Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации'

Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев К. Б.

Наименование один из важнейших признаков юридического лица, основной показатель его самостоятельности в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование служит информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п. Некоммерческие организации, обладающие исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать ее от других хозяйствующих субъектов, но и способствует индивидуализации целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. В отличие от коммерческой организации, некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях путем указания на характер ее деятельности. В статье отмечается, что взаимоотношение государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО, по мнению автора, окажет этому процессу действенную помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации»

Мнения, комментарии, разъяснения специалистов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К.Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук, директор Автономной некоммерческой организации «Христианский культурный центр», г. Санкт-Петербург

Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит «информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица — возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.» !. Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2ст. 2 Федерального закона от 12.01.2006 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»2, далее — Закон № 7-ФЗ).

Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать НКО от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализа-

1 Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.1994№ 51-ФЗсизм., внесенными Федеральными законами от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЭ), под общ. ред. А. М. Эрделевского (с изм. и доп. на 01.04.2001). Биб-чкаРГ, 2001. СистемаГАРАНТ, 2007.

2 Собрание законодательства РФ от 15.01.1996 № Зет. 145.

ции ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. «В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности» 3.

Следует отметить, что в современной литературе, регулирующей правовой статус и особенности бухгалтерского учета НКО, не уделяется серьезного внимания наименованию НКО4.

В судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.02.1999 № 7570/98)5. Кпроизволь-

3 Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (подред. М. Ю. Тихомирова). М., 2000. Система ГАРАНТ, 2007.

4 См., в частности: МакальскаяМ.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 1998; Тихомиров М. Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.: Изд. г-на М. Ю. Тихомирова, 2000; Правовой статус общественных объединений в РФ: Справ. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000; Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общ. организация «Православное дело», 2000; Загайнова С. К., Горбунова Н. В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб.: Шандал, 2004.

5 Текст постановления официально опубликован не был.

ной части относится собственно наименование, а к обязательной—указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для НКО и территориальная сфера и характер ее деятельности. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.

Наименования НКО, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)6, п. 1ст. 4 Закона № 7-ФЗ). Наименование и место нахождения НКО указываются в ее учредительных документах (п. Зет. 54 ГК РФ, п. Зет. 4 Закона № 7-ФЗ). Напомним, что учредительными документами для всех видов НКО является устав, а для ассоциаций и союзов — учредительный договор в дополнение к уставу (п. 1 ст. 14 Закона № 7-ФЗ).

Важнейшей особенностью наименования юридических лиц всех организационно-правовых форм является обладание исключительным правом на его использование. Данное право возникает с момента государственной регистрации НКО в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»7 с учетом требований ст. 13.1 Закона№ 7-ФЗ. Приэтом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. При этом право на наименование охраняется не только на территории Российской Федерации, но и в странах-участницах Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03 1883) 8.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию НКО. Прежде всего, оно должно быть указано на государственном языке Российской Федерации — русском (ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации»9). На практике встречаются случаи, когда заявители подают в органы Росрегистрации учредительные документы с указанием наименования НКО на иностранном языке или на языке народов России. Подобного

6 Собр. законодательства РФ от 05.12.1994 № 32, ст. 3301.

7 Собр. законодательства РФ от 13.08.2001 № 33 (Ч. I), ст. 3431.

8 Текст Конвенции опубликован в Вест. Высш. арбитраж. судаРФ. 1996. № 2.

9 Собр. законодательства РФ от 06.06.2005 № 23, ст. 2199.

рода действия, безусловно, являются нарушениями требований действующего законодательства и влекут за собой отказ в государственной регистрации НКО. Данное требование не является дискриминирующим, так как учредители регистрируемого НКО имеют право указать наименование НКО на языке народов России и (или) иностранном языке в Заявлении формы № РН0001, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (с изм. от 10.04.2007)10, атакжевразд. 1 устава НКО (общие положения).

При использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования заявители обязаны представить в регистрирующий орган подтверждающие их (заявителей) полномочия документы (ч. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ). Например, при регистрации Санкт-Петербургской общественной организации «Просветительское общество имени Эдвина Харви» было затребовано письменное разрешение на использование имени американского издателя от его дочери.

