Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ / ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликова Светлана Анатольевна, Бердникова Елена Валерьевна, Митрохин Владимир Алексеевич

Цель исследования - выявить основные исторические этапы и направления правовой институционализации народного контроля в СССР во второй половине XX века. В статье подвергаются анализу нормативные акты, материалы партийных съездов и конференций, характеризующие становление и развитие органов народного контроля в СССР. Научная новизна исследования заключается в комплексном ретроспективном анализе эволюции нормативно-правовых основ народного контроля в советской России. В результате доказано, что теоретические основы и практика развития народного контроля в СССР были тесно связаны с эволюцией концепции государственного строительства: от диктатуры пролетариата к общенародному государству, главенствующую роль в котором играла КПСС. В связи с этим на разных этапах преобладание получали различные формы контроля: государственный, партийный, общественный; их сочетание и взаимопроникновение привело к формированию доктрины народного контроля, сочетающего в себе все указанные формы и обладающего властными полномочиями. Трансформация концептуальных основ и практики развития народного контроля обеспечивалась нормативно-правовой основой его регулирования: от Положения о Рабоче-крестьянской инспекции до системного конституционно-правового регулирования, что позволило сформировать в советской политической системе особый тип контроля, направленный на решение ключевых управленческих задач социалистического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куликова Светлана Анатольевна, Бердникова Елена Валерьевна, Митрохин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INSTITUTIONALIZATION OF PEOPLE’S CONTROL BODIES IN THE USSR IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

The paper aims to identify the basic stages and trends of legal institutionalization of people’s control bodies in the USSR in the second half of the XX century. The article analyzes normative acts, party congresses proceedings representing the formation and development of people’s control bodies in the USSR. Scientific originality of the study involves a comprehensive retrospective analysis of normative-legal foundations of people’s control in Soviet Russia. As a result, it is shown that theoretical and practical implementation of people’s control in the USSR was closely associated with the evolution of state conception: from proletarian dictatorship to public state in which CPSU (Communist Party of the Soviet Union) played a key role. Accordingly, each stage of state development was associated with a certain form of control: state, party, social; a combination of these forms resulted in the formation of a multi-level people’s control doctrine in which people’s control bodies had legal authority. Transformation of conceptual and practical basis of people’s control occurred within the existing legal framework: from “Regulations of the Workers’ and Peasants’ Inspection” to systemic constitutional legal regulation, which allowed to establish a special form of control aimed to solve urgent administrative problems of socialist society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

rpQfnoTQ Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 2517-2523 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 2517-2523

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

EN

Особенности правовой институциализации народного контроля в СССР во второй половине XX века

Куликова С. А., Бердникова Е. В., Митрохин В. А.

Аннотация. Цель исследования - выявить основные исторические этапы и направления правовой институционализации народного контроля в СССР во второй половине XX века. В статье подвергаются анализу нормативные акты, материалы партийных съездов и конференций, характеризующие становление и развитие органов народного контроля в СССР. Научная новизна исследования заключается в комплексном ретроспективном анализе эволюции нормативно-правовых основ народного контроля в советской России. В результате доказано, что теоретические основы и практика развития народного контроля в СССР были тесно связаны с эволюцией концепции государственного строительства: от диктатуры пролетариата к общенародному государству, главенствующую роль в котором играла КПСС. В связи с этим на разных этапах преобладание получали различные формы контроля: государственный, партийный, общественный; их сочетание и взаимопроникновение привело к формированию доктрины народного контроля, сочетающего в себе все указанные формы и обладающего властными полномочиями. Трансформация концептуальных основ и практики развития народного контроля обеспечивалась нормативно-правовой основой его регулирования: от Положения о Рабоче-крестьянской инспекции до системного конституционно-правового регулирования, что позволило сформировать в советской политической системе особый тип контроля, направленный на решение ключевых управленческих задач социалистического общества.

Legal Institutionalization of People's Control Bodies in the USSR in the Second Half of the XX Century

Kulikova S. A., Berdnikova E. V., Mitrokhin V. A.

