Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ЗА РУБЕЖОМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИТНЕС / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ФИТНЕСА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ / SPORT / FITNESS / SPORTS LAW / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / FITNESS SPECIALIST / FAIR COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

Настоящая статья посвящена исследованию специфики правового регулирования фитнеса за рубежом. Изучен опыт ряда государств, среди которых Австралия, Болгария, Бразилия, Дания, Испания, Португалия, США, Франция и ЮАР. Авторами выявлены ключевые особенности правового обеспечения в данной сфере и сформулированы выводы относительно основных законодательных тенденций в этой области. Рассмотрены такие направления регулирования, как деятельность фитнес-центров и организаций, предоставляющих услуги в сфере фитнеса, а также требования к функциям и квалификации специалистов в сфере фитнеса. Выявлена оптимальная модель правового регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation of activities in the fitness industry abroad

This article is devoted to the study of the specifics of legal regulation of fitness abroad. The experience of a number of states was studied, including legislative measures of Australia, Bulgaria, Brazil, Denmark, Spain, Portugal, USA, France and Republic of South Africa. Some key features of legal regulation in this area were identified by the authors of this article, and conclusions regarding the main legislative trends in this area were formulated. The authors examined such regulatory areas as the activities of fitness centers and organizations providing fitness services, as well as the requirements for the functions and qualifications of fitness specialists. The optimal model of legal regulation in this area is revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ЗА РУБЕЖОМ»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ ЗА РУБЕЖОМ РОГАЧЕВ Денис Игоревич,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: sportslaw@mail.ru;

РЕДЬКИНА Алена Игоревна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры спортивного права

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: juriste.ap@gmail.com

Статья подготовлена в рамках проведения научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по созданию системы правового регулирования фитнес-индустрии в целях развития физической культуры в Российской Федерации».

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию специфики правового регулирования фитнеса за рубежом. Изучен опыт ряда государств, среди которых Австралия, Болгария, Бразилия, Дания, Испания, Португалия, США, Франция и ЮАР. Авторами выявлены ключевые особенности правового обеспечения в данной сфере и сформулированы выводы относительно основных законодательных тенденций в этой области. Рассмотрены такие направления регулирования, как деятельность фитнес-центров и организаций, предоставляющих услуги в сфере фитнеса, а также требования к функциям и квалификации специалистов в сфере фитнеса. Выявлена оптимальная модель правового регулирования в данной области.

Abstract: This article is devoted to the study of the specifics of legal regulation of fitness abroad. The experience of a number of states was studied, including legislative measures of Australia, Bulgaria, Brazil, Denmark, Spain, Portugal, USA, France and Republic of South Africa. Some key features of legal regulation in this area were identified by the authors of this article, and conclusions regarding the main legislative trends in this area were formulated. The authors examined such regulatory areas as the activities of fitness centers and organizations providing fitness services, as well as the requirements for the functions and qualifications of fitness specialists. The optimal model of legal regulation in this area is revealed.

Ключевые слова: спорт, фитнес, спортивное право, физическая культура, физическая подготовка, специалист в сфере фитнеса, обеспечение добросовестной конкуренции.

Keywords: sport, fitness, sports law, physical education, physical training, fitness specialist, fair competition.

Введение

В Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в 2019 году были внесены изменения, направленные на правовое регулирование деятельности в сфере фитнеса и касающиеся функционирования фитнес-центров.

Необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в данной сфере требует научного осмысления проблемы правового обеспечения деятельности в сфере фитнеса, в том числе, с точки зрения сравнительно-правового анализа подходов зарубежных государств в вышеуказанной области.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Феде-рации»1 на настоящий момент не содержит определения понятия «фитнес».

О.В. Сапожникова определяет фитнес как «систему занятий физической культурой, включающую не только поддер-жание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало»2.

С.Ф. Усманова, Н.Р. Утегенова, Н.М. Закирова и Л.И. Се-разетдинова выделяют общий фитнес как оптимальное качество жизни, которое охватывает социальные, умственные, духовные, и физические компоненты, а также физический фитнес, включающий оздоровительный фитнес, направленный на достижение и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболеваний (сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и др.) и спортивно-ориентированный или двигательный фитнес, направлен-

ный на развитие способностей двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне3.

