ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
УДК 341
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КАСПИЙСКОГО
МОРЯ
Алиева М.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
В статье рассмотрена проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря, которая в настоящее время становится все более актуальной. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что от решения данной проблемы зависит сохранение мира, взаимовыгодного сотрудничества и суверенных прав прибрежных государств на богатства Каспия. Целью исследования является выработка путей решения данной проблемы. В статье говорится, что Каспий по своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод относится к особому типу водоемов - «море-озеро». Он также является пограничным озером, закрытым для международного судоходства не прибрежных государств. Поэтому решение проблемы, является ли Каспий морем или озером, имеет большое значение для определения его международно-правового статуса. Проводится различие между понятиями «правовой статус» и «правовой режим». Выявлена и обоснована необходимость разработки универсального международно-правового документа, определяющего правовой статус Каспийского моря, в частности, Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
На основе проведенного исследования предлагается рассматривать Каспийское море в международном праве как международное озеро с особым статусом и режимом. Формулируется вывод о том, что главной отправной точкой при решении проблемы правового режима Каспия должно стать общее согласие всех прикаспийских государств.
Ключевые слова: международно-правовой статус Каспийского моря, правовой режим, прибрежные государства, пограничные озера, Гюлистанский мирный договор, принцип свободы рыболовства.
UDK 341
ON THE QUESTION OF DEFINITION OF THE INTERNATIONAL LEGAL STATUS OF THE
CASPIAN SEA
Aliyeva M.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article deals with the problem of defining the international legal status of the Caspian Sea, which is now becoming more urgent. The relevance of the research is confirmed by the fact that the decision of this problem depends on the preservation of peace, mutually beneficial cooperation and the sovereign rights of coastal States to the wealth of the Caspian Sea. The aim of the research is to develop ways to solve this problem. The article says that the Caspian Sea for its geographical position, insularity and originality of treatment refers to a special type of water bodies - "sea-lake". It is also a border lake, closed to international shipping of non-coastal States. Therefore, the solving of the problem, whether the Caspian is a sea or a lake, is of great importance to determine the international legal status. A distinction is made between "legal status" and the "legal regime". The need for a universal international legal document defining the legal status of the Caspian Sea, in particular the Convention on the legal status of the Caspian Sea is identified and justified in the article.
On the basis of the research the Caspian Sea is considered to be an international lake with a special status and regime. It draws conclusions that the main starting point for the problem of the legal regime of the Caspian Sea to be solved, should be the general consensus of all Caspian states.
Key words: international legal status of the Caspian Sea, legal regime, the coastal states, border lakes, Gulistan Peace Treaty, the principle of freedom of fishing.
В настоящее время проблема определения статуса Каспийского моря является одной из самых сложных проблем региональной геополитики,
а также тех государств, интересы которых, так или иначе, затрагиваются этой проблемой [1, с. 381]. Определение международно-правового статуса
Каспийского моря становится все более актуальной и неотложной задачей. От ее решения зависят мир, взаимовыгодное сотрудничество в этом регионе и, в конечном итоге, сохранение суверенных прав прибрежных государств на богатства Каспия [2, с. 102].
Каспийское море - это «целостная природная геосистема, в которой взаимодействуют геологические, гидроклиматические, антропогенные и космические факторы» [3, с. 114].
Сегодня в юридической доктрине нет единства мнений по проблеме, чем же является Каспий - морем или озером. Применительно к Каспийскому морю применяются категории «море», «пограничное озеро», «внутреннее море», «кондоминиум», «внутриконтинентальный водоем». По своему географическому положению, замкнутости и своеобразию вод Каспий относят и к особому типу водоемов - «море-озеро» [4]. Решение данной проблемы имеет большое значение при определении международно-правового статуса Каспия. По мнению С.Ч. Тагиевой, «в зависимости от решения проблемы, чем является Каспий — морем или озером, будет определяться правовой режим, действующий на всей акватории Каспия» [5, с. 16], а также определяться суверенные права прибрежных государств на водоем. Такого же мнения придерживается К.А. Тюренкова, которая утверждает, что «применительно к Каспийскому морю вопрос об установлении статуса актуален с точки зрения действующего правового режима, то есть объема прав и обязанностей, которыми будет обладать каждое из прикаспийских государств в отношении недр, водной толщи и поверхности Каспия» [6, с. 384].
