Научная статья на тему 'Особенности предоставления доступа к сведениям, составляющим банковскую, налоговую и коммерческую тайну'

Особенности предоставления доступа к сведениям, составляющим банковскую, налоговую и коммерческую тайну Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
482
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / НАЛОГОВАЯ ТАЙНА / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ / TRADE SECRET / TAX SECRET / BANK SECRET / INFORMATION / ACCESS TO INFORMATION / PROVISION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антоновский Максим Владимирович, Горбешко Вячеслав Витальевич

В данной статье исследуются различные виды способов получения информации, составляющей коммерческую, банковскую и налоговую тайны, а так же выделяются особенности предоставления данных видов информации. В статье произведен анализ действующих нормативно правовых актов, приведены примеры из научных работ авторов. Произведен анализ современной политики в области предоставления сведений составляющих налоговую, коммерческую и банковскую тайны. Рассмотрены официальные способы предоставления сведений содержащих коммерческую, банковскую или налоговую тайны. Поднимается вопрос о безопасности и способах сохранения конфиденциальной информации в условиях модернизации предпринимательства. Даются определения информации содержащей налоговую, банковскую или коммерческую тайну. Подчеркивается актуальность данного исследования. Предложены некоторые пути решения проблем в сфере предоставления доступа к сведениям, содержащим коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of providing access to information constituting banking, tax and trade secrets

This article explores various types of methods for obtaining information constituting commercial, banking and tax secrets, as well as highlights the features of providing these types of information. The article analyzes the current regulatory legal acts, provides examples from the scientific works of the authors. The analysis of modern policy in the field of providing information constituting tax, commercial and banking secrets is made. The official methods of providing information containing commercial, banking or tax secrets are considered. The question is raised about the security and methods of maintaining confidential information in the modernization of entrepreneurship. Definitions of information containing tax, banking or trade secrets are given. The relevance of this study is emphasized. Some ways of solving problems in the field of providing access to information containing commercial, tax or banking secrets are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности предоставления доступа к сведениям, составляющим банковскую, налоговую и коммерческую тайну»

Особенности предоставления доступа к сведениям, составляющим банковскую,

налоговую и коммерческую тайну

Features of providing access to information constituting banking, tax and trade secrets

Антоновский Максим Владимирович

Магистрант Студент ВятГУ Россия, Киров [email protected]

Antonovsky Maxim Vladimirovich

Undergraduate Vyatka State University Student Russia, Kirov [email protected]

Горбешко Вячеслав Витальевич

Магистрант Студент ВятГУ Россия, Киров muksimus124@yandex. ru

Gorbeshko Vyacheslav Vital'yevich

Undergraduate Vyatka State University Student Russia, Kirov muksimus124@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье исследуются различные виды способов получения информации, составляющей коммерческую, банковскую и налоговую тайны, а так же выделяются особенности предоставления данных видов информации. В статье произведен анализ действующих нормативно правовых актов, приведены примеры из научных работ авторов. Произведен анализ современной политики в области предоставления сведений составляющих налоговую, коммерческую и банковскую тайны. Рассмотрены официальные способы предоставления сведений содержащих коммерческую, банковскую или налоговую тайны. Поднимается вопрос о безопасности и способах сохранения конфиденциальной информации в условиях модернизации предпринимательства. Даются определения информации содержащей налоговую, банковскую или коммерческую тайну. Подчеркивается актуальность данного исследования. Предложены некоторые пути решения проблем в сфере предоставления доступа к сведениям, содержащим коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Annotation.

This article explores various types of methods for obtaining information constituting commercial, banking and tax secrets, as well as highlights the features of providing these types of information. The article analyzes the current regulatory legal acts, provides examples from the scientific works of the authors. The analysis of modern policy in the field of providing information constituting tax, commercial and banking secrets is made. The official methods of providing information containing commercial, banking or tax secrets are considered. The question is raised about the security and methods of maintaining confidential information in the modernization of entrepreneurship. Definitions of information containing tax, banking or trade secrets are given. The relevance of this study is emphasized. Some ways of solving problems in the field of providing access to information containing commercial, tax or banking secrets are proposed.

Ключевые слова: коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, информация, доступ к сведениям, предоставление сведений.

Key words: trade secret, tax secret, bank secret, information, access to information, provision of information.

21 век - век не только высоких технологий, но и век огромного количества информации, которая буквально пронизывает всю нашу жизнь. В данной статье речь пойдет об отдельных видах информации, к

которым должен обеспечиваться особый доступ. Наша задача раскрыть особенности предоставления информации, которая составляет объект банковской, налоговой и коммерческой тайн. Актуальность данной темы обуславливается тем, что на данный момент многие предприниматели не знают круг субъектов, которым они могут или обязаны предоставлять данную информацию, способы передачи и охраны этих видов информации.