Пункт 1 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация»»11 устанавливает, что «в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации», а в иных случаях — с разрешения Межведомственной комиссии, образованной приказом Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2006г. № 39/112/73/29/39н/42/39 «О Межведомственной комиссии по вопросам использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и

1» Собр. законодательства РФ от 24.04.2006 № 17 (ч. II), ст. 1869.

11 Собр. законодательства РФ от 16.12.1996 № 51, ст. 5816.

словосочетаний в названиях организаций»12.

Добавим, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим письмом № 09-1-03/3458@13 требует от регистрирующих органов всегда проверять обоснованность использования юридическими лицами вышеуказанных наименований.

Следует отметить, что использование слов «Россия» и др. общероссийскими общественными объединениями, политическими партиями и централизованными религиозными объединениями регулируется соответствующими законами — абз. 6 п. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»14, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»15, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»16.

Особое внимание уделяется тому, чтобы в обязательной части наименования НКО указывалась ее организационно-правовая форма (например, общественная организация, фонд, некоммерческое партнерство и т. д. в соответствии со ст. 6 — 11 Закона № 7-ФЗ). Например, абз. 1ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов РФ или муниципальных образований (Московская общественная организация инвалидов по слуху «Ковчег», Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд и т. п.) или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории (Ленинградский областной благотворительный общественный фонд «Бетель» (Милосердие).

На требование указания организационно-правовой формы адвокатскими образованиями, созданными в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»17 (адвокатская палата, коллегия адвокатов, юриди-

12 Текст приказа опубл. в журн. «Еженед. бюл. законодат. и ведом, актов». 2006. № 17.

13 Текст письма опубл. в газ. «Экономика и жизнь». 2004. № 43, окт.

14 Собр. законодательства РФ от 22.05.1995 № 21, ст. 1930.

15 Собр. законодательства РФ от 16.07.2001 № 29, ст. 2950.

16 Собр. законодательства РФ от 29.09.1997 № 39, ст. 4465.

17 Собр. законодательства РФ от 10.06.2002. № 23, ст. 2102.

ческая консультация), указывает и письмо МНС России от 25.02.2004 № 09-1-02/76718. Отметим, что на основании вышеуказанного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете «Московский налоговый курьер» (2004. № 12, июнь).

Пункт 7 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»19 также указывает, что наименование общества взаимного страхования «должно содержать слова «некоммерческая организация» и «взаимное страхование»».

Как было сказано выше, обязательным требованием к наименованию НКО является указание характера ее деятельности. Так, п. 4ст. 20 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»20 гласит, что «наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация»». Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»21 также обязывает садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения иметь «наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова «некоммерческое товарищество», «потребительский кооператив», «некоммерческое партнерство»». В соответствии с п. Зет. 2 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»22 наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции РФ23), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России НКО,

18 Текст письма официально опубликован не был.

19 Собр. законодательстваРФ от 03.12.2007 № 49, ст. 6047.

20 Собр. законодательстваРФ от 24.97.2000 № 30, ст. 3122.

21 Собр. законодательстваРФ от 20.04.1998 № 16, ст. 1801.

22 Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного СоветаРФот 19.08.1993 № 33, ст. 1309.

23 Текст Конституции РФ опубликован в «Рос. газ.» от 25.12.1993 № 237.

которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности как непосредственно, так и путем учреждения средств массовой информации. Именно поэтому, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Данное требование законодателя несет немалую практическую пользу, так как очень часто функционеры деструктивных религиозных культов (как зарегистрированных, так и действующих без государственной регистрации) вводят граждан в заблуждение относительно своей конфессиональной принадлежности, именуя себя «православными», «просто христианами», «просто верующими» и т. п. На практике Росрегистрации может быть достаточно непросто разрешать вопросы, связанные с требованием закона об указании вероисповедания религиозной организации в наименовании, данный вопрос требует специальных знаний в области религиоведения и может быть разрешен в том числе и в результате проведения государственной религиоведческой экспертизы. Так, пришлось столкнуться с религиозной организацией, в своем наименовании содержащей названия трех религиозных конфессий — «Местная религиозная организация евангельских христиан «Реформатская пресвитерианская церковь». Только специальные познания сотрудников Росрегистрации помогли определить, что данное наименование не противоречит закону и науке.

