Особенности правового регулирования конкурентоспособности авиакомпаний на внутренних рейсах Российской Федерации
Шмидт В.А.,
ФГАОУВО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск, Россия)
УДК 346.546:347.82
Аннотация. В данной работе представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность конкурентных фирм на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации, а именно: Воздушного кодекса и Федеральных законов, регулирующих естественные монополии и конкурентные рынки. В исследовании описывается деятельность авиакомпаний в условиях текущего нормативно-правового регулирования, а также в условиях конкурентной и естественно-монопольной среды, выделяются проблемные аспекты нормативных актов в области регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом, описывается особенность развития конкурентных отношений между авиакомпаниями и обеспечивающими их деятельность предприятиями в структуре российского рынка авиаперевозок. В заключении дается оценка уровню приспособленности актов, а также описываются возможные варианты модернизации условий регулирования конкурентных отношений в сфере пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах Российской Федерации. Цель работы - проанализировать возможности правовой базы Российской Федерации в вопросе регулирования конкурентоспособности авиакомпаний на внутренних рейсах. Методы и объекты исследования: объектом исследования в данной работе выступает нормативно-правовая база в области регулирования рынка пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах Российской Федерации; в работе используются эмпирические (изучение источников информации и их анализ) и теоретические методы (анализ, аналогия, индукция, аналогия). Результаты: оценка приспособленности нормативно-правовой базы в сфере транспортных услуг. Выводы: низкий уровень приспособленности нормативно-правовой базы к регулированию рынка пассажирских авиаперевозок на внутренних рейсах Российской Федерации.
Ключевые слова: конкуренция, федеральный закон, естественная монополия, регулирование, совершенствование, рынок, коммерческая деятельность.
Features of the legal regulation of the competitiveness of airlines on domestic flights of the Russian Federation
Schmidt V.A.,
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
UDC 346.546:347.82
Annotation. This research presents analysis of the regulatory framework governing the activities of competitive firms in the domestic passenger air transportation market in the Russian Federation, specifically, the Air Code and Federal laws governing natural monopolies and competitive markets. The paper describes the activities of airlines in the current regulatory environment, as well as in a competitive and natural monopoly environment, identifies problematic aspects of regulatory acts in the field of regulation of passenger transport by air, describes the peculiarity of the development of competitive relations between airlines and their enterprises in structure of the Russian air transportation market. In conclusion, an assessment is made of the level of adaptability of acts, and also describes possible options for modernizing the conditions for regulating competitive relations in the field of passenger air transportation on domestic flights of the Russian Federation. The purpose of the work is to analyze the possibilities of the legal base of the Russian Federation in regulating the competitiveness of airlines on domestic flights. Methods and objects of research: the object of the study in this work is the regulatory framework in the field of regulation of the passenger air transportation market on domestic flights of the Russian Federation; empirical (study of information sources and their analysis) and theoretical methods (analysis, analogy, induction, analogy) are used in the work. Results: assessment of the adaptability of the regulatory framework in the field of transport services. Conclusions: the low level of adaptability of the regulatory framework to the regulation of the passenger air transportation market on domestic flights of the Russian Federation.
Keywords: competition, federal law, natural monopoly, regulation, improvement, market, commercial activity.
Введение
Коммерческая деятельность авиакомпаний в большей степени зависит от качественной правовой среды, которая должна способствовать развитию конкуренции на рынке и качественным изменениям в экономике в целом. Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей конкуренцию авиакомпаний-перевозчиков, в качестве объекта данного исследования показало ее слабую приспособленность, а именно, в ходе эмпирического и теоретического анализа Воздушного кодекса и ряда Федеральных законов было выявлено, что исследуемые нормативно-правовые акты направлены в большей степени на рынок финансов и не содержат информации о ключевых понятиях, касающихся коммерческой деятельности пассажирских авиаперевозок, что создает большие трудности при развитии здоровой конкуренции на рынке. Ключевой целью данного исследования является оценка качества нормативно-правового регулирования конкурентоспособности авиакомпаний на внутренних
рейсах Российской Федерации, а задачами: изучение основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность конкурирующих авиакомпаний в области перевозки пассажиров, сформулировать основные проблемы и выделить пробелы, касающиеся данного исследования, а также оценить адаптивность исследуемых нормативно-правовых актов в условиях конкуренции на рынке внутренних пассажирских авиаеперевозок.
Основная часть
Конкурентные отношения в Российской Федерации на сегодняшний день регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», который определяет организационно-правовые основы защиты конкуренции, предупреждает и ограничивает деятельность фирм-монополистов и недобросовестных конкурентов. Анализ содержания данного Закона позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся конкуренция на рынке товаров и услуг нуждается в защите и предотвращении монополизации. Стоит отметить, что данный закон в основном ориентирован на регулирование товарного рынка, а не рынка услуг, несмотря на то, что значительная часть коммерческой деятельности ориентирована на рынок услуг. В том числе это касается и оказания услуг по перевозке пассажиров, в частности, воздушным транспортом гражданской авиации.
