Научная статья на тему 'Сущность и предназначение оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России'

Сущность и предназначение оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7693
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
пограничная деятельность / государственная граница / ФСБ России / оперативные подразделения / оперативно-розыскная деятельность / миграция / контртеррористическая деятельность / экстремистская деятельность / сопредельные государства / разведка / border activities / the state border / the FSB of Russia / operational units / operational investigative activities / migration / counter-terrorism activities / extremist activities / neighboring states / intelligence.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константин Юрьевич Трякин

Рассмотрены основные аспекты деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России. Отмечается, что в данном виде деятельности происходят значительные изменения, вызывающие необходимость пересмотра существующих основ правового регулирования. Это обусловлено кардинальными изменениями во всей структуре пограничных органов, изменениями в законодательстве, глобализацией, стремительными изменениями в законодательстве сопредельных государств, возникновениями новых прецедентов в правоприменительной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константин Юрьевич Трякин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence, the purpose of the operational divisions of boundary bodies of FSB of Russia

The basic aspects of activity of operational divisions of border bodies of FSB of Russia are considered. It is noted that in this type of activity there are significant changes that cause the need to revise the existing foundations of legal regulation. This is due to fundamental changes in the entire structure of border agencies, changes in legislation, globalization, rapid changes in the legislation of neighboring States, the emergence of new precedents in law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Сущность и предназначение оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России»

Военное право, военные проблемы международного права

УДК 355/359 ББК 68

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10039

сущность и предназначение оперативных подразделений пограничных органов фсб россии

Константин Юрьевич ТРЯКИН, сотрудник научного отдела Центра исследования проблем российского права «Эквитас» E-mail: ktryakin@yandex.ru

Научная специальность: 20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права

Аннотация. Рассмотрены основные аспекты деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России. Отмечается, что в данном виде деятельности происходят значительные изменения, вызывающие необходимость пересмотра существующих основ правового регулирования. Это обусловлено кардинальными изменениями во всей структуре пограничных органов, изменениями в законодательстве, глобализацией, стремительными изменениями в законодательстве сопредельных государств, возникновениями новых прецедентов в правоприменительной практике.

Ключевые слова: пограничная деятельность, государственная граница, ФСБ России, оперативные подразделения, оперативно-розыскная деятельность, миграция, контртеррористическая деятельность, экстремистская деятельность, сопредельные государства, разведка.

Annotation. The basic aspects of activity of operational divisions of border bodies of FSB of Russia are considered. It is noted that in this type of activity there are significant changes that cause the need to revise the existing foundations of legal regulation. This is due to fundamental changes in the entire structure of border agencies, changes in legislation, globalization, rapid changes in the legislation of neighboring States, the emergence of new precedents in law enforcement practice.

Keywords: border activities, the state border, the FSB of Russia, operational units, operational investigative activities, migration, counter-terrorism activities, extremist activities, neighboring states, intelligence.

Научный руководитель: В.Н. Омелин, главный научный сотрудник НИЦ № 2 ФГКУ «ВНИИ МВД России», доктор юридических наук, профессор

Актуальность рассматриваемой темы вызвана проблемой развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности оперативных подразделений пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) в сложившейся ситуации. В 2005 г. состав единой централизованной системы органов Федеральной службы безопасности расширился за счет присоединения пограничных органов, осуществляющих различные виды деятельности

на Государственной границе Российской Федерации.

Состоявшаяся трансформация в структуре привела к изданию ряда новых ведомственных приказов, регламентирующих правоприменительную деятельность и кардинальную реорганизацию оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России. В то же время несовершенство данных нормотворческих мероприятий, упоминание в действующих документах отмененных ведомств, обращение к устаревшим тер-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

минам создает ряд дополнительных сложностей в деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России, так как не все виды деятельности достаточно полно регламентированы.

На основании решения Совета безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. разработана Концепция «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере», предназначенная для формирования целостной, единой системы, обеспечивающей соблюдение интересов Российской Федерации в пограничной службе1.

После подписания 31 декабря 2015 г. № 683 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным документа под названием «Стратегия национальной безопасности Российской Федера-ции»2, разработкой которого руководил секретарь Совета безопасности РФ Н. Патрушев, была сформулирована новая концепция национальной безопасности. В данном документе было отмечено, что «Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина...»3.

В Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 указано, что «в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на выполнение следующих основных задач: обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства. »4.

Директор Центра военно-политических исследований МГИМО, профессор А.И. Подберезкин отмечал, что «весь период с 2016 по 2021 год силовое и военное давление на Российскую Федерацию будет развиваться по нарастающей, включая в свою орбиту не только все элементы межгосударственных, общественных и межциви-лизационных отношений — от торговли и спорта до культурных обменов, но и скрытые, а постепенно и явные инструменты вооруженного на-силия»5.

