10.3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПЛАНУ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ
Тория Рита Александровна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры гражданского права и процесса. Место работы: Сыктывкарский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье речь идет о новых требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами, уполномоченных органов местного самоуправления с учетом положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, и к автономным учреждениям.
Ключевые слова: государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, субсидии на выполнение государственного муниципального задания, бюджетные инвестиции, целевые субсидии.
THE DISTINCTION OF LEGAL REGULATIONS OF REQUIREMENTS TO THE PLAN OF FINANCIAL ACTIVITY OF GOVERNMENTAL INSTITUTION
Toria Rita Aleksandrovna, PhD at law. Position: associate professor at civil law and process chair. Place of employment: Syktyvkar State University. E-mail: [email protected]
Annotation: The author shows new specifications to the new financial plan of governmental body. In this article also is shown legal framework as laws of Region, legislative acts, Federal law «Amendments to the legislative acts in the sphere of governmental bodies».
Keywords: governmental body, autonomous body, submissions, budgetary investment, targeted submissions.
Бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»1
1 Собрание законодательства РФ, 2010, № 19, ст.2291) принято
решение о предоставлении им субсидии из соответствующего
бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с пунктом 1 ста-
План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее -План) составляется на финансовый год и плановый период, учредители учреждения вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений.
План составляется учреждением в рублях по форме, утвержденной учредителем. В текстовой части Плана указываются: цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения; виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения; перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату; общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности; общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества; иная информация по решению учредителя.
В табличной части Плана указываются показатели финансового состояния учреждения в следующем разрезе: нефинансовые активы (недвижимое имущество в том числе особо ценное движимое имущество), финансовые активы (дебиторская задолженность по доходам, дебиторская задолженность по расходам), обязательствах (в том числе просроченная кредиторская задолженность).
В целях формирования плановых показателей по поступлениям и выплатам, включаемых в табличную часть Плана, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, но до того как перечислить какие именно расходные обязательства дадим определение понятию «субсидия».
Субсидия — это одна из форм межбюджетных трансфертов, т.е. средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.2 Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.3
А теперь отметим, что относится к планируемым объемам расходных обязательств, это:
тьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и к автономным учреждениям изменились требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, на основании Приказа Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81 н «О требованиях к плану финансовохозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Бюджетный кодекс Российской Федерации 3 Там же.
2'2012
Пробелы в российском законодательстве
1) субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (далее — государственное (муниципальное) задание);
2) субсидии, предоставляемые в соответствии с проектом закона о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее — целевая субсидия);
3) бюджетные инвестиции - это бюджетные ассигнования, т. е. предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем году) на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, при этом решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 1,5 миллиарда рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности субъектов РФ и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, а бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности субъектов РФ и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансиро-вание которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов. Предоставление государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения бюджетных инвестиций предполагает увеличение уставного фонда, а для государственного (муниципального) унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению предполагает увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства осуществляются в соответствии с концессионными соглашениями. Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софи-нансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софи-нансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов. Надо иметь ввиду, что бюджетные инвестиции из различных уровней бюджетов в объекты капитального строитель-
ства не относящиеся к государственной (муниципальной) собственности не допускается. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии со статьями 79, 80, 179, 179.2, БК РФ, других нормативных правовых актов и за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Инвестиционный фонд РФ это часть средств федерального бюджета, которые используются в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственночастного партнерства. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ устанавливается Правительством РФ;
4) публичные обязательства перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждению. Публичные обязательства это расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публичноправовым образованием, подлежащие исполнению в установленном нормативном правовом акте размером или имеющий порядок его определения (расчета, индексации).
Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением всего и в том числе по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений и по счетам, открытым в кредитных организациях.
Плановые показатели формируется учреждением по следующим поступлениям:
1) субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг; порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; если госуслуги оказываются физическим и юридическим лицам, то в обязательном порядке указываются категории физических и (или) юридических лиц; порядок оказания услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений , а также казенных учреждений, определенных, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств;
2) целевые субсидии. При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016), в них указываются наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия; аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией; код классификации операций сектора государственного управления, исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат; сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий; сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии. Сведения не должны содержать сведений о субсидиях, предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг;
3) бюджетные инвестиции;
4) поступления от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:
- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с соглашениями на оказание этими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением унитарных предприятий;
- закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; закупки товаров в государственный материальный резерв;
5) поступлений от реализации ценных бумаг, в случаях, установленных федеральными законами.
Плановые показатели формируется учреждением по следующим выплатам:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- коммунальные услуги;
- арендную плату за пользование имуществом;
- услуги по содержанию имущества;
- прочие услуги;
- пособия по социальной помощи населению;
- приобретение основных средств;
- приобретение нематериальных активов;
- приобретение материальных запасов;
- приобретение ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами;
- прочие расходы;
- иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг или работ.
После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете План и Сведения при необходимости уточняются учреждением и направляются на утверждение. В случае изменения подведомственности учреждения План составляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя. План государственного (муниципального) автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.
Вышеперечисленные требования применяются к бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления с учетом Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ак-
ты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, и к автономным учреждениям.
Список литературы:
Бюджетный кодекс РФ. М.: Статут, 2011.-304с.-(Кодексы от Консультант Плюс.)
ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ;
ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ;
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ;
Приказ Министерства финансов РФ «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» от 28 июля 2010 г. № 81 н.
Рецензия
На статью к.ю.н., доцента Тория Р.А. «Особенности правового регулирования требований к плану финансовохозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений».
Представленная на рецензирование статья с позиций теоретической и практической значимости не вызывает сомнения и заслуживает положительной оценки.
В данной статье речь идет о новых требованиях к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, в котором необходимо отразить информацию о планируемых объемах расходных обязательств в виде субсидий, бюджетных инвестиций и публичных обязательств. Автор дает определения что такое субсидии вообще и в частности субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, бюджетных инвестиций и т. д. На сколько точно и в полной мере будут соблюдены все предъявляемые требования к составлению плана финансово- хозяйственной деятельности учреждения настолько точно и в полной мере будет финансовое обеспечение учреждений.
На основании изложенного считаю, что статья «Особенности правового регулирования требований к плану финансовохозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», подготовленная к.ю.н., доцентом кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сыктывкарского университета Тория Р.А., может быть опубликована в открытой печати.
Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Российской Академии Правосудия, Почетный работник высшего профессионального образования РФ: Горбунова О.Н.