Научная статья на тему 'Особенности правового положения объединения работодателей'

Особенности правового положения объединения работодателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
960
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АССОЦИАЦИИ (СОЮЗЫ) / ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ВИДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / УЧРЕДИТЕЛИ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / РЕЕСТР ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРАВА ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Георгиевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы правового положения объединений работодателей, с учетом изменений, внесенных Законом от 28.11.2015 ФЗ №156. Анализируются положения, связанные с понятием и видами объединений работодателей, требованиям к учредителям таких объединений, а также правами, обязанностями и ответственностью членов объединений работодателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal condition features of employers'' association

The article deals with the issues on legal condition of employers’ association, inclusive of amendments by the Law of 28.11.2015 №156. It analyzes provisions, related to the concept and types of employers’ association, the requirements to the founders of such associations, as well as the rights, duties and responsibilities of employers' associations’ members.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения объединения работодателей»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы. E-mail: ggivanov@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы правового положения объединений работодателей, с учетом изменений, внесенных Законом от 28.11.2015 ФЗ №156. Анализируются положения, связанные с понятием и видами объединений работодателей, требованиям к учредителям таких объединений, а также правами, обязанностями и ответственностью членов объединений работодателей.

Ключевые слова: некоммерческие организации; ассоциации (союзы); объединения работодателей; правовое положение объединений работодателей; виды объединений работодателей; учредители объединений работодателей; права, обязанности и ответственность членов объединений работодателей; реестр объединений работодателей.

LEGAL CONDITION FEATURES OF EMPLOYERS' ASSOCIATION

Ivanova Svetlana Georgievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow City Government University of Management. E-mail: ggivanov@inbox.ru

Annotation: The article deals with the issues on legal condition of employers' association, inclusive of amendments by the Law of 28.11.2015 №156. It analyzes provisions, related to the concept and types of employers' association, the requirements to the founders of such associations, as well as the rights, duties and responsibilities of employers' associations' members. Keywords: non-profit organizations; associations (unions); employers' associations, condition features of employers' association, types of employers' associations, founders of employers' associations, rights, duties and responsibilities of employers' associations' members, employers' associations register.

Федеральным законом от 05.05.2014г. №99-ФЗ «О внесении изменений в Главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» были внесены существенные изменения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих. Глава 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее Гк РФ) включает в себя ст.50 «Коммерческие и некоммерческие организации», определяя, что некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли и не распределяют полу-

ченную прибыль между участниками. В пункте 3 ст.50 ГК РФ впервые приводится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Так, подпункт 3 пункта 3 ст.50 ГК РФ в числе организационно-правовых форм упоминает ассоциации (союзы), к которым относятся, в том числе объединения работодателей.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ №7) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определение некоммерческих организаций, приведенных в ст.2 ФЗ №7, практически воспроизводит соответствующие нормы ГК РФ. В п.2 ст.2 Фз №7 указаны цели создания некоммерческих организаций и, в частности, отмечена защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов. Кроме того, п.2.1. ФЗ №7 дает определение социально ориентированным некоммерческим организациям как некоммерческим организациям, созданным на основании Закона «О некоммерческих организациях» и осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Следует отметить, что такое определение появилось в российском законодательстве только в 2010 году.

Особое место среди законодательства, регулирующего правовое положение некоммерческих организаций, занимает Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об объединениях работодателей» (далее ФЗ №156). Статья 1 ФЗ №156 устанавливает, что данный закон определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Как справедливо отмечает Н.А. Шалимова «рассматриваемый законодательный акт можно охарактеризовать как закон, расположенный в системе законодательных актов страны на грани двух отраслей законодательства: трудового права и гражданского права, что также влияет на содержание правового статуса объединения работодателей как юридического лица».

Новым положением, внесенным Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ №358) является положение о том, что работодатели в целях представительства и защиты своих прав и охраняемых законом интересов без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов имеют право создавать на добровольной основе объединения работодателей, а также вступать в объединения работодателей. Сле-

дует подчеркнуть, что работодатели вправе вступать в объединения только в порядке, установленном уставами объединений работодателей. Особое внимание необходимо обратить на изменения, внесенные в п.2 ст.2 ФЗ №156, касающиеся государственного содействия реализации права работодателей на объединение, заключающееся в поддержке объединений работодателей как социально ориентированных некоммерческих организаций, включая, например, льготы по налогообложению в части их взносов в объединения работодателей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

Что касается понятия объединения работодателей и их правового положения (ст.3 ФЗ №156), то определение таких объединений приведено в соответствие с нормами ГК РФ и определяется как вид ассоциации (союза), основанного на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Кроме того, объединение работодателей признается социально ориентированной некоммерческой организацией, что корреспондируется с соответствующими нормами ФЗ №7. Новой является норма о том, что уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ от 28.11.2015 №355-ФЗ). Важное значение имеет включение п.1.1. ФЗ №156 норм о праве объединений работодателей самостоятельно определять программу своей деятельности, в том числе предусматривать своими программами и уставами в соответствии с законодательством осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, и иной деятельности, направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

Объединение работодателей создается по следующим признакам:

1. Территориальному (региональному, межрегиональному).

