Методология территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации
твердых коммунальных отходов The methodology of the territorial organization of infrastructure for the disposal of solid
municipal waste
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332.154 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15076 Папаскири Тимур Валикович,
д.э.н., к.с.-х.н., декан факультета землеустройства, доцент кафедры землеустройства ГУЗ, Москва, [email protected] Волков Игорь Валерьевич, аспирант кафедры землеустройства ГУЗ, Москва, [email protected]
Шунин Илья Анатольевич, соискатель кафедры землеустройства ГУЗ, Москва
Аннотация. В статье проанализирована методология оценки воздействия на компоненты окружающей природной среды и человека при территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), выделены наиболее значимые факторы воздействия, выявлены проблемы, связанные с рациональным использованием земельных участков при размещении таких объектов, сделан вывод о необходимости сбора, обобщения и анализа данных мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния таких объектов, подчеркнута необходимость использования экономических механизмов для снятия социального напряжения в местах размещения объектов инфраструктуры утилизации ТКО.
Summary. The article analyzes the methodology for assessing the impact on the components of the environment and human beings in the territorial organization of the infrastructure of solid municipal waste (MSW) utilization, identifies the most significant impact factors, identifies problems associated with the rational use of land in the placement of such objects, concludes the need for collection, compilation and analysis of environmental monitoring data in the area of
influence of such objects, the necessity of the use of economic mechanisms to relieve social tension in the places of placement of the infrastructure of recycling of MSW is emphasized. Ключевые слова: объекты обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предельно-допустимые концентрации (ПДК), отходы, санитарно-защитные зоны (СЗЗ), наилучшая доступная технология» (НДТ), экономическая эффективность, инвестиции, землеустройство, окружающая среда, факторы, воздействие.
Keywords: objects of solid municipal waste (MSW) management, maximum permissible concentrations (MPC), waste, sanitary protection zones (SPZ), the best available technology" (BAT), economic efficiency, investments, land management, environment, factors, impact.
Введение
Необходимость и актуальность совершенствования методологии оценки воздействия на компоненты окружающей природной среды и человека при территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) очевидна, т.к. при общем обострении связанных с этим проблем новые технологии переработки отходов позволяют внести соответствующие коррективы. Поэтому нами определены наиболее значимые факторы воздействия, выявлены проблемы, связанные с рациональным использованием земельных участков при размещении таких объектов, сделан вывод о необходимости сбора, обобщения и анализа данных мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния таких объектов, подчеркнута необходимость разработки и использования экономических механизмов для снятия социального напряжения в местах размещения объектов инфраструктуры утилизации ТКО.
Методологическая основа
Необходимо отметить, что в настоящее время согласно действующему законодательству РФ порядок территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО, не утвержден. Поэтому определение методических подходов к размещению таких объектов имеет как научное, так и практическое значение.
Полнота и целостность методической основы территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО обуславливается углубленным анализом таких эколого-экономических аспектов хозяйственной деятельности как:
- природно-климатические и гидрогеологические условия и состояние окружающей среды в районе участка, выбранного для размещения данного объекта;
- характеристики размещаемого объекта, в т.ч. связанные с его воздействием на компоненты окружающей природной среды и человека, включая:
- потребность в земельных ресурсах;
- интенсивности выбросов загрязняющих веществ (ЗВ);
- интенсивности сбросов ЗВ;
- влияние на почву, грунтовые воды и литосферу;
- влияние на растительный и животный мир;
- описание отходов, предложения по их утилизации, обезвреживанию и дальнейшему размещению;
- оценка изменения состояния окружающей среды в результате воздействия на нее размещаемого объекта;
- оценка социально-экономических последствий размещения объекта.