В первую очередь необходимо определить, что является объектом нашего исследования. Это сведения, составляющие банковскую, коммерческую и налоговую тайны. Согласно ФЗ «О коммерческой тайне», информация, составляющая коммерческую тайну - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно -технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [2]. Определение налоговой тайны дает Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно 102 статье НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений указанных в данной статье [1]. Что касается банковской тайны, то законодатель не дает ее конкретного определения. Это же подчеркивает и Атаян Г.Ю. [4].

Следует отметить, что банковской тайной обладают кредитные организации. Данные организации обязаны хранить известные им сведения, составляющие банковскую тайну. Однако ряд федеральных законов дает прямое указание на распространение такой информации определенному кругу субъектов. Так статья 86 НК РФ указывает случаи, в которых кредитные организации обязаны предоставить рассматриваемые нами сведения налоговым органам. Например, банк обязан сообщить в налоговый орган информацию об открытии или о закрытии счета, вклада организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем [1]. В других случаях, для предоставления налоговому органу такой информации, требуется его официальный запрос. В данной ситуации, предоставление такой информации будет являться законным только в целях проверки клиента как налогоплательщика [4]. Предоставление банковской тайны правоохранительным органам так же носит свою специфику и раскрывается в отдельных нормативно правовых актах. В качестве примера можно привести процедуру получения этих сведений следователями МВД. Указанные лица могут получить сведения, составляющие банковскую тайну только по решению суда.

В настоящий момент, Курганской областной Думой, выдвинуто предложение о внесении изменений в статью 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Изменения направлены на расширение полномочий Росреестра, а именно, на возможность получения его должностными лицами доступа к банковской тайне. Данное предложение обусловлено необходимостью своевременного удовлетворения требования кредиторов по делам о банкротстве, а именно - работников, которым не выплачена заработная плата.

Прежде чем перейти к рассмотрению способов предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, отметим санкции, которые принимаются вследствие ее разглашения или недобросовестного получения. За разглашение коммерческой тайны предусмотрены различные виды санкций -от дисциплинарного взыскания до уголовного наказания. Самое легкое наказание за разглашение сведений составляющих коммерческую тайну - замечание или выговор. Затем следует материальная, гражданско-правовая, и административная ответственность. Наконец самый жесткий вид наказания - уголовная ответственность, которая предусматривает реальное лишение свободы.

Самый широкая категория лиц, которым предоставляется доступ к коммерческой тайне, являются сотрудники предприятий. Как отмечает Минбалеев А. В. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан: 1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; 2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора; 3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну [7]. Одной из особенностей предоставления рассматриваемого нами типа тайны является закрепление таких сведений в договорах по оказанию аудиторских услуг. Сохранение коммерческой тайны является обязанностью аудитора, и разглашать такую тайну он вправе только с письменного согласия лица, в отношении которого проводится аудит [5]. Некоторые авторы считают, что при предоставлении сведений составляющих коммерческую тайну целесообразно определить их ценность. Так например Яковлева И.А. [11]. полагает, что определение ценности сведении составляющих коммерческую тайну является обязательным условием для установления режима коммерческой тайны.

Законодатель определяет круг субъектов, которым обладатель сведений составляющих коммерческую тайну обязан их предоставить. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне», по мотивированному запросу от государственного органа, органа МСУ, лицо, обладающее коммерческой тайной, предоставляет им необходимые сведения. В случае отказа со стороны лица обладающего информацией предоставить ее, указанные органы могут истребовать ее через суд. Помимо государственных органов и ОМСУ, данный тип информации могут запрашивать суды, органы предварительного следствия и дознания, по делам, которые находятся у них в производстве. При этом на сведения, содержащие коммерческую тайну и переданные вышеуказанным органам, должен быть наложен гриф «коммерческая тайна»[2].

В современных условиях модернизации организационных и административных процессов, должно происходить обновление принципов ведения предпринимательской деятельности. [8]В частности, в настоящее время, бумажные носители информации отходят на второй план. Все больше предприятий отдают предпочтение электронному документообороту. Это один из примеров роста роли инновационных методов и средств регулирования экономического оборота в целом, которые, в свою очередь, требуют особого контроля. [9] В связи с этим возникает потребность охраны и предоставления доступа к информации содержащей коммерческую тайну. В данном случае охрана и предоставление информации возможно только с помощью специальных технических средств и программ. В качестве примера можно привести пример мнение Мавринской Т.В.[6], она считает, что с помощью БЬР-систем, возможно осуществить защиту конфиденциальной информации должным образом, выявить недобросовестных сотрудников, отследить пути утечки конфиденциальной информации - в том числе данных содержащих коммерческую тайну.

