Демидов А. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Демидов А. Ю., кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В статье рассматривается деятельность органов ФСБ России одновременно представляющая собой: объект правового регулирования; вид государственной деятельности; государственно-правовой институт. Органы ФСБ, являясь одним из элементов государственного механизма России в целом и ее разведывательного сообщества в частности, осуществляют государственно-властную деятельность, которая может быть качественной и эффективной только в случае строго регламентирования правом при безусловном соблюдении требования верховенства закона. На основе анализа действующего законодательства и с учетом внешних и внутренних реальных и потенциальных угроз безопасности государства, высказаны предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности органов ФСБ России.
Ключевые слова: обеспечение безопасности
государства, вид государственной деятельности, органы безопасности как государственно-правовой институт, внешняя и внутренняя безопасность государства, нормативное правовое регулирование.
SPECIFICS OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE FEDERAL SECURITY SERVICE IN MODERN CONDITIONS
Demidov A. Yu., Candidate of sciences (law), associate professor
Annotation: The article examines the activities of the bodies of the Federal Security Service of Russia, which simultaneously represents: an object of legal regulation; type of state activity; public-law institution. The bodies the FSS that are simultaneously one of the elements of the state mechanism of Russia in general and the part of its intelligence community in particular, carry out public-imperious activities, which may be of high quality and effective only if it is strictly regulating by law at absolute compliance the requirements of supremacy of law. On the basis of analysis of existing legislation and taking into account external and internal real and potential threats to the security of the state, the author makes suggestions for improving the legal regulation of the activities of the bodies the FSS of Russia.
Keywords: providing of state security, type of state activities, security bodies as state-law institution, external and internal security of the state, normative legal regulation.
Органы безопасности любого государства в своем развитии прошли достаточно большой и сложный путь. Становление и развитие данного вида государственных органов, их место и роль в механизме государства определялись общими закономерностями развития государств, конкретной политической и социальноэкономической обстановкой, объективными потребностями защиты интересов государства от
разведывательной и иной подрывной деятельности специальных служб и организаций других государств, направленной на нанесение ущерба безопасности государства. Изменения, которые претерпевали органы безопасности в процессе своего развития, весьма многообразны. Они затрагивали не только изменение названий данных органов, функционирующих в той или иной стране, но и то, что является значительно более существенным:
- принципы их организации и деятельности;
- организационную структуру;
- решаемые задачи;
- функции (направления деятельности);
- полномочия;
- формы взаимодействия друг с другом и с иными государственными органами.
До начала XVIII века в истории России, как и в истории других государств, характерным является отсутствие специальных государственных органов,
осуществляющих деятельность по добыванию необходимой разведывательной информации, выявлению, предупреждению и пресечению подрывной деятельности других государств. Обеспечение безопасности государства в этот период времени представляло собой часть деятельности военных, дипломатических и полицейских органов государства, осуществлявших ее наряду с другими административными, полицейскими и судебными функциями.
На рубеже XVII-XVI11 веков происходит становление обеспечения безопасности государства как самостоятельного вида государственной деятельности, являющейся разновидностью принудительной деятельности государства и представляющей собой совокупность однородных и постоянно выполняемых действий государственных органов по обеспечению безопасности существующего общественнополитического строя от разведывательной и иной подрывной деятельности других государств, а затем создаются и специальные органы обеспечения безопасности государства.
Государственное принуждение сводится, в конечном счете, к психологическому или физическому воздействию органов государства на социальные группы, организации или отдельных лиц с целью побудить их, а в необходимых случаях заставить совершить определенные действия или воздержаться от них. Государственное принуждение направлено на пресечение неповиновения (или угрозы неповиновения) государственным велениям. Эта деятельность является не только правовой, но и политической, так как защищает, прежде всего, политические интересы и осуществляется политическими средствами -
средствами принуждения во всех сферах общественной жизни.
Поскольку государство, являясь особой политической организацией общества, представляет собой инструмент политического властвования - принуждение присуще всей его деятельности. Непосредственное же осуществление государственного принуждения
возлагается на специально предназначенные для этого государственные органы (или подразделения государственных органов) - органы охраны
общественного порядка, вооруженные силы и органы безопасности. Данные государственные органы (органы
15
Бизнес в законе
1 ’2014
непосредственного принуждения) занимают
подчиненное положение в государственном механизме, являясь лишь средством проведения государственной политики, и осуществляют в рамках своей компетенции возложенные на них функции при посягательстве или угрозе посягательства на права и свободы человека и гражданина, политическую и социальную стабильность в обществе, существующий конституционный строй, военную безопасность страны, ее независимость и территориальную целостность.