Также одной из наиболее значимых новаций в данной области является введение такого понятия, как «наилучшая доступная технология» (НДТ) - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения природоохранных и экономически выгодных показателей при условии наличия технической возможности ее применения. Применение НДТ и достижение их показателей относится к нормам, исполнение которых является необходимым для создания благоприятных условий развития экономических, социальных и политических отношений между заинтересованными сторонами и непосредственными участниками процесса интеграции объектов утилизации ТКО в существующую инфраструктуру.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в 2016 г. издан информационно-технический справочник по НДТ «Размещение отходов производства и потребления» (ИТС 17-2016). Он содержит перечень технологических приемов, используемых при обращении с ТКО, но технологические показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду, в нем отсутствуют.
Территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО Прежде всего, участок для размещения объекта инфраструктуры утилизации ТКО должен относиться к категории «земли промышленности... и иного специального назначения». В противном случае необходимо до начала проведения проектных работ осуществить перевод участка в данную категорию. Однако перевод земельного участка из одной категории в другую также требует обоснования, в том числе комплексной оценки социальных и эколого-экономических показателей.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [3] содержит ряд прямых ограничений на размещение объектов инфраструктуры утилизации ТКО, а именно запрещается размещение таких объектов:
- в границах населенных пунктов;
- в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон;
- в водоохранных зонах и на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Но необходимо также учитывать, что перевод участка в категорию «земли промышленности... и иного специального назначения», скорее всего, не состоится, если участок относится к особо ценным сельскохозяйственным угодьям или к защитным лесам.
Следующее ограничение связано с санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Согласно СНиП 2.01.28-85 [6] нормативный радиус СЗЗ для завода по обработке и размещению отходов мощностью 100 тыс. т/год составляет 1000 м, завода мощностью менее 100 тыс. т
- 500 м и в границах СЗЗ должны отсутствовать жилые дома, объекты социальной инфраструктуры и рекреации.
Наконец, Градостроительный кодекс РФ [5] фактически запрещает принятие решений о резервировании земельных участков или их переводе из одной категории в другую, если размещение объектов не предусмотрено документами территориального планирования. Однако при размещении объектов инфраструктуры утилизации ТКО в схемах территориального планирования (СТП) субъектов Российской Федерации безусловно должна отражаться информация о них, поскольку с 01.01.2016 организация обращения с ТКО отнесена к их компетенции. Но в СТП субъекта Российской Федерации планируемый к размещению объект не связан с конкретным земельным участком, его расположение соотносится лишь с конкретным административно-территориальным образованием (поселением) или его частью.
Намечаемый конкретный земельный участок для размещения инфраструктуры ТКО должен быть отображен на генеральном плане поселения.
Законодательство содержит определенные требования к рельефу местности и гидрогеологическим условиям размещения объектов инфраструктуры утилизации ТКО, которые не учитываются при разработке генеральных планов поселений ввиду отсутствия необходимой информации. Поэтому результаты проведения гидрогеологических
изысканий могут повлиять на принятое ранее решение, и от выбранного участка придется отказаться. Более рациональным является предварительный выбор земельного участка на основании изысканий с последующим внесением изменений в генеральный план поселения.
Характеристика природно-климатических и социальных условий
Описание природно-климатических и гидрогеологических условий и состояния окружающей среды на участке, выбранном для размещения объекта, должно осуществляться в соответствии с действующими сводами правил: СП 4.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 11-02-96) «Инженерные изыскания для строительства», СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства». В приведенных документах все процедуры описаны достаточно подробно. Отдельного внимания требуют несколько моментов, которые не всегда находят должное отражение в проектных материалах:
- среди климатических характеристик нужно выделять гидротермический коэффициент, значение которого необходимо при расчете водного баланса на полигоне;
- при гидрогеологических изысканиях необходимо определять направление движения вод первого водоносного горизонта и поверхностные водоемы, в которые происходит их разгрузка;
- инженерно-экологические изыскания при размещении любого объекта предусматривают описание флоры и фауны на участке строительства и в зоне воздействия, в том числе выявление редких и исчезающих видов растений и животных.