Abstract. The paper aims to identify the basic stages and trends of legal institutionalization of people's control bodies in the USSR in the second half of the XX century. The article analyzes normative acts, party congresses proceedings representing the formation and development of people's control bodies in the USSR. Scientific originality of the study involves a comprehensive retrospective analysis of normative-legal foundations of people's control in Soviet Russia. As a result, it is shown that theoretical and practical implementation of people's control in the USSR was closely associated with the evolution of state conception: from proletarian dictatorship to public state in which CPSU (Communist Party of the Soviet Union) played a key role. Accordingly, each stage of state development was associated with a certain form of control: state, party, social; a combination of these forms resulted in the formation of a multi-level people's control doctrine in which people's control bodies had legal authority. Transformation of conceptual and practical basis of people's control occurred within the existing legal framework: from "Regulations of the Workers' and Peasants' Inspection" to systemic constitutional legal regulation, which allowed to establish a special form of control aimed to solve urgent administrative problems of socialist society.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным интересом к проблематике исторической преемственности институтов, сформировавшихся в процессе становления и развития в нашем государстве политической системы советского типа. К таковым институтам можно с уверенностью отнести народный контроль, который был модернизирован и воспринят Российской Федерацией с особенностями, присущими современному этапу развития общественных отношений. В настоящее время происходит определенная переоценка концепции, правовых основ и принципов общественного контроля, который, с одной

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20210489

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

стороны, рассматривается в качестве неотъемлемого элемента демократического строя нашего государства, с другой - все чаще подвергается критике вследствие наличия определенных пробелов правового регулирования и трудностей его практической реализации. Думается, что некоторые вопросы повышения политической эффективности данного института, совершенствования нормативного закрепления и правопримене ния могут быть решены в том числе с помощью обращения аналитического внимания к историческому опыту формирования элементов народовластия в советский период.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, выявить специфику основных этапов нормативно-правового регулирования и институциональные особенности народного контроля в СССР во второй половине ХХ века; во-вторых, дать оценку сущности и роли народного контроля в политической системе СССР.

Для осмысления проблематики народного контроля в статье применяются следующие методы исследования: диалектический, формально-юридический, исторический, сравнительный, методы анализа и синтеза.

Теоретической базой исследования наряду с трудами В. И. Ленина, заложившими систему методологических принципов народного контроля в советской России, послужили работы советских ученых, в которых проводилось изучение народного контроля в системе советской демократии (Дрейслер, Рогожин, 1967; Макаров, 1981; Мальков, 1965; Титов, 1959; Туровцев, 1967; Шорина, 1981), и современных исследователей, изучающих феномен народного контроля в парадигме демократического развития Российского государства (Гончаров, 2019; Полещук, 2011; Сушенцова, Хакимова, 2017; Тепляшин, 2019; Хачатрян, 2015).

Отдавая дань накопленному опыту теоретического осмысления народного контроля как одного из значимых институтов советской модели демократии и признавая существенный вклад ученых в исследование отдельных аспектов развития народного контроля в СССР, хотелось бы сосредоточиться на более тщательном анализе этапов развития системы советского народного контроля во второй половине ХХ века с учетом комплексной взаимосвязи исторических, политических и правовых аспектов.

Эмпирическую основу исследования составили документы высших органов советской власти, органов народного контроля, материалы партийных съездов и конференций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ и выводы, представленные в данной статье, могут способствовать приращению научного знания об этапах и специфике нормативно-правового регулирования народного контроля, его исторической роли в формировании институтов советской демократии и помогут совершенствованию универсальных методик и технологий реализации общественного контроля на современном этапе развития Российской Федерации.

Основная часть

Вопросы исследования специфики формирования и развития народного контроля в СССР являются узловыми при раскрытии проблематики организационно-институциональных особенностей политической системы советского типа. Выступая в качестве одной из форм социалистического контроля, народный контроль сыграл ключевую роль в привлечении широких масс населения к участию в управлении государственными делами, стал одним из важных механизмов совершенствования государственной финансовой дисциплины и развития народного хозяйства в СССР.

