Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ИНДИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ И КОДЕКСА ЭТИКИ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2021 Г.'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ИНДИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ И КОДЕКСА ЭТИКИ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2021 Г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые платформы / цифровизация / цифровая экономика / правовое регулирование цифровых платформ в Индии / законодательство Индии о цифровых платформах. / digital platforms / digitalization / digital economy / legal regulation of digital platforms in India / Indian legislation on digital platforms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саяпин Сергей Петрович

в 2021 г. Министерство электроники и информационных технологий Индии совместно с Министерством информации и телерадиовещания Индии разработали Правила информационных технологий (Руководство для посредников и Кодекс этики цифровых СМИ). Правилами информационных технологий 2021 г. были установлены правовые основы деятельности посредников (в том числе цифровых платформ) в социальных сетях и в электронно-цифровых средствах массовой информации. Автор статьи рассматривает особенности правового регулирования цифровых платформ в связи с разработкой и вступлением в силу указанных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саяпин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL PLATFORMS IN INDIA IN CONNECTION WITH THE ADOPTION AND IMPLEMENTATION OF THE GUIDELINES FOR PROVIDING INTERMEDIATION SERVICES AND THE DIGITAL MEDIA CODE OF ETHICS 2021

in 2021, the Ministry of Electronics and Information Technology of India, together with the Ministry of Information and Broadcasting of India, came up with the Information Technology Rules (Intermediary Guidelines and Digital Media Ethics Code). The Information Technology Rules, 2021 have laid down the legal framework for the activities of intermediaries (including digital platforms) in social media and electronic digital media. The author of the article examines the features of the legal regulation of digital platforms in connection with the development and entry into force of these documents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ИНДИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ И КОДЕКСА ЭТИКИ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2021 Г.»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ИНДИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ И КОДЕКСА ЭТИКИ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2021 Г. Саяпин С.П.

Саяпин Сергей Петрович - младший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, ФГБУНИнститут государства и права Российской академии наук (ИГП РАН),

г. Москва

Аннотация: в 2021 г. Министерство электроники и информационных технологий Индии совместно с Министерством информации и телерадиовещания Индии разработали Правила информационных технологий (Руководство для посредников и Кодекс этики цифровых СМИ). Правилами информационных технологий 2021 г. были установлены правовые основы деятельности посредников (в том числе цифровых платформ) в социальных сетях и в электронно-цифровых средствах массовой информации. Автор статьи рассматривает особенности правового регулирования цифровых платформ в связи с разработкой и вступлением в силу указанных документов.

Ключевые слова: цифровые платформы, цифровизация, цифровая экономика, правовое регулирование цифровых платформ в Индии, законодательство Индии о цифровых платформах.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF DIGITAL PLATFORMS IN INDIA IN CONNECTION WITH THE ADOPTION AND IMPLEMENTATION OF THE GUIDELINES FOR PROVIDING INTERMEDIATION SERVICES AND THE DIGITAL

MEDIA CODE OF ETHICS 2021 Sayapin S.P.

Sayapin Sergey Petrovich - junior researcher of the sector of civil and business law, INSTITUTE OF STATE AND LAW OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES (ISL RAS),

MOSCOW

Abstract: in 2021, the Ministry of Electronics and Information Technology of India, together with the Ministry of Information and Broadcasting of India, came up with the Information Technology Rules (Intermediary Guidelines and Digital Media Ethics Code). The Information Technology Rules, 2021 have laid down the legal framework for the activities of intermediaries (including digital platforms) in social media and electronic digital media. The author of the article examines the features of the legal regulation of digital platforms in connection with the development and entry into force of these documents.

Keywords: digital platforms, digitalization, digital economy, legal regulation of digital platforms in India, Indian legislation on digital platforms.

УДК 347

Основу правового регулирования цифровых платформ в Индии составляют несколько базовых правовых актов:

• Закон об информационных технологиях 2000 г. [1];

• Правила информационных технологий (Руководство по оказанию посреднических услуг [2] и Кодекс этики цифровых средств массовой информации) 2021 г. [3];

• Закон о защите прав потребителей 2019 г. [4];

• Правила защиты прав потребителей (электронная коммерция) 2020 г. [5];

• Закон о защите персональных данных в цифровой форме 2023 г. [6].

