УДК 349.6:633/635
О.Я. Костецкая,
соискатель
при кафедре экологического права Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»,
г. Харьков
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ, ЗАНЯТЫХ МНОГОЛЕТНИМИ НАСАЖДЕНИЯМИ
Непосредственным объектом правового режима земель является конкретный земельный участок независимо от его площади, который предоставлен в пользование или передан в собственность и используется по практическому целевому назначению. Это первый и главный элемент правового режима земель любой категории.
Правовой режим отдельных участков земель сельскохозяйственного назначения можно рассматривать в разных аспектах. Он не является однородным, что предопределено: (а) видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами; (б) юридическим статусом субъектов, пользующихся этими землями; (в) другими объективными обстоятельствами и факторами. Обычно различают общий, особенный и специальный правовые режимы рассматриваемых земель.
Проблемы правового режима земель и их правовой охраны исследовались учеными как советского периода (М.И. Красновой, Ю.Г. Жариковим, В.П. Балезиним и др.), так и представителями отечественной земельно-правовой науки (В.И. Андрейцевым, П.Ф. Кулиничем, Н.И. Титовой, М.В.Шульгой и др.). Между тем ряд теоретических вопросов остался вне поля зрения исследователей этих проблем.
Цель данной публикации - осуществить анализ наиболее актуальных вопросов, связанных с особенностями правового режима и охраны сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями. Особенный правовой режим для угодий с кадастровой оценкой выше среднего уровня установлен законодательством. К сельскохозяйственным угодьям согласно ст. 22 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК) в таком правовом значении принадлежат пашня, многолетние насаждения, сеножати, пастбища и перелоги. Их правовой режим заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей.
К сожалению, ни в ЗК Украины, ни иных актах земельного законодательства не закреплен правовой режим сельскохозяйственных угодий в так называемом концентрированном и логично завершенном виде. Законодательство содержит только отдельные, часто функционально не связанные между собой правовые нормы, в которых закреплена компетенция органов власти относительно управления землями с определенными сельскохозяйственными угодьями и подчеркивается их экологическая ценность. На это обстоятельство уже обращалось внимание в земельно-правовой литературе [2, с. 174].
Многолетние насаждения, как правило, рассматривают как отдельный объект отношений права собственности, нераздельно связанный с земельным участком. Иначе говоря, они, как и земельный участок под ними, считаются единым целостным объектом - земельным участком, который в соответствии с положениями ЗК Украины имеет название «многолетние насаждения». К ним относятся сады, виноградники и хмельники. В отличие от другой растительности, например, лесов, эти насаждения предназначены для сельскохозяйственного производства, а их использование обеспечивает получение субъектами земельных прав плодово-ягодной продукции.
Среди объектов земельных отношений сельскохозяйственные угодья, занятые многолетними насаждениями, занимают самостоятельное место, поскольку им присущи собственные особенности, а их правовой режим характеризуется определенной спецификой. Статья 79 ЗК Украины («Земельный участок как объект права собственности») предусматривает, что право собственности на земельный участок распространяется не только на поверхностный (грунтовый) слой, но и на расположенные на ней водные объекты, леса и многолетние насаждения. Иными словами, земельные участки, полученные гражданами в собственность, принадлежат гражданам на праве собственности вместе с размещенными на них насаждениями как один целостный объект.
По положению ст. 5 Закона «Об экологической сети Украины» к элементам экосети частично принадлежат земли сельскохозяйственного назначения экстенсивного использования [4]. Однако и до настоящего времени нормы данного Закона, к сожалению, не выполняется. П.Ф. Кулинич предлагает дополнить его положением, в соответствии с которым включение всей или части земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав экологической сети должно иметь своим последствием установление ограничения в использовании участка путем перевода имеющихся на ней сенокосов и пастбищ в сельскохозяйственные угодья иного вида - пашню, перелоги или многолетние насаждения [2, с. 176, 177 ]. По его мнению, таким землям следует предоставить статус особенно ценных; в последующем же их нельзя использовать для несельскохозяйственных потребностей или переводить в состав несельскохозяйственных угодий [3, с. 156].
Отметим, что отмеченный Закон не устанавливает каких-то конкретных специальных требований, которые касаются обеспечения охраны непосредственно многолетних насаждений. Между тем, как свидетельствует практика, они нуждаются в особенной охране, которая должна обеспечиваться прежде всего путем как охраны земель сельскохозяйственного назначения, так и реализации охранительных мероприятий, которые касаются непосредственно охраны многолетних насаждений.
Одним из наиболее болезненных вопросов на сегодня остается законодательная неурегулированность проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения, занятых именно многолетними насаждениями. Кроме того, следует иметь в виду, что правовой режим таких земель направлен на выполнение 2-х главных задач - на обеспечение грунтового плодородия земель и сохранение их количества. Речь идет о необходимости обеспечения охраны качества сельскохозяйственных угодий (качественный аспект) и предотвращения уменьшения их площадей (аспект количественный).
Вообще же на основании анализа соответствующих предписаний земельного законодательства можно утверждать, что первая задача решается осуществлением ряда мероприятий по (а) сохранению и повышению плодородия почв; (б) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, высушивания, уплотнения и других процессов, приводящих их к деградации (мелиорация); (в) защите от заражения сельскохозяйственных угодий бактериально-паразитическими и карантинными вредителями, болезнями растений, зарастания сорняковыми растениями, кустарником и мелколесьем, и от других видов ухудшения их состояния; (г) рекультивации нарушенных земель, возобновлению их плодородия, своевременному привлечению к хозяйственному обороту (ст. 166 ЗК); (д) сохранению и использованию плодородного слоя почвы и консервированию земель (статьи 171 и 172 ЗК) и др.
