Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 323-328 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 323-328
https://eup.sgu.ru https: //doi.org/10.18500/1994-2540-2021 -21-3-323-328
Научная статья УДК 321.74
Историко-правовые и идейно-политические предпосылки формирования и развития института народного контроля в СССР
Е. В. Бердникова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Бердникова Елена Валерьевна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, berev79@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6347-4279
Аннотация. Введение. Дискуссионность большинства аспектов, связанных с содержанием и сущностью народного контроля, оценкой его исторической роли и значения в системе государственного управления советского периода, эффективности правового регулирования и политических проблем его реализации, до сих пор порождает неподдельный интерес научного сообщества к исследованию данного феномена. Теоретический анализ. Народный контроль в СССР представлял собой как развитую идейно-политическую концепцию, так и реальный политико-правовой институт. Основоположником концепта народного контроля был В. И. Ленин, который в своих многочисленных трудах представил четкое обоснование его необходимости в условиях социалистической демократии. Эмпирический анализ. Выявлено, что на процесс развития института народного контроля в советской России во многом повлияло мировоззрение высшего руководства страны, которое демонстрировало полиморфизм мнений по вопросу роли и значения народного контроля в системе социалистического управления. Выделяются три этапа формирования и функционирования системы народного контроля в советской России, имеющих особенности организационно-институционального характера. Результаты. Исследование идейно-политических и историко-правовых предпосылок формирования народного контроля позволило прийти к выводу о том, что народный контроль являлся специфическим институтом, характерным для социалистического типа государственного управления. Он прошел достаточно сложный исторический путь: от рабочего контроля в первые годы советской власти до весьма сложной в организационно-институциональном смысле системы государственно-общественного контроля в последние десятилетия существования СССР.
Ключевые слова: народный контроль, социалистическая демократия, рабочий контроль, социалистический контроль Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект «Народный контроль в системе советской демократии: институциализация, формы и методы осуществления, проблемы преемственности» № 21-011-43027).
Для цитирования: Бердникова Е. В. Историко-правовые и идейно-политические предпосылки формирования и развития института народного контроля в СССР // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 323-328. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-323-328 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Historical, legal, ideological and political prerequisites for the formation and development of the institution of people's control in the USSR
E. V. Berdnikova
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Elena V. Berdnikova, berev79@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6347-4279
Abstract. Introduction. The controversial nature of most of the aspects related to the content and essence of people's control, the assessment of its historical role and significance in the system of state administration of the Soviet period, the effectiveness of legal regulation and the political problems of its implementation still arouses a genuine interest of the scientific community in the study of this phenomenon. Theoretical analysis. People's control in the USSR was both a developed ideological and political concept and a real political and legal institution. The founder of the concept of people's control was V. I. Lenin, who, in his numerous works, described a clear justification of its relevance in the conditions of socialist democracy. Empirical analysis. It was revealed that the process of development of the institution of people's control in Soviet Russia was largely influenced by the worldview of the country's top leadership, which demonstrated polymorphism of opinions on the role and significance of popular control in the system of socialist governance. There are three stages of formation and functioning of the system
of people's control in Soviet Russia, which had their organizational and institutional features. Results. The study of the ideological, political and historical and legal prerequisites for formation of popular control led to the conclusion that popular control was a specific institution characteristic of the socialist type of government. It passed a rather difficult historical path: from workers' control in the first years of Soviet power to a very complex organizational and institutional system of state and public control in the last decades of the existence of the USSR. Keywords: people's control, socialist democracy, workers' control, socialist control
Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project "The people's control in the system of a Soviet democracy: institutionalization, forms and methods of implementation, problems of continuity" No. 21-011-43027). For citation: Berdnikova E. V. Historical, legal, ideological and political prerequisites for the formation and development of the institution of people's control in the USSR. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 323-328 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-323-328
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Феномен советской модели демократии до сих пор является предметом оживленных дискуссий, затрагивающих как онтологическую жизнеспособность самой концепции «диктатуры пролетариата», так и оценку институциональной основы развития общественно-политического строя в СССР. Особый интерес в данном контексте приобретает научный анализ народного контроля в механизме публичного управления Советского государства, ставящий целью не только подтвердить особую историческую роль данного института в процессе формирования и развития идеи «социалистической демократии», но и определить точки бифуркации в эволюции политико-правового механизма гражданского участия в управлении делами Российского государства.
