DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _44 УДК 349.6
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ FEATURES OF LEGAL REGULATION OF STATE NATURE RESERVES
ЦЕДРИК Валерий Артурович,
студент магистрант Юридической школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). 690922, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected];
АЖОГИНА Мария Геннадьевна,
студентка Юридического факультета
Российской таможенной академии Владивостокского филиала. 690034, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 31. E-mail: [email protected];
ГАЛАХОВА Валерия Кирилловна,
студентка Юридического факультета
Российской таможенной академии Владивостокского филиала. 690034, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 31. E-mail: [email protected];
TSEDRIK Valery Arturovich,
a master's student at the Law School Far Eastern Federal University (FEFU). 690922, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: [email protected] ;
AZHOGINA Maria Gennadievna,
student of the Faculty of Law The Russian Customs Academy of the Vladivostok branch. 690034, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Fadeev str., 31. E-mail: [email protected];
GALAKHOVA Valeria Kirillovna,
student of the Faculty of Law The Russian Customs Academy of the Vladivostok branch. 690034, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Fadeev str., 31. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье рассматривается вопрос правового регулирования государственных природных заказников. Учитывая обстоятельства, что человек, как потребитель природных ресурсов, постоянно оказывает негативное воздействие на окружающую среду, но есть не мало примеров, когда действия человека сказываются положительно: посадка деревьев и кустарников, очистка рек и водоемов, рекультивация земель. Государственные природные заказники считаются одними из наиболее многообещающих категорий особо охраняемых природных территорий, потому что их правовой режим дает возможность сочетать задачи сохранения природных комплексов и интересы населения, проживающего в данном регионе.
Abstract: This article discusses the issue of legal regulation of state nature reserves. Considering the circumstances that a person, as a consumer of natural resources, constantly has a negative impact on the environment, but there are quite a few examples when human actions have a positive effect: planting trees and shrubs, cleaning rivers and reservoirs, land reclamation. State nature reserves are considered one of the most promising categories of specially protected natural areas, because their legal regime makes it possible to combine the tasks of preserving natural complexes and the interests of the population living in this region.
Ключевые слова: правовое регулирование, природные ресурсы, экология, особо охраняемые природные территории, государственные природные заказники, охрана окружающей среды, природопользование,
Keywords: legal regulation, natural resources, ecology, specially protected natural territories, state nature reserves, environmental protection, nature management.
Для цитирования: Цедрик В.А., Ажогина М.Г., Галахова В.К. Особенности правового регулирования государственных природных заказников // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 44-47. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_44.
For citation: Tsedrik V.A., Azhogina M.G., Galakhova V.K. Features of legal regulation of state nature reserves // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 44-47. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_44.
Статья поступила в редакцию: 04.12.2022
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1].
Правовое положение особо охраняемых природных территорий и объектов регулируется нормами и принципами экологического законодательства, специально разработанные правовые элементы, такие как кадастр, экологический контроль, а также с помощью обязательных требований земельного законодательства. За нарушение законодательства об ООПТ предусмотрена администра-
тивная и уголовная ответственность.
Главными мерами защиты особо охраняемых природных территорий и объектов является запрещение или ограничение в их пределах хозяйственной деятельности. Кроме того, к таким мерам можно отнести: учет территорий при планировании развития смежных с ними территорий и участие администрации особо охраняемых природных территорий в экологической экспертизе проектов, установка охранных зон указанных территорий, запрет или ограничение в пределах особо охраняемых природных территорий хозяйственной деятельности, зонирование территории, охрана особо охраняемых природных территорий силами специализированных органов и инспекций, применение мер ответственности за нарушение режима охраны данных территорий и возмещение причиненного ущерба [5].
