Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях'

Особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TRANSPORT SECURITY / EMERGENCY / TRANSPORT SECURITY MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермилов Петр Анатольевич

Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Рассматриваются элементы механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation of the transport security mechanism under emergency conditions

The paper is devoted to the features of legal regulation of the transport security mechanism under emergency conditions. The author considers the elements of the transport security mechanism under emergency conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях»

П. А. Ермилов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа представлена кафедрой гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент М. В. Рыбкина

Статья посвящена исследованию особенностей правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Рассматриваются элементы механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: транспортная безопасность, чрезвычайная ситуация, механизм обеспечения транспортной безопасности.

P. Yermilov

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE TRANSPORT SECURITY MECHANISM UNDER EMERGENCY CONDITIONS

The paper is devoted to the features of legal regulation of the transport security mechanism under emergency conditions. The author considers the elements of the transport security mechanism under emergency conditions.

Key words: transport security, emergency, transport security mechanism.

Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, а сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из смысла ст. 72 Конституции

Российской Федерации следует положение, согласно которому обеспечение безопасности общества и граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Безопасность, являясь многоаспектным и комплексным понятием, должна занимать

центральное, главенствующее место в деятельности субъектов права, а также в правовой системе Российской Федерации. В состоянии безопасности возможно свободно, уважая интересы других участников общественных отношений, осуществлять и реализовывать свои права и законные интересы. При наличии действенного механизма защиты прав, свобод и интересов субъекты права могут не опасаться за надлежащую реализацию принадлежащих им прав.

Законодательство Российской Федерации выделяет достаточно много видов безопасности, что представляется вполне логичным и разумным. Обеспечить конкретный вид безопасности гораздо легче, чем обеспечить комплексную безопасность. Юрисдикционные органы, принимая нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности в конкретной сфере общественных отношений, могут предусматривать практически все аспекты реализации механизма обеспечения данного вида безопасности. Для наилучшей защиты прав и свобод личности и общества государству стоит стремиться к созданию системы законодательства, устанавливающей механизм обеспечения безопасности в каждой сфере общественных отношений.

В указанных целях в 2007 г. был принят Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), закрепляющий вопросы обеспечения транспортной безопасности в России [3]. Транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Законодатель определил объекты обеспечения транспортной безопасности, т. е. объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, а также выделил угрозу транспортной безопасности, которой является акт незаконного вмешательства. Последнее обстоятельство является особенностью легального определения транспортной безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона о транспортной безопасности под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие

(бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления указанных последствий.

Транспортная безопасность является важным элементом обеспечения безопасности России не только в обычных условиях, но и в чрезвычайных ситуациях. Последнее объясняется тем, что механизм обеспечения транспортной безопасности направлен на защиту автомобильных дорог, железнодорожных путей, мостов, морских и речных портов и других объектов транспортной инфраструктуры, которые могут быть повреждены при наступлении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

На основании анализа действующих нормативных правовых актов, судебной и правоприменительной практики, а также научной литературы можно сделать определенные выводы о понятии и составе механизма обеспечения транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - механизм обеспечения транспортной безопасности).

На наш взгляд, механизм обеспечения транспортной безопасности представляет собой совокупность определенных методов, способов и средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе защиты прав и свобод, а также законных интересов личности, общества и государства при использовании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в условиях наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Все методы, способы и средства, входящие в механизм обеспечения транспортной безопасности, можно разделить на правовые и неправовые. Причем действие механизма обеспечения транспортной безопасности - это процесс реализации указанных методов, способов и средств. Следовательно, нормальное функционирование и действие механизма обеспечения транспортной безопасности предполагает действие всех его элементов.

Существует множество правовых методов, способов и средств обеспечения безопасности,

из совокупности которых мы выделили общие и специальные. Общие правовые средства обеспечения безопасности применимы ко всем общественным отношениям в области обеспечения того или иного вида безопасности. К их числу можно отнести правотворческую деятельность юрисдикционных органов, направленную на создание нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности. Также к общим правовым методам обеспечения безопасности можно отнести методы правового регулирования общественных отношений в области обеспечения безопасности; процесс реализации норм права; способы самозащиты гражданских прав.

