Особенности правовой основы использования ресурсов Каспийского моря и перспективы их изменения
СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ВЫЛЦАН,
кандидат юридических наук, эксперт мусульманского отделения Центра изучения религиозно-правовых систем МГУ им. М.В. Ломоносова
АННОТАЦИЯ
Каспийский регион имеет большое социально-экономическое значение для Российской Федерации и других прикаспийских государств. В статье отмечено значение Каспийского региона для социально-экономического развития прикаспийских государств, проанализирован его современный международно-правовой режим. Рассмотрены позиции прикаспийских государств относительно некоторых особенностей правового режима Каспия. Отмечены наиболее значимые положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Особое внимание уделено правовому регулированию рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов Каспия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Каспийский регион; правовой режим прикаспийских стран; Конвенция о правовом статусе Каспийского моря
Peculiarities of the legal basis for using the resources of the Caspian Sea and the prospects of their change
SERGEY EVGENIEVICH VULTSAN,
Ph. D. in Law, Expert of the Muslim Branch of the Center for the Study of Religious and Legal Systems of Moscow State University. M.V. Lomonosov
ANNOTATION
The Caspian region is of great socio-economic importance for the Russian Federation and other Caspian states. The article notes the importance of the Caspian region for the socio-economic development of the Caspian states, analyzes its modern international legal regime. The positions of the Caspian states regarding some features of the legal regime of the Caspian are considered. The most significant provisions of the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea are noted. Particular attention is paid to the legal regulation of fishing and the conservation of aquatic biological resources of the Caspian.
KEYWORDS: the Caspian region; the legal regime of the Caspian countries; the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea
Важной проблемой в рамках развития евразийского экономического интеграционного процесса, а также отношений между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (далее - ИРИ, Иран) является вопрос ис-
пользования ресурсов Каспийского моря. Более 70 лет в бассейне Каспийского моря сохранялся стабильный политический компромисс между СССР и Ираном - двумя прикаспийскими государствами, использовавшими его. По-
сле прекращения существования СССР Туркменистан, Азербайджан и Казахстан заявили о своем праве на долю ресурсов как правопреемники некогда единого государства. В тот же период США объявили каспийский бассейн зоной своих национальных интересов, а некоторые западные компании выразили готовность участвовать в добыче углеводородов на данном участке1. Исторически регион Каспийского моря являлся зоной национальных интересов именно России как в период Российского империи, так и во время существования СССР. Не потеряло актуальность данное утверждение и в современных условиях, ведь Каспийское море является, по разным оценкам, природным хранилищем значительного объема нефти и газа. Так, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 млрд т нефти и 3,1 трлн м3 газа. Извлекаемые запасы - 1,5 млрд т условного топлива (принятая при расчетах единица учета углеводородов). Из них 25-30% - нефть, остальное газ и конденсат2.
Также Каспийское море является местом, где вылавливается большой объем всех осетровых пород рыб в мире3. Данный биологический ресурс представляет значительную ценность на рынке продовольственных товаров. К сожалению, из-за хищнического вылова этот вид рыб находится на грани исчезновения.
Новые суверенные прикаспийские государства заявили, что они не признают юриди-
ческую силу российско-персидских и советско-иранских договоров от 1921 и 1940 гг., которые определяли статус и режим использования Каспия. По их мнению, положения этих актов ущемляли их национальные интересы. Но проблема заключалась в том, что указанные государства пытались в одностороннем порядке изменить исторически сложившийся статус Каспия. Такая позиция не могла оставаться без ответа. С одной стороны, она ущемляла интересы Российской Федерации, а с другой - формально противоречила Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.4
Ситуация поменялась после подписания прикаспийским государствами 12.08.2018 г. в рамках Пятого каспийского саммита в казахстанском городе Актау Конвенции о правовом статусе Каспийского моря5. Подготовка данного правового акта потребовала значительных временных и иных ресурсов. Так, в целях выработки согласованной позиции о правовом статусе Каспийского моря еще в 1996 г. прикаспийскими государствами была создана специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел6. Согласование содержания документа длилось более 20 лет. За эти годы (1996-2018) между сторонами было проведено 51 заседание специальных рабочих групп, более 10 встреч министров иностранных дел и четыре президентских саммита - в 2002 г. в Ашхабаде, в
1 From the Caspian to the Mediterranean: The East-West Energy Corridor is Becoming a Reality URL: https://nationalinterest. org/article/from-the-caspian-to-the-mediterranean-the-east-west-energy-corridor-is-becoming-2260 (дата обращения 11.08.2020 г.).