Актуальность исследования заявленной проблематики напрямую обусловлена необходимостью изучения народовластия как определяющего фактора развития социалистической модели общества, востребованностью исследования положительных практик и недостатков использования народного контрольного механизма в период существования СССР. Анализ народного контроля как исторического явления и политико-правового института требует использования теоретико-методологических подходов различных наук, поскольку необходимо определить исторические этапы его становления и развития, его место в конституционно-правовой концепции народовластия в СССР, эволюцию правового регулирования народного контроля, связь с другими политическими институтами и обусловленность идеологическими особенностями советской эпохи.
Демократический транзит России ознаменовал обоснованную потребность в развитии полноценного гражданского общества, необходимость пересмотра уже сложившихся и внедрения новых принципов и форм взаимодействия власти и граждан. В том числе произошла кардинальная переоценка социальной роли общественного контроля, который стал рассматриваться как важный
элемент, направленный на совершенствование государственного управления, способный обеспечить открытость и гласность деятельности органов власти, бороться с коррупционными практиками и обеспечивать защиту прав и свобод человека. Вместе с тем ряд недостатков, сопровождавших функционирование системы народного контроля в советский период, достался в «наследство» современному механизму общественного контроля, что предопределило существующие политико-правовые проблемы, препятствующие его полноценной институциализации как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.
Научный запрос на комплексное и детальное изучение правовой природы и политической ресурсности народного контроля в СССР обусловлен, в первую очередь, проблематикой институциональной преемственности системы и методологии общественного контроля за деятельностью органов публичной власти на современном этапе развития Российского государства.
Теоретический анализ
Анализ исторической роли и основных этапов развития народного контроля в СССР позволяет прийти к выводу о его двойственной природе: с одной стороны, народный контроль следует рассматривать как концепт, сформировавшийся в русле идей марксистско-ленинской философии, обосновывающих социалистический тип общества и особенности демократии в Советском государстве, с другой стороны, он представлял собой реальный политико-правовой институт, имевший свое нормативно-правовое обеспечение, целостную иерархическую структуру, выполнявший в политической системе СССР отведенные ему функции и полномочия.
Следует отметить, что в идеологическом плане концепция демократического контроля была генетически имплементирована в советскую систему государственного управления. Демократия и народовластие рассматривались в качестве важнейшего фактора развития социалистической модели общества, а в ее основе ведущее место отводилось особому типу контроля - социа-
листическому, основанному на теоретических представлениях и фундаментальных принципах, разработанных В. И. Лениным, который отмечал: «Все руководящие советские учреждения, как-то: исполкомы, губернские и общегородские Совдепы и т. п., обязаны немедленно перестроить свои работы таким образом, чтобы на первое место встал фактический контроль за действительным осуществлением постановлений центральной власти и местных учреждений...» [1, с. 366].
По мнению В. И. Ленина, «учет и контроль -вот главное, что требуется для "налажения", для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного "синдиката". Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок» [2, с. 101].
Согласно целостному представлению апологетов марксистско-ленинской философии относительно государства, оно, по их мнению, являлось аппаратом насилия одного класса над другим, поэтому в будущем, при переходе к коммунистическому обществу, должно было исчезнуть. Находясь на начальной фазе построения социалистической демократии с переходом политической власти в руки угнетенного класса, государство становится необходимым орудием удержания власти большинства над эксплуататорским классом. Советская власть и советское государство, существующее в форме пролетарской диктатуры, выступали средством подавления «буржуазии со стороны победоносного пролетариата, направленным против всех и всяких попыток реставрировать (постановить) прошлое» [3, с. 5].
