Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепленко А.Н.

В статье рассматриваются факторы, влияющие на расследование уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной исследуемый вопрос - проблемы, связанные с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства, которые возникают в ходе предварительного следствия с их участием. Высказываются предложения по совершенствованию деятельности органов предварительного следствия и дознания при организации расследования с участием лиц данной категории. Уделяется внимание качеству законодательства, регламентирующего права и законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, вовлекаемых в уголовный процесс в Российской Федерации. Обосновывается необходимость совершенствования института иностранных граждан и лиц без гражданства в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS AFFECTING CRIMINAL INVESTIGATION

The factors affecting the investigation of criminal cases involving foreign citizens and stateless persons are analyzed in the article. The main issue under study is the problems related to the legal status of foreign citizens and stateless persons that arise during the preliminary investigation involving their participation. The author of the article makes some suggestions to improve the activities of the preliminary investigation bodies when organizing the investigation involving foreign citizens and stateless persons. Attention is paid to the quality of the legislation regulating the rights and legitimate interests of foreign citizens and stateless persons involved in criminal proceedings in the Russian Federation. The need to improve the institution of foreign citizens and stateless persons in criminal procedure of the Russian Federation is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ»

ТЕПЛЕНКО А.Н., TEPLENKO A.N., teplenkouly2014@mail.ru teplenkouly2014@mail.ru Следственный отдел; Investigation Department;

Межмуниципальный отдел Kyshtym Intermunicipal Department Министерства внутренних дел of the Ministry of the Interior Российской Федерации «Кыштымский», of the Russian Federation, 456870, г. Кыштым, Krasnaya Zvezda St. 97, ул. Красной Звезды, 97 Kyshtym, 456870,

Russian Federation

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на расследование уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Основной исследуемый вопрос — проблемы, связанные с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства, которые возникают в ходе предварительного следствия с их участием. Высказываются предложения по совершенствованию деятельности органов предварительного следствия и дознания при организации расследования с участием лиц данной категории. Уделяется внимание качеству законодательства, регламентирующего права и законные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, вовлекаемых в уголовный процесс в Российской Федерации. Обосновывается необходимость совершенствования института иностранных граждан и лиц без гражданства в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранный гражданин; лицо без гражданства; предварительное расследование; правовое положение иностранных граждан.

Для цитирования: Тепленко А.Н. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, влияющие на расследование уголовных дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 2 (56). С. 90-100.

PECULIARITIES OF THE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS AFFECTING CRIMINAL INVESTIGATION

Annotation. The factors affecting the investigation of criminal cases involving foreign citizens and stateless persons are analyzed in the article. The main issue under study is the problems related to the legal status of foreign citizens and stateless persons that arise during the preliminary investigation involving their participation. The author of the article makes some suggestions to improve the activities of the preliminary investigation bodies when organizing the investigation involving foreign citizens and stateless persons. Attention is paid to the quality of the legislation regulating the rights and legitimate interests of foreign citizens and stateless persons involved in criminal proceedings in the Russian Federation. The need to improve the institution of foreign citizens and stateless persons in criminal procedure of the Russian Federation is substantiated.

Keywords: foreign citizen; stateless person; preliminary investigation; legal status of foreign citizens.

For citation: Teplenko A.N. Peculiarities of the legal status of foreign citizens and stateless persons affecting criminal investigation // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 2 (56). P. 90-100.

Согласно статистическим данным, только в первом в квартале 2021 года на миграционном учете в Российской Федерации находилось 1 983 087 иностранных граждан и лиц без гражданства, в то время как в 2020 году на учет было постав-

лено 9 802 448 лиц указанной категории*. Приведенные данные свидетельствуют о

* См.: Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2021 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. 1^: https:// xn--b1aew.xn--p1ai

существенном количестве иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации. При этом они нередко становятся участниками уголовного судопроизводства. По данным МВД России, в 2020 году лицами рассматриваемой категории на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 % меньше, чем в 2019 году. При этом количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2020 году по сравнению с предыдущим годом сократилось на 4,9 % и составило 16 тыс.* Снижение приведенных показателей в 2020 году обусловлено распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), в связи с которой существенно сократились миграционные потоки.