Таким образом, деятельность органов
непосредственного принуждения представляет собой особый вид политической деятельности, характеризующийся применением или возможностью применения средств насилия в рамках своих функциональных обязанностей.
Эта деятельность играет важную роль в осуществлении государственной власти. Прежде всего, необходимо учитывать, что сам факт существования такого аппарата принуждения оказывает соответствующее психологическое воздействие на те социальные группы, организации и отдельных лиц, деятельность которых представляет угрозу интересам государства. Внутри страны это, прежде всего, органы внутренних дел (органы полиции или милиции). Воздействие на внешних противников оказывают преимущественно вооруженные силы. И, наконец, в определенных ситуациях для решения как внешних, так и внутренних задач применяются специальные государственные органы - органы безопасности, главным назначением которых является обеспечение внешней и внутренней безопасности государства посредством постоянного преимущественно
конспиративного, скрытого воздействия на противников существующего конституционного строя государства.
В настоящее время обеспечение безопасности государства, как особый вид государственной деятельности, представляет собой сложное общественно-политическое явление, органично связанное с сущностью государства, детерминирующей существование данного явления, и которое, таким образом, представляет собой внешнее выражение сущности защищаемого государства. Это явление воспринимается и на чувственном уровне, и на интеллектуальном, отражающих не только его внешние, но и внутренние признаки: организацию, структуру, содержание, сущность, качество и др. Отдельные из этих признаков представляют собой содержательную характеристику обеспечения безопасности государства, а другие - главные, наиболее значимые признаки, обуславливают его сущностную характеристику. Анализ признаков, характеризующих сущностную
характеристику обеспечения безопасности государства, обуславливает объективную необходимость рассматривать это явление в качестве системы. К числу основных признаков, характеризующих сущностную характеристику обеспечения безопасности государства, как систему, представляется необходимым отнести следующие:
- закономерные связи между элементами системы обеспечения безопасности государства, детерминирующие ее целостность;
- связи между элементами системы обеспечения безопасности государства являются более прочными, нежели с элементами других систем;
- закономерность и прочность связей между элементами
системы обеспечения безопасности государства
обуславливает интегральные свойства данной системы, не сводимые к сумме свойств, образующих ее элементов;
- целостность и интегративность системы обеспечения безопасности государства обуславливают ее возможность и способность к самоорганизации и саморегуляции в целях достижения конкретного результата.
Таким образом, обеспечение безопасности государства представляет собой целостное образование, обладающее интегральными свойствами, способное к самоорганизации и саморегуляции в целях достижения определенного результата, и состоящее из упорядоченного множества элементов (комплекса), находящихся в закономерной взаимосвязи, зависимости и взаимодействии друг с другом.
С этой точки зрения обеспечение безопасности государства, как особое общественно-политическое явление и специфический вид государственной деятельности, одновременно выступает как особый государственно-правовой институт, который может и должен рассматриваться:
1. Как система официально признанных научных взглядов на обеспечение безопасности государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности государства.
В России концептуальный уровень системы обеспечения безопасности государства представлен Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1], Военной доктриной [2], Национальной стратегией противодействия коррупции [3], Доктриной информационной безопасности [4] и рядом других документов, отражающих новые подходы к обеспечению безопасности государства, сложившиеся в России в начале XXI века.
2. Как система взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих государственных органов, решающих определенные задачи в сфере обеспечения безопасности государства.
В России к числу данных государственных органов относятся: Федеральная служба безопасности
Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации [5];
Органы федеральной службы безопасности представляют собой часть государственного механизма и часть разведывательного сообщества, осуществляющего определенную государственновластную деятельность в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, наделенную для этого необходимой компетенцией, то есть соответствующим кругом ведения и полномочий, установленных законами или иными нормативными правовыми актами.
Органы федеральной службы безопасности имеют достаточно сложное структурное строение, каждая составная часть которого строго специализирована, что также требует соответствующего нормативного правового закрепления.
В частности, в органах федеральной службы безопасности отсутствует единый орган контрразведки, так как контрразведывательную деятельность, в зависимости от линии и направления, осуществляют различные оперативные подразделения, которые создаются:
- в федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства;
16
Демидов А. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
- в управлениях (отделах) по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
- в управлениях (отделах) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- в управлениях (отделах, отрядах) по пограничной службе (пограничные органы), а также в некоторых иных подразделениях (других органах безопасности) [6].
3. Как особый вид политической принудительной государственной деятельности.
