Научная статья на тему 'Особенности правовой культуры молодежи в США'

Особенности правовой культуры молодежи в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовая культура / правосознание / правовая грамотность / молодежь / девиантное поведение / преступность / правовое воспитание / превенция / legal culture / legal awareness / legal literacy / youth / deviant behavior / criminality / legal education / prevention.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Рогова Елена Александровна

В данной статье анализируются характерные черты, признаки и особенности правосознания и правовой культуры молодежи в Соединенных Штатах Америки. Во-первых, автор подробно рассматривает понятие и сущность правовой культуры, приводит точки зрения различных исследователей в данной сфере. Во-вторых, в статье производится детальный анализ понятия молодежи, приводятся цифры, установленные в качестве возрастных рамок для данной социальной группы различными международными организациями (Международной организацией труда, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНФПА и др.). Кроме того, автор рассматривает проблему девиантного поведения представителей молодежи в Соединенных Штатах Америки на основании официальных статистических данных, а также исследует взаимосвязь молодежной преступности с низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности. Помимо этого, в статье указываются причины формирования низкого уровня правосознания в Соединенных Штатах Америки, приводится перечень основных превентивных мер, предпринятых для повышения правовой культуры молодежи и снижения уровня преступности, а также подробно раскрывается сущность каждой из них. В конце автором производится оценка эффективность предпринятых мер с опорой на официальные статистические данные, свидетельствующие о наличии ряда пробелов в формировании правовой культуры представителей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестак Виктор Анатольевич, Рогова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FEATURES OF YOUTH LEGAL CULTURE IN THE USA

The article considers key features and characteristics of legal awareness and legal culture in the United States of America. First of all, the author explicitly examines the nature of legal culture and presents different viewpoints regarding the phenomenon. Secondly, the article analyzes the definition of youth, provides age boundaries established by different international organizations (International Labour Organization, UNESCO, UNICEF, WHO, UNFPA, etc.). Moreover, the author addresses the issue of youth deviant behaviour in the United States of America on the basis of official statistical data and explores interrelationship of youth crime with the low level of legal awareness and legal literacy. Besides, the article considers main reasons of the poor development of legal awareness in the United States of America, provides a list of measures undertaken in order to increase the level of youth legal culture and reveals their nature. Finally, the author assesses the effectiveness of undertaken measure on basis of official statistical data showing the existing problems of legal culture development.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой культуры молодежи в США»

ШЕСТАК Виктор Анатольевич,

профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации доктор юридических наук, доцент, e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

РОГОВА Елена Александровна,

студент 3 курса специальности "Международное право" Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В США

Аннотация. В данной статье анализируются характерные черты, признаки и особенности правосознания и правовой культуры молодежи в Соединенных Штатах Америки. Во-первых, автор подробно рассматривает понятие и сущность правовой культуры, приводит точки зрения различных исследователей в данной сфере. Во-вторых, в статье производится детальный анализ понятия молодежи, приводятся цифры, установленные в качестве возрастных рамок для данной социальной группы различными международными организациями (Международной организацией труда, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНФПА и др.). Кроме того, автор рассматривает проблему девиантного поведения представителей молодежи в Соединенных Штатах Америки на основании официальных статистических данных, а также исследует взаимосвязь молодежной преступности с низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности. Помимо этого, в статье указываются причины формирования низкого уровня правосознания в Соединенных Штатах Америки, приводится перечень основных превентивных мер, предпринятых для повышения правовой культуры молодежи и снижения уровня преступности, а также подробно раскрывается сущность каждой из них. В конце автором производится оценка эффективность предпринятых мер с опорой на официальные статистические данные, свидетельствующие о наличии ряда пробелов в формировании правовой культуры представителей молодежи.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовая грамотность, молодежь, девиантное поведение, преступность, правовое воспитание, превенция.

SHESTAK Viktor Anatolyevich,

Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Doctor of Laws, Associate Professor

ROGOVA Elena Aleksandrovna,

3rd year student of the International Law program of Moscow State Institute of International Relations

(MGIMO University)

KEY FEATURES OF YOUTH LEGAL CULTURE IN THE USA

Annotation. The article considers key features and characteristics of legal awareness and legal culture in the United States of America. First of all, the author explicitly examines the nature of legal culture and presents different viewpoints regarding the phenomenon. Secondly, the article analyzes the definition of youth, provides age boundaries established by different international organiza-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10256

УДК 340.11 ББК 67.05

tions (International Labour Organization, UNESCO, UNICEF, WHO, UNFPA, etc.). Moreover, the author addresses the issue of youth deviant behaviour in the United States of America on the basis of official statistical data and explores interrelationship of youth crime with the low level of legal awareness and legal literacy. Besides, the article considers main reasons of the poor development of legal awareness in the United States of America, provides a list of measures undertaken in order to increase the level of youth legal culture and reveals their nature. Finally, the author assesses the effectiveness of undertaken measure on basis of official statistical data showing the existing problems of legal culture development.

