Научная статья на тему 'Факторы и условия формирования конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур'

Факторы и условия формирования конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов Константин Юрьевич

Цель написания данной исследовательской работы проанализировать сущность конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, а также провести оценку факторов и условий, влияющих на его формирование. Информационными источниками послужили энциклопедическая литература, теоретико-аналитический материал, научные монографии и статьи отечественных и иностранных авторов. Методологической базой исследования являются метод обобщения литературных и научных источников, методы сравнения. Результатами исследования являются выводы о сути конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, а также систематизация условий и факторов, влияющих на его формирование. Данная работа может оказаться полезной научным работникам, работникам высшего образования, аспирантам, студентам, а также представителям бизнес-сообщества, в особенности занимающихся инновационным предпринимательством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетов Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS OF FORMATION OF THE COMPETITIVE POTENTIAL OF INNOVATIVE BUSINESS STRUCTURES

The purpose of writing this research work is to analyze the essence of the competitive potential of innovative business entities, as well as to assess the factors and conditions influencing its formation. Information sources was encyclopedic literature, theoretical and analytical material, monographs, and articles of domestic and foreign authors. Methodological base of research is the generalization of literary and scientific sources, methods of comparison. The results of the study are the findings about the nature of the competitive potential of innovative business entities, as well as systematization of the conditions and factors influencing its formation. This work can be useful to researchers, employees of higher education, students, postgraduate students and representatives of the business community, in particular those dealing with innovative entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия формирования конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур»

14. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

14.1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Решетов Константин Юрьевич, канд. экон. наук, доцент. Должность: профессор кафедры экономики и управления на предприятии

Место работы: НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

[email protected]

Аннотация: Цель написания данной исследовательской работы - проанализировать сущность конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, а также провести оценку факторов и условий, влияющих на его формирование.

Информационными источниками послужили энциклопедическая литература, теоретико-аналитический материал, научные монографии и статьи отечественных и иностранных авторов.

Методологической базой исследования являются метод обобщения литературных и научных источников, методы сравнения.

Результатами исследования являются выводы о сути конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, а также систематизация условий и факторов, влияющих на его формирование.

Данная работа может оказаться полезной научным работникам, работникам высшего образования, аспирантам, студентам, а также представителям бизнес-сообщества, в особенности занимающихся инновационным предпринимательством

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; конкурентный потенциал; предпринимательство; предпринимательские структуры; инновации; инновационное предпринимательство; инновационные предпринимательские структуры; условия; факторы

FACTORS AND CONDITIONS OF FORMATION OF THE COMPETITIVE POTENTIAL OF INNOVATIVE BUSINESS STRUCTURES

Reshetov Konstantin Yu., PhD of economics, associate professor. Position: Professor of chair of the economy and management of the organization

Work place: National Institute of Business

[email protected]

Annotation: The purpose of writing this research work is to analyze the essence of the competitive potential of innovative business entities, as well as to assess the factors and conditions influencing its formation.

Information sources was encyclopedic literature, theoretical and analytical material, monographs, and articles of domestic and foreign authors.

Methodological base of research is the generalization of literary and scientific sources, methods of comparison.

The results of the study are the findings about the nature of the competitive potential of innovative business entities, as well as systematization of the conditions and factors influencing its formation.

This work can be useful to researchers, employees of higher education, students, postgraduate students and representatives of the business community, in particular those dealing with innovative entrepreneurship.

Keywords: competition; competitive; competitive potential; entrepreneurship; business structures; innovation; innovative entrepreneurship; innovative business structures; conditions; factors

Как известно, конкурентоспособность инновационных предпринимательских структур является производной от сочетания множества факторов и условий и зависит от совокупности определенных сил, условий и возможностей для сохранения таких позиций в будущем, т.е. зависит от конкурентного потенциала субъектов предпринимательства .

Семантическое значение термина «потенциал» определяется как способность, обладание некоторой достаточной силой для совершения определенных действий и поэтому представляет собой степень мощности возможностей и/или совокупности определенных средств.

Рассматривая потенциал как систему, О.М. Перминова предлагает исходить из двух структурных макроэлементов или подсистем: потенциал ресурсов и потенциал использования этих ресурсов2 По отношению к хозяйствующему субъекту потенциал ресурсов - это внешнесре-довой макроэлемент, потенциал использования ресурсов - это макроэлемент внутренней среды.