В структуру социалистического контроля традиционно включались:
1) государственный контроль - осуществляемый по линии органов государственной власти, зачастую специально создаваемыми органами и инспекциями;
2) государственно-общественный или народный контроль;
3) партийный контроль, считавшийся ядром всех форм социалистического контроля;
4) общественный контроль, осуществляемый профсоюзами, комсомольской и иными общественными организациям;
5) гражданский контроль, который рассматривался как контроль отдельных граждан за правильностью действий отдельных органов и должностных лиц, реализуемый посредством жалоб и обращений, открытых писем и выступлений на публичных мероприятиях.
В. И. Ленин олицетворял народный контроль с самой сущностью социалистического строя, рассматривал его как доминантный институт советской демократии. Вместе с тем изначально речь дословно шла не о народном, а о рабочем контроле. В своих работах он отмечал следующее: «Учет и контроль - вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще» [4, с. 199]. Политическое господство пролетариата, по его мнению, выражалось как раз в возможности осуществлять массовый учет и контроль за количеством труда и за распределением продуктов. Переход в собственность народа земли, банков, фабрик, заводов само по себе предопределило потребность учета и контроля производства и распределения продуктов, что представляло прямой путь к победе социализма [4, с. 199-201].
В трудах В. И. Ленина неоднократно подчеркивалось, что рабочий контроль является непременным условием диктатуры пролетариата. Признавая роль народных масс решающим фактором в социалистическом строительстве, он требовал, чтобы органы контроля создавались на основе активного участия в них трудящихся, стали школой коммунистического воспитания народа и подготовки населения к управлению государством. По мнению В. И. Ленина, когда большинство населения начнет производить такой контроль самостоятельно и повсеместно «за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за господами интеллигентиками, сохранившими капиталистические замашки», тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным.
Так или иначе, предпосылками и основным вектором развития народного контроля стали не только собственно идеи и концептуальные воззрения апологетов марксистско-ленинской философии, но и организационно-институциональная среда формирующейся политической системы социалистического типа. Формационный подход советского руководства к конституированию государства и его основных институтов напрямую предопределил внедрение народного контроля в систему государственного управления. Особенности советской экономики, базирующейся на
общественной собственности на средства производства, плановой основе развития народного хозяйства, участии трудящихся в управлении производством, предопределили понимание народного контроля как действенного средства укрепления государственной, финансовой и трудовой дисциплины [5, с. 6].
Концепция народного контроля имела ярко выраженную политическую окраску, а потому ее содержание и развитие зависели от смены советского руководства и его политических предпочтений. Так, И. В. Сталин на XVII съезде ВКП(б) отметил: «Нам нужна теперь не инспекция, а проверка решений центра, нам нужен теперь контроль над исполнением решений центра» [6, с. 35]. Именно по его инициативе в 1934 г. была упразднена Рабоче-Крестьянская инспекция, что фактически заместило народный контроль контролем партийным. Во многом такой подход был детерминирован не столько «культом личности» самого Сталина, как позже будет расценено на ХХ съезде ЦК КПСС, сколько требованиями политической целесообразности, вызванной необходимостью укрепления партийной дисциплины и решения задач внешнеполитического толка.
Акцент в политике, связанной с народным контролем, сменился с приходом к руководству ЦК КПСС Н. С. Хрущева. В этот период принимается Третья программа КПСС, в которой в числе основных задач партии в области государственного строительства и дальнейшего развития социалистической демократии провозглашается осуществление постоянного государственного и общественного контроля посредством функционирования органов контроля, сочетающих государственный контроль с общественной инспекцией в центре и на местах. Партия рассматривала инспекции народного контроля как действенное орудие вовлечения широких народных масс в управление делами государства, в осуществление контроля за строгим соблюдением законности, как орудие совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь предложений трудящихся [7, с. 239].