Key words: legal culture, legal awareness, legal literacy, youth, deviant behavior, criminality, legal education, prevention.

Соединенные Штаты Америки считаются правовым государством. Это означает, что ядром его правовой системы является правовая культура населения. Ее значимость подчеркивал Лоуренс Фридман в труде "Введение в американское право", говоря о том, что действие правовой системы невозможно без наличия развитой правовой культуры [2]. Данное понятие носит дискуссионный характер, вызывая споры и противоречия между различными учеными и исследователями, что, по мнению британского писателя и теоретика культуры Рэймонда Уилсона, связано с трудностью понимания самого термина "культура" в английском языке, ведь он может включать в себя как активную деятельность человека, так и его взгляды, принципы восприятия общества. Так, Фридман определял правовую культуру как составную часть общей культуры, включающую в себя мнения, традиции, способы мышления человека, направленные на понимание природы права. По мнению ученого, данный термин сочетал в себе отношение общества к правовой системе государства, понимание справедливости его законов и правовой системы в целом, а также образцы поведения людей в сфере права. Таким образом, согласно Фридману, в структуру понятия правовой культуры входило не только правосознание людей (legal consciousness) -совокупность взглядов и принципов, выражающих отношение людей к закону, но и их действия в сфере права. Идеи ученого были использованы многими исследователями для изучения таких явлений, как отношение несовершеннолетних к правовой системе государства, правосознание жителей США и др. [18]. Также следует отметить, что понятия правовой культуры и культуры не являются синонимичными. Четкая граница между ними была проведена профессором юридической теории в Лондонском университете королевы Марии Роджером Коттерреллом, считавшим, что закон является лишь одним из средств выражения культуры, ее проявлением. Таким образом, по его мнению, вышеупомянутые понятия соотносятся как целое и его часть, и поэтому их отождествление представляется исследователю ошибочным [20].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Следует отметить существование различных классификаций правовой культуры. В зависимости от субъектов данного явления, можно выделить, помимо прочего, правовую культуру молодежи. Для анализа данного понятия необходимо определить термин "молодежь". Так, ЮНЕСКО подразумевает под ним переходный период между детством и зрелостью человека. Однако на практике достаточно сложно установить четкие рамки, поэтому международные организации по-разному определяют возрастные границы данной социальной группы. Например, Секретариат ООН, Международная организация труда, а также ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНФПА устанавливают определенный возрастной промежуток от 15 до 24 лет, в то время как в Африканской хартии молодежи он увеличен до 35 лет [7,3]. В США в категорию молодежи входят лица до 25 лет. Следует отметить, что данный период в Соединенных Штатах Америки делится на ранний подростковый возраст (до 14 лет), средний подростковый возраст (от 15 до 17 лет), поздний подростковый возраст и средний возраст (от 18 до 24 лет) [8].

Несомненно, молодежь является одной из наиболее значимых социальных групп, ведь именно от нее зависит возможность гармоничного развития всего общества. Однако в то же время она считается и наиболее уязвимой, ведь данная социальная группа нередко определяется как промежуточная стадия между детством и взрослой жизнью, когда человек еще не до конца освоил новые социальные роли и модели поведения, однако руководствоваться прежними уже не может. В какой-то степени данную ситуацию можно сопоставить с маргинальностью - состоянием нахождения индивида или группы на грани двух общностей, характеризующейся достаточной нестабильностью социального положения. Именно поэтому одним из признаков молодежи является неразборчивость в выборе средств для достижения различных целей, правовой нигилизм - отрицание авторитетности норм права, а также неуважение к действующей правовой системе. Кроме того, следует отметить наличие определенных особенностей психики молодых людей, которая, по мнению сотрудников медицинского центра

Рочестерского университета в США, полностью формируется лишь к 25 годам [19]. Именно нес-формированность психики и ее относительная гибкость являеюся основными причинами высокой подверженности молодежи негативному влиянию извне, что, в свою очередь, неразрывно связано с молодежной преступностью.