2 Разработка каспийского шельфа принесет России миллиарды кубометров нефти и газа. URL: https:// rg.ru/2018/09/18/reg-ufo/skolko-na-kaspii-imeetsia-zapasov-nefti-i-gaza.html (дата обращения 22.08.2020 г.).
3 Осетровые и причины их исчезновения. URL: https://wwf.ru/what-we-do/seas/sturgeon-and-the-reasons-for-their-disappearance/ (дата обращения 22.04.2020 г.).
4 Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23.08.1978 г. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/states_succession.shtml (дата обращения 11.08.2020 г.).
5 Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12.08.2018 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения: 11.08.2020 г.).
6 Жильцов С.С. Политика России на Каспии. Проблемы постсоветского пространства. 2014. № 2. С. 5-30.
2007 г. в Тегеране, в 2010 г. в Баку и в 2014 г. в Астрахани7.
Необходимо отметить следующие наиболее значимые положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Страны договорились фактически считать дно морем, а толщу воды - озером. Такой шаг был принят с целью соблюдения интересов всех прибрежных государств. Ведь единственной страной, которая все эти годы не соглашалась на секторальное деление по принципу моря, был Иран с его скромной береговой линией. При морском делении ему доставался минимальный участок - чуть больше 10%, причем самый глубоководный, а в озере он мог рассчитывать на пятую часть - 20%.
Сейчас же каждая сторона договора устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с рассматриваемым актом. Но разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и на другую правомерную хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр. Данная норма потенциально может послужить причиной возникновения новых конфликтов между прибрежными государствами ввиду своей нечеткости и обтекаемости формулировок.
Каждая сторона устанавливает рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам. Разграничение рыболовных зон между государствами со смежными побережьями осуществляется по договоренности между ними с учетом принципов и норм международного права. Сторо-
ны на основе рассматриваемой Конвенции совместно определяют общий допустимый улов водных биологических ресурсов в Каспийском море и распределяют его на национальные квоты. Конечно, установление квот на выловы биологических ресурсов, в частности, осетровых, является важной мерой для недопущения или хотя бы замедления процесса исчезновения этих ресурсов. В Конвенции закреплено, что действия прикаспийских государств основываются на принципах охраны природной среды Каспийского моря, сохранения, восстановления и рационального использования его биологических ресурсов, а также содействия проведению научных исследований в области экологии, сохранения и использования биологических ресурсов Каспийского моря. Также установлено, что стороны самостоятельно или совместно принимают все необходимые меры и сотрудничают в целях сохранения биологического разнообразия, защиты, восстановления, устойчивого и рационального использования биологических ресурсов Каспийского моря, предотвращения, снижения и обеспечения контроля за загрязнением Каспийского моря из любого источника. Данные нормы носят преимущественно декларативный характер. Представляется, что они не могут послужить реальной основой для конкретных действий, направленных на сохранение редких и ценных видов биологических ресурсов Каспийского моря.
Хотя принятие прикаспийскими государствами Конвенции является крайне важным шагом для стабилизации политических и экономических отношений в регионе, предстоит проделать значительную работу для дальнейшего совершенствования правового регулирования использования ресурсов Каспийского моря. В частности, необходимо придать институциональную основу деятельности по
7 Сажин В.И. Судьбоносная веха в истории Каспия. URL: https://slovakia.mid.rU/v-dos-e-diplomata/-/asset_ publisher/9eKlIfPSgood/content/sud-bonosnaa-veha-v-istorii-kaspia?inheritRedirect=false (дата обращения 11.08.2020 г.).
сохранению биологических ресурсов путем создания международной организации, куда входили бы представители прикаспийских государств и решения которой имели бы обязательный характер для этих государств, подкрепленный санкциями за их нарушение, к примеру, в форме штрафов или сокращения квот вылова биологических ресурсов на определенный срок.
