Научная статья на тему 'Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект'

Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый омбудсмен / примирительные процедуры / страховые споры / Страховое бюро / financial Ombudsman / conciliation proce-dures / insurance disputes / Insurance Bureau

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Бочарова Наталья Николаевна

В представленной статье исследуются особенности правового статуса финансового омбудсмена. Работа начинается с общетеоретического определения понятия «финансовый омбудсмен». Далее, так как для Рос-сии данный институт является новым, в начале статьи изучается опыт работы финансового омбудсмена в зарубежных странах (Нидерланды, Дания, Германия, Швеция, Великобритания, Франция, др.). Затем тема развивается в исследовании становления и функционирования института финансового омбудсмена в Рос-сии: основные принципы его работы, процедурные вопросы, достоинства и недостатки такого способа урегулирования споров по сравнению с судебной процедурой, анализируется статистика. Особо уделяется внимание работе финансового омбудсмена со страховыми спорами. Ценным в статье является ссылка на законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», планируемый к рассмотрению и принятию Государственной Думой РФ в осеннюю сессию 2015 г. Также статью обогащает обращение к проблемам регионального аспекта функционирования финансового омбудсмена. В заключении статьи авторы предлагают адаптировать опыт функционирования финансового омбудсмена в Краснодарском крае и Свердловской области к Ростовской области, отмечая положительные перспективы реализации данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF FINANCIAL OMBUDSMAN IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article studies the legal status of the financial Ombudsman. The paper begins with a theoretical definition of "financial ombudsman". Since this Institu-tion is new in Russia, at the beginning of the work we study the experience of the financial Ombudsman in foreign countries (the Netherlands, Denmark, Germa-ny, Sweden, the UK, France etc.). Further the article studies the formation and functioning of the institution of financial Ombudsman in Russia: basic principles of its work, procedural issues, advantages and disad-vantages of this method of resolving disputes com-pared with court procedures, and analyzes the statis-tics. Particular attention is paid to the work of the fi-nancial ombudsman with insurance disputes. It is important that the article refers to the draft law "On financial Ombudsman for the rights of clients of financial organizations" scheduled for consideration and adoption by the State Duma in its autumn session 2015. The article also addresses the regional aspect of the functioning of the financial Ombudsman. In conclusion, the authors propose to adapt the experience of the Financial Ombudsman in Krasnodar and Sverdlovsk regions to the Rostov region, noting the positive prospects of the development of this institution.

Текст научной работы на тему «Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект»

Социальные и юридические науки

Social and Legal Sciences

УДК 34

КОЛЕСНИКОВ Юрий Алексеевич,

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия yakolesnikov@sfedu.ru

БОЧАРОВА Наталья Николаевна,

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Ростов-на-Дону, Россия miss.natalya1302@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В представленной статье исследуются особенности правового статуса финансового омбудсмена. Работа начинается с общетеоретического определения понятия «финансовый омбудсмен». Далее, так как для России данный институт является новым, в начале статьи изучается опыт работы финансового омбудсмена в зарубежных странах (Нидерланды, Дания, Германия, Швеция, Великобритания, Франция, др.). Затем тема развивается в исследовании становления и функционирования института финансового омбудсмена в России: основные принципы его работы, процедурные вопросы, достоинства и недостатки такого способа урегулирования споров по сравнению с судебной процедурой, анализируется статистика. Особо уделяется внимание работе финансового омбудсмена со страховыми спорами. Ценным в статье является ссылка на законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», планируемый к рассмотрению и принятию Государственной Думой РФ в осеннюю сессию 2015 г. Также статью обогащает обращение к проблемам регионального аспекта функционирования финансового омбудсмена. В заключении статьи авторы предлагают адаптировать опыт функционирования финансового омбудсмена в Краснодарском крае и Свердловской области к Ростовской области, отмечая положительные перспективы реализации данного института.