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На их территориях постоянно или временно запрещают или ограничивают любую деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Федеральным законом об особо охраняемых природных территориях введена классификация государственных природных заказников (ст. 22) по их профилю, в соответствие с которой заказники делятся на комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники могут быть классифицированы либо как заказники федерального значения и находиться в ведении уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансироваться за счет средств федерального бюджета, либо регионального значения, и тогда их подчиненность и порядок финансирования должны определяться соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При формировании заказника в первую очередь согласовываются с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены, в соответствии с требованиями земельного законодательства. Это связано с тем, что указанные лица должны будут соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, связанный с ограничениями их хозяйственной деятельности и прав по использованию земли, и будут нести за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность [6].
Одной из таких особо охраняемой природной территорией является государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский», расположенный на территории Минераловодского городского округа, Предгорного района, города-курорта Железно-водска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска в Ставропольском крае и состоящий из девяти участков общей площадью 10400,18 гектар.
В территорию заказника включены 10 гор, которые являются памятниками природы краевого значения: «Гора Бештау», «Гора Бык», «Гора Верблюд», «Гора Железная», «Гора Змейка», «Гора Лысая», «Гора Медовая», «Гора Острая», «Гора Развалка», «Гора Тупая».
Территория заказника содержит в себе неповторимые естественные целебные ресурсы - минеральную воду, отличающуюся по химическому составу и применению. Больше всего источников минеральной воды в таких горах, как Бештау, Железная и Лысая [4].
Растительный мир заказника исчисляется 1587 видами растений, относящихся к 128 семействам. В заказнике распространены такие виды растительных сообществ, как: широколиственные горные леса; высокогорные луга и криволесья; горные степи и степные луга; разнотравно-ковыльные степи; пустынные таврическо-полынно-дерновинно-злаковые степи; растительность водоемов, болот и переувлажненных мест; сорно-рудеральная растительность.
Самые густые леса на склонах гор Бештау, Железной, Развалки. В лесах около 90 видов деревьев и кустарников, причем распространение их на южных и северных склонах различна. На северных склонах гор господствует граб, а на южных склонах больше всего дубов черешчатого и скального. Распространены также ясень обыкновенный, клен полевой, ильм шершавый.
На территории заказника есть 152 вида покрытосеменных растений, которые внесены в Красную книгу Ставропольского края.
Животный мир заказника представлен типичными для предгорной зоны Кавказа видами. В большинстве своем фауна заказника насчитывает 167 видов позвоночных животных: 7 видов амфибий, 10 видов рептилий, 102 вида птиц и 48 видов млекопитающих, некоторые из них внесены как в Красную книгу Ставропольского края, так и Российской Федерации.
17 августа 2001 г. губернатор Ставропольского края издал постановление, объединив земли и создав Бештаугорский природный заповедник.
Функционирование Бештаугорского заказника обеспечивает государственное учреждение Ставропольского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края». Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника краевого значения определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Ставропольского края.
Основные задачи заказника:
1) сохранение и восстановление степного и лесостепного природных комплексов Минераловодской наклонной равнины;
2) сохранение природных лечебных ресурсов;
3) сохранение биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края, и объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении, и среды их обитания;
4) содействие в проведении научно-исследовательских работ;
5) сохранение и рациональное использовании охотничьих ресурсов;
6) содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения [2].
На территории заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с положениями о государственных природных заказниках, на территории Бештаугорского заказника запрещаются следующие виды деятельности: распашка земель; выпас скота; сенокошение; сбор лекарственных растений, а также растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края; добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края; охота; любительское и спортивное рыболовство; садоводство и огородничество; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ; разработка общераспространенных полезных ископаемых и проведение геологоразведочных изысканий; строительство зданий и сооружений, за исключением линейных сооружений и объектов, не причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также за исключением сооружений, связанных с обеспечением функционирования государственных природных заказников и получивших положительное заключение экологической экспертизы; взрывные работы; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; проезд и стоянка транспортных средств вне дорог общего пользования; устройство привалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и другие формы стихийного отдыха населения; выжигание травостоя, разведение костров на открытом грунте, а также вне специально отведенных мест; размещение всех видов отходов производства и потребления; любые иные формы хозяйственной деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края [3].
