Научная статья на тему 'Особенности правового положения образовательных учреждений'

Особенности правового положения образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1757
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гирчева Наталья Ивановна

Статья посвящена анализу образовательных учреждений в качестве участников гражданского оборота. Автором выявляются особенности нового правового положения учреждений в зависимости от их организационно-правовых форм и функций по реализации образовательных программ. Поднимаются вопросы имущественного положения образовательных учреждений и проблемы их гражданско-правовой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Legal Status of Educational Institutions

Article is dedicated to the analysis of educational institutions as the members of civil turnover. The author displays the peculiarities of the new legal status of institutions depending on their corporate forms and realization of educational programs functions. The problems of educational institutions property status and their civil liability are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения образовательных учреждений»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Н.И. Гирчева,

начальник юридического отдела Волгоградского государственного экономико-технического колледжа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

бщетеоретические положения, определяющие статус учреждения, закреплены нормами Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [1].

Однако регламентирование правового статуса учреждений на уровне Г раж-данского кодекса РФ носит общий характер. Регулирование отдельных видов учреждений законодатель в соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ относит к специальным законам и иным правовым актам. Так, понятие и правовой режим автономного учреждения раскрывается Федеральным законом «Об автономных учреждениях» [2], в соответствии с которым «...автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта». В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» [3] в ст. 9 установлено, что частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Для выполнения возложенных на них функций учреждения наделены имуществом, закрепленным за ними собственником на праве оперативного управления. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ собственником имущества учреждения

может быть гражданин или юридическое лицо (частного учреждения) либо соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (государственного или муниципального, автономного учреждения). Исходя из этого учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права, но в зависимости от целей его деятельности и функций законодатель определяет, на базе какого вида собственности оно может быть создано.

Учредителем образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, местного самоуправления; отечественные и иностранные организации, их объединения (ассоциации и союзы); общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ (ст. 11 Закона РФ «Об образовании») [4].

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредителем автономного учреждения могут являться: Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. Следовательно, в зависимости от того, кто выступает собственником имущества учреждения, различаются их следующие виды: частное учреждение; государственное или муниципальное, которое в свою очередь может быть бюджетным или автономным в зависимости от режима имущества, закрепленного за учреждением.

Из анализа общих и специальных норм, регулирующих деятельность учреждений, можно сделать вывод, что учреждение как юридическое лицо создается для осуществления определенных функций некоммерческого характера. Можно предположить, что в данном случае для характеристики учреждений имеет значение не только вид собственности и порядок финансового обеспечения (частное, государственное, муниципальное; бюджетное, автономное), но и функция некоммерческого характера, которую осуществляет учреждение. Например, Закон РФ «Об образовании» в п. 1 ст. 12 определяет образовательное учреждение как «...учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [5] высшим учебным заведением является образовательное учреждение, созданное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Таким образом, в контексте системы общих и специальных норм образовательное учреждение как юридическое понятие представляет собой сложную конструкцию, которая состоит из общих признаков учреждения в качестве юридического лица в сочетании с функциональным признаком образовательного учреждения. И именно функциональная характеристика некоммерческого характера отражает его гражданско-правовой статус.

Образовательное учреждение как юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», таким документом учреждения является его устав, утвержденный учредителем, общие требования к которому закреплены в п. 3 ст. 14. Требования же к уставу образовательного учреждения изложены в ст. 13 Закона «Об образовании». Однако ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон «О некоммерческих организациях», ни Федеральный закон «Об автономных учреждениях» не содержат норм о том, кто должен принимать устав учреждения.

Относительно образовательных учреждений такие положения имеются в п. 2 ст. 13 Закона «Об образовании». Согласно этому нормативному акту устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Эту норму невозможно реализовать, создавая образовательное учреждение как юридическое лицо впервые, так как согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ образовательное учреждение считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц и до этого времени его не существует как субъекта правоотношений. Следовательно, разрабатывать и принимать устав самими учреждениями не представляется возможным. Однако согласно п. 5 ст. 12 Закона «Об образовании», деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы на основе именно таких положений. Например, Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ [6], определяет в п. 34, что устав в создаваемом и реорганизуемом среднем специальном учебном учреждении утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение, на срок не более одного года. В положении не сказано, что следует предпринять по истечении данного срока, но если следовать логике, то образовательному учреждению необходимо принять устав на общем собрании и снова утвердить его, что согласуется с нормами Закона «Об образовании». В данном случае складывается ситуация, когда применяются нормы подзаконного акта, отсутствующие в законе.

Среди источников гражданского права постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, в иерархии нормативных актов следуют за законами и указами Президента РФ. В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ они принимаются на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ и предназначены для обеспечения их реализации. В силу же своего реализационно-обеспечительского назначения постановления Правительства РФ не могут дополнять и изменять нормы закона. Отсюда следует вывод о необходимости усовершенствования норм Закона «Об образовании», которые бы устранили противоречие в порядке принятия и утверждения уставов учреждений образования.