Процесс исторического развития института народного контроля в советской системе государственного управления характеризовался непоследовательностью действий руководства советской России, включая и нормативно-правовое обеспечение его функционирования. Практически с первых дней прихода большевиков к власти осуществлялся поиск оптимальной модели организации контроля в обществе советского типа, основанной на вовлечении широких масс трудящихся в данную деятельность и позволяющей эффективно осуществлять управление в сфере народного хозяйства и одновременно бороться с проявлениями бюрократизма и волокиты в органах власти.

Становление народного контроля в организационно-институциональном плане произошло в 1917 году в форме рабочего контроля, который впоследствии эволюционировал в 1920 году в Рабоче-крестьянскую инспекцию - орган социалистического контроля, принцип организации которой был основан на делегировании в ее состав рабочих и крестьян. Начиная с 1934 года, с момента ликвидации данного органа, развитие народного контроля приостановилось на более чем двадцатилетний срок.

Послевоенный период развития СССР ставил перед советской экономикой актуальные задачи подъема и развития разрушенного народного хозяйства, повышения эффективности работы органов государственной власти, совершенствования контроля за расходованием денежных средств. В этих условиях идеи возрождения института народного контроля стали все чаще прослеживаться в нормативных документах, посвященных регламентации форм и способов осуществления государственного контроля. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР» (1957) в пункте 2 указывалось, что Комиссия советского контроля проводит свою работу по контролю с привлечением широких масс рабочих, колхозников и служащих, опираясь на помощь местных Советов и общественных организаций. В Положении о Комиссии советского контроля Совета Министров СССР (1957) отдельно отмечалось, что данный орган осуществляет свою деятельность по контролю в тесной связи с советскими, партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, с привлечением

широких масс рабочих, колхозников и служащих. Результаты проверок обсуждались в партийных, кооперативных, хозяйственных организациях, на собраниях рабочих и колхозников, освещались в прессе.

Деятельность комиссий советского контроля нередко подвергалась критике, в частности, указывалось на отсутствие координации в проведении контрольной работы, дублирование функций, недостаточное привлечение трудящихся к осуществлению контроля на местах и т.д. В целях преодоления указанных недостатков с 1961 года при областных и краевых группах государственного контроля стали создаваться общественные советы, в состав которых входили представители советских, профсоюзных, комсомольских организаций и передовики производства. В этот же период создавались группы внештатных общественных контролеров, работающие по заданиям и под руководством государственного контроля на местах (О преобразовании Комиссии советского контроля..., 1961). Фактически речь шла о дополнении государственного контроля контролем общественным, который должен был массово осуществляться специалистами и служащими предприятий, учреждений и организаций, работниками и колхозниками.

Система контроля рассматривалась высшими партийными органами СССР в качестве действенного средства совершенствования руководства коммунистическим строительством, осуществляемого на основе демократических принципов, как надежное орудие борьбы с бюрократизмом и волокитой, как школа коммунистического воспитания трудящихся масс. По итогам XXII съезда КПСС Центральному Комитету было поручено разработать меры по улучшению и совершенствованию партийного, государственного и общественного контроля (Резолюция XXII съезда КПСС., 1985, с. 191). В Программе КПСС, принятой XXII съездом партии (1985, с. 276), указывалось, что важнейшим средством повышения эффективности советского госаппарата является осуществление постоянного государственного и общественного контроля. По мнению партии, инспекции народного контроля представляли собой действенное орудие вовлечения широких народных масс в управление делами государства, в осуществление контроля за строгим соблюдением законности, орудие совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь предложений трудящихся. Аппарат социалистического государства должен был служить народу и быть подотчетен ему.

Начиная с 1962 года, в связи с изменением вектора развития контроля в советской России с государственного на партийно-государственный, на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах, в иных учреждениях образуются группы содействия комитетам партийно-государственного контроля путем делегирования в них представителей от партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций (Положение о Комитете., 1963).

Группы содействия являлись наиболее близкими трудящимся органами общественного контроля, о своей деятельности они регулярно отчитывались на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и собраниях трудящихся.

