Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования отношений, возникших по поводу деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации'

Особенности правового регулирования отношений, возникших по поводу деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
795
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньшикова Н.А.

В работе рассмотрены особенности правого регулирования отношений, возникших по поводу деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, проведен анализ основных источников правового регулирования в сфере защиты деловой репутации, выявлены пробелы законодательства регулирующего способы защиты права на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования отношений, возникших по поводу деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

Юридические науки

УДК: 346.9

Меньшикова Н. А.

магистрант 2 курса

направления подготовки «Правовое сопровождение бизнеса (Бизнес-юрист)»

ОИ (филиал) МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА)

Научный руководитель: Пирская О. Н.

кандидат юридических наук, судья Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКШИХ ПО ПОВОДУ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе рассмотрены особенности правого регулирования отношений, возникших по поводу деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, проведен анализ основных источников правового регулирования в сфере защиты деловой репутации, выявлены пробелы законодательства регулирующего способы защиты права на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое регулирование, источники правового регулирования, субъекты предпринимательской деятельности, деловая репутация, судебная практика.

Традиционно в теории права под правовым регулированием понимается упорядоченное воздействие правовых норм на общественные отношения. Правовые нормы находят свое отражение в различных нормативных правовых актах, именуемых источниками права. В настоящем параграфе нашего исследования мы рассмотрим основы правового регулирования вопросов, связанных с деловой репутацией, в законодательстве Российской Федерации.

Анализ российского законодательства в сфере защиты деловой репутации считаем правильным начать с рассмотрения международных актов в этой сфере, положения которых нашли свое отражение в законодательстве Российской Федерации.

Базовые нормы в сфере защиты деловой репутации содержатся во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. В данном акте указано, что достоинство присуще всем членам человеческой семьи, а вытекающие из него права на свободу и равенство неотчуждаемы, неотменяемы и обладают преимуществами перед всеми полномочиями, включая полномочия государства. Достоинство приобретается человеком с момента рождения, оно должно признаваться без какого-либо различия1. Схожие положения содержатся также в Международном пакте от 16 октября 1966 года «О гражданских и политических правах» также рассматривает достоинство личности как основополагающее благо, фундамент, опираясь на который формулируются остальные права и свободы человека и гражданина. В Пакте также указано, что никто не может подвергаться незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Таким образом, в рассматриваемых нормах устанавливаются лишь основы защиты репутации, как свойства присущего человеческой личности2.

1 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 14-16.

2 Международный пакт от 16 октября 1966 года «О гражданских и политических правах» / Информационная справочная система Консультант-Плюс

Актом высшей юридической силы в России является Конституция. В ней определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием3. Одной из гарантированных Конституцией РФ групп прав является право на честь, достоинство и деловую репутацию, которое представляет собой абсолютное субъективное право, так как ему корреспондируется обязанность неопределенного круга лиц, состоящая в обязанности не препятствовать управомоченному лицу (обладателю субъективного права) осуществлять свое субъективное право. Таким образом, право на честь, достоинство и деловую репутацию обладает отрицательным (негативным) содержанием, и в этом смысле в нем преобладает охранительная, а не регулятивная функция4.

Более детально право на защиту деловой репутации закреплено в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 152 ГК РФ указано, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Более того, установлены дифференцированные способы защиты деловой репутации в зависимости от способа нарушения права на деловую репутацию5. Так, Законом о средствах массовой информации указано, что гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации6. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Данная мера направлена, на наш взгляд, на наиболее полную защиту права на деловую репутацию.

Особенностью российского законодательства, как было указано, является отсутствие легальной дефиниции «деловая репутация». Однако, в некоторых источниках предпринимаются попытки определения данного понятия. Так, согласно Приказу Минфина России от 27.12.2007 г. № 152н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», деловая репутация как символ профессиональной деятельности организации является составной частью нематериальных активов этой организации либо предприятия7. Соответственно она будет отражена в финансовой отчетности в виде либо положительной, либо отрицательной деловой репутации. Как видно, в данном акте законодатель оперирует термином «нематериальные активы», в то время как в ГК РФ используется понятие «нематериального блага». Полагаем, что оба понятия верно отражают суть деловой репутации посредством использования различных, но терминологически близких понятий.

3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 10.03.2017 г.).

4 Малеина М. Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. М., 1993. № 5. С. 14.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 15.03.2017 г.).

6 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 12.03.2017 г.).

7 Приказ Минфина России от 27.12.2007 №153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

Среди источников правового регулирования защиты деловой репутации лица особо стоит отметить нормы уголовного права.

В ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации защите репутации лица посвящена лишь одна статья 128.1 «Клевета», под которой понимается распространение заведомо ложных сведений, в том числе подрывающих деловую репутацию лица8.

Современные авторы отмечают отрицательную тенденцию, заключающуюся в том, что судебной практики по делам, возбуждаемым по клевете практически нет либо ее число весьма незначительно. Обвинительных приговоров и вовсе насчитывается буквально единицы. Уголовно-правовым мерам воздействия подвергаются в основном лица, умышленно распространяющие порочащие, клеветнические сведения в отношении граждан.

