LAW
УДК 339.187.62
Кульчиков Д.Е.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается сущность, правовая природа и проблемы правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга) с учетом ратифицированных международных актов и особенностей национального законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: договор финансовой аренды, договор лизинга, договор купли-продажи, лизингодатель, лизингополучатель, арендодатель, арендатор, собственность, уступка прав, критерий ответственности.
* * *
Kulchikov D.E.
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF FINANCIAL LEASES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article deals with the essence, legal nature and problems of legal regulation of the financial lease agreement (leasing), taking into account the ratified international acts and peculiarities of the national legislation of the Russian Federation.
Keywords: financial lease agreement, leasing agreement, purchase and sale agreement, lessor, lessee, lessor, lessee, property, assignment of rights, liability criterion.
л**
В современной России финансовая аренда занимает одно из важнейших направлений развития экономики. Лизинг является одним из перспективных инструментов долгосрочных инвестиций, так как для целого ряда отраслей экономики именно лизинг выступает базовым средством модернизации и развития бизнеса.
Необходимость совершенствования правового регулирования института финансовой аренды также связана с образованием Евразийского экономического союза (далее - Союз), в состав которого в настоящее время входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. В соответствии с Договором «О Евразийском экономическом союзе» [1] государства-участники могут применять совместные меры по развитию международного
лизинга по экспорту товаров государств-членов на рынки третьих сторон (ст. 41).
Развитию лизинговых отношений в Российской Федерацией способствовала ратификация 8 февраля 1998 г. Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция) [2]. Данным международным актом предусмотрено право замены критериев ответственности лизингодателя, установленных в п. 3 ст. 8 Конвенции на положения своего внутреннего права. Данным правом воспользовалась Российская Федерация, заявив при присоединении к Конвенции о применении норм своего гражданского законодательства.
Анализ правовых норм, регулирующих институт финансовой аренды, позволяет сделать вывод о более строгом подходе национального законодательства об ответственности лизингодателя, связанным с
обеспечением дополнительной защиты интересов отечественных лизингополучателей.
Следует выделить, что положения Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О финансовой аренде (лизинге)» (далее Закон о лизинге) [3] не могут применяться, если они противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 3) (далее ГК РФ) [4]. В свою очередь, положения Конвенции УНИДРУА как международного акта согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [5] превалируют над нормами Гражданского кодекса РФ.
В связи с этим следует согласиться с мнением Е.В. Берегатновой, согласно которому нормы о финансовой аренде, установленные в Законе о лизинге, подлежат применению лишь в части, не регулируемой положениями Гражданского кодекса РФ [6, с. 7].
Несмотря на прямое закрепление положения о юридической силе законодательства в сфере финансовой аренды (лизинга), в настоящее время в России сформировалась противоречивая судебная практика применения положения п. 2 ст. 611 ГК РФ в рамках договора лизинга (последствия не- передачи принадлежностей арендованного имущества и относящихся к нему документов).
Так, Верховный Суд РФ в определении от 17.11.2015 №36-КГ15-19 указал о недопустимости применения п. 2 ст. 611 ГК РФ к договору финансовой аренды (лизинга), а Федеральный Арбитражный Суд Московского округа в постановлении от 18.04.2014 №Ф05-2984/14 по делу №А40-67490/13-114-621 указывает на обоснованность применения данных положений.
По нашему мнению, с учетом юридической силы нормативных актов в сфере финансовой аренды с учетом принципов справедливости и разумности к данным правоотношениям допустимо применение положения, установленного в п. 2 ст. 611 ГК РФ, по причине того, что лизингополучатель не может использовать переданное в лизинг имущество в связи с ненадлежащим исполнением лизингодателем обязательств по
передаче имущества. Данный правовой подход согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [7], согласно которой арендодатель не признается выполнившим обязанность по передаче имущества, если оно передано в состоянии, не соответствующем назначению и если арендодатель передал арендатору имущество без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, в связи с чем арендная плата не взыскивается.