В 2021 г. Министерство электроники и информационных технологий по согласованию с Министерством информации и телерадиовещания Индии приняло Правила информационных технологий (Руководство для посредников и Кодекс этики цифровых СМИ) (далее по тексту - Правила 2021 г.). Правила 2021 г. установили правовые основы деятельности посредников (в том числе цифровых платформ) в социальных сетях и в электронно-цифровых средствах массовой информации. Следует отметить, что крупные технологические компании, владеющие цифровыми платформами, вносят значительный вклад в развитие цифровой экономики Индии [7] [8].

Указанные изменения к Закону об информационных технологиях 2000 г. не были разработаны одномоментно, а готовились на протяжении нескольких лет, в течение которых многократно обсуждались механизмы законодательного запрета публикации и распространения противоправной информации с использованием цифровых платформ в сети «Интернет», что только подчеркнуло необходимость обновления существующей на тот момент правовой базы. За эти годы индийские суды рассмотрели

множество споров, связанных с данной категорией дел. И это несмотря на то, что в информационно -телекоммуникационной сфере в Индии широко развито саморегулирование деятельности. Однако Правительство Индии неоднократно отмечало, что существующих правовых решений явно недостаточно, так как при саморегулировании деятельности отсутствует независимый контроль со стороны государственных органов исполнительной власти.

В соответствии с Правилами 2021 г. информационные посредники разделяются на три категории:

• посредники, осуществляющие свою деятельность в рамках социальных сетей (в эту категорию также включаются и т.н. «значительные» посредники в социальных сетях, т.е. те цифровые платформы, число пользователей которых больше установленного государством порогового значения).

В соответствии с пп. <ш» п. 2 части 1 Правил 2021 г. посредник в социальной сети - это лицо, которое обеспечивает взаимодействие в режиме онлайн между двумя или более пользователями и позволяет им создавать, загружать, обмениваться, распространять, изменять информацию или получать доступ к ней посредством услуг такого посредника;

• издатели, включая новостные агрегаторы, информационные агентства и журналисты, которые создают новостные материалы, доступ к которым, и передача осуществляется свободно;

• издатели текстового и аудиовизуального материала, кроме новостного материала, который помещен в каталог. Каталог принадлежит издателю, передача и предоставление текстовых и аудиовизуальных материалов из каталога осуществляется через издателя пользователям по договору.

Одна из главных особенностей действующего законодательства Индии состоит в том, что согласно Закону об информационных технологиях 2000 г., посредники не несут ответственности за публикацию информации, если при ее публикации они соблюдают требования т.н. «необходимой (должной) осмотрительности», а также соблюдают условия о «нейтральности» публикуемой информации, что предусмотрено разделом 79 Закона об информационных технологиях 2000 г.

Правила 2021 г. устанавливают также и иные, дополнительные требования к посредникам:

• Посредники обязаны ежегодно (не реже одного раза в год) уведомлять своих пользователей об изменениях в Правила и Положения цифровой платформы, Условия использования или Политику конфиденциальности на цифровой платформе, а также о последствиях несоблюдения указанных правил (например, прекращение прав доступа к цифровой платформе и др.).

Правила 2021 г. содержат перечень запрещенной к публикации информации. В указанный перечень включается любая информация, которая является явно ложной и была опубликована с целью введения пользователей в заблуждение в целях извлечения финансовой выгоды или причинения вреда какому-либо лицу; является явно ложной или вводящей в заблуждение, но сознательно и намеренно передана и может быть обоснованно воспринята пользователями цифровой платформы как факт; либо касается частной жизни какого-либо лица, оскорбляет его честь, достоинство, деловую репутацию.

• Посредники обязаны соблюдать процедуру удаления информации. После получения судебного приказа или уведомления от соответствующего компетентного государственного органа или какого-либо государственного ведомства посредник обязан воздержаться от размещения, хранения, передачи информации, нарушающей текущее законодательство Индии. Посредники обязаны удалить указанную информацию или ограничить к ней доступ в течение 36 часов с момента получения такого приказа или уведомления.

