ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(27)2017
УДК 325.075.1
А.Р. Ямалеева
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
CHARACTERISTICS OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC ACTIVITY OF MUNICIPALITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
В статье даются развернутые определения особенностей правового регулирования хозяйственной деятельности муниципальных образований в Российской Федерации. Автор делает вывод, что деятельность межмуниципальных формирований связана с применением муниципальных нормативных правовых актов, содержание которых вытекает из актов федеральных и региональных законодательств, и дает рекомендации по содержанию муниципального нормативного правого акта об участии муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.
Ключевые слова: система, муниципалитет, сотрудничество, правовая основа, нормативный акт.
The article provides a detailed definition of the characteristics of legal regulation of economic activity of municipalities in the Russian Federation. The author concludes that the activities of inter-municipalformations involve the application of municipal regulations, and makes recommendations for maintenance of municipal regulatory legal act on the participation of the municipality in the inter-municipal cooperation.
Key words: system, municipality, cooperation, legal framework for a normative act.
Существование хозяйственной формы ме- нерные общества и общества с ограниченной от-жмуниципального сотрудничества [1, С. 44-51], ветственностью [13].
межмуниципального экономического сотрудничества [2, С. 150-156], межмуниципальной кооперации [3, С. 7-13] или межмуниципального сотрудничества в хозяйственной сфере[4, С. 34-38] вытекает из опыта и представлений о межмуниципальном взаимодействии как организационном и правовом выражении кооперационных связей, складывающихся между муниципальными образованиями в целях кооперации, более эффективного осуществления своих прав и интересов, совместного решения различных вопросов и проблем экономически, финансово и политически самостоятельных субъектов, осуществляющих деятельность по муниципальному управлению (органов МСУ, руководителей этих органов, муниципальных организаций, предприятий, граждан) [5].
Организационным и одновременно правовым выражением кооперационных связей между межмуниципальными образованиями выступают организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества, являющиеся: а) некоммерческими организациями, т.е. ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации; б) коммерческими организациями (хозяйственные общества), т.е. закрытые акцио-
Организация и деятельность межмуниципальных коммерческих и некоммерческих формирований сопряжена с применением актов федерального и регионального законодательства, а также основанных на их содержании муниципальных нормативных правовых актов.
К особенностям муниципально-правового регулирования отношений межмуниципального сотрудничества в организационно-правовых формах, предусмотренных ч. 4 ст. 8, ст. 68 и 69 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно отнести следующие черты.
Во-первых, это - наличие муниципального нормативного правового акта по общим вопросам муниципального сотрудничества, в качестве которого выступает уже известное положение о порядке участия муниципального образования в межмуниципальном сотрудничестве [6] или о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества [7], принятого на основе уставного акта.
Правовой основой указанных положений выступают преимущественно гражданское законо-
Ямалеева Алина Рустэмовна, помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Татарстан e-mail: [email protected] © Ямалеева А.Р., 2017
Статья получена: 18.04.2016. Статья принята к публикации: 07.02.2017. Статья опубликована онлайн: 20.03.2017.
дательство Российской Федерации, причем для межмуниципальных организаций, создаваемых в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, - это Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а для межмуниципальных хозяйственных обществ, образуемых в форме закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, - дополнительно Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридиче ских лиц и индивидуальных предпринимателей» и иные федеральные законы.
Вместе с тем в преамбулах положений о порядке участия муниципального образования в межмуниципальном сотрудничестве было бы целесообразно ссылаться и на законодательные акты субъектов Российской Федерации: конституции (уставы), региональные законы о местном самоуправлении.
Подобные положения о порядке участия местных территорий в межмуниципальном сотрудничестве единообразно раскрывают содержание основных понятий (некоммерческие организации муниципальных образований, межмуниципальное хозяйственное общество), а также устанавливают общий порядок принятия решения представительным органом местного самоуправления об учреждении (участии) муниципального образования в указанных организациях межмуниципального взаимодействия, который складывается из нескольких основных этапов:
1) выдвижение инициативы уполномоченным субъектом (главой муниципального образования [8]; администрацией муниципального образования [9] главой муниципального образования и депутатами представительного органа местного самоуправления [10]; главой муниципального образования, депутатами представительного органа местного самоуправления, руководством администрации и его аппарата [11]);
2) внесение инициативы в представительный орган местного самоуправления, как правило, в виде проекта решения об участии муниципальной единицы в организации межмуниципального сотрудничества, учредительных документов такой организации, информации о социально-экономическом и финансовом положении муниципальных образований, с которыми предполагается участие в организации межмуниципального сотрудничества, обоснование финансовых и иных затрат на участие муниципальной территории в организа-
ции межмуниципального взаимодействия, планируемого эффекта от совместного решения общих вопросов местного значения и пр.;
3) принятие представительным органом местного самоуправления решения об учреждении (участии в образовании) межмуниципального хозяйственного общества в форме закрытого акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью или о создании (участии в образовании) межмуниципальной некоммерческой организации в форме автономной некоммерческой организации либо фонда.