В целом, фитнес можно рассматривать как часть физической культуры. Так, в нормативно-правовых актах зарубежных стран зачастую для обозначения данной сферы деятельности применяется не только термин «фитнес», но и «физическое воспитание» или (реже) «физическая культура».

Особенности зарубежного законодательства в сфере

фитнеса

Зарубежный опыт правового обеспечения фитнес-индуст-рии демонстрирует следующие мировые тенденции в данной области: обеспечение выполнения фитнес-центрами определенных обязанностей при предоставлении соответствующих услуг; определение требований к квалификации и функциям специалистов в сфере фитнеса; обеспечение лицензирования специалистов в области фитнеса.

Законодательство, действующее в данной сфере в разных странах, можно охарактеризовать как достаточно неоднородное (если говорить именно о специализированном регулировании, поскольку в случае его отсутствия на соответствующую деятельность распространяется общий правовой режим). В ряде стран есть специальные положения, касающиеся деятельности фитнес-центров, в то время как законодатели в других государствах пошли по пути признания лишь определенных требований к специалистам в сфере фитнеса.

Например, в Австралии (штат Западная Австралия) действует Положение о добросовестной торговле (Временный кодекс индустрии фитнеса) от 2019 г.4, в цели которого входит обеспечение

1 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Сапожникова О.В. Фитнес: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,

2015. С. 7. <http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/34794/1/978-5-7996-1516-1.pdf>.

Усманова С.Ф., Утегенова Н.Р., Закирова Н.М., Серазетдинова Л.И. Использование современных фитнес-программ на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский федеральный университет, 2015. - 38 с. - С. 5.

4 Fair Trading (Fitness Industry Interim Code) Regulations 2019 of Western Australia // <https://www.legislation.wa.gov.au/legislation/statutes.nsf/law_s51870.html>;

надлежащих стандартов обслуживания в индустрии фитнеса, доверия потребителей к услугам в данной области, а также поддержка и продвижение индустрии фитнеса.

Временным кодексом практики индустрии фитнеса штата Западная Австралия от 2019 г. осуществляется регулирование деятельности в сфере фитнеса по следующим ключевым направлениям: правила оказания услуг в области фитнеса; требования к персоналу фитнес-центров; обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой клиентами; обеспечение корректного ценообразования на фитнес-услуги; предоставление клиентам фитнес-центров корректной информации об их услугах и о деятельности.

В ЮАР действует Регламент Министра по делам спорта и отдыха ЮАР от 2009 г. «Об индустрии фитнеса»1.

В Болгарии, Бразилии, Дании, Бразилии, Испании, Португалии и Франции действуют документы, устанавливающие требования к квалификации и подготовке специалистов в сфере фитнеса. В частности, отметим следующие акты:

- Постановление Министра по делам молодежи и спорта Болгарии № 2 от 27.03.2017 г. «О профессиональных функциях и квалификации спортивно-педагогических кадров»2, определяющее требования к квалификации спортивно-педагогического персонала, под которым понимаются лица, осуществляющие обучение и проводящие тренировки в системе физического воспитания и спорта, а также лица, предоставляющие спортивные услуги;

- Постановление Министра образования и науки Болгарии № 14 от 27 августа 2018 г. «О получении квалификации по профессии "Инструктор по фитнесу"»3, устанавливающее государственный образовательный стандарт для получения квалификации по профессии «Инструктор по фитнесу» в области «Персональные услуги» по профессиональному направлению «Спорт»;

- Закон Бразилии № 9.696 от 1 сентября 1998 г. «О регулировании профессиональной деятельности в сфере физического воспитания и создании соответствующего федерального совета и региональных советов по физическому воспитанию»4;

- Постановление Федерального совета по физическому воспитанию Бразилии № 046/2002 от 18 февраля 2002 г. «О деятельности специалиста по физическому воспитанию и его компетенциях, а также об определении сфер его профессио-

<https://www.legislation.wa.gov.au/legislation/prod/filestore.nsf/FileURL/mrdoc_42181. htm/$FILE/Fair%20Trading%20(Fitness%20Industry%20Interim%20Code)%20Regulati ons%202019%20-%20%5B00-b0-00%5D.html?OpenElement>.