Участие иностранных граждан и лиц без гражданства в российском уголовном судопроизводстве вносит определенную специфику в процесс расследования, что подтверждается правоприменительной практикой и мнениями некоторых авторов [1, с. 20].

Таким образом, в связи с актуальностью рассматриваемого вопроса, затрагивающего организацию расследования преступлений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, следует обратить внимание на возникающие в процессе расследования проблемы, а также определить пути их разрешения.

Как справедливо отмечает О.И. Александрова, органы дознания и предварительного следствия, расследуя уголовные дела с участием иностранных граждан, сталкиваются с рядом дополнительных трудностей, которые обусловлены правовым статусом иностранцев в Российской Федерации [2, с. 5]. Учеными выделяется три фактора, имеющих значение для планирования и организации расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: правовой статус иностранного гражданина, возможный языковой барьер, определенные психологические факторы [3, с. 961]. В свою очередь, Б.В. Яким-

* См.: Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 г.; Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2020 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. 11К1_: https://xn--b1aew.xn--p1ai

чук к таким условиям относит языковой барьер; личностные характеристики иностранца - этнически-национальные, социальные и психологические [4, с. 28].

Следует согласиться с настоящими мнениями, так как перечисленные факторы, без сомнения, влияют на ход расследования, а также на выбор тактики и методики проведения отдельных следственных действий. Важно отметить, что в некоторых случаях возникает необходимость привлечения в ходе расследования дополнительных участников уголовного судопроизводства, к которым надлежит отнести защитников, переводчиков, специалистов, представителей участников уголовного судопроизводства и т.д.

Изучение данной проблемы требует обращения к многочисленным нормативным правовым актам** и нормам международного права***, определяющим правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Также следует учитывать наличие дополнительных гарантий соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, таких как обязательное участие защитника в случае, если подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу (п. 4 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), либо возможность бесплатно пользоваться помощью переводчика в случае невладения или недостаточного владения языком, на котором ведется уголовное судопроизводство (ч. 2 ст. 18 УПК РФ).

Кроме этого, особенностью процесса расследования уголовных дел данной категории является взаимодействие с такими органами, как МИД России - по вопросам определения объемов и наличия дипломатического иммунитета (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), Генеральная прокуратура Российской Федерации - при направлении запроса о правовой помощи (п. 4 ч. 3 ст. 453 УПК РФ), а также с международными государственными органами, в част-

** См., например: О беженцах: федер. закон от 19 февр. 1993 г. N 4528-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

*** Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г.) // Рос. газ. 1998. 10 дек.

ности с консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций - в рамках обмена информацией (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), подразделениями Интерпола - при оказании международной правовой помощи (ч. 1 ст. 453 УПК РФ).

Правоохранительная деятельность свидетельствует о том, что в некоторых случаях лицо, осуществляющее расследование уголовных дел с участием иностранных лиц, не в полной мере принимает во внимание специфику субъекта в уголовном процессе. Между тем ее учет является важным элементом расследования уже на первоначальном этапе документирования преступной деятельности. Игнорирование особенностей характеристики иностранного субъекта может привести к процессуальным нарушениям в будущем, как на стадиях досудебного и судебного производства, так и на стадии исполнения приговора.

Примером может быть ситуация, когда дознаватель в ходе допроса в качестве свидетеля лица, которое не владеет русским языком, но дает показания на ином языке, производит следственное действие без участия переводчика. При этом составляется протокол допроса на русском языке без приложения показаний свидетеля на языке, которым он владеет, в связи с чем были нарушены требования ст. 18 УПК РФ. После этого указанный протокол приобщается к материалам соответствующего уголовного дела, а показания свидетеля образуют основу обвинения. В результате в ходе судебного разбирательства по уголовному делу указанные нарушения норм УПК РФ привели к отмене ранее вынесенного приговора суда и направлению уголовного дела на новое рассмотрение*.

