Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНОВ ТКО НА НЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНОВ ТКО НА НЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полигон размещения твёрдых коммунальных отходов / выбор земельного участка / пространственный анализ / метод анализа иерархий / неурбанизированные территории Крайнего Севера / landfill of municipal solid wastes / selecting land sites / spatial analysis / Analytic Hierarchy Process / non-urbanized municipalities of the Far North

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шилова Юлия Владимировна, Гладун Игорь Владимирович

В статье на примере Аяно-Майского района Хабаровского края представлена апробированная методика выбора мест для строительства полигонов размещения ТКО в не урбанизированных муниципальных образованиях Крайнего Севера. Предложен перечень первичных оценочных факторов для проведения пространственного анализа с применением метода анализа иерархий для ранжирования потенциально пригодных земельных участков для строительства полигонов ТКО. Использование предложенной методики будет способствовать обоснованному принятию управленческого решения о выборе места размещения полигона ТКО и выполнению требования «Положения об ОВОС в РФ» об обязательном рассмотрении альтернативных вариантов мест строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шилова Юлия Владимировна, Гладун Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE ANALYTIC HIERARCHY PROCESS FOR SELECTION OF CONSTRUCTION LOCATIONS OF THE MSW LANDFILLS IN NON-URBANIZED TERRITORIES

The method of selecting sites for the construction of municipal solid waste (MSW) landfills in non-urbanized municipalities of the Far North was tested on the example of Ayano-Maysky district of Khabarovsk Krai. A list of primary evaluation factors is proposed for spatial analysis with the use of the Analytic Hierarchy Process for ranking potentially suitable land sites for the construction of MSW landfills. The usage of the proposed method will contribute to the adoption of informed management decisions on the choice of location for MSW landfill. This method will also contribute to the implementation of the requirements of the standing order about assessment of the impact on the environment in the Russian Federation that concerns obligatory consideration of alternative options of construction.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНОВ ТКО НА НЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

УДК 349.6:628.4(571.620) Ю. В. Шилова, И. В. Гладун

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

ДЛЯ ВЫБОРА МЕСТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНОВ ТКО

НА НЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В статье на примере Аяно-Майского района Хабаровского края представлена апробированная методика выбора мест для строительства полигонов размещения ТКО в не урбанизированных муниципальных образованиях Крайнего Севера. Предложен перечень первичных оценочных факторов для проведения пространственного анализа с применением метода анализа иерархий для ранжирования потенциально пригодных земельных участков для строительства полигонов ТКО. Использование предложенной методики будет способствовать обоснованному принятию управленческого решения о выборе места размещения полигона ТКО и выполнению требования «Положения об ОВОС в РФ» об обязательном рассмотрении альтернативных вариантов мест строительства.

Ключевые слова: полигон размещения твёрдых коммунальных отходов, выбор земельного участка, пространственный анализ, метод анализа иерархий, неурбанизированные территории Крайнего Севера.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10041

Решение задачи учёта социально-экономических и санитарно-экологических факторов при региональном территориальном планировании инфраструктуры обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) требует наличия практической методики, позволяющей снизить субъективность при выборе земельного участка для строительства полигона размещения ТКО. Правительством Хабаровского края в 2016 — 2018 гг. были утверждены территориальная схема и региональная программа «Обращение с отходами, в том числе с ТКО, на территории Хабаровского края» — документы планирования, определяющие стратегию развития региональной системы обращения с ТКО [5, 6]. В 2018 году, в новой редакции территориальной схемы количество объектов по обработке и захоронению ТКО было предложено увеличить с 25 до 79 штук, расположив их вблизи большинства населённых пунктов края. Проблема поиска подходящих для строительства полигонов ТКО земельных участков (ЗУ) осложняется требованием «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окру-

Шилова Юлия Владимировна — магистрант (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия); e-mail: [email protected].

Гладун Игорь Владимирович — кандидат биологических наук, доцент (Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск. Россия); e-mail: [email protected].