2. Отраслевому.

3. Территориально-отраслевому.

Определения соответствующих объединений работодателей приводятся в ст.4 ФЗ №156. По сравнению с ранее действующими нормами Закона, по отношению к каждому виду объединений работодателей вносятся некоторые уточняющие признаки.

Так, общероссийское объединение работодателей является объединение, в которое входят не менее чем три общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставом общероссийского объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также работодателей.

Общероссийским отраслевым (межотраслевым) объединением работодателей будет считаться такое объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников

этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности. Новеллой является положение закона о том, что уставом общероссийского отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может быть предусмотрено членство в нем также соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, региональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.

Изменения произошли также в признаках, характеризующих межрегиональное объединение работодателей. Сейчас оно определяется как объединение, в которое входят региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ. Также уставом межрегионального объединения работодателей может предусматриваться членство в нем соответствующих межрегиональных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и (или) территориальных объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов РФ.

Межрегиональным отраслевым (межотраслевым) объединением работодателей является объединение, в которое входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ. Уставом межрегионального отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей может предусматриваться членство в нем также соответствующих территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, работодателей этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов РФ.

Существенной редакции подверглись признаки, определяющие региональное объединение работодателей. Закон №156 определяет это объединение, как организацию, в которую входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее одной четвертой части муниципальных образований соответствующего субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), или не менее двадцати пяти работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.

Новыми положениями Закона №156 является указание на то, что в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе могут создаваться региональные объединения работодателей.

Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы - объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных округов города федерального значения Москвы. Уставом регионального

объединения работодателей города федерального значения Москвы может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Москвы.

Региональное объединение работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга - объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Санкт-Петербурга. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Санкт-Петербурга может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.

Региональное объединение работодателей города федерального значения Севастополя - объединение, в которое входят территориальные объединения работодателей, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных районов города федерального значения Севастополя. Уставом регионального объединения работодателей города федерального значения Севастополя может предусматриваться членство в нем также работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города федерального значения Севастополя.

Региональное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят соответствующие территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели этой же отрасли (отраслей) или этого же вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Не подверглись изменениям определения территориального и территориального отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Территориальное объединение работодателей -объединение, в которое входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Территориальное отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, в которое входят работодатели отрасли (отраслей) или вида (видов) экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

По сравнению с предыдущим законом не изменились принципы деятельности объединений работодателей, к которым на сегодняшний день также относится добровольность вступления и выход из объединения работодателей и (или) их объединений; самостоятельность определения целей, виды и направления деятельности, а также взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-

трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на основе принципов социального партнерства.

Перечень прав членов объединений работодателей также не претерпел существенных изменений, он, в частности, включает в себя права на участие в формировании органов управления объединения работодателей согласно уставу, на внесение на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения о деятельности объединения, на принятие соответствующих решений в порядке, определяемом уставом; на участие в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения. По нашему мнению, является разумным внесение изменения в пп.5 п.2 ст.7 Закона - вместо подробного перечня прав членов объединений работодателей на получение помощи в отношении ряда вопросов и сфер деятельности - новая редакция содержит лишь краткое указание на то, что члены объединений работодателей получают от объединения помощь, предусмотренную Уставом объединения работодателей.

Следует обратить внимание на изменения, содержащиеся в ст.9 Закона №156, посвященные ответственности членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей. Положения данной статьи носят комплексный характер, поскольку дают отсылку, как к трудовому, так и административному законодательству. Так, за указанные выше нарушения наступает ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, согласно которому нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Кроме того, Глава 9 Трудового кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Новой является также норма, предусматривающая ответственность членов объединения работодателей, не только на основании закона, но и на основании устава объединения работодателей.

Необходимо также обратить внимание на новую редакцию п.1 ст.10 Закона №156, предусматривающую создание объединение работодателей. При создании объединений работодателей, закон наряду с решением учредителей (как это и было в предыдущей редакции) указывает на нормы ГК РФ, Закона №7, с учетом Закона об объединениях работодателей. Данное уточнение, на наш взгляд, отмечает место объединений работодателей в системе иных некоммерческих юридических лиц российского законодательства.

Также изменились требования к учредителям объединений работодателей - в настоящее время - это не менее трех работодателей или двух объединений работодателей, если иное не установлено Федеральным законом №156.