На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение молодежи является достаточно серьезной проблемой в США. Так, согласно статистике, представленной Управлением юве-нальной юстиции и предупреждения правонарушений США, в 2017 году за совершение за всех видов правонарушений было задержано 2408 подростков, за вандализм - 108, за изнасилование - 58, за нарушение общественного порядка -186 (статистика представлена на 100,000 человек) [13].

Для недопущения девиантного поведения представителей вышеупомянутой социальной группы необходимо формирование высокого уровня правовой культуры, ведь она выполняет ряд функций, позволяющих искоренить молодежную преступность, а именно: ценностно-нормативную (формирование отношения молодежи к праву, а также желания соблюдать правовые предписания); прогностическую (возможность предвидения развития правоотношений в будущем); праворегулятивную (создание стабильных институтов, обеспечивающих возможность функционирования правовой системы) и др. [1]. Таким образом, отношение молодежи к действующей правовой системе, равно как и наличие или отсутствие у нее желания нарушать правовые предписания зависит от уровня правовой культуры, а также от степени развитости правосознания. С данными понятиями также тесно связан термин "правовая грамотность" (legal literacy) - определяемый Американской ассоциацией адвокатов (American Bar Association) как возможность критического мышления относительно действующих законов, а Канадской ассоциацией адвокатов (Canadian Bar Association) - как способность понимать смысл законов, делать выводы из их содержания, а также использовать данные выводы в повседневной жизни [21]. И действительно, формирование правовой культуры и правосознания человека невозможно без четкого понимания смысла законов, а также способности их критической оценки и анализа.

Однако на практике можно столкнуться с многочисленными проблемами формирования правовой культуры. Так, Генеральная Ассамблея ООН на 67 сессии отметила, что бедность отдельных слоев населения является распространенной причиной низкого уровня правовой культуры граждан той или иной страны [17]. На сегодняшний

день бедность является актуальной проблемой в США, ведь согласно статистике Бюро переписи населения США на 2017 год 12,3% населения страдают от нищеты [15]. Согласно докладу организации по оказанию правовой помощи Legal services corporation за 2017 год, 62% - 72% малообеспеченных американских граждан не получают должной правовой помощи [11].

Для решения вышеупомянутой проблемы в Соединенных Штатах Америки была создана уже упомянутая Legal services corporation - независимой некоммерческой организации, основной целью которой является консультация граждан с низким доходом (в том числе и представителей молодежи) по правовым вопросам. Данная организация обеспечивает равный доступ граждан к правосудию, финансирует многочисленные частные организации по осуществлению юридических консультаций населения в штатах США. Также следует отметить, что вышеупомянутая организация учреждает летние корпуса юристов (Rural Summer Legal Corps), привлекающие студентов юридических факультетов к оказанию правовой помощи жителям сельской местности. О востребованности данной программы свидетельствует статистика, согласно которой 60 студентов оказали юридическую помощь в 36 штатах США с 2016 по 2018 г. Кроме того, по статистике на 2017 год, студенты провели юридические консультации 1900 жителей сельской местности [12].

Кроме того, по мнению британского ученого Лоренцо Котула, к причинам низкого уровня правовой культуры населения отдельных стран относится трудность доступа к правовой информации, публикуемой в официальных изданиях [6]. Для решения данной проблемы используется система правового воспитания (legal education) - комплекс мер по обучению населения практическим и теоретическим аспектам права. В Соединенных Штатах Америки правовые предметы начинают изучаться еще в школе. Далее правовое образование по желанию может быть продолжено в law schools, позволяющих получить степень доктора права и стать практикующим юристом. Важность получения профессионального юридического образования отмечал Леонард Дж. Лонг, говоря, о том, что наличие квалифицированных специалистов в области права и юриспруденции способствует гармоничному развитию всего общества. Следует отметить, что к претендентам на получение юридического образования предъявляются достаточно высокие требования: окончание бакалавриата и наличие степени Бакалавра гуманитарных или естественных наук, прохождение вступительных испытаний, наличие рекомендательных писем, также необходимым условием является успешное прохождение интервью [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Таким образом, высшее юридическое образование доступно далеко не всем представителям молодежи в США. Для оставшейся части данной социальной группы, не желающей связывать свою жизнь с профессией юриста, был утвержден День Закона (Law Day) в США, ежегодно проводящийся 1 мая и официально закрепленный в Кодексе Соединенных Штатов [10]. Согласно данному акту, целью вышеупомянутого мероприятия является формирование у жителей страны осознанного образа своих прав, а также понимания значимости принципов равенства перед законом и справедливости. Также подчеркивается необходимость издания президентом специального акта (proclamation) перед проведением Дня Закона. Так, в 2019 году Дональд Трамп в прокламации призвал всех жителей страны выразить почтение законам страны, создающим правовую основу реализации основных прав человека и гражданина [16]. По словам Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association), основными составляющими Дня Закона 2019 года являются свобода слова, свобода печати и свободное общество (Free Speech, Free Press, Free Society), так как в рамках данного мероприятия основное внимание уделяется рассмотрению именно этих прав [4].