Выступая на XXII съезде ЦК КПСС в 1962 г., Н. С. Хрущев отметил, что каждый советский человек должен стать активным участником в управлении делами общества. Он также указал, что в данном русле партия будет идти по пути передачи большего числа государственных функций общественным организациям. Анонсированное на XXII съезде ЦК КПСС перерастание социалистической государственности в общественное самоуправление требовало, по мнению Н. С. Хрущева, возврата к ленинским
идеям о народном контроле, ведь без активного привлечения широких масс нельзя строить работу органов государственного контроля. Он отмечал, что общественный контроль, строгая проверка исполнения решений - это и есть одна из форм приведения в действие принципов критики и самокритики [8, с. 118]. Высказанные на ноябрьском Пленуме 1962 г. Н. С. Хрущевым идеи нашли институциализированное воплощение в органах народного контроля, которые были созданы в 1965 г. и в дальнейшем получили соответствующее конституционно-правовое обоснование.
Политическая оценка руководством страны института народного контроля в последние годы существования СССР не менялась. Например, К. У Черненко в своей речи на Всесоюзном совещании народных контролеров 5 октября 1984 г. назвал народный контроль неотъемлемой и ничем не заменимой частью системы управления советским обществом [9].
Период перестройки представил новый подход к рассмотрению народного контроля и его роли в социалистическом обществе. Курс на переосмысление демократических основ Советского государства базировался в первую очередь на идее социалистического самоуправления, которая достаточно тесно увязывалась и с концепцией народного контроля. М. С. Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС, отметил, что для борьбы с ведомственностью и местничеством необходимо укреплять демократический контроль снизу, со стороны трудящихся. Кроме того, он отметил важность создания государственного аппарата нового типа, основанного на высоком профессионализме кадров, владеющего современными информационными технологиями, демократически контролируемого народом, способного двигать экономический и социальный прогресс [10, с. 64]. На июньском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. указывалось, что народный контроль должен стать действенным средством выявления назревших вопросов, одной из важнейших форм вовлечения масс в процесс самоуправления делами государства и общества [11, с. 103]. Вместе с тем в условиях трансформации идейных установок относительно будущего организационно-институционального дизайна системы государственного управления, по мнению руководства, должна была видоизмениться и концепция народного контроля. Однако четкого видения и понимания, каким должен стать данный институт в условиях демократического транзита, у руководства на тот момент не было, что в итоге привело к его окончательному упразднению в 1990 г.
Эмпирический анализ
Идеологические установки, формировавшиеся в представлениях руководства государства относительно содержания и роли народного контроля, непосредственным образом повлияли на его институциональный генезис. На сегодняшний день можно выделить три основных исторических этапа развития института народного контроля в советской России:
Первый этап - с ноября 1917 г. по июль 1918 г. -формирование системы рабочего контроля. В этот непростой исторический период ломки старой политической системы и замены ее на новую - социалистического толка - идея народного контроля нашла свое отражение в форме рабочего контроля, который был юридически закреплен в Положении о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. [12, с. 83]. Однако уже в июле 1918 г. был учрежден Народный комиссариат государственного контроля РСФСР, который подменил функции рабочего контроля на сугубо государственный.
Второй этап - с февраля 1920 г. по февраль 1934 г. - формирование системы рабоче-крестьянского контроля. Декретом ВЦИК РСФСР от 7 февраля 1920 г. [13] государственный контроль как в центре, так и на местах был реорганизован в единый орган социалистического контроля -Народный комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции, просуществовавший до 1934 г. [14, с. XXI].
Третий этап - с ноябрь 1962 г. по июнь 1990 г. - формирование и упразднение системы народного контроля в СССР. В этот период принимается ряд нормативных правовых актов, направленных на регламентацию основ консти-туирования структуры органов, осуществляющих народный контроль, а именно Закона СССР от 9 декабря 1965 г. «Об органах народного контроля в СССР» [15], Положения об органах народного контроля в СССР [16], Закона СССР «О народном контроле в СССР» [17, с. 329], а также законов союзных и автономных республик. Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 16.06.1990 г. «Об упразднении органов народного контроля в РСФСР» [18] система народного контроля была ликвидирована.
Результаты
Оценка идейно-политических и историко-правовых предпосылок формирования системы народного контроля позволила прийти к следующим выводам.