Современная международная ситуация, связанная с появлением новых вызовов и угроз, выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности Российского государства6. Кроме того, состояние политической и

экономической нестабильности в мире диктует повышенное внимание к проблемам охраны Государственной границы Российской Федерации. В этом году Пограничная служба России отметила вековой юбилей.

В своем поздравлении Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в наши дни Пограничная служба решает «крайне ответственные, многоплановые задачи», демонстрируя «высокую эффективность и четкость действий по обеспечению пограничного режима, по защите интересов России».

В Российской Федерации продолжаются процессы кардинальных реформирований всех аспектов общественной и государственной жизни. Создается правовое пространство для формирования в России цивилизованного гражданского общества и правового государства. Безопасность любого государства начинается с состояния его границ. Охрана Государственной границы Российской Федерации возложена на пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Структура пограничных органов исследовалась Е.А. Першиным7, по мнению которого в основу данной системы могут быть включены управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе. Оперативное подразделение входит в состав пограничного управления. Это свидетельствует о его подчиненном административно-правовом характере.

В настоящее время приобретает особое значение, помимо физических форм охраны, интеллектуальная охрана, связанная с использованием информационных технологий. В связи с этим, помимо территориальной и государственной безопасности, становится особо значимой защита информационной безопасности. Охрана границы отражает потребность государства в защите политических, экономических, военных и иных интересов на рубежах России. На всем протяжении ее развития в данной сфере накоплен обширный, всеобъемлющий теоретический и практический опыт. Данный опыт приобретен как во время службы погранохраны России царского периода, пограничных войск СССР8, так и современных пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Охрана границы относится к специфическим видам государственной деятельности и подразделяется на войсковую и оперативную деятельность как ее основные составляющие. В истори-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

ческие периоды в различных странах используемая терминология была различной, но суть остается неизменной — охрана границы не может успешно осуществляться без ведения оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности9.

Рассмотрение деятельности оперативных подразделений ФСБ России вызвано необходимостью решения проблем развития, совершенствования и повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений пограничных органов Федеральной службы безопасности в современных условиях.

А.Н. Калдышевым10, например, отмечалось, что внесенные в 2007 и 2008 гг. изменения в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в вопросах, регулирующих деятельность органов дознания, не обеспечили прочной правовой базы уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов как в целом, так и в части выполнения процессуальных функций ее субъектами.

При реализации нормотворческой деятельности следует учитывать, что сотрудники оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России, которые находятся в непосредственной близости от сопредельных государств, не имеют права на ошибочные действия, не имеют права проявлять некомпетентность, которая может быть провокационно рассмотрена рядом официальных лиц и представителями СМИ как слабость со стороны специальных служб государства. В связи с этим необходимы безукоризненная четкость, оперативность, непрерывность отслеживания новой информации и полнота документальной основы в деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России.

Требуется оптимальная модель российской правовой системы вкупе с реализацией принципов гуманности и демократичности в вопросах реализации поставленных оперативных, текущих, плановых служебных задач оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России по охране и защите государственной границы, приграничной территории, населения, проживающего на приграничной территории, национальной и государственной безопасности Российской Федерации. Деятельность России в сфере приграничного сотрудничества направлена на усиление дальнейшей экономической и политической интеграции с сопредельными государ-ствами11.

На всех этапах развития нашей страны предназначение оперативно-розыскной деятельности, в целом, заключалось в ведении борьбы с различными видами преступности. Ее основной задачей являлась эффективная защита охраняемых законом интересов государства, а также прав граждан и их собственности. Оперативно-розыскная деятельность в пограничных органах (пограничных войсках — на определенном этапе развития Российского государства) ставила своей основной задачей недопущение совершения противоправных действий как со стороны отдельных лиц, так и со стороны организованных преступных групп на приграничных территориях, а также взаимодействие с аналогичными службами сопредельных государств.

Отраслевая при-надлежность норм, а также задачи, обозначенные законодателем перед оперативными подразделениями пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, детерминировали основной вид их юридической дея-тельности — оперативно-розыскной (ОРД).

В результате принятия Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г. № 2506-112 было сделано отступление от практики правового регулирования ОРД правоохранительных органов и спецслужб закрытыми (секретными) ведомственными нормативными правовыми актами. Вследствие этого в научных кругах усилился дискурс относительно правового регулирования оперативной деятельности (ОД).

Оперативная деятельность как феномен существует задолго до принятия Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Вопросы ОРД выборочно рассматривались в правовой литературе, а также в отечественной специальной литературе по военному праву, освещая вопросы пограничной безопасности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-служебной деятельности различных субъектов ОРД13.