• Посредники обязаны соблюдать утвержденный механизм рассмотрения жалоб. В дополнение к требованию назначить ответственного за их рассмотрение и опубликовать сведения о нем, как это было предусмотрено Руководством для посредников 2011 г., новые Правила 2021 г. также обязывают посредника утвердить механизм рассмотрения жалоб в соответствии с которым, посредник направляет подтверждение в получении жалобы в течение 24 часов, а затем, разрешает спор в течение 15 дней (ранее срок рассмотрения жалобы составлял - 30 дней). Ответственный за рассмотрение жалоб также обязан получать и подтверждать получение любого приказа, уведомления или распоряжения, выданного соответствующим компетентным государственным органом или судом Индии;

• Посредники обязаны хранить информацию и регистрационные данные пользователей в течение 180 дней (ранее срок составлял - 90 дней) с момента удаления или прекращения доступа к информации, нарушающей законодательство Индии, после получения жалобы, или в случае отмены регистрации пользователя на цифровой платформе посредника;

• Посредники обязаны оказывать помощь уполномоченным государственным органам, предоставляя любую имеющуюся информацию. Правила 2021 г. обязывают посредника предоставлять указанную информацию в течение 72 часов с момента получения соответствующего распоряжения;

• В дополнение к указанным выше обязанностям любой информационный посредник, передающий новостные материалы от имени издателя средств массовой информации, обязан соблюдать следующие дополнительные требования: во-первых, опубликовать на своем сайте и/или в программе для ЭВМ информацию, информирующую издателей о необходимости предоставления в Министерство информации и телерадиовещания сведений о своих учетных записях пользователей; и, во-вторых, обеспечить наличие на своем сайте и/или программе для ЭВМ видимо для всей пользователей отметки о

выполнении издателем требований об обмене с Министерством информации и телерадиовещания информацией;

Правила 2021 г. также предусматривают дополнительные обязанности для «значительных» посредников. Посредник является значительным, если количество пользователей его цифровой платформы достигает 5 млн. человек.

• Каждый значительный посредник обязан назначить три категории обязательных сотрудников: сотрудника, в качестве главного специалиста по соблюдению требований законодательства, специалиста по рассмотрению жалоб, а также сотрудника, который бы осуществлял текущие контакты. Кроме того, у значительного посредника должен быть физический адрес на территории Индии для получения корреспонденции. Исполнение данного требования, несомненно, влечет за собой необходимость иметь постоянное представительство организации на территории Индии;

• Значительный посредник, предоставляющий услуги обмена сообщениями, обязан обеспечивать возможность идентификации отправителя информации, если этого требует приказ, вынесенный индийским судом или компетентным государственным органом в соответствии с разделом 69 Закона об информационных технологиях 2000 г. В этом случае, значительный посредник обязан предоставить суду или компетентному государственному органу сведения об отправителе сообщения. Такой приказ может быть выдан в интересах суверенитета, целостности и безопасности Индии.

В Правилах 2021 г. указывается, что при выполнении соответствующего приказа значительный посредник не обязан раскрывать содержание самого сообщения. Однако, несмотря на это, значительные посредники могут быть обязаны это сделать в соответствии с разделом 69 Закона об информационных технологиях 2000 г., который наделяет компетентные государственные органы Индии правом отдавать распоряжения о перехвате, мониторинге или расшифровке любой информации в интересах суверенитета, целостности, обороны, безопасности государства;

• Значительный посредник обязан использовать автоматизированные средства для упреждающего выявления и удаления противоправных материалов с цифровой платформы. При этом, значительный посредник обязан использовать указанные автоматизированные средства сбалансировано, учитывая при этом права и законные интересы пользователей цифровой платформы (соблюдать нормы законодательства Индии о свободе слова и неприкосновенности частной жизни);

• Значительный посредник обязан публиковать ежемесячные отчеты о соблюдении требований законодательства Индии, с указанием подробной информации о количестве полученных жалоб, принятых по ним мерах, а также об объеме информации, удаленной с цифровой платформы или доступ к которой был заблокирован с использованием автоматизированных средств цифровой платформы;

• Помимо внедрения соответствующих механизмов рассмотрения жалоб, значительный посредник обязан обеспечивать возможность отслеживать статус жалобы путем присвоения каждому поступившему обращению или жалобе уникального номера (1ф. Кроме того, значительному посреднику, по возможности, необходимо предоставлять заявителю информацию о принятых или непринятых мерах относительно поступившей жалобы;

• Значительные посредники обязаны обеспечивать добровольную верификацию пользователей, регистрирующихся на их цифровых платформах из Индии или пользующихся их услугами в Индии, используя, например, такие механизмы, как верификация по номеру мобильного телефона пользователя. По завершении верификации пользователю цифровой платформы должна быть предоставлена отметка о прохождении верификации, видимая для всех остальных пользователей услуг;

• Если значительный посредник самостоятельно удаляет или блокирует доступ к запрещенным законодательством Индии материалам на цифровой платформе, он обязан уведомить об этом факте пользователя, создавшего, загрузившего, распространившего указанные материалы; предоставить данному пользователю возможность оспорить действия посредника и подать соответствующий запрос на восстановление информации (доступа к информации); обеспечить надзор за разрешением спора специалистом по рассмотрению жалоб.

