурентоспособности. Решение данной проблемы требует формирования устойчивого потенциала предпринимательских структур. Цель: формирование методического инструментария оценки конкурентного потенциала сервисного предпринимательства. В исследовании представлен краткий обзор основных подходов о теории потенциалов, подчеркнута актуальность повышения конкурентного потенциала предпринимательских компаний в сфере сервиса. Результаты : автором уточнено определение конкурентного потенциала, предложена структура, включающая локально-функциональные потенциалы, такие как кадровый, организационно-управленческий, финансово-экономический, маркетинговый, инновационный, технологический. Предлагается методика оценки конкурентного потенциала предпринимательства, учитывающая сервисную специфику. Определен состав основных компонентов потенциала, оцениваемый экономическими и качественными показателями, а также конкурентными преимуществами бизнеса. Предложенный алгоритм определения уровня конкурентного потенциала позволит проводить сравнительный анализ с аналогичными организациями и на основе результатов разрабатывать адекватные решения для его повышения. Основные методы, используемые в работе: системно-структурный анализ, метод сравнительных исследований, общенаучные методы. Научная новизна : в статье автор, основываясь на научные работы, определил растущую роль и значение формирования и оценки конкурентного потенциала бизнеса применительно в сфере услуг. Практическая значимость: предложенная методика диагностики потенциала может быть использована действующими на рынке компаниями, а также в научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Закирова Ирина Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TOOLING OF SERVICE ENTREPRENEURSHIP COMPETITIVE POTENTIAL ESTIMATION

The development of the sphere of service is the characteristic feature of the Russian economy. In the conditions of unfavorable economic environment and growing in momentum competitiveness, competitive recovery has become the main objective of service companies. The solution of this problem requires forming of stable competitive potential of service entrepreneurial structures. The objective: to develop the methodological tooling for estimating the service entrepreneurship competitive potential. In the research a brief survey of the main approaches to the theory of potentials has been presented and the urgency of competitive potential recovery in a entrepreneurial company in the sphere of services has been emphasized. The results : the author has specified the definition of competitive potential and has suggested the structure including local and functional potentials, such as personnel, organizing and administrative, financial and economic, marketing, innovative and technological. The methodology of entrepreneurship competitive potential estimation, which takes into consideration service specificity, has been suggested. The structure of the main components of potential, estimated with the help of economic and qualitative activities as well as business competitive advantages, has been defined. The suggested algorithm of defining the level of competitive potential will allow to conduct comparative analysis with similar organizations and on the basis of the results to develop appropriate decisions for its recovery. The main methods used in the work are the system and structural analysis, the method of comparative research, the general scientific method. The scientific novelty: in the article the author, basing on the scientific works, has defined the increasing role and significance of developing and estimating of business competitive potential in the sphere of services. Practical value: the suggested methodology of potential diagnostics can be used by the companies operating in the market as well as in scientific research.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий оценки конкурентного потенциала сервисного предпринимательства»

Закирова Ирина Радиковна МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ...

УДК 334:338.46:339.137

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2016

Закирова Ирина Радиковна, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, улица Космонавтов,1, e-mail: zakirova19@yandex.ru)

Аннотация. Развитие сферы услуг является характерной чертой экономики России. В условиях неблагоприятной экономической среды и усиливающейся конкуренции ключевой целью сервисных компаний становится повышение конкурентоспособности. Решение данной проблемы требует формирования устойчивого потенциала предпринимательских структур. Цель: формирование методического инструментария оценки конкурентного потенциала сервисного предпринимательства. В исследовании представлен краткий обзор основных подходов о теории потенциалов, подчеркнута актуальность повышения конкурентного потенциала предпринимательских компаний в сфере сервиса. Результаты: автором уточнено определение конкурентного потенциала, предложена структура, включающая локально-функциональные потенциалы, такие как кадровый, организационно-управленческий, финансово-экономический, маркетинговый, инновационный, технологический. Предлагается методика оценки конкурентного потенциала предпринимательства, учитывающая сервисную специфику. Определен состав основных компонентов потенциала, оцениваемый экономическими и качественными показателями, а также конкурентными преимуществами бизнеса. Предложенный алгоритм определения уровня конкурентного потенциала позволит проводить сравнительный анализ с аналогичными организациями и на основе результатов разрабатывать адекватные решения для его повышения. Основные методы, используемые в работе: системно-структурный анализ, метод сравнительных исследований, общенаучные методы. Научная новизна: в статье автор, основываясь на научные работы, определил растущую роль и значение формирования и оценки конкурентного потенциала бизнеса применительно в сфере услуг. Практическая значимость: предложенная методика диагностики потенциала может быть использована действующими на рынке компаниями, а также в научных исследованиях.