В статье 1 нового Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»14, вышедшего в 1995 г. (далее — Закон об ОРД), указываются основные признаки ОРД, определяющие оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К основным направлениям деятельности ФСБ России согласно ст. 10 Закона о ФСБ отнесена деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие таких противоправных действий, как шпионаж, террористическая деятельность, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда, незаконная миграция. Дознание и предварительное следствие по отмеченным видам преступлений относятся законодательно к компетенции оперативных подразделений пограничных органов (ОППО) ФСБ России, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), направленные на выявление, предупреждение, раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, экстремистских группировок.

При осуществлении разведывательной, контрразведывательной деятельности оперативные подразделения ФСБ России руководствуются Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» (далее — Закон о ФСБ)15, а при организации борьбы с преступностью — Законом об ОРД.

Оперативные подразделения пограничных органов ФСБ России характеризуются следующими основными признаками:

1. Функционируют в составе пограничных органов ФСБ России.

2. Выполняют задачи, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством.

3. Используют в своей деятельности силы, средства и методологию оперативно-розыскного характера.

4. Используют при решении оперативно-розыскных задач конфиденциальных сотрудников.

5. Работают под руководством должностного лица — руководителя оперативного подразделения, которому обязаны подчиняться, если его приказы не вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

6. Взаимодействуют с оперативными подразделениями своего ведомства, а также с другими органами, осуществляющими ОРД.

Отдавая должное определенной эффективности применяемых мероприятий, необходимо отметить, что осуществляемые контртеррористические операции и оперативно-боевые мероприятия являются недостаточными для предупреждения зарождающегося терроризма.

В связи с этим первостепенное значение приобретает сочетание в антитеррористической деятельности мер правового и оперативно-служебного характера, ужесточения ответственности за терроризм с превентивными мероприятиями, информационным противодействием ему, со стабилизацией социально-экономической ситуации в приграничных регионах16.

Более тщательная научная разработка правового регулирования деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России в виде противодействия незаконной миграции, экстремизму, терроризму на приграничных территориях будет способствовать углублению научных представлений о характере необходимых антитеррористических, криминологических и уголовно-правовых мер и, соответственно, минимизировать угрозы национальной безопасности Российской Федерации, вызванные рассматриваемые явлениями.

Достигнутой можно будет считать цель правового регулирования деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России в том случае, когда будут решены следующие задачи правового регулирования оперативной деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности:

1. Состоится в полном объеме закрепление в нормативных актах ведомственного уровня понятия оперативной деятельности подразделений пограничных органов ФСБ России и его отмежевание от близких, аналогичных терминов.

2. Установлены цели, задачи и принципы деятельности оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России на Государственной границе Российской Федерации (исходя из специфики этого вида деятельности на государственной границе).

3. Приведен в соответствие с новыми документами уровень правового регулирования оперативной и военно-правовой деятельности, военно-административный статус ее участников.

4. Сформирована система условий для совокупной реализации правовых норм, регулирующих деятельность оперативных подразделений.

5. Обозначены виды и масштабы ответственности, предусмотренные за нарушение норм, регулирующих оперативную деятельность.

6. Оговорены условия, основания и порядок использования информационной, материально-технической баз, средств, методологии оперативно-розыскной деятельности с учетом производимых действий в открытом (гласном) и закрытом (не-гласном) режимах.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

7. Обозначены вид и объем, допустимые источники финансового обеспечения оперативной деятельности.

8. Закреплена в нормативном порядке специфика контроля и надзора за деятельностью оперативных подразделений пограничных органов ФСБ России.

9. Устранены противоречия, имеющиеся в настоящее время в содержании правовых актов, регулирующих оперативную деятельность подразделений пограничных органов ФСБ России.

1 Указ Президента РФ от 25.04.2018 г. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 18. Ст. 2614.

2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3 Там же.

4 Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

5 Подберезкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке: Аналитич. доклад. М.: МГИМО — Университет, 2016.

6 См.: Ляхов Е.Г. Безопасность государства и мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке / Е.Г. Ляхов, Д.Е. Ляхов, А.А. Алимов. Челябинск: Цицеро, 2015;

Костин В.И. Национальная безопасность современной России: экономический и социокультурный аспекты. 3-е изд. / В.И. Костин, А.В. Костина. М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016;

Тонких В.А. Россия в глобальном мире / В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. Воронеж: Науч. кн., 2016; и др.

7 Першин Е.А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

8 Попов В.Н. Основные пути совершенствования деятельности пограничных войск по охране Государственной границы СССР // Оперативная основа служебно-бое-вой деятельности пограничных войск КГБ СССР и пути ее совершенствования: Матер. науч.-практ. конф. М.: ВПКК КГБ СССР, 1988.

9 Цуканов В.В. Нормативное правовое регулирование контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности пограничных органов на современном этапе // Сб. науч. ст. № 13. М.: МПИ ФСБ России, 2008. С. 47—54.

