Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИТУТ / ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко И.В.

В данной работе автором рассмотрены поправки в Земельном кодексе касательно определения публичного сервитута, которые предполагают новую правовую конструкцию земельного сервитута и вводят новую главу, которая посвящена новой форме публичного сервитута. На основании анализа было выявлено, что Данные изменения в законе имеют ряд особенностей и противоречий, которые требуют дополнительного рассмотрения и доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC SERVICE

In this paper, the author considers amendments to the Land Code regarding the definition of a public easement, which imply a new legal structure of a land easement and introduce a new chapter that is devoted to a new form of public easement. Based on the analysis, it was revealed that these changes in the law have a number of features and contradictions that require additional consideration and improvement.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА И.В. Бондаренко, магистрант

Научный руководитель: Э.О. Осадченко, канд. юрид. наук, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-48-50

Аннотация. В данной работе автором рассмотрены поправки в Земельном кодексе касательно определения публичного сервитута, которые предполагают новую правовую конструкцию земельного сервитута и вводят новую главу, которая посвящена новой форме публичного сервитута. На основании анализа было выявлено, что Данные изменения в законе имеют ряд особенностей и противоречий, которые требуют дополнительного рассмотрения и доработки.

Ключевые слова: сервитут, публичный сервитут, ограничение права собственности.

В научной литературе обычно под определением «публичный сервитут» понимается неполное или ограниченное использование части чужого земельного участка, которое закреплено законодательно в Статье 23 ЗК РФ. Данная статья содержит основное определение и дана характеристика сущности земельного сервитута.

Закон разделяет публичный сервитут на частный и публичный. Действие первого регламентировано решением исполнительными органами муниципальной или федеральной власти в рамках соблюдения интересов и обеспечения нужд населения. Частный сервитут, соответственно, предполагает обеспечение нужд частных лиц.

Публичный сервитут представляет собой право пользования частью земельного участка для обеспечения общественных интересов, однако фактически, законодатель не дает четкой характеристики, какому именно кругу лиц предоставляется данное право. Следует так же отметить, что основным законом, регламентирующим основные положения публичного сервитута выступает Земельный кодекс, в то время как Гражданский кодекс не является основным источником, в котором закреплены нормы публичного сервитута. Так же, важно, что публичный сервитут по определенным, закрепленным законом обстоятельствам, которые прописаны в 23 ЗК РФ.

Характеристика публичных сервитутов подробно представлена 1-7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ, где указано, что они могут возникать по причине необходимости для государства и общества в рамках ограниченного использования для осуществления необходимых, регламентированных нужд или целей, которые так же закреплены в законе. Среди таких целей могут быть, в частности, необходимость прохода или проезда по территории участка, размещение специальных знаков, забора воды и прочее.

Стоит отметить, что длительное время данная разновидность сервитута являлась единственной, однако, в определенной степени при подробном научном рассмотрении, она может нарушать право собственности в интересах неопределенной группы лиц. Категория публичных серви-тутов, которые утверждались в рамках соблюдения интересов частных лиц были введены в следствии введения в 2018 году поправок в ЗК, который вводит определенный круг определенных частных лиц, наделенный правом пользования публичным сервитутом, среди которых:

- субъекты естественных монополий;

- организации связи;

- владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;

- другие уполномоченные лица.

Наиболее полная характеристика современного публичного сервитута и полный список лиц, в интересах которых дан-

ныи сервитут утверждается, представлены в главе У.7. РФ. Таким образом, вследствие поправок 2018 года в ЗК, фактически появляется новая разновидность публичного сервитута, хотя формально со старым названием.

Согласно закону, установленные в законе конкретные лица в праве ходатаИ-ствовать о предоставлении права предоставления публичного сервитута в установленном законом порядке, что несколько не соответствует общепринятому определению публичного сервитута. Очевидно, что теперь в староИ категории объединены противоположные по смыслу явления: «публичныИ сервитут в интересах определенных лиц». Однако, в современной науке уже представлены мнения, способные аргументированно наладить баланс данных формулировок, предлагая ввести новыИ вид административного сервитута, либо объясняя, что данныИ вид сервитута представляет собоИ квазисервитут, либо предлагая наделить данную разновидность сервитута формулировкой «частный, в установленном административном порядке».

Стоит обратить внимание на порядок установления новой разновидности серви-

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп. на 29.07.2018) // СЗ РФ. 1996. №5.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 01.05.2022)

3. Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 25 окт. 2001 г. № 136-Ф3: принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44, ст. 4147.

4. Емелькина И.А. Правовая природа нового публичного сервитута // Аграрное и земельное право. - 2018. - №9 (165). - С. 67.

5. Конституция Российской Федерации (изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета.1993. 25 декабря.

6. Новицкий И.Б. Право собственности. - М., 1925.

7. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юридическая литература, 1991.

8. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник. - М.: "Частное право", 2010

9. Ушакова А. П. Новый» публичный сервитут в дихотомии «частное и публичное // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020.

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/3fbb2872451363579e7694966a367 224Ье284102/

тута, который подробно описан в главе V.7 ЗК РФ, который предполагает следующие этапы: 1 - ходатайство, 2 - рассмотрение, 3 - принятие соответствующим органом, 4 - регистрация публичного сервитута в ЕГРН. Примечательно, что в главе, посвященной подробному описанию старого типа публичного сервитута, который предусматривает общественное пользование неопределённым кругом лиц, законодательно не рассматривается порядок и плата за него, не смотря на то что данные моменты подробно освещены в упомянутой главе о новом типе публичного сервитута, что не может не вызывать вопросы. По нашему мнению, логичным было бы закрепление и регламентирование в ЗК порядка оплаты и предоставления всех видов публичных сервитутов.

Таким образом, введение в ЗК нового вида публичного сервитута вполне соответствует новым запросам и тенденциям, однако, по нашему мнению, необходима доработка определенных противоречий в законе, что должно обеспечить корректное правовое регулирование и облегчить практическое применение законодательства.

11. V.7 ЗК РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/adcd0946aba86fae69e77717988b11 7bc8ca717f/

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC SERVICE I.V. Bondarenko, Graduate Student

Supervisor: E.O. Osadchenko, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In this paper, the author considers amendments to the Land Code regarding the definition of a public easement, which imply a new legal structure of a land easement and introduce a new chapter that is devoted to a new form of public easement. Based on the analysis, it was revealed that these changes in the law have a number of features and contradictions that require additional consideration and improvement.

Keywords: easement, public easement, restriction of property rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.