Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / ПОЛИГОН ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ / ОБЪЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ / ОБЪЕКТ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Культюгина Анастасия Тимофеевна

В данной статье автор исследовал особенности правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона ТКО, в зависимости от отнесения полигона ТКО к объектам размещения отходов или объектам накопленного вреда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Культюгина Анастасия Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF THE LAND PLOT PROVIDED FOR THE PLACEMENT OF THE LANDFILL MUNICIPAL SOLID WASTE

In this article, the author researched the peculiarities of the legal regime of a land plot provided for the disposal of a landfill, depending on whether the landfill is classified as a waste disposal facility or an object of accumulated damage.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_75 УДК 349.41

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ PECULIARITIES OF THE LEGAL REGIME OF THE LAND PLOT PROVIDED FOR A SOLID MUNICIPAL WASTE LANDFILL

КУЛЬТЮГИНА Анастасия Тимофеевна,

аспирант кафедры экологического и природоресурсного права,

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9.

E-mail: anastasiya-kultyugina@mail.ru;

KULTYUGINA Anastasiya Timofeevna,

Postgraduate Student of the Department of Environmental and Natural Resources Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 9, Sadovaya-Kudrinnskay str., Moscow, 123001, Russia. E-mail: anastasiya-kultyugina@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье автор исследовал особенности правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона ТКО, в зависимости от отнесения полигона ТКО к объектам размещения отходов или объектам накопленного вреда.

Abstract: In this article, the author researched the peculiarities of the legal regime of a land plot provided for the disposal of a landfill, depending on whether the landfill is classified as a waste disposal facility or an object of accumulated damage.

Ключевые слова: правовой режим земельного участка, полигон твердых коммунальных отходов, объект размещения отходов, объект накопленного вреда.

Keywords: legal regime of a land plot, solid municipal waste landfill, waste disposal facility, accumulated damage facility.

Для цитирования: Культюгина А.Т. Особенности правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона твердых коммунальных отходов // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 75-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_75.

For citation: Kultyugina A.T. Peculiarities of the legal regime of the land plot provided for a solid municipal waste landfill//Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 75-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_75.

Статья поступила в редакцию: 26.03.2022

Являясь межотраслевым понятием, категория «правовой режим» наиболее широкое распространение данная категория получила в земельном праве. Это объяснимо тем, что в силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля рассматривается «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1].

Здесь нельзя не согласиться с И.И. Евтихиевым, что «для земельного права характерен не способ правового регулирования (договорный или односторонний), не субъект правоотношений, а тот вещный объект - земля, назначением которой является максимальная производительность продуктов...» [2].

К примеру, в действующем Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) [3] понятие «правовой режим земель» употребляется 10 раз (п. 8 ст. 1, п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 7, абз. 3 ч. 2 ст. 85 и т.д.).

Следует отметить, что, являясь широко употребляемой категорией в земельном праве и законодательстве, институт «правовой режим земель» раскрывается в ЗК РФ только через категорию земель и вид разрешенного использования. Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в ст. 7

Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»^] в определение была включена категория «правовой режим земельного участка», что немаловажно, так как именно она имеет наибольшее практическое значение.

Заслуживает внимания тот факт, что правовой режим отдельных видов и подвидов земель, отличающийся от правового режима категории земель, составной частью которого выступает, подвергается анализу реже, чем правовой режим различных категорий земель.

В отличие от понятия «правовой режим земель» категория «правовой режим земельных участков» имеет частный характер и определяется установленным законодательством порядком использования и оборота земельного участка как объекта земельных отношений.

Основным содержанием понятия «правовой режим земельных участков» является закрепленная в ст. 42 ЗК РФ обязанность «использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту».

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ закреплено, что все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения); земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Между тем определение правового режима земельного участка не ограничивается категорией земель и видом разрешенного использования, существуют и иные правовое способы и инструменты.

Рассматривая правовые инструменты установления правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона твердых коммунальных отходов (далее - полигона ТКО), следует отметить, что они будут варьироваться в зависимости от того, как рассматривать полигон, в качестве объекта размещения отходов или объекта накопленного вреда.

В частности, исходя из дефиниций, содержащихся в ФЗ «Об охране окружающей среды» [5], объектами накопленного вреда будут являться полигон ТКО, а также объекты несанкционированного размещения отходов прошлой деятельности, которые не имеют надлежащего собственника.

Одним из правовых инструментов установления правого режима земельного участка является ограничение обороноспособности земельных участков, которое принято рассматривать в качестве одной из гарантий, направленных на реализацию восстановительной функции охраны земель.

Действующим земельным законодательством закреплено ограничение оборота земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся биогенному загрязнению, а также иных подвергшихся деградации земель (п.п. 12 п. 5 ст. 12 ЗК РФ).

Между тем анализ действующего отраслевого законодательства, свидетельствует о наличии правовой неопределенности.

В частности Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Феде-

рации» [6] понятие опасных отходов было исключено из Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделены на 5 классов опасности.

В связи с тем, что земельное законодательство не было приведено в соответствие с отраслевым законодательством, понятие опасных отходов в Земельном кодексе не конкретизировано, из действующей нормы не ясно загрязнение земельного участка каким классом отходов будет выступать в качестве критерия ограничения земельного участка в обороте.

Понятие деградации земель раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» [7] и заключается в ухудшении качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов. В зависимости от степени ухудшения качества земель земельные участки можно подразделить на те, восстановление которых в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием возможно путем проведения рекультивации и консервации.

Утратившим законную силу Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2002 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» [8] в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота признавалось принятие решения о консервации. В данном случае земельные участки либо сохранялись за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводились в земли запаса.

