DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_75 УДК 349.41
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ PECULIARITIES OF THE LEGAL REGIME OF THE LAND PLOT PROVIDED FOR A SOLID MUNICIPAL WASTE LANDFILL
КУЛЬТЮГИНА Анастасия Тимофеевна,
аспирант кафедры экологического и природоресурсного права,
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА).
123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9.
E-mail: anastasiya-kultyugina@mail.ru;
KULTYUGINA Anastasiya Timofeevna,
Postgraduate Student of the Department of Environmental and Natural Resources Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 9, Sadovaya-Kudrinnskay str., Moscow, 123001, Russia. E-mail: anastasiya-kultyugina@mail.ru
Краткая аннотация: В данной статье автор исследовал особенности правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона ТКО, в зависимости от отнесения полигона ТКО к объектам размещения отходов или объектам накопленного вреда.
Abstract: In this article, the author researched the peculiarities of the legal regime of a land plot provided for the disposal of a landfill, depending on whether the landfill is classified as a waste disposal facility or an object of accumulated damage.
Ключевые слова: правовой режим земельного участка, полигон твердых коммунальных отходов, объект размещения отходов, объект накопленного вреда.
Keywords: legal regime of a land plot, solid municipal waste landfill, waste disposal facility, accumulated damage facility.
Для цитирования: Культюгина А.Т. Особенности правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона твердых коммунальных отходов // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 75-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_75.
For citation: Kultyugina A.T. Peculiarities of the legal regime of the land plot provided for a solid municipal waste landfill//Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 75-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_75.
Статья поступила в редакцию: 26.03.2022
Являясь межотраслевым понятием, категория «правовой режим» наиболее широкое распространение данная категория получила в земельном праве. Это объяснимо тем, что в силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля рассматривается «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1].
Здесь нельзя не согласиться с И.И. Евтихиевым, что «для земельного права характерен не способ правового регулирования (договорный или односторонний), не субъект правоотношений, а тот вещный объект - земля, назначением которой является максимальная производительность продуктов...» [2].
К примеру, в действующем Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) [3] понятие «правовой режим земель» употребляется 10 раз (п. 8 ст. 1, п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 7, абз. 3 ч. 2 ст. 85 и т.д.).
Следует отметить, что, являясь широко употребляемой категорией в земельном праве и законодательстве, институт «правовой режим земель» раскрывается в ЗК РФ только через категорию земель и вид разрешенного использования. Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в ст. 7
Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»^] в определение была включена категория «правовой режим земельного участка», что немаловажно, так как именно она имеет наибольшее практическое значение.
Заслуживает внимания тот факт, что правовой режим отдельных видов и подвидов земель, отличающийся от правового режима категории земель, составной частью которого выступает, подвергается анализу реже, чем правовой режим различных категорий земель.
В отличие от понятия «правовой режим земель» категория «правовой режим земельных участков» имеет частный характер и определяется установленным законодательством порядком использования и оборота земельного участка как объекта земельных отношений.
Основным содержанием понятия «правовой режим земельных участков» является закрепленная в ст. 42 ЗК РФ обязанность «использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту».
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ закреплено, что все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения); земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Между тем определение правового режима земельного участка не ограничивается категорией земель и видом разрешенного использования, существуют и иные правовое способы и инструменты.
Рассматривая правовые инструменты установления правового режима земельного участка, предоставленного для размещения полигона твердых коммунальных отходов (далее - полигона ТКО), следует отметить, что они будут варьироваться в зависимости от того, как рассматривать полигон, в качестве объекта размещения отходов или объекта накопленного вреда.
В частности, исходя из дефиниций, содержащихся в ФЗ «Об охране окружающей среды» [5], объектами накопленного вреда будут являться полигон ТКО, а также объекты несанкционированного размещения отходов прошлой деятельности, которые не имеют надлежащего собственника.
Одним из правовых инструментов установления правого режима земельного участка является ограничение обороноспособности земельных участков, которое принято рассматривать в качестве одной из гарантий, направленных на реализацию восстановительной функции охраны земель.
Действующим земельным законодательством закреплено ограничение оборота земельных участков, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся биогенному загрязнению, а также иных подвергшихся деградации земель (п.п. 12 п. 5 ст. 12 ЗК РФ).
Между тем анализ действующего отраслевого законодательства, свидетельствует о наличии правовой неопределенности.
В частности Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Феде-
рации» [6] понятие опасных отходов было исключено из Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделены на 5 классов опасности.
В связи с тем, что земельное законодательство не было приведено в соответствие с отраслевым законодательством, понятие опасных отходов в Земельном кодексе не конкретизировано, из действующей нормы не ясно загрязнение земельного участка каким классом отходов будет выступать в качестве критерия ограничения земельного участка в обороте.
Понятие деградации земель раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» [7] и заключается в ухудшении качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов. В зависимости от степени ухудшения качества земель земельные участки можно подразделить на те, восстановление которых в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием возможно путем проведения рекультивации и консервации.
Утратившим законную силу Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2002 года № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» [8] в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота признавалось принятие решения о консервации. В данном случае земельные участки либо сохранялись за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводились в земли запаса.
Анализ ст. 103 ЗК РФ позволяет прийти к выводу о том, что фактически земли запаса изъяты из оборота. Между тем, принятие решения о консервации в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота в ст. 27 ЗК РФ не закреплено.