Исследуя проблему международно-правового статуса Каспийского моря, нужно, в первую очередь, провести различие между понятиями «правовой статус» и «правовой режим» [7, с. 296].
Категорию «правовой статус» в научной литературе используют как общее понятие в сравнении с режимом. Другими словами, эти понятия соотносятся как часть и целое. Часть - это понятие «правовой режим», а целое - понятие «правовой статус». К тому же, ученые применяют термин «статус», определяя Каспий как море, озеро «sui generis» и т.д.: «В зависимости от правового статуса Каспийского моря (море, озеро или уникальный водоем sui generis) в международном праве предусмотрены различные правовые режимы для данного водоема». Как отмечает Чингиз кызы Се-виндж Тагиева, «использование понятия «правовой режим» сводится к определению объема прав и обязанностей государства в пределах, оговоренных в международном договоре, тогда как «правовой статус» характеризует водоем с точки зрения присвоенного ему, точнее отдельным его частям, места (положения) в системе водных пространств, имеющихся в теории международного публичного права, и, соответственно, объема суверенитета прибрежного государства в определенных частях
водоема согласно нормам и принципам международного права. Причем, с точки зрения объема суверенных прав несколько различных морских пространств могут обладать одинаковым международно-правовым статусом, например, исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф» [8, с. 196].
При рассмотрении проблемы статуса Каспийского моря нужно отметить, что этот вопрос сводится к определению суверенных прав прибрежных государств на природные ресурсы Каспийского моря.
Надо подчеркнуть, что проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря, т. е. конкретного определения суверенных прав прибрежных государств, - новая для Каспийского региона. В советский период Каспий был провозглашен морем двух государств: России и Ирана. В Договоре между СССР и Ираном 1940 года (ст. 13), определявшем на момент развала Союза правовой режим на Каспийском море, было сказано: «Договаривающиеся Стороны условливаются, что в согласии с принципами, провозглашенными Договором от 26 февраля 1921 года между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией, на всем протяжении Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие Союзу Советских Социалистических Республик или Ирану, а равным образом гражданам и торговым и транспортным организациям одной из Договаривающихся Сторон, плавающие соответственно под флагом Союза Советских Социалистических Республик или Ирана».
Данный договор провозглашал равное право обоих государств на судоходство по Каспийскому морю. На практике с 1934 года морской границей между российской и иранской частями Каспия являлась гипотетическая линия между Советским Союзом и Ираном Астара (Азербайджан) - Гасан-Кули (Туркмения). Эта условная граница, проведенная между самыми южными точками Советского Союза, примыкавшими к Каспийскому морю, стала взаимно соблюдаемой Советским Союзом и Ираном международно-правовой нормой [9].
Сегодня проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря - это проблема международно-правового режима, который должен быть установлен в отношении недр, водной толщи и поверхности Каспия.
Каспий является пограничным (трансграничным, международным) озером. К.А. Бекяшев пишет, что «пограничными считаются озера, по которым проходит государственная граница двух или нескольких государств. Правовой режим этой категории озер определяется соответствующими соглашениями прибрежных государств. Почти в каждом пограничном озере, как правило, установлен свой собственный, совершенно отличный порядок судоходства, рыболовства и т. д.» [10, с. 571].
Доктрина международного права подразделяет пограничные озера по признакам междуна-
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 17. 2016. № 1.
родно-правового статуса и режима ее использования на 2 группы:
«1) обычные пограничные озера, то есть озера, водными путями и ресурсами (живыми и минеральными) которых могут пользоваться в соответствии с заключенными международными договорами только прибрежные государства;
2) пограничные озера, открытые для международного судоходства третьих стран. Таковыми, например, являются так называемые Великие озера, группа больших озер в восточной части Северной Америки в бассейне реки Святого Лаврентия» [11, с. 571].
Каспий является пограничным озером, закрытым для международного судоходства не прибрежных государств. Е.Г. Анянова считает, что «Каспийское море следует рассматривать в международном праве как международное озеро с особым статусом и режимом "sui generis". Подобный статус давал бы наибольшую свободу прибрежным государствам при урегулировании данного спора, в особенности, что касается применения к данному водоему существующих норм международного права, в частности, морского права и права международных водоемов» [12, с. 12].
