Научная статья на тему 'Особенности правовой регламентации труда отдельных категорий наемных работников'

Особенности правовой регламентации труда отдельных категорий наемных работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный служащий / правовое регулирование / Беларусь / статус / civil servant / legal regulation / Belarus / status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Евгения Михайловна

Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики – формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития. Работники государственных органов – государственные служащие – это профессионально подготовленные специалисты разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления. В статье рассматриваются основные законодательные акты, регулирующие статус государственных служащих в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF LABOR CERTAIN CATEGORIES WAGE EARNERS

Staffing administrative governance is realized through the state personnel policy. The goal of personnel policy – the formation of capable labor collectives , the rational use of human resources of the country, creation of favorable conditions for their full development. Employees of state bodies – public servants – a professionally trained specialists versatile skill that can in their personal, professional qualities and education competently perform the functions of administrative governance. In the article the basic laws governing the status of civil servants in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой регламентации труда отдельных категорий наемных работников»

150

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 150-152

УДК 347.214.2

Е. М. Сергеева

Белорусский государственный технологический университет

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ

Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики - формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития. Работники государственных органов - государственные служащие - это профессионально подготовленные специалисты разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления. В статье рассматриваются основные законодательные акты, регулирующие статус государственных служащих в Республике Беларусь.

Ключевые слова: государственный служащий, правовое регулирование, Беларусь, статус.

E. M. Sergeeva

Belarusian State Technological University

FEATURES OF REGULATION OF LABOR CERTAIN CATEGORIES

WAGE EARNERS

Staffing administrative governance is realized through the state personnel policy. The goal of personnel policy - the formation of capable labor collectives , the rational use of human resources of the country, creation of favorable conditions for their full development. Employees of state bodies - public servants - a professionally trained specialists versatile skill that can in their personal, professional qualities and education competently perform the functions of administrative governance. In the article the basic laws governing the status of civil servants in the Republic of Belarus.

Key words: civil servant, legal regulation, Belarus, status.

Введение. Кадровое обеспечение государственного управления и его эффективное использование ведется на уровне законодательной и исполнительной власти, которые оказывают влияние на формирование рынка труда страны и регионов, на миграционные процессы через политику занятости населения, организации системы общего и специального образования, профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации и т. д.

Основная часть. Работники государственных органов - государственные служащие -это профессионально подготовленные специалисты разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления.

Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Эта политика охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям:

1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

2) в системах государственной службы на республиканском, региональном и местном уровне;

3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных, компаний, фирм и т. д.).

На основе государственной кадровой политики в каждом государственном органе, на государственном или частном предприятии может вырабатываться своя конкретная кадровая политика. Вопросы государственной кадровой политики Республики Беларусь находят свое отражение в законодательных и других правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относится Конституция Республики Беларусь, законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления, программные и методические документы Правительства Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере.

Особая роль принадлежит кадрам, занятым на государственной службе.

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» (14 июня 2003 г.) определяет

Е. М. Сергеева

151

государственную службу следующим образом: «...это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Цели государственной службы состоят в упорядочении и повышении эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также в соединении ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.

Главный критерий выделения ее сущности заключен в ее основном предназначении - профессионально выполнять и компетентно реали-зовывать функции государственного управления по организации и регулированию общества.

Государственная служба выполняет функции обеспечения, исполнения и реализации государственной власти, которая должна служить обществу: функции социальной организации, планирования и прогнозирования, разработки и исполнения решений, социальной коммуникации, координации, контроля, информирования. В последние годы особо значимым является обеспечение государственных социальных услуг - образовательных, воспитательных, правовой защиты, безопасности и здравоохранительных. Государственное управление приобретает все большее значение для развития общества, обусловливает необходимость притока в него лучших людей. Важным является непрерывное развитие государственных служащих, обусловленное темпами роста научного знания, динамикой обновления технологий, т. е. человек должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении.

Государственная служба представляет собой сложную систему, что требует создания соответствующих структур и процедур управления ею. К ним относятся стандарты, реестры, нормативы исполнения государственных должностей, содержание экзаменов на замещение государственных должностей, правила аттестации, квалификационные характеристики различных категорий государственных служащих.

