С.П. Саяпин,
младший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук
S.P. Sayapin,
Junior Research of the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
DOI:
О ВОЗМОЖНОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРА ЦИФРОВОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ В КАЧЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА
Аннотация: в работе поставлен вопрос о возможности правовой квалификации оператора цифровой инвестиционной платформы в качестве информационного посредника. Автор приходит к выводу о том, что оператор цифровой инвестиционной .q платформы не может быть квалифицирован в качестве информационного посредника ввиду того, что не является нейтральным к получаемой, хранимой, обрабатываемой S и передаваемой информации.
Ключевые слова: информационный посредник, оператор цифровой инвести-«5 ционной платформы, функции оператора цифровой инвестиционной платформы, § цифровая платформа, онлайн-платформа. 0Q
^ ON THE POSSIBILITY OF QUALIFYING
- AN OPERATOR OF A DIGITAL INVESTMENT PLATFORM
I AS AN INFORMATION INTERMEDIARY
P
s
^ Abstract: the paper raises the question of the possibility of legal qualification
of the digital investment platform operator as an information intermediary. As a result, the author concludes that the operator of the digital investment platform cannot be qualified as an information intermediary due to the fact that it is not neutral to the received, stored, § processed and transmitted information. CQ
g Keywords: information intermediary, digital investment platform operator, functions
С of a digital investment platform operator, digital platform, online platform.
292 Одним из основных результатов стремительного разви-
тия информационно-телекоммуникационных технологий стало появ-CV ление и значительное повышение роли цифровой платформы во вза-® имодействии пользователей в сети Интернет. В полной мере можно говорить о том, что платформа становится ядром такого взаимодей-
«V
ствия и данная тенденция будет лишь усиливаться. Дополнительным фактором служит происходящий в настоящее время трансформационный переход от конвейерного типа производства благ (традиционная модель) к платформенной модели их формирования [1].
Опрометчиво было бы считать, что цифровая платформа действует непосредственно. Основную роль в ее работе и поддержании ее функционирования осуществляет оператор - хозяйствующий субъект. Применительно к инвестиционным отношениям на цифровых платформах операторами являются хозяйствующие общества, созданные в соответствии с законодательством России [2].
В доктрине права высказываются мнения о том, что операторы платформ в рамках платформенной модели взаимодействия выполняют посреднические функции и являются посредниками. Например, Е. Д. Ворникова в своем диссертационном исследовании ° прямо относит операторов платформ к категории цифровых по- Ц средников, указывая при этом, что операторы платформ в процессе § своей деятельности вполне могут осуществлять и информационные 8 посреднические услуги [3]. По мнению Е. Б. Подузовой, к цифровым | посредникам также следует относить операторов цифровых инвести- | ционных платформ [4]. Ц
На наш взгляд, в данном вопросе не все так однозначно, по крайней | мере, в рамках действующего закона. Отсюда постановка проблемы | может быть сформулирована следующим образом: может ли оператор || цифровой инвестиционной платформы быть квалифицирован в ка- ю Ц честве информационного посредника в соответствии с положениями 5 | действующего гражданского законодательства? <? §
Понятие информационного посредника впервые введено в россий- I § ское гражданское законодательство в 2013 г. по аналогии с развитием § концепции информационного посредничества (цифрового посредничества) в США [5] и Европейском союзе [6]. Однако само легальное определение информационного посредника в российском гражданском законодательстве отсутствует. Вместо этого в ст. 1253.1 ГК РФ 3 I. закрепляются функции информационного посредника и условия его § | освобождения от ответственности. Учитывая стремительное разви- £ §§ тие сферы информационных технологий, российский законодатель, | | судя по всему, намеренно установил лишь наиболее общие критерии квалификации лица в качестве информационного посредника. 293
Основные признаки, по которым лицо, осуществляющее опреде- п ленную деятельность в сети Интернет, следует относить к информаци- Ь онным посредникам, формулируются в доктрине права на протяжении уже довольно долгого времени [7]. Поэтому и возникают споры [8, 9], § что особенно явно было отмечено в вопросе отнесения поисковых систем к информационным посредникам [10].
