Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ '

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская авиация / договор воздушной перевозки / правовое регулирование / воздушная перевозка пассажиров / civil aviation / air transport contract / legal regulation / air transport of passengers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.А. Чайкина, В.В. Сафронов

Рассмотрены основные положения договора воздушной перевозки пассажиров и их багажа. Отражена ответственность перевозчика за несоблюдение требовании договора воздушной перевозки. Представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие договор воздушной перевозки и представляющие гарантии соблюдения прав потребителей (пассажиров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — К.А. Чайкина, В.В. Сафронов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT FOR THE AIR TRANSPORT OF PASSENGERS

This article considers the main provisions of the contract for the air transport of passengers and their luggage. The liability of the carrier for non-compliance with the requirements of the air transport contract is reflected. The main normative and legal acts regulating the contract of air transport and representing guarantees of observance of the rights of consumers (passengers) are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ »

УДК 656.7

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ

К. А. Чайкина Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: chaykina_2000@mail.ru

Рассмотрены основные положения договора воздушной перевозки пассажиров и их багажа. Отражена ответственность перевозчика за несоблюдение требовании договора воздушной перевозки. Представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие договор воздушной перевозки и представляющие гарантии соблюдения прав потребителей (пассажиров).

Ключевые слова: гражданская авиация, договор воздушной перевозки, правовое регулирование, воздушная перевозка пассажиров.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT FOR THE AIR TRANSPORT OF PASSENGERS

K. A. Chaikina Scientific Supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: chaykina_2000@mail.ru

This article considers the main provisions of the contract for the air transport ofpassengers and their luggage. The liability of the carrier for non-compliance with the requirements of the air transport contract is reflected. The main normative and legal acts regulating the contract of air transport and representing guarantees of observance of the rights of consumers (passengers) are presented.

Keywords: civil aviation, air transport contract, legal regulation, air transport of passengers.

В настоящее время, гражданская авиация занимает место ведущего вида транспорта, поддерживая и существенно влияя на экономическое развитие России. Однако, не смотря на широкое распространение авиаперевозок, российская законодательная база не в полной мере регулирует данную сферу, на практике часто возникают проблемы обеспечения правомерного исполнения договора воздушной перевозки пассажиров и защиты его прав, как потребителя.

Основными законодательными актами, которое регулируют перевозки пассажиров и грузов на воздушном транспорте, в настоящее время являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), устанавливающий общие положения о перевозке, а также Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ), который, в свою очередь, регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

В соответствии со ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира, авиакомпания берет на себя обязанности по перевозки пассажира и багажа в указанный в билете пункт назначения [2]. Существенным условием почти для всех клиентов является срок доставки, который определен в правилах, установленных воздушным перевозчиком. В силу ст. 792 ГК РФ «авиакомпания обязана доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок» [1].

Российское законодательство предусматривает в случае нарушения условий договора перевозки ответственность перевозчика через санкции в форме компенсации в счёт возмещения вреда, причинённого при воздушной перевозке жизни и здоровью пассажира воздушного судна, в соответствии со ст. 117 ВК РФ, международными договорами Российской Федерации и главой 59 ГК РФ. Согласно ст.1 дополнительного пункта 1.2 Федерального закона от 4.12.2007 года № 331-ф3, размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей [3].

Помимо вышесказанного п.1 ст.103 ВК РФ предусмотрены условия перевозки багажа [2].

Под багажом понимается дополнительные вещи пассажиров, которые принимаются в установленном порядке и также перевозчиком обязуются к доставке их в определённый пункт назначения в соответствии с багажной квитанцией или другим перевозочным документом.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в обязательном порядке предусматривает норму бесплатного провоза багажа. Так, пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку и провоз багажа, который превысил норму бесплатного провоза багажа.

Данная норма устанавливается самой авиакомпанией в зависимости от места занимаемого багажом и его веса на одного пассажира. При этом норма бесплатного провоза багажа не должна противоречить законодательству, а, следовательно, не может предусматривать менее, чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Если договор воздушной перевозки предусматривает условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажиров, то норма бесплатного провоза багажа может быть не предусмотрена. В таком случае клиент (пассажир) обязуется оплатить как воздушную перевозку, так и провоз имеющегося им багажа.

Стоит заметить, что отличительным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажиров и их багажа является её ограниченный характер.

Примером такой ограниченной ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа, может быть максимальный размер компенсации, которая ограничена стоимостью утраченного или недостающего багажа.

Исходя из ст.119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке компенсация положена в размере объявленной ценности или в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза, если ценность была не объявлена [2]. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза (ст. 120 ВК РФ) в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50 % провозной платы за просрочку доставки пассажира в пункт назначения [2]. Хотя, если рассматривать данные размеры компенсаций и сравнивать в зарубежными суммами, то можно заметить существенные различия. Так российские суммы компенсационных выплат значительно ниже, чем установленные мировые стандарты.

Отдельно стоит выделить тот факт, что существует ст. 122 ВК РФ, которая регулирует почтовые перевозки и устанавливает отдельные специальные правила возмещения вреда, в случае, если повреждённым (испорченным) в доставке грузом являлась почта [2].

В соответствии с дайной статьёй, перевозчик несёт материальную ответственность перед организациями почтовой связи за повреждение (порчу), утрату доставки почты или её доставку не в установленный срок по вине перевозчика в соответствии с действующим законодательством.

В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира при воздушной перевозке ответственность перевозчика определяется в соответствии с действующим законодательством, а именно главой 59 ГК РФ [1].

Для обеспечения гарантий перед пассажирами с 14 июня 2012 года вступил в силу Федеральный закон №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном» [4]. Он регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхового гарантирования исполнения договоров воздушной перевозки пассажира.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что аэропромышленный комплекс - это важнейшая отрасль в деятельности страны. Она существенно влияет на экономический потенциал, а также на общее состояние и развитие государства. Таким образом, эта сфера требует тщательного подхода к пониманию и реализации её деятельности, а, тем самым, её поддержанию, стабильному функционированию и регулированию. Для максимального качественного получения результата от гражданской авиации необходимо сделать непосредственный уклон в формировании правильного и рационального правового обеспечения, которое должно не противоречить правам потребителей, основываясь на обязанностях перевозчиков, а также соответствовать нормам, прописанным в законодательстве.

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации -Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2020);

2. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации -Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2020);

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 04.12.2007 №331-Ф3 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» - Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2020);

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 14.07.2012 №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном»-Текст : электронный // КонсультантПлюс : сайт. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2020).

© Чайкина К. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.