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, примирительные процедуры, страховые споры, Страховое бюро.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-210-213 KOLESNIKOV Yuri Alekseyevich,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

yakolesnikov@sfedu.ru

BOCHAROVA Natalya Nikolayevna,

South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia miss.natalva1302@yandex.ru

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF FINANCIAL OMBUDSMAN IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL

ASPECT

The article studies the legal status of the financial Ombudsman. The paper begins with a theoretical definition of "financial ombudsman". Since this Institution is new in Russia, at the beginning of the work we study the experience of the financial Ombudsman in foreign countries (the Netherlands, Denmark, Germany, Sweden, the UK, France etc.). Further the article studies the formation and functioning of the institution of financial Ombudsman in Russia: basic principles of its work, procedural issues, advantages and disadvantages of this method of resolving disputes compared with court procedures, and analyzes the statistics. Particular attention is paid to the work of the financial ombudsman with insurance disputes. It is important that the article refers to the draft law "On financial Ombudsman for the rights of clients of financial organizations" scheduled for consideration and adoption by the State Duma in its autumn session 2015. The article also addresses the regional aspect of the functioning of the financial Ombudsman. In conclusion, the authors propose to adapt the experience of the Financial Ombudsman in Krasnodar and Sverdlovsk regions to the Rostov region, noting the positive prospects of the development of this institution.

Keywords: financial Ombudsman, conciliation procedures, insurance disputes, Insurance Bureau.

Как известно, в настоящее время институт финансового омбудсмена имеет широкое распространение в мировой практике. Он представляет собой независимый (общественный) орган рассмотрения споров, которые могут возникать между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами.

Омбудсмен в финансовой сфере (финансовый омбудсмен, от шведск. ombudsman - представитель интересов) - это независимое лицо, которое разрешает во внесудебном порядке споры между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. Значительная часть его работы состоит в рассмотрении жалоб, связанных с вопросами банковской сферы, рынка ценных бумаг и сферы страховых услуг [8].

Широкое распространение данного института объясняется тем, что процедура рассмотрения спора омбудсменом дает клиентам возможность получения не только обязательного для исполнения, но и более быстрого решения (при сравнении с судебными разбирательствами), возможность урегулирования разногласий бесплатно и без какого-либо риска. В настоящее время институт омбудсмена финансовой системы существует уже во многих странах мира (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Португалия, Италия, Ирландия). Рассмотрим схему внесудебного разрешения споров, которая во всех странах приблизительно одинакова и которая послужила основой для создания данного института и в РФ [4; 7].

- 210 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

Инициализация рассмотрения спора омбудсменом производится путем подачи заявителем жалобы, чаще всего письменной. Обращение к омбудсмену является добровольным. В большинстве стран установлен срок подачи такой жалобы, определен круг вопросов, подлежащих рассмотрению, а также круг лиц, имеющих право на подачу заявлений, а также в отношении которых они могут быть поданы. Омбудсменом устанавливается как верхний, так и нижний предел суммы иска, который становится предметом жалобы потребителя. Чаще всего существует порядок, согласно которому предъявление претензии поставщику услуг до обращения к омбудсмену обязательно (Бельгия, Франция, Италия) [7]. В Люксембурге, например, до обращения к омбудсмену потребителю необходимо использовать все возможные средства в отношении поставщика финансовых услуг [4].

Следующим этапом является проверка письменной жалобы, направленной омбудсмену, на допустимость к рассмотрению. В случаях, когда жалоба рассмотрению не подлежит, заявителя об этом извещают и предлагают рекомендации по дальнейшему разрешению спора. В случаях, когда жалоба подлежит рассмотрению, она прежде всего направляется в организацию, на которую поступила жалоба, с целью получения разъяснений. Период рассмотрения заявлений, о которых выше идет речь, может варьироваться от одного месяца в ряде стран до 9-10 месяцев в Дании. Средняя же продолжительность рассмотрения спора в большинстве случаев составляет 3-4 месяца [4; 9].