В соответствии с нормой п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ можно выделить три типа информационных посредников:
^ ® |
■с 2 ||
° 5
X о
§ §
1. Лицо, которое осуществляет передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет (оператор связи). В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи оказывает услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [11].
2. Лицо, которое предоставляет возможность размещения материала или информации, необходимой для получения этого материала в информационно-телекоммуникационной сети. Таким лицом может быть провайдер хостинга, администратор домена, владелец сайта (то есть все лица, которые предоставляют технологическую возможность загрузки материала на технический ресурс либо размещают информацию, которая необходима для получения доступа к материалу на техническом ресурсе с использованием сети).
„о 3. Лицо, которое предоставляет возможность доступа к материалу в информационно-телекоммуникационной сети. Это администратор домена, владелец сайта (то есть лица, которые предоставляют тех-сс нологическую возможность доступа к материалам, предварительно § загруженным на технический ресурс в сети).
§ Для того, чтобы субъект был квалифицирован в качестве инфор-2 мационного посредника, он должен соответствовать определенным ^ признакам. В российской доктрине права ранее уже были сделаны — попытки систематизировать признаки информационного посредника, § исходя из буквального анализа текста нормы ст. 1253.1 ГК РФ. 5 А. И. Савельев предлагает выделять два основных признака ин-§ формационного посредника:
1) услуги информационного посредника носят автоматизированный характер. Информационные посредники обеспечивают о технические условия для передачи, хранения и доступа к материалу ^ и информации в информационно-телекоммуникационной сети; С 2) информационные посредники нейтральны по отношению к получаемой и передаваемой информации. Информационные посредники в процессе своей деятельности не изменяют получаемую и передаваемую информацию, никак не влияют на ее содержание [12]. СЧ Д.В. Лоренц полагает, что деятельность информационных по® средников должна быть квалифицирована также с учетом третьего признака - информационные посредники должны обладать воз-
294
можностью принимать меры для устранения нарушений, связанных с получаемыми и передаваемыми материалами и информацией [13].
Таким образом, у информационного посредника должна быть техническая возможность удалить или ограничить доступ к мате-
риалам (информации), которые нарушают исключительные права третьих лиц. Эта обязанность информационного посредника вытекает из норм ст. 1253.1 ГК РФ. Отсюда следует вывод о том, что субъект, который не имеет технической возможности удалить противоправные материалы (информацию) или ограничить к ним доступ, не должен признаваться информационным посредником [14].
Возникает вопрос, может быть ли оператор цифровой инвестиционной платформы быть квалифицирован как информационный посредник с учетом изложенных признаков?
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 2 августа ° 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием Ц инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные за- § конодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный П закон № 259-ФЗ) оператором цифровой инвестиционной платформы | является хозяйственное общество, созданное в соответствии с зако- | нодательством РФ, осуществляющее деятельность по организации Ц привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр опе- | раторов инвестиционных платформ [15]. §
Ввиду того, что цифровая инвестиционная платформа в соответ- || ствии с действующим законодательством признается информационной ю Ц системой, то, учитывая нормы п. 12 ст. 2 и п. 2 ст. 13 Федерального за- 3 | кона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных П § технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон I § № 149-ФЗ), следует вывод о том, что оператором информационной 4 | системы выступает физическое или юридическое лицо, которое явля- "§ ® ется собственником технических средств, с использованием которых 1 Ц обрабатываются данные в базе данных информационной системы | § (либо лицо которому такие функции были переданы собственником 3 I. технических средств на основании договора). Оператором информа- 8 | ционной системы признается лицо, которое осуществляет деятель- £ §§ ность по ее эксплуатации, в том числе по обработке информации, | | содержащейся в ее базах данных [16].
Следует отметить, что понятие «эксплуатации информационной 295 системы» в Федеральном законе № 149-ФЗ неоднократно использу- п ется, но никак не раскрывается содержание, то есть какие именно Ь процессы сюда входят1. Понятно лишь то, что обработка информации в базах данных информационной системы однозначно является одним § из процессов по ее эксплуатации.