«Новая экономическая энциклопедия» под редакцией Е.А. Румянцевой также в своем определении потенциала основывается на ресурсном подходе и выделяет следующую видовую классификацию потенциалов, реализуемых на макро- и микроэкономическом уровне: производственный, инвестиционный, инновационный, экспортный, предпринимательский и т.д.3

Рассматривая совокупность различных комбинаций и методологических подходов к определению потенциала субъекта предпринимательства, А.М. Чуйкин приходит к выводу, что сохранение конкурентоспособности такой структуры возможно при обладании ею стратегическим потенциалом, под которым стоит понимать «... комплекс способностей, компетенций и ресурсов, позволяющих организации разрабатывать, реализовывать и обновлять конкурентоспособную бизнес-модель ... »4.

1 См., например: Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо- и микроуровнях // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 213-216; Решетов К.Ю. Предпринимательские структуры и конкуренция: к постановке проблемы // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 183-187 и др.

2 Перминова О.М. Сущность инновационно-образовательного потенциала и его роль в управлении предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. 2006. №2. С. 70 - 79.

3 Новая экономическая энциклопедия / под ред. Е.Е. Румянцевой. М.: Инфра-М, 2011. - С. 401.

4 Чуйкин А.М. Методологические основы исследования стратегиче-

ского потенциала организаций // Вестник Балтийского федерального

университета им. И. Канта. 2011. №3. С. 17 - 28.

С.Н. Селиверстов5, в свою очередь, говорит не о конкурентном, стратегическом или экономическом потенциале субъектов предпринимательства, а о потенциале развития, под которым понимается система, состоящая из шести компонент: интегрирующей, организационной, человеческой, финансовой, технологической и рефлексивной. Подход С.Н. Селиверстова в большей степени применим к макроэкономике, нежели к экономике субъектов предпринимательства, поскольку включенная в потенциал развития компонента «рефлексия» в большей степени теоретико-ориентированная.

Для практико-ориентированной управленческой деятельности больше значима социальная компонента. От того как социум воспринимает и от того как социум реагирует на бизнес, который ведет та или иная предпринимательская структура, зависит, в конечном счете, деловая репутация последней. Это тем более важно, что социальная ориентированность есть практическая реализация тех или иных теоретических положений, нежели ретроспективность, полагающая обратный ход к опытному постижению. Несомненно, с точки зрения инновационной предпринимательской структуры и ее управления опытное постижение того, что уже достигнуто, существенно. Но в данном случае - это может рассматриваться как этап управленческого решения, для которого важнее не эмоционально-чувственное, а аналитическое познание.

Ю.М. Мостовая, основываясь на факторном анализе, проведенном с помощью современных программных средств рассматривает конкурентный потенциал предпринимательских структур и выделяет в одном случае три его компоненты, в другом случае четыре компоненты 6:

1. организационный потенциал, включающий сумму бизнес-процессов, персонал, структуру управления, качество менеджмента и т.д.;

2. финансовый потенциал, который составляют результаты производственно-хозяйственной деятельности;

3. ресурсный потенциал, в который включаются технологии, доступ к природным, материальным, финансовым ресурсам, а также связи предпринимательской структуры с контрагентами, государством;

4. производственный потенциал, являющийся материально-технической базой предпринимательской структуры.

Непостоянное количество компонент зависит, по мнению Ю.М. Мостовой, от ракурса рассмотрения конкурентного потенциала, поэтому производственный потенциал может быть включен в организационную или финансовую компоненту. Все указанные компоненты - есть локальные потенциалы субъекта инновационного предпринимательства, а их совокупность есть наличие ключевых компетенций, формирующих его конкурентоспособность.

Также в результате факторного анализа Ю.М. Мостовая приходит к выводу, что согласованность в управлении указанными компонентами (локальными потенциалами), а также их сбалансированность в соответствие с потребностями предпринимательской структуры представляет собой возможности для разработки и применения различных стратегий, ведущих к повышению рацио-

5 Селиверстов С.Н. Инновационное развитие - основа новой экономической модели // Экономика региона: инновационный путь развития. М.: Логос, 2003. - С. 20.

6 Мостовая Ю.В. Формирование механизма оценки конкурентного потенциала предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли // Вестник АГТУ. Серия Экономика. 2009. №1. С. 108 - 111.

нальности, эффективности производства и улучшению конкурентных позиций, т.е. обеспечивающих выживание.

