Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области)'

Особенности правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / СИСТЕМА РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ / RIGHT TO FAVORABLE ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT / SEPARATE WASTE COLLECTION SYSTEM / REGIONAL OPERATOR FOR SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вяткина Галина Олеговна, Артамонов Алексей Николаевич

Проведен анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, в особенности, при обращении с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области). Сделан вывод о недостаточно эффективной региональной политике по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области. Разработаны пять предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, которые могут быть рассмотрены при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Legal Regulation of Solid Municipal Waste Management (the Example of the Bryansk Region)

The author analyzes the legal regulation in the sphere of realization of human rights to a favorable environment, especially when dealing with solid municipal waste (using the example of the Bryansk region). In the course of the study, the author comes to the conclusion that the regional policy on the management of solid municipal waste is not effective enough and requires improvement of legislation on environmental protection in the Bryansk region. In conclusion, the author of the study develops five proposals for improving legal regulation in the field of human rights to a favorable environment, which can be considered when making changes to the legislation of the Russian Federation and the Bryansk region.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 342.7 DOI: 10.17277/pravo.2019.04.pp.084-090

Проведен анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, в особенности, при обращении с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области). Сделан вывод о недостаточно эффективной региональной политике по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области. Разработаны пять предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, которые могут быть рассмотрены при внесении изменений в законодательство Российской Федерации и Брянской области.

Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду; охрана окружающей среды; обращение с твердыми коммунальными отходами; система раздельного сбора отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Галина Олеговна Вяткина, студентка 2-го курса, магистратура направления подготовки «<Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», Брянск, Россия;

[email protected]

Алексей Николаевич Артамонов, канд. юрид. наук, кафедра государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», Брянск, Россия;

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (на примере Брянской области)

Введение. Право на благоприятную окружающую среду - важное конституционное право, закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации [4]. Данное право нашло свое отражение и в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью [9].

Одним из источников загрязнения окружающей среды являются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (ТКО), то есть отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие

свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд [7].

Сложившаяся система утилизации отходов в Российской Федерации в целом и, в частности, в Брянской области основана на их захоронении на полигонах и свалках. Обустройство и эксплуатация подавляющего большинства свалок в населенных пунктах области не отвечают в полной мере санитарным и экологическим требованиям. Недостаточный уровень экологической культуры населения приводит к захламлению отходами многих территорий [2].

Положение усугубляется и тем, что из-за отсутствия раздельного сбора мусора, в общий контейнер выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Все это вывозится на свалки, увеличивая негативное воздействие на человека и окружающую среду [2].

Заметим, что региональный оператор по обращению с отходами в Брянской области, призванный обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение отходов в определенной зоне, начал свою работу только в январе 2019 года. На горячую линию от жителей региона за январь и февраль поступило 355 обращений, которые касались несвоевременного вывоза и установки контейнеров [3].

Таким образом, в настоящее время региональная политика по обращению с твердыми коммунальными отходами является недостаточно эффективной и требует совершенствования законодательства по охране окружающей среды в Брянской области.

Обсуждение. В целях проведения исследования применены анализ правового регулирования в сфере реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, системный подход при выявлении проблем неэффективного обращения с твердыми коммунальными отходами в Брянской области; дано обобщение полученных результатов исследования.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов власти, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий [9].

Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, является важной частью охраны окружающей среды. Заметим, что в законе Брянской области от 03.06.2005 № 39-З «Об охране окружающей среды Брянской области» отсутствует взаимосвязь данных понятий [8]. Складывается впечатление, что охрана окружающей среды не включает в себя обращение с отходами производства и потребления. В данном регионе есть отдельный закон, посвященный обращению с отходами, однако и в этом законе данная сфера представляется обособленной и независимой от деятельности по охране окружающей среды [6].

Формы контроля за деятельностью регионального оператора (региональным оператором назначено ООО «Чистая планета» с 01.01.2019 г.), способного реализовать эффективную политику в области обращения с отходами, не имеют четкого правового регулирования в Брянской области. Это подтвердил и губернатор Брянской области А. В. Богомаз на совещании 6 марта 2019 г. по работе регионального оператора по обращению с ТКО [1]. Интересно, что в Положении о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области закреплено полномочие департамента на регулирование деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, однако конкретные формы контроля не описаны [10].

Еще в 2017 г. было разработано Постановление правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области», в соответствии с которым на территории Брянской области запрещено несанкционированное складирование и размещение всех видов твердых коммунальных отходов. Данным постановлением определяется и порядок раздельного сбора отходов с введением цветовой индикации контейнеров, который сложно реализовать на практике [11].