В 2003 г. в Тегеране уже был сделан первый шаг в направлении консолидации общих усилий в вопросе сохранения биологической среды Каспия. Тогда страны «пятерки» подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря, больше известную как Тегеранская конвенция8. Этот документ стал первым соглашением, подписанным всеми пятью государствами, и установил общие обязательства и институциональные механизмы. Азербайджан, Иран, Россия, Казахстан и Туркменистан взяли на себя обязательства по предотвращению, снижению и контролю загрязнения Каспийского моря с судов. При этом страны договорились принимать все необходимые меры для достижения данного результата, в том числе подписывать протоколы, предписывающие согласованные меры, процедуры и стандарты. К сожалению, до настоящего момента эти договоренности так и остались лишь закрепленными на бумаге.
В целом, справедливо утверждать, что рассмотренная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря определяет фундаментальные принципы, но регулирование деталей отсутствует. Основная ее идея состоит в том, что статус Каспия больше не является предметом спора между пятью странами, общие принципы раздела этого уникального водоема определены, и отныне конфликты между соседями
будут предметом двусторонних, а не пятисто-ронних договоренностей.
Принципиально позитивным также является положение о том, что в Конвенции провозглашен принцип неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам договора, что является значимым условием обеспечения национальной безопасности России на ее южных рубежах.
Представляется, что вопрос использования ресурсов Каспийского моря в будущем может в некоторых аспектах решаться и в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Россия и Казахстан являются полноправными членами этой организации. Иран находится в процессе интеграции. Таким образом, три из пяти прикаспийских стран в той или иной мере сотрудничают в рамках ЕАЭС. Туркменистан и Азербайджан являются потенциальными кандидатами на вступление в данное образование. В случае если все прикаспийские страны станут полноправными членами ЕАЭС, институциональные, правовые и политические ресурсы этой организации станут существенной помощью в регулировании так до конца не решенной проблемы использования ресурсов Каспийского моря.
Экономика прикаспийских государств, Каспийское море и конкретно Иран также связаны давним амбициозным проектом под названием трансиранский канал. Существует два варианта маршрута прокладки судоходного канала: западный маршрут, с выходом в Персидский залив, предусматривающий соединение морских портов на юго-западном побережье Каспия с портом Бендер-Хомейни, с протяженностью около 700 км; восточный маршрут, с выходом в Оманский залив, предусматривающий соединение портов на юго-восточном
8 Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря от 04.10.2003 г. URL: http://www.tehranconvention. org/spip.php?article19 (дата обращения 23.08.2020 г.).
побережье с портом Чабахар, с протяженностью около 1100 км9.
Стратегическое значение проекта трансиранского канала гораздо шире, чем выход прикаспийских стран к теплым южным морским пространствам. На сегодняшний день в России существует целая сеть судоходных каналов и речных путей, которая связывает Каспийское море с Балтийским (Волго-Балтий-ский водный путь), Каспийское море с Белым морем (посредством Беломорско-Балтийско-го канала и Волго-Балтийского водного пути), а также Каспий с бассейном Черного моря (Волго-Донской канал). Эта колоссальная транспортная сеть наряду с трансиранским каналом способна обеспечить кратчайший путь в Индийский океан не только для России, но и для Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Узбекистана, а также европейский стран Балтийского региона. По подсчетам специалистов, канал «Каспий - Персидский залив» позволит преодолевать путь из российских портов на Балтике до индийского порта Мумбаи всего за три недели вместо семи, которые сегодня уходят на маршрут через Средиземное море и Суэцкий канал10.
Идею судоходного пути из Каспийского моря в Индийский океан сформулировал еще Петр Великий, а проект такого канала был подготовлен русскими инженерами в 18891892 гг. В последующие исторические периоды в зависимости от обострения геополитической обстановки в регионе вновь на повестке дня вставал этот проект. Так, например, для того чтобы снизить тарифы за прохождение советских судов через проливы Босфор и Дарданеллы, в 1950-х гг. советское правительство
поднимало вопрос о возможности реализации проекта. После прекращения существования СССР уже в 1998 г. создается совместная российско-иранская экспертная группа по изучению водного проекта, итогом которого могло старт строительства трансиранского канала11. Уже в следующем году правительство Исламской Республики официально одобряет выработанное ею технико-экономическое обоснование, но на этом все завершается. И очередная попытка поднятия дискуссий по проекту была предпринята в 2016 г., когда обострились российско-турецкие взаимоотношения.