1 Fitness Industry Regulations of Minister for Sport and Recreation of Republic of South Africa, 2009 // <https://www.acts.co.za/national-sport-and-recreation-act-1998/fitness_industry_regulations_2009>;

<https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/fitness-industry.pdf>.

2 Наредба № 2 от 27.03.2017 г. «За професионалната правоспособност и квали-фикацията на спортно-педагогическите кадри» (Издадена от министъра на мла-дежта и спорта) // <https://www.navet.government.bg/bg/media/NAREDBA_2_ot_27032017_Sp-Pedag_Kadri.pdf>.

3 Наредба № 14 от 27 август 2018 г. «За придобиване на квалификация по про-фесията "Инструктор по фитнес"» (Издадена от министъра на образованието и науката на България) // <https://www.lex.bg/bg/laws/ldoc/2137187311>.

4 Lei № 9.696, de 1 de setembro de 1998 «Dispoe sobre a regulamentagao da Profissao de Educagao Física e cria os respectivos Conselho Federal e Conselhos Regionais de Educagao Física» // <https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l9696.htm>.

нальной деятельности» ;

- Приказ Министерства образования Дании № 299 от 23.04.2018 «О подготовке в сфере фитнеса»6;

- Закон автономного сообщества Мадрид (Испания) № 6/2016 от 24 ноября 2016 г. (в ред. от 2019 г.) «Об осуществлении профессий в области спорта» 7);

- Закон Португалии № 39/2012 от 28 августа 2012 г. «Об утверждении правового режима деятельности специалистов за руководство и контроль над спортивными мероприятиями, проводимыми в спортивных объектах, предоставляющих спортивные услуги в области фитнеса, включая спортивные залы, тренажерные залы или оздоровительные клубы, и об отмене Декрет-закона № 271/2009 от 1 октября 2009 г.»8.

Особенности правового обеспечения деятельности фитнес-центров и организаций, предоставляющих услуги в сфере фитнеса

Требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим свою деятельность в индустрии фитнеса, касаются, как правило, найма персонала, непосредственно обеспечивающего физическую подготовку клиентов таких организаций, добросовестной конкуренции, обеспечения безопасности клиентов, противодействия применению допинга, заключения договоров с клиентами и исполнения обязательств, а также аккредитации фитнес-центров.

Одной из сравнительно часто предусматриваемых на законодательном уровне обязанностей фитнес-центров является обязанность по найму квалифицированного персонала. Так, законодательством Португалии (ст. 4 Закона Португалии № 39/2012 от 28 августа 2012 г.), Франции (Статья L212-8 Спортивного кодекса Франции (в ред. от 2019 г.)9) и ЮАР (статья 9 Приложения к Регламенту Министра по делам спорта и отдыха ЮАР от 2009 г. «Об индустрии фитнеса») установлен запрет на наем персонала, не соответствующего определенным требованиям, либо, в зависимости от страны, не числящегося в специальных реестрах.

Также может быть установлен запрет на искажение сведений о квалификации персонала фитнес-центра (как это установлено, например, Временным кодексом практики индустрии фитнеса

5 Resolugao CONFEF № 046/2002 de 18 de Fevereiro de 2002 «Dispoe sobre a Intervencao do Profissional de Educagao Física e respectivas competéncias e define os seus campos de atuagao profissional» // <https://www.confef.org.br/confef/resolucoes/82>.

6 Bekendtg0relse om fitnessuddannelsen № 299 af 23.04.2018 (Undervisningsministeriet) // Lovtidende A. - 25.04.2018. <https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=200298>.

7 Ley № 6/2016, de 24 de noviembre de 2016, por la que se ordena el ejercicio de las profesiones del deporte en la Comunidad de Madrid // Boletín Oficial del Estado. -22.03.2017. - № 69. <https://www.boe.es/buscar/act.php?id=B0E-A-2017-3069&tn=1&p=20190306>.

8 Lei № 39/2012 de 28 de agosto 2012 «Aprova o regime da responsabilidade técnica pela diregao e orientagao das atividades desportivas desenvolvidas nas instalagoes desportivas que prestam servicos desportivos na área da manutengao da condigao física (fitness), designadamente aos ginásios, academias ou clubes de saúde (healthclubs), e revoga o Decreto-Lei № 271/2009, de 1 de outubro» // Diário da República. - 28.08.2012. - № 166/2012. <http://www.idesporto.pt/ficheiros/file/Lei39_28Ago_Ginasios.pdf>; <https://dre.pt/pesquisa/-/search/174777/details/maximized>.

