Мнения, комментарии, разъяснения специалистов
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
К.Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук, директор Автономной некоммерческой организации «Христианский культурный центр», г. Санкт-Петербург
Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит «информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица — возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.» !. Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2ст. 2 Федерального закона от 12.01.2006 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2, далее — Закон № 7-ФЗ).
Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать НКО от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализа-
1 Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.1994№ 51-ФЗсизм., внесенными Федеральными законами от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЭ), под общ. ред. А. М. Эрделевского (с изм. и доп. на 01.04.2001). Биб-чкаРГ, 2001. СистемаГАРАНТ, 2007.
2 Собрание законодательства РФ от 15.01.1996 № Зет. 145.
ции ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. «В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности» 3.
Следует отметить, что в современной литературе, регулирующей правовой статус и особенности бухгалтерского учета НКО, не уделяется серьезного внимания наименованию НКО4.
В судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.02.1999 № 7570/98)5. Кпроизволь-
3 Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (подред. М. Ю. Тихомирова). М., 2000. Система ГАРАНТ, 2007.
4 См., в частности: МакальскаяМ.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 1998; Тихомиров М. Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.: Изд. г-на М. Ю. Тихомирова, 2000; Правовой статус общественных объединений в РФ: Справ. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000; Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общ. организация «Православное дело», 2000; Загайнова С. К., Горбунова Н. В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб.: Шандал, 2004.
5 Текст постановления официально опубликован не был.
ной части относится собственно наименование, а к обязательной—указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для НКО и территориальная сфера и характер ее деятельности. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.
Наименования НКО, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)6, п. 1ст. 4 Закона № 7-ФЗ). Наименование и место нахождения НКО указываются в ее учредительных документах (п. Зет. 54 ГК РФ, п. Зет. 4 Закона № 7-ФЗ). Напомним, что учредительными документами для всех видов НКО является устав, а для ассоциаций и союзов — учредительный договор в дополнение к уставу (п. 1 ст. 14 Закона № 7-ФЗ).
Важнейшей особенностью наименования юридических лиц всех организационно-правовых форм является обладание исключительным правом на его использование. Данное право возникает с момента государственной регистрации НКО в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»7 с учетом требований ст. 13.1 Закона№ 7-ФЗ. Приэтом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. При этом право на наименование охраняется не только на территории Российской Федерации, но и в странах-участницах Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03 1883) 8.
Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию НКО. Прежде всего, оно должно быть указано на государственном языке Российской Федерации — русском (ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации»9). На практике встречаются случаи, когда заявители подают в органы Росрегистрации учредительные документы с указанием наименования НКО на иностранном языке или на языке народов России. Подобного
6 Собр. законодательства РФ от 05.12.1994 № 32, ст. 3301.
7 Собр. законодательства РФ от 13.08.2001 № 33 (Ч. I), ст. 3431.
8 Текст Конвенции опубликован в Вест. Высш. арбитраж. судаРФ. 1996. № 2.
9 Собр. законодательства РФ от 06.06.2005 № 23, ст. 2199.
рода действия, безусловно, являются нарушениями требований действующего законодательства и влекут за собой отказ в государственной регистрации НКО. Данное требование не является дискриминирующим, так как учредители регистрируемого НКО имеют право указать наименование НКО на языке народов России и (или) иностранном языке в Заявлении формы № РН0001, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (с изм. от 10.04.2007)10, атакжевразд. 1 устава НКО (общие положения).
При использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования заявители обязаны представить в регистрирующий орган подтверждающие их (заявителей) полномочия документы (ч. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ). Например, при регистрации Санкт-Петербургской общественной организации «Просветительское общество имени Эдвина Харви» было затребовано письменное разрешение на использование имени американского издателя от его дочери.
Пункт 1 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация»»11 устанавливает, что «в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации», а в иных случаях — с разрешения Межведомственной комиссии, образованной приказом Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2006г. № 39/112/73/29/39н/42/39 «О Межведомственной комиссии по вопросам использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и
1» Собр. законодательства РФ от 24.04.2006 № 17 (ч. II), ст. 1869.