Периодический возврат к данному вопросу продиктован в первую очередь геополитическими мотивами. Но его сооружению на протяжении всей истории препятствовали изменения политической обстановки, а самое главное - экономические причины и сама масштабность предстоящего строительства, предусматривающего создание сотен километров водного пути со многими шлюзами в крайне непростых рельефно-геодезических условиях Ирана.
Одновременно с этим имеется угроза того, что переток большого объема высокосоленой воды из Персидского залива в водную акваторию Каспия может, если не нанести непоправимый вред всей его биомассе, то однозначно приведет к ее существенным изменениям. Под угрозой исчезновения окажутся многие виды ценных рыб, в то числе осетровые. Изменение водного баланса Каспийского моря приведет к сокращению частоты переносимых влажных ветров в регион Среднего Востока. Вследствие этого усилится засушливость
9 Исмаилов Ч.Н. Судоходный канал «Каспийское море - Персидский залив»: ирреальность и фантазии // Материалы международной научно-практической конференции социально-экономические и экологические аспекты развития прикаспийского региона. 2019 г. С. 495.
10 Каспийские коридоры и российская логистика. URL: https://seanews.ru/2016/10/06/4024363/ (дата обращения 24.08.2020 г.).
11 Трансиранский канал - стратегический проект России и Ирана. URL: https://www.putin-today.ru/archives/22397/ (дата обращения 24.08.2020 г.).
климата, что приведет к экологическим нарушениям природной среды.
Также необходимо иметь в виду, что Иран является страной со специфическими характеристиками государственного механизма и правовой системы. С точки зрения сущностного содержания и с позиции формальных характеристик, закрепленных в различных нормативных правовых актах, в частности, в Конституции ИРИ12, правовая система этой страны является мусульманской, причем основанной на шиитском исламе джафарийско-го толка. Это проявляется в ряде аспектов.
Во-первых, главой государства13 в ИРИ может стать только богослов, обладающий заслуженным авторитетом как в клерикальной среде, так и среди населения страны в целом (принцип вэлаят-э факих). Как духовный лидер мусульман он имеет право на основе своего субъективного понимания смысла религиозных норм высказать собственное мнение по любому вопросу в какой бы то ни было форме. Это мнение будет являться фетвой, т.е. велением религиозного авторитета, которое выносится на основе понимания религиозных норм и имеет обязательную силу. Такими образом, фетвы носят религиозный характер и формально стоят вне правового поля, но обязательны к исполнению, потому что рахбар, исходя из своего положения и опыта, наиболее точным образом может интерпретировать постулаты, имеющие божественную природу. Одновременно с этим Верховный руководитель ИРИ как глава государства издает указы, которые по юридической силе находятся выше законов. Указы имеют светский характер. Их издают на основе наличия прав, обязанностей и компетенции, закрепленной в нормативных
правовых актах. Можно утверждать, что вынося фетвы, рахбар действует с позиции духовного, религиозного лидера, а при издании указов - светского.
Во-вторых, исламский характер государственного устройства проявляется в том, что все законы, принимаемые парламентом страны, не могут вступить в силу без одобрения принятого проекта со стороны богословско-ю-ридического контрольного органа - Наблюдательного совета (Совета по охране Конституции).
В-третьих, в Иране имеются суды для духовных лиц, которые не входят в общую судебную систему страны. Судья и прокурор в данных судах назначаются только Верховным лидером, и они подчиняются исключительно ему. Судопроизводство основано не на действующем уголовно-процессуальном законодательстве, а на правилах, общепринятых в теологических кругах.
В-четвертых, в правовой сфере Ирана при толковании термина «безопасность» существенное значение имеет религиозный аспект. Так, в смысловое содержание «внешней безопасности» закладывается такой аспект как защита «территории ислама». Под ней подразумевается территория, на которой проживают преимуществе мусульмане или которая исторически принадлежала им. Именно на основе указанного нюанса в понимании «внешней безопасности» иранские политики обосновывают свою критику к Израилю как к государству, оккупировавшему исконно исламскую территорию.
Таким образом, особый порядок выбора и правовой статус Верховного лидера, богословский контроль над законодательной деятель-
12 Конституция Исламской Республики Иран (jlj^l 6>>IJ^I 6jб^Ы osolä). URL: https://www.majlis.ir/fa/ content/iran_constitution (дата обращения 25.08.2020 г.).