Полагается, что рассматривать в качестве основания для изъятия земельного участка из оборота принятие решения о консервации или перевод в категорию земель запаса является целесообразным, так как это сопряжено с обеспечение экологической безопасности.
Рассматривая полигон ТКО, а также объекты несанкционированного размещения отходов в качестве объектов накопленного вреда, следует отметить, что на период включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - Реестр объектов НВОС) будет изменяться правовой режим соответствующего земельного участка. Здесь нельзя не согласиться с О.А. Романовой в части того, что в зависимости от категории объекта накопленного вреда будет разумно ограничить или прекратить его использование [9].
В качестве еще одного правового механизма определения правового режима земельного участка будет выступать установление специальных правовых режимов.
В случае, если полигон ТКО рассматривается в качестве объекта накопленного вреда, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 27 февраля 2004 года № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»[10] для него будет устанавливаться охранная зона.
Между тем следует отметить, что в действующем законодательстве нет четкого понятия охранной зоны. В связи с чем, предлагается рассматривать охранную зону объекта накопленного вреда в качестве территории с особыми условиями использования, прилегающей к объекту накопленного вреда, устанавливаемой в целях охраны окружающей среды, предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и
окружающую среду.
При рассмотрении полигона ТКО как объекта размещения отходов в качестве специальной территории с особым режимом использования, применительно к продолжениям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ [11] будет устанавливаться сани-тарно-защитная зона, размер которой будет варьироваться в зависимости от класса опасности объекта от 1000 м. до 100 м. [12].
На основании изложенного, следует обратить внимание, что на правовой режим земельного участка, на котором расположен полигон ТКО, непосредственное влияние оказывает статус комплекса природоохранительных сооружений.
Существующая правовая неопределённость, свидетельствует о необходимости дальнейшего значительного совершенствования правового регулирования, в том числе путем приведения земельного законодательства в соответствие с отраслевым, детальной регламентации порядка установления правового режима земельного участка, в случае внесения Реестр объектов НВОС объекта размещения отходов, являющегося источником накопленного вреда окружающей среде, формирования единого понятийного аппарата.
Библиография:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Евтихеев И.И. Земельное право. М.; Пг., 1923. С. 102.
3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // «Российская газета», № 211-212, 30.10.2001.
4. Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2022, № 1 (Часть I), ст. 62.
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, № 2, ст. 133.
6. Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, № 1, ст. 17.
7. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2018, № 29, ст. 4441.
8. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // «Собрание законодательства РФ», 25.11.2002, № 47, ст. 4676.
9. Романова О.А. Правовые вопросы выявления и ликвидации накопленного вреда при осуществлении градостроительной деятельности на застроенных территориях // Экологическое право. 2020. № 1. С. 28 - 30.
10. Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов» // «Собрание законодательства РФ», 08.03.2004, № 10, ст. 866.
11. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 № 10995) // «Российская газета», № 28, 09.02.2008.
References:
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved by nationwide vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Evtikheev I.I. Land Law. Moscow; Pg., 1923. С. 102.
3. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001, № 136-FZ (as amended and supplemented, in force from 01.03.2022) // Rossiyskaya Gazeta, № 211-212, 30.10.2001.
4. Federal Law № 493-FZ of 30.12.2021 «On Amendments to Article 7 of the Land Code of the Russian Federation and Article 8 of the Federal Law «On State Real Estate Registration» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.01.2022, № 1 (Part I), art. 62.
5. Federal Law dated 10.01.2002 № 7-FZ (ed. on 26.03.2022) «On environment protection» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 14.01.2002, № 2, art. 133.
6. Federal Law dated 30.12.2008 № 309-FZ (revised on 29.07.2017) «On Amendments to Article 16 of the Federal Law «On Environmental Protection» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Sobranie zakonodatelstva RF, 05.01.2009, № 1, art. 17.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.07.2018 № 800 (revised on 07.03.2019) «On carrying out land reclamation and conservation» (together with «Rules for carrying out land reclamation and conservation») // Sobranie zakonodatel'stva RF, 16.07.2018, № 29, art. 4441.
8. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.10.2002 № 830 «On Approval of the Regulation on the Procedure for Preservation of Land with Withdrawal from Circulation» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.11.2002, № 47, art. 4676.
9. Romanova O.A. Legal Issues of Identification and Liquidation of Accumulated Damage in the Implementation of Urban Planning Activities in Built-up Territories // Environmental Law. 2020. № 1. C. 28 - 30.
10. Decree of RF Government of 27.02.2004 №112 «On Use of Land Affected by Radioactive and Chemical Pollution, Reclamation and Cultural Works, Establishment of Safeguard Zones and Preservation of Objects Located on Such Land» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.03.2004, №10, art. 866.
11. Federal Law dated 30.03.1999 № 52-FZ (revised from 02.07.2021) «On sanitary and epidemiological well-being of population» (with amendments and additions, in force from 01.01.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF , 05.04.1999, № 14, art. 1650.
12. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 25.09.2007 № 74 (ed. of 28.02.2022) «On Implementation of New Edition of Sanitary and Epidemiological Rules and Standards SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Sanitary Protection Zones and Sanitary Classification of Enterprises, Structures and Other Objects» (Registered by Ministry of Justice of Russia on 25.01.2008 № 10995) // Rossiyskaya Gazeta, № 28, 09.02.2008.