Будучи полноправным участником гражданского оборота, частное и бюджетное учреждение, в том числе и образовательное, имеет черты, которые отличают его от иных участников имущественного оборота. Финансируется учреждение собственником. Правовой режим имущества, закрепленного за учреждением, характеризуется следующей особенностью: учреждение не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В отличие от большинства юридических лиц учреждение не является собственником принадлежащего ему имущества, а является субъектом ограниченного вещного права - права оперативного управления.

Согласно ст. 296 ГК РФ владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным имуществом учреждение вправе лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Однако если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то средства, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ). Даже в тех случаях, когда имущество приобретается образовательным учреждением за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, законодательство не предусматривает для учреждения возможности приобретать его в собственность, что согласуется с правовой конструкцией учреждения. Тем не менее в отношении негосударственного, то есть частного, образовательного учреждения действует норма п. 5 ст. 39 Закона «Об образовании», предусматривающая, что оно может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это положение противоречит Гражданскому кодексу, нормы которого имеют преимущество перед законами и иными правовыми актами, а законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат кодексу. Статья 213 ГК РФ напрямую устанавливает, что учреждение не может быть собственником имущества.

Для автономных учреждений законодатель в ст. 298 ГК РФ и ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» предусмотрел режим имущества, отличный от права оперативного управления, а именно наличие в самостоятельном распоряжении этих учреждений не особо ценного движимого имущества, переданного учредителем, и имущества, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, при условии, что такую деятельность учредитель предусмотрел в учредительных документах. Кроме того, право автономного учреждения самостоятельно распоряжаться указанным имуществом ограничивается согласием учредителя, если данное имущество вносится в уставный капитал других юридических лиц. Следовательно, наряду с ограниченным вещным правом оперативного управления в отношении другого имущества, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, у автономного учреждения возникает иное вещное право, прямо не названное законодателем. Исходя из того, что у учреждения не может быть собственнос-

ти, а возникающее право шире права оперативного управления, предполагается, что в данном случае речь идет о праве, близком к хозяйственному ведению, что в большей части согласуется со ст. 295 Гражданского кодекса РФ.

Г ражданско-правовая ответственность частного или бюджетного учреждения по своим обязательствам ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ. В отношении же автономных учреждений гражданско-правовая ответственность не распространяется на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных таким собственником. Однако перечень «недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества» законодателем не определен ни в Федеральном законе «Об автономных учреждениях», ни в каком-либо ином нормативном акте.

Таким образом, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам только всем не особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником этого имущества, и имуществом, приобретенным учреждением за счет средств, полученных из внебюджетных источников. Собственник же имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Складывается ситуация, при которой практически все имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, а ответственность по обязательствам автономного учреждения он не несет.

Бремя ответственности по обязательствам законодатель возложил на само автономное учреждение. В данном случае если некоммерческая организация для оказания образовательных услуг будет создана в форме автономного учреждения, ей придется обеспечивать образовательный и хозяйственный процесс даже в рамках государственного заказа средствами из внебюджетных источников, чтобы обеспечить свои обязательства перед контрагентами.

Из Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ исключены нормы о гражданско-правовой ответственности образовательных учреждений, а также нормы, согласно которым образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения средствами, полученными за счет внебюджетных источников. В указанной ситуации объем прав, обязанностей и ответственность образовательного учреждения по его обязательствам будет зависеть от того, является ли оно частным, бюджетным или автономным. Во всех случаях возникновения гражданско-правовой ответственности учреждения образования по его обязательствам будет применяться гражданское законодательство, нормы которого имеют преимущество перед законами и иными правовыми актами (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [7]).

Таким образом, при создании организации для выполнения функций некоммерческого характера, в том числе оказания образовательных услуг, учреди-

телю необходимо определить ее организационную форму, и если это организация в форме учреждения, то необходимо учитывать его специальную правосубъектность, отличную от других некоммерческих организаций.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Ч. 1 [Текст] // СЗ РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1797.

5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

6. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1034.

7. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3302.

ВЛ. Емельяненко,

ст. преподаватель;

О.В. Рачковская, ст. преподаватель;

Р.Х. Тугушев,

доктор психологических наук, профессор,

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Черны/шевского

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР АБИТУРИЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^Одним из важных вопросов подготовки специалистов с высшим образованием в области безопасности жизнедеятельности является их психофизиологическое развитие.

При отборе абитуриентов в системе высшего образования, и в частности в классическом университете, существуют одинаковые требования при поступлении в вуз, но готовятся разные специалисты. При этом не учитываются специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.