Новое положение (п.3) включено в ст.10 относительно использования в наименованиях объединений работодателей слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний. Норма пункта 3 предусматривает, что государственная регистрация общероссийских объединений работодателей, общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей осуществляется без специального разрешения на использование в наименованиях указанных объединений работодателей слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний. Данные нормы являются исключением из общего правила, установленного в ст.54 ГК РФ, в которой указывается, что включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким постановлением Правительства в настоящее время является Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 753 (ред. от 07.03.2014) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

На наш взгляд необходимо обратить внимание на изменившийся подход законодателя относительно «специальной» регистрации определенных категорий юридических лиц (под «специальной» регистрацией автор понимает регистрацию некоторых видов юридических лиц в реестрах отдельных федеральных органов исполнительной власти). Известно, что в настоящее время право осуществления деятельности некоторых юридических лиц зависит не только от государственной регистрации в качестве юридического лица, но также от регистрации в специальном реестре (например, см.ст.9 Главы 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так, согласно ст.10.1 было установлено, что сведения о прошедшем государственную регистрацию объединении работодателей вносятся в государственный реестр объединений работодателей на основании заявления объединения работодателей. Порядок ведения государственного реестра объединений работодателей должен был быть установлен Правительством Российской Федерации. Однако, 28.11.2015 Законом №355 данная статья утратила силу. Устранение подобного подхода к регистрации юридических лиц в специальных реестрах, по нашему мнению, является оправданным, как устраняющим дополнительные барьеры в осуществлении их деятельности.

Следует также отметить, что Законом №358 была введена ст.10.1 «Ведение государственного реестра работодателей», но Законом №355 данная статья утратила силу и была введена новая статья 10.2. «Наименование объединения работодателей», в которой указано, во-первых, что объединение работодателей должно содержать указание на вид объединения, и, во-вторых, в наименование объединения работодателей могут включаться, в том числе, слова «союз», «ассоциация», «партнерство». Данное положение полностью соответствует нормам ГК РФ.

Особо следует обратить внимание на ст.13 Закона №156 «Права объединения работодателей», среди которых необходимо выделить право объединений на представление и защиту прав и охраняемых законом интересов членов объединения, а также работодателей - членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммерческие организации, входящие в данное объединение работодателей, на основании уставов объединений работодателей. Кроме того, объединение работодателей вправе предлагать участвовать работодателям, не являющимся членами объединения работодателей, в коллективных переговорах по заключению соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, путем вступления в члены данного объединения работодателей или в других формах, определенных данным объединением работодателей. Объединение работодателей также вправе контролировать выполнение заключенных объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, а также другими сторонами этих соглашений.

Что касается обязанностей объединения работодателей, перечисленных в ст.14, особого внимания заслуживает новелла, связанная с обязанностью вести реестр членов объединения работодателей. Такой реестр должен содержать сведения о работодателях, включая виды осуществляемой ими экономической деятельности, об объединениях работодателей и иных некоммерческих организациях, входящих в объединение работодателей. Объединение работодателей, входящее в общероссийское, общероссийское отраслевое (межотраслевое), межрегиональное (отраслевое, межотраслевое), региональное, региональное отраслевое (межотраслевое), территориальное объединение работодателей, представляет данным объединениям работодателей сведения о своих членах, содержащиеся в реестре членов объединения работодателей.

Список литературы:

1. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ - 2014.-394 с.

2. Шалимова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (постатейный) // СПС КонсультантП-люс. 2010.

3. Гросул Ю.В. Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства // Пробелы в российском законодательстве. -2013. -№6.- С.92-94.

4. Кицай Ю.А. Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. - 2014. - №1. - С.54-56.

При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «Кон-сультантПлюс».

Рецензия

на статью «Особенности правового положения объединения работодателей» к.ю.н., доцента кафедры «Юриспруденция» Московского городского универси-

тета управления Правительства г.Москвы Ивановой Светланы Георгиевны

Представленная статья написана на актуальную тему в связи с тем, что впервые в статье 50 Гражданского кодекса РФ объединения работодателей отнесены к таким организационно-правовых формам юридических лиц, как ассоциации (союзы). Положения данной статьи носят комплексный характер: в большей части анализируются нормы гражданского права, поскольку речь идет о правовом положении юридических лиц, но вместе с тем, рассматриваются и некоторые вопросы других отраслей права, связанные с деятельностью объединений работодателей.

В работе исследуются нормы Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», а также новеллы, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Автор останавливается на вопросах, связанных с понятием и признаками объединений работодателей, правовым положением членов объединений работодателей, требованиям к созданию объединений работодателей. Обращается внимание на новые положения закона о возможности создания региональных объединений работодателей в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В статье рассматриваются права, обязанности и ответственность членов объединений работодателей за невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Интересным, на наш взгляд, представляется анализ норм об исключении регистрации объединений работодателей в реестрах, как устраняющих дополнительные барьеры в осуществлении их деятельности.

Статья написана на высоком профессиональном уровне и может быть использована, как при изучении гражданского права, так и некоторых институтов трудового права.

Данная статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Заведующая кафедрой Гражданско-правовых дисциплин нОу ВПО «Московский институт экономики, политики и права» к.ю.н., доцент И.В. Новоженина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.