С.Ч. Тагиева пишет: «Каспийское море — это водоем с особым статусом и режимом, в котором для отдельных его пространств могут быть установлены правила, совершенно отличные от мировой практики деления морей или озер. Главной отправной точкой при решении вопроса о правовом режиме Каспия должно быть общее согласие всех прикаспийских государств. Каспийское море относится к бессточным пограничным озерам, раздел водной толщи и дна которого может быть осуществлен согласно любому методу деления международных озер или согласно индивидуально разработанному разграничению для Каспийского водоема» [13, с. 3].
Наукой международного права моря классифицированы на открытые, полузамкнутые и закрытые. Базовым международным документом, положения которого образовали основу для такой классификации, служит Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Взяв за основу такое разделение, ученые, которые характеризуют Каспийское море с географической точки зрения как море, причисляют его к закрытым морям. В связи с внутри-континентальным расположением и отсутствием связи с Мировым океаном через речные системы либо иные водные объекты Каспийское море считается замкнутым водоемом. Так как все части природы являются живым механизмом, который функционирует как единое целое, обособленность Каспия от Мирового океана носит условный характер, как и обособленность какой-нибудь одной природной системы от другой.
В истории создания международно-правового статуса Каспийского моря особое внимание нужно уделить Гюлистанскому мирному договору, заключенному между Российской импе-
рией и Персией 12 (24) октября 1813 г. в сел. Гюли-стан (Карабах) по окончании русско-персидской войны 1804-1813 годов. Согласно Договору России было предоставлено исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Надо обозначить и Туркманчайский трактат 1828 года по итогам русско-персидской войны 1826-1828 годов, который был подписан 10 февраля в деревне Турк-манчай, вблизи Тебриза. Он подтверждал это исключительное право.
Наряду с мирным договором следует сказать о подписании торгового трактата, согласно которому русские купцы были наделены правом на свободную торговлю на территории всего Иранского государства. У Персии сохранялось право только на торговое судоходство, что означало полное подчинение Каспийского моря российской юрисдикции. Другими словами, Каспий являлся внутренним водоемом России.
Следует сказать, что еще в начале XX века известным русским юристом-международником Ф.Ф. Мартенсом было подмечено, что «...в совершенно другом сравнительно с открытыми морями положении находятся те моря, которые не только окружены территориальными владениями одного и того же государства, но и не имеют никакой связи с океанами. Это — закрытые моря: они состоят под властью того государства, в пределах которого лежат. Каспийское море, также закрытое, и хотя оно омывает берега, принадлежащие России и Персии, но должно считаться русским, так как в Туркман-чайском договоре с Россией (1828 г.) персидский шах, из особенного уважения к Русскому императору, согласился (ст. 8) предоставить ему на вечные времена исключительное право содержать на Каспийском море военные суда, и «никакая другая держава не может иметь на нем судов военных» [14, с. 183].
В истории создания международно-правового статуса Каспия выделяются этапы, охватывающие период до заключения Договора между РСФСР и Персией 1921 года; период после заключения указанного Договора до распада Советского Союза; современный период.
Новшеством для договорно-правового определения международно-правового статуса Каспия стал принцип свободы рыболовства. Более того, в пункте 4 статьи 12 Договора о торговом мореплавании 1940 года выделена рыболовная зона, принадлежавшая каждой из прибрежных государств, и конкретизированы ее границы: «Независимо от предшествующих постановлений каждая из Договаривающихся Сторон сохраняет за судами своего флага ловлю рыбы в водах, омывающих ее берега, до пределов 10 морских миль».
В соответствии с Договором между РСФСР и Ираном от 26.02.1921 года и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25.03.1940 года Каспийское море является морем советским и иранским, разделенным на две части линией Астара-Гасан-Кули, выходящей на западе и
востоке из сухопутных границ государств. А.Л. Колодкин пишет: «В соответствии с этим в Каспийском море нет территориальных вод, а имеются лишь рыболовные десятимильные зоны, в пределах которых могут осуществлять рыболовство только граждане данного прибрежного государства» [15, с. 67].