Как специфический вид государственной деятельности, обеспечение безопасности государства представляет собой деятельность, осуществляемую в целях выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, стремящихся нанести ущерб безопасности государства, добывания необходимой руководству государства
разведывательной информации и осуществление целесообразного с точки зрения интересов государства тайного влияния на руководство и общественное мнение других стран.
4. Как система взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодействующих и внутренне согласованных юридических норм, закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах государства, а также в международных договорах и соглашениях, направленных на регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности государства (юридический (нормативный) аспект).
Органы федеральной службы безопасности со всех точек зрения - концептуальной, институциональной, функциональной и юридической нуждаются в нормативном правовом регулировании, а соответственно являются объектом такого
регулирования. Это связано, прежде всего, с тем, что общественные отношения в сфере обеспечения безопасности государства существенно затрагивают его интересы, оказывают непосредственное влияние на его качественное состояние и функционирование.
Создание и функционирование органов федеральной службы безопасности неразрывно связано со всем процессом общественного развития страны.
Организация, структура и компетенция данных государственных органов не только находится под прямым или косвенным воздействием самых различных явлений и процессов, происходящих в обществе, но и формируется вместе с новой политической системой и государственностью. Особенно ярко это проявляется в настоящее время в Российской Федерации,
осуществляющей курс коренных реформ в обществе, в условиях острого противоборства различных
политических сил, конфликтов на межнациональной почве, сложностях в отношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Все это обуславливает наличие ряда факторов, оказывающих влияние как на организацию и структуру органов федеральной службы безопасности, так и нормативное правовое
регулирование их деятельности.
Обеспечение безопасности Российской Федерации, постепенно модифицируясь в конце XIX - начале XX века, приобрело к настоящему времени новое качество, связанное с фундаментальными изменениями геополитической структуры современного мира,
достаточно отчетливым оформлением тенденций развития обстановки на мировой арене и появления многих новых вызовов и проблем.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что Россия в основном преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила разрушение и дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по отстаиванию национальных интересов в качестве одного из ключевых субъектов международных отношений.
Однако необходимо признать, что в настоящее время в условиях глобализации существующих процессов мирового развития, новых международных политических и экономических отношений формируются и новые угрозы для безопасности государства от адекватных ответов на которые зависят и перспективы дальнейшей жизнедеятельности нашей страны не только как державы, стремящейся сохранить статус великой, но и как единого суверенного государства в его нынешних территориальных пределах.
В этих сложных условиях представляется объективно необходимым:
- оперативное выявление реальных и потенциальных угроз интересам Российского государства;
- своевременное прогнозирование и упреждающее
воздействие по предупреждению, локализации и нейтрализации этих угроз посредством принятия необходимых политических, экономических, информационных
(пропагандистских) и иных мер, в том числе и юридических;
- непосредственное противодействие данным угрозам посредством принятия соответствующих агентурнооперативных, оперативно-розыскных и других мер воздействия на явные и скрытые угрозы, представляющие опасность для жизненно важных интересов России.
При совершенствовании нормативного правового регулирования организации и деятельности органов федеральной службы безопасности методологически важным представляется учет того обстоятельства, что их функционирование осуществляется не только в условиях глобализации, но и под воздействием противоположных процессов. Если глобализация представляет собой некий собирательный образ, характеризующийся системностью (охватывает различные сферы общественной жизни - политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную), динамизмом (представляет собой не статику, а процесс) и комплексность (совокупность множественных процессов, протекающих в различных сферах общественной жизни), то антиглобализм связан с убеждениями, что процессы глобализации для многих государств могут иметь и негативные последствия. Если для богатых государств глобализация заключается, помимо прочего, в открытии для них рынков других стран, то остальные государства мира, по сути, кормят эти государства, подавляя собственное производство и таким образом ставят под угрозу свою безопасность [7].
Несмотря на то, что процесс глобализации общественной жизни является естественным и объективным, объединить усилия различных государств для решения их общих проблем достаточно сложно
17
Бизнес в законе
1 ’2014
ввиду их различных взглядов на данную проблему, противоположные оценки сложившейся или складывающейся ситуации, различные интересы. Еще в 2001 году представители США утверждали, что в мире у США нет соперников по всем параметрам власти -военному, экономическому, финансовому, культурному и таковых не видно даже на горизонте и формулировали вывод, что глобализация приведет к созданию нового миропорядка, в котором именно американская модель и американские ценности будут выступать в качестве образцов [8], а в сентябре 2о1з года на заседании Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) об исключительной роли США в мире заявил и Президент США Б. Абама [9].