9 Code du sport // <https://www.leg ifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C 7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20190817>.

штата Западная Австралия от 2019 г.).

Отдельное внимание представляется необходимым уделить вопросам обеспечения добросовестной деятельности фитнес-центров (в том числе, в контексте обеспечения добросовестной конкуренции).

Так, в ряде стран запрещены методы продажи услуг или членства в фитнес-клубе с использованием давления на клиента (п. 7 Временного кодекса практики индустрии фитнеса штата Западная Австралия от 2019 г. и п. «а» ст. 10 Закона штата Иллинойс «Об услугах по физической подготовке» 1), а также некорректная реклама фитнес-услуг, вводящая в заблуждение или создающая впечатления о возможности достижения нереалистичных результатов, либо пропагандирующая вредные для здоровья или безопасности потребителей занятия спортом (п. 87 Временного кодекса практики индустрии фитнеса штата Западная Австралия от 2019 г., ч. 1 ст. 25 Закона автономного сообщества Мадрид (Испания) № 6/2016 от 24 ноября 2016 г. (в ред. от 2019 г.) «Об осуществлении профессий в области спорта», п. «а» ст. 10 Закона штата Иллинойс «Об услугах по физической подготовке»).

Меры по аккредитации фитнес-центров не являются популярными в силу ряда причин, в качестве примера приведем лишь Приложение к Регламенту Министра по делам спорта и отдыха ЮАР от 2009 г. «Об индустрии фитнеса», предусматривающее аккредитацию фитнес-центров Советом ЮАР по индустрии фитнеса. Такая аккредитация необходима, в первую очередь, в силу того, что законодательством ЮАР предусмотрено ранжирование фитнес-центров, сходное с классификацией гостиничных услуг.

Также отметим, что в некоторых государствах, в частности, в Дании и Португалии, предусматриваются определенные обязанности организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере фитнеса, по борьбе с допингом (согласно ст. 9 Закона Дании «Об обеспечении целостности спорта»2 и ст. 18 Закона Португалии № 39/2012 от 28 августа 2012 г.).

Особенности реализации профессиональной деятельности в области фитнеса

Требования к специалистам в сфере фитнеса закрепляются, как правило, в специализированных нормативно-правовых актах, либо в образовательных или профессиональных стандартах.

Законодательство ряда стран (например, Болгарии) предусматривает отдельные специальности в сфере фитнеса, устанавливая функции и требования к специалистам исключительно в данной сфере. Другой подход предполагает установление требований к специалистам в более широких сферах, таких как физическая культура и спорт, которые, в силу наличия более широких знаний и умений имеют право осуществлять профессиональную деятельность и

в сфере фитнеса тоже (в частности, во Франции, предусматриваются лишь общие положения, регламентирующие деятельность лиц, обучающих, контролирующих или руководящих спортивной или физкультурной деятельностью либо проводящих тренировки для клиентов; при этом такую деятельность вправе осуществлять лица, обладающие различными квалификациями, согласно ст. 1.212-1 и Приложению 11-1 к Регламентарной части Спортивного кодекса Франции3).

Отметим, что в целом требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере фитнеса, являются менее строгими и детализированными по сравнению с иными областями физической культуры и спорта. Специалист в сфере фит-неса, как правило, должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками в таких сферах, как спорт, анатомия и физиология человека, диетология, право, экономика и маркетинг, а также обладать навыками оказания первой помощи.

Ели говорить о требованиях к квалификации и образованию лиц, занимающихся фитнес-подготовкой, то, как правило, они должны иметь определенное профессиональное или высшее образование.

Например, согласно ст. 4 Постановления Министра по делам молодежи и спорта Болгарии № 2 от 27.03.2017 г. «О профессиональных функциях и квалификации спортивно-педагогических кадров», минимальные требования, которым должно соответствовать лицо, претендующее на должность инструктора, включают в себя наличие законченного среднего образования и профессиональной квалификации по профессии «помощник инструктора» или «инструктор» по соответствующему виду спорта. Ключевые положения, касающиеся компетенций инструктора по фитнесу, содержатся в Постановлении Министра образования и науки Болгарии № 14 от 27 августа 2018 г. «О получении квалификации по профессии "Инструктор по фитнесу"».