С прекращением существования СССР и образованием пяти независимых государств возникла необходимость разработать универсальный международно-правовой документ, определяющий правовой статус Каспийского моря. Начиная с 1992 года, пять прикаспийских государств до сих пор не могут выйти на подписание Конвенции о правовом статусе Каспия [16, с. 91].
Для прикаспийских государств на сегодня вопрос определения правового режима Каспия и охраны его среды является особо важным с точки зрения определения правового режима недропользования на Каспии. В области охраны окружающей среды большую роль играют отраслевые принципы международного права, к примеру, принцип международного экологического права [17, с. 555].
С целью разработки Конвенции о правовом статусе Каспийского моря прикаспийские страны создали Специальную рабочую группу (далее -СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел. 30-е заседание СРГ по разработке Конвенции прошло 22-23 ноября 2011 года в Астане. В соответствии с заявлениями СРГ, сделанными по итогам заседания 14-15 марта 2006 г. в Москве, уже согласовано 90 % объема текста проекта Конвенции. Так, министр иностранных дел России C.B. Лавров заявил: «Пусть в предварительном порядке, но все же согласовано большинство ее статей и положений» [18].
Надо сказать, что в проекте Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, разработанном СРГ, в целом отражен баланс между подхода-
ми всех прикаспийских государств. Все разработанные проекты статей или дополнения к ним направлены на защиту среды и ресурсов Каспийского моря.
Проблема правового статуса Каспийского моря обсуждается также на уровне глав прикаспийских государств. Было проведено четыре саммита глав государств.
Сегодня известно, что «Конвенция о правовом статусе Каспийского моря может быть принята в 2016 году на Пятом Каспийском саммите в Казахстане. Переговоры по проекту конвенции ведут пять суверенных государств - Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан. Все стороны едины в том, что этот документ не может быть написан под диктовку кого-то одного из участников. Когда стороны придут к консенсусу по всем его ключевым разделам, работа будет завершена» [19]. Основной массив документа сформирован. В стадии переговоров находятся проекты протоколов о сотрудничестве по линии пограничных служб, антинаркотических и ряда других ведомств. Кроме того, готовится план практической реализации соглашения по преодолению чрезвычайных ситуаций на Каспии, подписанного в присутствии президентов на Каспийском саммите в Астрахани в 2014 году.
Россия также инициировала разработку пя-тистороннего соглашения о предотвращении инцидентов на Каспийском море, так как сохранение мира и стабильности на Каспии, на наш взгляд, относится к исключительной компетенции прибрежных государств.
В заключение хотелось бы отметить, что главной отправной точкой при решении проблемы международно-правового статуса Каспия должно стать общее согласие всех прикаспийских государств.
Литература
1. Тюренкова К.А. Этапы становления международно-правового регулирования статуса Каспийского моря // Молодой ученый. 2015. №17. С. 381-384.
2. Медведева Н.И. Проблемы определения международно-правового статуса Каспия // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. (27 марта 2015 г.). Саратов: Академия управления, 2015. Ч. 1. С. 102-104.
3. Панин Г.Н., Мамедов P.M., Митрофанов И.В. Современное состояние Каспийского моря. М.: Наука, 2005.
4. Каспийское море-озеро. URL: http://studopedia.ru/1_63993_kaspiyskoe-more-ozero.html (дата обращения:-02.10. 2015).
5. Тагиева С.Ч. Международно-правовая защита среды Каспийского моря: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
6. Тюренкова К. А. Указ. соч.
7. Боброва Ю.В., Гуцуляк В.Н., Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. M.: Статут, 2007.
8. Тагиева С.Ч. Международно-правовая защита среды Каспийского моря: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
9. Статус Каспия. Предыстория. URL: http://www.caspiy.net/dir3/sol/sol3.htrnl (дата обращения: 12.09. 2015).
10. Международное публичное право / отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд. M.: Проспект, 2009.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 17. 201б. № 1.
11. Там же.
12. Анянова Е.Г. Проблемы Каспийского моря в современном международном праве: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2010.
13. Тагиева С.Ч. Международно-правовая защита среды Каспийского моря: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
14. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т.2 / под ред. проф.В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008.