Правовой статус групп и постов содействия был уточнен в отдельном Положении, утвержденном КПГК ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 июня 1964 года, в котором развивалась идея создания системы единого всеохватывающего и постоянно действующего контроля с участием в нем широких масс трудящихся (Положение о группах и постах содействия., 1965). Основные задачи групп и постов содействия заключались в оказании следующей помощи:

- осуществлять контроль за выполнением предприятиями и организациями планов и заданий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, повышению производительности труда, снижению себестоимости и улучшению качества продукции, соблюдению режима экономии материальных ресурсов и денежных средств;

- бороться с хищениями социалистической собственности, нарушениями советской законности, взяточничеством, тунеядством и другими антиобщественными проступками;

- пресекать проявления недисциплинированности в выполнении решений партии и правительства, пресекать местничество и обман государства, искоренять бюрократизм и волокиту, расхлябанность и бесхозяйственность;

- вскрывать и устранять недостатки в культурно-бытовом и медицинском обслуживании трудящихся, в организации работы с жалобами и предложениями советских граждан.

Группы и посты содействия работали на основе утвержденного партийными организациями плана, использовали в своей деятельности различные формы и методы контроля: проверки, рейды, массовые смотры, документальные ревизии и т.д. Они могли обращаться с вопросами в органы партийно-государственного контроля вплоть до Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вносить на их рассмотрение предложения о проведении более глубокой проверки предприятия и иной организации, о приостановлении незаконных, наносящих ущерб интересам государства распоряжений и действий должностных лиц, а также обращаться по любым другим вопросам.

Деятельность групп и постов содействия партийно-государственному контролю должна была носить широкое информационное обеспечение, включая опубликование материалов в газетах и передачу по местному радио или телевидению. Они обязаны были вести регулярный прием трудящихся, размещать ящики для письменных жалоб и предложений, оперативно рассматривать их и принимать необходимые меры.

В ходе Пленума ЦК КПСС, состоявшегося 6 декабря 1965 г., было принято решение преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы Народного контроля (Постановление Пленума ЦК КПСС., 1965). Правовое оформление этого решения была осуществлено в форме принятия Закона СССР от 09.12.1965

«Об органах народного контроля в СССР». Закон содержал всего три статьи, которыми легализовалось понятие «народный контроль», утверждалась структура его органов во главе с Комитетом народного контроля СССР, вводилась отсылочная норма, согласно которой правовой статус органов народного контроля будет регулироваться отдельным положением, утверждаемым Советом Министров СССР. Лаконичность и непроработанность закона, тот факт, что упоминавшееся в нем Положение об органах народного контроля в СССР было принято спустя три года, свидетельствуют о том, что теоретико-правовая концепция народного контроля была заявлена, но объективно еще не сложилась.

Несмотря на активную институциализацию народного контроля, советскому руководству не в полной мере удавалось осуществить свои во многом идеалистические представления по поводу результативности и эффективности привлечения широких масс к управлению делами государства. Нередко высший партийный орган в своих официальных документах указывал на серьезные недостатки проведения проверок и ревизий с участием народных контролеров. В одном из своих постановлений, принятых в первый год апробации закона СССР о народном контроле, ЦК КПСС отмечал, что проведение проверок производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и колхозов носит поверхностный и формальный характер. Например, на Перовской швейной фабрике № 11 ведомственными ревизорами за два года было проведено 33 проверки и ревизии по различным вопросам финансовой деятельности. Однако ни одной из них не было вскрыто, что на этом предприятии в течение ряда лет орудовала группа жуликов, которая путем различных махинаций похитила материальных ценностей на 4,5 миллиона рублей (О серьезных недостатках..., 1966, с. 250-252).

Во многом проблемы практической реализации народного контроля с участием представителей общественности были связаны с низким уровнем профессионализма кадрового состава контрольных органов. Поэтому одной из главных задач, поставленных перед руководителями министерств и ведомств, явилось укрепление контрольно-ревизионного аппарата квалифицированными кадрами, имеющими необходимый опыт работы по специальности и способными осуществлять контроль, опираясь на коллективы трудящихся, общественные организации и группы народного контроля.