Воздействие на почвенный покров Воздействие на почвенный покров в окрестностях, прилегающих к планируемому объекту инфраструктуры утилизации ТКО носит опосредованный характер и связано с накоплением ЗВ, поступающих в окружающую среду с выбросами, ливневыми и дренажными водами. Соблюдение нормативов трех перечисленных видов негативного воздействия должно гарантировать соблюдение нормативного качества почв. При этом нужно учитывать, что качество почв нормируется для земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, зон санитарной охраны источников водоснабжения и территорий курортных зон [5].
Социально-экономические аспекты Методика территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО должна включать экономические расчеты, а именно:
- расчет стоимости компенсационных выплат прежнему владельцу, в том числе государству, при отчуждении лесных земель или земель сельскохозяйственного назначения;
- оценку стоимости компенсационных выплат в связи с возможными ограничениями хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне объекта инфраструктуры утилизации ТКО, например, с невозможностью сельскохозяйственного производства;
- данные по комплексной оценке стоимости строительства объекта инфраструктуры утилизации ТКО;
- оценку себестоимости работ по эксплуатации объекта инфраструктуры утилизации ТКО, включая возмещение капитальных вложений и выплаты по кредитам. Эта оценка необходима для расчета тарифа на прием ТКО для населения.
Первоочередным мероприятием является сопоставление эколого-экономических показателей проектируемого объекта с аналогичными показателями альтернативных вариантов размещения данного объекта, а также с показателями других объектов-аналогов, эксплуатируемых в регионе.
В процессе анализа данного аспекта необходим как с точки зрения оценки экономической эффективности проектируемого объекта с учетом стоимости компенсационных выплат за отчуждение земельного участка под проектируемый объект и в связи с ограничением хозяйственной деятельности в зоне его влияния, так и с точки зрения оценки эффективности реализации проектных решений. В последнем случае необходимо сопоставить проектную стоимость строительства объекта инфраструктуры утилизации ТКО и его отдельных конструктивных элементов со стоимостью объектов-аналогов, а также с рыночной стоимостью описанных проектных решений.
Общественное обсуждение
Все чаще складываются ситуации, когда начало строительства объекта инфраструктуры утилизации ТКО, встречает решительное сопротивление населения. Это возмущение может быть инициировано, как коммерческими конкурентами, так и естественным нежеланием людей жить рядом с потенциально опасным объектом.
Это связано, с одной стороны, с низкой социальной активностью граждан и общественных организаций, а с другой стороны, со стремлением организаторов общественных обсуждений получить молчаливое согласие. Но это молчаливое согласие нередко впоследствии превращается в протест, приводящий к большим экономическим потерям.
Из этого можно сделать вывод, что более прагматичной является стратегия, направленная на привлечение внимания общественности к предстоящему строительству объекта инфраструктуры утилизации ТКО и конструктивному обсуждению всех спорных позиций. Но как бы ни был хорош проектируемый объект, само его наличие является неблагоприятным обстоятельством. Снять это социальное напряжение возможно, использовав инструменты применения критериев и параметров, заложенных в концепции методики территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО, в том числе:
- показатели плотности населения в районе размещения объекта утилизации ТКО;
- объем образования отходов в районе размещения объекта утилизации ТКО;
- удаленность проектируемого объекта от ближайшего населенного пункта и сравнительные варианты транспортировки отходов;
- параметры (в т.ч. производственные мощности) проектируемого объекта и площади для их размещения.
Очевидно, что подобные показатели и критерии должны быть отражены в финансово-экономической модели обоснования территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО.