© Шилова Ю.В., Гладун И.В., 2020

81

жающую среду в РФ» об обязательном рассмотрении альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности, т. е. сравнительной оценке качества природной среды двух подходящих ЗУ [7]. По лучшему из альтернативных вариантов будут впоследствии проведены работы по инженерным изысканиям и, в случае соответствия участка требованиям СП 127.13330.2017 [12] и СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 [8], -по подготовке проектной документации.

Анализ методических подходов к выбору земельных участков под полигоны ТКО, выполненный А. В. Атерековой и С. Б. Сиваевым, показал недостаточную обоснованность решений при выборе мест размещения объектов захоронения отходов [1, 2]. Авторами была предложена собственная методика выбора земельных участков (ЗУ) под полигоны ТКО и проверена её применимость на урбанизированных территориях Нижегородской области [2]. Методика включает проведение: пространственного анализа с применением геоинформационных систем (ГИС); многофакторного анализа по оценочным факторам для ранжирования ЗУ по приоритетности; сравнение вариантов и оценку устойчивости полученных значений для выбора наилучшего варианта ЗУ.

Хабаровский край входит в число крупнейших административно-территориальных образований РФ, характеризуемых суровыми природно-климатическими и сложными социально-экономическими условиями, неудовлетворительным состоянием дорожной сети, распространением многолетней мерзлоты. Край, согласно административно-территориальному устройству, имеет муниципальные районы, характеризуемые низкой плотностью населения (в Аяно-Майском районе всего 0,03 чел. / км2 в сравнении с 1,69 чел. / км2 по краю), относящимися к не урбанизированным территориям [13]. Но, несмотря на то, что в труднодоступных и малонаселённых муниципальных районах края, специализирующихся в основном на добыче и переработке водно-биологических, минеральных и лесных ресурсов, — Ульчском, Верхнебуреинском, Аяно-Майском, Тугоро-Чумиканском, Охотском, имени Полины Осипенко, Николаевском — проживает около 8 % населения края, устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса, включая развитие инфраструктуры обработки и размещения ТКО в сельских населённых пунктах, является важной задачей регионального государственного управления [3].

Цель исследования — апробация методики выбора ЗУ под полигоны ТКО в неурбанизированных муниципальных образованиях Крайнего Севера Хабаровского края и определение перечня первичных оценочных факторов для проведения пространственного анализа выбора потенциально пригодных земельных участков для строительства полигонов ТКО.

В качестве метода исследования был использован пространственный анализ с применением геоинформационных систем (ГИС), многофакторный анализ по оценочным критериям согласно метода анализа

82

иерархий (при помощи программы «Система поддержки принятия решений „Выбор" 7.0.0.508» [10]). Теоретической и методической основой работы явились результаты исследований А. В. Атерековой и С. Б. Си-ваева по выбору земельных участков под объекты обращения с ТКО [2].

Базовым элементом комплексной системы обращения с ТКО в рамках отдельного регионального кластера является полигон захоронения отходов [3]. Анализ публикаций, выполненный А. В. Атерековой и С. Б. Сиваевым по рассматриваемой проблеме, показал, что обычно выбор ЗУ под строительство полигона ТКО осуществляется на основании геологических, гидрологических, социально-экономических, экологических и санитарно-гигиенических условий [2]. Основные критерии пригодности ЗУ для строительства полигона ТКО содержатся в СП 127.13330.2017 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. СНиП 2.01.28-85» и СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» [8; 12]. Немаловажное значение для выбора имеют факторы, влияющие на формирование экономически обоснованных тарифов на сбор, транспортирование, обработку и захоронение ТКО [4].

Согласно региональной программе Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с ТКО, на территории Хабаровского края» [5] в Аяно-Майском муниципальном районе планируется ввести в эксплуатацию четыре новых полигона ТКО, три из которых будут располагаться на земельных участках, занятых свалками бытовых отходов, подлежащих рекультивации (таблица 1).

Для каждого рассматриваемого варианта расположения полигона ТКО были определены фактические значения оценочных факторов, полученных из официальных источников информации, публикуемых Рос-статом и Росреестром (таблица 2) [11, 13].