1. Народный контроль как идейно-политическое воззрение получил свое развитие в структуре взглядов и суждений апологетов марксистско-ленинской философии в контексте общего подхода
к рассмотрению специфики социалистического управления и советской демократии, основанной на диктатуре пролетариата.
2. Развитие концепции народного контроля, заложенной в трудах В. И. Ленина, на протяжении существования советского общества менялось в зависимости от направленности государственной политики и политических воззрений высшего руководства по вопросам привлечения широких народных масс к публичному управлению. Траектория восприятия лидерами Советского государства социалистической демократии менялась кардинальным образом: от полного отрицания общественного участия в осуществлении государственного контроля до провозглашения доминирующей роли советских граждан в управлении делами социалистического общества.
3. Институциональное развитие народного контроля во многом предопределялось политическим курсом развития государства. Наивысшей степени правового регулирования и политического одобрения данный институт достиг только в последние десятилетия существования СССР.
Список литературы
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат, 1958-1965. Т. 37. 737 с.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат, 1958-1965. Т. 33. 433 с.
3. Ветошкин М. И. Что такое Рабоче-Крестьянская инспекция. Вологда : Вологодское отд-ние Гос. изд-ва. 1921. 31 с.
4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат, 1958-1965. Т. 35. 600 с.
5. Сашников В. И., Кузнецов В. С. Государственный контроль качества. М. : Изд-во стандартов, 1987. 104 с. (Всеобуч по качеству).
6. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет. М. : Парт-издат, 1934. 716 с.
7. Программа Коммунистической партии Советского Союза. [1961 г.] // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17--31 октября 1961 года. Стенографический отчет : в 3 т. Т. 3. М. : Госполитиздат, 1962. 591 с.
8. Пленум Центрального Комитета КПСС. 19-23 ноября 1962 г. Стенографический отчет. М. : Госполитиздат, 1963. 607 с.
9. Черненко К. У. Высокий гражданский долг народного контролера. Речь на Всесоюзном совещании народных контролеров // Правда. 1984. 6 окт.
10. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г. : Стенографический отчет : в 2 т. Т. 1. М. : Политиздат, 1988. 352 с.
11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 25-26 июня 1987 г. М. : Политиздат, 1987. 110 с.
12. Положение о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года // Декреты Советской власти : в 18 т. Т. I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М. : Го сполитиздат. 1957. 625 с.
13. О Рабоче-Крестьянской инспекции : декрет ВЦИК РСФСР от 08 февраля 1920 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1920. № 16, ст. 94.
14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат, 1958-1965. Т. 40. 506 с.
15. Об органах народного контроля в СССР : закон СССР от 09.12.1965 № 4224-VI // Ведомости ВС СССР. 1965. № 49, ст. 718.
16. Положение об органах народного контроля в СССР : утв. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.12.1968 № 1020 // Основные законодательные акты и решения Правительства СССР по вопросам работы центральных учреждений Союза ССР и союзных республик, предприятий и организаций (по состоянию на 1 июля 1969 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1969. № 1, ст. 2.
17. О народном контроле в СССР : закон СССР от 30.11.1979 № 1159-Х // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. 352 с.
18. Об упразднении органов народного контроля в РСФСР : постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16.06.1990 г. № 41-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 29.
References
1. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works: in 55 vols. 5th ed.]. Moscow, Gospolitizdat, 1958-1965. Vol. 37. 737 p. (in Russian).
2. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works: in 55 vols. 5th ed.]. Moscow, Gospolitizdat, 1958-1965. Vol. 33. 433 p. (in Russian).
3. Vetoshkin M. I. Chto takoye Raboche-Krest'yanskaya inspektsiya [What is the Workers' and Peasants' Inspection]. Vologda, Vologodskoe otdelenie gosudarstvennogo izdatel'stva, 1921. 31 p. (in Russian).
4. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works: in 55 vols. 5th ed.]. Moscow, Gospolitizdat, 1958-1965. Vol. 35. 600 p. (in Russian).