Ключевые слова: сервисное предпринимательство, сфера услуг, сервисные компании, оценка конкурентного потенциала, конкурентные преимущества, ключевые факторы успеха, локально-функциональные потенциалы, конкурентный статус.

METHODOLOGICAL TOOLING OF SERVICE ENTREPRENEURSHIP COMPETITIVE

POTENTIAL ESTIMATION

© 2016

Zakirova Irina Radikovna, associate professor of the chair "Economics and management" Ufa State Petroleum Technological University (450062, Russia, Ufa, street Kosmonavtov,1, e-mail: zakirova19@yandex.ru)

Abstract. The development of the sphere of service is the characteristic feature of the Russian economy. In the conditions of unfavorable economic environment and growing in momentum competitiveness, competitive recovery has become the main objective of service companies. The solution of this problem requires forming of stable competitive potential of service entrepreneurial structures. The objective: to develop the methodological tooling for estimating the service entrepreneurship competitive potential. In the research a brief survey of the main approaches to the theory of potentials has been presented and the urgency of competitive potential recovery in a entrepreneurial company in the sphere of services has been emphasized. The results: the author has specified the definition of competitive potential and has suggested the structure including local and functional potentials, such as personnel, organizing and administrative, financial and economic, marketing, innovative and technological. The methodology of entrepreneurship competitive potential estimation, which takes into consideration service specificity, has been suggested. The structure of the main components of potential, estimated with the help of economic and qualitative activities as well as business competitive advantages, has been defined. The suggested algorithm of defining the level of competitive potential will allow to conduct comparative analysis with similar organizations and on the basis of the results to develop appropriate decisions for its recovery. The main methods used in the work are the system and structural analysis, the method of comparative research, the general scientific method. The scientific novelty: in the article the author, basing on the scientific works, has defined the increasing role and significance of developing and estimating of business competitive potential in the sphere of services. Practical value: the suggested methodology of potential diagnostics can be used by the companies operating in the market as well as in scientific research.

Keywords: service entrepreneurship, the sphere of services, service companies, competitive potential estimation, competitive advantages, the key factors of success, local and functional potentials, competitive status.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время состояние российской экономики характеризуется неблагоприятной рыночной конъюнктурой, а также усилением конкуренции на внешних и внутренних рынках. В этих условиях основной проблемой предпринимательства становится повышение ее конкурентоспособности, что представляет ключевую задачу менеджмента. Обеспечение конкурентоспособности предприятия является результативным показателем наличия конкурентного потенциала, который определяется эффективностью использования ресурсов компании и формирования на их базе конкурентных преимуществ [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научных исследованиях представлено множество научных тру-

дов, посвященных теории потенциалов промышленных предприятий, однако малоизученными остаются вопросы формирования потенциала сервисных компаний [2,3]. Так в научных работах 1990-2000 гг. рассматривали потенциалы производственных организаций, с точки зрения экономического и ресурсного подходов, основанных на учете факторов производства [4]. В исследованиях 2000-2010 гг. выделили результативный подход, определяемый производственной мощностью и эффективностью использования основных средств предприятия. Позднее представлены труды, где рассматривались отдельные аспекты потенциала организаций, такие как: финансовый, маркетинговый, инновационный, интеллектуальный, предпринимательский и другие [5].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является формирование методики оценки конкурентного потенциала предпринимательства в сфере сервиса.

Изложение основного материала исследования с пол-

Закирова Ирина Радиковна МЕТОДИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИЙ .

ным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время наиболее актуальным и востребованным является формирование конкурентного потенциала, что вызвано нестабильностью внешней среды и усиливающейся конкуренцией.

В своих работах Гараев И.М. рассматривает «конкурентный потенциал часть общего потенциала, обеспечивающего достижения конкурентных преимуществ компании в условиях внутрифирменных трансформаций и влияния внешних рыночных сил...» [6].

Согласно Фасхиеву Х.А., «конкурентный потенциал предприятия - способность разрабатывать, изготавливать, реализовывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги» [7].

Автор, обобщив основные подходы, уточняет определение «конкурентный потенциал предпринимательства как способность организации рационально использовать внутренние ресурсы и рыночные возможности для формирования устойчивых преимуществ и обеспечения/повышения конкурентоспособности бизнеса» [8].

Используя традиционный подход, где базовым элементом потенциала является наличие ресурсов, и эффективное их использование позволяет формировать локальные потенциалы по функциональному признаку. В соответствии с этим, структура конкурентного потенциала включает локальные потенциалы по ключевым функциям управления: организационно-управленческий, финансово-экономический, маркетинговый, инновационный, технологический. Для обеспечения адекватности анализа, необходимо учитывать отраслевую специфику организации и совокупность условий бизнес-среды.