Одной из важных задач, поставленных в региональной программе «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы», является информирование населения по вопросам безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами в целях повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения [12]. К сожалению, для ее достижения на протяжении десяти последующих лет будут применяться всего два ключевых показателя: 1) доля граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами (в 2019 г. - 50 %); 2) число публикаций о системе обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе о раздельном сборе мусора, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет (в 2019 г. - всего шесть публикаций).

Результаты. Основываясь на анализе правового регулирования, направленного на обеспечение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, предложены конкретные мероприятия по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами.

Во-первых, поскольку отходы производства и потребления являются одним из главных источников загрязнения окружающей среды и негативного воздействия на здоровье человека, область обращения с отходами необходимо рассматривать как важный системный компонент охраны окружающей среды. Так, целесообразно главу III «Регулирование в области охраны окружающей среды» закона Брянской области «Об охране окружающей среды» дополнить статьей «Обращение с отходами производства и потребления» в следующем виде:

1. «Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

2. Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Брянской области регулируется законодательством Российской Федерации, Брянской области и актами органов местного самоуправления» [8].

Во-вторых, необходимо конкретизировать формы контроля за деятельностью регионального оператора с ТКО. Так, целесообразно внести изменения в пп. 11.2.15 п. 11.2. раздела III «Полномочия» Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области и изложить его в следующем виде:

«11.2.15. Регулирует деятельность региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, в том числе: организует заседания по работе регионального оператора; проводит публичные слушания с привлечением субъектов общественного контроля; анализирует обращения граждан и организаций, содержащие информацию о нарушениях со стороны регионального оператора; проводит мониторинг сообщений в средствах массовой информации и сети Интернет о деятельности регионального оператора» [10].

В-третьих, возвращаясь к особенностям системы раздельного сбора отходов, целесообразно внести изменения в раздел III «Раздельный сбор твердых коммунальных отходов» Постановления правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области» в части определения цветовой индикации контейнеров для каждой категории отходов, так как одинаковые цвета контейнеров для совершенно разных групп отходов могут привести к нарушению разделения мусора [11]. Данная система должна быть простой для восприятия населения, в особенности, для детей.

В-четвертых, важно обеспечить повышение экологической культуры и степени вовлеченности населения, поэтому в приложение № 1 региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 -2027 годы» «Сведения о показателях (индикаторах) региональной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы" и их значениях» показатели задачи № 7 государственной программы «информирование населения по вопросам безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами в целях повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения» необходимо дополнить такими показателями, как: 1) доля обучающихся средних общеобразовательных школ, освоивших образовательную программу учебной дисциплины «Экология»; 2) доля обучающихся образовательных организаций, участвующих в конкурсах и проектах, направленных на эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами [12].

В-пятых, целесообразно ввести административную ответственность за правонарушения, касающиеся несанкционированного размещения отходов и несоблюдения порядка их раздельного сбора. Соответственно, необходимо дополнить гл. II закона Брянской области от 15.06.2007 № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской

области» статьей «Нарушение гражданами порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), несанкционированное складирование и размещение гражданами всех видов твердых коммунальных отходов на территории Брянской области» и изложить ее в следующей редакции: «Нарушение гражданами порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), несанкционированное складирование и размещение гражданами всех видов твердых коммунальных отходов на территории Брянской области влечет предупреждение либо наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей» [5].

Полномочия по привлечению к административной ответственности за данное правонарушение предлагается возложить на департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в полной мере возможно только при четком правовом регулировании всех норм по охране окружающей среды в Брянской области. Важно не только предусмотреть санкции и формы контроля в сфере обращения с ТКО, но и реализовать программные мероприятия по повышению экологической культуры граждан региона и России в целом.

Список литературы

1. Александр Богомаз: «Вывоз мусора, его разделение и утилизация - вот чем должна заниматься «Чистая планета», чтобы жители Брянской области видели результат ее работы!» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Брянской области. URL: http://www.brya№skobl.ru/№ews/2019/03/07/9887 (дата обращения: 16.07.2019).

2. Годовой доклад об экологической ситуации в Брянской области в 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт департамента экологии и природных ресурсов Брянской области. URL: http://www.kpl32.ru/ (дата обращения: 20.07.2019).

3. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Брянской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Брянской области в 2018 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Брянской области. URL: https://upchbrk.com (дата обращения: 22.07.2019).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

5. Об административных правонарушениях на территории Брянской области: закон Брянской области от 15.06.2007 № 88-З (ред. от 01.02.2019) (принят Брянской областной Думой 31.05.2007). Брянский рабочий. № 98. 03.07.2007.