11 Собр. законодательства РФ от 16.12.1996 № 51, ст. 5816.
словосочетаний в названиях организаций»12.
Добавим, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим письмом № 09-1-03/3458@13 требует от регистрирующих органов всегда проверять обоснованность использования юридическими лицами вышеуказанных наименований.
Следует отметить, что использование слов «Россия» и др. общероссийскими общественными объединениями, политическими партиями и централизованными религиозными объединениями регулируется соответствующими законами — абз. 6 п. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»14, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»15, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»16.
Особое внимание уделяется тому, чтобы в обязательной части наименования НКО указывалась ее организационно-правовая форма (например, общественная организация, фонд, некоммерческое партнерство и т. д. в соответствии со ст. 6 — 11 Закона № 7-ФЗ). Например, абз. 1ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов РФ или муниципальных образований (Московская общественная организация инвалидов по слуху «Ковчег», Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд и т. п.) или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории (Ленинградский областной благотворительный общественный фонд «Бетель» (Милосердие).
На требование указания организационно-правовой формы адвокатскими образованиями, созданными в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»17 (адвокатская палата, коллегия адвокатов, юриди-
12 Текст приказа опубл. в журн. «Еженед. бюл. законодат. и ведом, актов». 2006. № 17.
13 Текст письма опубл. в газ. «Экономика и жизнь». 2004. № 43, окт.
14 Собр. законодательства РФ от 22.05.1995 № 21, ст. 1930.
15 Собр. законодательства РФ от 16.07.2001 № 29, ст. 2950.
16 Собр. законодательства РФ от 29.09.1997 № 39, ст. 4465.
17 Собр. законодательства РФ от 10.06.2002. № 23, ст. 2102.
ческая консультация), указывает и письмо МНС России от 25.02.2004 № 09-1-02/76718. Отметим, что на основании вышеуказанного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете «Московский налоговый курьер» (2004. № 12, июнь).
Пункт 7 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»19 также указывает, что наименование общества взаимного страхования «должно содержать слова «некоммерческая организация» и «взаимное страхование»».
Как было сказано выше, обязательным требованием к наименованию НКО является указание характера ее деятельности. Так, п. 4ст. 20 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»20 гласит, что «наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация»». Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»21 также обязывает садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения иметь «наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова «некоммерческое товарищество», «потребительский кооператив», «некоммерческое партнерство»». В соответствии с п. Зет. 2 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»22 наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного Закона.
Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции РФ23), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России НКО,
18 Текст письма официально опубликован не был.
19 Собр. законодательстваРФ от 03.12.2007 № 49, ст. 6047.
20 Собр. законодательстваРФ от 24.97.2000 № 30, ст. 3122.
21 Собр. законодательстваРФ от 20.04.1998 № 16, ст. 1801.
22 Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного СоветаРФот 19.08.1993 № 33, ст. 1309.
23 Текст Конституции РФ опубликован в «Рос. газ.» от 25.12.1993 № 237.
которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности как непосредственно, так и путем учреждения средств массовой информации. Именно поэтому, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Данное требование законодателя несет немалую практическую пользу, так как очень часто функционеры деструктивных религиозных культов (как зарегистрированных, так и действующих без государственной регистрации) вводят граждан в заблуждение относительно своей конфессиональной принадлежности, именуя себя «православными», «просто христианами», «просто верующими» и т. п. На практике Росрегистрации может быть достаточно непросто разрешать вопросы, связанные с требованием закона об указании вероисповедания религиозной организации в наименовании, данный вопрос требует специальных знаний в области религиоведения и может быть разрешен в том числе и в результате проведения государственной религиоведческой экспертизы. Так, пришлось столкнуться с религиозной организацией, в своем наименовании содержащей названия трех религиозных конфессий — «Местная религиозная организация евангельских христиан «Реформатская пресвитерианская церковь». Только специальные познания сотрудников Росрегистрации помогли определить, что данное наименование не противоречит закону и науке.