Деятельность по оказанию таких услуг крайне сложна, поскольку требуется наличие инфраструктуры высокого уровня. Поэтому услуги по оказанию пассажирских авиаперевозок на сегодняшний день соотносятся с признаками естественной монополии, которая регулируется определенным законодательством. Несмотря на это, компаниям, осуществляющим авиаперевозки, приходится бороться не только за количество пассажиров, рейсов и территории оказания услуг, но и с теми субъектами естественной монополии, которые осуществляют организацию движения и пребывания воздушных судов. Ввиду этих обстоятельств деятельность воздушных перевозок, помимо Воздушного кодекса Российской Федерации, также регулируется и Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», где закреплено понятие естественной монополии как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, поэтому спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [3].
Отметим, что в Законе основной целью является «достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». В Воздушном кодексе косвенные признаки конкуренции можно проследить в ст. 64 «Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов» [1]. Отсюда следует, что регулирование правовых отношений возможно только между субъектами естественной монополии и иными организациями, осуществляющими деятельность в естественно-монопольной среде. Сложность заключается еще и в том, что структура российского рынка авиаперевозок не дает возможности развития конкурентных отношений между авиакомпаниями и обеспечивающими их деятельность предприятиями. А значит, регулирование конкурентных отношений в области пассажирских авиаперевозок, равно как и самого понятия конкуренции в этих актах, отсутствует.
Отметим, что содержание Закона №135-Ф3 не подразумевает достаточно правовых оснований для регулирования конкурентных отношений на рынке пассажирских авиаперевозок. В исследуемых правовых актах нет ключевых понятий, регулирующих коммерческую деятельность в сфере пассажирских авиаперевозок. Например, в Законе №135-Ф3 такое понятие как «субъект естественной монополии» трактуется как занятый производством товаров субъект в условиях естественной монополии, что не предполагает определенных характеристик этого субъекта и не совсем соотносится со сферой услуг пассажирских авиаперевозок, где существует высокая борьба за потребительский спрос [4]. В Законе №147-ФЗ решение о выборе метода регулирования естественной монополии определяется, исходя из анализа деятельности хозяйствующего субъекта «с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них». Отсюда следует, что сущность понятия естественной монополии, как и само понятие ее субъекта, не раскрывает признаки этого субъекта. В ст. 4 Закона №135-Ф3 сказано, что к хозяйствующим субъектам относятся коммерческие или некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели и иные не зарегистрированные в статусе индивидуального предпринимателя физические лица, осуществляющие деятельность, приносящую доход. Однако деятельность компаний, оказывающих услуги по перевозке пассажиров полностью зависит от деятельности аэропорта, ведь авиакомпания не сможет быть достойным конкурентом, если не будет иметь доступа к инфраструктуре, оборудованию аэропорта и оказываемым им услугам [2].
Следует также отметить факт наличия такого понятия, как монопольно низкая цена, то есть та цена, которая устанавливается доминирующим хозяйствующим субъектом ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. В условиях конкуренции такое понятие может быть применимо, но не в условиях естественно-монопольной среды. По опыту других стран компании-лоукостеры, устанавливающие низкую по сравнению с другими компаниями цену, наоборот, стимулирует другие авиакомпании снижать цены на билеты для других пассажиров. В России же опыт работы в таком ценовом сегменте продемонстрировали такие компании, как «Победа», «Добролет» и др., но этот опыт на фоне других авиакомпаний складывается не совсем удачно. Из-за установления монопольно низких цен на услуги пассажирских перевозок такие компании могут быть уличены в нарушении конкурентного законодательства. Отметим, что для монополистов понятие монопольно низкой цены исключается по причине того, что компании уже не нужно завоевывать рынок, если она уже является монополистом.
Заключение
Приспособленность нормативно-правовой базы в сфере транспортных услуг для пассажирских авиаперевозок очень низкая, ведь в целом ориентация законов идет больше на финансовый рынок, а не на специфичную деятельность перевозки пассажиров воздушным транспортом. Более эффективным может являться регулирование коммерческой деятельности транспортных компаний, осуществляющих услуги по пассажирской авиаперевозке, нормами транспортных кодексов и уставов. А это означает, что потенциал для повышения качества и доступности услуг по пассажирской авиаперевозке напрямую связан с совершенствованием нормативно-правовой базы конкурентного законодательства и подзаконных нормативных актов.
Библиографический список:
1. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/. (дата обращения: 15.03.2020)
2. Скуратов К.С., Манжурова О.Д. Направления взаимодействия аэропортов и авиакомпаний как участников авиационного рынка // Транспорт Российской Федерации. 2009. №6 (25). С. 1415.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/. (дата обращения: 10.03.2020)
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/. (дата обращения: 10.03.2020)