Также крайне важным является формирование правовой культуры и правовой грамотности молодежи, уже совершившей противоправные поступки с целью превенции - недопущения повторного совершения преступлений. Для достижения данной цели была создана организация Kids "N" Crime, действующая на базе центра про-бации Orange County Probation Department и помогающая молодежи, проявляющей признаки деви-антного поведения, осознать негативные последствия своих поступков. Изначально данная организация предлагала лишь программу повышения уровня правосознания (Legal Awareness program), в рамках которой специально приглашенные гости рассказывали молодым людям о собственном опыте совершения правонарушений и пребывания в местах лишения свободы, негативном влиянии алкогольной продукции и наркотических веществ на организм человека, а также важности уважения прав и свобод всех членов общества. На сегодняшней день вышеупомянутая организация предлагает множество программ, включающих в себя занятия по контролю гнева (Anger Control), программу повышения уровня осведомленности о негативном влиянии наркотических веществ и алкогольной продукции на здоровье человека (Drug and alcohol experimentation) и другие. Также существуют отдельные программы для родителей, например, Drug Education for Parents, позволяющая им безошибочно определить пер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

вые признаки наркотической зависимости у их детей. Помимо этого, действует программа Parent's Rights & Responsibilities, в рамках которой родители получают информацию о своих правах и обязанностях, а также способах урегулирования конфликтов с детьми [9].

Таким образом, уровень правовой культуры молодежи является крайне важным фактором гармоничного развития общества и государства, ведь именно от отношения населения к закону зависит уровень преступности в конкретной стране. На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки действуют разнообразные программы по повышению правовой культуры и правовой грамотности населения, в частности, молодежи. Об эффективности данных мероприятий свидетельствует статистика Управления ювенальной юстиции и предупреждения правонарушений США, согласно которой с 2016 по 2017 годы число представителей молодежи, арестованных за все виды правонарушений сократилось на 5%, за кражу со взломом - на 4%, за вандализм - на 6%, за нарушение общественного порядка - на 5%, за бродяжничество - на 6 %. Однако количество задержанных за хищение транспортного средства увеличилось на 4%, а за преступления против семьи и несовершеннолетних - на 9%, что свидетельствует о наличии определенных пробелов в системе повышения правовой культуры [14]. Следует отметить, что основной задачей государства можно считать создание новых программ вышеупомянутой направленности, а также повышение эффективности уже существующих, что приведет к повышению правовой грамотности населения и уменьшит уровень преступности в стране.

Список литературы:

[1]. Галстян И.Ш., Лаута О.Н. К вопросу о правовой культуре молодежи [Электронный ресурс] / Сайт «Научная электронная библиотека Киберленинка» - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-pravovoy-kulture-molodezhi (дата обращения 01.05.2019).

[2]. Фридмэн Л. Введение в американское право [Электронный ресурс] - URL: https://www. studmed.ru/fridmen-l-vvedenie-v-amerikanskoe-pravo_8133268d0c6.html (дата обращения 23.04.2019).

[3]. African Youth Charter. [Электронный ресурс] / African Union. - URL: https://au.int/en/ treaties/african-youth-charter (дата обращения 26.04.2019).

[4]. American Bar Association. Law Day 2019 [Электронный ресурс] / American Bar Association. - URL: https://www.americanbar.org/groups/public_ education/law-day/law-day-2019/ (дата обращения 03.05.2019).

[5]. Barry M.M., Dubin J.C., Joy P.A. Legal Education Best Practices Report, United States [Электронный ресурс] / Course Hero. - URL: https:// www.coursehero.com/file/32704861/The-Development-of-Legal-Education-in-the-United-Statesdoc/ (дата обращения 03.05.2019).