10 Калдышев А.Н. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности как органов дознания: уголовно-процессуальный аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2009.

11 Ультан С.И., Гаманюк Д.В. Методические вопросы оценки влияния приграничного сотрудничества на пред-

принимательскую деятельность (на примере России и Казахстана) // Вестник Омского ун-та. 2013. № 3. С. 26—37.

12 Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13.03.1992 г. № 2506-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 892; № 33. Ст. 1912.

13 Петров И.В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на примере пограничных органов: Монография. М.: ГУ, 2012.

14 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

15 Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2018 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15.

16 Иванов Р. С. Противодействие терроризму в пограничной сфере Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 25.04.2018 г. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 18. Ст. 2614.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // СЗ РФ.2016. № 49. Ст. 6886.

4. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13.03.1992 г. № 2506-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 892; № 33. Ст. 1912.

5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

6. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2018 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15.

7. Иванов Р. С. Противодействие терроризму в пограничной сфере Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 217 с.

8. Калдышев А.Н. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности как органов дознания: уголовно-процессуальный аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2009. 210 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

9. Костин В.И. Национальная безопасность современной России: экономический и социокультурный аспекты. 3-е изд. / В. И. Костин, A.B. Костина. M.: URSS: ЛЕНАНД, 2016.

10. Ляхов Е.Г. Безопасность государства и мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке / Е.Г. Ляхов, Д.Е. Ляхов, A.A. Алимов. Челябинск: Цицеро, 2015.

11. Першин Е.А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования: Дис. ... канд. юрид. наук. M., 2005. 203 с.

12. Петров И.В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности на примере пограничных органов: Монография. M.: ГУ, 2012.

13. Подберезкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке: Аналитич. доклад. М.: МГИМО —Университет, 2016. 338 с.

14. Попов В.Н. Основные пути совершенствования деятельности пограничных войск по охране Государственной границы СССР // Оперативная основа служебно-боевой деятельности пограничных войск КГБ СССР и пути ее совершенствования: Матер. науч.-практ. конф. М.: ВПКК КГБ СССР, 1988.

15. Тонких В.А. Россия в глобальном мире / В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. Воронеж: Науч. кн., 2016.

16. Улътан С.И, Гаманюк Д.В. Методические вопросы оценки влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую деятельность (на примере России и Казахстана) // Вестник Омского ун-та. 2013. № 3. С. 26—37.

17. Цуканов В.В. Нормативное правовое регулирование контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности пограничных органов на современном этапе // Сб. науч. ст. № 13. М.: МПИ ФСБ России, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс

Гражданский процесс.

9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 687 с. Гриф МО РФ.

Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Гриф НИИ образования и науки.

Под ред. Л. В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели

978-5-238-03168-2

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

Трибуна студента

УДК 349.41 ББК 67.407

DOI 10.24411 /2073-3313-2019-10040

некоторые вопросы земельного законодательства

V V _ _______ _

российской федерации, связанные с понятием

«фактическое землепользование»

.Аннотация. В статье рассматривается фактическое землепользование как институт земельного права. Указывается на отсутствие данного понятия в земельном законодательстве Российской Федерации, рассматриваются возможные субъекты правоотношений, связанных с фактическим землепользованием.

Автором приводится судебная практика, свидетельствующая о существующих на сегодняшний день проблемах переоформления земельного участка, находящегося у субъекта на праве фактического пользования.

Делается вывод о необходимости установления срока оформления права на земельный участок фактическими землепользователями, а также ответственности за несвоевременную государственную регистрацию земельного участка.

Ключевые слова: фактическое землепользование, субъекты фактического землепользования, земельный участок, земельные правоотношения, фактические землепользователи

Annotation. The article is devoted to an actual land use as an institution of land law. It indicates the absence of this notion in the land legislation of the Russian Federation, addresses possible subjects of legal relations associated with actual land use.

The author cites judicial practice highlighting currently existing problems of re-registering a land plot held by a subject with the right of actual use.

The conclusion is made about the need to establish the time frame for registration of the right of using the land plot by actual land users, as well as responsibility for the delays in the registration.

Keywords: actual land use, subjects of actual land use, land plot, land legal relations, actual land user.

Рецензент: А.В. Присекин, кандидат юридических наук

Одним из открытых вопросов, существующих в земельном праве Российской Федерации, является вопрос о фактическом землепользовании.

Необходимо отметить, что в законе отсутствует понятие «фактическое землепользование».

Сочетание «фактическое землепользование» впервые было обозначено в п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, согласно которому граждане Российской Федерации, имеющие в фактичес-

Светлана Сергеевна БУРЦЕВА, студентка Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: burtceva.ss@dvfu.ru

ком пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. № 1305-1, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, речь идет о земельных участках, предоставленных в советское время граж-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.