Следует отметить, что формирование судебно-арбитражной практики направлено не только на совершенствование правового регулирования лизинга, но и на исключение понятия «неосновательное обогащение» в процессе лизинговых сделок [8].
Понятие договора финансовой аренды закреплено в п. 1 ст. 665 ГК РФ, согласно которой арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Данное понятие кореллирует с положением о понятии финансового лизинга, закрепленного в п. «б» ч. 1 ст. 1 Конвенция УНИДРУА.
Следует выделить следующие юридические подходы по определению правовой природы договора финансовой аренды (лизинга).
Так, по мнению И.А. Решетник, договор лизинга носит трехсторонний характер, так как система имущественных отношений возникает в связи с приобретением лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного продавца и последующим предоставлением этого имущества во временное владение и пользование за определенную плату [9, с. 7, 9, 21].
Е.В. Кабатова считает, что лизинговая сделка включает в себя два контракта (купли-продажи и передачи имущества во временное пользование), следовательно, рассмотрение какой-либо одной из сторон структуры приводит к разрушению целого [10, с. 31].
Т.А. Коннова полагает, что лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включают в себя весь комплекс взаимоотношений, существующих между его участниками: арендатором, арендодателем и продавцом имущества. Договор лизинга носит двусторонний характер, а лизинг как система отношений между сторонами является трехсторонней сделкой [11, с. 17].
И.М. Абдульмянов договор (финансовой аренды) лизинга относит к отдельному виду договора аренды, обладающий квалифицирующими признаками и представляющий собой совокупность двух самостоятельных договоров - договора лизинга и договора купли-продажи в пользу третьего лица [12, с. 19].
Некоторые авторы предлагают объединить лизинговые отношения в рамках одного договора лизинга (объединив сразу и куплю-продажу, и непосредственно финансовую аренду). Так, А. Чернусь делает следующий вывод: «Убрав искусственное разведение участников договора лизинга на стороны двух отдельных сделок, сведя их в один трехсторонний договор и выделив его в отдельный договорный тип, законодатель получит в перспективе его рациональный вариант. Таким образом, отпадет и необходимость указания лизингополучателем лизингодателю на продавца и имущество, которое следует приобрести, так как эти условия будут опосредованы самим трехсторонним договором. Тем самым договор лизинга приобрел бы характер многостороннего договора» [13, с. 25].
По нашему мнению, Гражданский кодекс РФ и Закон о лизинге содержат много дис-позитивных норм, что предоставляет участникам лизинговой сделки значительную свободу в определении договорных условий, которые регулируют их взаимоотношения. Сделка может быть реализована либо с помощью заключения дополнительных соглашений, либо непосредственно при составлении договора лизинга. Чаще всего при финансовой аренде лизингодатель приобретает объект лизинга у выбранного им
продавца. Как правило, в течение действия договора лизинга риски утраты или повреждения предмета лизинга застрахованы за счет лизингополучателя в согласованной сторонами лизинговой сделки страховой компании. При этом включение в договор финансовой аренды (лизинга) дополнительного условия о возможности перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю позволяет рассматривать такой до говор как смешанный (п. 3 ст. 421 ГК), содержащий в себе элементы договоров финансовой аренды и купли-продажи.
Следовательно, к отношениям сторон по выкупу предмета лизинга применяются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие правоотношения о купле-продаже.
Договор финансовой аренды подлежит применению только в том случае, если его исполнение не ведет к приобретению лизингодателем таких сумм, которые ставили бы его в более благоприятное положение по сравнению с тем, в котором он бы находился при выполнении указанных нормативных положений. В ином случае условия договора войдут в противоречие с положениями ст. 15 ГК о возмещении убытков и ст. 1102 ГК РФ о недопустимости неосновательного обогащения. Следует отметить, что при расторжении договора финансовой аренды по инициативе лизингодателя и изъятия им предмета лизинга обязательство лизингодателя по передаче соответствующего имущества лизингополучателю в собственность прекращается. Следовательно, оснований для удержания лизингодателем той части денежных средств, которые фактически были уплачены лизингополучателем в счет погашения выкупной цены предмета лизинга в составе лизинговых платежей, не имеется.