Анализ ст. 103 ЗК РФ позволяет прийти к выводу о том, что фактически земли запаса изъяты из оборота. Между тем, принятие решения о консервации в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота в ст. 27 ЗК РФ не закреплено.

Полагается, что рассматривать в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота принятие решения о консервации или перевод в категорию земель запаса является целесообразным, так как это сопряжено с обеспечение экологической безопасности.

Рассматривая полигон ТКО, а также объекты несанкционированного размещения отходов в качестве объектов накопленного вреда, следует отметить, что на период включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - Реестр объектов НВОС) будет изменяться правовой режим соответствующего земельного участка. Здесь нельзя не согласиться с О.А. Романовой в части того, что в зависимости от категории объекта накопленного вреда будет разумно ограничить или прекратить его использование [9].

В качестве еще одного правового механизма определения правового режима земельного участка будет выступать установление специальных правовых режимов.

В случае, если полигон ТКО рассматривается в качестве объекта накопленного вреда, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 27 февраля 2004 года № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»[10] для него будет устанавливаться охранная зона.

Между тем следует отметить, что в действующем законодательстве нет четкого понятия охранной зоны. В связи с чем, предлагается рассматривать охранную зону объекта накопленного вреда в качестве территории с особыми условиями использования, прилегающей к объекту накопленного вреда, устанавливаемой в целях охраны окружающей среды, предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и

окружающую среду.

При рассмотрении полигона ТКО как объекта размещения отходов в качестве специальной территории с особым режимом использования, применительно к продолжениям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ [11] будет устанавливаться сани-тарно-защитная зона, размер которой будет варьироваться в зависимости от класса опасности объекта от 1000 м. до 100 м. [12].

На основании изложенного, следует обратить внимание, что на правовой режим земельного участка, на котором расположен полигон ТКО, непосредственное влияние оказывает статус комплекса природоохранительных сооружений.

Существующая правовая неопределённость, свидетельствует о необходимости дальнейшего значительного совершенствования правового регулирования, в том числе путем приведения земельного законодательства в соответствие с отраслевым, детальной регламентации порядка установления правового режима земельного участка, в случае внесения Реестр объектов НВОС объекта размещения отходов, являющегося источником накопленного вреда окружающей среде, формирования единого понятийного аппарата.

Библиография:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Евтихеев И.И. Земельное право. М.; Пг., 1923. С. 102.

3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // «Российская газета», № 211-212, 30.10.2001.

4. Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, № 1 (Часть I), ст. 62.

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133.

6. Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 17.

7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2018, № 29, ст. 4441.

8. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // «Собрание законодательства РФ», 25.11.2002, № 47, ст. 4676.

9. Романова О.А. Правовые вопросы выявления и ликвидации накопленного вреда при осуществлении градостроительной деятельности на застроенных территориях // Экологическое право. 2020. № 1. С. 28 - 30.

10. Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов» // «Собрание законодательства РФ», 08.03.2004, № 10, ст. 866.

11. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999, № 14, ст. 1650.

12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 № 10995) // «Российская газета», № 28, 09.02.2008.

References:

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved by nationwide vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Evtikheev I.I. Land Law. Moscow; Pg., 1923. С. 102.

3. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001, № 136-FZ (as amended and supplemented, in force from 01.03.2022) // Rossiyskaya Gazeta, № 211-212, 30.10.2001.

4. Federal Law № 493-FZ of 30.12.2021 «On Amendments to Article 7 of the Land Code of the Russian Federation and Article 8 of the Federal Law «On State Real Estate Registration» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.01.2022, № 1 (Part I), art. 62.

5. Federal Law dated 10.01.2002 № 7-FZ (ed. on 26.03.2022) «On environment protection» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 14.01.2002, № 2, art. 133.

6. Federal Law dated 30.12.2008 № 309-FZ (revised on 29.07.2017) «On Amendments to Article 16 of the Federal Law «On Environmental Protection» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Sobranie zakonodatelstva RF, 05.01.2009, № 1, art. 17.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.07.2018 № 800 (revised on 07.03.2019) «On carrying out land reclamation and conservation» (together with «Rules for carrying out land reclamation and conservation») // Sobranie zakonodatel'stva RF, 16.07.2018, № 29, art. 4441.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.10.2002 № 830 «On Approval of the Regulation on the Procedure for Preservation of Land with Withdrawal from Circulation» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.11.2002, № 47, art. 4676.

9. Romanova O.A. Legal Issues of Identification and Liquidation of Accumulated Damage in the Implementation of Urban Planning Activities in Built-up Territories // Environmental Law. 2020. № 1. C. 28 - 30.

10. Decree of RF Government of 27.02.2004 №112 «On Use of Land Affected by Radioactive and Chemical Pollution, Reclamation and Cultural Works, Establishment of Safeguard Zones and Preservation of Objects Located on Such Land» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.03.2004, №10, art. 866.

11. Federal Law dated 30.03.1999 № 52-FZ (revised from 02.07.2021) «On sanitary and epidemiological well-being of population» (with amendments and additions, in force from 01.01.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF , 05.04.1999, № 14, art. 1650.

12. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 25.09.2007 № 74 (ed. of 28.02.2022) «On Implementation of New Edition of Sanitary and Epidemiological Rules and Standards SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Sanitary Protection Zones and Sanitary Classification of Enterprises, Structures and Other Objects» (Registered by Ministry of Justice of Russia on 25.01.2008 № 10995) // Rossiyskaya Gazeta, № 28, 09.02.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.