В Испании тренер по физической подготовке должен, для того, чтобы занимать соответствующие должности, обладать степенью бакалавра в области физической культуры и спорта или аналогичной (согласно ст. 16 Закона автономного сообщества Мадрид № 6/2016 от 24 ноября 2016 г. (в ред. от 2019 г.) «Об осуществлении профессий в области спорта»).

Законодательство Португалии предусматривает, что для того, чтобы заниматься профессиональной деятельностью в сфере фитнеса, лицу, в зависимости от должности, необходимо иметь высшее образование в сфере спорта или физической культуры определенной ступени, а также соответствующие профессиональные квалификации, предусмотренные законодательством (ст. 9-10 Закона Португалии № 39/2012 от 28 августа 2012 г.).

В ряде стран предусмотрена необходимость лицензирования специалистов в сфере фитнеса уполномоченными органами публичной власти и организациями.

Illinois Compiled Statutes (Physical Fitness Services Act) // <http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs.asp>;

<http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs3.asp?ActID=2376&ChapterID=67>.

2 Bekendtg0relse af lov om fremme af integritet i idretten № 1168 af 07/10/2015 //

<https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=174633>.

3 Code du sport //

<https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C 7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20190817>.

В частности, в Бразилии специалист по физическому воспитанию, с учетом характера и особенностей своей профессиональной деятельности, должен быть зарегистрирован надлежащим образом в Системе Федерального совета по физическому воспитанию (или региональных советов по физическому воспитанию) Бразилии и иметь профессиональное удостоверение (в соответствии с Постановлением Федерального совета по физическому воспитанию Бразилии № 046/2002 от 18 февраля 2002 г. «О деятельности специалиста по физическому воспитанию и его компетенциях, а также об определении сфер его профессиональной деятельности»).

В США в Федеральном округе Колумбия лицо, которое практикует деятельность персонального тренера по фитнесу или планирует заниматься такой деятельностью в округе Колумбия, должно зарегистрироваться у мэра округа Колумбия. Мэр отдельно определяет порядок такой регистрации, сроки и размеры регистрационного сбора (параграф § 3-1209.08 Титула 3 «Советы и комиссии округа Колумбия» Свода законов Федерального округа Колумбия).).

Спортивный кодекс Франции (в ред. от 2019 г.) предусматривает обязанность лиц, осуществляющих за вознаграждение деятельность, связанную с обучением, контролем или руководством спортивной или физкультурной деятельностью либо тренирующих клиентов, сообщать о своей деятельности в уполномоченный орган публичной власти (статья L212-11).

За несообщение о своей возмездной деятельности в качестве специалиста в области физкультурной или спортивной деятельности предусмотрено лишение свободы на один год и наложение денежного штрафа в размере 15000 евро (статья L212-12 Спортивного кодекса Франции (в ред. от 2019 г.) 1).

В ЮАР сведения о специалистах по фитнесу вносятся в специальный реестр (ст. 2 Приложения к Регламенту Министра по делам спорта и отдыха ЮАР от 2009 г. «Об индустрии фитнеса»).

Если говорить в целом о функциях специалистов в сфере фитнеса и требованиях к ним при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, то в целом, основываясь на опыте Болгарии2 и Бразилии3, можно выделить следующие:

- оказание услуг, способствующих поддержанию или улучшению состояния здоровья и направленных на обеспечение развития и (или) восстановления надлежащих уровней производительности и физического состояния клиентов, благополучия и качества их жизни, эстетики движений, а также на профилактику заболеваний, несчастных случаев и компенсацию функциональных нарушений;

- разработка и участие в процедурах утверждения учеб-

Code du sport //

<https://www.leg ifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C 7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20190817>.

2 Согласно Постановлению Министра образования и науки Болгарии № 14 от 27 августа 2018 года «О получении квалификации по профессии "Инструктор по фитнесу"».

3 Согласно Постановлению Федерального совета по физическому воспитанию Бразилии № 046/2002 от 18 февраля 2002 года «О деятельности специалиста по физическому воспитанию и его компетенциях, а также об определении сфер его профессиональной деятельности».