По нашему мнению, действующие НПА не в полной мере раскрывают способы предоставления информации содержащей коммерческую тайну, и соответственно оставляют пробел для недобросовестных участников гражданских правоотношений. Паршуков М.И.[10] замечает, что если мы обратимся к сути проблемы, то сможем выявить конфликт интересов между участниками обществ и коммерческими

организациями в области информационного обмена. По его мнению, современное законодательство не решает данных проблем, и требуется совместная работа предпринимателей, юристов, ученых, представителей законодательной власти для определения четкой границы между сохранением коммерческой тайны и ее предоставлением в случаях прямо прописанных в НПА.

Налоговым кодексом Российской Федерации четко определен круг лиц, которые имеют доступ к информации, содержащей налоговую тайну. К ним относятся должностные лица налоговых органов, органов внутренних дел, таможенных органов, органов следствия и государственного внебюджетного фонда. Общий порядок доступа к информации, содержащей налоговую тайну определяется, Налоговым кодексом РФ и Приказом МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"[3]. Из этого общего порядка есть исключения. При осуществлении предпринимательской деятельности, предприниматели заинтересованы в надежности и честности своего контрагента. Для того чтобы избежать рисков связанных с недобросовестностью будущего партнера по бизнесу, и вследствие долгих и сложных судебных тяжб, предпринимателю следует проявить должную осмотрительность. В данном случае предприниматели могут обратиться к сайту ФНС, а именно к разделам «Прозрачный бизнес» или проверить своих контрагентов с помощью иных сервисов.

Следующая особенность предоставления доступа к налоговой тайне является признание таких сведений общедоступными. В данном случае сам предприниматель принимает решение о признании сведений о нем, которые содержат налоговую тайну - общедоступными. Это делается для возможности участия предпринимателя в тендере, либо данную информацию запрашивает крупный бизнес партнер. Процедура выглядит следующим образом: налогоплательщик, который планирует сделать налоговые сведения о себе общедоступными должен заполнить согласие соответствующей формы и направления его в ФНС. В данном случае необходимо правильно определить специальный код. В противном случае налоговые службы раскроют информацию, которую налогоплательщик раскрывать не хотел. Так же необходимо отметить, что отзыв такого согласия невозможен.

На основании выше изложенного можно отметить следующее. Помимо общего порядка предоставления доступа к информации, содержащей банковскую, налоговую или коммерческую тайны, который предусмотрен действующими законами и иными НПА, существует ряд особенностей. Эти особенности необходимо учитывать при попытке получить доступ к данным видом информации. Так же, по нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательство в данной сфере. Дать более четкие и конкретные определения налоговой и банковской тайны. Усовершенствовать порядок и способы охраны данных видов информации, в том числе от недобросовестных должностных лиц.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019)

2. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ

3. Приказ МНС РФ от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов"

4. Атаян Г. Ю., Амвросова О. Н. Банковская тайна / Атаян Г. Ю., Амвросова О. Н. // Государственная служба и кадры. 2018

5. Закирова А.Р., Мухаметзянова А.М. Анализ дебиторской задолженности как инструмент повышения эффективности деятельности сельскохозяйственного предприятия / Закирова А.Р., Мухаметзянова А.М. // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова 2014 г.

6. Мавринская Т. В., Лошкарёв А. В., Чуракова Е. Н. DLP-системы и тайна личных переписок / Мавринская Т. В., Лошкарёв А. В., Чуракова Е. Н. // Интерактивная наука. 2017. №14.

7. Минбалеев А. В. Правовая охрана коммерческой тайны: очередная реформа законодательства / Минбалеев А. В. // Вестник УрФО. безопасность в информационной сфере № 2(16). 2015

8. Конкина А.В., Страбыкина Ю.С., Татаринова Е.П. Эволюция научных представлений о правовом статусе директора юридического лица / Конкина А.В., Страбыкина Ю.С., Татаринова Е.П. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 2. С. 109-116.

9. Татаринова Е.П. Роль использования инновационных технологий в договорах купли-продажи / Татаринова Е.П. // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 10А. С. 47 -55.

10. Паршуков М. И. Проблемы предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну, участникам хозяйственных обществ // Мониторинг правоприменения. 2014. №2

11. . Яковлева И. А. Новый взгляд на предоставление доступа к конфиденциальной информации в предпринимательской деятельности: тенденции, принципы, требования к запросам, пути преодоления законодательных пробелов // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.