1 Что касается содержания понятия «эксплуатация», то его определение можно обнаружить в действующем до настоящего времени ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения (с Изменением № 1). М.: Издательство стандартов, 1983. Здесь понятие «эксплуатация» включает: использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Таким образом, чтобы ответить на вопрос может ли оператор цифровой инвестиционной платформы, а точнее хозяйственное общество, созданное по законодательству Российской Федерации, являющееся собственником технических средств информационной системы, осуществляющее обработку данных в базах данных информационной системы (либо лицо, которому переданы такие функции собственником технических средств) быть квалифицировано в качестве информационного посредника необходимо соотнести признаки информационного посредника, о которых было указано выше, с функциями, которые выполняют операторы цифровых инвестиционных платформ.
1. Услуги оператора цифровой инвестиционной платформы однозначно носят автоматизированный характер. Ввиду того, что операторы цифровых инвестиционных платформ обеспечивают условия для хранения информации и доступа к материалам в базах данных
„о информационной системы, работающей в рамках информационного телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет.
2. Оператор цифровой инвестиционной платформы обладает воз-№ можностью принимать меры для устранения нарушений, связанных § с получаемыми и передаваемыми материалами и информацией. У ин-§ формационного посредника должна быть техническая возможность 2 удалить или ограничить доступ к материалам (информации), которые ^ нарушают исключительные права третьих лиц. Эта обязанность — информационного посредника вытекает из норм ст. 1253.1 ГК РФ. § Возможность принятия мер по устранению нарушений предусматривается в правилах цифровой инвестиционной платформы с учетом диспозитивности нормы п. 3 ст. 4 Федерального закона № 259-ФЗ.
3. На вопрос нейтральны ли операторы цифровых инвестиционных платформ по отношению к получаемым, хранимым и передаваемым
о материалам и информации, думается, следует ответить отрицательно. ^ Информационные посредники в процессе своей деятельности С не изменяют получаемую и передаваемую информацию, то есть никак не влияют на ее содержание. Оператор цифровой инвестиционной 296 платформы, напротив, способен и вправе влиять на содержание такой информации. Указанная возможность оператора предусматривается (V нормой пп. 5 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 259-ФЗ. ® Оператор инвестиционной платформы обязан раскрывать правила платформы, в которых устанавливаются требования к содержанию инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции с использованием цифровой инвестиционной платформы. Согласно п. 7 ст. 15 указанного Федерального закона лицо, привлекающее инвестиции, обязано предоставить инвестиционное предложение в форме,
I
С
установленной правилами платформы, самому оператору платформы. Сам оператор платформы выполняет последующие действия по раскрытию инвестиционного предложения на цифровой инвестиционной платформе для инвесторов.
Сказанное полностью подтверждается существующей практикой. Так, п. 4.3 и 4.4 Правил цифровой инвестиционной платформы «Getlend» предусматривается право оператора проверять текст инвестиционного предложения, а публикация инвестиционного предложения, возможна только после проведения соответствующей проверки.
Оператор вправе без объяснения причин отказать в публикации ин- °
вестиционного предложения, и такое решение оператора платформы Ц
не подлежит оспариванию [17]. Другим примером могут служить §
правила инвестиционной платформы «Город денег», в п. 6.7 которых П
зафиксировано, что оператор цифровой инвестиционной платформы |
вправе отказать в размещении инвестиционного предложения лица, |
привлекающего инвестиции [18], а также правила цифровой инвести- Ц
ционной платформы «Инвест гоу», в п. 6.12 которых предусмотрено I
право оператора платформы рассмотреть направленное инвестици- |
онное предложение и отказать в его размещении в одностороннем ||
порядке без объяснения причин [19]. ю Ц
Таким образом, в соответствии с действующими на данный момент 3 |
положениями гражданского законодательства оператор цифровой П §
инвестиционной платформы не может быть квалифицирован в каче- I §
стве информационного посредника ввиду того, что оператор инве- ■§■ §
стиционной платформы обладает возможностью определять форму "§ ®
и содержание получаемой, хранимой и передаваемой информации, ! |
что было показано на примере инвестиционного предложения лица, § §
о §
привлекающего инвестиции. 3 3,
Как было рассмотрено выше, оператор цифровой инвестиционной 8 Ц
платформы не является нейтральным по отношению к материалам £ °°
и информации, обрабатываемой им в базах данных информационной | | системы цифровой инвестиционной платформы.