В повседневной жизни, в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, распространяются порочащие сведения в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Подобная информация априори причиняет ущерб деловой репутации субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, однако должной правовой защиты эти лица не имеют.

Рассматриваемая проблема связана с комплексом причин, которые носят не только правовой характер. Произошедшие в стране за последние годы изменения экономического строя, расширение сферы информационных ресурсов и технологий обусловили социально-психологическое развитие общества, что не могло не отразиться на стабильности установленных приоритетов, в том числе уважении чести, достоинства, деловой репутации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Конкурентная борьба в бизнесе с использованием и распространением порочащей информации не воспринимается большинством как исключительно порочащее действие, нарушающее моральные устои и нравственные ценности общества. Влияние социально-экономического климата отражается и на правовой защите деловой репутации. Нормы гражданского, уголовного законодательства, положения постановлений Пленума Верховного суда РФ, применимые к категории дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, достаточно консервативны и не могут разрешить всех проблем, возникающих в практической деятельности. Должная правовая регламентация отношений, связанных с защитой деловой репутации от неправомерных посягательств, будет служить отправной точкой разрешения конфликтов, способствовать стабилизации отношений между субъектами предпринимательской деятельности, а также гражданами, восстановлению приоритета основных ценностей общества, добросовестности и разумности действий участников гражданского оборота9.

Большое значение в сфере защиты деловой репутации отводится судебной практике. Несмотря на то обстоятельство, что судебная практика не является официальным источником права в Российской Федерации, роль отводимая актам судебных органов весьма высока в процессе правового регулирования и правоприменения. В частности, большое значение придается Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»10. Указанное постановление преследует цели «обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего указанные правоотношения». Именно поэтому, несмотря на отсутствие статуса источника права, постановления высших судебных инстанций имеют правовое значение в процессе

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

9 В.И.Колосова, Т.Ю.Вавиличева Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны // Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского. 2011.С.259.

10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

правового регулирования.

В указанном постановлении даются разъяснения по многим спорным, возникающим на практике вопросам. Так, Верховный Суд разъяснил порядок уголовно-правовой и гражданско-правовой способы защиты личных неимущественных прав, неотделимых от их обладателя, указав, что они могут реализовываться независимо друг от друга или следовать друг за другом. В п.6 данного постановления, в частности, указано, что если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса РФ (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства. Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса РФ, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, гражданско-правовой и уголовно-правовой способы различаются и по различному объему защиты. Для более эффективной защиты при посягательствах на честь, достоинство и деловую репутацию оба этих способа могут дополнять друг друга.

Основной целью как уголовного, так и гражданского законодательства является защита права на честь, достоинство и охрану репутации от незаконного посягательства, связанное с распространением порочащих сведений.

В данном случае налицо проблема соотношения права на свободу выражения мнения и свободу информации, включающей и право свободно собирать и распространять информацию, с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, равноценное указанному праву. Эта проблема в равной мере носит теоретический и практический характер. В том же постановлении Верховный Суд указывает, что при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суды должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 23, 29, 33 Конституции РФ) — с другой.

К числу иных судебных актов, регулирующих прямо либо косвенно вопросы, связанные с защитой деловой репутации, стоит отнести обобщения судебной практики, проводимые также Верховным Судом РФ. Одним из последних является «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 года. В данном обзоре сформулированы несколько важных для процесса правоприменения выводов. Так, указано, что для удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации должна быть соблюдена совокупность условий. А именно: сведения должны носить порочащий характер, быть распространены и не соответствовать действительности. Отсутствие хотя бы одного из этих обстоятельств является основанием для отказа суда в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, сделаны некоторые выводы, касающиеся защиты деловой репутации при ее нарушении посредством СМИ. Так, дословно опубликованное в СМИ сообщение другого средства массовой информации не может привести к ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию. Но только при условии, что издание, которое перепечатало первоначальное сообщение, сможет доказать, что не знало о том, что распространяемые сведения не соответствуют действительности. Однако от обязанности опубликовать опровержение на

такую информацию СМИ не может быть освобождено11.

Итак, анализ основных источников правового регулирования в сфере защиты деловой репутации показал, что, несмотря на стройную в целом систему источников, по-прежнему имеются некоторые проблемы теоретического и вместе с этим практического характера. В частности, необходимо обратить внимание на отсутствие как в законодательстве, так и в судебной практике понятия «деловая репутация». Кроме того, существуют некоторые разночтения в судебной практике по уголовным и гражданским делам в сфере защиты деловой репутации, что в том числе связано с самими источниками права, закрепляющими те или иные правовые нормы.

Литература

1. "Всеобщая декларация прав человека" от 10.12.1948 [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

2. Международный пакт от 16 октября 1966 года «О гражданских и политических правах» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 10.03.2017 г.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 15.03.2017 г.).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 12.03.2017 г.).

7. Приказ Минфина России от 27.12.2007 №153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

9. "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

10. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. — С. 14-16.

11. Малеина, М. Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. — М., 1993. — № 5. — С. 14.

12. Колосова В. И., Вавиличева Т. Ю. Деловая репутация: понятие, проблемы правового регулирования и охраны // Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — С. 259.

11 "Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения — 19.03.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.