Согласно Правилам 2021 г., Министерство электроники и информационных технологий Индии может выдать посреднику (не имеющего статус «значительного») предписание, согласно которому последний обязан соблюдать вышеуказанные дополнительные требования, изначально применимые только к значительным посредникам, если Министерство электроники и информационных технологий Индии полагает, что услуги такого посредника создают «существенный риск ущерба» суверенитету, целостности и безопасности Индии, дружественным отношениям с иностранными государствами или общественному порядку. Приказ может быть вынесен и в отношении конкретной вида услуг посредника.

Вторая часть Правил 2021 г. касается регулирования деятельности двух других категорий посредников -издателей новостных материалов, а также издателей текстовых и аудиовизуальных материалов, не являющихся новостными. В этой связи, Правила 2021 г. содержат ряд важных определений понятий, которыми документ оперирует. В частности, можно кратко охарактеризовать их:

1. Новостные материалы - это информация, в том числе аналитического характера о последних событиях в социально-политической, экономической или культурной сфере, предоставляемая через

«Интернет» или иные компьютерные сети, а также любые цифровые средства массовой информации;

2. Тестовые и аудиовизуальные материалы, находящиеся в каталоге - это каталог текстовых и аудиовизуальных материалов, который принадлежит издателю и контролируется им. Издатель вправе предоставить доступ к указанному каталогу по запросу, подписке или иным образом через сеть «Интернет» или иные компьютерные сети по договору. Каталог не включает новостные материалы;

3. Издатель новостных материалов - интернет-газета, новостная цифровая платформа, информационное агентство или любая другая организация, функции которой сходны с функциями издателей новостных материалов, но за исключением печатных СМИ, а также частных лиц, публикующих такую информацию в рамках осуществления ими некоммерческой деятельности;

4. Издатель текстовых и аудиовизуальных материалов, находящихся в каталоге предоставляет пользователям компьютерный ресурс (сайт или программу для ЭВМ), позволяющую им получать доступ к текстовым и аудиовизуальным материалам через сеть «Интернет» или иные компьютерные сети по договору. Издателем не может быть физическое лицо, которое не предоставляет текстовые и аудиовизуальные материалы, находящиеся в каталоге, в процессе осуществления им профессиональной коммерческой деятельности по договору;

Основные обязанности издателей можно свести к следующему перечню:

• Издатели, работающие в Индии или систематически публикующие и распространяющие свои материалы на территории Индии, обязаны соблюдать Кодекс этики цифровых СМИ;

• Правила 2021 г. предусматривают трехуровневый механизм для рассмотрения жалоб.

Первый уровень предполагает саморегулирование со стороны самого издателя. Каждый издатель

обязан назначить ответственного за рассмотрение жалоб и опубликовать сведения о нем и его контактные данные на своей цифровой платформе. Сотрудник по работе с жалобами является контактным лицом по всем жалобам, связанным с Кодексом этики, а выступает в качестве ответственного лица во взаимодействии с заявителем, саморегулируемым органом и Министерством электроники и информационных технологий Индии.

Второй уровень предполагает создание одного или нескольких органов саморегулирования (СРО), состоящих из издателей/экспертов отрасли, которые возглавляются судьей Верховного суда/Высокого суда Индии в отставке и зарегистрированных в Министерстве электроники и информационных технологий Индии. Министерство электроники и информационных технологий Индии публикует Устав указанных саморегулируемых организаций. Издатель обязан стать членом любого из саморегулируемых органов и неукоснительно соблюдать его Устав. Саморегулируемая организация вправе рассматривать жалобы, которые издатель не смог разрешить в течение 15 дней с момента их получения, рассматривать апелляции заявителей и выдавать издателям рекомендации или советы относительно рассматриваемой жалобы. Кроме того, саморегулируемый орган осуществляет функции надзора и следит за соблюдением издателем Кодекса этики цифровых СМИ. Если издатель не выполняет какие-либо указания или рекомендации СРО, то саморегулируемый орган вправе в течение 15 дней направить жалобу в механизм надзора, созданный на государственном уровне.