6. Об отходах производства и потребления: закон Брянской области от 11.05.2006 № 29-З (ред. от 08.05.2019) (принят Брянской областной Думой 27.04.2006). Брянский рабочий. № 73. 23.05.2006.

7. Об отходах производства и потребления: Федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. № 26. 29.06.1998. Ст. 3009.

8. Об охране окружающей среды Брянской области: закон Брянской области от 03.06.2005 № 39-З (ред. от 01.02.2019) // Брянская неделя. № 29. 09.06.2005.

9. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

10. Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области: указ губернатора Брянской области от 29 марта 2013 г. (ред. от 27.12.2018) // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина». № 8. 05.04.2013.

11. Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области: постановление правительства Брянской области от 03.07.2017 № 302-п (ред. от 04.09.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.07.2019).

12. Об утверждении региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 - 2027 годы: постановление правительства Брянской области от 13 марта 2018 года № 101-п [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.07.2019).

References

1. Aleksandr Bogomaz [Garbage collection, separation and disposal - this is what the Clean Planet should do so that the residents of the Bryansk region see the result of its work!], available at: http://www.brya№skobl.ru/№ews/2019/03/07/9887 (accessed 16 July 2019).

2. available at: http://www.kpl32.ru/ (accessed 20 July 2019).

3. available at: https://upchbrk.com (accessed 22 July 2019).

4. [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the RF Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation no. 6-FKZ dated 30.12.2008, no. 7-FKZ dated 30.12.2008, no. 2-FKZ dated 05.02.2014, no. 11-FKZ dated 21.07.2014] Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2014, no. 31, article 4398. (In Russ.)

5. [On administrative offenses in the Bryansk region: the law of the Bryansk region dated 06.15.2007 No. 88-З (as amended on 01.02.2019) (adopted by the Bryansk regional Duma on 05/31/2007)], Bryanskiy rabochiy [Bryansk worke], no. 98. 03.07.2007. (In Russ.)

6. [On production and consumption waste: Law of the Bryansk Region dated 05/11/2006 No. 29-Z (as amended on 05/08/2019) (adopted by the Bryansk Regional Duma on 04/27/2006)], Bryanskiy rabochiy [Bryansk worke], no. 73. 23.05.2006. (In Russ.)

7. [About production and consumption waste: Fede. Law of 06.24.1998 No. 89-FZ (as amended on 12/25/2018)], Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], no. 26. 29.06.1998, art. 3009. (In Russ.)

8. [On the environmental protection of the Bryansk region: the law of the Bryansk region dated 03.06.2005 No. 39-Z (as amended on 01.02.2019)], Bryanskaya nedelya [Bryansk week], no. 29. 09.06.2005. (In Russ.)

9. [On environmental protection: Feder. Law of January 10, 2002 No. 7-FZ (as amended on December 27, 2018)], Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 14.01.2002, no. 2, art. 133. (In Russ.)

10. [On approval of the Regulation on the Department of Natural Resources and Ecology of the Bryansk Region: Decree of the Governor of the Bryansk Region dated

March 29, 2013 (as amended on December 27, 2018)], Informatsionnyy byulleten' "Ofitsial'naya Bryanshchina" [Newsletter "Official Bryansk Region"], no. 8. 05.04.2013. (In Russ.)

11. available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 15 July 2019)

12. available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 20 July 2019).

Features of Legal Regulation of Solid Municipal Waste Management (the Example of the Bryansk Region)

G. O. Vyatkina, 2nd year Master's Student Program "Jurisprudence", Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk, Russia;

[email protected]

A. N. Artamonov, Candidate of Law, Department of State and Legal Disciplines, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk, Russia;

[email protected]

The author analyzes the legal regulation in the sphere of realization of human rights to a favorable environment, especially when dealing with solid municipal waste (using the example of the Bryansk region). In the course of the study, the author comes to the conclusion that the regional policy on the management of solid municipal waste is not effective enough and requires improvement of legislation on environmental protection in the Bryansk region. In conclusion, the author of the study develops five proposals for improving legal regulation in the field of human rights to a favorable environment, which can be considered when making changes to the legislation of the Russian Federation and the Bryansk region.

Keywords: right to favorable environment; environmental protection; solid municipal waste management; separate waste collection system; regional operator for solid municipal waste management.

© Г. О. Вяткина, 2019 © А. Н. Артамонов, 2019 Статья поступила в редакцию 10.10.2019

При цитировании использовать:

Вяткина Г. О., Артамонов А. Н. Особенности правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (на примере Брянской области) // Право: история и современность. 2019. № 4(9). С. 84 - 90. doi: 10.17277/pravo.2019.04.pp.084-090

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.