13 В русскоязычной научной литературе главу иранского государства называют «Верховный лидер», «Верховный руководитель», «Духовный лидер». Также встречается калька с персидского языка - «рахбар», что на русский язык возможно интерпретировать как «ведущий по пути, по дороге».
ностью в стране, наличие специальных судов для религиозных деятелей и специфическое понимание термина «безопасность» являются конкретными примерами реализаций клерикального характера иранского государства на практике.
Вместе с тем, в правовой системе ИРИ усматривается наличие черт романо-германской правовой системы, причем эти черты создают скорее впечатление имитации, погони за современными тенденциями. Так, иранские законодатели при создании нормативных правовых актов зачастую используют форму, характерную для романо-германской системы -закон как основной источник права, наличие кодифицированного законодательства, его отраслевое деление - и наполняют его содержанием, которое должно соответствовать нормам официальной религии государства. По факту, трактовка религиозных норм является привилегией узкого круга богословов. Поэтому можно утверждать, что правовая система ИРИ была выстроена с опорой на религиозные нормы шиитского ислама в существующем виде для того, чтобы на официальном уровне закрепить власть религиозных деятелей в государстве. Исходя из этого религиозные нормы являются высшим источником права в Иране.
Несмотря на конституционное закрепление в Иране исламской республики в качестве формы правления, на основании анализа государственного механизма и особенностей правовой системы ИРИ возможно утверждать, что на практике форма правления в этой стране - теократическая выборная конституционная монархия. Верховный лидер является по сути своего статуса монархом. Эта должность формально избираема, но занять ее может только лицо, имеющее высшее положение в шиитской иерархии. Его полномочия в любой сфере государственной жизни огромны. Вместе с тем, в ИРИ все же существует официаль-
но принятая конституция, которая в некоторой степени ограничивает власть Верховного лидера.
Органы государственной власти, характерные для стран с республиканской формой правления (выборные парламент, президент, кабинет министров) присутствуют и в Иране. При этом они занимают подчиненное положение по отношению к клерикальным органам власти во главе с рахбаром. Такая система была выстроена основателями нынешнего Ирана, по-видимому, для того чтобы избежать прямых обвинений в узурпации власти. Также возможное объяснение данной ситуации заключается в том, что иранские руководители после перехода к новой форме правления, понимая, что страна не сможет выжить в условиях полной изоляции, хотели выглядеть цивилизованными в глазах западного сообщества. Поэтому была создана система демократически выбираемых органов, которые являются привычными для европейских политических традиций.
Данные особенности иранского государства ставят вопросы, на которые проблематично дать однозначный ответ. Во-первых, строительство масштабных сооружений требуют значительных временных затрат. Нет гарантий того, что Иран после кончины нынешнего Верховного лидера, который является человеком весьма почтенного возраста, сохранит политическую линию на упрочнение экономических связей с Российской Федерацией, так как в Иране мнение высшего должностного лица исходя из его правового статуса является определяющим.
Во-вторых, если США достигнут успеха и смогут каким-либо способом переориентировать руководство Ирана (посредством «цветной революции» и постановки на руководящие посты лояльных лиц или иными методами) на установление тесных отношений со странами Западной Европы и США и отказу или сни-
жению интенсивности налаживания связей с Россией и Китаем, то это будет означать, что возможные вложенные в строительство канала инвестиции нашей страны в Иране будут потеряны, а результаты будут использовать политические соперники России.
Однако сам факт возврата к дискуссиям о строительстве данного объекта говорит о том,
что возможный позитивный эффект от прогнозируемого результата очень привлекателен, и потому заставляет поэтапно создавать правовые, экономические и технологические обоснования его реализации. Сооружение трансиранского канала положит начало новому этапу изменений на геополитической карте мира.
Нормативно-правовые акты и ли
1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23.08.1978 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/states_succession.shtml (дата обращения 11.08.2020 г.)
2. Жильцов С.С. Политика России на Каспии. Проблемы постсоветского пространства. 2014. № 2. С. 5-30.
3. Исмаилов Ч.Н. Судоходный канал «Каспийское море - Персидский залив»: ирреальность и фантазии // Материалы международной научно-практической конференции социально-экономические и экологические аспекты развития прикаспийского региона. 2019 г. С. 493-496.