Третий уровень предполагает надзор со стороны государственных органов. Министерство электроники и информационных технологий Индии вправе создать Межведомственный комитет (далее по тексту -Комитет) для рассмотрения жалоб. Комитет вправе давать только свои рекомендации Министерству электроники и информационных технологий Индии и не вправе выносить каких-либо указаний или распоряжений в отношении издателя. Министерство также вправе издавать инструкции, советы, приказы и распоряжения издателям по соблюдению Кодекса практики цифровых СМИ. На этапе слушаний, после рассмотрения жалобы, Комитет может дать рекомендации Министерству, согласно которым требуется удалить или изменить содержание материала, опубликованного издателем, в интересах суверенитета, целостности, обороны страны или в целях предотвращения совершения преступления. В случае рекомендаций, касающихся удаления или изменения контента, уполномоченный сотрудник, назначенный Министерством электроники и информационных технологий Индии, может представить рекомендацию Комитета на рассмотрение Министерству, а после получения одобрения от Министерства вправе выдать издателю предписание, требующее удаления или изменения соответствующего материала.

Правила предусматривают, что распоряжения и указания, издаваемые уполномоченным сотрудником, могут касаться только конкретного материала и не могут требовать от издателя прекращения его деятельности.

В «чрезвычайной» ситуации, уполномоченный сотрудник Министерства электроники и информационных технологий Индии рассматривает опубликованный материал и самостоятельно определяет, подрывает ли факт публикации такого материала суверенитет, целостность, обороноспособность и безопасность государства. Уполномоченный сотрудник вправе представить свои рекомендации в Министерство по удалению указанного материала. Если Министерство посчитает, что решение Уполномоченного сотрудника по данному материалу соответствует истине, то Министерство может издать приказ в соответствии с разделом 69А Закона об информационных технологиях 2000 г. о немедленном блокировании доступа пользователей к такому материалу.

• Издатели обязаны публично раскрывать подробную информацию обо всех полученных ими жалобах, способах их рассмотрения, действиях, предпринятых по жалобам, отправленных ответах, полученных распоряжениях, приказах или указаниях, и принятых мерах. Эта информация должна обновляться издателем ежемесячно;

• Правила 2021 г. обязывают издателей хранить записи обо всех материалах в течение не менее 60 дней и предоставлять эту информацию органу саморегулирования или государственному органу в случае получения от него соответствующего запроса.

В целом, разработка и принятие Правил информационных технологий (Руководства для посредников и Кодекса этики цифровых СМИ) 2021 г. стало значительным шагом в развитии правового регулирования цифровых платформ в Индии. Указанные документы ознаменовали следующую (после принятия Закона об информационных технологиях 2000 г.) серьезную попытку найти баланс частных и публичных интересов в законодательном регулировании данной сферы. Правила 2021 г. отличает продуманность и проработанность норм о правах и обязанностях, а также ответственности субъектов, осуществляющих деятельность с использованием цифровых платформ.

Список литературы /References

1. The Information Technology Act, 2000. - URL: https://www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/13116/1/it_act_2000_updated.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

2. The Information Technology (Intermediary Guidelines and Digital Media Ethics Code) Rules, 2021. - URL: https://mib.gov.in/sites/default/files/IT(Intermediary%20Guidelines%20and%20Digital%20Media%20Ethics%2 0Code)%20Rules,%202021%20English.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

3. Rules to amend the Information Technology (Intermediary Guidelines and Digital Media Ethics Code) Rules, 2021. - URL: https://prsindia.org/files/bills_acts/bills_parliament/2023/Notified_Amendments.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

4. Consumer Protection Act, 2019. - URL: https://consumeraffairs.nic.in/sites/default/files/CP%20Act%202019.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

5. Consumer Protection (E-Commerce) Rules, 2020. - URL: https://www.thc.nic.in/Central%20Governmental%20Rules/Consumer%20Protection%20(E-Commerce)%20Rules,%202020.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

6. The Digital Personal Data Protection Act, 2023. - URL: https://prsindia.org/files/bills_acts/bills_parliament/2023/Digital_Personal_Data_Protection_Act,_2023.pdf (дата обращения: 03.06.2024).

7. Ларионова М.В., Шелепов А.В. Индия. Формирование регулирования технологических компаний для роста цифровой экономики // Вестник международных организаций. - 2024. - Т. 19. - № 2. (на русском и английском языках). doi: 10.17323/1996-7845- 2024-02-07

8. Цветкова Н.Н. Развитие сектора ИТ-услуг в Индии и стратегия «Цифровая Индия» // Восточная аналитика. - 2021. - №4. С. 43-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.