В 2014 г. Ставропольская краевая дума внесла изменения в закон Ставропольского края № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях», которые позволяли изменять границы ООПТ в связи с утратой своего правового статуса и при нецелесообразности его продления.
Администрация города Минеральные Воды Ставропольского края пыталась лишить природоохранного статуса заповедник и в 2016 г., когда одобрила муниципальную программу по развитию экономики и на площади в 310 га под г. Змейкой разрешила построить туристско-развлекательный комплекс с инвесторами из Китая. Министерство природы Ставропольского края тогда выступило против данного проекта, благодаря чему удалось избежать вмешательства на территорию Бештаугорского заказника.
В 2018 г. прошла вторая попытка исключить из заказника участки «не имеющие ценности» для строительства велотерренку-ра, а именно: трассы с освещением, местами для питания, смотровыми площадками, электротранспортом. Велотерренкур соединял бы три города - Железноводск, Лермонтов и Минеральные Воды, а также проходил по Бештаугорскому заказнику, точнее - по вырезанным из него частям. Строительство велотерренкура привело бы к фрагментации мест обитания животных, усилению фактора беспокойства, и, как следствие, причинение вреда природным комплексам ООПТ.
Жители региона подали коллективный иск в Ставропольский краевой суд об отмене постановления губернатора по Бештаугорскому заказнику. Институт географии Российской академии наук, а также Совет по правам человека при президенте РФ пришли к выводу, что изъятие земель из ООПТ противоречит Положению о заказнике, а строительство велотерренкура нанесёт серьёзный вред природным комплексам. В итоге Ставропольская Краевая Дума проиграла, иск истцов удовлетворили, изменения от 2014 г. были аннулированы и Бештаугорский заказник был спасён.
Государственные природные заказники считаются одними из наиболее многообещающих категорий особо охраняемых природных территорий, потому что их правовой режим дает возможность сочетать задачи сохранения природных комплексов и интересы населения, проживающего в данном регионе. А образование и поддержание этого вида особо охраняемой природной территории требует значительно меньших финансовых вложений, чем затраты на содержание государственного природного заповедника или национального парка.
Таким образом, проблема по установлению границ Бетштаугорского заказника связана с противоречивостью федерального и регионального законодательства по поводу ведения земель ООПТ. Все работы, связанные с землепользованием и застройкой городов-курортов должны в обязательном порядке соответствовать нормативно-правовой базе экологического права, а границы территории Бештаугорского заказника в обязательном порядке должны учитываться при разработке планов экономического и социального развития, комплексных схем, схем землеустройства и районных планировок.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 14.03.1996 № 33-ф3.«0б особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Закон Ставропольского края от 06.05.2014 № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Постановление правительства Ставропольского края от 28.06.2016 г. N 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Кадастровый отчет по ООПТ государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский» [Электронный ресурс] режим доступа: https://mpr26.ru
5. Анисимов А. П. Основы экологического права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 422 с.
6. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права: монография / С. А. Боголюбов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 498 с.
References:
1. Federal Law No. 33-FZ of 14.03.1996."0n specially protected natural territories" [Electronic resource] access mode: http://www.consultant.ru .
2. The Law of the Stavropol Territory of 06.05.2014 No. 33-kz "On specially protected natural territories" [Electronic resource] access mode: http://www.consultant.ru .
3. Resolution of the Government of the Stavropol Territory of 28.06.2016 N 249-p "On the establishment of the state nature reserve of regional significance "Beshtaugorsky" [Electronic resource] access mode: http://www.consultant.ru .
4. Cadastral report on protected areas state nature reserve of regional significance "Beshtaugorsky" [Electronic resource] access mode: https://mpr26.ru
5. Anisimov A. P. Fundamentals of environmental law: textbook and workshop for secondary vocational education / A. P. Anisimov, A. Ya. Ryzhenkov. 7th ed., reprint. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. 422 p.
6. Bogolyubov S. A. Actual problems of environmental law: monograph / S. A. Bogolyubov. Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. 498 p.