297
Список литературы: с
1. Краснова, С.А. Гражданско-правовой статус операторов онлайн-плат- д форм: неопределенное настоящее и возможное будущее / С.А. Краснова // | Имущественные отношения в РФ. - 2022. - № 1 (244). - С. 67-82. |
2. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных § платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ
(в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 31, ст. 4418.
3. Ворникова, Е.Д. Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике : дис. ... канд. юрид. наук / Е.Д. Ворникова. - М., 2023. - 236 с.
4. Подузова, Е.Б. Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса / Е.Б. Подузова // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 2 (123). - С. 55-60.
5. The Digital Millennium Copyright Act of 1998. - URL: https://www. copyright.gov/legislation/dmca.pdf (дата обращения 18.01.2024).
6. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce). - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32000L0031 (дата обращения: 18.01.2024).
7. Крупенин, Р. А. Правовое регулирование оператора поисковой системы в качестве информационного посредника / Р. А. Крупенин // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2018. - № 10. - С. 132-144.
8. Фомина, О.Н. Правовой статус информационного посредника / g О.Н. Фомина // Вестник гражданского права. - 2019. - № 3. - С. 171-191. iç 9. Фомина, О. Н. Правовая природа ответственности информационного д. посредника / О.Н. Фомина // Гражданское право. - 2022. - № 2. - С. 33-36. § 10. Егелев, К.М. Поисковые системы и информационные посредники / О К. М. Егелев, С. С. Калашников // Журнал Суда по интеллектуальным правам. § - 2017. - № 16. - С. 30-35.
С 11. О связи : федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (в ред.
S от 4 августа 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 28, g ст. 2895.
S 12. Савельев, А.И. Критерии наличия действительного и предполагае-
25 мого знания как условия привлечения к ответственности информационного § посредника / А.И. Савельев // Закон. - 2015. - № 11. - С. 48-60. С 13. Лоренц, Д.В. Информационные посредники (провайдеры) в России
^^ и зарубежных странах: природа, сущность и типология / Д.В. Лоренц // g Вестник экономического правосудия Российской Федерации. - 2020. - № 5. со - С. 136-163.
2 14. Нуруллаев, Р. Т. Информационный посредник как субъект информа-
ционного права : дис. ... канд. юрид. наук / Р.Т. Нуруллаев. - М., 2018. - 236 с.
15. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных плат-298 форм и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ (в ред. Су от 14 июля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 31, О ст. 4418.
¡^ 16. Об информации, информационных технологиях и о защите информа-
ции : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч.1, ст. 3448.
17. Правила инвестиционной платформы «Getlend». - URL: https:// kapitol-invest.ru/active_docs/Платформа%20GETLEND.%20Правила%20 %20 -%20март%202023 %20редакция%2011^ (дата обращения: 18.01.2024).
18. Правила инвестиционной платформы «Город денег». - URL: https:// townmoney.ru/docs/information-disclosure/Pravila_investicionnoy_platformy_ red.10.pdf (дата обращения: 18.01.2024).
19. Правила инвестиционной платформы «Инвест гоу». - URL: https://mvestgo.ruЛandmg/documents/Правила%20ОИП_ИНВЕСТ%20 roy_28.06.2021_V3.pdf (дата обращения: 18.01.2024).
о
л
а f аа
с 1
л "О f
S с
4 а
5 -вТ р
л
л
^ ®
s с
а а
с S
а а
° 5
X о
0 3
1 1 з а
р т
■2 ^
За о
X р
а ы
299