С целью повышения эффективности расследования преступлений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства рассмотрим отдельные аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание лицам, производящим предварительное расследование, и определить воз-

можные пути решения возникающих в связи с данными обстоятельствами проблем.

К указанным аспектам следует отнести:

1. Установление правового положения и статуса иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно нормам международного права иностранец - это любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится**. Указанное определение позволяет широко толковать данный термин и не всегда применимо в рамках уголовного судопроизводства Российской Федерации, так как не содержит различия между понятиями «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».

В соответствии с отечественным законодательством иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства***.

Таким образом, следует установить наличие либо отсутствие гражданства у участников уголовного процесса, поскольку данное обстоятельство имеет правовое значение. Например, иностранный гражданин в уголовном процессе Российской Федерации имеет некоторые преимущества перед лицом без гражданства. Согласно ч. 3 ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого, являющегося гражданином или подданным другого государства, уведомляет о задержании посольство или консульство этого государства, в то время как в отношении лица без гражданства это не всегда применяется.

* См.: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 29 июля 2020 г. по делу N 22-1018/2020 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https://sudact.ru

** Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята 13 дек. 1985 г. Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

Кроме этого, следует устанавливать наличие двойного или множественного гражданства как у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации (ч. 2 ст. 62 Конституции Российской Федерации), так и у лиц, являющихся гражданами зарубежных стран, что, в свою очередь, также может повлиять на ход расследования преступлений.

В процессе установления государственной принадлежности иностранного гражданина, в первую очередь, необходимо обращать внимание на отношение данного лица к государству, гражданином которого оно является, так как в отдельных случаях это может иметь значение. В частности, если гражданин иностранного государства, имеющий гражданство иного государства (двойное или множественное гражданство)*, пользующийся иммунитетом, например как член персонала международной организации**, привлекается при расследовании в качестве свидетеля, то придать такой статус и получить свидетельские показания от данного лица в качестве свидетеля не всегда возможно ввиду отсутствия согласия на это международной организации, членом персонала которой оно является или являлось (ч. 2 ст. 3 УПК РФ).

В свою очередь, вид иммунитета и его объем необходимо устанавливать с помощью запросов в МИД России (ч. 2 ст. 18 УПК РФ), и это является еще одним подтверждением наличия некоторых особенностей расследования с участием иностранных граждан. Кроме того, данное обстоятельство влияет на ход расследования и затрагивает процессуальные сроки (ст. 6.1 УПК РФ), требует от следователя и дознавателя соответствующих знаний в области международного сотрудничества в рамках правоохранительной деятельности (глава 53 УПК РФ).

Участие иностранных граждан и лиц без гражданства в уголовном судопроиз-

водстве требует от лиц, проводящих расследование, обращения не только к отечественному законодательству, но и к нормам международного права, например универсальным международным актам и соответствующим международным договорам Российской Федерации.

К универсальным международным актам следует отнести перечень иммунитетов дипломатических представителей иностранных государств, установленных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.***, либо иммунитет лиц, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с договорами о правовой помощи, определяемый Европейской конвенцией о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.****

Примером двусторонних международных договоров является Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией, ст.ст. 18 и 19 которой наделяют иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации и личной неприкосновенностью, наравне с консульскими должностными лицами и членами их семей, также консульских служащих и членов их семей, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами Российской Федерации*****.

С учетом складывающейся в настоящее время международной обстановки и происходящих на постсоветском пространстве политических изменений при определении правового положения иностранного лица могут возникнуть определенные сложности, что влияет на процесс расследования.

* Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 нояб. 1997 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

** Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций (Принята резолюцией 22 А Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февр. 1946 г.) // Там же.

*** См.: История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу. 1955-1991 гг.: сб. правовых актов. М.: Спарк, 1997. С. 214-225.

**** Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апр. 1959 г.). Вступила в силу для России 2 марта 2000 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru

***** Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгарией (София, 7 сент. 1995 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 15 дек. 1996 г. N 153-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 23. Ст. 2665.