Заключение
Анализ существующих НПА, методических материалов, регулирующих территориальную организацию объектов инфраструктуры утилизации ТКО и оценку их воздействия на окружающую природную среду и человека, а также литературных источников выявил наличие большого количества задач, требующих разработки методики для оптимизации рационального использования земель под объектами размещения ТКО, в т.ч. их высвобождения от накопленного вреда, включающей:
- комплексный анализ природно-климатических, гидрогеологических условий, а также состояния окружающей природной среды в целом при территориальной организации объектов инфраструктуры утилизации ТКО;
- высвобождение нарушенных земель, занятых объектами размещения ТКО с их последующей рекультивацией и вовлечением в сельскохозяйственный оборот;
- характеристики размещаемого объекта, в т.ч. связанные с его воздействием на компоненты окружающей природной среды и человека, включая:
- потребность в земельных ресурсах;
- интенсивности выбросов загрязняющих веществ (ЗВ);
- интенсивности сбросов ЗВ;
- влияние на почву, грунтовые воды и литосферу;
- влияние на растительный и животный мир;
- описание отходов, предложения по их утилизации, обезвреживанию и дальнейшему размещению;
- оценка изменения состояния окружающей среды в результате воздействия на нее размещаемого объекта;
- оценка социально-экономического эффекта размещения объекта.
Для предотвращения социальных конфликтов, связанных с территориальной организацией объектов инфраструктуры утилизации ТКО, необходимо повышать содержательность общественных обсуждений планируемых к размещению объектов инфраструктуры утилизации ТКО и включать в инвестиционные программы механизмы, создающие у населения и непосредственных участников данного процесса экономической заинтересованности в размещении таких объектов вблизи их поселений.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008, от 30.12.2008, от 05.02.2014, от 21.07.2014) — М.: Юрид. лит., 2014.— 64 с.
2. Российская Федерация. Законы. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [федер. закон: принят 22 апреля 2011 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.
3. Российская Федерация. Законы. «Об отходах производства и потребления» [федер. закон принят 24 июня 1998 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.
4. Российская Федерация. Законы. «Об охране окружающей среды» [федер. закон принят 10 января 2002 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации [принят 22 декабря 2004 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.
6. СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию /Госстрой СССР. - М.:
- ЦИТП Госстроя СССР, 1985
7. Автоматизация землеустроительного проектирования (экономика и организация). // Папаскири, Т.В. // [Текст]: Монография / Т.В. Папаскири. — М.: Изд-во ГУЗ, 2013. - 251 с.
8. Землеустройство как основной механизм ввода в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения // Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., Пэн Юньлун // [Текст]: Московский экономический журнал, 2/2017, 12с., электронный журнал, http://qje.su/selskoe-hozyajstvo/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2017-11/
9. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики: монография/под общ. ред. С. Н. Волкова. -М.: ГУЗ, 2017. -568 с
10. Методология рекультивации агробиосанации корнеобитаемого слоя территории полигонов ТБО для целей АПК (на примере Московской Области). [Текст] / Авторы: Папаскири Т.В., Шунин И.А., Волков И.В. // Под ред. Т.В. Папаскири. -Материалы к Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2015»., М.-ГУЗ, 2015. - 74 с., ил.
11. Папаскири Т.В. Организационно-экономический механизм формирования системы автоматизированного проектирования в землеустройстве: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 — Москва, [Место защиты: ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству], 2016. — 399с., ил.
12. Перспективы развития территорий объектов инфраструктуры утилизации твердых бытовых отходов в Московском регионе // Папаскири Т.В., Шунин И.А., Волков И.В. // [Текст]: Сборник научных статей международного научно-практического Форума, посвящённого 95-летию факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству «Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства» /Отв.ред., Сост. Т.В.Папаскири. - М.: ГУЗ, 2014, стр.638-647
13. Раклов В. П. Методология использования ГИС-технологий при контроле состояния полигонов ТБО // [Текст]: Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2016. -№ 6. -С. 83-89
14. Региональная система управления утилизацией твердых муниципальных отходов // Агаев Т.Б. // [Текст]:. - М.: Георесурс, 2010. - 506 с.
15. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации//Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.
16. Ресурсы сайта http://www.ecoekspert.ru
17. Ресурсы сайта http://kanokov.viperson.ru
18. Ресурсы сайта http://www.nkj.ru