В условиях усиления рыночной борьбы для предпринимательских структур наиболее актуальным становится вопрос формирования конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха. В целях выживания и успеха компании необходимо выявить в результате исследований внешние возможности и внутренние факторы, которые укрепят позицию на рынке [9]. «Ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе принято называть такие факторы, вытекающие из требований рынка, которые могут дать преимущества перед ее конкурентами» [10]. В таблице 1 представлены основные функциональные компоненты и примерный перечень конкурентных преимуществ сервисной компании.

Таблица 1- Перечень локально-функциональных потенциалов и конкурентных преимуществ сервисной компании

Функциональная деятельность сервисной организации функциональные потенциалы Конкурентные преимущества сервисной компании

Кадровая Трудовой потенциал Профессионализм и мастерство работников

Финансовая Финансовый потенциал Ликвидность, рентабельность, инвестиционные возможности

Сервисная Технологический потенциал Автоматизация и прогрессивность сервисных процессов, информатизация

Маркетинговая потенциал Имидж сервисной организации, наличие торговой марки, качество и ассортимент услуг

Инновационная Инновационный потенциал Способность разрабатывать и внедрять на рынок новые услуги

Организационно -управленческая потенциал Компетентность руководства, оптимальность и оперативность организационной структуры, наличие

(1)

к. - локальный потенциал соответствующей 1-ой функции;

V.- удельный вес локального потенциала 1-ой функции в общем потенциале;

п - количество локально-функциональных потенциалов (п=6).

(2)

к. - локальный потенциал соответствующей 1-ой функции;

2И - показатели, характеризующие соответствующий компонент потенциала, (включая конкурентные преимущества);

т - количество показателей, формирующих потенциал 1-ой функции.

Представленная методика позволяет оценивать не только конечный результат, но финансово-экономические, рыночные показатели, качественные характеристики функционирования сервисного бизнеса, но и учитывать наличие конкурентных преимуществ.

Предпринимательство в сфере сервиса содержит многообразие различных видов деятельности и дифференцируется по различным сегментам рынка и уровню специализации, что следует учитывать в анализе конкурентного потенциала [11,12,13].

Таблица 2 - Основные компоненты и показатели, характеризующие конкурентный потенциал сервисной компании

потенциала Показатели, характеризующие соответствующий компонент потенциала, определяемые методом количественной и качественной оценки определяемый экспертным методом

Кадровый Доля работников, имеющих высокую квалификацию; доля затрат на обучение и повышение квалификации: доля прибыли, приходящего на одного работника.

Финансово- Рентабельность собственного капитала; доля инвестиций в развитие сервисной организации; уровень ликвидности и

Инновационный Удельный вес инновационных услуг в общем объеме реализованных услут; доля затрат на научно-исследовательские разработки; доля нематериальных активов в общей сумме активов компании; коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.

Технологический Уровень прогрессивности технологических процессов обслуживания; уровень автоматизации и информатизации сервисных процессов: уровень технической вооруженности труда.

Маркетинговый Доля рынка сервисной компании; доля затрат на продвижение и стимулирование услуг; уровень торгово-сервисной мощности.

Организационно-управленческий Доля руководящих работников, имеющих высокую профессиональную компетентность; уровень организационной культуры сервисной компании; уровень эффективности и оптимальности организационной структуры сервисной компании

Оценка конкурентного потенциала сервисной организации определяется методами количественной и экспертной оценки. Вес соответствующего компонента совокупного потенциала определяется экспертным путем и зависит от специфики вида деятельности сервисной организации (таблица 2).

Определение уровня конкурентного потенциала (КР) может быть проведено, используя следующий алгоритм:

где, КР - общий уровень конкурентного потенциала сервисной организации;

В оценке конкурентного потенциала сервисного предпринимательства используют различные методы маркетинговых исследований и социально-экономической диагностики, а также определяют рамки анализа и учитывают следующие принципы и определенную последовательность:

- комплексный подход, учитывающий совокупность всех функциональных компонентов, а также сформированных конкурентных преимуществ;

- учет уровня масштабности деятельности организаций, отраслевой специфики и отличительных особенностей сервисных компаний ввиду их широкой дифференциации;

- определение экспертным путем веса и важности показателя, соответствующего функционального потенциала;

- на основе представленных показателей оценка уровня соответствующего функционального потенциала;

- определение уровня конкурентного потенциала исследуемой сервисной компании, используя представленный алгоритм;

- выявление и исследование основных компаний, конкурирующих на непосредственном рынке с предприятием и проведение сравнительного анализа с аналогичными сервисными организациями, функционирующими на данном рынке;

- на основе представленных результатов определение сильных и слабых сторон сервисной организации и вы-

Закирова Ирина Радиковна МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ...