Современная практика межгосударственных взаимоотношений показывает, что ряд западных государств, прежде всего США и их союзники, в ущерб геополитическим интересам России, пытаются решать международные проблемы силовым способом, реализовать свое превосходство путем вмешательства во внутренние дела других государств. Примеры вмешательства западных держав в дела других суверенных государств подтверждают события в Югославии в 1999 году, Ирака в 2003 году, Ливии в мае 2013 года, Сирии в августе 2013 года, Мали в сентябре
2013 г. и др.
При совершенствовании нормативного правового регулирования организации и деятельности органов федеральной службы безопасности в современных условиях также методологически важным представляется учет того, что на данный объект правового регулирования воздействуют не только существующие в мире вышеназванные противоположные тенденции, но и то, что «благодаря» глобальным средствам массовой информации, которые также монополизированы в основном высокоразвитыми странами, создается их очередной теоретикопропагандистский позитивный образ, отвечающий интересам этих стран, и наоборот, негативный пропагандистский образ России.
Государства, не входящие в западную коалицию, позиционируются не как особые институты, политические организации общества, наделенные суверенитетом и обладающие государственно-властными полномочиями, а как простая совокупность обладающих властью лиц и учреждений, осуществляющих временное управление обществом, часто не способными решать политические, экономические, финансовые и иные проблемы. В рамках подобного информационного противоборства выдвигаются идеи о необходимости отказа от концепции народа как особой социальной общности, размываются социальные основы национального государства, создаются сложности в процессе выработки и принятия важных политических, социально-экономических и иных государственных решений, обосновывается возможность вмешательства во внутренние дела других государств [10]. В целях реализации своих интересов в сШа был принят ряд нормативных правовых актов, представляющих собой непосредственное
вмешательство во внутренние дела других государств. В частности, к таким актам относятся: Закон сШа «О развитии демократии в России» 2002 года [11], «О демократии и правах человека в Беларуси» 2011 года [12], Резолюция Сената США по ситуации на Украине
2014 года [13] и др.
Таким образом, можно констатировать, что в современном мире под грузом непосредственных угроз оказываются многие государства вследствие противоречивого воздействия информации и средств ее распространяющих. Информационная безопасность государства становится не менее актуальной, чем другие виды его безопасности (политическая, социально-экономическая и др.).
Анализ основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности позволяет сделать вывод, что их основной задачей является участие в реализации внешних функций Российского государства - защита государства от подрывной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств. Вместе с тем, на обеспечение безопасности Российского государства непосредственное влияние оказывают и внутренние негативные факторы:
- противоправная деятельность незаконных вооруженных формирований, преступных организаций, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
- насильственный захват или насильственное удержание власти;
- противоправная деятельность экстремистских
националистических, религиозных, сепаратистских,
террористических движений, организаций, структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
- дестабилизация внутриполитической обстановки в стране;
- организованная преступность, террористическая, диверсионная, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих внутренней безопасности Российской Федерации.
Борьба с преступностью и террористической деятельностью, как одним из проявлений ее проявлений, определена в качестве второго, после противодействия иностранным спецслужбам и организациям, основного направления деятельности данных государственных органов. И это не случайно, так как преступность, стремясь к внедрению во властные структуры государственного механизма, монополизируя и коррумпируя отдельные сектора экономики самым непосредственным образом оказывает влияние на стабильность общественнополитической и духовно-нравственной обстановки в обществе, на социально-экономическую ситуацию.
Таким образом, организация и деятельность органов федеральной службы безопасности является исключительно важным объектом нормативного правового регулирования, так как правовые отношения, возникающие в процессе данного регулирования (организационные, управленческие, имущественные, правоохранительные и др.) являются объективно необходимыми и закономерными для защиты от посягательств или угроз посягательств на политическую и социальную стабильность российского общества, существующий конституционный строй государства, его безопасность, независимость и территориальную целостность, гарантируемые и защищаемые им права и свободы человека и гражданина.
Список литературы:
1. См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая
2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 г.». СЗ РФ от 18 мая 2009 г.
№20. Ст.2444.
18
Демидов А. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2. См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации». СЗ РФ от 15 февраля 2010 г. №7. Ст.724.
3. См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2013 гг.». СЗ РФ от 15 апреля 2010 г. №16. Ст.1875.
4. См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Парламентская газета от 30 сентября 2000 г. №187.
5. Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также органы судебной власти и прокуратура относятся к органам, основной задачей которых является обеспечение безопасности общества и личности.
6. См.: Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. №40-Фз. СЗ РФ от 10 апреля 1995 г. №15. Ст.1269.
7. См.: Айбазов Р.У. Глобализация и эволюция глобализма. Методология, теория, практика. М., 2005; Ильин М.В. Глобализация политики и эволюция политических систем // Глобальные социальные и политические перемены в мире; Лукащук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000 и др.