Итак, как уже было указано выше, рассмотренная нами схема работы финансового омбудсмена в мировой практике послужила предпосылкой и для развития института финансового омбудсмена в России.

В настоящее время ситуация такова, что в 2014 г. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и Ассоциация российских банков создали Страховое бюро финансового омбудсмена, участие в котором для страховщиков является добровольным [2; 3]. Страховое бюро призвано оказывать помощь страхователям и пострадавшим в разрешении споров со страховщиками в досудебном порядке. Данный проект согласован с Банком России. Для потребителей услуга является бесплатной.

В сентябре 2010 г. Советом АРБ были утверждены «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)». На должность Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена) был назначен депутат Государственной Думы Павел Медведев [3].

Главными целями российского Финансового омбудсмена являются: обеспечение доступной, простой, справедливой внесудебной процедуры разрешения гражданско-правовых споров между финансовыми организациями и их клиентами на сумму до 300 000 рублей; оказание консультативной помощи клиентам, разъяснение им их прав и обязанностей; формирование разумной практики применения норм законодательства; ведение публичной разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о финансовых услугах.

Процесс рассмотрения жалоб Финансовым омбудсменом построен по следующим принципам.

Секретариат Финансового омбудсмена принимает письменные заявления с описанием сути дела, к которым прилагаются необходимые документы. Далее, на основании поданных документов омбудсменом решается вопрос о соответствии жалоб требованиям Регламента. Признанные допустимыми жалобы направляются заранее определенному сотруднику финансовой организации, который отвечает за рассмотрение таких жалоб. В обязанности финансовой организации входит представление письменного отзыва в течение одного месяца с даты поступления жалобы. Данный документ направляется клиенту.

В случаях, когда жалоба клиента не оказывается удовлетворенной, возможно дальнейшее рассмотрение спора на основании представленных сторонами документов как в очной, так и заочной форме. Результатом рассмотрения спора омбудсменом является утверждение подписанного сторонами Примирительного соглашения, вынесение Постановления, разрешающего спор по существу, либо Постановления о прекращении разбирательства спора. В процессе вынесения завершающих разбирательство спора актов Финансовый омбудсмен руководствуется федеральным законодательством Российской Федерации, международными соглашениями и договорами, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Исполнение принятых решений является обязательным для финансовых организаций, которые присоединились к институту Финансового омбудсмена.

- 211 -

Социальные и юридические науки

Social and Legal Sciences

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в отношении деятельности Страхового бюро финансового омбудсмена в настоящее время в Центре и регионах. Итак, основные цели и направления его деятельности состоят в том, чтобы оперативно урегулировать споры и сократить количество обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти и суды; повысить результативность рассмотрения обращений (жалоб) потребителей страховых услуг, выработать единые подходы к урегулированию однотипных споров; упростить процедуры урегулирования и рассмотрения споров в сфере страховых услуг для граждан; улучшить обратную связь между потребителями страховых услуг и участниками страхового рынка; др.

На рассмотрении в Государственной Думе в данное время находится проект Федерального закона «О Финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг финансовых организаций» [1]. Основной идеей законопроекта является создание эффективного механизма защиты прав потребителей финансовых услуг, способствующего повышению доверия физических лиц к поставщикам финансовых услуг и развитию финансового сектора экономики. Проект ФЗ «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» разработан на основании поручения Президента Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № Пр-707 и поручений Правительства Российской Федерации от 26 марта 2012 г. № ВЗ-П1Э-1681 (пункт 2) и от 23 августа 2012 г. № ИШ-П13-4964 с использованием опыта нескольких европейских стран. Проект был рассмотрен и принят Государственной Думой РФ в первом чтении, а также прошел все согласительные процедуры. Проект подготовлен ко второму чтению и включен в план законотворческой работы ГД РФ на 2015 г. (осенняя сессия) [1].