[6]. Cotula L. Legal Empowerment for Local Resource Control: Securing Local Resource Rights Within Foreign Investment Projects in Africa [Электронный ресурс] / ResearchGate. - URL: https:// pubs.iied.org/pdfs/12542IIED.pdf (дата обращения 04.05.2019).

[7]. Definition of youth. United nations youth. [Электронный ресурс] / United Nations. - URL: https://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/ fact-sheets/youth-definition.pdf (дата обращения 26.04.2019).

[8]. United States. Definition of Youth [Электронный ресурс] - URL: https://www.youthpolicy. org/factsheets/country/united-states/ (дата обращения 26.04.2019).

[9]. KidsNCrime. Our classes [Электронный ресурс] / KidsNCrime. Providing a Second Chance.

- URL: https://kidsncrime.com/classes/ (дата обращения 04.05.2019).

[10]. U.S. Code [Электронный ресурс] / Cornell Law School. Legal Information Institute. - URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text (дата обращения 03.05.2019).

[11]. The Unmet Need for Legal Aid [Электронный ресурс] / Legal Services Corporation. America's Partner for Equal Justice. - URL: https://www.lsc.gov/ what-legal-aid/unmet-need-legal-aid (дата обращения 03.05.2019).

[12]. Rural Summer Legal Corps [Электронный ресурс] / Legal Services Corporation. America's Partner for Equal Justice. - URL: https://www.lsc. gov/grants-grantee-resources/our-grant-programs/ rural-summer-legal-corps (дата обращения 03.05.2019).

[13]. Law Enforcement and Juvenile Crime [Электронный ресурс] / U.S. Department of Justice Office of Justice Programs, - URL: https://www.ojjdp. gov/ojstatbb/crime/JAR.asp (дата обращения 01.05.2019).

[14]. Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention. Statistical Briefing Book [Электронный ресурс] - URL: https://www.ojjdp.gov/ojstatbb/ (дата обращения 05.05. 2019).

[15]. Poverty. [Электронный ресурс] / U.S.Census Bureau. - URL: https://www.census. gov/topics/income-poverty/poverty.html (дата обращения 02.05.2019).

[16]. Presidential Proclamation on Law Day, U.S.A., 2019 // Law & Justice. [Электронный ресурс]

- URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-

actions/presidential-proclamation-law-day-u-s-2019/ (дата обращения 03.05.2019).

[17]. Extreme poverty and human rights. [Электронный ресурс] / United Nations General Assembly. - URL: https://www.ohchr.org/Documents/Issues/ Poverty/A-67-278.pdf (дата обращения 02.05.2019).

[18]. Tapp J.L., Melton G.B. Preparing Children for Decision Making [Электронный ресурс] / Springer Link. - URL: https://link.springer.com/chap ter/10.1007/978-1-4684-4289-2_11 (дата обращения 26.04.2019).

[19]. Health Encyclopedia. Understanding the Teen Brain. [Электронный ресурс] / University of Rochester medical center. - URL: https://www.urmc. rochester.edu/encyclopedia/content.aspx?ContentTy peIC=1&ContentID=3051 (дата обращения 30.04.2019).

[20]. Weinstein C. E. Legal Culture and Legal Consciousness. [Электронный ресурс] - URL: http://web.mit.edu/ssilbey/www/pdf/iesbs-full.pdf (дата обращения 23.04.2019).

[21]. What is legal literacy? Examining the concept and objectives of legal literacy. [Электронный ресурс] / SALS-Home - URL: https://www. athabascau.ca/syllabi/lgst/docs/LGST249_sample. pdf (дата обращения 01.05.2019).

Spisok literatury:

[1]. Galstian I.Sh., Lauta O.N. K voprosu o pra-vovoi kul'ture molodezhi [Elektronnyy resurs] / Sait «Nauchnaia elektronnaia biblioteka Kiberleninka» -URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-pravovoy-kulture-molodezhi (data obrashcheniya 01.05.2019).

[2]. Fridmen L. Vvedenie v amerikanskoe pravo [Elektronnyy resurs] - URL: https://www.studmed.ru/ fridmen-l-vvedenie-v-amerikanskoe-pra-vo_8133268d0c6.html (data obrashcheniya 26.04.2019).

[3]. African Youth Charter. [Elektronnyy resurs] / African Union. - URL: https://au.int/en/treaties/afri-can-youth-charter (data obrashcheniya 26.04.2019).