Принимаемое муниципальной представительной властью решение должно соответствовать определенным требованиям. Так, согласно Положению о порядке участия муниципального образования «Каширский муниципальный район» в организациях межмуниципального сотрудничества решение Совета депутатов о создании межмуниципального хозяйственного общества должно содержать положения о форме межмуниципального хозяйственного общества, об утверждении его учредительных документов, в том числе устава, об утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих такую оценку, вносимых Каширским муниципальным районом в оплату акций общества для закрытых акционерных обществ и номинальной стоимости доли для общества с ограниченной ответственностью, а в свою очередь решение Совета депутатов о создании межмуниципальной некоммерческой организации - положения о ее форме, об утверждении учредительных документов, включая устав, о внесении добровольных имущественных взносов, об избрании представителя Каширского муниципального района в органы управления таких организаций.
Учитывая базовый характер муниципального нормативного правового акта об участии муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества, полагаем, что основными компонентами его содержания должны стать следующие вопросы: регулируемые отношения; организации межмуниципального сотрудничества; принципы и цели участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; виды и формы межмуниципального сотрудничества; основы правового положения организаций межмуниципального сотрудничества; органы муниципального образования, принимающие решение об учреждении организаций межмуниципального сотрудничества; принятие и рассмотрение вопроса об учреждении организации межмуниципального сотрудничества; порядок принятия решения об учреждении орга-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(27)2017
низации межмуниципального сотрудничества; порядок его реализации; учредители организации межмуниципального сотрудничества; участие муниципального образования в действующей организации межмуниципального сотрудничества; участие муниципального образования в управлении организации межмуниципального сотрудничества; органы и должностные лица муниципального образования, осуществляющие права участника (учредителя, акционера) в организациях межмуниципального сотрудничества; представление интересов муниципального образования в органах управления организации межмуниципального сотрудничества; основания осуществления такого представительства; порядок деятельности представителей в организации межмуниципального сотрудничества; контроль за их деятельностью; прогнозирование и анализ результатов деятельности организации межмуниципального сотрудничества; основания принятия решения о реорганизации (ликвидации), выходе из организации межмуниципального сотрудничества; орган муниципального образования, принимающий такое решение, и порядок его принятия[12; 13; 14].
Во-вторых, к особенностям муниципаль-но-правового регулирования следует отнести и принятие специального нормативного и (или) правового акта об указанных формах межмуниципальной кооперации. В первом случае речь идет о муниципальных нормативных правовых актах типа Решения Совета депутатов Амурского муниципального района от 13 июля 2005 года № 55 «Об утверждении Положения «О принятии решений об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций на территории Амурского муниципального района»[14]
или Решения Магаданской городской Думы от 19 февраля 2008 года № 76-Д «О Положении о порядке создания (учреждения), реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с участием муниципального образования город Магадан»[15], а во втором - о муниципальных правовых актах представительного органа местного самоуправления об учреждении межмуниципального хозяйственного общества или межмуниципальной некоммерческой организации[13; 16; 17; 18 и т.д.]
В-третьих, при упорядочении отношений межмуниципальной кооперации в хозяйственной и социальной сферах допускается обращение к актам муниципального модельного правотворчества.
К примеру, Советом муниципальных образований Республики Башкортостан подготовлены такие проекты модельных решений, как: «Об утверждении Положения «О порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества»; «Об утверждении Порядка участия представителей муниципального образования в органах управления автономной некоммерческой организации»; «Об утверждении Порядка оплаты имущества, находящегося в собственности»; «Об утверждении Положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества»; «О Положении об определении порядка принятия решения об условиях приватизации муниципального имуще ства» и т.д.