Согласно законодательству РФ существует значительное количество ограничений к месту расположения полигона ТКО, которые необходимо применять в качестве оценочных факторов. Выполненный анализ показал, что для условий Крайнего Севера Хабаровского края можно отказаться от таких социально-экономических критериев оценки, как «Наличие мест работы в радиусе 1500 м», «Плотность населения в зоне обслуживания», «Средняя дальность перевозок ТКО». Так, для Аяно-Майского муниципального района годовой объём образования ТКО (с учётом юридических лиц) составляет всего 0,1 % от краевого, поэтому на территории района необходимо организовать зону локальной утилизации ТКО [3]. В связи с наличием на всей территории Аяно -Майского района многолетней мерзлоты из числа оценочных факторов был исключён следующий — «Глубина уровня залегания подземных вод 2 м» [9].

83

Таблица 1

Характеристика земельных участков, планируемых для строительства полигонов ТКО в Аяно-Майском районе

Кадастровый номер Плошддь, м2 Срок аренды, лет Местоположение Наличие свалки бытовых отходов

27:02:0010502:3 10000 10 Хабаровский край, р-н Аяно-Майский, с. Аим, примерно 1250 м на север от здания муниципального казённого образовательного учреждения начальной общеобразовательной школы с. Аим, по ул. 40 лет Победы, д. 4 +

27:02:0010304:2 10000 10 Хабаровский край, р-н Аяно-Майский, с. Джигда, примерно 1000 м на запад от здания администрации, находящегося по ул. Совхозная, д. 2 +

27:02:0010103:15 20000 10 Хабаровский край, р-н Аяно-Майский, с. Нелькан, примерно 2950 м от ориентира по направлению на северо-запад, с. Нелькан, по ул. Советская, д. 9 а +

27:02:0020102:127 30060 10 Хабаровский край, р-н Аяно-Майский, примерно 1100 м к северо-западу от с. Аян, за пределами границ охранной зоны безымянного ручья, впадающего в Охотское море

Таблица 2

Фактические значения оценочных факторов для мест размещения полигонов ТКО в Аяно-Майском районе

№ п/п Оценочные критерии с. Аян с. Аим с. Нелькан с. Джигда

Социальные

1 Численность населения в радиусе 1500 м, чел. 827 178 719 212

2 Расстояние до ближайшего населённого пункта, м 1100 1250 2950 1000

Экологические

3 Расстояние до водных объектов, м 1500 2000 8000 2500

4 Текущее использование земельного участка под строительство полигона ТКО свалка ТКО свалка ТКО свалка ТКО

5 Охранные зоны в радиусе 2000 м нет нет да да

Экономические

6 Расстояние до транспортных путей, км 0,1 12,0 0,05 2,0

7 Площадь участка, га 3,006 1 2 1

При исследовании были использованы ГИС, с помощью которых производилось построение карты, на которую наносились слои для пространственного анализа территории — лесной массив, водные объекты,

84

транспортная система, особо охраняемые природные территории и действующие объекты размещения отходов, включённые в государственный реестр (рис. 1).

Рис. 1. Пространственный анализ по месту размещения объекта

(составлено автором)

Участки, которые удовлетворяли всем критериям, проходили исследование по методу анализа иерархических процессов (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение земельных участков для строительства полигонов ТКО в Аяно-Майском районе по выбранным оценочным факторам

(составлено автором)

Сравнительнная оценка по выбранным оценочным факторам показала, что наилучшим вариантом расположения места под строи-

85

тельство полигона ТКО является ЗУ около с. Нелькан. Данный участок превосходил другие по показателям: «Расстояние до водных объектов», «Расстояние до ближайшего населённого пункта», «Расстояние до транспортных путей». Остальные участки получили рейтинговые оценки ниже из-за влияния факторов «Расстояние до транспортных путей», «Численность населения», «Расстояние до водных объектов» (рис. 3).