Таким примером может служить Республика Южная Осетия. Данное государство на протяжении длительного времени (1991-2008 гг.) не признавалось мировым сообществом как суверенное. Лишь 26 августа 2008 г. Российская Федерация признала независимость Южной Осетии*.

Соответственно, должностному лицу, проводящему расследование, в процессе установления государственной принадлежности иностранного гражданина или лица без гражданства требуется дополнительное обращение к нормам международного права, к государственным органам Российской Федерации и зарубежных стран, привлечение к участию в расследовании уголовного дела специалистов в данной области. Для этого необходимы определенные квалификация, знания, подготовка.

Решение указанных проблем возможно путем установления специализации должностных лиц на расследовании преступлений данного вида и привлечения представителей иностранных граждан как участников уголовного судопроизводства (в качестве специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей) из числа дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, расположенных на территории Российской Федерации. Данные лица необходимы для дачи соответствующих разъяснений, предоставления документов, разъяснения прав и обязанностей участникам уголовного судопроизводства, участия в качестве представителей иностранных граждан (представитель свидетеля, представитель потерпевшего, представитель частного обвинителя и т.д.).

2. Установление оснований и законности пребывания на территории Российской Федерации иностранного лица и лица без гражданства.

Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»** и Федераль-

ного закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»***, а также отдельным международным договорам Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, с целью определения законности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства следует установить основания нахождения данных лиц на территории Российской Федерации.

Уточнение этих аспектов позволяет лицу, производящему расследование, определить законность пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, что в дальнейшем может иметь существенное значение в ходе расследования. Примером может служить процедура депортации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен, аннулированы разрешение на временное проживание либо вид на жительство****.

Установление законности пребывания на территории Российской Федерации позволит выявить иные правонарушения и преступления, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, отследить маршрут передвижения данных лиц, установить цель пребывания, собрать полный характеризующий материал о личности иностранного гражданина или лица без гражданства, определить органы власти, с которыми ранее взаимодействовали данные лица, с целью направления соответствующих запросов, выяснить более широкий круг общения указанных лиц. Данная информация будет способствовать сбору дополнительных сведений о личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Определение сроков пребывания на территории Российской Федерации

* О признании Республики Южная Осетия: указ Президента Российской Федерации от 26 авг. 2008 г. N 1261 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.

*** Там же. 2006. N 30. Ст. 3285.

**** Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами: утв. приказом МВД России от 24 апр. 2020 г. N 239. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

иностранного лица или лица без гражданства.

На основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» можно выделить несколько видов иностранных граждан в зависимости от срока их нахождения на территории Российской Федерации:

1) временно пребывающие:

- временно пребывающие в визовом порядке - срок нахождения на территории по общему правилу соответствует сроку визы;

- временно пребывающие в безвизовом порядке - сроком до 90 дней, или в сумме в течение каждого периода - 180 суток;

2) временно проживающие - до трех лет нахождения на территории Российской Федерации;

3) постоянно проживающие [5, с. 14].

Установление временных границ, возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации также напрямую может повлиять на ход расследования, поскольку несвоевременное проведение необходимых следственных и процессуальных действий влечет нарушение процессуальных сроков расследования, сказывается на полноте собранных по уголовному делу доказательств (ст. 6.1 УПК РФ).

Примером может быть завершившийся срок пребывания на территории Российской Федерации свидетеля, являющегося иностранным гражданином, в случае необходимости проведения следственных действий с его участием. Отсутствие на территории Российской Федерации данного гражданина ведет к обращению к органам власти зарубежных стран с запросом о правовой помощи (ст. 456 УПК РФ) и влечет нарушение разумных сроков расследования (ст. 6.1 УПК РФ).

А.Н. Васильев не относит кратковременность нахождения иностранного лица, участвующего в процессе расследования, к существенным обстоятельствам, способным повлиять на ход расследования уголовного дела. Он считает данные обстоятельства лишь частью ежедневной деятельности следователя по элементарным логическим последовательным действиям,

правильному их выбору и использованию простых технических средств [6, с. 12-13].