5. Sashnikov V. I., Kuznetsov V. S. Gosudarstvennyi kontrol' kachestva [State Quality Control]. Moscow, Izdatel'stvo standartov, 1987. 104 p. (in Russian).
6. XVII s"yezd Vsesoyuznoy Kommunisticheskoy partii (bol'shevikov). Stenograficheskiy otchet [XVII Congress of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). Verbatim Report]. Moscow, Partizdat, 1934. 716 p. (in Russian).
7. Program of the Communist Party of the Soviet Union. [1961]. XXII s"yezd Kommunisticheskoy partii Sovet-skogo Soyuza. 17-31 oktyabrya 1961 goda. Stenograficheskiy otchet [XXII Congress of the Communist Party
of the Soviet Union. October 17-31, 1961. Verbatim Report: in 3 vols]. Vol. 3. Moscow, Gospolitizdat, 1962. 591 p. (in Russian).
8. Plenum Tsentral'nogoKomitetaKPSS. 19-23 noyabrya 1962 g. Stenograficheskiy otchet [Plenum of the Central Committee of the CPSU. 19-23 November 1962. Verbatim Report]. Moscow, Gospolitizdat, 1963. 607 p. (in Russian).
9. Chernenko K. U. High civic duty of the people's controller. Speech at the All-Union Meeting of People's Controllers. Pravda [True], 1984, October 6 (in Russian).
10. XIX Vsesoyuznaya konferentsiya Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza, 28 iyunya - 1 iyulya 1988 g.: Stenograficheskiy otchet [XIX All-Union Conference of the Communist Party of the Soviet Union, June 28 -July 1, 1988: Verbatim Report: in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow, Politizdat, 1988. 352 p. (in Russian).
11. Materialy Plenuma Tsentral'nogo Komiteta KPSS, 25-26 iyunya 1987 g. [Materials of the Plenum of the Central Committee of the CPSU, June 25-26, 1987]. Moscow, Politizdat, 1987. 110 p. (in Russian).
12. Regulations on workers' control of November 14, 1917. Dekrety Sovetskoy vlasti: v 18 t. T. I. 25 oktyabrya 1917g. -16 marta 1918 g. [Decrees of the Soviet government: in 18 vols. Vol. I. October 25, 1917 - March 16, 1918]. Moscow, Gospolitizdat, 1957. 625 p. (in Russian).
13. On the Workers' and Peasants' Inspection. Decree of the All-Russian Central Executive Committee of the RSFSR of February 8, 1920. Sobraniye uzakoneniyRSFSR [Collection of legalizations of the RSFSR]. 1920, no. 16, art. 94 (in Russian).
14. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works: in 55 vols. 5th ed.]. Moscow, Gospolitizdat, 1958-1965. Vol. 40. 506 p. (in Russian).
15. On the bodies of people's control in the USSR. Law of the USSR 4224-VI of 9.12.1965. Vedomosti Verkhovnogo SovetaSSSR [Bulletin of the USSR Armed Forces], 1965, no. 49, art. 718 (in Russian).
16. Regulations on the bodies of people's control in the USSR: approved. Decree of the Central Committee of the CPSU, the USSR Council of Ministers of 12.19.1968 no. 1020. In: Main legislative acts and decisions of the USSR Government on the work of the central institutions of the USSR and the union republics, enterprises and organizations (as of July 1, 1969). Sobranie postanovleniy Pravil 'stva SSSR [Collection of resolutions of the Government of the USSR], 1969, no. 1, art. 2 (in Russian).
17. On people's control in the USSR. USSR Law 1159^ of 30.11.1979. Svod zakonov SSSR [Code of Laws of the USSR], 1990, vol. 1. 352 p. (in Russian).
18. On the abolition of the organs of people's control in the RSFSR. Resolution of the Congress of People's Deputies of the RSFSR no. 41-I of 06.16.1990. Vedomosti SND i VSRSFSR [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1990, no. 3, art. 29 (in Russian).
Поступила в редакцию 10.05.2021, после рецензирования 20.05.2021, принята к публикации 30.05.2021 Received 10.05.2021, revised 20.05.2021, accepted 30.05.2021