Рис. 3. Результат оценки земельных участков для строительства полигонов ТКО в Аяно-Майском районе по выбранным оценочным факторам

(составлено автором)

Следует отметить, что А. В. Атерекова и С. Б. Сиваев предложили использовать методику выбора земельных участков под объекты обращения с ТКО на урбанизированных территориях, характеризуемых согласно ст. 11 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» высокой плотностью населения и концентрацией объектов различного назначения. На неурбанизированных территориях, относящихся к районам Крайнего Севера РФ, важными факторами являются малая плотность населения, транспортно-логистические ограничения, наличие вечномёрзлых грунтов, что обусловливает сложность строительства и эксплуатации полигонов ТКО, в то же время снижает их экологическую опасность. Поэтому при выборе ЗУ наиболее весомыми являются социально-экономические и экологические оценочные критерии. Так, при выборе ЗУ под строительство полигонов ТКО администрация Аяно-Майского района сначала учитывала социально-экономические требования (в первую очередь, целевое назначение ЗУ) и во вторую очередь — экологические параметры. Такой подход является обоснованным и заметно ориентированным на цели долгосрочного развития Аяно — Майского района: формирование благоприятной среды для проживания населения, оптимизация те-

86

кущих расходов на функционирование системы обращения с отходами, создание базиса для дальнейшего расширения инфраструктуры ЖКХ, позволяющего реализовать комплексное управление коммунальными отходами, учитывающего иерархию способов обращения с отходами, установленную п. 2 ст. 3 федерального законам «Об отходах производства и потребления».

Результаты исследования показали, что методический подход, предложенный А. В. Атерековой и С. Б. Сиваевым, можно применять для цели выбора ЗУ под полигон ТКО на не урбанизированных территориях, относящихся к труднодоступным и малонаселённым районам Крайнего Севера. Апробация методики показала её гибкость: для повышения качества и оперативности ранжирования земельных участков методику можно модифицировать за счёт изменения набора первичных оценочных критериев. Для условий не урбанизированных территорий Крайнего Севера количество оценочных факторов может быть уменьшено за счёт исключения критериев «Наличие мест работы в радиусе 1500 м», «Плотность населения в зоне обслуживания», «Средняя дальность перевозок ТКО», «Глубина уровня залегания подземных вод 2 м». Использование предложенной методики будет способствовать обоснованному принятию управленческого решения о выборе места размещения полигона ТКО и выполнению требования «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» об обязательном рассмотрении альтернативных вариантов мест строительства полигона ТКО.

Список литературы

1. Атерекова А. В. Методика выбора мест под объекты обращения с твёрдыми бытовыми отходами: дис. ... магистра градостроительства. Высшая школа экономики, М., 2015. 89 с.

2. Атерекова А. В., Сиваев С. Б. Выбор участков под объекты обращения с твёрдыми коммунальными отходами на основе пространственного анализа и многофакторной оценки / / Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 1 (2). С. 70—85.

3. Гладун И. В., Волосникова Г. А., Гладун П. И. Концепция схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Хабаровском крае / / Региональные исследования. 2019. № 1 (63). С. 108 — 117.

4. Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов [Электронный ресурс]: утв. Госстроем РФ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

5. Об утверждении региональной программы Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с ТКО, на территории Хабаровского края» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 г. № 736-рп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

87

6. Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Хабаровского края [Электронный ресурс]: постановление Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. № 477-пр. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О введении в действие санитарных правил (вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. Санитарные правила») [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. № 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Петров Е. С., Новороцкий П. В., Леншин В. Т. Климат Хабаровского края и Еврейской автономной области. Владивосток; Хабаровск. 2000. 173 с.

10. Программа «Система поддержки принятия решений «Выбор» 7.0.0.508». URL: https://www.softportal.com/software-7763-sppr-vibor.htmI/ (дата обращения: 12.12.2019).

11. Публичная кадастровая карта. URL: https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 12.12.2019).

12. СП 127.13330.2017 «Свод правил. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. СНиП 2.01.28-85» [Электронный ресурс]: приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2017 г. № 1533. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Численность населения Хабаровского края по муниципальным образованиям

на 1 января 2019 года. URL: https://habstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.12.2019).

* * *

Shilova Julia V., Gladun Igor V.