Таким образом, труды всех рассмотренных выше авторов, в том числе О.М. Перминовой, А.М. Чуйкина, С.Н. Селиверстова, Ю.В. Мостовой и др. в основе понятия и сущности конкурентного потенциала используют ресурсный подход. В отличие от них А.В. Гаврилов связывает обладание предпринимательской структурой (в т.ч. и инновационной) конкурентным потенциалом со стоимостным подходом. В частности, А.В. Гаврилов указывает, что «...признание доминанты концепции управления стоимостью означает, что в процессе принятия решений, в том числе при формировании портфеля стратегий, менеджмент должен в большей степени учитывать мнения всех экономических субъектов, с которыми предприятие вступает в финансовые, трудовые и иные отноше-ния...»7.

Представляется, что в данном случае речь идет о создании субъектом инновационного предпринимательства дополнительной стоимости для стейкхолдеров. В иных источниках этот же стоимостный подход трактуется как ценностно-ориентированный. По мнению Т. Коллера, стоимостный или ценностно-ориентированный подход (Value Based Management) абсолютно прост в применении: так, например, стоимость субъекта инновационного предпринимательства определяется стоимостью его будущих (дисконтированных) денежных потоков, ценность же создается :

во-первых, при условии, что доходность вложенного в фирму капитала в дальнейшем превышает затраты первоначальных вложений;

во-вторых, при условии, что менеджмент для получения доходности принимает абсолютно верные решения в стратегическом и текущем управлении фирмой.

По нашему мнению, стоимостная концепция обладает достойной теоретической проработкой, но в большей степени полезна в прикладных управленческих науках. Стоимостный или ценностно-ориентированный подход нашел свое применение в финансовом менеджменте, где используется понятие экономической добавленной стоимости (Economic Value Added - EVA). Показатель EVA позволяет оценить будущую акционерную (складочную) стоимость субъекта предпринимательства в результате принятия текущих операционных и стратегических решений9

В теории стратегического социально-ориентированного управления использование стоимостного подхода в целом и показателя экономической добавленной стоимости в частности может рассматриваться как агрегированный оценочный параметр качества менеджмента инновационной предпринимательской структуры.

Также следует отметить, что в тезисе А.В. Гаврилова заложен предел конкурентного потенциала. Как следует из тезиса данного исследователя, в случае, если субъект предпринимательства (точнее его менеджмент) не достигнет консенсуса мнений всех участников, прямо и косвенно взаимодействующих с указанной структурой, то не будет прослеживаться и повышения стоимости данного субъекта, а значит, такая структура не будет являться

7 Гаврилов А.В. Управление конкурентоспособностью: некоторые методологические аспекты // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2009. №1. С. 62 - 68.

8 Koller Т. What is value-based management? // The McKinsey quarterly. 1994 №3. Р. 87 - 101.

9 Рамазанова И.М. Основные концепции и принципы управления

акционерной стоимостью компаний // Вестник КГАУ. 2011. №3 (17). С.

54 - 56.

конкурентоспособной, поскольку она не будет обладать «... экономической устойчивостью»10. Под экономической устойчивостью, по мнению А.В. Гаврилова, стоит понимать «.обеспечение выживания, сохранения предприятия и возможности к опережающему развитию в будущем.»11.

А.В. Гаврилов отграничено рассматривает конкурентный потенциал и устойчивость предпринимательской структуры. По его мнению, конкурентный потенциал есть сумма внешних рыночных факторов, а экономическая устойчивость есть сумма внутренних факторов. Использование же понятия «выживание» применительно к устойчивости или сбалансированному экономическому росту в общем смысле указывает на то, что управление субъектом предпринимательства (в т.ч. и инновационного) есть все-таки цикличный (кризисный), но не спиралевидный (бескризисный) процесс. Согласно толковым словарям слово «выжить» имеет антоним «жить». Следовательно, концепция «выживания» применительно к инновационной предпринимательской структуре подразумевает отрицание естественных закономерностей функционирования последней и не согласуется с прогрессом и развитием, как поступательным движением.