В настоящее время открыты два представительства Страхового бюро - в Свердловской области и в Краснодарском крае. Реализация пилотного проекта Страхового бюро финансового омбудсмена в Ростовской области не потребует расходов, покрываемых за счет бюджета. Присоединение к пилотному проекту Ростовской области могло бы стать шагом на пути к снижению уровня конфликтности на страховом рынке региона и привести к сокращению нагрузки на суды (арбитражные и общей юрисдикции) и уполномоченные органы в части рассмотрения жалоб и обращений по вопросам страхования; снижению нагрузки в части административного производства (рассмотрение дел об административных правонарушениях, исполнительное производство, администрирование штрафов) в связи с возможностью применения ст. 2.9 КоАП РФ в случае добровольного внесудебного урегулирования спора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. www.duma.gov.ru

2. www.cbr.ru

3. www.ins-union.ru

4. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. В.В. Бойцова. - М., 1996.

5. Васильев А.М., Васильева Н.А. Региональные институты защиты прав человека // Юридические записки. - 2013. - № 2.

6. Еременко А.С. Проблема учреждения института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 73-1.

7. Тхаркахо М.М. Особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах // Вестник Адыгейск. гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2008. - № 8.

8. Финансовая энциклопедия. - М., ЭКСМО, 2010.

REFERENCES

1. www.duma.gov.ru

2. www.cbr.ru

3. www.ins-union.ru

4. Boytsova V.V. The Service of protection of the rights of man and citizen: international experience [Sluzhba zashchity prav cheloveka i grazhdanina: mirovoy opyt]. V.V. Boytsova. Moscow, 1996.

5. Vasiliev A.M., Vasilieva N.A. Regional institutions for the protection of human rights [Regional'nye instituty zashchity prav cheloveka]. Law notes, 2013, No. 2.

6. Eremenko A.S. The problem of the establishment of the Institute of the Commissioner for human rights in subjects of the Russian Federation [Problema uchrezhdeniya instituta upolnomochennogo po pravam cheloveka v sub"ektakh Ros-siyskoy Federatsii]. Izvestia Russian state pedagogical University. A. Herzen. 2008, No. 73-1.

7. Tkharkakho M.M. Features of formation of Institute of the ombudsman in foreign countries [Osobennosti formirovaniya instituta ombudsmena v zarubezhnykh stranakh]. The Bulletin of Adyghe state University. Series 1: regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies. 2008, No. 8.

8. Financial encyclopedia. Moscow, EKSMO, 2010.

- 212 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

Информация об авторе

Information about the author

Колесников Юрий Алексеевич, доктор юридических наук, доцент кафедры государственного (конституционного) права, муниципального права и природоохранного законодательства юридического факультета ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,

Ростов-на-Дону, Россия vakolesnikov@sfedu.ru

Бочарова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры процессуального права ЮжноРоссийского института управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», соискатель ученой степени по специальности 12.00.14 - Административное право, административный процесс,

Ростов-на-Дону, Россия miss.natalya1302@yandex.ru

Получена: 19.10.2015

Для цитирования статьи: Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н. Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект.

Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Kolesnikov Yuri Alekseyevich, Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Faculty of Law, Chair of State (Constitutional) Law, Department of Municipal Law and Environmental Legislation, Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia yakolesnikov@sfedu.ru

Bocharova Natalya Nikolayevna, Senior lecturer, Chair for Procedural Law, South-Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Rostov-on-Don, Russia miss.natalya1302@yandex.ru

Received: 19.10.2015

For article citation: Kolesnikov Yu.A., Bocharova N.N., Characteristic features of the legal status of financial ombudsman in russia and foreign countries: theoretical and methodological aspect. [Osobennosti pravovogo polozhenija finansovogo ombudsmena v Rossii i zarubezhnyh stranah: teoretiko-metodologicheskij aspekt]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:

- 213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.