Однако с этим утверждением нельзя согласиться, так как изложенная модель автора не учитывает всех особенностей субъекта уголовного процесса. По нашему мнению, кратковременность пребывания иностранного лица на территории Российской Федерации является существенным фактором, влияющим на процесс расследования, что также отмечают С.А. Хмелев [7, с. 116], А.И. Земскова [8, с. 93], Т.Ю. Филиппова [9, с. 60].

Примером указанных проблем может быть поиск и привлечение к участию в следственных действиях переводчика, владеющего малораспространенным языком или диалектом. Решение только этого вопроса требует от лица, проводящего расследование, значительного времени, сил и средств для организации и проведения следственных действий в связи с отсутствием на сегодняшний день единой базы переводчиков, привлекаемых к участию в уголовном процессе, классификации их по знанию языков, возможности выбора и проверки квалификации переводчика, действующего алгоритма поиска и привлечения переводчиков вне зависимости от того, где находится место производства расследования.

В правоприменительной практике данная проблема широко распространена, особенно на территориях Российской Федерации, являющихся малонаселенными. Поиск и привлечение переводчика в уголовный процесс могут осуществляться длительное время, а срок пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в этот период истекает и в результате становится невозможным проведение следственных действий с их участием.

Таким образом, процесс установления сроков пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации оказывает существенное влияние на ход расследования уголовного дела и должен находиться в зоне внимания следователя или дознавателя.

4. Определение степени владения иностранным гражданином или лицом без

гражданства языком, на котором производится уголовное судопроизводство.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства, участвующие в уголовном судопроизводстве в Российской Федерации, не всегда в полной мере имеют возможность реализовать свои процессуальные права и обязанности, что может быть обусловлено некоторыми обстоятельства -ми, а именно:

1). Невладение или недостаточное владение иностранными гражданами или лицами без гражданства языком уголовного судопроизводства приводит к отсутствию у них возможности самостоятельно представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с их участием, и подавать на них замечания, приносить жалобы, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением, знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела, ходатайствовать о применении мер безопасности и т.д.

Невозможность использования иностранным гражданином или лицом без гражданства указанных прав напрямую связана с соблюдением норм УПК РФ по обеспечению прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Очевидно, что нарушение принципа языка уголовного судопроизводства приводит к недопустимости собранных доказательств по уголовному делу*.

Именно поэтому лицу, проводящему предварительное расследование, уже на начальной стадии необходимо выяснить степень владения иностранным гражданином или лицом без гражданства языком уголовного судопроизводства, а также определить, каким языком и в какой мере владеет участник процесса; необходимость вовлечения в процесс переводчика, владеющего языком, на котором говорит иностранный гражданин; степень компетентности переводчика; ознакомить пере-

* См.: Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 29 июля 2020 г. по делу N 22-1018/2020 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https:// sudact.ru

водчика с обстоятельствами, характеризующими события и личность иностранного гражданина или лица без гражданства, а также с процессуальным порядком уголовного судопроизводства как в целом, так и при производстве отдельных следственных и процессуальных действий, и т.д.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации отсутствует регламентация порядка поиска, привлечения, проверки компетентности и возможности выбора переводчиков в целях вовлечения в уголовное судопроизводство. Данное бремя лежит на лице, производящем расследование, что, по нашему мнению, малоэффективно и не в полной мере соответствует принципам уголовного судопроизводства. В связи с этим представляется необходимым закрепление на законодательном уровне алгоритма привлечения переводчика в уголовный процесс.

2). Лицо, производящее предварительное расследование, не всегда в полной мере разъясняет смысл положений УПК РФ, касающихся процессуальных прав и обязанностей участника уголовного судопроизводства, и это приводит к малой процессуальной осведомленности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Исходя из складывающейся правоприменительной практики, с одной стороны, это может облегчить процесс расследования для следователя или дознавателя, так как незнание иностранным гражданином или лицом без гражданства своих процессуальных прав и обязанностей не позволит в полной мере осуществить их реализацию в ходе уголовного судопроизводства, например путем подачи жалобы, заявления, ходатайства, постановки вопросов эксперту и т.д.