Еще один, не менее важный, пробел стоимостного подхода к определению конкурентного потенциала заключается в том, что ценность и доходность субъекта инновационного предпринимательства, как будущее отражение эффективности решений, принятых в настоящем может создаваться только при условии, что принимаемые решения всегда правильны. Но что понимать под «правильностью» решений и как собственно оценивать это, стоимостная теория не раскрывает. Все сводится к тому, что если в процессе функционирования показатель EVA растет, значит стоимость создается и решения, принимаемые менеджментом, правильные; если ситуация диаметрально противоположная, то решения - неправильные. Здесь необходимо напомнить, что согласно теории принятия решений и её философским основаниям, действительную эффективность настоящего решения можно определить только в будущем и чем дольше в настоящем проходит оценка правильности принимаемого решения, тем менее эффективно оно в будущем.

Таким образом, на данном этапе мы не можем принять за аксиому стоимостный подход к исследованию конкурентного потенциала субъектов предпринимательства, в частности предложенный А.В. Гавриловым.

Еще одной немаловажной теорией в общетеоретическом контексте стратегического управления является неоинституциональная теория. В аспекте конкуренции и конкурентных отношений неоинститутционализм исследует два направления:

1. институциональные условия формирования и развития конкуренции;

2. конкурентные отношения хозяйствующих субъектов (в том числе и субъектов инновационного предпринимательства).

Основываясь на неоинституциональной теории, Е.А. Смольянова и В.Б. Малицкая рассматривают конкурентный потенциал как резерв конкурентоспособности, т.е. неиспользованные возможности развития субъекта предпринимательства в условиях создания институцио-

10 Гаврилов А.В. Управление конкурентоспособностью: некоторые методологические аспекты // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2009. №1. С. 62 - 68.

11 Там же.

нальных ограничений и сложившихся конкурентных отношений на рынке. Указанные авторы считают, что «резервы - это неиспользованные возможности предприятия по формированию и реализации системы конкурентных преимуществ ... на конкретном рынке в целях повышения его конкурентоспособности.»12.

При этом следует из трудов Е.А. Смольяновой и В.Б. Малицкой, резервы представляют собой не выявленные и нереализованные возможности рыночной конъюнктуры, организационно-экономического и производственно-технологического потенциала субъекта предпринимательства. То есть в данном случае конкурентный потенциал рассматривается как рекурсия (локальные потенциалы, вложенные в стратегический потенциал).

А.В. Сурков, изучая проблематику конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур с точки зрения неоинституциональной теории, рассматривает конкурентный потенциал как гибкость, обеспечивающую развитие такой структуры, т.е. как «... способность предприятий достаточно быстро и с минимально необходимыми затратами реагировать на потребности рынка, ... быть гибкими в условиях жесткой конкуренции.»13.

Гибкость и адаптивность предпринимательской структуры, по мнению А.В. Суркова, необходима для сохранения рыночных позиций и дальнейшего успешного развития. Гибкость и адаптивность служат своего рода защитой от банкротств субъектов инновационного предпринимательства. При этом весьма спорным является тезис А.В. Суркова о том, что гибкость - это возможность «переориентации производственной системы без изменения материально-технической базы»14. Фактически это означает, что основой стратегического управления субъектом инновационного предпринимательства в данном случае является адаптация к изменившимся институциональным факторам - сложившимся и развившимся внешним ограничениям макро-среды, трансформировавшимся и реформировавшимся конкурентным отношениям.

Но тогда такая гибкость противоречит концепции организационных изменений, которая является основой адаптивного развития на самом низшем уровне стратегического социально-ориентированного управления хозяйствующими субъектами, в том числе и субъектами инновационного предпринимательства.

Таким образом, неоинституциональные основания сущности конкурентного потенциала,

во-первых, недостаточно раскрывают базис его формирования и использования,

во-вторых (при условии, что сумма или синергия локальных потенциалов есть стратегический потенциал) имеют созвучие с ресурсными основаниями конкуренции и соответственно конкурентного потенциала.

Это дает нам возможность утверждать, что применительно к конкурентному потенциалу субъектов предпринимательства, равно как и к дефинициям конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, необходимо использовать ресурсный подход.

Наиболее точным и методологически последовательным определением стратегического потенциала развития субъекта инновационного предпринимательства являет-

12 Смольянова Е.Л., Малицкая В.Б. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГУ. 2009. №2(70). С. 336 - 344.

13 Сурков А.В. Анализ гибкости предприятия // Лесной вестник. 2001. №4. С. 235 - 240.

14 Там же.

ся определение, данное А.М. Чуйкиным15, которое согласуется и с новой теоретической управленческой парадигмой, и с определением конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.