ных планов, учебно-тренировочных или тренировочных программ;

- оказание услуг, способствующих достижению и обеспечению независимости индивидов, их социальной интеграции;

- изучение актуальных теоретических и методико-практических новелл в сфере фитнеса;

- знание технических характеристик и параметров инвентаря тренажерного зала, участие в обеспечении соответствия тренажерного зала стандартам и правилам безопасности, а также проверка состояния инвентаря перед каждой тренировкой;

- соблюдение принципов ответственности, безопасности, качества и этики;

- умение работать с лицами разных возрастных категорий и с различными физическими особенностями и потребностями;

- умение взаимодействовать с другими специалистами, такими как врачи;

- дисциплинированность, наблюдательность, выносливость при длительных физических нагрузках, лояльность и ответственность, а также хорошая собственная спортивная форма для того, чтобы мотивировать своих клиентов.

Заключение

Правовое обеспечение деятельности в сфере фитнеса характеризуется комплексностью и неоднородностью, поскольку на такую деятельность распространяются как нормы законодательства о физической культуре и спорте, так и законодательство о защите конкуренции (при этом не только не предусматривающее исключения для нее, но и содержащее зачастую дополнительные требования), а также законодательство о защите прав потребителей.

С одной стороны, данная деятельность является предпринимательской со всеми правовыми последствиями.

С другой стороны, фитнес можно рассматривать как часть физической культуры, что делает его особой сферой, на которую распространяются публичные интересы, в силу его способности содействовать достижению определенных целей государства, связанных с реализацией общей политики в области физической культуры и спорта: содействие здоровому образу жизни населения, снижение уровня определенных заболеваний, популяризация физической культуры и спорта, содействие социальной интеграции и т.д.

С учетом этого адекватным представляется распространение на деятельность фитнес-центров и специалистов в сфере фитнеса общих положений о противодействии применению допинга хотя бы в виде установления обязанности доносить до клиентов информацию о его недопустимости в спорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве некоторых ключевых целей специализированного правового обеспечения деятельности в области фитнеса отметим следующие:

- популяризация здорового образа жизни среди населения, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом;

- обеспечение безопасности посетителей фитнес-цент-

тров;

- обеспечение надлежащего качества соответствующих

услуг;

- обеспечение добросовестной конкуренции в сфере предоставления фитнес-услуг;

- обеспечение надлежащей подготовки специалистов в области фитнеса;

- реализация государственного контроля за оказанием услуг в сфере фитнеса.

Анализ законодательства зарубежных государств в области фитнеса позволил выделить следующие модели правового обеспечения данной деятельности:

- модель, предусматривающая общее правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, о защите прав потребителей и добросовестной конкуренции, без выделения фитнеса в отдельную сферу (к странам, в которых реализована такая модель, можно отнести Францию, Испанию, Бразилию);

- модель, предусматривающая акцент на деятельности организаций, предоставляющих услуги в сфере фитнеса (в таком случае ключевые обязанности по обеспечению взаимодействия с клиентами квалифицированного персонала ложатся на фитнес-центры; к странам, в которых реализован такой подход, можно отнести Австралию);

- модель, предусматривающая акцент на деятельности специалистов в области фитнеса, в том числе ведении реестров таких специалистов (Болгария, Дания, Португалия, ЮАР);

- смешанная модель (например, США).

Среди представляющих научный и практический интерес подходов к правовому регулированию фитнес-индустрии по рассмотренным в настоящей статье направления отметим следующие:

- введение дополнительных норм, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции (в частности, касающихся предоставления клиентам корректной и правдивой информации относительно возможных результатов их занятия фитнесом), как это реализовано в Австралии, США;

- введение образовательных стандартов по подготовке специалистов в сфере фитнеса (Болгария, Дания);

- нормы, касающиеся порядка надлежащего предоставления фитнес-услуг (Австралия, США, ЮАР);

- положения, касающиеся аккредитации фитнес-центров

(ЮАР).

Наиболее оптимальной среди рассмотренных моделей представляется гибридная модель, предусматривающая как обязанности организаций, предоставляющих услуги в сфере фитнеса, так и введение определенных стандартов для специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в данной области.

Библиография:

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12.

15.

16.

17.

18. 19.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». Сапожникова О.В. Фитнес: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 144 с. - С. 7. <http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34794/1/978-5-7996-1516-1.pdf>.