8. См.: Независимая газета. 2001.21 марта.
10. См.: Мальковская И.А. Проблемы размывания
государственности в условиях глобализации // Философия хозяйства. 2000. №5. С.231-238.
11. Закон США «О развитии демократии в России» от 15 октября 2002 г. (22 U.S.C. §229 (2002). Российская газета от 31 июля 2003 г.
12. Закон США «О демократии и правах человека в Беларуси» от 21.12.2011 г. // http: www. podrobnosti / 2001 /
13. Резолюция Сената США по ситуации на Украине от 9 января 2014 г.
// www.kasparov.ru.
Reference list:
1. Decree of the President of the Russian Federation № 537, May 12, 2009. «About the National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020». Collection of Laws of the Russian Federation, May 18, 2009, №20. Sec.2444.
2. Decree of the President of the Russian Federation № 146, Feb. 5, 2010. «On the Military Doctrine of the Russian Federation». Collection of Laws of the Russian Federation, Feb. 15, 2010, №7. Sec.724.
3. Decree of the President of the Russian Federation № 460, Apr. 13, 2010. «On the National Anti-Corruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan for 2010-2013». Collection of Laws of the Russian Federation, Apr. 15, 2010, №16. Sec.1875.
4. Decree of the President of the Russian Federation № 1895, Sept. 9, 2000. «Information Security Doctrine of the Russian Federation». Parliamentary newspaper, Sept. 30, 2000, №187.
5. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Federal Service of the Russian Federation for the control of narcotic drugs and psychotropic substances, as well as the bodies of the judicial power and prosecutor's office belong to the authorities, whose main task is to ensure the safety of society and the individual.
6. Federal Law «On the Federal Security Service», Apr. 3, 1995. №40-FL. Collection of Laws of the Russian Federation, Apr. 10, 1995, №15. Sec.1269.
7. Aibazov R.U. Globalization and the evolution of globalism. Methodology, theory, practice. М., 2005; Yljin M.V. Globalization of policies and evolution of political systems // Global social and political changes in the world; Lukatchuk Y.Y. Globalization, state, law, XXI century. М., 2000 etc.
8. Nezavisimaya Gazeta, Mar.21,2001.
9. Malkovskaja Y.A. Problems of statehood erosion in the context of globalization // Philosophy of Economy. 2000. №5. P.231-238.
10. U.S. Statute «Russian Democracy Act of 2002», Oct. 15 2002. Rossiyskaya Gazeta, July 31 2003.
11. U.S. Statute «Belarus Democracy and Human Rights Act of 2011», Dec. 21,2011 // http: www. podrobnosti / 2001 /
12. U.S. Senate resolution on the situation in Ukraine, Jan. 9, 2014 // www.kasparov.ru
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Демидова А. Ю. «Особенности правового регулирования деятельности органов ФСБ России в современных условиях»
Статья Демидова А.Ю. посвящена достаточно актуальной проблеме правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности. Данная работа представляет собой анализ политической и оперативной обстановки объективно складывающейся сегодня в России и мире, которая свидетельствует о том, что негативные для страны внутренние и внешние противоречия и тенденции продолжают представлять угрозу ее безопасности.
Данная статья содержит анализ не только проблем непосредственной практической деятельности органов федеральной службы безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России, но и роли иных важных элементов данной системы (концептуальной, институциональной, функциональной и юридической основ), характеризующих общее состояние организации и деятельности органов федеральной службы безопасности как объекта правового регулирования и перспективы его возможного развития.
В рецензируемой статье автором предпринята попытка на основе научного анализа осмыслить деятельность органов федеральной службы безопасности как объекта правового регулирования, обобщить имеющийся материал и наметить авторские подходы к ее рассмотрению.
Одной из важных проблем совершенствования правового регулирования деятельности органов федеральной службы безопасности в современных условиях является учет существующих противоречий глобализации и антиглобализации, не только в политической и экономической, но и в информационной сфере общественной жизни. То, что автор не уходит от рассмотрения сложных проблем и подвергает их квалифицированному научному анализу, является его несомненной заслугой.
Статья Демидова А.Ю. «Особенности правового регулирования деятельности органов ФСБ России в современных условиях» не содержит закрытой информации, характеризуется новизной, имеет существенное теоретическое значение и практическую направленность и может быть рекомендована к опубликованию в журнале. Статья ранее в других изданиях не публиковалась.
Профессор кафедры теории государства и права
Института международного права и экономики
им. Грибоедова, к.ю.н., доцент,
заслуженный юрист Российской Федерации
Яковлев Л.С.
19