Положение об органах народного контроля в СССР, принятое 19 декабря 1968 г. (1969), укрепило правовой статус органов народного контроля, расширило его задачи, одной из которых стало осуществление систематического контроля за соблюдением должностными лицами законодательства при рассмотрении обращений граждан. Деятельность членов групп и постов народного контроля стала именоваться почетной общественной обязанностью. Кроме того, любые попытки воспрепятствования деятельности народных контролеров, их преследования и расправы должны были пресекаться, а виновные в этом лица - привлекаться к юридической ответственности.

Важной особенностью правовой институциализации народного контроля стало его закрепление на конституционном уровне. В Конституции СССР (Конституция (Основной Закон)., 1977) впервые появились нормы, регламентирующие осуществление народного контроля. Он закреплялся в качестве одного из приоритетных направлений развития социалистической демократии и всей политической системы советского общества в целом. В ст. 9 Конституции указывалось, что основным направлением развития политической системы советского общества являются: участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения. Тем самым институт народного контроля включался в Основы общественного строя и политики СССР как одна из важнейших форм народовластия. В ст. 48 закреплялось субъективное право граждан СССР на участие в управлении государственными и общественными делами, в народном контроле, в работе общественных организаций и органов общественной самодеятельности. Обязательность общественного контроля за распределением жилой площади (ст. 44) устанавливалась Конституцией в качестве гарантии справедливости реализации права на жилище. Согласно ст. 92, Советы народных депутатов образовывали органы народного контроля, «сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях». Этой же статьей на органы народного контроля возлагались функции по контролю за выполнением государственных планов и заданий; борьбе с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом. Таким образом, в Конституции СССР 1977 содержалась развернутая конституционно-правовая характеристика института народного контроля: определялась его правовая природа, устанавливался механизм формирования органов народного контроля, определялся их конституционно-правовой статус, указывалась сфера деятельности и основные функции.

Закономерным продолжением конституционных положений, определяющих направление организационно-институционального развития народного контроля, стало принятие в 1979 году Закона СССР «О народном контроле в СССР» от 30.11.1979 № 1159-Х, заменившего откровенно ограниченный по своим регулятивным свойствам Закон СССР от 09.12.1965 «Об органах народного контроля в СССР». В новом Законе СССР раскрывалась государственно-общественная сущность народного контроля, описывались принципы его осуществления, подробно раскрывались система, порядок образования, функции и полномочия органов народного контроля. В Преамбуле Закона СССР «О народном контроле» подчеркивалась, с одной стороны, широчайшая демократическая основа народного контроля, с другой - его неразрывная связь с КПСС и государством. В ст. 1 указанного закона содержалось понятие народного контроля как сочетания государственного контроля с общественным. Эта же концепция пронизывала весь закон, отражалась в его принципах, нормах

об обязательном взаимодействии органов народного контроля с Советами народных депутатов, государственными органами, общественными организациями, порядке формирования комитетов и групп народного контроля, организации их деятельности и наличии широкого круга властных полномочий.

Закрепление в законе принципа гласности способствовало тому, что результаты деятельности народного контроля освещались в печати, на радио и телевидении. Во многих центральных, республиканских и местных газетах регулярно печатались «Страницы народного контроля» или аналогичные рубрики. Центральным издательством «Плакат» выпускались комплекты плакатов, предназначенные для оформления стендов народного контроля. Одним из наиболее ярких направлений информационного обеспечения народного контроля являлся «Комсомольский прожектор», работавший под руководством комсомольских организаций. Его основным структурным звеном были отряды, создаваемые в первичных комсомольских организациях, на предприятиях, стройках, в колхозах и организациях. Штабы и отряды «Комсомольского прожектора» действовали в тесном контакте с органами народного контроля и передавали им информацию («сигнализировали») о выявленных недостатках и нарушениях.