Усманова С.Ф., Утегенова Н.Р., Закирова Н.М., Серазетдинова Л.И. Использование современных фитнес-программ на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский федеральный университет, 2015. - 38 с. - С. 5.

Fair Trading (Fitness Industry Interim Code) Regulations 2019 of Western Australia // <https://www.legislation.wa.gov.au/legislation/statutes.nsf/law_s51870.html>; <https://www.legislation.wa.gov.au/legislation/prod/filestore.nsf/FileURL/mrdoc_42181.htm/$FILE/Fair%20Trading%20(Fitness%20Industry%20Interim%20Code)%20R egulations%202019%20-%20%5B00-b0-00%5D.html?OpenElement>.

Fitness Industry Regulations of Minister for Sport and Recreation of Republic of South Africa, 2009 // <https://www.acts.co.za/national-sport-and-recreation-act-1998/fitness_industry_regulations_2009>; <https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/fitness-industry.pdf>.

Наредба № 2 от 27.03.2017 г. «За професионалната правоспособност и квалификацията на спортно-педагогическите кадри» (Издадена от министъра на младежта и спорта) // <https://www.navet.government.bg/bg/media/NAREDBA_2_ot_27032017_Sp-Pedag_Kadri.pdf>.

Наредба № 14 от 27 август 2018 г. «За придобиване на квалификация по професията "Инструктор по фитнес"» (Издадена от министъра на образованието и науката на България) // <https://www.lex.bg/bg/laws/ldoc/2137187311 >.

Lei № 9.696, de 1 de setembro de 1998 «Dispöe sobre a regulamentagäo da Profissäo de Educagäo Física e cria os respectivos Conselho Federal e Conselhos Regionais de Educagäo Física» // <https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/l9696.htm>.

Resolugäo CONFEF № 046/2002 de 18 de Fevereiro de 2002 «Dispöe sobre a Intervengäo do Profissional de Educagäo Física e respectivas competéncias e define os seus campos de atuagäo profissional» // <https://www.confef.org.br/confef/resolucoes/82>.

Bekendtg0relse om fitnessuddannelsen № 299 af 23.04.2018 (Undervisningsministeriet) // Lovtidende A. - 25.04.2018. <https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=200298>.

Ley № 6/2016, de 24 de noviembre de 2016, por la que se ordena el ejercicio de las profesiones del deporte en la Comunidad de Madrid // Boletín Oficial del Estado. -22.03.2017. - № 69. <https://www.boe.es/buscar/act.php?id=B0E-A-2017-3069&tn=1&p=20190306>.

Lei № 39/2012 de 28 de agosto 2012 «Aprova o regime da responsabilidade técnica pela diregäo e orientagäo das atividades desportivas desenvolvidas nas instalagöes desportivas que prestam servigos desportivos na área da manutengäo da condigäo física (fitness), designadamente aos ginásios, academias ou clubes de saúde (healthclubs), e revoga o Decreto-Lei № 271/2009, de 1 de outubro» // Diário da República. - 28.08.2012. - № 166/2012. <http://www.idesporto.pt/ficheiros/file/Lei39_28Ago_Ginasios.pdf>; <https://dre.pt/pesquisa/-/search/174777/details/maximized>.

Code du sport //

<https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=2019 0817>.

Illinois Compiled Statutes (Physical Fitness Services Act) // <http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs.asp>;

<http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs3.asp?ActID=2376&ChapterID=67>.

Bekendtg0relse af lov om fremme af integritet i ¡dritten № 1168 af 07/10/2015 // <https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710. aspx?id=174633>. Code du sport

//<https://www.leg ifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20190817>. Code du sport

//<https://www.leg ifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=2CA607BD42744167F2C44C7AA73628B8.tplgfr29s_2?cidTexte=LEGITEXT000006071318&dateTexte=20190817>. Согласно Постановлению Министра образования и науки Болгарии № 14 от 27 августа 2018 года «О получении квалификации по профессии "Инструктор по фитнесу"».

Согласно Постановлению Федерального совета по физическому воспитанию Бразилии № 046/2002 от 18 февраля 2002 года «О деятельности специалиста по физическому воспитанию и его компетенциях, а также об определении сфер его профессиональной деятельности».

13

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.