[4]. American Bar Association. Law Day 2019 [Elektronnyy resurs] / American Bar Association. -URL: https://www.americanbar.org/groups/public_ education/law-day/law-day-2019/ (data obrashcheniya 03.05.2019).

[5]. Barry M.M., Dubin J.C., Joy P.A. Legal Education Best Practices Report, United States [Elektronnyy resurs] / Course Hero. - URL: https://www. coursehero.com/file/32704861/The-Develop-ment-of-Legal-Education-in-the-United-Statesdoc/ (data obrashcheniya 03.05.2019).

[6]. Cotula L. Legal Empowerment for Local Resource Control: Securing Local Resource Rights Within Foreign Investment Projects in Africa [Elektronnyy resurs] / ResearchGate. - URL: https://pubs.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

iied.org/pdfs/12542IIED.pdf (data obrashcheniya 04.05.2019).

[7]. Definition of youth. United nations youth [Elektronnyy resurs] / United Nations. - URL: https:// www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-definition.pdf (data obrashcheniya 26.04.2019).

[8]. United States. Definition of Youth [Elektron-nyi resurs] - URL: https://www.youthpolicy.org/fact-sheets/country/united-states/ (data obrashcheniia 26.04.2019).

[9]. KidsNCrime. Our classes [Elektronnyy resurs] / KidsNCrime. Providing a Second Chance. -URL: https://kidsncrime.com/classes/ (data obrashcheniya 04.05.2019).

[10]. U.S. Code [Elektronnyy resurs] / Cornell Law School. Legal Information Institute. - URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text (data obrashcheniya 03.05.2019).

[11]. The Unmet Need for Legal Aid [Elektronnyy resurs] / Legal Services Corporation. America's Partner for Equal Justice. - URL: https://www.lsc.gov/ what-legal-aid/unmet-need-legal-aid (data obrash-cheniya 03.05.2019).

[12]. Rural Summer Legal Corps [Elektronnyy resurs] / Legal Services Corporation. America's Partner for Equal Justice. - URL: https://www.lsc.gov/ grants-grantee-resources/our-grant-programs/rural-summer-legal-corps (data obrashcheniya 03.05.2019).

[13]. Law Enforcement and Juvenile Crime [Elektronnyy resurs] / U.S. Department of Justice Office of Justice Programs, - URL: https://www.ojjdp. gov/ojstatbb/crime/JAR.asp (data obrashcheniya 01.05.2019).

[14]. Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention. Statistical Briefing Book [Elektronnyy

resurs] - URL: https://www.ojjdp.gov/ojstatbb/ (data obrashcheniya 05.05. 2019).

[15]. Poverty. [Elektronnyy resurs] / U.S.Census Bureau. - URL: https://www.census.gov/topics/ income-poverty/poverty.html (data obrashcheniya 02.05.2019).

[16]. Presidential Proclamation on Law Day, U.S.A., 2019 // Law & Justice [Elektronnyy resurs] -URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-ac-tions/presidential-proclamation-law-day-u-s-2019/ (data obrashcheniya 03.05.2019).

[17]. Extreme poverty and human rights [Elektronnyy resurs] / United Nations General Assembly. - URL: https://www.ohchr.org/Documents/Issues/ Poverty/A-67-278.pdf (data obrashcheniya 02.05.2019).

[18]. Tapp J.L., Melton G.B. Preparing Children for Decision Making [Elektronnyy resurs] / Springer Link. - URL: https://link.springer.com/chap-ter/10.1007/978-1-4684-4289-2_11 (data obrashcheniya 26.04.2019).

[19]. Health Encyclopedia. Understanding the Teen Brain [Elektronnyy resurs] / University of Rochester medical center. - URL: https://www.urmc.roch-ester.edu/encyclopedia/content.aspx?ContentTy-peIC=1&ContentID=3051 (data obrashcheniya 30.04.2019).

[20]. Weinstein C. E. Legal Culture and Legal Consciousness. [Elektronnyy resurs] - URL: http:// web.mit.edu/ssilbey/www/pdf/iesbs-full.pdf (data obrashcheniya 23.04.2019).

[21]. What is legal literacy? Examining the concept and objectives of legal literacy. [Elektronnyy resurs] / SALS-Home - URL: https://www.athabas-cau.ca/syllabi/lgst/docs/LGST249_sample.pdf (data obrashcheniya 01.05.2019).

ЮРКОМ ПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.