работки управленческих решений по повышению конкурентного потенциала сервисной компании.

Также в качестве дополнительной оценки возможно использование методики Ансоффа И., который ввел в научную литературу понятие "конкурентный статус фирмы" (КБЕ) и предложил следующую формулу для оценки конкурентного статуса [14].

(3)

где I'- уровень стратегических капитальных вложений фирмы;

I' - критическая объем капитальных вложений;

1 - оптимальный объем капитальных вложений;

S - действующая стратегия (определяемая экспертным путем в баллах)

^^ - оптимальная стратегия (определяемая экспертным путем в баллах);

С/ - фактический потенциал (определяемая экспертным путем в баллах);

Со - оптимальный потенциал (определяемая экспертным путем в баллах).

Если, 0< КБЕ <0,4 - то фирма имеет низкий конкурентный статус;

0,5< КБЕ <0,7 - то компания обладает средним конкурентным статусом;

0.8. КБЕ <1,0 - то фирма имеет высокий конкурентный статус.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Представленный методический инструментарий оценки конкурентного потенциала позволит проводить сравнительный анализ фирм на основе рыночных факторов и экономических показателей. Для повышения конкурентного потенциала сервисного предпринимательства необходим комплексный подход, позволяющий учитывать на входе ресурсы организации, их эффективное использование и формирование функциональных элементов потенциала, а также конкурентных преимуществ. На результатах его диагностики формируется стратегия, основанная на ключевых факторах успеха. Таким образом, в условиях активного развития предпринимательства в сфере услуг и усиления конкурентного взаимодействия формирование устойчивого потенциала укрепит рыночные позиции и обеспечит повышение конкурентоспособности сервисного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закирова И.Р. Современные тенденции развития сервисного предпринимательства в России. В сборнике научных трудов Международной заочной научно-практической конференции.: Наука сегодня: теория и практика. Уфимский государственный университет экономики и сервиса. 2015. С. 94-98.

2. Маликов Р.И., Арапов В.В., Харисов В.И. Развитие системы повышения потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур в секторе критических технологий // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 6 (122). С. 64-69.

3. Зайнашева З.Г. Основы обеспечения конкурентоспособности системы сервиса. -М.: ИКЦ»Маркетинг», 2003.- 302с.

4. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия. - М.: Издательский дом « Экономическая литература». 2004.- 208 с.

5. Степанов А.Я. Оценка предпринимательского потенциала фирмы: дис... канд. экон. наук. - СПб. 2001. - С. 176.

6. Гараев И.М. Совершенствование методов оценки состояния внутренней среды организации сферы услуг как ключевого фактора ее конкурентоспособности на примере организаций сферы образовательных услуг: дис... канд. экон. наук. - Набережные Челны. 2004. -С.199.

7. Фасхиев Х.А. Конкурентный потенциал предприятия: оценка и управление//Экономическое возрождение России. 2008. № 2 (16). С. 50-54.

8. Закирова И.Р. Теоретические аспекты исследования конкурентного потенциала сервисных предпринимательских структур // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 7-2. - С. 357-361.

9. Закирова И.Р. Взаимосвязь ключевых факторов успеха и конкурентного потенциала сервисных предпринимательских структур. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки сборник научных статей Международной научно-практической заочной конференции. 2016. С. 41-44.

10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусства разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576с.

11. Закирова И.Р. Сервисное предпринимательство в регионе на современном этапе развития. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 672.

12. Курманова Д.А. Теоретические основы современного развития рынка услуг: Научное издание.- Уфа: РИО УФЭК, 2005. 69с.

13. Федцов В.Г., Федцов В.В. Предпринимательство: сфера сервиса: Учеб. пособие. М. - ИТК «Дашков и К, 2002.-210с.

14. Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ.. - М.: Экономика, 1989. - С. 101.

15. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии.-М:АСТ, 2000. 174с.

16. Шарипова И.М. Ожидаемые эффекты инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионе // Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных трудов II Международной заочной научно-практической конференции, 15 февраля 2016 г. -Уфа: УГУЭС, 2016. С. 211-214.

17. Шайхутдинова Г.Ф. Формирование условий для развития предпринимательства в единстве его компонентов. Автореф. диссер. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Уфимская государственная академия экономики и сервиса. Уфа, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.