Государственная служба всегда связана с властью. В ней много необходимого, обязательного, того, что следует осуществлять независимо от желания лица, находящегося на службе. В этом и заключается отличие государственной службы от иных видов трудовой деятельности.

В Республике Беларусь государственная служба строится на принципах, установленных Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» (14 июня 2003 г.).

Действие закона о госслужбе Республики Беларусь не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля Республики Беларусь.

Правовой статус госслужащего определяется законодательством в связи с замещением государственной должности, т. е. в отличие от рабочих, крестьян (фермеров), предпринимателей служащие - это лица, занимающие должности. Под должностью понимается первичная организационная единица в структуре управления, характеризующая роль и полномочия лица, занимающего ее. В Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» государственная должность определяется как штатная единица госоргана с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, это элементная (базовая) штатная единица государственного управления.

Должностное лицо - это государственный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти, т. е. наделен распорядительными полномочиями в отношении органов, не находящихся у него в подчинении, и лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Эти должностные лица выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Их властные полномочия распространяются на граждан и юридических лиц, не подчиненных им по службе. Таковы, например, прокуроры, работники разного рода государственных инспекций, работники милиции, таможни. Должностные лица могут относиться к классифицированной государственной службе, а могут не принадлежать к ней. Замещение должности на классифицированной государственной службе происходит путем назначения по усмотрению вышестоящего органа или должностного лица (это всегда относится к высшим должностям), аттестации лиц, уже занимающих должность (обычно аттестация проходит один раз в пять лет), конкурса (для вакантных должностей).

Правовое положение государственного служащего в Республике Беларусь определено законом «О государственной службе в Республике Беларусь».

В большинстве стран мира к государственным служащим относятся только лица, занимающие государственные должности в государственных органах. Служащие государственных вузов, музеев, библиотек, медицинских

152

Особенности правовой регламентации труда отдельных категорий наемных работников

учреждений и т. д. не считаются государственными служащими.

При поступлении на государственную службу действует принцип равного доступа к ней. На государственную службу могут быть приняты граждане данного государства, достигшие определенного возраста, обладающие профессиональным образованием, владеющие государственным языком (в некоторых странах их может быть несколько: например, два - в Финляндии, четыре - в Швейцарии). Не могут быть приняты на государственную службу лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Препятствует принятию на государственную службу наличие определенного заболевания (это должно быть подтверждено заключением медицинского учреждения), близкое родство или свойство с другими непосредственно подчиненными государственными служащими, иностранное гражданство, отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне (если работа связана с этим), отказ от представления сведений о доходах и имуществе.

После ознакомления с вышеназванными сведениями издается приказ о назначении лица на государственную должность.

Заключение. В государственном управлении участвуют государственные служащие, имеющие классные чины, ранги, звания, от которых в определенной степени зависят их полномочия и материальное положение. «Простые» государственные служащие, если им не предоставлены полномочия государственных органов и государственных должностных лиц, государственным управлением не занимаются. Лица, находящиеся на высших государственных должностях (премьер-министр, председатели палат парламента, министры и др.), могут быть выделены в особую категорию. Они занимают свою должность не в результате назначения, а путем выборов или иным способом и, как правило, к собственно государственной службе не относятся.

Классность государственных служащих в Республике Беларусь определена в ст. 11 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь».

Литература

1. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, Минск, 2014. № 6/21283.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. с изменениями и дополнениями от 8.01.2014 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80. 2/70, № 2/2123.

References

1. Presidental Decree no. 5, 15.12.2014, "On strengthening the requirements for the leading cadres and workers or organizations". Nats. reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [Nat. Register of the Republic of Belarus]. Minsk, 2014, no. 6/21283 (In Russian).

2. Labour Code of the Republic of Belarus adopted by the House of Representatives, June 8, 1999 year: approved by the Council of the Republic, June 30, 1999 year, with changes and additions, 01.08.2014. Nats. reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [Nat. Register of the Republic of Belarus]. Minsk, 1999, no 80, 2/70, no. 2/2123 (In Russian).

Информация об авторе

Сергеева Евгения Михайловна - ассистент кафедры философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: sergeeva@belstu.by

Information about the author

Sergeyeva Yevgeniya Mikhaylovna - assistant, the Department of Philosophy and Law. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: sergeeva@belstu.by

Поступила 22.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.