С другой стороны, эти обстоятельства могут привести к существенным нарушениям права на защиту участников уголовного судопроизводства. Примером могут служить случаи обжалования проведенных процессуальных и следственных действий по причине нарушений права на защиту и принципа языка уголовного судопроизводства, когда иностранному гражданину или лицу без гражданства не вручаются копии переводов процессуальных документов на языке, которым владе-

ет соответствующим участник уголовного процесса (ст. 18 УПК РФ).

Указанные недостатки должны быть учтены на стадии сбора первоначального материала и процессуальной проверки (ст.ст. 144-145 УПК РФ), что позволит в дальнейшем, при расследовании уже возбужденного уголовного дела и в рамках судебного производства не допустить нарушений норм УПК РФ*.

Нельзя не согласиться с мнением Т.Ю. Филипповой о том, что привлечение к участию по уголовным делам лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь иностранным гражданам, должно осуществляться на всех стадиях уголовного судопроизводства [10, с. 65].

Данную проблему, помимо переводчика, могут решить представители иностранных граждан и лиц без гражданства. Представителями иностранных граждан и лиц без гражданства могут выступать как адвокаты, так и иные лица из числа близких родственников, знакомых, юристов, иностранных граждан, владеющих русским языком и знающих законодательство Российской Федерации. Это существенно увеличит обеспечение защиты прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства.

Указанную точку зрения также поддерживает ряд отечественных ученых, высказываясь в пользу расширения возможностей представительства иностранных граждан, вовлекаемых в уголовный процесс в России. В частности, О.А. Ходукина считает возможным привлечение представителей общественности в качестве представителей в уголовное судопроизводство, что позволит усилить демократическое содержание и общественное начало в УПК РФ [11, с. 47].

В свою очередь, Н.Е. Шинкевич обращает внимание на возможность привлечения в уголовный процесс в качестве представителей юристов правозащитных общественных организаций, студентов-старшекурсников юридических факультетов, квалифицированных юристов, ока-

* См.: Апелляционное постановление Саратовского областного суда от 20 авг. 2020 г. N 221852/2020 по делу N 4/1-95/2020 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https: / / sudact.ru

зывающих бесплатную правовую помощь социально незащищенным гражданам в рамках деятельности юридических клиник [12, с. 57]. Кроме того, не исключена возможность возвращения в действующий УПК РФ положений об общественных защитниках как одной из форм представительства [13, с. 139].

Данные суждения авторов не лишены логики, однако их предложения требуют детального изучения в рамках совершенствования института представительства иностранных граждан в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. По нашему мнению, нельзя оставить без внимания и возможность привлечения в уголовный процесс Российской Федерации иностранных адвокатов в качестве представителей иностранных граждан.

Действующий УПК РФ не во всех случаях предусматривает обязательное участие представителей иностранных граждан или лиц без гражданства в уголовном судопроизводстве, поэтому следователь или дознаватель может не уделять данному факту особого внимания, что в итоге способно привести к нарушениям прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, затягиванию процессуальных сроков расследования, жалобам, признанию недопустимости собранных доказательств и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Определение процессуального статуса иностранного гражданина и лица без гражданства как участника уголовного судопроизводства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, вовлеченные в процесс расследования уголовных дел, могут выступать в нем лишь в качестве некоторых участников уголовного судопроизводства, таких как потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, законный представитель и т.д.

Исходя из процессуального статуса иностранного гражданина или лица без гражданства, следователь или дознаватель обязан предпринять необходимые меры по соблюдению требований уголовно-процессуального закона относительно участия данной категории лиц в уголовном судопроизводстве, а также предусмотреть дополнительные гарантии их процессуальных

прав, привлекать необходимых участников уголовного судопроизводства, учитывать специфику тактики и методики проведения как отдельных следственных действий, так и всего процесса расследования.

Примером может служить вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации (ст. 456 УПК РФ).

Кроме того, необходимо помнить, что в нормах международного права также могут содержаться положения, регламентирующие статус иностранного гражданина, вовлекаемого в уголовное судопроизводство в Российской Федерации, которые необходимо учитывать в процессе расследования.