Специальные правовые методы, способы и средства обеспечения транспортной безопасности направлены непосредственно на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов права, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в условиях чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что, во-первых, из числа специальных правовых методов, способов и средств обеспечения транспортной безопасности необходимо выделить такой элемент, как система нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Основными нормативными правовыми актами в исследуемой области, на наш взгляд, являются: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [1], Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности»

[3], Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

[4], Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» [5], Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы „Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"» [7], Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2006 года № 94 «Об утверждении Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года» и некоторые другие.

Во-вторых, к специальным правовым методам, способам и средствам обеспечения транспортной безопасности можно отнести совокупность прав и обязанностей субъектов транспортной безопасности, а также полномочия органов государственной власти в области обеспечения транспортной безопасности, в частности, в условиях чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, к специальным правовым методам, способам и средствам обеспечения транспортной безопасности относятся средства контроля и надзора за обеспечением транспортной безопасности.

В-четвертых, к специальным правовым методам, способам и средствам обеспечения транспортной безопасности можно отнести меры юридической ответственности, которая сама по себе является весьма действенным способом регулирования общественных отношений.

Наряду с правовыми методами, способами и средствами обеспечения транспортной безопасности считаем необходимым выделить неправовые, которые являются существенными в обеспечении безопасности. Невозможно недооценить роль неправовых методов, способов и средств обеспечения безопасности, поскольку они также ставят своей целью защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства при использовании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Все неправовые методы, способы и средства обеспечения транспортной безопасности можно подразделить на четыре группы: организационные методы, способы и средства; материально-технические средства; способы информационного обеспечения; средства контроля и надзора. Каждый из указанных методов, способов и средств по-своему необходим для обеспечения транспортной безопасности, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного

природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2].

Объектами чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут быть автомобильные дороги, железнодорожные и внутренние водные пути, мосты, вокзалы, метрополитен, порты, аэродромы, системы управления движения транспортных средств и др.

Субъектами, обеспечивающими в силу своих полномочий и целей, обозначенных в нормативно-правовых актах, регулирующих их деятельность, защиту объектов транспортной безопасности, являются Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба безопасности.

Например, Федеральная авиационная служба России во взаимодействии с Федеральной службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел РФ и Федеральной таможенной службой России осуществляет проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Авиационная безопасность в целом обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов [6].

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей должностные лица могут нести уголовную, административную, дисциплинарную ответственность. На физических и юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, деяния которых повлекли за собой возникновение угроз транспортной безопасности, также возлагаются меры юридической ответственно сти.

Осуществление контроля и надзора является необходимой составной частью механизма обеспечения транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Основным органами, уполномоченными в данной области, являются Министерство транспорта Российской Федерации и входящая в ее состав Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства России и международных договоров; лицензирование отдельных видов деятельности в области транспортной деятельности; контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение аттестации аварийно-спасательных служб в установленной сфере деятельности; согласование перечня организаций гражданской авиации, привлекаемых в установленном порядке к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ и др.

Прокуратура Российской Федерации в рамках существующих полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляет контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности. В различных субъектах России

созданы и успешно действуют транспортные прокуратуры, основными задачами которых является осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации на транспорте, выявление и пресечение правонарушений, расследование преступлений, совершенных на транспорте.

Таким образом, правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется нормативными правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

Субъектами, обеспечивающими транспортную безопасность в условиях чрезвычайных

ситуаций, выступают государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физические и юридические лица. Особенно значимым для обеспечения безопасности является наличие определенных полномочий, тех или иных прав и обязанностей у указанных субъектов, которые должны быть закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Методами правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности являются сочетание императивного и диспозитивного методов. Причем в условиях чрезвычайных ситуаций преобладает императивный метод.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ от 4 июня 2001 г. № 23. Ст. 2277.

2. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ от 26 декабря 1994 г. № 35. Ст. 3648.

3. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ от 12 февраля 2007 г. № 7. Ст. 837.

4. Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства РФ от 28 августа 1995 г. № 35. Ст. 3503.

5. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4873.

6. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» // Собрание законодательства РФ от 8 августа 1994 г. № 15. Ст. 1795.

7. Распоряжение Правительства РФ от 28 сентября 2005 года № 1529-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы „Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"» // Собрание законодательства РФ от 10 октября 2005 г. № 41. Ст. 4161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.