С учетом выше изложенного, а также с учетом трудов А.М. Чуйкина, считаем правильным уточнить определение конкурентного потенциала инновационной предпринимательской структуры, под которым стоит понимать комплекс способностей, ключевых компетенций, ресурсов и резервов их использования, позволяющих субъекту инновационного предпринимательства разрабатывать, реализовывать, устойчиво развивать и обновлять конкурентоспособную, экономически успешную бизнес-модель.

Представляется, что данное определение более развернутое, основанное на ресурсной теории и дополненное аспектами, исследованными в неоинституциональной и стоимостной теориях:

во-первых, в данное определение включено понятие «резервы», т.к., с одной стороны, такие резервы имеются у каждого субъекта инновационного предпринимательства, с другой стороны, резервы не всегда явно идентифицируемые, поэтому необходим их поиск и выявление;

во-вторых, в данном определении развитие и обновление не противоречат устойчивости, т.е. развитие и обновление рассматриваются как условие сбалансированного экономического роста субъекта;

в-третьих, конкурентоспособность и экономическая успешность являются двумя континуальными аспектами стратегически устойчивого развития и сбалансированного экономического роста субъекта инновационного предпринимательства, что и позволяет последнему получать предпринимательские ренты, недоступные конкурентам.

Далее, прежде чем непосредственно переходить к изложению условий и факторов, определяющих формирование конкурентного потенциала у субъектов инновационного предпринимательства, необходимо остановиться на теоретико-методологической трактовке двух ключевых терминов «условие» и «фактор».

Итак, с философской точки зрения16, условие - есть особая категория, отражающая отношение предмета к окружающей действительности. Иными словами, все сущее обусловлено, а условие есть внешнее многообразие мира.

С точки зрения теории систем17 условие стоит рассматривать как такое состояние системы, при котором имеется или существует возможность определенного события, то есть условие не является причиной чего-либо, т.к. условие формирует определенную среду, в которой возникают причины, порождающие те или иные явления.

Очевидно, что условие можно рассматривать как состояние средовых характеристик осуществления деятельности в инновационной сфере (и соответственно, как состояние средовых характеристик, в которых осуществляет функционирование и развитие субъект инновационного предпринимательства). Отсюда можно говорить о

15 Чуйкин А.М. Методологические основы исследования стратегического потенциала организаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. №3. С. 17 - 28.

Voltaire M. De. The Philosophical Dictionary (Classic Reprint). - NY, 2015; The Oxford Dictionary of Philosophy (Oxford Paperback Reference). - Oxford University Press, 2008 и другие академические энциклопедические источники.

17 См., например: Волкова В., Денисов А. Теория систем. М.: Вузовская серия, 2006; Жилин Д.М. Теория систем. - М.: Издательство "Либроком", 2010 и др.

том, что внешняя или внутренняя среда формирует условия, в которых вероятно и возможно накопление, а также последующее эффективное использование конкурентного потенциала инновационной предпринимательской структуры.

В свою очередь, фактор с теоретико-философской точки18 зрения и есть причина, движущая сила изменений, процессов и происходящих явлений, которые могут быть локализованы во внутренней или внешней по отношению к объекту, предмету или субъекту среде. Следовательно, создание среды выражается через совокупность тех или иных условий, а влияние этих условий на какие-либо явления, процессы, события происходит посредством тех или иных факторов, имеющих определенную силу влияния и направленность этого влияния 9

Отсюда можно говорить о том, что факторы, которые оказывают влияние на формирование конкурентного потенциала, могут содействовать, а могут и противодействовать получению необходимых (требуемых) экономических и прочих эффектов (предпринимательских рент) от ведения основной и прочих видов деятельности субъектом инновационного предпринимательства.

Обращаясь к классификации условий и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, необходимо отметить, что единого классификационного подхода в настоящее время не существует. При этом можно выделить несколько основных подходов к классификации, которые имеют место быть в научной российской и зарубежной литературе:

- средовой подход, который предполагает классификацию условий и факторов влияния на формирование конкурентного потенциала субъектов инновационного предпринимательства с учетом их локализации во внешней или внутренней среде субъекта предпринимательства (как вариант, в макро-, микро- или мезо-среде)20;

- функциональный подход, который предполагает классификацию условий и факторов формирования конкурентного потенциала субъектов инновационного предпринимательства в зависимости от той или иной управленческой функции (организационные, экономические и прочие условия и факторы)21;

- собственно факторный подход, который предполагает, что эффективность деятельности и конкурентоспособность субъекта инновационного предпринимательства зависит от наличия или отсутствия факторов производства с учетом происходящих средовых изменений22;

- физический подход, который предполагает классификацию условий и факторов влияния формирования конкурентного потенциала субъектов инновационного предпринимательства с учетом степени, силы и направленности этого влияния23.