В соответствии с п. 4ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут иметь «печать с полным наименованием этой НКО на русском языке» и «вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему». Выполнение данного требования НКО подчас затруднительно. Дело в том, что полные наименования НКО нередко содержат 10 и более слов. Разместить полное наименование НКО на печати непросто, тем более что некоторые НКО стремятся разместить на печати наименование на иностранном языке (для удобства в осуществлении внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере международного сотрудничества), а также символ или эмблему. Кроме того, многословные полные наименования НКО могут не помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие НКО стремятся иметь сокращенное наименование.
Действующее законодательство разрешает юридическим лицам (прежде всего, коммерческим организациям) иметь как полное, так и сокращенное наименование (подп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального
закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), данные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», также предусматривают возможность существования полного и сокращенного наименования. На наш взгляд, имеет место некоторое противоречие в различных нормативно-правовых актах: в одних предусмотрено сокращенное наименование НКО, в других требуется обязательное указание полного наименования. На практике, регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование либо разрешить иметь сокращенное наименование, но не допустить аббревиатур и сокращений в отношении ключевых слов. Так, Религиозная организация «Христианское общество «Библия для всех» Российского Союза евангельских христиан-баптистов» имеет сокращенное наименование Христианское общество «Библия для всех». Регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование в силу наличия специального порядка их государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Наименование НКО может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Подпункты 2, 3 п. 1ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ предусматривают возможность отказа в государственной регистрации НКО, если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием», и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Аналогичные требования содержатся в пп. 4 и 6 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если «ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории» и если «наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».
С требованием о недопустимости создания НКО с одинаковым наименованием с ранее зарегистрированной организацией все ясно: наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Несколько сложнее доказать оскорбление нравственности, национальных и религиозных
чувств граждан в наименовании НКО. Наименование НКО может оскорблять нравственность, если в нем содержатся унижающие честь и достоинства других лицвыражения, например, пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропаганой исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться: свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании НКО сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации НКО, но и может привести к уголовному преследованию по ст. 136, 148, 239, 282 Уголовного кодекса РФ2!
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в указанном Федеральном законе понимается «указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии». Таким образом, в Российской Федерации не может существовать, например, Русская партия. Недопустимо создание клерикальных партий, таких как швейцарская Евангелическая народная партия или бангладешские Мусульманская лига и Исламская демократическая лига, или расистских, одним своим названием оскорбляющих целые этнические группы (как карликовые американские Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-Клукс-Клан). Положения ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» не раз становились объектом критики, однако мы согласимся с мнением А. Н. Аверьянова и др., что «образование политической партии по признакам религиозной принадлежности (как и по признакам расовой и национальной принадлежности) в таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, чревато трудно предсказуемыми последствиями. Правовой запрет на их создание обусловлен, кроме прочего, и особенностями исторического развития России.
24Собр. законодательства?® от 17.06.1996 № 25, ст. 2954.
В некоторых странах Запада и Востока существуют политические партии, в названии которых отражаются религиозные признаки; это, в частности, хрис-тианско-демократические и другие партии. Однако опыт по созданию политических партий (движений) чисто религиозной направленности всегда в итоге приводит к катастрофе»25.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Случается, что общественные объединения нарушают требования данной статьи. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2002 № 56-Г02-102<5 определила оставить без изменения решение Приморского краевого суда от 14.03.2002 о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации «Независимая общественная прокуратура». В Определении суда указано, что в наименовании указанной НКО использовано наименование органа государственной власти, так как «в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»27 Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений — органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО окажет данному непростому процессу самую действенную помощь.
25 Аверьянов А. Н., Васецкий Н. А., Малое Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях». Юрайт-М. Новая правовая культура, 2003. Система ГАРАНТ, 2007.
26 Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 4, апр.
27 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02 1992. № 8, ст. 366.