Что же касается сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями, то они нуждаются в особенной комплексной охране. Известно, что многолетние насаждения, в отличие от земель, -это прежде всего обновительный объект природы. Их защита неразрывно связана и предопределена охраной сельскохозяйственных угодий от (а) загрязнения, необоснованного их исключения для других потребностей и (б) эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, переосушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных естественных и техногенных процессов. Охрана должна быть направлена и на (а) сохранение естественных водно-болотных угодий, (б) предупреждение ухудшения эстетичного состояния и экологической роли антропогенных ландшафтов, (в) консервирование деградированных и малопроизводительных сельскохо-зяйственных угодий (статьи 163 и 164 ЗК Украины). В то же время она может осуществляться с использованием многолетних насаждений. Например, насаждение плодовых деревьев или виноградника на склонах земельных участков обеспечивает естественным путем охрану последних от водной и ветровой эрозии. Аналогично это касается и террасирования склонов.
Подчеркнем, что возобновление многолетних насаждений - процесс достаточно длительный и сложный. Например, установление в советское время ограничений на производство вино-водочной продукции побуждало субъектов земельных прав к сокращению площадей виноградников. Соответствующая отрасль сельскохозяйственного производства фактически оказалась в упадке. И до сих пор, к сожалению, не удалось возобновить площади сельскохозяйственных угодий, занятых виноградниками.
Состояние самих же сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями, неразрывно связано и непосредственно влияет на их состояние и наоборот, что требует комплексного подхода к охране этих угодий. Проблема их охраны никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Раньше, в условиях экстенсивного ведения сельского хозяйства, нагрузки на сельскохозяйственные земли, в том числе и на такие угодья, как многолетние насаждения, были незначительными. Правовая охрана сельскохозяйственных земель сводилась прежде всего к охране прав на земельные участки тех лиц, которые использовали их на законных основаниях, и только во вторую очередь обращалось внимание на мероприятия по улучшению их эксплуатации. Но это имело место только в связи с потребностью увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, проблемы охраны сельскохозяйственных угодий были связаны непосредственно лишь с факторами экономическими, экологический же при этом, как подчеркивалось в юридической литературе, не учитывался [1, с. 38].
Статьей 82 ЗК Украины (в редакции от 13 марта в 1992 г.) предусматривалось, что охрана земель осуществляется на основании комплексного подхода к угодьям как к сложным естественным образованиям (экосистемам) с учетом целей и характера их использования, зональных и региональных особенностей. Это положение на то время было прогрессивным. Система же рациональной эксплуатации земель согласно этому Кодексу должна иметь природоохранный, ресурсосберегающий, воспроизводительный характер и предусматривать сохранение почв, ограничения негативного влияния на них, на растительный и животный мир, на геологические породы, водные источники и иные компоненты окружающей среды.
Действующий ЗК Украины (2001 г.), к сожалению, такие положения не содержит. Охрану земель он связывает преимущественно с их консервированием, обеспечением использования техногенно загрязненных земель и др. Главным образом речь идет об охране земель, которые уже испытали негативное влияние естественных процессов и антропогенной деятельности человека. С нашей точки зрения, было бы целесообразным охрану сельскохозяйственных угодий (в том числе и занятых многолетними насаждениями) осуществлять преимущественно путем реализации превентивных мероприятий, которые предупреждали бы необходимость проведения их консервирования и не допускали загрязнения. Соответствующие правовые предписания должны быть зафиксированы на законодательном уровне.
Список литературы: 1. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли / Н.И. Краснов // Гос-во и право. - 1999. - № 10. - С. 38-44. 2. Кулинич П.Ф. Сільськогосподарські угіддя як об’єкт земельних правовідносин // Часоп. Київ. ун-ту права. - 2008. - N° 4. - С. 174-179. 3. Кулинич П.Ф. Правові проблеми цільового використання земель сільськогосподарського призначення // Часоп. Київ. ун-ту права. - 2007. - № 4. - С. 151-157. 4. Офіційний вісник України. - 2004. - № 29. - Ст. 1950.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОХРАНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ, ЗАНЯТЫХ МНОГОЛЕТНИМИ НАСАЖДЕНИЯМИ Костецкая О.Я.
Работа посвящепа актуальным вопросам правового режима охраны сельскохозяйственных угодий, занятых многолетними насаждениями. Рассматриваются вопросы охраны сельскохозяйственных угодий. Исследуются преимущества и недостатки современного земельного законодательства в вышеуказанной сфере.
Ключевые слова: особенности правового режима охраны сельско-хозяйственных угодий, многолетние насаждения, сельскохозяйственные угодия.
LEGAL REGIME PECULIARITIES OF PROTECTION OF AGRICULTURAL LANDS OCCUPYING PERENNIAL PLANTING Kostezkaya O.J.
This article is devoted to the topical guestions of legal regime peculiarities of protection of agricultural lands occupying perennial planting. It considers the guestions of protection of agricultural lands. Advantages and disadvantages of modern land law are investigated as stated above.
Key words: legal regime peculiarities of protection of agricultural lands, perennial planting, agricultural lands.
Поступила в редакцию 22.06.2011 г.