4. Каспийские коридоры и российская логистика. URL: https://seanews.ru/2016/10/06/4024363/ (дата обращения 24.08.2020 г.).
5. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12.08.2018 г. URL: http://kremlin.ru/ supplement/5328 (дата обращения 11.08.2020 г.).
6. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря от 04.10.2003 г. URL: http:// www.tehranconvention.org/spip.php7article19 (дата обращения 23.08.2020 г.).
7. Разработка каспийского шельфа принесет России миллиарды кубометров нефти и газа. URL:
https://rg.ru/2018/09/18/reg-ufo/skolko-na-kaspii-imeetsia-zapasov-nefti-i-gaza.html (дата обращения 22.08.2020 г.).
8. Сажин В.И. Судьбоносная веха в истории Каспия. URL: https://slovakia.mid.ru/v-dos-e-diplomata/-/ asset_publisher/9eKlIfPSgood/content/sud-bonosnaa-veha-v-istorii-kaspia?inheritRedirect=false (дата обращения 11.08.2020 г.).
9. Трансиранский канал - стратегический проект России и Ирана. URL: https://www.putin-today.ru/ archives/22397/ (дата обращения 24.08.2020 г.).
10. Осетровые и причины их исчезновения. URL: https://wwf.ru/what-we-do/seas/sturgeon-and-the-reasons-for-their-disappearance/ (дата обращения 22.08.2020 г.).
11. jLjjL^оШ. i^ii^ (Конституция Исламской Республики Иран). URL: https://www.majlis. ir/fa/content/iran_constitution (дата обращения 25.08.2020 г.).
12. From the Caspian to the Mediterranean: The East-West Energy Corridor is Becoming a Reality. URL: https://nationalinterest.org/article/from-the-cas-pian-to-the-mediterranean-the-east-west-ener-gy-corridor-is-becoming-2260 (дата обращения 11.08.2020 г.).
Normative legal acts and literature:
1. Vienna Convention on the Succession of States in Respect of Treaties of 23.08.1978, URL: https: //www.un-.org/ru/documents/decl_conv/conventions/states_suc-cession.shtml (date of access: 11.08.2020)
2. Zhiltsov S.S. Russian policy in the Caspian. Problems of the post-Soviet space. 2014.S. 5-30.
3. Ismailov Ch.N. Shipping channel «Caspian Sea-Persian Gulf»: unreality and fantasy // Materials of the international scientific-practical conference socio-economic and environmental aspects of the development of the Caspian region. 2019 S. 493-496.
4. Caspian corridors and Russian logistics URL: https://seanews.ru/2016/10/06/4024363/ (date of access: 24.08.2020)
5. Convention on the Legal Status of the Caspian Sea dated August 12, 2018 URL: http://kremlin.ru/sup-plement/5328 (date of access: 08/11/2020)
6. Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea dated 04.10.2003. URL: http://www.tehranconvention.org/ spip.php?article19 (date accessed: 23.08.2020)
7. Development of the Caspian shelf will bring Russia billions of cubic meters of oil and gas URL: https:// rg.ru/2018/09/18/reg-ufo/skolko-na-kaspii-imeetsia-zapasov-nefti-i-gaza.html ( date of access: 22.08.2020)
8. Sazhin V.I. Fateful milestone in the history of the Caspian. URL: https://slovakia.mid.ru/v-dos-e-diploma-ta/-/asset_publisher/9eKlIfPSgood/content/sud-bo-nosnaa-veha-v-istorii-kaspia?inheritRedirect=false (date accessed: 11.08. g.)
9. Trans-Iranian Channel is a strategic project of Russia and Iran URL: https://www.putin-today.ru/ar-chives/22397/ (date of access: 24.08.2020)
10. Sturgeons and the reasons for their disappearance URL: https://wwf.ru/what-we-do/seas/sturgeon-and-the-reasons-for-their-disappearance/ (date of access: 22.08.2020)
11. jLjjL j^u^l wu. i^y (Constitution of the Islamic Republic of Iran) URL: https://www.majlis.ir/fa/ content/iran_constitution (date accessed: 25.08.2020)
12. From the Caspian to the Mediterranean: The East-West Energy Corridor is Becoming a Reality URL: https://nationalinterest.org/article/from-the-caspi-an-to-the-mediterranean-the-east-west-energy -corri-dor-is-becoming-2260 (date of access: 08/11/2020)