Комитет народного контроля СССР регулярно собирал, изучал и обобщал сведения о деятельности республиканских, областных, городских и районных органов народного контроля с целью систематизации информации о работе органов народного контроля и распространения положительного опыта. Выпускались многочисленные сборники, предназначенные для народных контролеров, руководителей групп и постов, работников и активистов народного контроля, в них, как правило, включались основополагающие для органов народного контроля нормативные документы (законодательство и постановления ЦК КПСС), разъяснения и комментарии наиболее важных положений законодательства, описания практического опыта работы групп и постов народного контроля. Содержательно информационное сопровождение деятельности народного контроля в советский период было направлено на выявление отдельных недостатков, прежде всего в производственной деятельности, а также в деятельности социальных, медицинских и образовательных учреждений, и на тиражирование положительного опыта народного контроля.

Институт народного контроля просуществовал вплоть до 1990 года и был упразднен в связи с началом демократического транзита российского государства и коренной ломкой советской политической системы. Реформаторское руководство страны не видело в народном контроле того института, который был бы необходим в условиях становления рыночной экономики. Вместе с тем в настоящее время бурно развивающиеся общественные отношения вновь актуализировали необходимость обращения внимания к функциональному и ресурсному потенциалу народного контроля, положительный опыт работы которого можно было бы использовать в деятельности современных субъектов общественного контроля.

Заключение

Теоретические основы и практика развития народного контроля в СССР были тесно связаны с эволюцией концепции государственного строительства: от диктатуры пролетариата к общенародному государству, главенствующую роль в котором играла КПСС. В связи с этим на разных этапах преобладание получали различные формы контроля: государственный, партийный, общественный; их сочетание и взаимопроникновение привели к формированию доктрины народного контроля, объединяющего в себе все указанные формы и обладающего властными полномочиями. Трансформация концептуальных основ и практики развития народного контроля обеспечивалась нормативно-правовой основой его регулирования: от Положения о Рабоче-крестьянской инспекции до системного конституционно-правового регулирования, что позволило сформировать в советской политической системе особый тип контроля, направленный на решение ключевых управленческих задач социалистического общества.

Можно выделить ряд характерных особенностей процесса правовой институциализации народного контроля в СССР. Во-первых, следует обратить внимание на наличие детально проработанной нормативной основы, обеспечившей его всестороннее правовое регулирование. Более того, народный контроль наряду с иными советскими институтами народовластия подвергся конституционализации, что во многом позволило усовершенствовать партисипаторный процесс в условиях социалистической демократии. Во-вторых, на основе оценки внешних условий правовой институциализации народного контроля можно сделать вывод о прямой детерминированности развития данного института идеологическими факторами, большая часть которых заключалась в мировоззренческой ориентации высшего руководства страны. Это обстоятельство объясняет как цикличность самого процесса его институциализации, так и постоянную трансформацию его концептуального обоснования. В-третьих, анализ содержания правовой институциализации народного контроля выявил отсутствие организационно-институциональной самостоятельности и плюрализма его «низовых» субъектов, а также ограниченность сфер общественных отношений, в которых народный контроль реализовывался. Во многом это явилось последствием его политической ресурсности, основанной на полной управляемости системы социалистического контроля со стороны публичной власти. Народный контроль, в силу особенностей организации политической системы советского государства, никогда не рассматривался как независимая и самостоятельная деятельность граждан и общественных институтов, что в целом соответствовало концепции управляемой демократии, являющейся характерным сущностным признаком народовластия в СССР. В-четвертых, правовая институциализация народного контроля превратила его в реальный инструмент идеологического

воздействия на массы, который успешно использовался властью в целях придания демократического эффекта системе государственного управления. При внешней иллюзорной ориентированности на широкое вовлечение граждан в процессы принятия политических решений в СССР общественный контроль представлял собой рецессивный вспомогательный институт, функционально обеспечивающий достижение целей и задач государственного контроля.

Финансирование | Funding

RU

EN

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-43027 «Народный контроль в системе советской демократии: институциализация, формы и методы осуществления, проблемы преемственности».

The publication is prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 21-011-43027 "People's control in the Soviet state system: institutionalization, forms and methods of implementation, problems of continuity".