Например, Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. устанавливает некоторые особенности вовлечения в уголовный процесс иностранных граждан в зависимости от их процессуального статуса (статус свидетеля, потерпевшего или эксперта).

Таким образом, следует констатировать, что правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства, являющегося участником уголовного судопроизводства, оказывает влияние и на его уголовно-процессуальный статус в рамках расследования.

6. Установление психологических особенностей иностранного гражданина и лица без гражданства.

Как справедливо отмечает Т.Ю. Филиппова, изучение психологических свойств личности иностранного гражданина или лица без гражданства на стадии предварительного следствия должно быть подчинено решению вопросов, возникающих в процессе расследования конкретного преступления [9, с. 57].

По мнению А.З. Сороки, на процесс подготовки и проведение следственных действий с участием иностранных граждан влияют такие личностные особенности, как этнически-национальные, социальные, психологические [14, с. 113].

В свою очередь, Н.В. Софийчук считает, что на поведение участников уголовного процесса оказывает влияние принадлежность человека к той или иной национальности или вероисповеданию [15, с. 40].

Вышеизложенное подтверждается также юридической практикой. Незнание иностранным гражданином или лицом без гражданства российского уголовно-процессуального законодательства, обычаев, традиций, норм поведения, вероисповедания, невладение языком уголовного судопроизводства может привести к негативным последствиям при попытке установления психологического контакта с иностранным гражданином или лицом без гражданства, враждебности и закрытости в процессе общения, нежеланию давать показания, отказу от участия в следственных действиях или умышленному искажению произошедших событий и, как следствие, к существенным проблемам при производстве следственных действий с их участием.

В качестве примера можно привести ситуацию с проведением судебной экспертизы или освидетельствования в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, для которых обнажение тела недопустимо по религиозным принципам. В связи с этим привлечение для разъяснения положений ст. 179 УПК РФ представителей этих лиц поможет правильно понять и убедить иностранного гражданина или лицо без гражданства в необходимости и правомерности таких действий.

По нашему мнению, при возникновении негативных явлений в ходе производства по уголовным делам в некоторых случаях необходимо привлекать в качестве специалистов психологов, переводчиков, а также в качестве представителей иностранных граждан и лиц без гражданства привлекать сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, близких родственников, лиц одной национальности, тех, кто пользуется авторитетом в кругах иностранцев (например, это могут быть религиозные деятели, работники правозащитной организации, главы семей или диаспор и т.д.).

Резюмируя сказанное, следует отметить, что лицу, проводящему расследование уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо устанавливать рассмотренные особенности правового положения иностранного гражданина или лица без гражданства. Установление данных обстоятельств в ходе расследования позволит:

- дополнительно гарантировать обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

- существенно облегчить установление психологического контакта с иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- получить достоверные сведения о личности иностранного гражданина, о правовом положении и статусе, о законности и сроках пребывания на территории Российской Федерации;

- осуществить должное взаимодействие с представителями иных государств, международных служб и организаций в рамках международного сотрудничества;

- качественно изучить личность иностранного гражданина и лица без гражданства;

- получить квалифицированное разъяснение норм международного права и межгосударственных соглашений в области уголовного судопроизводства.

Очевидно, что действующий УПК РФ не отражает в полной мере указанные особенности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, положения об участии в уголовном судопроизводстве иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе, носят разрозненный характер. Исходя из этого предлагаем объединить в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся участия иностранных граждан и лиц без гражданства в уголовном судопроизводстве. Результатом этого станет более качественное применение уголовно-процессуального закона, учитывающее приведенную специфику.

Список литературы

1. Сизов А.А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. 23 с.

2. Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 202 с.

3. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская; под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА М), 2000. 990 с.

4. Якимчук Б.В. Особенности проведения следственных действий с участием иностранных граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 1. С. 26-29.

5. Ванюшин Я.Л. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд., доп. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. 103 с.

6. Васильев А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М., 1978. 64 с.

7. Хмелев С.А. Особенности расследования преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. 187 с.