18 См., например: Философский словарь (составители: П. Арышко, А. Поляков, Ю. Солодухин). M.: Издательство "Республика", 2009; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. M.: Издательство "Экс-мо", 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Shynkarenko V., Burmaka N. Studying the essence of the notion "the development of a socio-economic system" // Экономика транспортного комплекса. 2013. № 21. С. 73-86.

20 См., например: Голикова Г.В., Шеина Ю.В. Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. №4 (4). С. 63 - 71

21 См., например: Комаров MA, Герасимов А.В. Совершенствование системы управления предприятиями на основе инновационных технологий // Вестник Mосковского государственного гуманитарно-экономического института. 2010. № 4. С. 70-81.

22 См., например: Шелест M.В. Совершенствование системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий АПК на основе реинжиниринга // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 4. С. 164-167.

23 См., например: Liaraz M. Effective Strategies for Business Managers (Kindle Edition). - Liraz Publishing, 2013; Management: Golden Nugget

По нашему мнению, в современных экономических условиях наиболее правильным будет использование в качестве классификационной основы средового подхода, определяющего условия и факторы формирования конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур с учетом их локализации.

Далее нами представлено структурирование и систематизация условий и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур.

С учетом изученных теоретических, методологических и практических источников влияние условий и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентного потенциала субъектов инновационного предпринимательства, мы предлагаем рассматривать во внутрисре-довом и внешнесредовом контексте (см. рис 1).

Динамика внешней среды

Состояние внутренней среды

конкурентоспособное функционирование и развитие сурьекта

Внешнесредовые условия

— Ключевые параметры

Соотношение возможностей и угроз

Готовность к восприятию продукта

Сила происходящих трансформаций

Внтурисредовые условия

Ключевые параметры

Способность к конкуренции и развитию

Наличие резервов и конкурентного потенциала

Готовность к изменениям

Факторы формирования конкурентного потенциала

Ключевые характеристики

ё Е ! ■■ щ : Ï =

Совокупное влияние факторов и условий

Содействие росту конкурентоспособности

Препятствование росту конкурентоспособности

Рис. 1. Систематизация условий и факторов, влияющих на

формирование конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур [Разработано автором]

Внешнесредовой контекст в первую очередь образуют условия, ключевые параметры которых можно описать следующим образом:

- соотношение возможностей и угроз;

- готовность рынка к восприятию продукта;

- сила происходящих трансформаций во внешней среде.

Внутрисредовой контекст, определяющий формирование конкурентного потенциала инновационных предпринимательских структур, можно описать следующей совокупностью ключевых параметров:

- способность субъекта не только к конкуренции, но к и развитию;

Methods to Manage Effectively - Teams, Personnel Management, Management Skills, and Conflict Resolution. NY, 2012.

- наличие у субъекта латентных или явных резервов и конкурентного потенциала;

- готовность к проведению изменений для повышения уровня конкурентоспособности.

Условия формируют общее пространство функционирования и развития инновационной предпринимательской структуры, а также задают возможности для реализации накопленных способностей. В свою очередь, факторы определяют вероятность успешного и конкурентоспособного развития данного субъекта, соответственно ключевые характеристики факторов можно представить следующим образом:

- по характеру проявления факторы можно классифицировать как стихийные или прогнозируемые;

- по направленности влияния факторы можно классифицировать как позитивные или негативные;

- по источнику возникновения факторы можно классифицировать как социально-политические, экономико-технологические.

Совокупное влияние условий и факторов, определяющих формирование конкурентного потенциала, может содействовать росту конкурентоспособности инновационной предпринимательской структуры, либо, напротив, - препятствовать, т.е. либо способствовать формированию конкурентного потенциала, либо разрушать его.