В связи с этим, полагаем обоснованным Закон о лизинге дополнить положением о том, что при передаче лизингополучателю права собственности на предмет лизинга обремененного правами третьих лиц, лизингодатель обязан возместить выкупную стоимость данного имущества.
Таким образом, в настоящее время сформировались различные правовые подходы понимания сущности и правовой природы договора финансовой аренды (лизинга), основной целью которых является обеспече-
ние экономической безопасности и правовой защиты его участников на основе принципа свободы договора (статья 421 ГК РФ), предполагающего добросовестность действий его сторон, разумность его условий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан 29.05.2014 г. в г. Астане // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org
2. Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, заключена 28.05.1988 в г. Оттаве и ратифицирована Федеральным законом от 08.02.1998 №16-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 787.
3. Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О финансовой аренде (лизинге)» // СЗ РФ. 1998. №44. Ст. 5394; 2017. №43 (часть II). Ст. 6229.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410; 2018. №1 (часть I). Ст. 26.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
6. Берегатнова Е.В. Рынок лизинга в РФ: состояние, перспективы / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Центр развития, 2016.
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011. №17389/10 по делу №А28-732/ 2010-31/18 // Вестник ВАС РФ. 2011. №11.
8. Ширяев А.Ю. Правовое регулирование лизинга в Российской Федерации: новое в теории и судебной практике // Российский судья. 2013. №2. С. 32 - 36.
9. Решетник И.А. Гражданско-правовое регулирование лизинга в Российской Федерации: Автореф. канд. дис. Пермь, 1998.
10. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1998.
11. Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательство. 1998. №9.
12. Абдульмянов И.М. Правовая природа договора лизинга // Право и политика. 2006. №6.
13. Чернусь А. Третий - не лишний // ЭЖ-Юрист. Июль 2004 г. №29.
REFERENCES
1. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze. Podpisan 29.05.2014 g. v g. Astane // Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza http://www.eaeunion.org
2. Konvencii UNIDRUA o mezhdunarodnom finansovom lizinge, zaklyuchena 28.05.1988 v g. Ottave i ratificirovana Federal'nym zakonom ot 08.02.1998 №16-FZ // SZ RF.1998. №7. St. 787.
3. Federal'nyj zakon ot 29.10.1998 № 164-FZ (red. ot 16.10.2017) «O finansovoj arende (lizinge)» // SZ RF. 1998. №44. St. 5394; 2017. №43 (chast' II). St. 6229.
4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 №14-FZ (red. ot 03.08.2018) // SZ RF.1996. №5. St. 410; 2018. №1 (chast' I). St. 26.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, ot 21.07.2014 №11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.
LAW
6. Beregatnova E.V. Rynok lizinga v RF: sostoyanie, perspektivy / Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaya shkola ekonomiki". Centr razvitiya, 2016.
7. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 12.07.2011. №17389/10 po delu №A28-732/2010-31/ 18 // Vestnik VAS RF. 2011. №11.
8. SHiryaev A.YU. Pravovoe regulirovanie lizinga v Rossijskoj Federacii: novoe v teorii i sudebnoj praktike // Rossijskij sud'ya. 2013. №2. S. 32 - 36.
9. Reshetnik I.A. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie lizinga v Rossijskoj Federacii: Avtoref. kand. dis. Perm', 1998.
10. Kabatova E.V. Lizing: рravovoe regulirovanie, praktika. M., 1998.
11. Konnova T.A. Dogovor finansovoj arendy (lizinga) // Zakonodatel'stvo. 1998. №9.
12. Abdul'myanov I.M. Pravovaya priroda dogovora lizinga // Pravo i politika. 2006. №6.
13. CHernus' A. Tretij - ne lishnij // EZH-YUrist. Iyul' 2004 g. №29.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
КУЛЬЧИКОВ Дмитрий Евгеньевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова», г. Орел.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 24.03.2020