15. Колодкин А.Л. Правовой режим территориальных вод и открытого моря. М., 19б1. С. б7-б8.
16. Новоселов С.В. Каспийский саммит в Астрахани — будет ли поставлена точка в определении статуса? // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3 (40).
17. Международное право. Кн. 2 / сост. Вольфганг Граф Витцтум и др.; пер. с нем. М.: Инфотро-пик Медиа, 2011.
18. Стенограмма вступительного слова Министра иностранных дел России C.B. Лаврова на XX заседании Специальной рабочей группы по определению правового статуса Каспийского моря, Москва, 14 марта 200б года. URL: http://www.шid.ru/bф_4.nsf/0/C5390B5AE5B5A55AC3257131003бE2б1 (дата обращения: 04.10.2015 г.).
19. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря может быть принята в 201б году. URL: www. tass.ru/politika/19792б5 (дата обращения: 23.09.2015).
References
1. Tyurenkova K.A. Etapy stanovleniya mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya statusa Kaspii-skogo morya // Molodoi uchenyi. 2015. №17. S. 381—384.
2. Medvedeva N.I. Problemy opredeleniya mezhdunarodno-pravovogo statusa Kaspiya // Sovre-mennoe innovatsionnoe obshchestvo: dinamika stanovleniya, prioritety razvitiya, modernizatsiya: ekonomi-cheskie, sotsial'nye, filosofskie, pravovye, obshchenauchnye aspekty: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (27 marta 2015 g.). Saratov: Akademiya upravleniya, 2015. Ch. 1. S. 102—104.
3. Panin G.N., Mamedov P.M., Mitrofanov I.V. Sovremennoe sostoyanie Kaspiiskogo morya. M.: Nau-ka, 2005.
4. Kaspiiskoe more-ozero. URL: http://studopedia.ru/1_63993_kaspiyskoe-more-ozero.html (data obrashcheniya:-02.l0. 2015).
5. Tagieva S.Ch. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita sredy Kaspiiskogo morya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
6. Tyurenkova K. A. Ukaz. soch.
7. Bobrova Yu.V., Gutsulyak V.N., Kolodkin A.L. Mirovoi okean. Mezhdunarodno-pravovoi rezhim. Osnovnye problemy. M.: Statut, 2007.
8. Tagieva S.Ch. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita sredy Kaspiiskogo morya: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
9. Status Kaspiya. Predystoriya. URL: http://www.caspiy.net/dir3/sol/sol3.htrnl (data obrashcheniya: 12.09. 2015).
10. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo / otv. red. K.A. Bekyashev. 5-e izd. M.: Prospekt, 2009.
11. Tam zhe.
12. Anyanova E.G. Problemy Kaspiiskogo morya v sovremennom mezhdunarodnom prave: avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk. M., 2010.
13. Tagieva S.Ch. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita sredy Kaspiiskogo morya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012.
14. Martens F.F. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo tsivilizovannykh narodov. T.2 / pod red. prof.V.A. Tomsinova. M.: Zertsalo, 2008.
15. Kolodkin A.L. Pravovoi rezhim territorial'nykh vod i otkrytogo morya. M., 19б1. S. б7—б8.
16. Novoselov S.V. Kaspiiskii sammit v Astrakhani — budet li postavlena tochka v opredelenii statusa? // Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura. 2014. № 3 (40).
17. Mezhdunarodnoe pravo. Kn. 2 / sost. Vol'fgang Graf Vittstum i dr.; per. s nem. M.: Infotro-pik Media, 2011.
18. Stenogramma vstupitel'nogo slova Ministra inostrannykh del Rossii C.B. Lavrova na XX zasedanii Spetsial'noi rabochei gruppy po opredeleniyu pravovogo statusa Kaspiiskogo morya, Moskva, 14 marta 200б goda. URL: http://www.shid.ru/bf_4.nsf/0/C5390B5AE5B5A55AC3257131003бE2б1 (data obra-shcheniya: 04.10.2015 g.).
19. Konventsiya o pravovom statuse Kaspiiskogo morya mozhet byt' prinyata v 201б godu. URL: www. tass.ru/politika/1979265 (data obrashcheniya: 23.09.2015).
Поступила в редакцию 21 октября 2015 г.
Received 21 October, 2015