Таким образом, выше сказанное позволяет нам заключить, что конкурентный потенциал представляет собой совокупность ресурсов (в первую очередь, знаниевых или когнитивных) и резервов (материальных, технических, финансовых), которые при эффективном и рациональном использовании обеспечивают достижение стратегической цели субъекта инновационного предпринимательства в долгосрочной перспективе на основе избранного типа роста (целью в данном случае необходимо считать конкурентоспособное развитие в долгосрочной перспективе).

Предложенная выше классификационная схема условий и факторов, оказывающих влияние на формирование конкурентного потенциала, основана на ресурсной теории фирм и её динамической парадигме. Представленная классификационная схема предполагает, что условия определяют состояние делового пространства функционирования и развития инновационной предпринимательской структуры, а также задают возможности реализации данным субъектом имеющихся способностей при существующем уровне угроз. В свою очередь, факторы необходимо рассматривать как стимул или движущую силу внешних и внутренних изменений, происходящих в рамках сложившихся условий, которые могут как способствовать, так и противодействовать формированию конкурентного потенциала инновационной предпринимательской структуры. Иными словами, условия и факторы определяют уровень успешности рассматриваемых субъектов в осуществлении конкуренции на рынках деятельности за счет имеющихся ключевых компетенций и накопленных конкурентных преимуществ. Список литературы:

1. Волкова В., Денисов А. Теория систем. М.: Вузовская серия, 2006.

2. Гаврилов А.В. Управление конкурентоспособностью: некоторые методологические аспекты // Вестник ЮРГТУ (НПИ).

2009. №1. С. 62 - 68.

3. Голикова Г.В., Шеина Ю.В. Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами // Современная экономика: проблемы и решения.

2010. №4 (4). С. 63 - 71.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство "Эксмо", 2010.

5. Жилин Д.М. Теория систем. М.: Издательство "Либроком", 2010.

6. Комаров М.А., Герасимов А.В. Совершенствование системы управления предприятиями на основе инновационных технологий // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2010. № 4. С. 70-81.

7. Мостовая Ю.В. Формирование механизма оценки конкурентного потенциала предприятий судостроительно-судоремонтной отрасли // Вестник АГТУ. Серия Экономика. 2009. №1. С. 108 - 111.

8. Новая экономическая энциклопедия / под ред. Е.Е. Румянцевой. М.: Инфра-М, 2011. - С. 401.

9. Перминова О.М. Сущность инновационно-образовательного потенциала и его роль в управлении предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. 2006. №2. С. 70 -79.

10. Рамазанова И.М. Основные концепции и принципы управления акционерной стоимостью компаний // Вестник КГАУ. 2011. №3 (17). С. 54 - 56.

11. Решетов К.Ю. Предпринимательские структуры и конкуренция: к постановке проблемы // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 183-187.

12. Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо- и микроуровнях // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 213-216.

13. Селиверстов С.Н. Инновационное развитие - основа новой экономической модели // Экономика региона: инновационный путь развития. М.: Логос, 2003. - С. 20.

14. Смольянова Е.Л., Малицкая В.Б. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГУ. 2009. №2(70). С. 336 - 344.

15. Сурков А.В. Анализ гибкости предприятия // Лесной вестник. 2001. №4. С. 235 - 240.

16. Философский словарь (составители: П. Арышко, А. Поляков, Ю. Солодухин). М.: Издательство "Республика", 2009.

17. Чуйкин А.М. Методологические основы исследования стратегического потенциала организаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. №3. С. 17 - 28.

18. Шелест М.В. Совершенствование системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий АПК на основе реинжиниринга // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 4. С. 164167.

19. Koller Т. What is value-based management? // The McKinsey quarterly. 1994 №3. Р. 87 - 101.

20. Liaraz M. Effective Strategies for Business Managers (Kindle Edition). - Liraz Publishing, 2013.

21. Management: Golden Nugget Methods to Manage Effectively -Teams, Personnel Management, Management Skills, and Conflict Resolution. NY, 2012.

22. Shynkarenko V., Burmaka N. Studying the essence of the notion "the development of a socio-economic system" // Экономика транспортного комплекса. 2013. № 21. С. 73-86.

23. The Oxford Dictionary of Philosophy (Oxford Paperback Reference). - Oxford University Press, 2008.

24. Voltaire M. De. The Philosophical Dictionary (Classic Reprint). -NY, 2015.

Reference list:

1. Volkova V., Denisov A. System theory. M.: Academic series, 2006.

2. Gavrilov A.V. Management of competitiveness: some methodological aspects // Journal of YuRSTU (NPI). 2009. № 1. P. 62 - 68.