APPLICATION OF THE ANALYTIC HIERARCHY PROCESS

FOR SELECTION OF CONSTRUCTION LOCATIONS

OF THE MSW LANDFILLS IN NON-URBANIZED TERRITORIES

(Pacific National University, Khabarovsk, Russia)

The method of selecting sites for the construction of municipal solid waste (MSW) landfills in non-urbanized municipalities of the Far North was tested on the example of Ayano-Maysky district of Khabarovsk Krai. A list of primary evaluation factors is proposed for spatial analysis with the use of the Analytic Hierarchy Process for ranking potentially suitable land sites for the construction of MSW landfills. The usage of the proposed method will contribute to the adoption of informed management decisions on the choice of location for MSW landfill. This method will also contribute to the implementation of the requirements of the standing order about assessment of the impact on the environment in the Russian Federation that concerns obligatory consideration of alternative options of construction.

Keywords: landfill of municipal solid wastes, selecting land sites, spatial analysis, Analytic Hierarchy Process, non-urbanized municipalities of the Far North

DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10041

88

References

1. Aterekova A. V. Metodika vibora mest pod obekti obrashcheniya s tverdimi bitovimi otkhodami (Methods of choosing places for objects of handling solid household waste), Moskow, 2015. 89 p.

2. Aterekova A. V., Sivaev S. B. Selection of sites for objects of solid waste management on the basis of spatial analysis and multifactorial assessment [Vibor uchastkov pod obekti obrashcheniya s tverdimi kommunalnimi otkhodami na osnove prostranstvennogo analiza i mnogofaktornoy otsenki], Gorodskie issledovaniya i praktiki, 2016, vol. 1. no. 1(2). pp. 70—85.

3. Gladun I. V., Volosnikova G. A., Gladun P. I. The concept of a scheme for handling solid municipal waste in the Khabarovsk Territory [Konceptsiya skhemi obrashcheniya s tverdimi kommunalnimi otkhodami v Khabarovskom krae], Regionalnie issledovania, 2019, no. 1(63), pp. 108—117.

4. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu tarifov na uslugi po unichtozheniyu, utilizatsii i zakhoroneniyu tverdikh bitovikh otkhodov. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii regionalnoi programmi Khabarovskogo kraya «Obrashchenie s otkhodami, v tom chisel s TKO, na territorii Khabarovskogo kraya». Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

6. Ob utverzhdenii territorialnoy skhemi obrashcheniya s otkhodami, v tom chisel s tverdimi kommunalnimi otkhodami, Khabarovskogo kraya. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

7. Ob utverzhdenii Polozheniya ob otsenke vozdeyistviya namechaemoy khozyastvennoy i inoy deyatelnosti na okruzhayushchuyu sredu v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

8. O vvedenii v deistvie sanitarnikh pravil (vmeste s «SP 2.1.7.1038-01.2.1.7. Pochva, ochistka naselennikh mest, otkhodi proizvodstva i potrebleniya, sanitarnaya ochrana pochvi. Gigienicheskie trebovaniya k ustroistvu i soderzhaniyu poligonov dlya tverdikh bitovikh otkhodov. Sanitarnii pravila). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

9. Petrov E. S., Novorockiy P. V., Lenshin V. T. Klimat Khabarovskogo kraya i Evreyskoy avtonomnoy oblasti (Climate of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region), Vladivostok, Khabarovsk, 2000. 173 p.

10. Programma «Sistema podderzhki prinyatiya resheniy «Vibor» 7.0.0.508». Available at: https://www.softportal.com/software-7763-sppr-vibor.html/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

11. Publichnaya kadastrovaya karta. Available at: https://rosreestr.ru/site/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

10. SP 127.13330.2017 «Svod pravil. Poligoni po obezvrezhivaniyu i zachoroneniyu toksichnikh promishlennikh otkhodov. SNiP 2.01.28-85». Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

13. Chislennost naseleniya Khabarovskogo kraya po municipalnim obrazovaniyam na 1 yanvarya 2019 goda. Available at: https://habstat.gks.ru/ (accessed 12 December 2019) (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•Jc -Jc -Jc

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.