Источники | References

1. Гончаров В. В. Использование позитивного опыта организации и осуществление народного контроля власти в СССР в процессе оптимизации общественного контроля в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) // Право и политика. 2019. № 5. DOI: 10.7256/2454-0706.2019.5.27942

2. Дрейслер И. С., Рогожин А. И. Народный контроль в СССР. М.: Наука, 1967.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

4. Макаров Б. М. Народный контроль - демократия в действии. М.: Московский рабочий, 1981.

5. Мальков В. В. Общественный контроль в советском государственном управлении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.

6. О народном контроле в СССР: Закон СССР от 30.11.1979 г. № 1159-X // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 840.

7. О преобразовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР в союзно-республиканский орган и мерах усиления контроля за исполнением решений партии и правительства: Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 13.07.1961 г. // Собрание постановлений. 1961. № 12. Ст. 94.

8. О серьезных недостатках в проведении проверок и ревизий на предприятиях, стройках, в колхозах: Постановление ЦК КПСС от 21.03.1966 г. // Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1966. Вып. 6 / под ред. К. У. Черненко, А. Г. Скворцова, Т. К. Куприкова.

9. Об образовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.08.1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 18. Ст. 474.

10. Об органах народного контроля в СССР: Закон СССР от 09.12.1965 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 49. Ст. 718.

11. Полещук А. С. Общественный контроль в структуре советской власти // История государства и права. 2011. № 20.

12. Положение о группах и постах содействия комитетам партийно-государственного положения: утверждено Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.06.1964 г. // Справочник народного контролера / под ред. И. Д. Конаха. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1965.

13. Положение о Комиссии советского контроля Совета Министров СССР: утверждено Советом Министров СССР от 18.12.1957 г. // Собрание постановлений. 1957. № 16. Ст. 163.

14. Положение о Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующих органах на местах: утверждено ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 20.12.1962 г. // Собрание постановлений. 1963. № 1. Ст. 1.

15. Положение об органах народного контроля в СССР: утверждено ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 19.12.1968 г. // Собрание постановлений. 1969. № 1. Ст. 2.

16. Постановление Пленума ЦК КПСС о преобразовании органов партийно-государственного контроля от 06.12.1965 г. // Правда. 1965. 7 декабря.

17. Программа КПСС: принята XXII съездом партии 31.10.1961 г. // Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): в 16-ти т. / КПСС; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. Изд-е 9-е, доп. и испр. М., 1985. Т. 8. 1946-1955.

18. Резолюция XXII съезда КПСС по отчету ЦК КПСС // Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): в 16-ти т. / КПСС; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. Изд-е 9-е, доп. и испр. М., 1985. Т. 8. 1946-1955.

19. Сушенцова В. Г., Хакимова А. В. Сравнительно-правовое исследование института общественного контроля советского периода и современной России // Марийский юридический вестник. 2017. № 2 (21).

20. Тепляшин И. В. Народный контроль в 1940-1950-е годы советской власти: формы реализации и особенности периода // История государства и права. 2019. № 4.

21. Титов С. П. Общественный контроль - большая сила. М.: Госторгиздат, 1959.

22. Туровцев В. И. Народный контроль в СССР. М.: Наука, 1967.

23. Хачатрян М. С. Общественный контроль в Российской Федерации и народный контроль в СССР: сравнительно-правовой анализ моделей // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2015. № 11.

24. Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР / отв. ред. Б. М. Лазарев. М.: Наука, 1981.

Информация об авторах | Author information

RU

Куликова Светлана Анатольевна1, д. юрид. н., доц. Бердникова Елена Валерьевна2, к. полит. н., доц. Митрохин Владимир Алексеевич3, д. ист. н., доц.

1 2 3 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

EN

Kulikova Svetlana Anatolyevna1, Dr Berdnikova Elena Valerievna2, PhD Mitrokhin Vladimir Alekseevich3, Dr 1 2 3 Saratov State University

1 kpr44@mail.ru, 2 kmp_jurid@info.sgu.ru, 3 polit_jurid@info.sgu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.10.2021; опубликовано (published): 20.11.2021.

Ключевые слова (keywords): органы народного контроля; правовая институциализация; социалистическая демократия; people's control bodies; legal institutionalization; socialist democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.