3. Golikova G.V., Sheina J.V. An integrated approach to evaluating the effectiveness of socio-economic systems // Modern economy: problems and solutions. 2010. № 4 (4). P. 63 - 71.

4. Dal' V. I. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: Eksmo, 2010.

5. Zhilin D.M., Systems Theory. M.: Librokom, 2010.

6. Komarov M.A., Gerasimov A.V. Improvement of management system of enterprises based on innovative technologies // Vestnik of the Moscow state humanitarian-economic Institute. 2010. № 4. P. 70-81.

7. Mostovaya Y.V. The formation mechanism of assessing the competitive potential of enterprises of the shipbuilding and ship-repairing industry // Journal of ASTU. The Economic Series. 2009. №. 1. P. 108 - 111.

8. New economic encyclopedia / ed. by E. E. Rumyantseva. M.: In-fra-M, 2011. - P. 401.

9. Perminova O.M. The essence of innovative educational potential and its role in business management state University // The real sector of economy: theory and practice of management. 2006. № 2. P. 70 - 79.

10. Ramazanova I.M. Basic concepts and principles of management of shareholder value of companies // Journal of KSAU. 2011. № 3 (17). P. 54 - 56.

11. Reshetov K.Y. Enterprising structures and competition: foundation of problem // Business in law. 2012. № 3. P. 183-187.

12. Reshetov K.Y. Principles of ensuring the competitiveness of entrepreneurial structures on the macro-, meso - and micro-levels // Business in law. 2012. № 6. P. 213-216.

13. Seliverstov S. N. Innovative development - the basis for a new economic model // The region's economy: an innovative way of development. M: Logos, 2003. - S. 20.

14. Smolyanova E.L., Malickaya V.B. To the question of the classification of factors and reserves of competitiveness of the enterprise // Vestnik TSU. 2009. № 2(70). P. 336 - 344.

15. Surkov A.V. Analysis of the flexibility of the enterprise // Forest Gazette. 2001. № 4. P. 235 - 240.

16. Philosophical dictionary (compiled by: P. Arisco, A. Polyakov, Y. Solodukhin). M.: Publishing House "Republic", 2009.

17. Chuikin A.M. Methodological foundations of the study of the strategic potential organizations // Journal of Baltic Federal University. 2011. № 3. P. 17 - 28.

18. Shelest M.V. Improvement of the system of management of production-economic activity of agricultural enterprises on the basis of re-engineering // Bulletin of the Ulyanovsk state agricultural Academy. 2012. № 4. P. 164-167.

19. Koller Т. What is value-based management? // The McKinsey quarterly. 1994 №3. Р. 87 - 101.

20. Liaraz M. Effective Strategies for Business Managers (Kindle Edition). - Liraz Publishing, 2013.

21. Management: Golden Nugget Methods to Manage Effectively -Teams, Personnel Management, Management Skills, and Conflict Resolution. NY, 2012.

22. Shynkarenko V., Burmaka N. Studying the essence of the notion "the development of a socio-economic system" // Экономика транспортного комплекса. 2013. № 21. С. 73-86.

23. The Oxford Dictionary of Philosophy (Oxford Paperback Reference). - Oxford University Press, 2008.

24. Voltaire M. De. The Philosophical Dictionary (Classic Reprint). -NY, 2015.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи канд. экон. наук, доцента Решетова К.Ю. очевидна, т.к. посвящена очень важной современной проблеме отечественной экономики - развитию инновационного предпринимательства.

В данном исследовании проведена глубокая оценка сущности потенциала инновационных предпринимательских структур, причем особое внимание было уделено конкурентному потенциалу. Также следует отметить, что автор статьи грамотно проанализировал факторы и условия формирования конкурентного потенциала субъектов инновационного предпринимательства.

Степень профессиональной подготовленности к.э.н., доцента Решетова К.Ю., проявившаяся в содержании работы, - высокая. Автор владеет глубокими знаниями по исследуемой проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весь материал исследования представлен в систематизированном виде, имеется четкая логика изложения. В статье использовано большое количество информационных источников, обоснованно приведены ссылки на них.

Статья канд. экон. наук, доцента Решетова К.Ю. написана на высоком научном уровне и рекомендуется для публикации в открытой печати.

д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления на предприятии НОУ ВПО Национальный институт бизнеса

Миронова Н.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.