В соответствии с п. 4ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут иметь «печать с полным наименованием этой НКО на русском языке» и «вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему». Выполнение данного требования НКО подчас затруднительно. Дело в том, что полные наименования НКО нередко содержат 10 и более слов. Разместить полное наименование НКО на печати непросто, тем более что некоторые НКО стремятся разместить на печати наименование на иностранном языке (для удобства в осуществлении внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере международного сотрудничества), а также символ или эмблему. Кроме того, многословные полные наименования НКО могут не помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие НКО стремятся иметь сокращенное наименование.

Действующее законодательство разрешает юридическим лицам (прежде всего, коммерческим организациям) иметь как полное, так и сокращенное наименование (подп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального

закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), данные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», также предусматривают возможность существования полного и сокращенного наименования. На наш взгляд, имеет место некоторое противоречие в различных нормативно-правовых актах: в одних предусмотрено сокращенное наименование НКО, в других требуется обязательное указание полного наименования. На практике, регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование либо разрешить иметь сокращенное наименование, но не допустить аббревиатур и сокращений в отношении ключевых слов. Так, Религиозная организация «Христианское общество «Библия для всех» Российского Союза евангельских христиан-баптистов» имеет сокращенное наименование Христианское общество «Библия для всех». Регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование в силу наличия специального порядка их государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Наименование НКО может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Подпункты 2, 3 п. 1ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ предусматривают возможность отказа в государственной регистрации НКО, если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием», и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Аналогичные требования содержатся в пп. 4 и 6 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если «ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории» и если «наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».

С требованием о недопустимости создания НКО с одинаковым наименованием с ранее зарегистрированной организацией все ясно: наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Несколько сложнее доказать оскорбление нравственности, национальных и религиозных

чувств граждан в наименовании НКО. Наименование НКО может оскорблять нравственность, если в нем содержатся унижающие честь и достоинства других лицвыражения, например, пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропаганой исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться: свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании НКО сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации НКО, но и может привести к уголовному преследованию по ст. 136, 148, 239, 282 Уголовного кодекса РФ2!

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в указанном Федеральном законе понимается «указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии». Таким образом, в Российской Федерации не может существовать, например, Русская партия. Недопустимо создание клерикальных партий, таких как швейцарская Евангелическая народная партия или бангладешские Мусульманская лига и Исламская демократическая лига, или расистских, одним своим названием оскорбляющих целые этнические группы (как карликовые американские Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-Клукс-Клан). Положения ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» не раз становились объектом критики, однако мы согласимся с мнением А. Н. Аверьянова и др., что «образование политической партии по признакам религиозной принадлежности (как и по признакам расовой и национальной принадлежности) в таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, чревато трудно предсказуемыми последствиями. Правовой запрет на их создание обусловлен, кроме прочего, и особенностями исторического развития России.

24Собр. законодательства?® от 17.06.1996 № 25, ст. 2954.

В некоторых странах Запада и Востока существуют политические партии, в названии которых отражаются религиозные признаки; это, в частности, хрис-тианско-демократические и другие партии. Однако опыт по созданию политических партий (движений) чисто религиозной направленности всегда в итоге приводит к катастрофе»25.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Случается, что общественные объединения нарушают требования данной статьи. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2002 № 56-Г02-102<5 определила оставить без изменения решение Приморского краевого суда от 14.03.2002 о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации «Независимая общественная прокуратура». В Определении суда указано, что в наименовании указанной НКО использовано наименование органа государственной власти, так как «в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»27 Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений — органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО окажет данному непростому процессу самую действенную помощь.

25 Аверьянов А. Н., Васецкий Н. А., Малое Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях». Юрайт-М. Новая правовая культура, 2003. Система ГАРАНТ, 2007.

26 Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 4, апр.

27 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02 1992. № 8, ст. 366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.