К иным особенностям муниципально-правово-го регулирования отношений межмуниципальной хозяйственной кооперации можно отнести широкое использование договорно-правовых форм, привлечение значительного массива муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миронова О.В. История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества // Вестник АГТУ. Сер. : Экономика. 2014. № 1. С. 44-51.
2. Граф И.В., Жаромских Д.Г. Межмуниципальное экономическое сотрудничество : опыт правового регулирования в зарубежных странах // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 1. С. 150-156.
3. Петроградская А.А. Приоритетные формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Право и экономика. 2010. № 11. С. 7-13.
4. Алпатов Ю.М. К вопросу о формировании концепции межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4. С. 34-38.
5. Решение Ростовской-на-Дону Думы от 19 февраля 2013 года № 4/3 «Об утверждении Положения «О порядке участия муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» в межмуниципальном сотрудничестве» // Ростов официальный. 2013. №9.
6. Решение Рязанской городской Думы от 17 апреля 2008 года № 69-I «Об утверждении Положения «О порядке участия города Рязани в организациях межмуниципального сотрудничества» // Рязанская городская Дума. Официальный сайт URL : http://rgdzn.ru/pages/show/meltings/resheniya
7. Решение Совета депутатов сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального
района Московской области от 9 декабря 2011 года № 129 «Об утверждении Положения о порядке участия муниципального образования «Сельское поселение Павло-Слободское» в организациях межмуниципального сотрудничества» // «Истринские вести», № 52, 30.12.2011 (Решение); Истринские вести. 2012. № 1. (Приложение).
8. Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 26 ноября 2010 года № 35/2 «Об утверждении Положения о порядке участия муниципального образования «Одинцовский муниципальный район Московской области» в межмуниципальном сотрудничестве» // Администрация Одинцовского муниципального района Московской области. URL : http://odin.ru/ news/?div_id=16@PageNO=
9. Решение Совета муниципального образования «Икрянинский сельсовет» от19 июля 2012 года № 2/6 «Об утверждении порядка участия муниципального образования «Икрянинский сельсовет» в межмуниципальном сотрудничестве» // Икрянинский сельсовет. URL : http://mo.astrobl.ru/ikrjaninskijselsovet/ norm_prav_acts
10. Решение Думы Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 18 октября 2007 года № 460 «Об утверждении Положения о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества». Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. URL : http://admkonda.ru/documents/69.html
11. Решение Казанской городской Думы от 26 июня 2008 года № 13-31 «О Положении «О порядке участия муниципального образования город Казань в организациях межмуниципального сотрудничества» // Казанские ведомости. 2008. № 124.
12. Решение Режевской Думы 4 созыва от 24 мая 2006 года № 37 «Об утверждении Положения о порядке участия Режевского городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества (в ред. 21.12.2011 № 106)» // Режевские вести. 2006. №62.
13. Решение Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского района Хабаровского края от 25 февраля 2014 года № 11 «Об участии в создании межмуниципальных хозяйственных обществ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения». Советская Гавань. Официальный сайт Администрации. URL : http://admsovgav.ru
14. Хабаровский край. URL : http://khabarovsk.news-city.info/docs/sistems/dok_oeglci.htm.
15. Магаданская городская Дума. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования «ГородМагадан». URL : http://www.maggorduma.ru/index.php?newsid=441.
16. Решение Совета депутатов от 22 марта 2013 года № 134 с. Медведь «Об участии Медведского сельского поселения в межмуниципальном хозяйственном обществе». Официальный сайт муниципального образования «Медведское сельское поселение» Шимского муниципального района Новгородской области. URL : http://медведское_рф/?р=514
17. Решение Думы Парфинского муниципального района Новгородской области от 16 апреля 2013 года «Об участии в учреждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью Межмуниципальное предприятие «Водоканал Парфинского района». Пар-финский муниципальный район. Официальный сайт органов местного самоуправления. URL : http:// парфинский_рф/?р=2082
18. Решение Совета депутатов сельского поселения Яблоновский Краснинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (46 сессия 4 созыва) от 16 мая 2014 года с. Ябло-ново № 46/189 «О вступлении в межмуниципальное хозяйственное общество с ограниченной ответственностью «Красноетехсервис». Администрация сельского поселения «Яблоновское сельское поселение» Краснинского муниципального района Липецкой области. URL : http://яблоновское-адм.рф/ documents/46html