8. Земскова А.И. К вопросу об особенностях участия иностранных граждан в уголовном процессе Российской Федерации в качестве свидетелей и потерпевших // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. N 3. С. 90-95.

9. Филиппова Т.Ю. Учет психологических особенностей личности иностранных граждан при производстве по уголовным делам // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 3. С. 57-60.

10. Филиппова Т.Ю. Представительство иностранных граждан в российском уголовном судопроизводстве // Подходы к решению проблем законодательства и правоприменения: сб. науч. тр. Омск: Омская акад. МВД России, 2013. Вып. 20. С. 64-68.

11. Ходукина О.А. Участие представителей общественности в уголовном судопроизводстве // Законность. 2001. N 4. С. 46-47.

12. Шинкевич Н.Е. Актуальные проблемы криминалистический виктимологии: дис. ... канд. юрид. наук. Смоленск, 2004. 237 с.

13. Алексеев Н.А., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерки развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. 251 с.

14. Сорока А.З. Об определении факторов, влияющих на подготовку и проведение следственных действий с участием иностранных граждан // Актуальные проблемы современной криминалистики и судебной экспертизы: материалы междунар. науч.- практ. конф. Мн., 2011. С. 112-113.

15. Софийчук Н.В. Производство следственных действий с участием иностранных граждан стран СНГ (по материалам Иркутской области и Республики Бурятия): дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. 189 с.

References

1. Sizov A.A. Features of pre-trial proceedings in cases of crimes committed by foreign citizens. Autoabstract Cand. Diss. Voronezh, 2006. 23 p. (In Russ.).

2. Aleksandrova O.I. Criminal procedural and forensic features of initiating and investigating criminal cases involving foreign citizens. Cand. Diss. Moscow, 2001. 202 p. (In Russ.).

3. Aver'yanova T.V., Belkin R.S., Koruhov Yu.G., Rossinskaya E.R. Forensics. Moscow, NORMA (NORMA-INFRA M) Publ., 2000. 990 p. (In Russ.).

4. Yakimchuk B.V. Features of conducting investigative actions with the participation of foreign citizens. Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, no. 1, pp. 26-29. (In Russ.).

5. Vanyushin Ya.L. Legal status of foreign citizens in the Russian Federation. Tyumen, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2015. 103 p. (In Russ.).

6. Vasil'ev A.N. Problems of the methodology for investigating certain types of crimes. Moscow, 1978. 64 p. (In Russ.).

7. Hmelev S.A. Features of the investigation of crimes committed against foreign citizens. Cand. Diss. Volgograd, 2000. 187 p. (In Russ.).

8. Zemskova A.I. To the question of the peculiarities of the participation of foreign citizens in the criminal process of the Russian Federation as witnesses and victims. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 3, pp. 90-95. (In Russ.).

9. Filippova T.Yu. Taking into account the psychological characteristics of the personality of foreign citizens in criminal proceedings. Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, no. 3, pp. 57-60. (In Russ.).

10. Filippova T.Yu. Representation of foreign citizens in Russian criminal proceedings. Approaches to solving problems of legislation and law enforcement. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. Issue 20. Pp. 64-68. (In Russ.).

11. Hodukina O.A. Public participation in criminal proceedings. Legality, 2001, no. 4, pp. 46-47. (In Russ.).

12. Shinkevich N.E. Topical problems of forensic victimology. Cand. Diss. Smolensk, 2004. 237 p. (In Russ.).

13. Alekseev N.A., Daev V.G., Kokorev L.D. Essays on the development of the science of the Soviet criminal process. Voronezh, 1980. 251 p. (In Russ.).

14. Soroka A.Z. On determining the factors affecting the preparation and conduct of investigative actions with the participation of foreign citizens. Topical problems of modern forensic science and forensic expertise. Minsk, 2011. Pp. 112-113. (In Russ.).

15. Sofiychuk N.V. Investigative actions involving foreign citizens of the CIS countries (based on materials from the Irkutsk region and the Republic of Buryatia). Cand. Diss. Irkutsk, 2005. 189 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.